...За зло и вероломство
Тебе свой приговор произнесет потомство.
К. Ф. Рылеев
Русская литература во все времена и эпохи упорно и последовательно отыскивала в действительности и воссоздавала в художественных произведениях образы людей честной, достойной человека жизни, живущих, как говорится, по правде. Из древних веков пришла пословица: "Не стоит селение без праведника".
Главная отличительная особенность творчества замечательного русского писателя Николая Семеновича Лескова заключается в том, что любимейшими, заветнейшими героями его произведений были те, кого он называл "праведниками". Лесков твердо верил, что добро заложено в человеке изначально, от природы, и поэтому самые гнусные времена, даже такие, как царствование Николая I, не могут истребить в людях честность и человеколюбие. "У нас не перевелись и не переведутся праведники. Их только не замечают, а если стать присматриваться — они есть", — писал он. И Лесков их искал и находил — людей ярких, одержимых идеей добра, справедливости и жертвенности. М. Горький, которому очень близки были поиски Лескова, отметил эту черту в его творчестве. Лесков, писал он, это "писатель, открывший праведника в каждом сословии, во всех группах".
Николай Семенович Лесков родился в 1831 году. Его отец служил чиновником в Орле и, как говорили о нем знакомые, отличался "глупым бессребреничеством". Поэтому Лесковы всегда жили небогато, а после смерти отца в семью пришла настоящая нужда. Лескову, которому было тогда шестнадцать лет, пришлось оставить гимназию. Он служил писцом в Орловской уголовной палате, затем, несколько лет спустя, перешел на службу в частную компанию "Шкотт и Вилькенс". Здесь по службе Лескову приходилось сопровождать крестьян-переселенцев, водить обозы с товарами, совершать торговые сделки. Впечатления от самых разнообразных встреч и наблюдений переполняли Лескова; его письма к Шкотту, в которых он рассказывал о виденном и слышанном, не походили на сухие деловые отчеты, это были художественные очерки. Эти письма прочитал известный в свое время писатель И. В. Селиванов и нашел их "достойными печати", а в их авторе "прочил писателя". С 1860 года Лесков начал печататься. Сначала это были очерки и газетные статьи, затем появились рассказы. Лесков переезжает в Петербург и становится профессиональным литератором.
Лесков пришел в литературу уже зрелым человеком, с богатым запасом наблюдений, с широким и глубоким знанием народной жизни и с самостоятельным взглядом на нее. За тридцать с лишним лет литературной работы (он умер в 1895 году) Лесков написал много произведений разных жанров — романов, повестей, рассказов, очерков, статей. В его произведениях перед читателем предстает широкая панорама русской жизни. "Он пронзил всю Русь", — сказал о Лескове М. Горький. Лесков описывает беспросветную, тяжелую жизнь русских крестьян, быт уездного купечества и мещанства, служителей церкви, чиновников. Он писал рассказы по мотивам древних исторических преданий и по документам и воспоминаниям недавних лет — царствований Александра I и Николая I. Особое место в творчестве Лескова занимают образы русского трудового человека, умельца, творца: это иконописцы из повести "Запечатленный ангел", ремесленник-портной из рассказа "Штопальщик" и, наконец, тульский кузнец Левша. В них нашла художественное воплощение вера писателя в творческие силы русского народа.
Лесков описывал современную ему жизнь не с казовой стороны, а в настоящем ее виде, со всеми ее противоречиями, не скрывая темных сторон. Поэтому его произведения не раз вызывали неудовольствие светских и духовных властей, запрещались цензурой.
При жизни Лесков не пользовался такой известностью, как, например, И. С. Тургенев или Ф. М. Достоевский. Но наиболее проницательные современники предвидели его грядущую славу: Л. Н. Толстой сказал, что Лесков — это "писатель будущего" и что "его жизнь в литературе глубоко поучительна".
Большое влияние оказал Лесков на последующее развитие русской литературы. А. П. Чехов называл его своим любимым писателем и по свидетельству А. М. Горького, говорил, что "многим обязан Лескову". Горький пишет: "На мое отношение к жизни влияли каждый по-своему три писателя: Помяловский, Гл. Успенский и Лесков". Горький называл Лескова "совершенно оригинальным явлением русской литературы", "фантастически талантливым", он писал: "Как художник слова Н. С. Лесков вполне достоин встать рядом с такими творцами литературы русской, каковы Л. Толстой, Гоголь, Тургенев, Гончаров".
Рассказ "Тупейный художник" Лесков написал в 1883 году. Рассказ снабжен посвящением; "Светлой памяти благословенного дня 19 февраля 1861 года" и эпиграфом: "Души их во благих водворятся". "Во благих" — в переводе с церковнославянского на русский значит: "среди святых, среди праведников". Посвящением и эпиграфом Лесков как бы указывает читателю, какова главная тема рассказа и каково отношение к ней автора.
В "Тупейном художнике" рассказывается о трагической любви крепостного парикмахера-"тупейщика" Аркадия — "чувствительного; и смелого молодого человека" и крепостной актрисы Любови Онисимовны, которую владелец крепостного театра граф Каменский захотел сделать своей наложницей. Молодые люди в отчаянии бегут, их ловят и после жестокого наказания актрису по приказанию графа ссылают на скотный двор, а парикмахера отдают в солдаты.
Крепостной театр графа Каменского в Орле существовал с 1815 по 1835 год, его постановки отличались роскошью, при театре существовала школа, в которой опытные преподаватели обучали крепостных актрис и актеров, Каменский приглашал для участия в спектаклях вольных актеров, у него играл великий русский актер М. С. Щепкин. Вместе с тем это был настоящий крепостной театр, со всеми его ужасами: с бесправными рабами-актерами, которых владелец, самодур и тиран, не считал за людей и унижал на каждом шагу.
