Содержание
Введение
Глава 1. Биография Никула Эркая. Проба пера в печатных изданиях. Начало творческого пути
Глава 2. Оригинальность языка, неповторимость поэтического слова Никула Эркая
Глава 3. Расширение представления о творческом облике художника. Прозаические произведения
Заключение
Список литературы
Введение
Никул Эркай действительно один их самых выдающихся и самых известных писателей Мордовии. Его талант проявился как в поэзии, так и в прозе. Он писал простым, понятным любому русскому человеку языком. И его популярность среди прочих тому доказательство. Лейтмотивом его творчества стало описание жизни простых советских тружеников, их работы и богатой мордовской природы. С годами техника его письма только совершенствовалась, приобретая неповторимую оригинальность, проявляющуюся в уникальном умении описания природы и внутреннего мира героев того или иного произведения. Несомненно Никул Эркай был просоветским писателем. Его жизненные убеждения, отражение которых можно увидеть в любом из его произведений, шли одним путем со взглядами советской власти. Поэтому Никул Эркай не раз отмечался почетными знаками. Он не был в оппозиции. Не потому что боялся сказать «не то, что надо». Он и правда был человеком, строящим светлое будущее, строящим социализм. Причем, как словом, с писательском смысле этого слова, так и делом. Ведь его произведения вдохновляли многих советских людей, давали им силы. Искренность и неподдельное жизнелюбие чувствуются в любом его стихотворении, в его рассказах, повестях. Актуальность данной курсовой работы заключается в том, чтобы рассмотреть творчество Никула Эркая с целью выявления оригинальности, неповторимости его трудов не только для советского периода, периода строительства коммунизма, но и для нашего времени. В настоящее время очень сложно найти какую-либо информацию об этом поэте и прозаике. Между тем, как его произведения будут интересны почти любому. В них просматриваются не только просоветские идеи, но и идеи жизнелюбия, целеустремленности и гуманных отношений, что ценится в любое время, при любом режиме власти. Планируется последовательное осуществление следующих задач: рассмотрение биографии Никула Эркая с целью рассмотрения становления его личности, его мировоззрения, становления его жизненных приоритетов, которые в последующем проявились в его произведениях. Рассмотрение сначала поэзии, а потом и прозы Иркаева. Выявление оригинальности стиля, употребления определенного типа лексики и идей его произведений. Объектом данной курсовой работы является творчество Никула Эркая, а предметом – оригинальность его стиля, его литературный вклад в развитие советской литературы в целом, и мордовской - в частности. В первой главе планируется рассмотреть биографию Иркаева. Во второй – анализ поэзии. В третьей – анализ прозаических произведений. И последующее заключение.
Глава 1. Биография Никула Эркая. Проба пера в печатных изданиях. Начало творческого пути
Никул Эркай (1906 – 1978 Иркай Николай Лазаревич). Родился 22 мая 1906 года в селе Курилове ныне Ромодановского района Республики Мордовия в крестьянской семье. Поэт, прозаик, драматург, переводчик. Заслуженный поэт Мордовии (1960), лауреат Государственной премии Мордовской АССР (1975), член Союза писателей СССР с 1934 года. Окончил Пензенскую спортшколу 2-ой ступени (1927), Всесоюзный коммунистический институт журналистику (1930). Работал в НИИ мордовской культуры, в редакциях газет «Якстере теште» («Красная звезда»), «Эрзянь коммуна», «Советский артист», «Полярная кочегарка», в журнале «Сурань толт» («Сурские огни»). Участник Первого съезда писателей СССР (1934). Литературную деятельность Никул Эркай начал в конце 20-х годов. В 1932 году вышел первый поэтический сборник «Модась одксталесь» («Земля обновилась»). Сборник очерков и рассказов «Корёнтнэ наксадсть» («Корни сгнили»). В 1936 году выпустил лиро-эпическую поэму «Моро Ратордо» («Песня о Раторе»), где повествуется о значительных вехах в истории мордовского народа. Во второй половине 30-х годов были изданы пьеса «Не рой другому яму», сказки и рассказы для детей. Стихи и поэмы военных лет вошли в сборник «Кочказь лирика» («Избранная лирика»), изданный в 1945 году. произведения Никула Эркая послевоенного периода отмечены философскими раздумьями и обобщеньями о мире и человеке (сборник «Стихотворения и поэмы» 1945г., «Весенний сад» 1959г., «Теплынь» 1965г.). В эти годы активно сотрудничал с центральными газетами и журналами («Литературная жизнь», «Литературная газета», «Литературная Россия», «Дружба народов» и др.). В детском журнале «Костер» опубликовал повесть «Алешка», которая была переведена позднее на многие языки народов СССР и издана массовым тиражом издательством «Детгиз» в 1962 году. популярными среди читателей стали повести Эркая «Березовая вода», написанная в 1963 году, «Новая родня» 1966 года, которая на Всероссийском конкурсе на лучшее художественное произведение для детей была отмечена второй премией, а также «Митяевы мечтания» 1975 года, «Шурагаи» 1980 года. Эркай перевел на эрзянский язык ряд произведений Н. Гоголя, А. Пушкина, М. Горького, Т.Шевченко, П. Павленко, М. Джамиля, Р. Тагора, Дж.Байрона, В. Маяковского, И. Крылова, Л. Украинки и других. Большинство его публицистических статей и воспоминаний опубликовано в посмертном сборнике «Родники души» в 1981 году. Никул Эркая – депутат Верховного Совета СССР с 1970 года. Награжден орденами Трудового Красного Знамени, «Знаком почета», медалями. Умер 15 июня 1978 года. Похоронен в Саранске. «Эркай – не просто поэт, не просто прозаик, не просто детский писатель, а писатель поэт-гражданин». Такую характеристику дал известный советский писатель Сергей Багруздин Никулу Эркаю. Каждая строка, написанная им, исходила из глубины души. Свидетельством тому являются и слова самого Никула Эркая: «Когда я собираюсь писать, - отмечал он, - то мне кажется, что бумага слишком далеко находится от души и сердца. Хочется эту бумагу приложить к груди, и на ней отпечатаются мои думы, желания и вся красота, которая там накопилась, и ей там тесно». Недаром произведения Эркая так любимы детьми и взрослыми, получили широкую известность как в Мордовии, так и далеко за ее пределами. Ряд его книг многотысячными тиражами выпущен на русском и других языках народов нашей многонациональной страны. Произведения писателя изучаются в национальных общеобразовательных школах, педагогических училищах, на филологических факультетах ВУЗов республики, стадии для многих настольными книгами. Он был наставником для многих писателей. Яркий след Эркай оставил не только как поэт, прозаик, драматург, но и как человек больших душевных качеств. Известный советский критик Алексей Киреев верно отмечает на страницах газеты «Литературная Россия»: «Я знаю, в Мордовии Николая Лазаревича Иркаева многие называют мордовским соловьем, соловьем-соловушкой. Это справедливо, в этом выражены народная любовь и признание. Но мы, очевидно, с полным правом можем назвать Никула Эркая нашим общенародным соловьем, так как его стихи,его творчество давно перешагнуло границы Мордовии и стало нашим общенациональным духовным достоянием».
