МЕТОДИКА РЕШЕНИЯ И ВАРИАНТЫ ЗАДАЧИ №1
Определить сумму амортизационных отчислений в отчетном квартале с учетом следующих данных:
Варианты | Балансовая стоим. основных фондов на начало предыдущего периода, тыс. грн | Удельный вес стоимости ОФ по группам, % | Стоим. кап. ремонта и модер-низ. ОФ, тыс. грн (по группам) | Стоим. введен. ОФ, тыс. грн (по группам), П(а-1) | Стоим. выведен. ОФ, тыс. грн (по группам), С(а-1) | |||
1 гр. | 2 гр. | 3 гр. | 4 гр. | |||||
17 | 660 | 55 | 9 | 30 | 6 | 10 (2гр) | 35(3гр) | 30(3гр) |
МЕТОДИКА РЕШЕНИЯ ЗАДАЧИ №1
В задаче необходимо определить балансовую стоимость основных фондов и начислить амортизационные отчисления.
Под амортизацией основных фондов и нематериальных активов, используемых для собственного производства, подразумевается постепенное возмещение затрат владельца на приобретение и ввод в эксплуатацию основных фондов и нематериальных активов в пределах норм амортизационных отчислений, которые относятся на затраты производства (обращения) плательщика налога.
Амортизации подлежат затраты, связанные
приобретением и вводом в эксплуатацию основных фондов и нематериальных активов;
самостоятельным изготовлением основных фондов;
проведением всех видов ремонта, реконструкции, модернизации и иных видов улучшения основных фондов в сумме, которая превышает 10 % совокупной балансовой стоимости основных фондов на начало отчетного года.
Начисления амортизации начинается с квартала, следующего за кварталом их зачисления на баланс плательщика налога
Для решения задачи используем формулу
Б(а) = Б(а-1) + П(а-1) – С(а-1) – А(а-1),
где Б(а) – балансовая стоимость отдельных основных фондов группы 1 или соответственно балансовая стоимость основных фондов групп 2, 3 и 4 на начало отчетного квартала;
Б(а-1) – балансовая стоимость отдельных основных фондов группы 1 или соответственно балансовая стоимость основных фондов групп 2, 3 и 4 на начало предыдущего квартала;
П(а-1) – затраты на приобретение и ввод в эксплуатацию основных фондов, на выполнение капитального ремонта, реконструкции, модернизации и иных видов улучшения основных фондов в течение предыдущего квартала. Затраты на все виды ремонта, реконструкции, модернизацию относятся на затраты производства если они не превышают 10% совокупной балансовой стоимости группы основных фондов на начало отчетного года. Затраты, превышающие указанную сумму относятся на увеличение балансовой стоимости основных фондов 2, 3 и 4 (балансовой стоимости каждого объекта группы 1);
С(а-1) – стоимость выведенных из эксплуатации основных фондов групп 2 и 3 в течение предыдущего квартала;
А(а-1) – сумма амортизационных отчислений, начисленных в предыдущем квартале.
Пример решения задачи.
Условие задачи и исходные данные:
Определить балансовую стоимость основных фондов и амортизационные отчисления в отчетном квартале с учетом следующих данных:
Балансовая стоимость основных фондов на начало предыдущего периода - 500 тыс. грн.
Удельный вес стоимости основных фондов по группам, % :
1 группа – 50;
2 группа – 15;
3 группа – 30;
4 группа – 5.
Стоимость капитального ремонта и модернизации основных фондов второй группы – 9 тыс. грн.
Стоимость введенных основных фондов четвертой группы – 5 тыс. грн.
Стоимость выведенных основных фондов третьей группы – 20 тыс. грн.
Решение задачи.
Определяем балансовую стоимость основных фондов по группам:
1 группа: Б(а-1) = 500 * 0,5 = 250 тыс. грн.
2 группа: Б(а-1) = 500 * 0,15 = 75 тыс. грн.
3 группа: Б(а-1) = 500 * 0,3 = 150 тыс. грн.
4 группа Б(а-1) = 500 * 0,05 = 25 тыс.грн.
2) Определяем амортизационные отчисления предыдущего периода.
1 группа: А(а-1) = 250 * 0,02 = 5 тыс. грн.
2 группа: А(а-1) = 75 * 0,1 = 7,5 тыс. грн.
3 группа: А(а-1) = 150 * 0,06 = 9 тыс. грн.
4 группа А(а-1) = 25 * 0,15 = 3,75 тыс. грн.
3) Определяем балансовую стоимость основных фондов на начало отчетного периода подставляя значения в формулу
Б(а) = Б(а-1) + П(а-1) – С(а-1) – А(а-1)
1 группа: Б(а) = 250 – 5 = 245 тыс. грн.
4) Определяем сумму капитального ремонта, которую можно отнести на себестоимость в виде амортизационных отчислений. По условию капитальный ремонт производился основных фондов 2 группы. Удельный вес его стоимости основных фондов второй группы составил: 9/75*100=12 %. Следовательно, 2 % этой стоимости можно отнести на балансовую стоимость основных фондов второй группы 2*75/100=1,5 тыс. грн. Тогда балансовая стоимость основных фондов 2 группы на начало отчетного периода равняется:
2 группа: Б(а) = 75 + 1,5 – 7,5 = 69 тыс. грн.
