Размещено на http://
АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЦЕНТРОСОЮЗА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
«РОССИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ КООПЕРАЦИИ»
Владимирский филиал
Кафедра экономики и кооперации
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине: Экономическая теория
на тему: Национальный рынок и его равновесие
Выполнила студентка группы ЭУЗС - 108
Морозова А.В.
Владимир 2009
Содержание
Введение
Глава 1. Сущность рынка и его типология
Глава 2. Национальный рынок
2.1Сущность национального рынка
2.2Региональные рынки
2.2.1 Формирование и развитие рынков в регионе
2.2.2 Региональный потребительский рынок
2.2.3 Региональный рынок средств производства
2.2.4 Региональный финансовый рынок
2.2.5 Региональный рынок недвижимости
2.2.6 Региональный информационный рынок
Глава 3. Рынок и его равновесие
3.1 Рыночное равновесие
3.2Равновесие на рынке благ
Глава 4. Исследование потребительского российского рынка и формирование рыночных отношений в России
4.1 Экономические показатели потребительского рынка России
4.2 Особенности российской национальной розницы
4.3 Формирование рыночных отношений
Заключение
Список использованной литературы
Введение
В процессе исторического развития рыночного (товарного) хозяйства изменялось понимание рынка, его сущности, изменялся и сам рынок, его роль в экономике возрастала.
Современная экономика развитых стран носит рыночный характер. Рыночная система оказалась наиболее эффективной и гибкой для решения основных экономических проблем. Она формировалась не одно столетие, приобрела цивилизованные формы, и, по всей видимости, будет определять экономический облик будущего во всех странах мира.
Актуальность курсовой работы. Мировое сообщество признало Российскую Федерацию страной с рыночной экономикой. Россия переживает период перехода от восстановительной экономики к модели экономического роста. Исторический опыт свидетельствует, что рыночный механизм обладает большими преобразовательными возможностями, но сам по себе не обеспечивает оптимальных решений эффективного функционирования экономики. В условиях нового вызова глобальной экономики возрастает актуальность выбора экономических механизмов и экономической политики, которые смогут обеспечить выход экономики России на траекторию устойчивого экономического развития.
Актуальность определила цель исследования – изучить национальный рынок.
В соответствии с целью можно определить следующие задачи:
1.Рассмотреть сущность рынка, его типологию;
2.Раскрыть сущность национального рынка;
3.Т.к. национальный рынок состоит из региональных рынков, следует изучить региональные рынки и их особенности;
4. Изучит рыночное равновесие;
5. Сделать выводы.
Глава 1. Сущность рынка и его типология
Рынок - это есть совокупность экономических отношений производства и обмена товаров при помощи денег. Характеристику рынка как совокупности или арены купли – продажи можно раскрыть через его структуры, систему и инфраструктуру.
Структура рынка – это внутреннее строение, расположение, порядок отдельных элементов рынка, их удельный вес в общем объеме рынка.
Признаками любой структуры являются: 1) тесная связь между ее элементами; 2) определенная устойчивость этих связей; 3)целостность, совокупность данных элементов.
Совокупность всех рынков, расчлененных на отдельные элементы на основе самых разнообразных критериев, образует систему рынков.
Рынок в целом характеризуется весьма богатой и сложной структурой. Описание его структуры зависит от выбранных критериев. Можно выделить следующие критерии для характеристики структуры и системы рынка.
По объектам:
Потребительский рынок. Рынок потребительских товаров и услуг. Эта сфера обеспечивает удовлетворение потребностей различных социальных групп, каждой семьи, каждого человека. Здесь в наибольшей степени проявляются колебания спроса и предложения, инфляции, денежного обращения. Данный рынок оказывает непосредственное воздействие на благосостояние нации. Здесь происходит купля-продажа предметов потребления. В качестве продавцов на этом рынке выступает производитель, поставляющий на рынок товары, в качестве потребителя - домашние хозяйства. В свою очередь этот рынок подразделяется на:
рынок продовольственных товаров (продукты питания, продовольствие);
рынок непродовольственных товаров, предназначен для продажи обширной группы товаров народного потребления, включая одежду, обувь, предметы галантереи и парфюмерии, бытовые товары, лекарства, отдельные виды строительных материалов и многое другое;
рынок услуг охватывает платные услуги по бытовому обслуживанию населения, коммунальные услуги и на информационные услуги (справки, реклама, нотариат) и другие.
Рынок недвижимости представлен, прежде всего, в виде двух основных товаров:
рынок жилья распространяет свои действия на жилые помещения;
особой категорией рынка недвижимости выступает земля; под землей в данном случае понимаются не только земельные участки для сельскохозяйственного производства, строительства или других нужд, но и недра земли, полезные ископаемые. Поэтому на рынке земли встречаются представители и сельского хозяйства, и строительной индустрии, и промышленности, прежде всего добывающих отраслей, и государственных структур. Большинство сделок на данном рынке связано не с куплей – продажей земли, а лишь с передачей земли на определенный срок в аренду.
Рынок факторов производства предполагает куплю-продажу экономических ресурсов или факторов производства, которые делятся на первичные производственные факторы, представляемые домашними хозяйствами, такие как земля, капитал, труд, и промежуточные, предоставляемые предприятиями другим предприятиям. Субъектами рынка факторов производства выступают производители, являющиеся покупателями факторов производства, и домохозяйства, выступающие продавцами.
Рынок труда, или рабочей силы (входит в рынок факторов производства) это свободная продажа каждым трудоспособным человекам своих трудовых возможностей и свободный наем работников. Важнейшим механизмом этого рынка является биржа труда, где формируется спрос и предложение рабочей силы.
Рынок реального капитала (входит в рынок факторов производства) – к нему следует отнести, прежде всего, товары и услуги производственного назначения или те товары и услуги, которые непосредственно не предназначены для удовлетворения потребностей населения, но косвенным образом (через поставляемое оборудование, машины, технологии, сырье, материалы) направленные на решение задач по удовлетворению потребностей общества в необходимых благах. Для данного рынка характерна устойчивость производственных связей, крупномасштабность коммерческих операций и долгосрочный характер отношений между партнерами. К разновидности данного типа рынка можно отнести продукцию научного производства, которая определяет совершенствование технологий, техники, систем организации и управления хозяйственными и социально – экономическими процессами. Это тот рынок, для которого характерны самый высокоинтеллектуальный и творческий труд, сверхсовременные инвестиционные товары и материалы, а также с которым связана высокая степень риска, особенно в области фундаментальных и прикладных исследований. Объекты купли – продажи – патенты, лицензии.
Денежный рынок - это рынок купли-продажи краткосрочных взаимных ссуд финансовых учреждений. На этом рынке деньги становятся полноправным товаром, цена за их использование согласно законам рынка устанавливается на основе спроса и предложения. Она принимает форму процента, т.е. дохода, получаемого за предоставленные в ссуду деньги.
Рынок ценных бумаг тесно взаимосвязан с рынком капитала, ибо он представляет реально существующий капитал в титулах собственности – акциях, облигациях, векселях. На рынке ценных бумаг существует две организационные формы торговли ценными бумагами: фондовые биржи, где обращаются ценные бумаги (в основном акции) прежних выпусков, и внебиржевой оборот, в процессе которого происходит первичное размещение новых эмиссий (выпусков) акций и облигаций, а также продаются и покупаются акции и облигации прошлых выпусков не самых крупных корпораций. Движение ценных бумаг вызывает перелив капиталов из одних производств и отраслей в другие на основе более выгодного их вложения и, следовательно, структурные сдвиги в экономике.
