Введение
Данная работа посвящена изучению дипломатии Корейской Народно-Демократической Республики, которая на протяжении всей истории своего существования являлась значимым субъектом международных отношений в Восточной Азии. Задачи, которые ставит перед собой автор, это проследить эволюцию дипломатических отношений КНДР с момента образования республики по сей день, выявить основные направления и особенности внешней политики разных периодов её истории. Рассматриваемое государство вот уже более 60 лет является источником нестабильности на Дальнем Востоке. КНДР противопоставила себя капиталистическому миру и заключила себя в международную изоляцию, значительно усилившуюся после падения режима коммунизма в СССР и других странах социалистического лагеря. Внешняя политика КНДР очень идеологизирована и, как результат, достаточна противоречива. Для автора данная тема представляет особо актуальной, поскольку для России, как и для многих других заинтересованных стран, обеспечение стабильности на Корейском полуострове является важной задачей внешней политики. Выполнение данной задачи невозможно без вывода КНДР из международной изоляции и решения ее многолетних противоречий с другими странами.
При изучении данной темы огромное значение имеет правильная подобранная литература, что представляет определенного рода проблему, так как книг по этой тематике достаточно много, а уделить внимание нужно основным направлениям разносторонней внешней политики данного периода, соблюдая необходимый объем всего проекта. В работе использовано 5 источников литературы. Общую картину ситуации на полуострове после Корейской войны 1950-1953 представляет работа Денисова В.И. и Торкунова А.В. «Корейский полуостров: метаморфозы послевоенной истории». Курс внешней политики начального этапа правления Ким Чен Ира прекрасно изложили в своей книге А. Панинов и В. Альтов «Северная Корея. Эпоха Ким Чен Ира на закате». Особенности выработки внешнеполитических решений детально рассмотрел В.И. Денисов в своей статье «Особенности внешнеполитического процесса в КНДР». Полный анализ изменений внешней политики в связи с разработкой ядерного оружия был сделан Р. Готтемюллером и Ю.Федоровым в работе «Корейский ядерный кризис: перспективы урегулирования» и Г.С. Яскиной в докладе «Ракетная стратегия КНДР и национальные интересы России в Северо-Восточной Азии»
1. Дипломатия КНДР 50-60гг.
К окончанию Корейской войны КНДР окончательно сформировалась как социалистическое государство. В апреле 1955г. был опубликован очередной труд северокорейского лидера Ким Ир Сена «Тезисы о характере и задачах нашей революции», в которых главными объявлялись следующие задачи: освободить народ Юга от «империалистического гнета», добиться демократического объединения Кореи и национальной независимости. Надо отметить, что впредь любое внешнеполитическое решение рассматривалось через призму полезности для выполнения главной цели - создания объединенного государства. И вся внешняя политика была подчинена тому, чтобы добиться политического превосходства над Южной Кореей на международной арене, реализовать свой план объединения Кореи.
Особенностью дипломатии КНДР тех годов было целенаправленное установление дружеских отношений лишь со странами социалистического лагеря, в первую очередь с СССР и КНР. Эти страны воспринимались КНДР как традиционные политические союзники. Северная Корея, получив статус «восточного форпоста мирового социализма», активно использовала его при обращении к союзникам с настойчивыми просьбами списать финансовые задолженности и предоставить дополнительные кредиты. Примером может служить поездка Ким Ир Сена в СССР летом 1956г, по окончании которой советское руководство приняло решение прибавить к безвозмездной помощи в 1 млрд. рублей еще 300 млн. Однако по мере того, как набирало силу националистическое крыло в северокорейском руководстве, особенно после устранения просоветской и прокитайской фракций, постепенно утверждалась идеология «чучхе», так называемая независимость во внешней политике. КНДР все дальше отдалялась от СССР, хотя официально лидеры Северной Кореи, и прежде всего сам Ким Ир Сен, в беседах с советскими руководителями подчеркивали «нерушимость» курса на дружбу и сотрудничество с Советским Союзом. Ким Ир Сен приехал в Москву для заключения союзного договора, который был подписан 6 июля 1961 года. Заключение данного союзнического договора можно, без всяких сомнений, считать выдающимся достижением северокорейских дипломатов. Основная статья этого договора гарантировала безотлагательную военную помощь при нападении на ту или иную сторону. Одновременно северокорейское руководство взяло курс на подписание аналогичного документа с КНР, чтобы сбалансировать свои позиции между Москвой и Пекином. Двусторонний союзнический договор с КНР был заключен 11 июля 1961 года.
