Главными составляющими государственной экономической политики Великобритании, которая направлена на повышение уровня занятости и экономического роста, являются:
поддержка экономической стабильности как базы для экономического роста в долгосрочном периоде;
повышение производительности труда с помощью механизмов поощрения капиталовложений и предпринимательства;
создание новых рабочих мест;
создание более однородного и справедливого общества.
Казначейство Ее Величества является государственным органом, который осуществляет денежную и фискальную политику государства. оно также отвечает за экономическую политику, которую оно претворяет в жизнь вместе с другими министерствами: торговли и промышленности, образования и занятости, окружающей среды, транспорта и регионов.
Правительство считает, что экономическая стабильность является необходимым условием достижения высоких и стабильных уровней занятости и экономического роста. Оно представило новые программы, которые позволят удерживать инфляцию в пределах 2,5% и стимулировать капиталовложения.
В октябре 1997 года было принято решение не присоединяться к системе единой европейской валюты, так как были неочевидны последствия такого шага на экономику Великобритании. Правительство отложило решение этого вопроса на пять лет, одновременно постановив подготовить юридическую базу для перехода к единой валюте, при условии, что будут ясны ответы на следующие вопросы:
достаточно ли экономика страны срослась с экономиками объединенной Европы;
достаточно ли гибкости в экономике, чтобы адаптироваться к таким переменам;
каков будет эффект от перехода к единой валюте на инвестиции в Великобритании;
каково будет влияние этого решения на сектор финансовых услуг страны;
хорошо ли присоединение отразится на уровне занятости населения.
Правительство Великобритании старается создать условия для экономической стабильности во всем мире. Целью этих мер является предотвращение мировых экономических кризисов, один из которых, например, произошел в 1998 году и косвенно повлиял на экономику Великобритании.
Фискальная политика Великобритании основана на двух нерушимых правилах:
правительство делает займы только для того, чтобы инвестировать их в определенные секторы экономики, а не потратить на расходы;
отношение суммы внутреннего государственного долга к ВНП неизменно и разумно.
Фискальная политика должна осуществляться в соответствии со следующими пятью принципами:
открытость целей и задач фискальной политики и всех трат денег налогоплательщиков;
стабильность в осуществлении фискальной политики и ее влияния на экономику;
ответственность за распределение государственных денежных средств;
справедливость;
эффективность разработки и осуществления фискальной политики, управления как расходами, так и доходами государства;
Государственный бюджет принимается и обсуждается парламентом ежегодно наряду с документами, представляющими экономическую и фискальную политику государства на ближайшее время.
Министерство торговли и промышленности (МТП) ставит своей целью повысить конкурентоспособность Великобритании и ее научное и техническое превосходство, чтобы добиться более высоких уровней производительности труда и экономического роста. У него есть четыре определенные цели:
поощрять предпринимательство, инновации и высокую производительность труда;
максимально использовать научные, промышленные и технологические возможности Великобритании;
создать сильные рынки конкуренции
разработать справедливую и законную систему регулирования отраслей экономики.
МТП осуществляет меры по сокращению разрыва между уровнями эффективности британских и конкурирующих компаний в плане производительности труда и способности создавать новые товары и услуги. Среди них можно упомянуть меры по укреплению возможностей экономики (обновление научной и технической баз, поощрение научных исследований в коммерческих целях, фонд по поддержке малого бизнеса), по поощрению сотрудничества между предприятиями и регионами, по повышению конкуренции на рынке.
Поддержка бизнеса по-британски - это консультации по капиталовложениям, работе компаний, международным связям и расширению. Работает так называемая "Деловая Сеть", насчитывающая около тысячи специалистов-консультантов по различным аспектам предпринимательства.
В марте 1999 года правительство объявило о начале разработки нового закона о малом бизнесе, который будет направлен на его поддержку, освободит его от некоторых видов государственного регулирования и облегчит тяжесть налогообложения.
МТП контролирует и поддерживает эффективные разработки и технологии, которые позволяют производить коммерчески успешные товары и услуги и повышает конкурентоспособность.
Качество - важный аспект всего бизнес-цикла продукта - разработка, производство, маркетинг и доставка потребителю. Многие производители предпочитают независимую оценку качества их продуктов, а также получают сертификаты международного стандарта качества BS EN ISO 9000.
В Великобритании существует свой независимый институт стандартизации, который является членом как европейских, так и мировых организаций, занимающихся вопросами стандартов и стандартизации. Работая с потребителями, производителями и правительствами, он создает стандарты, соответствующие требованиям рынка, торговли и регулирования экономики.
Подготовка квалифицированных, умелых и быстро приспосабливающихся кадров - залог повышения конкурентоспособности Великобритании на мировом рынке. Правительство объявило о нескольких мерах, которые оно предпримет, чтобы повысить уровень подготовки работников, открыть новые возможности для переподготовки и повышения квалификации, включая создание нового университета промышленности, который при обучении будет использовать новые информационные и коммуникационные технологии, и новую стратегию, согласно которой будет поощряться широкое использование компьютеров в бизнесе, образовании и обществе.