Рынок информации. Товаром на подобном рынке выступает специфический продукт - информация, значение которой в производстве и общественной жизни чрезвычайно возросло за последние десятилетия. Информационный продукт, понимаемый в широком смысле слова, включает в себя массивы деловой, коммерческой, научной, культурной и иной информации.
Рынок инноваций - это специфическая область купли - продажи, в которой объектом торговли являются технические и социально-экономические новшества, рационализаторские предложения, изобретения, патенты (рынок лицензий – здесь объектом купли – продажи служат патентные и беспатентные лицензии на передачу изобретений, технологического опыта, промышленных секретов, использование товарных знаков).
По субъектам:
Рынок покупателей – предложение должно превышать спрос, тогда покупатель сравнивает между собой разные сорта товаров, их цены и отдает предпочтение тому или иному товару.
Рынок продавцов – значительное превышение спроса над предложением. Главную роль играет количество товаров и услуг, качеству уделяется минимальное внимание
Рынок государственных учреждений – совокупность актов купли – продажи государственных организаций, федерального правительства, штатов, местных органов власти, закупающих или арендующих товары, необходимые им для выполнения своих основных функций по отправлению власти.
Рынок промежуточных продавцов – совокупность экономических отношений лиц и организаций, приобретающих товары для перепродажи или сдачи их в аренду другим потребителям с выгодой для себя.
По общественному разделению труда:
Местный (локальный) рынок, который ограничивается одним или несколькими районами страны;
Региональный рынок
Национальный рынок, который охватывает всю национальную территорию;
Мировой рынок, охватывающий все страны мира.
По уровню насыщения:
Равновесный рынок - спрос и предложение примерно совпадают;
Дефицитный рынок - спрос превышает предложение;
Избыточный рынок - предложение превышает спрос.
По степени зрелости:
Неразвитый рынок;
Развитый рынок;
Формирующийся рынок.
По степени ограниченности конкуренции:
Свободный рынок - регулируется на основе свободной конкуренции независимых товаропроизводителей;
Монополистический рынок - условия производства и обращений определяет группа монополий, между которыми сохраняется монополистическая конкуренция;
Олигополистический рынок - это такой рынок, на котором большая часть выпускаемой продукции производится горсткой крупных фирм, каждая из которых достаточно велика для того, чтобы оказывать влияние на весь рынок своими собственными действиями;
Смешанный рынок.
По соответствию действующему законодательству:
Легальный рынок (открытый, узаконенный);
Нелегальный рынок («черный» и «серый») - возникает чаще всего либо как сфера подпольной торговли товарами, свободная продажа которых запрещена законом (наркотики, оружие, порнография), либо как область торговли любыми товарами, но при нарушении указанных правил и норм торговли (в неположенном месте, при отсутствии лицензий, неуплате сборов, налогов, пошлин).
По организации рыночного обмена:
Оптовый рынок;
Розничный рынок;
Экспортный рынок;
Импортный рынок;
С учетом ассортимента товаров:
Замкнутый рынок, где товары только первого производителя;
Насыщенный рынок, где множество сходных товаров многих производителей;
Рынок широкого ассортимента, где есть ряд видов товаров, связанных между собой и направленных на удовлетворение одной или нескольких связанных между собой потребностей;
Смешанный рынок, на котором обращаются разнообразные товары, не связанные между собой.
Также очень важным понятием в рыночной экономике является понятие «инфраструктура». Рыночная инфраструктура облегчает осуществление товарообменных операций, юридический и экономический контроль над ними, повышает их оперативность и эффективность, предоставляет информационное обеспечение, улавливает сигналы, идущие от потребителей и спроса, обеспечивает восприятие этих импульсов производителям и адекватную реакцию на них, связывает производителей и потребителей в единый хозяйственный процесс1.
Глава 2. Национальный рынок
2.1 Сущность национального рынка
В общем смысле каждая страна имеет собственный национальный рынок, на котором обращаются финансовые инструменты в национальной валюте. Участниками таких рынков являются национальные и финансовые иностранные институты, которые расположены в стране этой валюты, например участники рынка федеральных фондов в США.Именно на национальных рынках местные банки осуществляют свои повседневные операции, которые включают заимствование и кредитование с целью закрытия счетов или «прощупывания» рынка. Национальные рынки различаются по размеру, варьируя от огромных, к которым, например, относится рынок федеральных фондов в США или национальный рынок иены в Токио, до небольших, таких как рынок чешской кроны в Праге.На практике торговля в каждой стране сосредоточена в основных финансовых центрах, где ее контролируют местные регулирующие органы. Обычно это центральные банки стран.
Совокупность рынков одной страны называется национальным (внутренним) рынком. Он образует сферу обращения национальной экономики. Внутри него могут выделяться региональные рынки.
Региональные рынки - рынки отдельного региона, отличающиеся как местоположением, так и видами представленных на них товаров, ценами, конъюнктурой, спросом и предложением товаров.
Национальные рынки различаются валютой, налогами, национальными стандартами.
Рынок потребительских товаров - это рынок товаров широкого потребления. Он формируется в результате следующих мер:
путем развития предпринимательства в сфере производства и сбыта продовольственных и непродовольственных товаров.
путем поддержания малых и средних предприятий.
налоговое и кредитное стимулирование товаров широкого потребления.
переход к свободному ценообразованию на большинство товаров.
постепенная отмена дотирования убыточных предприятий.
радикальный пересмотр льготного перераспределения товаров широкого потребления.
Инфраструктурой потребительского рынка являются магазины, сельские городские рынки, ярмарки, аукционы.
Рынок услуг включает производственные и непроизводственные услуги: транспортные, связи, ремонтные, лизинговые, аудиторские, страховые, юридические, бытовые, культурные.
Рынок потребительских товаров предназначен для продажи обширной группы товаров народного потребления, включая одежду, обувь, головные уборы, парфюмерию, бытовые товары, мебель, , лекарства, отдельные виды стройматериалов, транспортные средства личного и семейного пользования и др. товаров аналогичного назначения.
Рынок бытовых, коммунальных, информационных услуг - это платные услуги по бытовому обслуживанию населения (прачечные, химчистки, парикмахерские, транспортные услуги, услуги связи, охрана), на коммунальные услуги (водо-, тепло-, энерго-, газоснабжение жилищ, обслуживание лифтового хозяйства, поддержание нормального функционирования домов и квартир), услуги по ремонту жилья, бытовой аппаратуры и на информационные услуги(справки, реклама, размножение информации, консультирование, нотариат и т.д.) и др.
2.2 Региональные рынки
2.2.1 Формирование и развитие рынков в регионе
В законе Российской Федерации «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» региональный рынок определяется как сфера обращения товаров в пределах субъекта Федерации. По своей экономической сущности региональный рынок – это совокупность высоколокализованных социально-экономических процессов и отношений в сфере обмена (обращения), формируемых под влиянием спроса и предложения каждого территориально-административного образования и с учетом адекватных методов регулирования конъюнктуры рынка и процессов принятия коммерческих решений.
Региональные рынки могут существовать как при административно-командной система, так и при рыночной экономике. В первом случае рынки развиваются и функционируют в соответствии с логикой административно-командного управления. Так, объем товарооборота и соответствующее товарное обеспечение для каждого территориально-административного образования устанавливается директивными планами.
С переходом к рыночным экономическим отношениям меняются роль и значение рынка в региональном воспроизводственном процессе. Пропорции воспроизводственного процесса формируются через воздействие рыночных инструментов регулирования: цены, налоги, проценты за кредит и др.