В итоге заключения трех союзнических договоров (учитывая еще договор СССР-КНР) возник крупный военно-политический союз, обеспечивающий Пхеньяну ощутимые преимущества. Взятые Советским Союзом обязательства в военной области в соответствии с договором, как показали дальнейшие события, были использованы Ким Ир Сеном в его попытках свергнуть южнокорейский режим. К примеру, кризис 1968 года с захватом американского судна «Пуэбло» не приобрел печальные последствия для Северной Кореи лишь потому, что военный союз с СССР послужил стабилизирующим фактором. Таким образом, лишь при гарантии помощи со стороны союзников Ким Ир Сен мог позволить себе агрессивную военную риторику в сторону «враждебных» стран. В качестве таковых в первую очередь рассматривались США, Республика Корея, Япония.
2. Дипломатия КНДР70-80е гг.
Однако разгоревшиеся в начале 60-х годов советско-китайские политические и идеологические разногласия оказали влияние и на отношения этих стран с КНДР. Пхеньян встал перед дилеммой - кого поддерживать - СССР или Китай. Ким Ир Сен на начальном этапе пытался демонстрировать нейтралитет в советско-китайском споре, хотя идеологически он был близок к Китаю. Позже он склонялся то на одну, то на другую сторону, и даже требовал финансовую помощь за свою благосклонность. Поворотным пунктом в сфере внешней политики КНДР можно назвать V съезд ТПК в 1970 году. На этом съезде Ким Ир Сен официально провозглашает курс на полную самостоятельность и независимость во внешней политике, на так называемую политику «чучхе». Квинтэссенцией этого внешнеполитического курса являлась борьба против «американского империализма и японского милитаризма». США прежде всего были обвинены в «доминационизме», попирании самостоятельности других стран, угнетении других народов и установлении контроля над ними. Ставка делается на страны «третьего мира», и в 1975 году создается движение неприсоединения (ДН), в котором участвуют страны Азии, Латинской Америки, Африки. Всякие попытки Сеула вступить в ДН были полностью проигнорированы. Северная Корея в то время оказывала скромную материальную и военную помощь ряду таких стран «третьего мира», как Египет, Ангола, Палестина, Мадагаскар и др. На средства КНДР в данных странах строятся промышленные объекты, ирригационные сооружения, «кружки» по изучению идей «чучхе-кимирсенизма».
Меняется политика США в Азии, президент Р. Никсон провозглашает курс на сокращение американского военного присутствия (в том числе и в Южной Корее). Обе Кореи отреагировали на данные процессы, начав гуманитарные и политические контакты. Делегации обществ Красного Креста КНДР и РК согласовывают розыск разлученных членов семей, организовывают их встречи и переписку. Политические контакты вылились в межправительственное Совместное заявление Севера и Юга 4 июля 1972 года. Впервые после Корейской войны обе стороны выработали общие принципы объединения Кореи . Объединения предполагалось достигнуть самостоятельно, без влияния извне, мирным путем на основе национальной консолидации. Естественно, никаких практических шагов после подписания этого документа не последовало. Хотя правительства обеих стран Корейского полуострова регулярно представляли свои проекты объединения. Эти проекты с такой же завидной регулярностью игнорировались одной из сторон. Проекты северокорейского руководства и вовсе считались лишь пропагандистскими и всерьез не рассматривались. Однако после убийства президента РК Пак Чжон Хи в 1979 году, когда обвинения были направлены в сторону севера, тем более, что в 60х гг. северокорейское руководство особенно активно использовало политику индивидуального террора, межкорейские отношения зашли в тупик. В РК происходит военный переворот, и к власти приходит генерал Чон Ду Хван. Он выступил с идеей национального примирения. В течении 80-х гг. отношения между странами периодически обострялись, в большинстве случаев причинами служили неприятные инциденты (например, покушение на Чон Ду Хвана в 1983 году, катастрофа южнокорейского гражданского самолета в 1985 году), подозрения во всех случаях падали на северокорейские спецслужбы.