3 группа: Б(а) = 150 – 20 – 9 = 121 тыс. грн.
4 группа: Б(а) = 25 +5 – 3,75 = 26,25 тыс. грн.
5) Определяем амортизационные отчисления по каждой группе основных фондов на текущий период.
1 группа: А(а) = 245 * 0,02 = 4,9 тыс. грн.
2 группа: А(а) = 69 * 0,1 = 6,9 тыс. грн.
3 группа: А(а) = 121 * 0,06 = 7,26 тыс. грн.
4 группа А(а) = 26,25 * 0,15 = 3,94 тыс. грн
Общая сумма амортизационных отчислений составит:
А(а) = 4,9 + 6,9 + 7,26 + 3,94 = 23 тыс. грн.
5 МЕТОДИКА РЕШЕНИЯ И ВАРИАНТЫ ЗАДАЧИ №2
Обосновать целесообразность открытия предприятия общественного питания в условном районе. Для этого необходимо:
Определить покупные фонды и емкость рынка (изобразить сегмент рынка схематически)
Рассчитать число потребителей и число посадочных мест
Определить уровень безубыточности предприятия и условия получения максимальной прибыли (показать графически).
1) Исходные данные:
№ п/п | Общие доходы населения, тыс. грн. | Нетоварные расходы и сбережения, тыс. грн. | Иннорайонный спрос, тыс. грн. | Закупки организаций, учреждений, тыс. грн. | Товарооборот действующих в районе предприятий, тыс. грн. | Условно-постоянные затраты, тыс. грн. | Удельный вес продукции преприят. общест. пит. в товарообороте, % |
17 | 14500 | 3500 | 70 | 13 | 800 | 90 | 12 |
2) Продолжительность обслуживания одного посетителя 40 минут.
Средняя стоимость одной порции 3,5 грн.
Продолжительность работы предприятия 12 ч.
Количество рабочих часов в году – 307 дней.
Удельный вес текущих затрат в товарообороте составляет 70%.
МЕТОДИКА РЕШЕНИЯ ЗАДАЧИ №2
В задаче №2 необходимо обосновать целесообразность открытия предприятия общественного питания в условном районе. В современных условиях перехода к рыночной экономике в первую очередь широкое развитие получил малый бизнес. Открытие малых предприятий решает многие экономические и социальные задачи Украины, в тоже время не требует большого стартового капитала. Массового характера набрало открытие предприятий общественного питания, многие из которых закрываются в связи с низким уровнем рентабельности. Поэтому необходимо экономическое обоснование экономической целесообразности открытых предприятий общественного питания в любом районе.
Для вновь открытых предприятий общественного питания используется два метода, с помощью которых определяется потребное число посадочных мест и возможный объем товарооборота.
Первый метод позволяет определить плановый объем товарооборота через доходы населения района, которые определяют на основе статистических балансов и Госбанка города.
Последовательность расчета:
Определяют покупные фонды населения, используемые для приобретения товаров, по формуле
балансовый стоимость основной фонд
,
где ПФ – покупные фонды населения района; НТР – нетоварные расходы (оплата услуг, денежные переводы, оплата кредита, отчисления в пенсионный фонд и другие расходы, не связанные с закупкой товаров); ИРС – иннорайонный спрос, закупка товаров жителями другого района; ЗО – закупки организаций и учреждений.
Определяются покупные фонды предприятий общественного питания, с учетом норматива условного веса их в общем товарообороте района, который составляет 11 %
.
Определяются свободные покупные фонды с учетом действующих в районе предприятий общественного питания
,
где - товарооборот действующих в районе предприятий. Полученные можно рассматривать как перспективный товарооборот вновь открываемого предприятия (ТО).
Число потребителей за день рассчитывают по формуле
,
где ТР – число дней работы предприятий, дней; ЦСР – средняя цена покупки одного человека, грн.
Определяется число посадочных мест по формуле
,
где t – время обслуживания одного посетителя, мин; ТРП – продолжительность работы предприятия, мин.
По второму методу определяют число посадочных мест предприятий общественного питания необходимых для удовлетворения спроса жителей района по формуле
,
где N1 – численность населения района, чел; к – коэффициент спроса (0,4 … 0,6); Q – коэффициент внутренней миграции; n – норматив мест на 1000 человек (40 мест).
Коэффициент внутренней (Q) миграции определяют по формуле
,
где N1 – численность населения района, чел; N2 – численность приезжих, чел; N3 – численность отъезжающих из района, чел.
Число свободных посадочных мест определяют по формуле
,
где - сумма посадочных мест действующих предприятий общественного питания.
Кроме этих показателей экономическую эффективность будущего предприятия определяют с помощью графика прибыли и его безубыточности.
