В научных статьях психологов, психотерапевтов появились странные термины: "интернет-аддикция", "информационный вампиризм", "киберсекс-зависимость", патологическое влечение к "сетевым играм". Специалистами кафедры психиатрии СПб ГУ проанализировано 98 случаев интернет- зависимости, которую называют никак не иначе, как новый наркотик.
Сегодня выделены различные этапы формирования "интернет-аддикции", различающиеся по степени выраженности расстройств.
Первая стадия обычно носит характер увлечения "новой игрушкой" и всегда сопровождается анозогнозией, как, например, трудно преодолимое, желанное влечение к сеансу общения в Сети, зачастую в ущерб другим, более важным занятиям. Среди симптомов - появление душевного подъема, радостного возбуждения в предвкушении начала он-лайн общения, искажение чувства времени в Сети (резкое ускорение субъективного темпа времени), причем, как правило, человек старается утаить от близких, что долго "сидел" в Интернете или заигрался так, что просто не мог остановиться. Как видим, признаки довольно серьезны и очень уж сильно похожи на поведение наркоманов. По собственному опыту могу сказать, что все вышеперечисленное - правда, действительно интересно "залезать в Интернет". Но вернемся к перечислению стадий формирования интернет-зависимости.
Вторая - абстинентная, включает в себя:
нарушение внимания, снижение умственной работоспособности; навязчивые мысли, представления и воспоминания, возникающие при продолжительном воздержании от общения в Сети;
эмоциональную неустойчивость: перепады настроения с эпизодами немотивированной эйфории и раздражительности;
бессонница, снижение аппетита вплоть до полной утраты чувства голода, прием пищи "не отходя от компьютера";
резкое повышение в таких "естественных" стимуляторах общения, как курение, кофе, алкоголь;
сомато-вегетативные расстройства, как следствие недосыпания, недоедания, психического и физического переутомления: потливость, тахикардия, колебания артериального давления, головные боли, тошнота, озноб, боли в спине, глазах, запястье.
Не удивлюсь, если хотя бы некоторые признаки найдет в своем поведении каждый, кто находится перед компьютером несколько часов. Я сама, когда работаю за чудо-машиной, забываю о еде, чаще курю, не замечая того. Начальные стадии зависимости обратимы, необходимо только контролировать себя.
Еще сильнее надо "бить в колокол", если дело дошло до третьей стадии или стадии социальной дезадаптации. В частности:
появляется постоянная потребность в сетевом общении при отсутствии ощутимого удовольствия от него;
выраженное депрессивное состояние при непродолжительном воздержании от общения в Сети;
нарастающая апатия, вялость, сужение круга интересов, резкое снижение активности;
профессиональный крах, глубокие семейные проблемы, социальная изоляция.
А.Голдерг, впервые предложивший термин "интернет-зависимость" в 1996 году для описания непреодолимой тяги к использованию Интернета, характеризует расстройство как "оказывающее пагубное воздействие на бытовую, учебную, социальную, рабочую, семейную, финансовую или психологическую сферы деятельности". По степени доминирующего в сознании стремления к уходу от реальности, оно сопоставимо с патологическим влечением при алкоголизме, наркомании, тяге к азартным играм и других нехимических аддикциях. Согласно исследованиям последних лет, распространенность этой патологии среди российских пользователей сети составляет примерно 2-6%. При остром течении, патология может проявляться полиморфными соматическими, вегетативными расстройствами, а также приводить к социальной дезадаптации.
Риск формирования интернет-аддикции, по предположению С.Э.Давтяна - специалиста кафедры психиатрии СПб ГУ, зависит как от патологических особенностей личности (шизоидные, неустойчивые, сензитивные и др. черты), так и от средовых психотравмирующих факторов. Ведущим звеном, лежащим в основе формирования зависимости, является эмоциональная депривация. Так что забот у психиатров прибавилось. Ведь именно им, как никому другому, придется лечить нас еще от одной болезни - интернет-зависимости.
С.Э. ДАВТЯН. «Клинико-катамнестический анализ одной разновидности интернет-аддикции (патологического влечения к виртуальному общению)» *