Итак, активизация внешней политики КНДР в отношении развивающихся государств в начале 70-х годов позволила Пхеньяну укрепить свое присутствие в этой зоне. Если в конце 60-х годов КНДР имела дипломатические и консульские отношения с 44 государствами и осуществляла торговые связи более чем с 70 странами, то в 70-е годы Пхеньян установил дипломатические отношения с 66 государствами, главным образом, с развивающимися. В этот же период КНДР была принята в члены ряда международных организаций: Межпарламентский Союз, ВОЗ, ЮНЕСКО, ЮНКТАД и др., получила статус постоянного наблюдателя при ООН. В 80-е годы подход Ким Ир Сена к актуальным международным проблемам можно охарактеризовать как непоследовательный и противоречивый. Северокорейское руководство зачастую избегало конкретных оценок тех или иных событий, уклонялось от выражения своего отношения к инициативам СССР, предпочитало не связывать себя определенными обязательствами перед СССР и другими странами.
3. Современный этап (с 90х гг).
Изменения, произошедшие на мировой арене в начале 1990-х гг., оказали непосредственное влияние на КНДР. Распад СССР, глубокий экономический кризис, стабилизация отношений РК с Китаем и Россией, смерть Ким Ир Сена, «вечного президента республики», заставили северокорейскую политическую элиту всерьез задуматься о вопросе выживаемости режима. Ответом на этот вопрос стал новый лозунг - «Сонгун» - приоритет армии. Ставку сделали на оружие. Это, конечно, не значило отсутствие дипломатических контактов. Ким Чен Ир и его помощники после длительной внутренней дискуссии принимают решение «приоткрыться» внешнему миру с целью найти новых партнеров и доноров. Но «приоткрыться» таким образом, чтобы не поколебать внутренние устои режима — «идеологию чучхе», культ маршала, жесткую милитаризованную систему управления обществом. Программа предусматривала нормализацию отношений с Западной Европой и ЕС в целом и затягивание переговоров с США. К 2002 году КНДР установила дипломатические связи практически со всеми основными странами Запада, исключая Францию, которая и сейчас противится официальным отношениям с Северной Кореей из-за ее ядерной программы и нарушений прав человека в КНДР. Внешнеполитический прорыв северокорейцев в конце 90-х годов несколько улучшил имидж КНДР в мире. Многие связывали это с намерением Пхеньяна постепенно вести дело к «открытию» страны, приобщению ее к международному сотрудничеству, проведению преобразований в экономике. Однако для экспертов по Северной Корее было ясно, что режим не собирается реально открываться, ибо это грозит ему деформацией и, в конечном счете, гибелью. Отношения со всеми ключевыми странами претерпели серьезные изменения в данный период.
Корейско-китайские отношения значительно ухудшились после 1992 года, когда нормализировались отношения КНР и РК. Вспыльчивый Ким Чен Ир так и не простил это «предательство». Его также раздражала не большая (по его мнению) экономическая помощь Китая и китайская позиция по межкорейскому вопросу. Сохраняя обиду на Китай, Ким Чен Ир, тем не менее, понимает, что без Китая решить проблемы Корейского полуострова невозможно. «Полководец» считается с позицией этой страны, учитывает ее при формулировании собственной политики, но не больше. В этой связи можно говорить об ограниченном влиянии Китая на Ким Чен Ира.
