Великая Отечественная война уже стала для нас историей. Мы узнаем о ней по книгам, фильмам, старым фотографиям, воспоминаниям тех, кому посчастливилось дожить до Победы. О ней писали участники и очевидцы тех трагических событий. И сейчас эта тема продолжает волновать писателей, которые открывают в ней новые аспекты и проблемы. К числу замечательных произведений о войне относятся повести Б. Васильева "А зори здесь тихие", "В списках не значился", роман Ю. Бондарева "Горячий снег" и многие другие.
Но я хочу обратиться к роману В. Гроссмана "Жизнь и судьба", который был написан в 1960 году, но только в конце 80-х стал известен широкому читателю. Поэтому он воспринимается как современное произведение о войне. В центре изображения находится Сталинградская битва, которая стала переломным событием в ходе Великой Отечественной войны. Однако роман Гроссмана поражает широтой охвата военной действительности, многообразием судеб и характеров, глубокими и интересными мыслями автора. Как полноправное действующее лицо входит в роман советское тоталитарное государство, с которым ведут жестокий поединок герои Гроссмана. Грозное, могучее, вездесущее, оно ломает и крушит человеческие судьбы, властно вмешивается в фронтовые будни, утверждая своим авторитетом культ насилия.
Когда читаешь роман, возникает впечатление, что советские воины и труженики тыла ведут изнурительную борьбу не только с фашизмом за освобождение России, но за свою личную свободу от тоталитарной мощи родного государства. Среди героических защитников Сталинграда особенно выделяется капитан Греков. Отчаянный смельчак, в котором живет неистребимое чувство свободы, уже взят на заметку как разносчик крамолы, опасный элемент. Капитан, собравший людей в осажденном доме "шесть дробь один", отбивший 30 атак, уничтоживший 8 танков, обвиняется в партизанщине. Политуправление фронта командирует боевого комиссара Крымова в окруженный дом, чтобы навести там большевистский порядок и в случае необходимости отстранить Грекова от командования. Да, он лихо воюет с немцами, презирая смерть, но его своевольное поведение недопустимо, ибо оно нарушает незыблемый порядок. Действительно, он может запросто нарушить беспроволочную связь с домом просто потому, что ему надоели строгие внушения командования, наотрез отказаться вести дневник боевых действий, дерзко отвечать комиссару на его допрос с пристрастием. В то время, как бойцы Грекова геройски воюют с врагом, комдива больше волнует вопрос о том, как ликвидировать это "государство в государстве", искоренить дух вольности, которым заразились бойцы. Но даже опытному комиссару Крымову не удалось справиться с этой ответственной задачей, ибо в доме "шесть дробь один" он столкнулся с людьми свободными, которые не пасуют перед посланцем партии. Они чувствуют себя сильными и уверенными, им не нужна моральная поддержка комиссара. В них достаточно мужества, чтобы смело смотреть смерти в глаза. Вместо почтительного внимания Крымов слышит насмешливые вопросы бойцов о том, когда ликвидируют колхозы, как будет осуществляться на практике принцип коммунизма: "Каждому по потребности". Когда рассерженный Крымов прямо говорит о своей цели — преодолеть недопустимую партизанщину, то Греков дерзко спрашивает: "А кто будет немцев преодолевать?" Смертельная схватка с фашизмом, как ни странно, дает людям ощущение бесстрашия, независимости, свободы, которое на протяжении нескольких десятилетий беспощадно подавлялось государством. И во время войны, этого всенародного бедствия, методы насаждения насилия остались прежними — доносы, обвиняющие человека в несуществующих грехах. От этого привычного финала Грекова спасает геройская смерть во время немецкого наступления.
Мужество требуется героям Гроссмана не только для борьбы с фашистами. Оно необходимо для того, чтобы взять на себя ответственность за верное гуманное решение, которое противоречит распоряжению свыше. Такой смелый поступок совершает командир танкового корпуса Новиков. Он своей волей продлевает на 8 минут артподготовку наперекор приказу командующего фронтом и самого Сталина. Новиков сделал это для того, чтобы как можно больше "нестриженых ребят из пополнения" осталось в живых. На войне убийство — обычное дело, но ведь можно четкими, продуманными решениями избежать лишних жертв. С точки зрения комиссара Гетманова, комкор совершил дерзкий и безрассудный поступок, о котором следует донести куда следует. Для Гетманова необходимость жертвовать людьми ради дела всегда казалась естественной и неоспоримой, причем не только во время войны. Гроссман затрагивает здесь проблему нравственного подвига, который выявляет высоту человеческого духа, обнаруживает могучие внутренние силы, скрытые часто за скромным, неприметным обликом.
Таким героем стал учитель Алесь Мороз из повести В. Быкова "Обелиск". Он погиб во время Великой Отечественной войны, но память о нем продолжает жить в сердцах людей. О нем вспоминают, говорят, спорят, не приходя к одному мнению, по-разному расценивая его последний поступок. Писатель предлагает читателю внимательно всмотреться в этого незаурядного человека, фигура которого постепенно приобретает в рассказе Ткачука все новые, реальные, зримые черты. Почему через много лет после войны личность Мороза продолжает так волновать старого партизана? Он знал Алеся Ивановича еще в мирное время, когда работал заведующим районо. И уже тогда он чувствовал неординарность этого скромного сельского учителя, его непохожесть на своих коллег. Алесь Иванович мог приютить у себя мальчика, с которым жестоко обращался его отец, не боясь скандала и вызова в суд, мог часами читать с ребятами Толстого, чтобы научить их слушать и понимать прекрасное, а не рассуждать о заблуждениях классиков, как рекомендовала школьная программа. Только теперь, спустя годы, Ткачук понимает, что для Мороза важнее всего был не багаж знаний, усвоенный учениками, а то, какими они станут людьми. Поэтому, когда началась война. Мороз не ушел, как многие, в партизанский отряд, а продолжал учить детей, вызывая косые взгляды и недобрые подозрения. Он сделал это для того, чтобы не допустить "расчеловечивания" фашистами этих ребят, ибо слишком много вложил в них. И действительно, он вырастил их патриотами, борцами с несправедливостью и злом. Не посвящая учителя в свои планы, они попытались убить местного полицая, но были схвачены гитлеровцами и приговорены к казни. Учителю удалось спастись, но он уходит из партизанского отряда, чтобы добровольно сдаться немцам. Зачем он совершил этот безрассудный поступок? Ведь не мог же он поверить гитлеровцам, обещавшим отпустить учеников, если учитель сам сдастся. Да, он действительно не смог спасти ребят. Их казнили гитлеровцы вместе с Морозом. Но в этой непростой ситуации поступить иначе он не мог, он просто должен был морально поддержать подростков в самые страшные минуты их жизни. Правда, одному из них, Павлику Миклашевичу, чудом удалось спастись. Но его здоровье было окончательно подорвано тем, что со сквозным ранением в грудь он пролежал в канаве с водой, пока его не обнаружили местные жители. Именно по его инициативе возле школы, в которой он работал учителем, был установлен скромный обелиск с фамилиями казненных гитлеровцами ребят. Сколько сил ему пришлось приложить, чтобы здесь появилась и фамилия Мороза; человека, совершившего великий нравственный подвиг, пожертвовавшего ради ребят своей жизнью.
Произведения о Великой Отечественной войне, рассказывая о грозных, трагических событиях, заставляют нас понять, какой дорогой ценой была завоевана победа. Они учат добру, человечности, справедливости. Книги о войне — это нерукотворный памятник советским воинам, в жестокой схватке с врагом победившим фашизм.
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.kostyor.ru/