В Курилово Никулу Эркаю еще до Октябрьской революции посчастливилось окончить 3-классную сельскую школу. Рано приобщился к книгам, все свободное время отдавал чтению. В начале 20-х годов Иркаев вступает в комсомол. Вскоре его направляют учиться в Пензу, в Совпартшколу первой степени, после ее окончания работает в комсомоле. Иркаев начинает сотрудничать в газетах. «Без журналистской работы, - говорил Эркай, - без газеты, я бы, конечно, никогда не стал литератором. Газета дает чувствовать все время пульс живой жизни, вечно новой, неожиданной. Она приучает чувствовать современную жизнь, она дает самый свежий материал, она заставляет общаться с живыми конкретными строителями коммунизма». В начале литературной деятельности Иркаев писал рассказы, очерки. Эти произведения собраны в сборнике «Корни прогнили». Автор показывает первые дни колхозной жизни на мордовской земле, классовую борьбу в деревне, дружную работу в коллективе. Герои произведений – сельские коммунисты, организаторы колхозов. Они, не жалея себя, отдаются делу обновления жизни на селе. В 1934 году его принимают в члены Союза писателей СССР. Это во многом окрылило мордовского писателя. Он создает большую лиро-эпическую поэму «Песня о Раторе», посвященную борьбе мордовского народа против царского колониального ига. Умело использовав фольклорные мотивы, автор ярко сумел показать в поэме многовековые чаяния мордвы о свободной, счастливой жизни. созданный поэтом образ народного поборника правды – Ратора – является одним из лучших образов среди произведений мордовских писателей, посвященных исторической тематике. Признание читателей получили его драмы «Не рой другому яму», сказки и рассказы для детей: «Хитрая лиса», «Солдат Егор», «Бандит Васька» и другие.
Эркай пишет о фронтовой жизни – «Комендант моста», «Лошадь», «Осенние цветы», «Воздух» и другие. Им созданы лирические стихи, поэму, которые вошли в сборники «Избранная лирика», «Стихотворения и поэмы», «Весенний сад». Поэт пишет о нерушимой дружбе народов первого в мире социалистического государства, о величии и стойкости советского человека. Некоторые лирические стихотворения распевались эрзянами как песни - «Цёков» («Соловей»), «Вастома» («Встреча»), «Моро» («Песня») и другие.
Его стихи печатались в газетах «Труд», «Литературная жизнь», «Литературная газета», «Литературная Россия», «Советская Россия», журналах «Советский воин», «Дружба народов». Ленинградский журнал «Костер» опубликовал его повесть «Алешка». Это произведение издано в серии «Библиотека пионера», оно переведено на украинский, белорусский, литовский, латвийский, молдавский, таджикский, чувашский и другие языки. Повесть удостоена премии Ленинского комсомола Мордовии. Популярны среди читателей повести «Березовая вода», «Новая родня», «Митяевы мечтания». Все они изданы в Москве. Повесть «Новая родня» на Всесоюзном конкурсе на лучшее произведение для детей получила вторую премию. В этом произведении Эркай отражает эмоциональность, душевную отзывчивость мордовского национального характера, чуткость к детям, сердечное отношение к людям, оказавшимся в беде. Она умеет увлечь, заинтересовать читателя, вызвать его на размышления остросюжетной организацией повествования, вниманием к необычным судьбам героев и поэтичностью языка.
Автор тонко передает мироощущение мальчишек военных лет. Оставаясь детьми, они не по годам серьезны. Им хочется как можно быстрее вырасти, совершать героические подвиги.
В «Березовой воде» повествуется о тружениках современного села, которые стремятся сделать жизнь колхозной деревни еще лучше, краше.
О бережном отношении к окружающей природе, о взаимном уважении между людьми, о постоянной готовности пойти на помощь попавшему в беду Эркай пишет в «Митяевых мечтаниях». Автор, тонкий знаток человеческой психологии различных категорий людей, сумел верно показать, где истоки добрых и злых начал.
В повести «Шураган» в образе мальчика Шуры (Шурагана) показана радостная счастливая жизнь советских детей. Рассказывается о тех людях, которые стали для пострадавших из-за войны, практически чужих, совершенно незнакомых детей, родными.