Изменились и отношения с традиционным северным соседом. Отношения Пхеньяна и Москвы фактически прекратились после распада СССР. Б.Ельцин и вовсе игнорировал недавнего союзника. К приходу В.Путина к власти в Северной Корее отнеслись настороженно, но новый президент взял курс на стабилизацию отношений. В феврале 2000 года министр иностранных дел РФ И. Иванов посетил с официальным визитом Пхеньян, и обе стороны подписали Договор о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве. Несмотря на то, что договор не содержит ни военных, ни экономических обязательств, он стал переворотным пунктом в отношениях между странами. Развитие отношений тормозят нежелание и неспособность РФ оказать КНДР экономическую помощь, которую так настойчиво требует северокорейское руководство во время всех переговоров. Также противоречием служит ядерный вопрос. В 2000 В. Путин прилетел в Пхеньян и встретился с Ким Чен Иром для обсуждения в частности этого вопроса. В новой Декларации между странами были засвидетельствованы заверения Ким Чен Ира в мирной направленности своей ядерной программы. Но через некоторое время во время интервью с южнокорейскими журналистами северокорейский руководитель поразил все международное сообщество, назвав свои заверения «шуткой». Этим опрометчивым шагом «любимый руководитель северокорейской нации» окончательно потерял доверие мировых политических лидеров. Однако «русскую шутку» Кремль поспешил забыть, и отношения двух сторон остаются в общем стабильными. Это подтверждает знаменитый приезд Ким Чен Ира на поезде в Россию и последовавший двусторонний неофициальный саммит во Владивостоке. Северокорейское руководство, видимо, намеревается использовать «русскую карту» в дальнейшем для маневрирования между своими соседями.
В межкорейских отношениях на границе веков наступает отличный от всех предыдущих период. Начался он с победы на президентских выборах в Южной Корее Ким Дэ Чжуна, незаурядной личности с репутацией борца за демократию. Он объявляет политику «солнечного тепла». Согласно этой политике, Южная Корея стремится к мирному и позитивному диалогу с Северной Кореей и выводу ее из международной изоляции. Пхеньян воспринял эту конструктивную политику очень негативно, рассматривая ее как попытку «разложить и удушить КНДР, ликвидировать северокорейский социализм». Вынужденно Ким Чен Ир согласился встретить Ким Дэ Чжуна в Пхеньяне, переговоры привели к подписанию совместной Декларации. Как обычно, дальше торжественной церемонии подписания документа сближение двух стран не зашло.
Дипломатическая разрядка, естественно, страну из глубокого всестороннего кризиса не вывела. Решением проблем стала активизация ракетно-ядерных программ. КНДР подчиняет внешнюю политику так называемой «ракетной стратегии». Одновременно Пхеньян ищет конфиденциальных контактов с Вашингтоном. В результате северокорейско-американских переговоров 1990-1991 гг. были достигнуты компромиссы между КНДР-США и КНДР-РК. Сеул и Пхеньян в 1991 году подписали Соглашение о примирении, ненападении, сотрудничестве и обменах и Декларацию о безъядерном статусе Корейского полуострова. Пхеньян также согласился заключить Соглашение о гарантиях с МАГАТЭ и принять международные инспекции. Со своей стороны Сеул и Вашингтон обязались не проводить военные маневры «Тим спирит-92». Казалось, наступает разрядка на полуострове. Но проверки северокорейских ядерных объектов 1992-1993 гг. выявили серьезные расхождения между реальностью и данными, представленными КНДР. Противоречия достигли своего апогея в 1993г, и 12 марта 1993 КНДР заявляет о выходе из Договора о нераспространении ядерного вооружения(ДНЯО). Официальный Пхеньян характеризовал данный шаг, как «естественную самооборонную меру». Однако в 1994 году Ким Ир Сен и Джимми Картер вырабатывают основные положения будущего Рамочного соглашения, подписанного в том же году в Женеве. Они обязывали США построить два легководных реактора(ЛВР), КНДР в свою очередь не выходит из ДНЯО и сотрудничает с МАГАТЭ. Но пришедший в 2001 году в Белый дом Дж.