Рефетека.ру / Психология

Реферат: Мозг. Сознание. Бессознание

Министерство образования и науки РФ

ГОУВПО

«Сибирский государственный индустриальный университет»

Кафедра социологии, политологии и права


Реферат

Тема «Мозг. Сознание. Бессознание»


Новокузнецк

2010

Содержание


Введение

Некоторые механизмы действия мозга

Развитие воззрений на мозг как орган сознания

Связь мозга с сознанием

Сознание и бессознательное

Заключение

Список используемой литературы

Введение


Возникновение сознания - одна из величайших тайн природы, над разрешением которой не одно тысячелетие бьются физики и писатели, философы и священнослужители, медики и психологи.

В последние годы накопление знаний о работе мозга происходит очень быстро.

Поэтому наука вплотную подошла к решению загадки сознания. Каков же современный взгляд на соотношение сознания и процессов, происходящих в мозге?

Человеческий мозг - поразительно сложное образование, тончайший нервный аппарат.

Это самостоятельная система и вместе с тем подсистема, включенная в состав целостного организма и функционирующая в единстве с ним, регулирующая его внутренние процессы и взаимоотношения с внешним миром.

Какие же факты неопровержимо доказывают, что именно мозг есть орган сознания, а сознание - функция человеческого мозга?

Исходя из сказанного выше, мы и попытаемся в дальнейшем рассмотреть выбранную к исследованию тему.

1. Некоторые механизмы действия мозга


С философской точки зрения, можно задаться вопросом, насколько правомерно вообще пытаться объяснить движением нервных импульсов то, что мы воспринимаем как цвет или звук.

Ощущение - сугубо личное чувство, "внутренний театр" каждого из нас, и задача науки о мозге - понять, какие нервные процессы приводят к возникновению субъективного образа. В то же время загадка человеческой психики по своей методологической сложности не уникальна и стоит в ряду других тайн природы.

По существу, возникновение нового качества происходит на каждом этапе принципиального усложнения природных процессов. «Примером качественного перехода, сопоставимого по сложности с возникновением сознания, американские ученые Ф. Крик и К. Кох считают зарождение жизни в результате действия цепочек ДНК и ферментных белков».

Присущие живым объектам свойства не вытекают непосредственно из физико-химических свойств каждой из этих молекул. Такой пример кажется особенно убедительным в устах Ф. Крика, одного из первооткрывателей генетического кода.

Опыт научного познания показывает, что сложное явление, как правило, не возникает из ничего, а развивается в процессе эволюции из более простых форм.

То же в полной мере относится и к субъективным переживаниям. Они проходят путь от элементарных проявлений, таких как ощущения и эмоции, к сознанию высшего порядка, связанному с абстрактным мышлением и речью. Если исходить из данных соображений, существует несколько подходов к изучению сознания, которые, однако, не исключают, а взаимно дополняют друг друга, объясняя феномены разной степени сложности. При этом некоторые базисные принципы организации нервных процессов, обнаруженные на ранних этапах эволюции психики, постепенно приобретают более сложные формы для обеспечения их высших проявлений.

На основе данных о физиологическом механизме волн вызванного потенциала и их связи с отделами мозга был описан процесс, обеспечивающий синтез информации.

Он включает кольцевое движение возбуждения по отделам мозга.

1. Из проекционной коры, получающей сигналы от органов чувств, возбуждение поступает в ассоциативную кору (нижневисочную для зрительных стимулов), где сведения сравниваются с эталоном и опознаются. Затем возбуждение переходит на энторинальную кору, находящуюся на внутренней поверхности височной доли полушарий и имеющую отношение к памяти. Там определяется значимость сигнала, его отношение к той или иной потребности организма.