Развитый региональный рынок может эффективно функционировать при научно обоснованной системе изучения спроса, тенденций и его закономерностей развития:
общего объема спроса и объема спроса на отдельные группы и виды товаров;
структуры спроса одноименных товаров различных предприятий;
сезонных колебаний спроса по отдельным товарам;
требований покупателей к качеству товаров.
Изучение спроса дает информацию, позволяющую прогнозировать емкость и структуру рынка, а также предполагаемые сдвиги в совершенствовании географии производства и потребления товаров и услуг.
Региональные рынки неоднородны. Так, по территориальной организации сферы обращения можно выделить поселенческие рынки в населенных пунктах сельской местности, городские, областные, республиканские, межобластные, межреспубликанские и межрегиональные.
Для каждого вида рынков присущи соответствующие инфраструктура с особенностями размещения, развития и функционирования, емкость рынка, каналы и схемы товарообразования.
Потребность в товарах и услугах находится в прямой зависимости от платежеспособного спроса и развития непроизводственной сферы в регионе. Платежеспособный спрос населения характеризуется суммой денежных ресурсов, которую оно может направить на приобретение товаров и на потребление платных услуг. Структура платежеспособного спроса в разных районах страны и для развития социально-экономических групп населения определяется характером развития производительных сил в регионе. Характерной чертой развития регионального рынка товаров и услуг является непрерывное расширение его емкости и качественных параметров. Емкость рынка - это возможный объем реализации товаров на внутреннем рынке, определяемый размерами платежеспособного спроса потребителей при данном уровне цен. Кроме населения потребителями товаров и услуг выступают организации и учреждения непроизводственной сферы и предприятия региона.
Региональные рынки можно объединить в систему, которая представляет собой совокупность рыночных образований различного типа, цель которых – обеспечение эффективного развития и функционирования регионального воспроизводственного процесса, воспроизводства орудий и предметов труда и рабочей силы. В систему региональных рынков входят:
потребительский рынок (рынок благ);
рынок средств производства;
рынок земли и недвижимости;
рынок труда;
финансовый рынок;
рынок информации;
рынок природных ресурсов;
рынок культурных ценностей;
рынок образовательных услуг.
Все рынки взаимосвязаны друг с другом, они обслуживаются соответствующими составляющими рыночной инфраструктуры. 2
2.2.2 Региональный потребительский рынок
Механизм формирования и функционирования потребительского рынка региона представляется как взаимодействие объективно действующих факторов, явлений и процессов в сфере производства, распределения, обмена и потребления товаров и услуг, сложившихся на данной территории.
Функционирование регионального потребительского рынка определяется связями: между потребностями населения региона и производством; спросом и предложением на региональном рынке товаров и услуг; дифференциацией доходов и характером потребления; уровнем и структурой потребления; текущим потреблением и накоплением; обобществленной и индивидуализированной формами потребления и др.
По своей экономической сущности региональный потребительский рынок – это совокупность высоколокализованных социально-экономических процессов и отношений в сфере обмена и потребления, формируемых под влиянием особенностей спроса и предложения каждого территориально-административного образования, с учетом адекватных методов регулирования конъюнктуры рынка и принятия коммерческих решений.
Региональный потребительский рынок является частью общего регионального рынка (или рынка благ). Под товарным рынком в современной экономике понимается «система субъектов экономики, формирующих свои отношения с целью рационального обращения товаров конечного потребления и продукции производственно-технического назначения». При этом потребительский рынок представляет собой ту часть товарного рынка, на которой товары покупаются для личного потребления.
Потребительский рынок региона – это основная составляющая структуры современной рыночной экономики, где часть ВНП, материализованная в виде произведенных бизнесом товаров и услуг, покупается или приобретается иным способом потребителями региона для личного потребления. По своему удельному весу и роли в обеспечении жизнедеятельности населения потребительский рынок занимает ведущее место в системе рынков региона.
Насыщенность и емкость регионального потребительского рынка во многом определяются эффективностью хозяйственной деятельности в регионе. Именно от нее во многом зависит конечное потребление населения региона.
Региональный потребительский рынок воздействует на ряд фаз, связанных между собой в едином процессе: потребности населения региона – производство (предложение) – денежные доходы населения - реализация (торговля) – потребление (удовлетворение потребностей). Блок потребностей в начале процесса выступает в роли заявок производству, ориентирует его на определенный объем и структуру производственных ресурсов. Он является важнейшим фактором формирования политики приоритетов в производственной программе региона.
Каждая из указанных фаз процесса формирования и использования фонда потребления в регионе характеризуется особенностями взаимодействия его элементов, своим механизмом движения, развития и совершенствования. Состыковка фаз формирования и конечного использования фонда потребления осуществляется через потребительский рынок. Именно сигналы, идущие от потребителей к производству, и отражают реальный спрос населения на товары нужного ассортимента.
Организационно региональный потребительский рынок представлен сетью магазинов розничной и мелкооптовой торговли, оптовыми базами, посредническими организациями, различными предприятиями сферы услуг региона. Выходят на потребительский рынок в качестве продавцов и предприниматели без образования юридического лица. Им противостоят покупатели, реально представленные домохозяйствами. Такова субъектная предопределенность регионального потребительского рынка.
2.2.3 Региональный рынок средств производства
Региональный рынок средств производства – такая территориальная организация сферы обращения, которая непосредственно обеспечивает субъекты реального сектора экономики необходимыми средствами производства на основе использования рыночных механизмов.
Субъектами регионального рынка средств производства являются производители средств и предметов труда, с одной стороны, и их потребители, предприятия реального сектора экономики – с другой, находящиеся как в пределах границ конкретного региона, так и вне его.
Потребительский спрос на рынке средств производства конкретного региона характеризуется рядом обстоятельств:
специализацией развития региона;
платежной способностью, как местных, так и иных покупателей регионального рынка;
состоянием структурной политики в производственном комплексе региона и степенью изношенности его основных фондов.
Предложение на региональном рынке средств производства определяется также совокупностью факторов, важнейшими из которых являются:
отраслевая, межотраслевая, региональная и межрегиональная специализация в производстве средств производства и удельный вес в ней предприятий региона;
изменение тенденций в потреблении средств производства и предметов труда, происходящих под воздействием научно-технического прогресса и углубления общественного разделения труда.
Функции регионального рынка средств производства состоят в удовлетворении потребностей хозяйствующих субъектов данного региона, а также других потребителей в необходимых для их хозяйственной деятельности средствах производства, обусловленных как технологической степенью их износа, структурными сдвигами в производстве, так и ростом масштабов производства и его техническим совершенствованиям.
Структура регионального рынка средств производства определяется целым комплексом факторов, начиная от природно-климатических условий региона, его специализации и заканчивая характером товарного обращения конкретных видов средств производства, степени наукоемкости и долговечности.
В этой связи к основным группам средств производства регионального рынка относятся:
1)рынки топливно-энергетических ресурсов, имеющих базовое значение для экономики региона и эффективности ее функционирования;
2)рынки цветных и черных металлов;
3)рынки машиностроительной продукции, определяемые как специализацией производства в регионе, так и характером и структурой технологического потребления, включающие:
рынок станкостроительной и станкоинструментальной продукции;
рынок сельскохозяйственных машин;
рынок продукции лесного и деревообрабатывающего машиностроения и т.п.
Несмотря на наличие определенных экономических свобод в рыночной экономике следует признать, что рынок средств производства нуждается в регулировании. Это связано с необходимостью поддержания сложившихся рациональных хозяйственных связей в регионе и установления новых, использования при этом современных экономических форм взаимоотношений, например, лизинг, региональный заказ и т.д.