Буш (млад) и его администрация прервали процесс реализации женевских договоренностей, причислили КНДР к «оси зла» и прекратили выполнение своих обязательств по Рамочному соглашению. Реакция Северной Кореи была достаточно жесткой: она окончательно вышла из ДНЯО. После этого шага были организованы шестисторонние (РФ, США, РК, КНДР, Япония, КНР) переговоры по решению ядерной проблемы, которые продолжаются до сих пор. С самого начала дебаты проходили очень напряженно, участники переговоров сталкивались с многочисленными проблемами на своем пути к компромиссу. Хотя дипломатам удалось согласовать подписание Совместного заявления в 2005 году, которое накладывало на все стороны определенные обязательства, регулярно происходили неприятные инциденты, заводящие переговоры в очередной тупик. До сих пор неясными остаются истинные цели «ракетной стратегии». Многие сходятся к единому мнению, что северокорейское правительство, неспособное решиться на радикальные перемены во внутренней политике, вынуждено выступать источником дестабилизации, т.к., по его мнению, военно-политический шантаж ядерным оружием – единственное средство достижения признания КНДР в качестве уважаемого члена международного сообщества, гарантии от вмешательства извне с целью смены режима, массовой экономической помощи без требований политических изменений. Конечно, политика такого рода имеет ряд неблагоприятных последствия для всех субъектов на мировой арене. Однако, несмотря на опасные приемы, Северная Корея начинает завязывать все более тесные контакты с окружающим миром. «Ракетная стратегия» уже открыла стране путь к более тесному общению с США, Японией, Китаем.
дипломатический корея внешнеполитический
Заключение
Корейская Народно-Демократическая Республика изначально создавалась как социалистическое государство. В сфере внешней политики северокорейское руководство осознанно исключило свою страну из всеобъемлющих международных отношений. Многолетняя идеологизация дипломатии привела к тому, что на данный момент Северная Корея не умеет вести многосторонние конструктивные переговоры. Для этого не хватает ни опыта, ни кадров. История услужливо подает нам многочисленные примеры, когда глава государства или дипломаты, не соблюдая никаких элементарных норм дипломатической вежливости, срывали переговоры или не признавали своих же официальных заявлений. Однако по всем прогнозам экспертов вскоре КНДР придется решать эту проблему. И дело тут даже не в мировом давлении на Северную Корею. Поступление «чучхейскими» принципами и начало взаимоотношений с капиталистическими странами в полной мере вызваны внутренними проблемами. Согласно фактам, полученным в 2003 году, страна уже действительно стояла на пороге голода. И без того низкий уровень жизни северокорейцев падает с каждым годом, политическое руководство постепенно теряет свою способность держать население в состоянии «безмолвного существования», не помогает даже усилившаяся идеологическая пропаганда. Однако огромной проблемой для установления нормальных отношений с внешним миром является ядерный вопрос. Он же ставит в тупик всякую возможность мирного разрешения корейской проблемы. Обе стороны межкорейского диалога поняли, что ни население, ни страна в целом не готовы к объединению. Ясно, что фактическому объединению должен предшествовать долгий переговорный процесс. В отношениях с другими странами КНДР собирается минимизировать контакты во всех сферах кроме экономической. Политика «ядерного шантажа» уже изживает себя. Это ставит руководство КНДР перед поиском новых выходов. Остается только догадываться, сколько еще ядерных кризисов ожидает мир, перед тем как КНДР в какой-либо форме впишется в современную систему международных отношений.
Список литературы
А.В. Торкунов, В.И. Денисов «Корейский полуостров: метаморфозы послевоенной истории».Олма медиа групп 2008.
А. Панин, В. Альтов «Северная Корея. Эпоха Ким Чен Ира на закате».Олма-пресс 2004
Р. Готтемюллер, Ю. Федоров. «Корейский ядерный кризис: перспективы урегулирования».Мгимо 2005.
В. Денисов. «Особенности внешнеполитического процесса в КНДР» журнал «Вестник» №1(10), 2010
Г.С. Яскина. «Ракетная стратегия КНДР и национальные интересы России в Северо-восточной Азии».