2. Потом импульсы возбуждения перемещаются в мотивационные центры промежуточного мозга, откуда вновь возвращаются по системе диффузных проекций в кору, в том числе и в зоны первичной проекции. Через 100 мс также возникают связи между проекционной и лобной корой. Такой цикл, продолжительность которого составляет около 150 мс, получил название "круг ощущений". Суть его в том, что он обеспечивает сравнение сенсорного сигнала со сведениями, извлеченными из памяти, включая данные о значимости полученной информации, что предположительно и лежит в основе перехода физиологического процесса на уровень психического, субъективного переживания.

3. В результате возникшее ощущение не только точно передает физические характеристики стимула, но и эмоционально окрашено.

Вышеприведенная концепция получила название гипотезы информационного синтеза.

В последующие годы ее подтвердили результаты многих исследований, в том числе данные о топографии отделов мозга, входящих в "круг ощущений", и использование самой идеи возврата возбуждения для объяснения механизмов сознания.

«Среди наиболее значимых можно назвать работы нобелевского лауреата Дж. Эдельмана, который использовал термин "повторный вход (re-entering)", обозначающий не обратную связь, под которой обычно понимают сигнал коррекции, а поступление дополнительной информации, полученной в результате опроса структур мозга, связанных с функцией памяти и мотивацией».

Помимо информационного синтеза возврат возбуждения по диффузным проекциям обеспечивает и интеграцию отдельных признаков стимула в единый образ. «Исследования последних лет показали, что при этом важную роль играет ритм электроэнцефалограммы (ЭЭГ) с частотой около 40 Гц. Именно синхронизация биопотенциалов мозга на определенном ритме создает условия для объединения нейросетей в единую систему, что необходимо для поддержания сознания».

Ощущение относится к достаточно простым психическим феноменам, которые некоторые ученые относят к так называемому первичному сознанию, куда можно отнести и эмоции, в исследование которых выдающийся вклад внес П.В. Симонов.

«Он впервые предложил формулу, согласно которой сила эмоции Э пропорциональна потребности П, умноженной на разность между сведениями, имеющимися у индивидуума, и теми, что необходимы ему для удовлетворения данной потребности:


Э = П (Инф. налич. - Инф. необх.)


Из этой формулы следует, что эмоции, так же как и ощущения, возникают в результате сравнения двух информационных потоков. Здесь действует, таким образом, некоторая универсальная закономерность.

Интерес представляет вопрос, как в ходе эволюции могла возникнуть система возврата возбуждения и сравнения двух информационных потоков. «В соответствии с концепцией Н. Хамфри психическое появилось в результате действия ответвлений отходящих от коры двигательных волокон к направляющимся к коре чувствительным путям, что сделало возможным направленную регуляцию поступающей к коре информации. В более простых системах такой процесс мог происходить на периферии, однако постепенно развились внутрикорковые способы фильтрации исполнительными центрами наиболее значимой для определения поведения информации, которые могли действовать и в отсутствие моторных команд. Н. Хамфри назвал такой механизм "чувственной петлей" (sentient loop), что даже терминологически близко к нашему "кругу ощущений».

Говоря о механизмах ощущений, уместно вспомнить слова, сказанные некогда И. Гете: «Если бы я не носил в себе весь мир, я был бы слепцом со здоровыми глазами».

В исследовании связей - центральной проблемы мозговой интеграции - особенно плодотворной оказалась выдвинутая российской нейрофизиологической школой идея, что нервная связь образуется на основе согласования ритмов работы нейронных ансамблей, расположенных в разных отделах коры, что напоминает явление резонанса.

При этом нервные импульсы от одной группы нейронов постоянно подходят к другой в повышенной фазе ее возбудимости, то есть возникает явление, до известной степени сходное с "зеленой волной" при движении транспорта.

«Исследования М.Н. Ливанова и В.С. Русинова установили, что показателем связи является синхронизация ритмов ЭЭГ, включая и отдельные составляющие ее спектра».

В работах по изучению мышления с применением нового метода картирования корковых связей впервые был описан рисунок связей, типичный для разных видов мышления. Испытуемому на экране монитора предлагались задания на образное, пространственное и абстрактно-вербальное мышление, о готовом ответе он сообщал словесно или движением джойстика.