Причем все методы регулирования регионального рынка средств производства можно подразделить на прямые и косвенные.
К прямым методам регулирования регионального рынка средств производства можно отнести:
квотирование средств производства и сбыта отдельных видов продукции, предметов и средств труда;
госзакупки, субсидии и субвенции производителям средств производства и прямое финансирование перспективных разработок новых видов средств производства.
К косвенным, или экономическим, методам регулирования регионального рынка средств производства относятся:
предоставление льгот производителям средств производства, дотаций на оплату потребительских ресурсов, разрешение ускоренной амортизации;
понижение ставки налогов или полное освобождение от них;
выдача государственных гарантий под кредиты коммерческих банков производителям средств производства;
регулирование цен в целях ограничения спроса на отдельные виды средств производства.
2.2.4 Региональный финансовый рынок
Региональный финансовый рынок – сфера экономических отношений по вопросам купли, продажи и размещения финансово-кредитных ресурсов в регионе, а также их воспроизводства и регулирования в условиях изменившегося спроса и предложения.
Особенностью регионального финансового рынка является его весьма условная обособленность в силу многогранности взаимосвязанных и взаимодействующих сегментов и тех конкретных целей и задач, которые ими решаются.
В этой связи принято различать региональный рынок краткосрочных кредитов, или денежный рынок; рынок капиталов, или среднесрочных и долгосрочных кредитов, т.е. рынки, сформированные по принципу обслуживания движения основного и оборотного капиталов.
Наряду с этим критерием к региональному финансовому рынку могут быть применены и другие отличительные признаки: характер оформления отношений субъектов финансового рынка (рынка банковских кредитов и рынка ценных бумаг); принцип возвратности кредита (облигации, векселя, закладные и т.п. – рынок возвратных финансовых ресурсов; акции, паевые вклады, доли и т.п. – рынок невозвратных ресурсов).
Региональный финансовый рынок, несмотря на свою экономическую определенность, имеет весьма условный характер, границы и сбережение, конкретность или определенность которым придают те цели и задачи, которые призваны решить сформированные в них финансовые отношения.
Наибольшее развитие в системе регионального финансового рынка получили рынок банковских кредитов и рынок ценных бумаг.
Региональный рынок банковских кредитов своим функциональным назначением имеет обслуживание денежной потребности субъектов хозяйственной деятельности региона. Выполнение этой функции возможно при условии наличия временно свободных денежных ресурсов в регионе.
Источником формирования денежных, кредитных ресурсов в регионе являются средства федерального и регионального бюджетов, предприятий и организаций различных форм собственности, финансово-кредитных учреждений, денежные сбережения населения и иностранный капитал, определяющие масштабы предложения денежных ресурсов.
Спрос на региональном рынке банковских кредитов определяется следующими обстоятельствами:
- деловой активностью;
- масштабами развития;
- мерой поддержки предпринимательской деятельности;
- активной региональной инвестиционной политикой;
- соотношением капиталоемких и трудоемких производств;
- масштабами реструктуризации регионального хозяйства.
Важную роль в функционировании регионального финансового рынка играют коммерческие банки, главным назначением которых является аккумуляция финансовых ресурсов предприятий, которая способствовала бы как их развитию, так и развитию экономики региона в целом. Решение коммерческими банками этой задачи возможно при условии использования ими прогрессивных форм кредитования, финансирования и расчетов, ускоряющих оборачиваемость оборотных средств и укрепляющих расчетную дисциплину.
Помимо коммерческих банков важную роль в развитии региональных финансовых рынков играет формирующаяся система небанковских финансово-кредитных институтов типа финансовых и инвестиционных компаний, брокерских фирм, способных обслуживать внебиржевой рынок ценных бумаг.
Региональный рынок ценных бумаг представляет собой относительно обособленную сферу финансового рынка, характеризующуюся движением различных форм фиктивного капитала на региональном рынке, определяемого финансовой политикой государства.
Предложение и спрос на региональном рынке ценных бумаг зависят от:
глубины приватизации государственных и муницпальных предприятий и соотношения частного и государственного секторов региональной экономики;
активности региональных органов власти в проведении эмиссионной политики, основанной на привлечении средств населения на рынок ценных бумаг;
способности региональных финансовых институтов аккумулировать и размещать ценные бумаги среди различных участников финансового рынка;
формирование в регионе так называемого устойчивого слоя населения, обладающего сбережениями долгосрочного характера, которые могут быть инвестированы в ценные бумаги.
Основными видами ценных бумаг, обращающимися на региональном рынке ценных бумаг, являются:
государственные ценные бумаги, включающие государственные краткосрочные облигации, облигации государственного валютного займа, казначейские обязательства;
акции приватизированных предприятий;
акции банков;
муниципальные облигации, выпуск которых ориентирован либо на покрытие дефицита бюджета, либо на финансирование объектов жилья и социально-культурного назначения;
корпоративные облигации.
Важную организующую роль в развитии регионального рынка ценных бумаг играют фондовые биржи. Однако, как показывает опыт зарубежных стран, при всей важности фондовых бирж как центра обращения ценных бумаг их должно быть не так уж много – одна центральная фондовая биржа в финансовом центре государства (столице) и несколько фондовых бирж в наиболее крупных регионах страны, обслуживающих крупные экономические районы.
2.2.5 Региональный рынок недвижимости
Региональный рынок недвижимости представляет собой обособившуюся часть сферы регионального обращения, где происходит купля-продажа специфических товаров на основе товарно-денежных отношений с обязательной сменой собственника.
Объектами регионального рынка недвижимости являются земельные участки, производственные здания и сооружения, объекты незавершенного строительства и все то, что так или иначе обладает:
физической недвижимостью и физической связью с землей;
экономическими свойствами основных производственных фондов по характеру оборота и переносу стоимости на готовый продукт.
Субъектами регионального рынка недвижимости являются продавцы, покупатели и посредники (риэлторы), выступающие в качестве юридических и физических лиц.
Функции регионального рынка недвижимости можно определить как обеспечение хозяйственного оборота определенных элементов производственных фондов предприятий и организаций, с одной стороны, и создание материальных экономических условий жизнедеятельности населения – другой.
Структура регионального рынка недвижимости включает:
1) рынок земли;
2) рынок жилья;
3) рынок нежилых помещений.
Регулирование рынка недвижимости в основном осуществляют следующие государственные органы:
1) Минимущество России;
2) Органы градостроительства и архитектуры, проектные бюро, топографические организации, а также иные субъекты, имеющие государственные лицензии на проведение соответствующих работ;
3) Службы регистрации права на недвижимость, к которым относятся региональные комитеты по земельным ресурсам и землеустройству, бюро технической инвентаризации, управления государственного земельного кадастра и др.
Задачи, которые призваны решать государственные региональные органы управления по совершенствованию территориального рынка недвижимости, сводятся к следующему:
- учет объектов и регулирования отношений собственности на недвижимость;
- обеспечение эффективного использования объектов недвижимости на основе гибкой системы налогообложения, сочетающей интересы владельцев недвижимости, ее арендаторов и субъекта Федерации;
- разработка и реализация региональных программ по недвижимости, определяющих основные направления развития рынка недвижимости через процессы приватизации, жилищные программы, развитие производственной базы строительной индустрии и т.п.
- создание института ипотеки, способного привлечь финансово-кредитную систему региона к активному включению объектов недвижимости в хозяйственный оборот.
2.2.6 Региональный информационный рынок
Региональный информационный рынок – новый и пока находящийся в стадии своего формирования сегмент регионального рынка, активно взаимодействующий со всеми другими его структурами посредством актов купли-продажи информационных ресурсов.