Говоря в целом о прозаических произведениях писателя, в идейном плане во всех них можно найти много общего. И это, прежде всего, - воспитание человека труда, красоты его души. Красной нитью проходит через них и идея гуманизма. Эркай умеет оригинально вести авторскую речь. В ней мы видим нежную, откровенную любовь художника к родному краю.
Читателю Никул Эркай знаком и как драматург, и как переводчик. Эркай вписал свое имя в историю мордовской литературы и страстными публицистическими выступлениями. Большинство из них опубликовано в его сборнике речей, статей, воспоминаний «Родники души». Автор ведет с читателями живой, откровенный разговор о литературе, об окружающей природе, человеческих взаимоотношениях, размышляет о времени, характере современников, о высоких гражданских качествах советских людей.
За свой благородный труд ему присвоено звание «Заслуженный поэт Мордовии».
В истории каждого народа есть художники, творчество которых отражает целые этапы развития и совершенствования национальной культуры. К их числу относится и заслуженный поэт Мордовии Николай Лазаревич Эркай, известный читателям как Никул Эркай. Безрадостно прошло его детство, рано познал он нужду и лишения, разделив судьбу всех детей бедноты до революции.
Первой большой радостью Эркая была победа Великого Октября. Уже в ранней молодости он был захвачен бурными событиями новой жизни: поступил в комсомол, совсем юны активно включился в общественную жизнь.
Богата и насыщена различными событиями биография поэта. Он учился в совпартшколе первой ступени Пензы, во Всесоюзном коммунистическом институте журналистики в Москве, сотрудничал в первой мордовской газете «Якстере теште» («Красная звезда»), был редактором многотиражки Большого театра, вел партийную и редакторскую работу на Шпицбергене, редактировал газету «Эрзянь коммуна» и журнал «Сурань толт», был ответственным секретарем правления Союза писателей Мордовии, избирался депутатом Верховного Совета СССР. В 1924 году он был принят в партию и до конца своей жизни оставался ленинцем.
Творческая деятельность Эркая началась в конце 20-х годов. Она была теснейшим образом связана с утверждением социалистического реализма в мордовской литературе.
Уже первые стихотворения Эркая свидетельствовали о том, что он не отделял задачи поэзии от общих задач строительства социализма. Под непосредственным влиянием общественно-политической работы складывались его эстетические воззрения, заключающиеся в том, чтобы всегда быть в первых рядах борцов за социализм и своими стихами приобщать людей к прекрасному.
«Земля обновилась» - так назван первый поэтический сборник Эркая. Великий Октябрь, по словам поэта, обновил землю, открыл радость свободной жизни. Поэтому он прославляет великие преобразования в стране, родном каре, стремится показать превосходство нового мира над старым, воспитать любовь и уважение ко всему завоеванному в упорных сражениях, непримиримость к пережиткам прошлого.
Глава 2. Оригинальность языка, неповторимость поэтического слова Никула Эркая
эркай творческий печатный
Тематический и жанровый диапазон Эркая постепенно расширялся. Так, со временем он стал шире использовать традиции национального фольклора, о чем свидетельствует поэма «Песня о Раторе», написанная в 1936 году.
В конце 30-х годов в мордовской поэзии стало явно определяться новое явление, особенность которого состояла в значительно большей свободе авторского, лирического «я». Усиление лирического начала, окрашенного в светлые, мажорные тона находит яркое отражение в произведениях Никула Эркая этого периода: «Родной край» 1938 года, «Встал Тарас…» - того же года, «Октябрьские мотивы» 1939 года, «Апельсины» - 1940 года, «На родной Суре» - 1940 года.
В стихотворении «На родной Суре» говорится о том, что любимая река, которая до революции слышала песни, полные печали, теперь стала рекой счастья, радости и молодости:
А кругом луга без края,
Их пройдешь не скоро,
И - друзья Суры – сверкают
Серебром озера.
Пенье девушек-эрзянок
Слышится у брода…
Широко раскрылось сердце
Моего народа! (Перевод В. Щепотева)
Эмоционально, зримо передает поэт светлое чувство любви к родной природе. Здесь «ветерок играет с темными волнами», «улыбается берег, вышитый цветами», «смеются ивы». Вся художественная ткань стихотворения подчинена созданию цельного образа весенней реки, символа бурлящей энергии строителей нового мира.
Эркай – поэт, для которого особенно дорого то, что заложено в человеке в детстве, с ранней молодости. Связь с начальными основами жизни, их переосмысление проходит через все его творчество. Обращаясь к родным местам в стихотворении «Родной край», он пишет:
Милой хаты двери я
Долго помнить буду,
Древние поверия
Долго не забуду.
Бабушкины руки я
Целовал бы нежно,
Да с тобой в разлуке я,
Домик в шапке снежной.
Этот дом доныне я
Не забыл в столице.
Пенье петушиное
По ночам мне снится… (Перевод Б. Лейтина)
Поэт стремился к органическому синтезу личного и общественного, ко все более полному выражению социалистического мироощущения, своей активной жизненной позиции.
Новое звено в творческом развитии Эркая составили произведения военных лет, которые вошли в сборник «Кочказь лирика» («Избранная лирика» 1945 года). Будучи продолжением предыдущих поисков, они в то же время обнаруживают новые черты: усиление гражданских мотивов, духовной связи писателя с народом, единство индивидуальной судьбы лирического героя с судьбами родины.
Об общности чувств советских людей, так полно проявившейся в дни войны, говорит Эркай в стихотворении «Украина», которое было написано в 1942 году.:
Украина, Украина,
Нарьгазь тонь паксятне.
Сельведь морост одо ущодызь
Бандурист-атятне.
Украина, Украина,
Поруганы твои поля.
Печальные песни опять запели
Банлуристы-старики.