При этом проводилась многоканальная запись ЭЭГ в период между постановкой задачи и ее решением.

В результате исследований было установлено, что симметричный в состоянии покоя рисунок связей при решении задачи изменяется: связи начинают сходиться к определенным полям коры, которые были обозначены как фокусы взаимодействия.

При этом их топография различается в зависимости от вида мыслительной деятельности. Так, при образном мышлении (допустим, следует определить, какие эмоции выражают лица на фотографиях) фокусы локализовались в теменно-височной коре.

При абстрактно-вербальном мышлении (решении анаграмм или категоризации слов) они располагаются в лобной коре.

При пространственном мышлении, включающем элементы как образного, так и абстрактного мышления, связи сходились к теменной и лобной коре.

Было установлено также, что информация поступает к фокусам из различных отделов коры, имеющих свою специализацию, по связям, которые поддерживаются на разных частотах. В синтезе важную роль играет определенная мотивационная составляющая, так же как и при возникновении ощущений.

В фокусе, нейронные группы которого соединены жесткими связями, происходит синтез поступающих сведений, вследствие чего, вероятно, и принимается решение. В этих работах идея информационного синтеза была распространена и на мышление, так как оказалось, что принцип организации нервных процессов при ощущении и мышлении в известной степени сходен. Различие заключается в том, что в первом случае происходит сопоставление двух потоков информации, а во втором - нескольких.

Кроме того, центры синтеза при мышлении находятся не в проекционной, как при возникновении ощущений, а в ассоциативной коре. Интересно, что при решении любых задач, даже не требующих словесного ответа, на последнем этапе мыслительного процесса фокусы возникают в левой височной области, где расположен центр восприятия речи (так называемая зона Вернике), что говорит о том, что вербализация - важный компонент человеческого мышления.

Итак, психическое восприятие возникает на основе определенной организации нервных процессов, в ходе которых происходит возврат возбуждения к местам первоначальных проекций. При более сложных функциях в этом процессе участвуют отделы лобной коры.

«Такой вывод нашел подтверждение и в исследованиях коркового механизма вербальных ассоциаций, проведенных совместно с лабораторией М. Познера в США. Испытуемый должен был подобрать глагол, ассоциирующийся с предложенным существительным (например, молоток - ударить). Поскольку такой поиск занимал менее одной секунды, нами был разработан метод, временное разрешение которого составляло 100 мс, т.е. было близко к длительности отдельных мыслительных операций.

При поиске ассоциаций сначала возникала диффузная система связей, которая захватывала достаточно обширные области коры, затем образовывались более специализированные связи между левой и правой лобной корой. Потом возникали мощные связи между лобной и левой височно-теменной корой. Височная кора, таким образом, активировалась дважды: в первые 100-150 мс после предъявления слова и затем в интервале 185-460 мс.

Семантика, то есть значение слова, определяется главным образом в лобной, а не в височной коре. В то же время для определения смысла предложения - элементарной единицы вербального мышления - необходимо взаимодействие лобной коры с зоной, расположенной в левой височной коре Вернике, поражение которой приводит к нарушению понимания речи».

2. Развитие воззрений на мозг как орган сознания


Интерес к взаимосвязям сознания и мозга возник давно.

Для русской физиологии, начиная со времен И.М. Сеченова и И.П. Павлова, он, в известной мере традиционен. Однако долгое время решение столь сложной проблемы считалось делом отдаленного будущего.

Понимание того, что исследование проблемы сознания - насущная задача сегодняшнего дня, пришло к физиологам сравнительно недавно: быстрый прогресс науки о мозге вывел данную тему на первые страницы журналов по нейронаукам.

Возникла даже, по образному выражению английского ученого Джона Тейлора, «гонка за сознанием».