Региональная экономическая политика разработана для того, чтобы повысить экономический рост и конкурентоспособность на всей территории Великобритании. 34% всей рабочей силы работает на территориях, получающих дополнительную помощь от государства.
Основными целями региональной политики являются:
создание и сохранение рабочих мест;
привлечение иностранных капиталовложений;
улучшение конкурентоспособности более слабых регионов.
В 1998-99 годах на эти цели было истрачено около 1,5 миллиарда фунтов стерлингов.
Одной из важных задач региональной политики является помощь в создании связей между различными отраслями экономики. Предприятия могут получить взаимную выгоду от создания общей инфраструктуры и поддержания тесных связей с исследовательскими институтами, такими, как Кембридж и Оксфорд. Примером такого "срастания" науки и производства может быть сектор биотехнологий.
В Англии находится девять регионов, которые подпадают под программу помощи, включая Лондон.
Меры по подъему предпринимательства в Англии включают:
поощрение инноваций и использования новых технологий;
обеспечение предприятий финансами, включая создание местных фондов помощи небольшим компаниям с перспективой роста;
поощрение внутренних капиталовложений;
поощрение стратегического использования фондов Европейского Союза.
В Шотландии акцент делается на связи между системой образования и сектором экономики.
Меры региональной политики Шотландии включают:
поощрение эффективного производства и конкурентоспособности;
привлечение внутренних капиталовложений и поощрение экспорта;
финансовую поддержку новых предприятий и помощь в расширении уже существующим;
улучшение состояния окружающей среды;
увеличение числа рабочих мест и повышение квалификации работников.
Задачами региональной экономической политики Уэльса являются дальнейшее экономическое и социальное развитие, поощрение эффективного производств и международной конкурентоспособности, улучшение экологической обстановки. Особенное внимание фокусируется на развитии тесных связей между предприятиями и секторами экономики, а также на внедрении новых технологий.
Поддержка регионального предпринимательства в Северной Ирландии включает:
привлечение иностранных инвестиций и развитие среднего бизнеса;
развитие малого бизнеса;
консультации и помощь компаниям, включая помощь в переходе на новые технологии;
повышение квалификации управленческого персонала.
Правительство стремится улучшить открытость и эффективности рынка, как внутреннего, так и международного, и считает, что эффективная конкуренция является лучшим стимулом для разработки новых технологий и повышения эффективности. Новый закон о конкуренции вступает в силу 1 марта 2000 года, который направлен ан обеспечение лучшей защиты, как потребителей, так и производителей.
Этот закон будет более успешно бороться с монополией и поддерживать здоровую конкуренцию. Он скопирован с закона о конкуренции Европейского Союза, который регулирует действия, наносящие урон конкуренции и предотвращает злоупотребление доминирующей позицией на рынке. Подпавшие под этот закон компании могут быть оштрафованы на сумму до 10% от оборота компании на территории Великобритании, а пострадавшие от монополистов компании могут подать на обидчика в суд и требовать компенсации убытков.
Слияния и поглощения компаний не будут рассматриваться антимонопольным комитетом в тех случаях, когда они не повлияют на конкурентную обстановку на рынке. Таким образом, компании, осуществляющие безобидное слияние или поглощение, не будут обращаться в комитет за разрешением на совершение сделки, что избавит и тех, и других от значительного груза бюрократии. В общем, соглашение будет считаться значительными, влияющими на рынок, если объединенная доля обеих компаний будет составлять более 25% рынка. Тем не менее, соглашения о фиксировании цен или разделении рынка будут подпадать под закон, даже если доля компаний составляет менее 25%.
На территории Великобритании зарегистрировано почти 1,4 миллиона компаний. Все компании, действующие на территории страны, как британские, так и иностранные, обязаны зарегистрироваться. Большинство предприятий являются организациями с ограниченной ответственностью, где ответственность собственников ограничена долей акций, которой они владеют.
Компании могут быть как частными(private), так и публичными (public). Чтобы стать публичной, компания должна удовлетворять определенным требованиям. Она должна быть организацией с ограниченной ответственностью, обладать акционерным капиталом и иметь минимальный необходимый уставный капитал. Только публичные компании имеют право выставлять свои акции на продажу на фондовой бирже.
Законы, связанные с созданием, закрытием и жизненным циклом компании, разработаны для возможности регулирования предпринимательства, поддержки открытых рынков и создания благоприятных и безопасных условий для инвесторов. В феврале 1999 года правительство предложило изменить эти законы, чтобы:
облегчить жизнь более мелким фирмам;
упростить некоторые технические моменты, например, правила создания компании;
использовать современные информационные технологии, чтобы улучшить связи между компаниями и их акционерами.
В марте 1999 года правительство объявило о своем намерении упразднить ненужное регулирование среднего и малого бизнеса. Оно работает над минимизацией тяжести регулирования бизнеса и предпочитает обходиться без контроля там, где это возможно. Независимая организация консультирует правительство по вопросам повышения эффективности и качества оставшихся мер, а также проверяет их необходимость.
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.uk.ru/