Эти строки полны подлинного трагизма, ощущение которого делается еще сильнее, когда поэт сравнивает Украину с яблоней, на которую «пал холод», а в «Киеве – золотом городе не слышно больше раздольных, сердечных песен». Острой болью отозвалась эта беда в сердцах всех народов Советского Союза. От их имени он обращается к Украине:
Украина, тон марямак,
Стясь рузонь народось
Волга лангсто, Джамбулстансто
Сыреськак и одось.
Сура лангсто стясть эрзятне,
Дон лангсто казакне, -
Тонь идеме, Украина,
Човизь сынь шашкатнень.
Украина, ты услышь меня,
Встал русский народ
С Волги, с Джамбулстана
Стар и млад.
На Суре встали эрзяне,
На Дону казаки –
Для твоей защиты, Украина,
Наточили они шашки.
Чувство великой дружбы, жизнеутверждающее начало, свою веру, любовь и уважение поэт вложил в слово «Украина». Оно рефреном проходит через все стихотворение вместе с оригинальными эпитетами: Украина – умарина (Украина - яблоня), Украина – бандурина, Укпраина – тополина, Украина – цёковина (Украина - соловьина), Украина – вечкевема (Украина - любовина). Эпитеты «маковина, цёковина, вечкевема», образованные от эрзянских слов «мако» - «мак», «цёков» - «соловей», «вечкема» - «любовь», в переводе на русский язык теряют в какой-то степени свою выразительность, но в оригинале усиливают эмоциональную окрашенность произведения и свидетельствуют о творческом использовании традиций народной поэзии.
В стихотворениях о трудовом подвиге мордовского народа в тылу Эркай выступает как истинный национальный поэт, умеющий показать жизнь своей республики, раскрыть типические черты мордовского характера. В первый же военный год он создает одно из лучших своих стихотворений «Над полями шум…»
Волосы сползли из-под платка,
Плуг плывет, в земле взрыхленной роясь,
Прошуми привет издалека,
Поклонись-ка, лес, старухе в пояс!
Жилами постромки напряглись.
Кони ржут, и спорится работа.
Корни трав с землей переплелись,
Падают на землю капли пота.
(Перевод П. Карабана)
В послевоенное время значительное место в творчестве Эркая стали занимать лирические раздумья о большом пути, пройденном родиной. Лучшие его произведения вошли в сборники «Стихть ды поэмат» («Стихи и поэмы» 1952 года), «Тундонь сад» («Весенний сад 1959 года»), «Эрямо» («Жизнь» 1970 года), изданные на родном языке, а «Из глубины души» 1953 года, «Теплынь» 1965 года, «Мои березы» 1976 года, «Живу тобою» 1977 года – на русском языке. Он ведет поиски в разных жанрах, в том числе, и в таком трудном, как поэма. В этот период им созданы поэмы «Солдат вернулся домой» (1949), и «Весенний сад» (1951), в которых автор обращается к теме труда и военной отваги, показывает могучую силу духа советских людей, раскрывает источник их героизма. Эти произведения отличала актуальность: в них Эркай изображал жизнь послевоенной колхозной деревни, характеры недавних воинов, вернувшихся в родные села.
О своеобразии его лирического таланта, заключающемся в том, что он может по-своему, как никто до него, написать о вещах, уже много раз воспетых. Об этом свидетельствуют его стихи «Сто пудов с десятины», «Шумят колосья», «Рожь - стена», «Шуми, искрись, пшеница наливная!» и многие другие.
В стихотворении «Шуми, искрись, пшеница наливная!» нарисована картина жатвы, передается радостное настроение:
Необозримо золотое море,
И по нему, куда ни кинешь взгляд,
Комбайны наши гордо проплывают,
И зыбь колосьев жатки бороздят!
Поэтизируя творческий труд советских людей, воспевая счастье мира, Эркай пользуется яркими и светлыми красками. Земледельцу рожь видится как «золотое море», песней в его душе отдается «шум колосьев, звон косы и гул машин».
Почти каждое стихотворение автор решает в определенном поэтическом ключе. Но как бы ни было разнообразно их звучание, все они связаны единством уважения к коллективному труду, образом родной мордовской земли и основного ее богатства – хлеба, воспетого с особым проникновением. Хлеб предстает в стихах особенно часто в виде пшеничного или ржаного колоса или «куска, посыпанного крупной солью», «ноздреватого, хрусткого каравая». Через него передает поэт всю глубину любви к сельскому труженику. Эта любовь непосредственна, реальна и необыкновенно тепла. С ломтиком теплого хлеба сравнивает дед своего внучонка в стихотворении «Дед и внук».:
Рад качать да вскидывать до плеч
Дедушка внучонка своего,
Знает, как любимца уберечь
От обид, от бед – ото всего.
- Хлебушком ведь пахнешь, светлячок!
Ломтиком живым прильнул к руке.
(Перевод Ф. Фоломина)
Как видим, образный строй взят из крестьянской жизни, родной и близкой автору. Образная конкретность в стихах сочетается с философской глубиной.
Многие произведения, написанные в послевоенные годы, посвящены теме борьбы за мир – «Мы за мир!», «Вечером у костра», «У дедушки», «Друзьям из демократических стран» и другие. В них заметно проявились характерные изменения в творческом почерке поэта. Он достигает не только яркости, приподнятости описания, но и объемности.
Здесь, возле вечного Кремля,
Родная собралась семья:
У этих славных древних стен
Сошлись татарин и туркмен,
И белорус, и армянин,
И ненец, брат наш, и мордвин.
Они друг друга узнают.
Друг другу руки подают.
Подлинно художественно, сильное и яркое воплощение находит в стихотворении Эркая советский интернационализм. От имени простых людей, собравшихся «со всех концов родной земли», автор выражает глубокую веру в торжество идей Ленина, несущих свет свободы, правды, справедливости.