Субъектами регионального информационного рынка являются участники всех без исключения региональных рынков, нуждающихся в достоверной информации о рыночной конъюнктуре, системе и динамике цен, характере конкурентной борьбы и конкурентах, а также различные специализированные институты по сбору и обработке рыночной информации, способные оперативно ее предоставить заказчикам-пользователям в удобной для них товарной форме (маркетинговые центры, рекламные агентства, ярмарки и выставки, региональные структуры Госкомстата России и др.).
Спрос на региональном информационном рынке зависит не столько от числа покупателей нужной информации, сколько от их специализации, объема, структуры и качества запрашиваемого информационного продукта, периодичность его предоставления, обновления и покупательной способности заказчика.
Предложение на региональном информационном рынке определяется рядом обстоятельств:
во-первых, количеством производителей информации;
во-вторых, технической оснащенностью их организаций;
в- третьих, качеством производимого информационного продукта;
в-четвертых, оперативностью предоставления покупателям необходимой информации;
в-пятых, высокой эффективностью использования предоставляемой информации.
Функции регионального информационного рынка состоят в своевременном предоставлении его покупателям рыночной информации, которая должна обеспечить им возможность:
разрабатывать стратегию и тактику рыночного поведения;
принимать научно обоснованные управленческие решения;
прогнозировать изменения рыночной конъюнктуры;
знать запросы потребителей и тенденции их изменений;
своевременно получать информацию об изменениях в организационно-правовых, налогово-преференциальных и организационно-административных механизмах функционирования предприятий в рыночной среде региона.
Структура регионального информационного рынка еще не сложилась, потому что этап «бесплатной информации» в России и ее регионах еще не преодолен. Платная же информация для большинства потребителей в лице средних и малых предприятий остается пока непосильной из-за финансовых затруднений.
Однако контуры регионального информационного рынка и его отдельных элементов уже просматриваются.
Важным сегментом регионального информационного рынка является рынок общей статистической информации, разрабатываемой и предоставляемой в товарной форме таким ее потребителям, как органы государственной власти региона, и всем администрациям органов местного самоуправления, а также юридическим и физическим лицам в соответствии с их запросами.
Значительную роль в функционировании регионального рынка информации имеет такой его агент, как рынок рекламной продукции, включающий информацию о товарах в различных формах, поставляемую через радио, печать, телевидение. Рекламные агентства при подготовке своей информационной продукции исходят из потребностей различных групп покупателей в конкретной информации, их платежеспособности, а также понимании того, для каких целей предоставляется рекламная информация – то ли для доведения товара до потребителя, то ли для формирования новых потребностей покупателей, которое дает новый импульс развития производства.
Третий сегмент регионального рынка информационных ресурсов представлен консалтинговыми и маркетинговыми фирмами, а также оптовыми ярмарками и выставками, которые по специфике своей работы имеют дело с информацией и на ее основе производят новый продукт, характеризующий состояние товарных рынков, промышленных и торговых партнеров, прогнозные оценки регионального спроса и предложения.
Глава 3. Рынок и его равновесие
Рыночное равновесие - состояние рынка при равенстве спроса и предложения. Рыночное равновесие:
устанавливается в результате взаимодействия решений домохозяйств о покупке продукта и решений производителей о его продаже;
выражается в равновесной цене продукта и в его количестве, реально продаваемом на рынке.
3.1 Рыночное равновесие
Рыночное равновесие — ситуация на рынке, когда спрос на товар равен его предложению; объём продукта и его цену называют равновесными.
Рыночное равновесие характеризуется равновесной ценой и равновесным объёмом.
Равновесная цена (equilibrium price) — цена, при которой объем спроса на рынке равен объему предложения.3 На графике спроса и предложения она определяется в точке пересечения кривой спроса и кривой предложения.
Равновесный объём (equilibrium quantity) — объем спроса и предложения товара при равновесной цене.
Механизм достижения рыночного равновесия
Свободное движение цены в соответствии с изменением спроса и предложения, приводит к тому, что товары, проданные на рынке, распределяются в соответствии со способностью покупателей оплатить цену, предлагаемую производителем. Если спрос превышает предложение, то цена будет расти до тех пор, пока спрос не перестанет превышать предложение. Если предложение больше, чем спрос, то на рынке совершенной конкуренции цена будет снижаться до тех пор, пока все предлагаемые товары не найдут своих покупателей.
Виды рыночного равновесия
Равновесие бывает устойчивым и неустойчивым.
Если после нарушения равновесия рынок приходит в состояние равновесия и устанавливаются прежние равновесные цена и объем, то равновесие называют устойчивым.
Если после нарушения равновесия устанавливается новое равновесие и изменяется уровень цен и объем спроса и предложения, то равновесие называют неустойчивым.
Виды устойчивости:
1. Абсолютная;
2. Относительная;
3. Локальная (колебания цен происходит, но в определенных пределах);
4. Глобальная (Устанавливается при любых колебаниях).
Функции равновесной цены следующие:
1. Распределительная;
2. Информационная;
3. Стимулирующая;
4. Сбалансирующая.
3.2 Равновесие на рынке благ
Равновесием в экономической системе называется такое состояние, при котором каждый участник этой системы не хочет изменить свое поведение.
На рынке блага действующими лицами являются продавцы и покупатели, которые решают продать или купить определенное количество блага в зависимости от его цены. Равновесие на рынке наступает в том случае, если все продавцы и покупатели смогут купить или продать то количество блага, которое они хотят купить или продать.
Равновесием на рынке называется ситуация, когда продавцы предлагают к продаже ровно такое количество блага, которое покупатели решают приобрести (объем спроса равен объему предложения).
Поскольку продавцы и покупатели хотят продать или купить различные количества блага = в зависимости от его цены, для рыночного равновесия необходимо, чтобы установилась такая цена, при которой объемы спроса и предложения совпадут. Другими словами, цена уравнивает объемы спроса и предложения.
Цена, вызывающая совпадение объемов спроса и предложения, называется равновесной ценой, а объемы спроса и предложения при этой цене называются равновесными объемами спроса и предложения.
В условиях равновесия происходит так называемое очищение рынка = на рынке не останется ни непроданного блага, ни неудовлетворенного спроса (покупателей, желающих купить благо по установившейся цене и не сумевших это сделать из-за отсутствия продавцов).
Таким образом, чтобы найти равновесие на рынке некоторого блага, нужно определить, какая цена вызовет на этом рынке такой объем предложения, который будет соответствовать объему спроса = при этой цене продавцы принесут на рынок, ровно столько произведенного ими блага, сколько покупатели захотят унести. Такая цена называется равновесной ценой, а объем спроса и предложения, соответствующий ей = равновесными объемами спроса и предложения.
Как определить равновесие?
Для этого нужно воспользоваться функциями спроса и предложения и определить, при каком значении цены функции спроса и предложения дадут одинаковые значения
Предположим, что кривая D на рис. 1 является кривой спроса потребителей. А кривая S является кривой предложения.
Кривые пересекаются в некоторой точке А (другими словами, имеют общую точку А), которая и показывает равновесные значения цены и количества на этом рынке. Точку пересечения кривых спроса и предложения называют точкой равновесия.
Рис. 1. Точка равновесия
Соответственно, при любом значении цены ниже равновесного будет наблюдаться обратная картина. Продавцы захотят несколько сократить объем предложения, так как снижение цены означает уменьшение выгодности производства. А покупатели захотят увеличить потребление, так как более низкая цена означает увеличение их покупательной способности и снижение "трудности" приобретения товара. В результате возникнет дефицит предложения (избыток спроса) = на рынке останутся потребители, которые желали бы приобрести еще какое-то количество товара по этой цене, в то время как все товар, принесенные производителями, уже проданы.