Прорыв в данной области был во многом связан с появлением методов "изображения живого мозга", таких как позитронно-эмиссионная томография, функциональный магнитный резонанс и многоканальная запись электрических и магнитных полей мозга.

Новейшие приборы позволили увидеть на экране дисплея, какие зоны активизируются при выполнении различных задач, требующих умственного напряжения, а также с большой точностью определять локализацию поражения при заболеваниях нервной системы.

Ученые обрели возможность получать соответствующие изображения в виде красочных карт мозга.


3. Связь мозга с сознанием


Связь мозга и сознания характеризуется прежде всего, тот факт, что от уровня сложности организации мозга зависит и уровень отражательно-конструктивной способности сознания. Мозг первобытного, стадного человека был слабо развит и мог служить органом лишь примитивного сознания. Мозг современного человека, сформировавшийся в результате длительной биосоциальной эволюции, представляет собой сложноорганизованный орган. Зависимость уровня сознания от степени организации мозга подтверждается еще и тем, что сознание ребенка формируется, как известно, в связи с развитием его мозга, а когда мозг глубокого старца дряхлеет, угасают и функции сознания.Нормальная психика невозможна вне нормально функционирующего мозга. Как только нарушается и тем более разрушается утонченная структура организации материи мозга, разрушаются и структуры сознания.

Когда повреждаются лобные доли, больные:

- не могут продуцировать и осуществлять сложные программы поведения;

- они не имеют устойчивых намерений,

- легко возбуждаются побочными раздражителями.

При поражении затылочно-теменных отделов коры левого полушария нарушаются ориентировка в пространстве, оперирование геометрическими отношениями и т.д.».

Известно, как деформируется духовный мир личности, а нередко происходит ее полная деградация, если человек систематически отравляет свой мозг алкоголем, наркотиками.

Экспериментальные данные различных наук, таких как психофизиология, физиология высшей нервной деятельности и др., неопровержимо свидетельствуют о том, что сознание неотделимо от мозга: нельзя отделить мысль от материи, которая мыслит.

Мозг с его сложными биохимическими, физиологическими, нервными процессами является материальным субстратом сознания. Сознание всегда связано с этими протекающими в мозгу процессами и не существует помимо них. Но не они составляют сущность сознания.

4. Сознание и бессознательное


Сознание и бессознательное постоянно переплетаются во многих действия человека, они способны влиять друг на друга и психику человека в целом.

Иногда мы сознательно доверяемся бессознательному («внутреннему голосу», интуиции, предчувствию), когда не можем найти более подходящего решения.

Используя мысль Д.И. Дубровского, можно сказать, что бессознательно-психические явления органически включены в субъективную реальность.

Есть даже теория, что бессознательное связано с космическим с помощью биополя, которое есть и у людей, и у растений, и у животных. Через его посредство осуществляется их взаимодействие на уровне, непосредственно недоступном сознанию. Этим предположением пытались объяснить экстрасенсорные способности некоторых людей, которые способны были указать нахождение человека в радиусе в десятки километров. Якобы они чувствовали его биополе.

«Подтверждения» этому просачивались в желтую прессу в 70-90 гг., когда просто было принято всё брать на веру. Сегодня журналисты поняли, что это уже вышло из моды, и перестали радовать нас столь интересными статьями.

У людей, которые занимались подобными вещами вовсе не экстрасенсорные способности, и называть их надо уже соответственно.

Однако если предположить о существовании вышеуказанной связи сознания и бессознательного, то можно допустить, что это и есть тот путь, по которому наше собственное бессознательное время от времени влияет на ход событий.

Интуиция, предчувствие – другими словами это наши влечения и страхи, которые не всегда дают идти событиям вразрез нашим чувствам.

На понимании космической связи основано на множестве фактов и теоретических разработок, выполненных 3. Фрейдом и его последователями. Однако он несколько изменил данный подход, и стало утверждаться мнение, что сознание связано с космическим посредством бессознательного.