Могущество нашей родины, единство ее многочисленных народов Эркай всегда связывает с именем Ленина, в котором видит символ богатства и дружбы. Решая ленинскую тему, Эркай соединяет лирический и эпический планы. Эти стихи убедительно показывают, как идейный и художественный рост поэта предопределял все более глубокое понимание личности великого вождя, обусловливая выбор выразительных средств для создания этого образа.
Стремясь подчеркнуть неразрывную связь Ленина с народом, Эркай использует торжественный стиль и художественные приемы, свойственные фольклору:
Поле, бор, дороги и долины…
Кланяюсь тебе поклоном сына,
Мать моя, мордовская земля!
В чистых росах ты меня растила,
Родниковой силою поила,
Шумом ржи баюкала в полях.
Скудная и горькая когда-то,
Ты цветешь, страна моя, богато,
Равная средь наших стран – сестер.
Своим счастьем свободный мордовский народ обязан «солнечному ленинскому знамени» и помощи русского народа. Ленину, партии и родине поэт посвящает свою песню, идущую «из глубины души».
Обращаясь к этой теме, Эркай стремится к широкому обобщению. Ему важно подчеркнуть мысль, что личность Ленина вобрала в себя духовные стремления человечества, осуществление которых стало возможным только в ленинскую эпоху.
Под петроградским небосводом,
Простерши руки в даль веков,
Вождь бросил лозунг – «Мир – народам»!
И вздрогнул мир от этих слов.
Умелым использованием сравнений и развернутых метафор он передает неисчерпаемую энергию народа, вызванную приездом Ленина в Петроград: «И забурлил народ в волнении рекой, не знающей преград». Радость людей разделяют и город куда Ленин «привез свет весенний», и «Нева, которая кипя, вздымала за белопенным валом вал, о берега стучала грудью, в титана превратилась, в льва…». Поэт провозглашает всенародную клятву верности революции, вождю, который близок народу в самых сокровенных его стремлениях и надеждах:
Весна Вселенной – это Ленин!
Свет и тепло он дал народу,
Для нас, для новых поколений
Он к солнцу растворил ворота.
Образ Ленина здесь представлен как весна и животворящее солнце:
Весной рожденный, перед маем,
Ильич согрел нам солнцем грудь.
Мы в нашем гимне прославляем
Наш трудный и прекрасный путь.
В этих строках философски и поэтически осмысливается долгий путь мордовского народа из тьмы к свету, от зимы к весне. Его важнейшие вехи образно выражены в категориях времени. Эркай сумел показать общность исторической судьбы народов и единство цели, которая объединяет и сплачивает их в борьбе за светлое будущее.
Ленинская тема побуждает поэта к глубокому размышлению над жизнью. В образе Ленина, созданном Эркаем, нет декларативности. Он нашел верный ключ для выражения идеи о великом интернационалисте, подлинном вожде всего человечества. Его образ – новое убедительное свидетельство зрелости и мастерства поэта. Эти стихи стали значительной вехой в создании национальной лениниады.
Мордовская советская поэзия со второй половины 50-х годов испытывала большой подъем. Подлинно высокая гражданственность, освобожденная от декларативности, лиричность и эмоциональность, новые поиски в области формы – вот ее основные черты, которые ясно проявились в творчестве Эркая, в таких его сборниках, как «Весенний сад», «Теплынь», «Эрямо, «Мои березы», «Живу тобою».
Лирическое обогащение его поэзии полно отразилось в пейзажной лирике. Природа для Эркая становится объектом напряженного философского раздумья. Общение с ней пробуждает в человеке положительную энергию, радость творчества:
Шири луговые мне ковров дороже.
Росами их мою ноги поутру,
Мшисто-травяное покидая ложе
Для трудов на раннем, ласковом ветру…
Кажется мне поде колыбелью тихой.
Лишь в пшеницу чьи-то песни забрели.
Шепчутся колосья с бурою гречихой,
Наклоняясь низко, чуть не до земли.
(Перевод Ф. Фоломина)
Родные пейзажи дают ощущение полноты жизни. Природа, труд, любовь – все это может служить источником большой человеческой радости и эстетического наслаждения. Автор горд от сознания своей причастности к борьбе всего народа за будущее, за коммунизм, он счастлив тем, что «отдает родимым нивам все тело души своей».
Я стою, благословенный,
Над Сурой, где синь небес.
Для меня из сурской пены
Сшил панар весенний лес.
В ней ни ливни, ни морозы
Не страшны в любой мне час.
В ноги вам, мои березы,
Поклонюсь еще не раз!
(Перевод И. Пиняева)
Это стихотворение, как и многие другие, свидетельствует о том, что Эркай – глубоко национальный поэт, смотрящий просветленным взором человека, обретшего счастье в Стране Советов.
В стихотворении «Дороги» он раскрывает многообразие духовной жизни, переживания и думы современника, решает вопрос, извечно волнующий его, - возможность постичь содержание и смысл человеческой жизни:
Вот высокий порог. Я стою не пороге.
Омывают порог, словно реки, дороги.
А по ним дни и ночи, недели и годы
Все идут пешеходы, идут пешеходы…
Сушит зной, бьют бураны, метели молотят,
А они все проходят, они все проходят,
Бесконечны, бессчетны и неудержимы.
О, дороги! Вы – как кровеносные жилы.
Эркай по-своему ставит вопрос о человеческой ценности, активности, неуемной жажде деятельности. Поэтический образ дороги великолепно передает возвышенность, окрыленность мысли и мечты. Поэт воспринимает жизнь как бесконечное путешествие:
Это жизнь по излучинам вашим стремится.
А по ним дни и ночи, недели и годы
Все идут пешеходы, идут пешеходы!
В стихотворении отражается способность автора пережить судьбу современника так же сильно и глубоко, как свою собственную. Личность художника присутствует в каждой строке, в глубоких размышлениях.