Могут ли кривые не пересечься?
Может ли возникнуть такая ситуация, когда на рынке невозможно установление равновесия при положительных значениях цены и объема продаж? На языке графиков это будет означать, что кривые не пересекаются, или, другими словами, не имеют общих точек.
Рис. 2. Ситуации, когда равновесие на рынке не возникает.
В принципе, такая ситуация возможна. Мы можем представить существование двух случаев, когда кривая предложения целиком находится выше кривой спроса.
К первому случаю относятся рынки благ, производство которых требует очень высоких затрат из-за большой стоимости материала (например, стулья из чистого золота) или большой трудоемкости (склеенный из песчинок замок). При этом ни один потребитель не согласится или просто не сможет (из-за ограниченности дохода) оплатить производство этих дорогих благ. Кривая предложения будет находиться намного "выше" кривой спроса на эти блага (рис. 2. а). Это означает, что рыночное равновесие наступает при нулевых значениях цены и количества = то есть рынка таких благ просто не существует.
В другом случае производство благ может не требовать больших затрат, но сами блага могут быть совершенно бесполезными для потребителей. Например, производство столовых ложек без ручек стоит дешево = но кто захочет купить эти ложки даже "бесплатно"? Поэтому в данном случае, как бы дешево ни обходилось производство этих благ, кривая спроса будет либо совпадать с вертикальной осью (что практически означает ее отсутствие), либо настолько к ней "прижиматься", что никаких общих точек с кривой предложения не найдется (рис. 2. б).
Механизм установления равновесия
Каким образом устанавливается равновесие на рынке? Каким образом продавцы и покупатели определяют, что некоторая цена является равновесной, и начинают совершать сделки только по этой цене?
Механизм установления единой цены может различаться в зависимости от характеристик конкретного рынка и его участников.
Предположим, что на рынке вообще не совершалось никаких сделок и продавцы и покупатели не знают желаний и возможностей друг друга. Таким образом, мы должны определить, как устанавливается равновесие на новом рынке.
На таком новом рынке сначала совершаются пробные сделки, в результате которых первые покупатели каким-то образом договариваются с отдельными продавцами относительно цены и приобретают благо. Образуется некоторый разброс цен. Так как рынок совершенный (по нашему предположению), каждый следующий покупатель и каждый продавец знают, по каким ценам уже совершались сделки, и ориентируются на самые выгодные. Покупатели будут стремиться купить по самой низкой цене и пойдут к тем продавцам, которые предлагают такую цену. Продавцы будут стремиться продать товар подороже, но не смогут предлагать цену за товар выше, чем другие, = они останутся без покупателя. В то же время, если продавцы видят, что по устанавливающейся цене их продукт раскупается слишком быстро и скоро они окажутся без товара, они будут понемногу поднимать цену. Если же они видят, что товар не разойдется, они начнут понемногу снижать цену.
Быстрота, с которой рынок найдет равновесную цену, зависит от "подвижности" его участников и от легкости передачи информации на рынке (то есть от совершенства рынка).
Например, если продавцы не знают, какой спрос будет предъявлен на их продукт (если, например, рынок блага только появился), они сначала оценят спрос и произведут соответствующее количество блага. Если их оценка окажется заниженной и произведенного продукта будет не хватать для потребителей по цене, которую они назначат, продавцы увеличат цену и выпуск с целью повышения прибыли. Если опять останется неудовлетворенный спрос = продавцы опять увеличат цену и выпуск, и т. д. Так постепенно равновесие на рынке установится в точке пересечения кривых спроса и предложения.
Во все следующие дни продавцы и покупатели будут знать, по каким ценам совершались сделки ранее, и, начиная торговый день, будут ориентироваться на "вчерашнюю" цену. Новая цена будет корректироваться уже в процессе торговли.
Глава 4. Исследование потребительского российского рынка и формирование рыночных отношений в России
4.1 Экономические показатели потребительского рынка России
В последние годы, по данным Федеральной службы государственной статистики (ФСГС), список пяти базовых наиболее прибыльных отраслей экономики (промышленность, строительство, сельское хозяйство, торговля, транспорт и связь) почти всегда возглавляет розничная торговля (70-72% прибыльных предприятий).
А с 2002 года отрасль «Торговля» стала также лидером по привлечению иностранных инвестиций, обогнав «Промышленность». Это, по существу, опровергает мнение о том, что иностранцев интересует в России, прежде всего, ТЭК. Правда, следует отметить, что помимо розничной торговли сюда следует отнести также предприятия общественного питания и бытового обслуживания.
В этой активно растущей отрасли занято 11 млн. человек. Важно, что износ основных фондов – не более 30% (для других отраслей аналогичный показатель - на 20% больше). Очень высок уровень нового строительства - 70-75% вводимых торговых площадей ежегодно. Отрасль отличается также высокой долей частной собственности (96%) и все возрастающим уровнем конкуренции, что является стимулом ее дальнейшего роста.
В последние годы предприятия торговли, общественного питания и сферы услуг производят 20-23% ВВП России, что значительно превышает показатели (12-15%) ТЭК.
Формирование и уровень развития потребительского рынка происходит на фоне общей социально-экономической ситуации.
По оценкам ФСГС, показатель объема розничной торговли достиг $180 млрд. в 2006 году, что напрямую связано с ростом личных доходов населения. За 2007 год они увеличились на 7,8%, а оборот розничной торговли - на 12,1%. Таким образом, можно сделать вывод, что экономика стала более потребительски ориентированной4.
По прогнозу МЭРТ, рост доходов населения к 2009 году составит 40%, поэтому можно ожидать аналогичного роста и объемов товарооборота.С 2000 года выросли не только личные доходы и объемы продаж, но начала меняться и структура потребления, повышаются стандарты питания. В частности, доля хлеба и хлебопродуктов сократилась с 8,6% до 7,1%. А в промтоварном секторе, если в 2000 г. стали покупать больше одежды и обуви, в настоящее время многие стремятся приобрести транспортные средства, бытовую электронику, предметы для отдыха и развлечений.
В структуре оборота розничной торговли (по состоянию на 1.06.04 г.) 46,4% составляют продтовары и 53,6% - непродовольственные товары.
Благодаря практике потребительского кредитования, то есть продаже товаров в кредит, потребители получили больше возможностей для расходования средств на покупки, увеличивая, таким образом, объем товарооборота. Чаще всего они приобретают в кредит такие товары, как видеомагнитофоны, стиральные машины-автоматы, микроволновые печи. Сегодня кредиты выдают уже более 100 банков. По оценкам СДМ-банка, рынок розничных кредитов в России освоен всего на 10%, а по Москве - на 25%, однако в ближайшие 1,5-2 года он должен вырасти в несколько раз.
В 2004 году объем выданных потребительских кредитов достиг 4 млрд. долл. (рост за год – 30%).
К 1 декабря 2007 года вклады населения на рублевых и валютных счетах составили 1,89 трлн. рублей (рост с начала года на 23%). В то же время опросы общественного мнения показывают, что примерно 70% жителей России не пользуются банками вообще, что со всей очевидностью свидетельствует о серьезном социальном расслоении населения. По данным ФСГС, на долю 10% наиболее обеспеченных россиян приходится 30% общей суммы доходов. На другом конце доходной шкалы находятся 10% наиболее бедных граждан страны, которым достается всего около 2% общего дохода.