К сфере бессознательно - психического относится та часть психики, познавательные образы, которой непосредственно неосознаваемы. Об их существовании можно судить лишь опосредованно, путем применения специальных методов и высокого искусства раскрытия внутреннего мира. В то же время бессознательное не отделено неприступной стеной сознательного. Но возможности перевода очень специфичны, затруднены, а во многом непосредственно недостижимы.

Итак, проявления бессознательного в сознательном:

Бессознательная память - это та память, которая связана с долговременной и генетической памятью. Это та память, которая управляет мышлением, воображением, вниманием, определяя содержание мыслей человека в данный момент времени, его образы, объекты, на которые направлено внимание. Бессознательное мышление особенно отчетливо выступает в процессе решения человеком творческих задач, а бессознательная речь - это внутренняя речь.

Есть и бессознательная мотивация, влияющая на направленность и характер поступков, многое другое, не осознаваемое человеком в психических процессах, свойствах и состояниях.

Бессознательное в личности человека - это те качества, интересы, потребности и т.п., которые человек не осознает у себя, но которые ему присущи и проявляются в разнообразных непроизвольных реакциях, действиях, психических явлениях.

Одно из таких явлений - ошибочные действия, оговорки, описки. В основе другой группы бессознательных явлений лежит непроизвольное забывание имен, обещаний, намерений, предметов, событий – всего, имеющего для человека малую значимость.

Следующая группа бессознательных явлений личностного характера относится, к разряду представлений и связана с восприятием, памятью и воображением: сновидения, грезы, мечты. Грезы и мечты происходят при работающем, но несколько ослабленном сознании, а сновидения – и вовсе без его контроля.

Сознательное связано и с общественным информационным полем. Оно регулирует поведение человеческого тела в соответствии с требованиями общества. Оно не понимает языка бессознательного и его управление телом часто идет вразрез с требованиями бессознательного. Разлад сознательного и бессознательного ведет к драматическим ситуациям. Человек испытывает неудовлетворенность жизнью, его посещает угнетенность, страх, растет раздражительность. Напротив, когда они работают в унисон, человек достигает счастья жизни. Отсюда извечное стремление человека найти это состояние, уловить его мгновение.

Философские размышления о сознательном и бессознательном направлены на поиски данной гармонии. О ней говорят как о единстве тела и духа, космического и человеческого.

Наличие сознательного и бессознательного в психике усложняет задачу индивида.

Ему необходимо уловить и одно, и другое, найти гармонию. Этого можно достигнуть лишь путем самопознания. Углубляясь в себя, важно не потерять ориентацию в поиске соотнесенности сознательного и бессознательного. Потеря ориентации заключена в том, что принижается значение одной из противоположностей

Думается, что да. Ослабление сознания, вялость и инертность его ведут к агрессии бессознательного. Этой агрессии человек помогает сам, если он возвышает бессознательное и через него хочет обо всем узнать. Такие случаи известны психиатрии, о чем пишет ученик К.Г. Юнга Джозеф Хендерсон.

«Определенные молодые люди впадают в позицию собственной грандиозности, имеющей много общего с комплексом неполноценности по А. Адлеру. Инфляция эго-сознания проявляется как героическая позиция». В случае агрессии бессознательного, слова «познай себя, и ты познаешь весь мир» интерпретируются как исключительная направленность на бессознательное. Погружение в этот мир, поиски скрытых сил имеют свою отрицательную сторону тогда, когда на этой почве начинают с презрением относиться к науке, к научно – популярной и художественной литературе, к прогрессивным явлениям общественной жизни. Этим самым подрывается сознание и усиливается коллективное бессознательное.

Третий тип бессознательных явлений - те, о которых говорит З. Фрейд касающихся личностного бессознательного. Это - желания, мысли, намерения, потребности, вытесненные из сферы человеческого сознания под влиянием цензуры. Каждый из типов бессознательных явлений по-разному связан с поведением человека и его сознательной регуляцией.