Талант Эркая многообразен. Уже в первые годы литературной деятельности он пробовал силы во всех жанрах, характерных для молодой мордовской литературы, публиковал стихи, очерки, рассказы, повести, пьесы. Статьи и очерки о колхозной действительности «Конец межам», «На жатву вышли вместе», «Победители», «Корн сгнили» художественно утверждали идею социалистического преобразования села, рисовали образы людей новой деревни.
Глава 3. Расширение представления о творческом облике художника. Прозаические произведения
Годы войны – это годы возмужания таланта. Небольшая по объему проза этого периода расширяет представления о творческом облике художника и дает возможность проследить путь писателя к зрелости, к таким произведениям как повести «Алешка» (1960), «Березовая вода» (1963), «Новая родня» (1965), «Митяевы мечтания» (1975), получившим признание всесоюзного писателя.
Мордовская проза военных лет по характеру была преимущественно очерковой, публицистической. Этот жанр приобрел тогда особую значимость в советской литературе. Очерки и рассказы давали возможность быстро запечатлевать действительность, помогали воспитывать волю и мужество советских людей. Писатели не только изображали отдельные эпизоды, но и воспевали раскрывшиеся замечательные качества народной души. В произведениях «Дружба», «Отцы и дети», «Комендант моста», «Казак» Эркай показывает нравственные истоки героизма.
Мордовская проза интенсивно развивалась и в послевоенное время. Не случайно в ее жанрах начинают выступать и поэты. Об этом красноречиво говорит творческая эволюция Никула Эркая. Наполнившись новыми жизненными силами, его проза достигла зрелости.
В 1954 году был опубликован сборник рассказов Эркая на русском языке. В него вошли некоторые произведения, написанные в конце 30-х годов, лучшее из прозы военных лет и новые произведения – «Старики» (1949), «Тракторы идут» (1952), «Купрян» (1954), «Беспокойный председатель» (1954) и другие.
Этот жанр стал прежде всего творческой школой. Сложившийся в нем художественный стиль нашел развитие в лирических повестях «Алешка», «Березовая вода», «Новая родня», «Алешка в интернате» и «Митяевы мечтания». Повести и свидетельства Эркая свидетельствуют о том, что мордовская проза отражает самые крупные проблемы современности, по-своему вторгается в трудную и сложную диалектику национального и всеобщего. Новым в них является углубленное внимание к сложностям жизни, стремление разобраться в них, пробудить в читателе жажду к собственному ее изучению.
В формировании литературного мастерства замечательную роль сыграла повесть «Алешка», которая стала началом новых поисков и свершений, выявила большие возможности писателя в области детской прозы. Популярность Эркая закрепилась окончательно после выхода повести «Новая родня», которая на Всероссийском конкурсе на лучшее художественное произведение для детей (1965-1966) получила вторую премию. В этих книгах ярко отразились особенности его дарования – живое воображение, позволяющее просто и увлекательно развернуть сюжет, умение писать мягко, тепло, лирично.
В повести «Алешка» идет большой и сложный разговор о самом главном – воспитании – подрастающего поколения, смысле жизни советского человека. Это произведение наиболее совершенно и с художественной точки зрения. Главный герой его – подросток, через восприятие которого показаны и природа, и люди, и труд в коллективе.
Нелегко сложилась жизнь Алешки. Его отец, пройдя всю войну, погиб на границе уже в мирные дни, а мать умерла. Но в колхозе он нашел настоящих друзей. Это Андрейка, Петр Дмитриевич, председатель колхоза Иван Ефимович, заведующий фермой Егор Васильевич и другие герои произведения. Герои Эркая живут интересной, содержательной трудовой жизнью. Особенно ярко изображены в повести дети, и в первую очередь Алешка, образ которого является одной из наиболее ярких удач автора.
Все лето Алешка работает подпаском. В работе раскрывается для него большой и сложный мир человеческих отношений, он учится радоваться добру, распознавать и ненавидеть зло. Трудолюбие – основная черта его характера, постоянно подчеркиваемая автором. Мальчик всегда находит возможность помогать взрослым, своему другу Андрейке.
В этой повести Никул Эркай сумел увидеть мир глазами подростка во всей его прелести и поэтичности, а также трудности, которые неминуемо встают перед человеком, вступающим в жизнь. Писатель умеет тонко передать психологическое состояние героя. Он достигает этого разнообразными художественными средствами, особенно часто прибегая к внутренним монологам и пейзажным картинам.
Повесть «Алешка» - важный этап творческого развития Эркая-прозаика. Она покорила читателя поэтическими описаниями богатой природы Мордовии, превосходно передающими ее простор и многоцветность, зорко подмеченными переменами, происшедшими в жизни, некогда угнетенного народа. Обращает на себя внимание лиричность повествования и проникновение во внутренний мир героя. «Настроение» окружающего передается ему: он вместе с лесом, вместе с рекой ощущает себя частью целого.
Эркай и в поэзии, и в проще настойчиво ищет цветовую гамму, которая была бы способна выразить красоту природы. Вот очень точное описание пейзажа осеннего поля: «Хоть и опустело оно, но красы своей не потеряло. Ярко зеленела отава люцерны. Над этим зеленым морем возвышались пузатые стога сена. По-прежнему солнце щедро лило свои лучи, но тепла стало меньше, уже не лето. Поле стало как будто больше, расширилось: теперь оно проглядывалось от края до края – каждая морщинка была заметна».
Реалистическое описание природы является одним из наиболее сильных и выразительных средств раскрытия психологии человека. Пейзаж органически связан с происходящими событиями, с душевным состоянием людей. При помощи его писатель создает соответствующее настроение, углубляет характеристику образа. Он овеян глубокой поэзией, всегда полон мысли и чувства.