Увеличивающийся спрос на высококачественные товары длительного пользования объективно ведет к постоянному росту импорта: в 2004 году - примерно на 25%. В 2006 году проблема конкуренции с импортными товарами обострилась, прежде всего, в легкой, пищевой и автомобильной промышленности, т.к. снижение курса рубля, по оценке МЭРТ, маловероятно, более того, прогнозируется его укрепление примерно на 8%.
Важно отметить в то же время, что в первой половине 2007 года впервые за несколько последних лет доля отечественных производителей в удовлетворении внутреннего спроса оказалась выше, чем импортеров, что позволяет российским смежникам потребительского рынка (легкой и пищевой промышленности) наращивать выпуск потребительских товаров.
Таким образом, внутренний потребительский рынок, по общему мнению, остается важным движущим моментом экономического роста. На фоне увеличения доходов населения, сокращения инфляции происходит очевидное изменение структуры потребительского спроса (соотношение непродовольственных товаров с продовольственными составляет 54/46). В целом, торговля приобретает все более цивилизованный характер, совершенствуется инфраструктура. Это сказывается и на потребительском поведении (покупки в организованном (в торговых точках) и неорганизованном секторе (на рынках и улицах) торговли соотносятся как 78/22).5
4.2 Особенности российской национальной розницы
Ежегодные темпы роста розничной торговли в России составляют 8-10%. Высокой динамике отрасли способствует также то, что развитие инфраструктуры торговли попросту не успевает за ростом спроса. По обобщенным оценкам участников рынка, сегодня удовлетворяется только 70-75% платежеспособного спроса, а действующие торговые предприятия именно в силу этого получают высокую норму прибыли (от 25-30% до 50-100%), что привлекает в этот сектор все новых участников. В последние годы в розничную торговлю активно приходили и финансово-промышленные группы, и крупные оптовики, и международные торговые сети.
Еще одной особенностью российской розницы является то, что среднестатистический житель расходует на потребление и услуги 2/3 всех получаемых доходов, что серьезно отличается от ситуации в развитых странах Запада.
Все большее количество россиян готово платить больше за гарантированное качество товаров и услуг, за более широкий ассортимент выбора, за удобство самого процесса покупки. Наиболее оптимальным путем создания таких условий является создание торговых сетей, преимущества которых очевидны.
Из потенциального объема потребительского рынка (примерно $200 млрд.) примерно 10% приходится на 30 крупнейших сетей, сложившихся в последние годы и продолжающих активное развитие. Особенно бурный рост количества магазинов в розничных сетях наблюдается в Москве. За последние три года здесь введено в оборот более 1 млн. кв. м. торговых площадей современных форматов.
Активный процесс в Москве и России, в целом, показал, что даже таким гигантам торговли, как ГУМ и «Детский мир» стало непросто с ними конкурировать. Поэтому и та, и другая фирмы приступили к созданию собственных сетей универсальных магазинов.6
Наибольшее развитие получили розничные сети, специализирующиеся на продажах в специализированных сегментах рынка, в первую очередь, таких как продтовары, бытовая техника и электроника, товары для дома, мебель, предметы роскоши, одежда, обувь, женское белье, товары для детей и т.п. Еще одним важным фактором развития рынка розничной торговли России является приход иностранных участников. Присутствие на рынке столь крупных конкурентов вызывает смешанные оценки со стороны российских предпринимателей. Но, по сути, это ведет к серьезному росту профессионализма, расширению маркетинговых служб, изменениям в ценовой и ассортиментной политике, способствует оздоровлению бизнес-среды, что весьма актуально, поскольку более половины рынка, по оценкам ТПП РФ, по-прежнему находится «в тени». В выигрыше остается и покупатель, поскольку борьба идет не только за снижение цен и расширение ассортимента, но и за повышение качества обслуживания.
Более половины валовой добавленной стоимости, создаваемой в торговле, приходится на оптовую торговлю, и эта доля возрастает вместе с количеством оптовых структур. Так, только за четыре года (с 2003 г. по 2007 г.) их число возросло в 1,7 раза – с 330,5 тысячи до 547,7 тысячи.
Среди крупных и средних оптовых организаций более трети осуществляют торговлю сельскохозяйственным сырьем, продовольственными товарами, пищевыми продуктами, напитками и табачными изделиями; примерно 10% из них продают топливо, несколько меньше - автомобили.
Среди малых предприятий-оптовиков 75,7% специализируются на продаже потребительских товаров, 11,1% - продукции производственно-технического назначения, 11,6% - в сфере посреднических услуг, 1,6% - внешнеторговой деятельности. 7
Производители, в свою очередь, либо создают собственные сети дистрибуции, либо выходят напрямую на торговые сети. Процесс объединения производителей, оптовой и розничной торговли в холдинги набирает все большую силу и в торговле потребительскими товарами. В то же время многие производители начинают серьезно сокращать число своих дистрибьюторов. За последние несколько лет особенно очевидным стал этот процесс в пищевой, пивной индустрии.
Период, когда огромное количество перепродавцов делало деньги из воздуха, постепенно приходит к концу. Создание и активное развитие розничных торговых сетей, строящих свою работу по лучшим мировым образцам, от посредников, приводит к постепенному выдавливанию оптового звена в другие сегменты рынка - в розницу, в производство, в специализированные линейки продуктов, в эксклюзивную дистрибуцию либо в организацию комплексных логистических услуг.
Среди других форм торговли наиболее успешно развивается сектор прямых продаж, представленный компаниями, работающими по принципу сетевого маркетинга. Суть его в том, что любой из членов системы может вовлечь в бизнес новых партнеров. Еще одно важное условие прямых продаж - товар не должен продаваться в магазинах, а быть доступен только через дистрибьютора.
Если говорить об объемах электронной торговли, сегодня в российской части Интернета, называемой «Рунет», насчитывается чуть больше 3 тысяч он-лайн магазинов, 2,3 тысячи из которых сосредоточены в Москве. Это объясняется тем, что к началу 2004 года Интернетом пользовалось уже 35% жителей столицы. Однако по всей стране лишь 16% населения имеют сегодня доступ в Интернет, и потому за пределами Москвы и Санкт-Петербурга Интернет-магазинов единицы. По оценкам самих участников, рынка покупки в он-лайне совершают от 200 до 500 тыс. человек ежегодно и большая часть из них москвичи. Хотя электронная коммерция не выделена в ФСГС в отдельный сегмент, все же ее развитие в регионах так же, как и в Москве, достаточно перспективно. Хороший пример - деятельность компании «М.Видео», в обороте которой доля электронной торговли составляет уже 2% от общего оборота.8
В отличие от электронной торговли, происходящей на базе сети Интернет, дистанционная торговля использует такое средство коммуникаций, как телефон. Дальнейшее развитие этого пока еще очень узкого сектора розничной торговли будет зависеть от качества предоставляемых услуг и товаров, а также от объема рекламы этого вида торговли.
Формирование рыночных отношений
Выбор конкретных методов регулирования и жесткости, интенсивности регулирующих воздействий находится в определенной зависимости от уровня развития экономических отношений, сбалансированности потребительского рынка, направленности самоуправления хозяйствующих субъектов. Условия формирования рыночных отношений в России, несбалансированность потребительского рынка, недостаточная развитость самоуправления и самоорганизации хозяйствующих субъектов, наличие целого ряда неблаго-приятных внешних и внутренних факторов обусловливают повышенную роль органов государственного управления и местного самоуправления в деятельности отрасли, повышенную жесткость, интенсивность применяемых при этом регулирующих воздействий. Вместе с тем в последнее время имела место неоправданно низкая роль органов государственного регулирования в функционировании экономики. Можно предположить, что в дальнейшем, по мере развития рыночных отношений и конкуренции, стабилизации потребительского рынка, усиления направленности самоуправления хозяйствующих субъектов на удовлетворение потребностей населения, развития самоорганизации, роль и методы регулирования должны изменяться, интенсивность регулирующих воздействий - несколько снижаться.