График представляет собой схему, которая отражает влияние на прибыль объема производства, доходов, текущих и постоянных затрат. С помощью графика можно найти точку безубыточности, то есть тот объем валовых доходов, при котором кривая, показывающая изменение валовых доходов при заданном уровне цен, пересекается с кривой, которая показывает смену текущих затрат.
Пример решения задачи.
Обосновать целесообразность открытия предприятия общественного питания в условном районе.
Для этого необходимо:
Определить покупные основные фонды и емкость рынка (изобразить величину емкости рынка схематически).
Рассчитать число потребителей и число посадочных мест.
Определить уровень безубыточности предприятия и условия получения максимальной прибыли (показать графически).
Исходные данные:
Общие доходы начисления (ДН) – 12800 тыс. грн.
Нетоварные расходы (НТР) – 3400 тыс. грн.
Иннорайонный спрос (ИРС) – 65 тыс. грн.
Закупки организаций и учреждений (ЗО) – 25 тыс. грн.
Товарооборот действующих предприятий в районе – 630 тыс. грн.
Условно-постоянные затраты – 70 тыс. грн.
Удельный вес продукции общественного питания в общем товарообороте – 11ФО.
Продолжительность обслуживания одного посетителя – 40 мин.
Средняя стоимость одной порции – 3,5 грн.
Продолжительность работы предприятия – 12 часов.
Число рабочих дней в году – 307 дней.
Удельный вес текущих затрат в товарообороте – 70ФО.
Решение задачи.
Определяем покупные фонды
тыс. грн.
Определяем покупные фонды предприятий общественного питания района
тыс. грн.
Определяем свободные покупные фонды
тыс. грн.
Так как тыс. грн.
То есть товарооборот на который может рассчитывать открываемое предприятие.
Определяем потребителей за один день
чел.
Определяем число посадочных мест
места.
Графически сектор рынка, который будет занимать открываемое предприятие будет иметь вид
сектор рынка действующих предприятий;
сектор рынка открываемого предприятия.
Определим точку безубыточности предприятия и условия получения максимальной прибыли:
Из данных графика видно, что доход предприятия будет иметь при объеме товарооборота больше 250 тыс. грн.
ЗАДАНИЕ №3
Составить калькуляционную карточку на одно блюдо по форме №2, используя «справочник рецептур». Блюдо выбирать по усмотрению студента.
ПРИМЕР РЕШЕНИЯ ЗАДАНИЯ №3
Составить калькуляционную карточку на одно блюдо по усмотрению студента:
1998 г._______№ Столовая Кафе «Отдых» порционное, дежурное, обеденное
Ресторан (ненужное зачеркнуть)
КАЛЬКУЛЯЦИОННАЯ КАРТОЧКА (сравнительная) №2
Наименование блюда «Салат столичный» по сборнику раскладок 1983 г.
Раскладка № 101 брутто _____ нетто _____ выход 140
№ |
Наименование сырья | Согласно сборнику рецептур | І подход (учет сырья и продуктов по цене приобретения без НДС) Дата на 01.11.98 г. | Общепринятый метод | |||||
нетто, г (на 1 порцию) | брутто, г (на 1 порцию) | брутто, г (на 1 порцию) | цена, грн. | сумма, грн. | цена с наценкой и НДС | Стоимость, грн. | |||
наценка – 150 % | наценка – 90 % | ||||||||
1 | Курица полупотр. ІІ кат. (масса варенной мякоти - 30) | 79 | 115 | - | - | - | - | ||
2 | Курица потрошенная ІІ категории | 79 | 87 | 8,7 | 5,40 | 46,98 | 16,20 | 140,94 | |
3 | Картофель3 | 35 | 48 | 5,6 | 0,45 | 2,52 | 1,35 | 7,56 | |
4 | Огурцы свежие | 30 | 38 | 3,1 | 7,0 | 21,70 | 21,00 | 65,10 | |
5 | Яйца, десяток | 10 | ј шт. | 2,5 | 1,38 | 3,45 | 4,14 | 10,35 | |
6 | Майонез | 40 | 40 | 4,0 | 2,03 | 8,12 | 6,09 | 24,36 | |
7 | Салат | 10 | 14 | - | - | - | - | - | |
8 | Соль | 3 | 3 | 0,3 | 0,40 | 0,12 | 1,20 | 0,36 | |
9 | Зелень | 2 | 27 | 0,27 | 5,00 | 1,35 | 15,0 | 4,05 | |
10 | Общая стоимость продуктов | 84,24 | 252,72 |
11 | Наценка в % к сырью – 150 % (84,24*150/100) | 126,36 | |||||||
12 | Наценка в % к сырью – 90 % (84,24*90/100) | 75,82 | |||||||
13 | Итого стоимость сырьевого набора с наценкой | 210,60 | 160,06 | ||||||
14 | Цена 1 блюда без НДС | 2,11 | 1,60 | ||||||
15 | НДС – 20 % | 0,42 | 0,32 | ||||||
16 | Цена 1 блюда с НДС | 2,53 | 1,92 | 2,53 | |||||
Зав. производством | Иванов | Иванов | Иванов | ||||||
Калькулятор | Серов | Серов | Серов |