Беречь и обогащать красоту родной земли, украшать ее трудом, формировать высокие нравственнее идеалы своего современника – таково эстетическое кредо писателя.
Говоря о книгах детских писателей, Л. Соболев отмечал: «В этом же ряду, но в любопытном повороте стоит прелестная повесть писателя Никула Эркая. Здесь пробуждение нового сознания в подростке происходит при соприкосновении со злобными пережитками собственничества в мрачной натуре бывшего подкулачника, а ныне работника колхозной животноводческой фермы Федьки». Писатель «интересно, глубоко и самобытно решает темы современности», книга его «полна ярких национальных красок».
Эркай создавал свои произведения, исходя из убеждения, что литература «должна вырастить своего юного читателя истинным гражданином, готовым стать героем не только в битве с силами природы, со стихийными бедствиями, но и в сражениях нравственных, которые подчас происходят в мирной, как говорят, будничной жизни, - в битвах за справедливость, за счастье людей. Таким могут воспитать ребенка книги правдивые, психологически тонкие, свободные от малейшего налета фальши, которую детское сердце ощущает особенно остро и болезненно».
Судьба героя повести взволновала юных читателей. Об этом свидетельствуют многочисленные письма, полученные автором от детей разных национальностей. В каждом из них выражено желание узнать, как в дальнейшем сложилась судьба полюбившегося им героя. Это обстоятельство натолкнуло его на мысль продолжить повесть. Через восемь лет в 1968 году он выпустил вторую часть повести «Алешка в интернате». В этом же году обе части вышли на русском языке в издательстве «Детская литература». Само название говорит о том, что писатель рассказывает историю жизни мальчика в новых для него условиях. При этом решается та же проблема – духовное становление, нравственное воспитание юного героя, которое происходит под влиянием опытных педагогов, и прежде всего, Якова Ивановича, директора интерната.
В повести «Березовая вода» (1963)центральное место занимают уже образы молодежи: Михаила Каргина, его жены Анки, Якова Печайкина. Это сложные интересные характеры, обрисованные всесторонне и психологически убедительно. В центре внимания – духовный мир человека, утверждение в нем моральных качеств, процесс формирования стойких убеждений, который проходит не просто, но без надуманных трудностей, призванных «очеловечить» героев.
Народ – главный объект художественный интересов писателя. Воплощением народной силы и мудрости в повести «Березовая вода» является дед Потап – человек, влюбленный в людей, в природу, во все живое, что его окружает. В том, как крепко стоит он на земле, как гордится природными богатствами родного края, как оберегает их от всяких стяжателей типа Васина, убедительно раскрывается его индивидуальность.
Дед Потап – настоящий хозяин земли. вместе с годами он впитал в себя мудрость жизни, понимание того нового, к чему стремится молодое поколение. Именно поэтому он становится помощником и единомышленником Михаила Каргина. Его, умудренного жизненным опытом, до глубины души возмущает поведение тех, кто губит природу. Писатель раскрывает истинный гуманизм этого старого человека, крестьянина с прямой и открытой душой, не терпящего несправедливости, чуткого к горестям окружающих. Рядовой труженик приобщен к общечеловеческим проблемам. Он активно вмешивается в жизненные процессы, размышляет нал ними: «Завести бы нам на манер лесного охотничье, грибное, рыбное хозяйство – вот тогда бы браконьеру крышка, тогда читай ему, рабу божьему, отходную. Первое дело – лесной продукт появился бы в магазинах, и продавать его на базаре по дешевке расчету бы не было».
В повести «Березовая вода» писатель исследует сложные, остросовременные вопросы, стремится постичь смысл тех изменений в отношениях людей, в быту, которыми отмечено наше время, и вместе с тем выявляет и развенчивает социальное, моральное зло, мешающее утверждению всего подлинно человеческого.
Через все произведение проходит величественный и могучий образ лесной присурской природы, в общении с которой находят радость и красоту, которую берегут герои. Возвышенное чувство слитности с природой, со всем миром – существенная черта эстетического идеала писателя.
В повести «Березовая вода» все подчинено детальному раскрытию внутреннего мира героев – изображение отдельных сцен, пейзажей, подбор самобытных, наиболее выразительных слов мордовской народной речи.
Художественное исследование характера человека, его мысли, чувства, труд – таков предмет изображения писателя. Эркай верен ему в своих повестях «Алешка», «Березовая вода», а также «Новая родня» (1965), в которой писатель обращается к земле Великой Отечественной войны. В этом произведении Эркай рассказал о том, что пережили во имя победы советские люди на полях сражений и в тылу. Серьезно и просто, без сентиментальности и мелодраматизма он повествует о детях, первых столкновениях их с жизнью, о печальных встречах с жертвами войны. Вместе со взрослыми дети несут на себе все тяготы сурового времени.
Действие развертывается далеко от фронта – в мордовской деревне Курмыши, жители которой принимают самое активное участие в борьбе своей страны. Основное в книге – прославление человечности, дружбы, патриотического полвига детей в годы великих испытаний, изображение формирования характера подрастающего поколения.
Среди юных школьников автор выделяет Мику и Юку. В поступках, спорах друг с другом, во взаимоотношениях со старшими раскрываются свойственные для их возраста черты, романтическая мечта о подвигах во имя Родины. С тех пор, как ушел на фронт отец, Мика не знает покоя. Вместе с Юккой, отец которого тоже сражается с фашистами, он тайно готовится к побегу на фронт. У них есть и пароль: «Время идет, война не ждет!». Уже в начале повести раскрывается умение автора индивидуализировать образы. Мика – практичный, предусмотрительный, медлительный и обстоятельный, а Юка скор на решения, всевозможные выдумки, но у него всегда что-то не получается. Вместе с тем у ребят много общих черт. Они жаждут сделать что-то большое, стремятся помочь взрослым, мечтают быть рядом с отцами на фронте.