Еще до рассказа Лескова порядки, царившие в крепостном театре графа Каменского, и историю о том, как была погублена графом талантливая крепостная актриса, описал А. И. Герцен в повести "Сорока воровка". Герцен в своем повествовании строго следовал действительным фактам, изменив только имена действующих лиц. Его повесть была написана во времена крепостного права и обличала его, она была злободневным политическим документом.
Перед Лесковым, когда он писал "Тупейного художника", стояла другая задача. Уже двенадцать лет как отменено крепостное право, давно умерли все участники разыгравшейся в крепостном театре графа Каменского трагедии, но тем не менее эпоха крепостного права все еще довлела над Россией, остатки крепостничества еще сохранились в социальных отношениях, в государственных учреждениях, а главное — они цепко держались в сознании и психологии как бывших крепостных, так и бывших владельцев крепостных душ.
"Тупейный художник" написан в форме рассказа бывшей крепостной актрисы Любови Онисимовны. Рассказ не от автора, а от лица какого-нибудь литературного героя — любимый художественный прием Лескова, которым он владел в совершенстве.
В "Тупейном художнике" Лесков следует художественным законам народного рассказа, народного предания, которое, сохраняя главную историческую суть явления, свободно обращается со всем остальным: нарушает хронологию, переиначивает детали, подчиняя их главному замыслу. Так создается фольклорный художественный образ, который, не являясь точным изображением одного какого-либо факта или явления действительности, выражает собой сущность всего ряда аналогичных фактов и явлений, то есть выражает эпоху. Лесков описывает не просто один из эпизодов прошлого, не просто судьбу определенных людей — он изображает эпоху, эпоху крепостного права. Его рассказ закономерно приобретает черты народного эпоса.
Прежде всего Лесков отказывается от точной датировки. "При котором именно из графов Каменских процветали обе эти художественные натуры, я с точностью указать не смею, — пишет он. — Графов Каменских известно три, и всех их орловские старожилы называли "неслыханными тиранами". И в другом месте рассказа замечает: "В каких именно было годах — точно не знаю, но случилось, что через Орел проезжал государь (не могу сказать, Александр Павлович или Николай Павлович)".
Для главного замысла рассказа неважно, при каком Каменском служил Аркадий, в какое царствование это было — крепостное право и крепостники, подобные графам Каменским, были во все эти царствования, и Аркадия при любом из них ожидала та же самая судьба. Так писатель подчеркивает типичность описываемого для целой эпохи.
Резко, определенно, одной краской, вполне в фольклорной традиции, изображает Лесков крепостников — графа Каменского и его брата. Первый "был так страшно нехорош, через свое всегдашнее зленье, что на всех зверей сразу походил", второй же "был еще собой хуже".
Совсем иными предстают Аркадий и Любовь Онисимовна. Братья Каменские почти условные фигуры, не изменяющиеся с начала до конца повествования. Аркадий и Люба, напротив, полнокровные реалистические образы, их характеры проявляются, развиваются и окончательно складываются на протяжении рассказа.
Аркадий и Люба предстают в рассказе в решительнейший момент своей жизни. Они поставлены перед трудным выбором: подчиниться, перетерпеть унижение и продолжать жить покорными рабами, как живут вокруг многие тысячи крепостных, или же восстать против обычаев и законов, попирающих человеческое достоинство, хотя это и грозит им почти неминуемыми "мучительствами" и гибелью. Они выбирают второй путь.
И вот тут-то в Аркадии и Любе начинают раскрываться скрытые доселе гордость, смелость, решительность. Проснувшееся ощущение свободы облагораживает каждый их шаг, каждый поступок, придает им силы в недолгие часы побега и позже, когда наступает жестокая расплата. Даже и тогда ни Аркадий, ни Люба не пожалели о сделанном.
История, рассказанная в "Тупейном художнике", не могла окончиться счастливо, это было бы не характерно для эпохи, и Лесков остается верен правде жизни. Герои рассказа дважды оказываются близки к достижению заветной цели, но оба раза все их усилия и надежды разрушает, на первый взгляд казалось бы, непредвиденный случай: в первый раз — предательство попа, во второй — алчность кабатчика. Но Лесков дает понять, что оба эти случая вовсе не случайны, они в нравах эпохи. И кроме двух явных катастроф, писатель упоминает в рассказе и третью, которая неминуемо ожидала Аркадия и Любовь Онисимовну, если бы побег удался. Беглецы стремились в "турецкий Хрущук", "куда, — как объясняет Любовь Онисимовна, — тогда много наших людей от Каменского бежали". "Турецким Хрущуком" крепостные графа Каменского называли Рущук — болгарский город на Дунае, находившийся под владычеством турок. Не раз во время русско-турецких войн XVIII—XIX веков переходивший из рук в руки, разрушенный войной, он не мог быть и не был пристанищем беглецов и России. Хрущук был такой же мечтой и легендой, как легенды о стране Беловодье, об Ореховой земле и многих других "далеких землях". Но Лесков сохраняет в рассказе заведомо мифический Хрущук — как Символ беспочвенных, несбыточных надежд крепостных на свободу и счастье в крепостническом государстве.
Среди антикрепостнических произведений русской художественной литературы "Тупейный художник" Н. С. Лескова по силе и глубине изображения, по художественному воплощению и эмоциональному воздействию на читателя занимает одно из первых мест наряду с "Путешествием из Петербурга в Москву" А. Н. Радищева, "Записками охотника" И. С. Тургенева, стихотворениями и поэмами Н. А. Некрасова. Рассказ Лескова с полным правом можно назвать "приговором потомства" крепостнической России.
Вл. Муравьев. Приговор потомства.