Рефетека.ру / Информатика и програм-ие

Статья: Программа "Электронный гражданин" как основа формирования информационной культуры граждан ХМАО-Югры

Размещено на http://

ПРОГРАММА «ЭЛЕКТРОННЫЙ ГРАЖДАНИН» КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ ГРАЖДАН ХМАО-ЮГРЫ


Махутов Б.Н.

Нижневартовский государственный гуманитарный университет


Постиндустриальный этап развития цивилизации предполагает становление информационного общества, где главным продуктом общественной практики является производство, распространение, обработка и использование информации и информационных технологий во всех сферах человеческой жизнедеятельности. Наиболее широкое и полное определение процесса информатизации дано А.Д. Урсулом: «Информатизация представляет собой интеллектуально-гуманистическую перестройку всей жизнедеятельности человека и общества на основе все более полного использования с помощью средств информатики информации как ресурса развития новых информационных технологий с целью создания информационного общества и дальнейшего становления ноосферы» [1].

Очевидно, что глобальное внедрение информационных технологий ведет к коренным социальным трансформациям в области экономики, политики, культуры и образования. С технологической точки зрения быстрое и повсеместное распространение современных информационных и телекоммуникационных технологий можно рассматривать как очередной этап научно-технического прогресса. Однако особенность проходящей научно-технической революции состоит в том, что она вторгается в информационную сферу, затрагивая такие основополагающие для всех видов человеческой деятельности процессы, как производство, обработка и передача информации. Таким образом, информатизация является насущной необходимостью общественного развития.

Согласно [2], неумение пользоваться информационными технологиями приводит к т.н. digital divide — неравноправию по признаку доступа к информационным коммуникационным технологиям (ИКТ), что чревато социальными последствиями. Не вызывает сомнений тот факт, что, например, студенты, использующие Интернет, быстрее находят работу, чаще ездят на стажировку за рубеж и получают гранты международных организаций.

Программа «Электронный гражданин — Е-citizen» была разработана под эгидой Фонда ЕСDL (Еuropean Computer Driving Licence) — ведущей международной организации, занимающейся разработкой и внедрением единых квалификационных стандартов в области ИКТ и предназначена для людей, никогда прежде не работавших с компьютером, но желающих войти в мировое информационное сообщество и научиться использовать компьютер в повседневной жизни. Курс «е-Сitizen — Электронный гражданин» создается международными рабочими группами под эгидой ЕС, ЮНЕСКО, ИФИП (Международная ассоциация обработки данных) и СЕПИС (Европейский компьютерный совет). Эксперты разделены на три рабочие группы: ИТ специалисты, методисты и пользователи. ИТ специалисты дают рекомендации относительно современного рынка информационных технологий, наиболее популярного программного обеспечения, тенденций развития ИКТ, методисты разрабатывают содержание курса и тестовые вопросы, а пользователи проводят их апробацию. Полученный в результате работы Учебный план утверждается директоратом Фонда ЕСDL и проходит апробацию в национальных компьютерных ассоциациях 66 стран мира. Таким образом, курс представляет собой идеальное сочетание международного опыта и национальной и региональной специфики. [2]

Целями программы «Электронный гражданин» являются:

Преодолеть digital divide и дать всем, независимо от пола, возраста, местожительства и социального положения, возможность пользоваться информационными ресурсами.

Приобщить максимальное количество граждан к информационному обществу.

Облегчить взаимодействие с государственными структурами.

Дать возможность людям общаться через Интернет.

Обеспечить эффективность работы и повысить квалификацию служащих.

Дать возможность жителям отдаленных регионов получить образование через Интернет.

Сделать квалифицированную консультативную медицинскую помощь доступной для большего числа граждан.

Программа «Электронный гражданин» состоит из трех блоков — базовые навыки, поиск и обработка информации и работа с онлайн-сервисами. В ходе курса слушатели должны научиться использовать базовые офисные приложения на начальном уровне, работать в сети Интернет, проводить поиск информации, работать с порталами государственных служб (заполнять декларации, скачивать формуляры, анкеты и т.д.), приобретать товары и услуги через Интернет, бронировать гостиницы и билеты, защищать компьютер с помощью антивирусных программ, общаться в конференциях и на форумах. Средняя продолжительность курса — 30 часов, однако она может варьироваться в зависимости от группы обучающихся или национальной региональной специфики. Программа «Электронный гражданин» во многом предполагает самостоятельные занятия и выполнение упражнений, однако основная часть материала дается преподавателем.

После прохождения обучения слушатель сдает через Интернет тест на соответствие своих знаний требованиям стандарта «Электронный гражданин», продолжительность теста — 30 минут. Качество полученных в ходе обучения знаний подтверждается независимым тестом, который слушатели проходят по окончании курса. При успешной сдаче теста кандидат получает международный сертификат — Паспорт электронного гражданина, действующий в 70% стран мира.

Проект на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры реализуется в рамках мероприятия «Развитие системы подготовки специалистов по информационным технологиям и квалифицированных пользователей» Программы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Электронная Югра на 2006-2008 годы».