Развитие в России рыночной экономики, основанной на конкуренции независимых товаропроизводителей, породило ряд проблем, в том числе необходимость определения возможности, предела, объема и содержания государственного вмешательства в отношения, связанные с функциониро-ванием потребительского рынка в целом, установления границ его правового регулирования. Значительное влияние на состояние российского потребитель-ского рынка оказывает глобализация экономики, усиление мировых интеграционных процессов, осуществляемые в тесной взаимосвязи с правовыми институциональными преобразованиями.
В ходе экономических изменений в стране заметно возросло количество хозяйствующих субъектов различных организационно-правовых форм, работающих в сфере потребительского рынка. От деятельности этих предприятий зависит благополучие потребителя, а также экономическая и социальная стабильность в России. Успех социально-экономических реформ должен заключаться не только в повышении реальных денежных доходов населения, в развитии и укреплении социальной сферы, но и в предоставлении возможности потребителям использовать полученные доходы на приобретение качественных и безопасных товаров, работ, услуг. Проводимые преобразования требуют серьезного переосмысления всей системы государственного воздействия на базисные идеологические отношения, в том числе и на потребительском рынке, поскольку значительная часть предпринимателей в силу слабой профессиональной подготовки, недобросовестности либо, руководствуясь единственной целью извлечения максимальной прибыли, нарушают законодательство, выпускают на рынок низкокачественные товары, работы, услуги.
Не редкость на потребительском рынке и фальсифицированные товары, количество которых увеличивается, принимая крупные масштабы, что ставит под угрозу безопасность граждан и государства в целом. Регулирующее воздействие государства на данном этапе на потребительскую политику не только оправдано, но и необходимо. В этих условиях все большее значение приобретают государственный контроль и надзор, призванные защитить потребителя, обеспечить безопасность и качество реализуемых товаров, работ, услуг.
Заключение
потребительский рынок розница равновесие
В самом общем виде рынок – это система экономических отношений, которые складываются в процессе производства, обращения и распределения товаров, а так же движение денежных средств. Рынок развивается вместе с развитием товарного производства, вовлекая в обмен не только производственные продукты, но и те продукты, которые не являются результатом труда (земля, лес). В условиях господства рыночных связей все отношения людей в обществе охвачены куплей-продажей. Рынок представляет сферу обмена, в которой осуществляется связь производителей и потребителей, производства и потребления.
Рынки различаются по разным признакам. Рынок характеризуется не только количеством продавцов и видом продаваемых товаров. Разные рынки различаются способом, посредством которого товар поступает от производителя к продавцу и от продавца к покупателю, объемом единичных продаж, а также степенью легализации рыночных процессов. В рынок включены элементы, непосредственно связанные с обеспечением производства, а также элементы материального и денежного обращения. Он связан как с производственной, так и духовной сферой. В соответствии с этим рынок имеет многообразную структуру. Роль рынка в общественном производстве велика: он подает сигнал производству – что, в каком объеме, и какой структуре следует производить; уравновешивает спрос и предложение, обеспечивает сбалансированность экономики; дифференцирует товаропроизводителей в соответствии с эффективностью их работы и нацеленностью на покрытие рыночного спроса; «убирает» неконкурентоспособных предприятий и «свертывает» устаревшее производство.
Национальный рынок – это рынок, который охватывает всю национальную территорию. Как мы выяснили, в состав национального рынка входят региональные рынки.
Все вышеперечисленные региональные рынки функционируют в едином территориальном информационном пространстве, тесно взаимосвязаны между собой общими целями, экономическими ресурсами и эквивалентно-возмездными формами экономических отношений, придавая процессу территориального воспроизводства целостный и специфический характер. Рыночное равновесие — ситуация на рынке, когда спрос на товар равен его предложению.
Список используемой литературы:
Гличев А.В. Единая система государственного управления качеством продукции. - М.: Инфра-М, 2007. – 518 с.
Курс экономической теории / Под ред. Чепурина М.Н. проф. Киселевой Е.А. Киров, 1999.
Курс экономической теории. Общие основы экономической теории, микроэкономика, макроэкономика, переходная экономика: Учебное пособие /под. Общ. Ред. А.В. Сидоровича - М.: МГУ им. Ломоносова, "ДИС", 2001.
Кэмпбелл Р. Макконнелл, Стэнли Л. Брю. Экономикс. Принципы, проблемы и политика. М, Республика, 1992.
Нуреев Р.М. основы экономических теорий: Микроэкономика: учеб. для вузов. - М.: Высшая школа, 2003.
Планирование и прогнозирование экономики. Под редакцией В.И. Борисевича, Н.Н. Кандауровой. Минск, 2002.
Сажина М.А., Чибрикова Г.Г. Экономическая теория: Учебник для вузов. – М.:Издательство НОРМА, 2003.
Сероштан М.В., Ткач А.В. и др. Потребительская кооперация: Учебное пособие. – М.: МУПК, 2006. – 334 с.
Ульянова В.Н. Проблемы административно-правового регулирования потребительского рынка // Правовая политика и жизнь. - 2007. - № 3. - С. 70-73.
Федин С.В., Тесленко И.Б., Российская модель экономики: Основы экономической теории России 21 века. Учеб. пособие-Владимир: ВГПУ, 2000.
Царева Г.Б. Административно-правовая деятельность милиции общественной безопасности по борьбе с правонарушениями в сфере потребительского рынка // Право и экономика. – 2006. – №2. - С. 12.
Экономика. Липсиц И.В. М.: Омега-Л, 2006.
Экономика: учебник/Под ред. Доц. А.С. Булатова. - М.: Издательство БЕК, 2002.
Экономическая теория/ Под ред. А.И. Добрынина, Л.С. Тарасевича, 3-е изд.- СПб.: Изд. СПбГУЭФ, Изд. «Питер»,2004.
Экономическая теория. Учебник. Под редакцией И.П. Николаевой, Проспект: - М, 2001.
Экономика в вопросах и ответах: Учеб. пособие / Под ред. И.П. Николаевой. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004
Размещено на http://
1 Экономика в вопросах и ответах: Учеб. пособие / Под ред. И.П. Николаевой. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004, стр. 76.
2 Курс экономической теории. Общие основы экономической теории, микроэкономика, макроэкономика, переходная экономика: Учебное пособие /под. Общ. Ред. А.В. Сидоровича - М.: МГУ им. Ломоносова, "ДИС", 2001, стр. 189.
3 Сажина М.А., Чибрикова Г.Г. Экономическая теория: Учебник для вузов. – М.:Издательство НОРМА, 2003, стр. 48.
4 Гличев А.В. Единая система государственного управления качеством продукции. - М.: Инфра-М, 2007. – 69 с.
5 Гличев А.В. Единая система государственного управления качеством продукции. - М.: Инфра-М, 2007. – 112-114 с.
6 Сероштан М.В., Ткач А.В. и др. Потребительская кооперация: Учебное пособие. – М.: МУПК, 2006. – 105-106 с.
7 Сероштан М.В., Ткач А.В. и др. Потребительская кооперация: Учебное пособие. – М.: МУПК, 2006. – 108 с.
8 Царева Г.Б. Административно-правовая деятельность милиции общественной безопасности по борьбе с правонарушениями в сфере потребительского рынка // Право и экономика. – 2006. – №2. – 8 с.
50