Заключение

мозг сознание бессознательный восприятие

Итак, мы выяснили, что сознание человека - результат долгой эволюции. По мере совершенствования высших функций мозга становилось более полным и понимание, основанное на фундаментальных принципах его работы. Сказанное выше, конечно, является далеко не полным. Мы еще многое не знаем о работе мозга, и особенно о том, что лежит в основе его высших функций и человеческого сознания. Тем не менее, прогресс в этой области в последние годы достаточно очевиден, и наука о мозге постепенно приближается к раскрытию этой тайны природы.

Также с появлением сознания, у человека, как у ребенка, возникло очень много «Почему?». Решение поставленных задач способствовало разностороннему развитию сознания. В связи с этим бессознательное в человеке также претерпело очень сильные изменения. Перечисленные процессы, а также структуру этих явлений изучали ученые и философы разных времен, одновременно стараясь найти ответы на многие вопросы.

В истории философии всегда были поиски познания идеально - космического.

Философы аристотелевской школы считали, что космос - создание Бога, использовавшего в своем труде по его созданию особый язык, который необходимо раскрыть. Еще пифагорийцы обсуждали вопрос о музыке и математике как языках космоса. В эпоху Возрождения Галилей не сомневался в том, что природа – это Богом написанная книга. И эта книга, по его мнению, написана языком математики. Таким образом, задача заключалась в том, чтобы с помощью математики читать эту книгу, а посредством наблюдения и эксперимента проверять прочитанное.

С появление естественных и точных наук стали появляться теории, объясняющие сознание с разных сторон: физиология – с точки зрения системы нервных клеток, генетика–возможностей наследования, психология – проявления, психиатрия – нарушений, логика - возможностей к разрешению задач и т.д.

Следовательно, философы подошли к сознанию с других позиций, чем естествоиспытатели. Они заметили, что в сознании есть не только знания об окружающем мире в виде отображения материальных связей, но есть еще попытки овладения языком космоса, понимания его информационных структур. Так появились учения о связанности человека с космическим – с помощью сознания или бессознательного. Что, в свою очередь, послужило основанием для существования точки зрения о связи всех трех - сознания, космического и бессознательного. Исходя из этого, стали развиваться теории о телепатии, ясновидении, трансценденции материи и времени. В продолжение темы об уникальных способностях человека, стали появляться учения о гипнозе, который вскоре приобрел научную основу и стал применяться в медицине. Он был наглядным примером связи сознания и бессознательного. Это было своеобразным толчком к развитию научного подхода к проблеме «Сознание и мозг». Эти связи развивались людьми всех времен и специальностей. Они создали огромное древо, корнями которого являются два слова, вынесенные в заглавие реферата. Ствол его нельзя охватить мыслительными силами лишь одного человека, а для подсчета количества всех ответвлений ушла бы целая вечность. Оно росло на благодатной почве человеческих размышлений, прежде всего о нем самом, о собственной сущности и загадках, получая свежие силы на протяжении веков и тысячелетий.

Это древо живо и по сей день, оно продолжает расти ввысь и вширь трудами всё новых и новых поколений аналитиков.

Список используемой литературы


Введение в психологию. Москва: «Академия», 1996.

Современная философия: Словарь и хрестоматия. Ростов-на-Дону: «Феникс», 1995.

Философский энциклопедический словарь. Москва: Сов. Энциклопедия, 1983.

«Информация. Сознание. Мозг». Д.И. Дубровский Москва: «Высшая школа», 1980.

«Проблема сознания и философское призвание». М.К. Мамардашвили. Москва, 1988.

«Психология бессознательного». Зигмунд Фрейд, 1990.

«Психоанализ и русская мысль». Зигмунд Фрейд, 1994.

«Психологический анализ культурных установок». Джордж Хендерсон. Москва: «Добросвет», 1997.

Аристотель: Собрание сочинений. Москва: «Мысль», 1976.


Рефетека ру refoteka@gmail.com