К проекту привлекаются жители округа, которые хотят пользоваться возможностями электронной коммерции, активно взаимодействуют с госструктурами или заинтересованы в получении образования с помощью информационных технологий, в том числе: школьники, студенты образовательных учреждений среднего и высшего профессионального образования, подростки, воины, уволенные в запас после прохождения срочной службы, а также призывники, работники сферы образования и здравоохранения.

Обучение жителей округа осуществляется бесплатно, в очной форме в специально оборудованных компьютерных классах с наличием проекционного оборудования и достаточным количеством ПК, подключенных к сети Интернет. Каждый слушатель должен работать на отдельном компьютере, имеющем полноценный доступ в Интернет.

По итогам обучения слушатели становятся полноправными членами информационного общества, могут использовать его ресурсы в каждодневной жизни и формируют компетенции удаленной работы с порталами электронного государства, приобретения товаров и услуг через Интернет, получения качественной консультативной помощи.

В результате прохождения обучения в государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Нижневартовский государственный гуманитарный университет», слушатели научились использовать базовые офисные приложения на начальном уровне, работать в сети Интернет, проводить поиск информации, работать с порталами государственных служб, заполнять декларации, скачивать формуляры и анкеты, приобретать товары и услуги через Интернет, бронировать гостиницы и билеты, защищать компьютер с помощью антивирусных программ, общаться в конференциях и на форумах.

Анализ проведенного анкетного опроса слушателей и тьютеров о содержании программы «Электронный гражданин» показал, что содержание учебного курса достаточно хорошо разработано, учебные материалы написаны доступным языком, имеется много иллюстраций, поясняющие проводимые действия.

Для дальнейшего продвижения проекта «Электронный гражданин» в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре рекомендуем:

Постоянно информировать население округа о социально значимых проектах Комитета по информационным ресурсам Администрации Губернатора автономного округа, направленных на становление электронного государства.

Привлекать ресурсы точек общественного доступа в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре к продвижению проекта, посредством оказания информационной и консультационной помощи населению.

Разработать методические рекомендации для тьютеров автономного округа, адаптированные под информационные, правовые и образовательные ресурсы Ханты-Мансийского автономного округа-Югры.

Разработать открытый и общедоступный сетевой ресурс на образовательном портале Ханты-Мансийского автономного округа-Югры, позволяющий гражданам автономного округа повышать уровень ИКТ компетенций в виртуальном режиме.

Провести ретроспективный анализ потребностей различных целевых групп, проживающих на территории Мансийского автономного округа-Югры на повышение компетенций в области информационно – коммуникационных технологий.

Провести акции, направленные на бесплатное сертификационное тестирование в сфере ИКТ, которые позволят с достаточной достоверностью выявить пробелы в компьютерных знаниях различных категорий граждан автономного округа: школьников, студентов, учителей, преподавателей, библиотекарей.

Расширить целевую аудиторию, за счет привлечения к обучению других категорий граждан – работников бюджетных организаций, госслужащих, работников муниципалитетов, силовых структур, милиции прокуратуры и т др.

Внедрять в практику индивидуальные образовательные траектории обучения для граждан автономного округа с ограниченными возможностями, посредством обучения на дому.

Продолжить практику организации массового обучения граждан Ханты-Мансийского автономного округа - Югры направленную на построение информационного общества, неотъемлемой частью которого являются граждане, компетентные в области информационно – коммуникационных технологий.

Литература

информационная технология культура электронный гражданин

Урсул А.Д. Путь в ноосферу: Концепция выживания и устойчивого развития человечества. М., 1993.

е-Сitizen, Электронный гражданин: официальный учебный курс. Методическое пособие, ЕСDL — Еuropean Computer Driving Licence, М.: Московская типография №13, 2006.

Размещено на http://

7


Похожие работы:

  1. Организация местного самоуправления муниципального ...
  2. • Бюджет Ханты-Мансийского Автономного Округа
  3. • Бюджетный процесс и его особенности на муниципальном ...
  4. • Эколого-экономическая оценка комплексного ...
  5. • Система и эффективность поддержки малого ...
  6. • Позиционные системы счисления
  7. • Правовая сторона проблемы миграции в г. Сургуте
  8. • Эффективность технологии социальной работы с семьями ...
  9. • Социальное обслуживание пожилых и инвалидов
  10. • Система управления охраной окружающей природной среды ...
  11. • Принципы взаимодействия руководителя и секретаря
  12. • Исследование уровня безопасности операционной системы Linux
  13. • Правовая культура воспитанников Центра помощи детям ...
  14. • Формування маркетингової стратегії ЗАТ "Оболонь"
  15. • "Звезды прелестные" в поэзии Пушкина и его современников
  16. • Охрана труда при работе на компьютере
  17. • Краткий курс истории Московского троллейбуса
  18. • Технология HTML
  19. • Публий Теренций Афр
Рефетека ру refoteka@gmail.com