Эркай не ограждает героев от драматизма событий, сталкивая их с трудностями военных лет. Вот и Мика и Юка после неудачной попытки бежать на фронт везут раненых и полуживых от голода ленинградских детей. Еще по дороге, забыв на время о побеге, они делятся своими дорожными запасами с ними.
Глубоко и правдиво показывает Эркай размышления и заботы юного Микки, связанные с тем, что его мать Марфа Учайкина взяла на воспитание ленинградскую девочку Галинку: «Мика стал думать как теперь жить. Лишний парень в семье – не помеха, а вот девчонка – дело другое. О сестренке надо по-особенному заботиться. И одеть-нарядить. Это ведь не мальчишка, негоже выпустить на улицу в драном. И оберечь-защитить, ведь известно: девчонка пугается и мышонка...
Покряхтел Мика, поворочался с боку на бок. Как же теперь на войну отъехать, когда две женщины дома? Одна старая…другая малая. Сандрик с ними не управится. Да еще и хворенькая попалась, ножки ватные. Ее ставят – она валится… Вот диво-то, надо завтра самому посмотреть. С такой мыслью и заснул».
Тонкий психологизм – достоинство повести Никула Эркая «Новая родня». Исследуя становление личности подростка, он связывает его с движением истории. Индивидуальные судьбы героев изображаются на фоне судьбы страны во время суровых испытаний.
Для того, чтобы создать реальные образы в типических обстоятельствах, писателю необходимо было раскрыть, как под влиянием событий войны и новых условий жизни менялся характер интересов и поступков. Для каждого человека и для всего общества столкновение с суровой действительностью было исполнено драматизма. Эркай правдиво рассказывает, как украинский мальчик Панас, которому из-за ранения пришлось удалить ногу, с тоской и страхом думает о жизни. Война разрушила детский мир, подвергла огромным физическим и моральным испытаниям еще не окрепшую душу ребенка. Психологически тонко показано, как долго и трудно восстанавливалась связь мальчика с миром. Этому, вместе во взрослыми, во многом помогли Мика и Юка, их юные друзья, пионеры и школьники мордовской деревни Курмыши. Мальчишки старались отвлечь Панаса от мрачных мыслей, всеми средствами пытались доказать, что и без ноги можно жить.
Вводя ребенка в настоящую жизнь, откровенно раскрывая перед ним ее сложные стороны, автор повествует в то де время о нелегких судьбах взрослых людей в годы войны.
Правдиво обрисованы писателем слепой пограничник, в первый же день вступивший в смертельную схватку с врагом, главный врач госпиталя – человек действия, в трудных условиях тыла обеспечивающий всем необходимым раненых, старики Аким и Евсей, женщины, среди которых особенно выделяется Марфа Учайкина. Эти образы говорят о нравственной силе, позволившей народу выстоять во всех испытаниях, показ которой и составляет существо повести.
Спокойная, уравновешенная и мужественная Марфа Учайкина, человек доброго сердца, первая с неожиданной ясностью увидела несчастье детей и прониклась к ним материнским чувством: «Марфа, бросившись к саням, так и упала на них, обнимает, гладит ребят по щекам, словно у нее сто рук откуда-то взялось, вдруг выросло». Женщину очень тронуло чужое горе. На руках у нее двое малолетних детей, но она не может ограничиться лишь сочувствием к тем, кто еще более страдает. Она берет в дом сиротка Галинку, а потом и безногого мальчика Панаса, понимая, что ей одной (Григорий Учайкин погиб на фронте) будет нелегко прокормить четверых детей стать матерью для обездоленных страшным горем Гали и Панаса.
Повесть «Новая родня» определила новую, более высокую ступень развития военной темы в творчестве Эркая и всей мордовской литературе. Эркай раскрывает ее не только как тему потерь, но и как тему нравственных приобретений, народного подвига, победы человечности и мужества. Люди маленькой, далекой от военных действий деревни, простые крестьянки, их дети делают все, чтобы приблизить победу над врагом. При этом нравственные и художественные задачи Никул Эркай решает с точки зрения народного миропонимания. Это проявляется в его умении видеть общее в судьбах простых людей, в чутком понимании языка, в стремлении достичь ясности и наполнения слова, в поэтическом восприятии природы и жизни вообще.
Заключение
Творчество Эркая многогранно. Разные судьбы его героев, разный возраст и разные натуры. Но всех их роднит одна особенность: в каждом гармоническом сочетаются лучшие качества национального характера с моральными чертами нового человека, строителя коммунизма. Во всех своих произведениях он показывает высокоморальных и трудолюбивых людей, которые для справедливого исхода дела готовы на все.
Итак, в этой работе мы рассмотрели становление личности Никула Эркая как личности в целом, так и прозаика и поэта, в частности. Выявили оригинальность и неповторимость стиля. Таким образом, поэтическое и прозаическое творчество Никула Эркая – весомый вклад как в развитие мордовской литературы в частности, так и в общий фонд советской культуры в целом.
Список литературы
1. «Писатели Мордовии», Брыжинский А. И./ 2001 г./Мордовской книжное издательство/592стр./531-536стр.
2. «Мордовская литература» - 1 часть, Брыжинский А. И., Чернов Е. И./Саранск/Мордовское книжное издательство/1989г., - 352 стр.
3. «История мордовской советской литературы»: В 3-х т. Саранск: Мордовское книжное издательство, 1971г., т.2, с. 188 – 201
4. «Живу тобою», Н. Эркай, 1977г., Мордовское книжное издательство, 30 стр.
5. «Мои березы», Н. Эркай, 1976г., Мордовское книжное издательство, 272 стр.