Генрих Гейне - современник двух эпох. Родившись в 1797 году, он, если полагаться на его собственные утверждения, видел в своем родном Дюссельдорфе императора Наполеона во всем блеске его славы; юношей он учился у Августа Вильгельма Шлегеля, теоретика немецкой романтической школы, и у Гегеля, в учении которого нашла свое завершение немецкая классическая философия; он посылал свои стихи уже старому Гете и посетил его однажды в Веймаре. Десятилетием позже он вращался в Париже в кругу учеников социалиста-утописта Сен-Симона, спорил с Бальзаком и дружил с Жорж Санд; по прошествии еще одного десятилетия он познакомился с Карлом Марксом, Фридрихом Энгельсом, позднее с их соратником поэтом Георгом Веертом. А его последние произведения, которые он диктовал уже больным в годы, последовавшие за европейскими революциями 1848-1849 годов, появлялись почти одновременно с первыми произведениями Бодлера во Франции, Ибсена в Норвегии, Толстого в России. Чтобы понять причину того воздействия, которое творчество Гейне оказывало в Германии и во многих других странах со времени выхода его первого большого сборника стихов и вплоть до сегодняшнего дня, надо ясно себе представить, что в личности поэта нашли отражение, с одной стороны, эпоха Великой французской революции и то огромное влияние, которое она оказала на духовную жизнь, а с другой стороны - эпоха господства буржуазии, эпоха бурного развития капитализма, и те глубокие социальные противоречия, которые она с собой принесла. В его творчестве продолжают жить философские, политические и эстетические идеи революционной эпохи, эпохи Просвещения, эпохи немецкой классики, стремление преодолеть устаревшие отношения, мечта о царстве разума и человеческом счастье, мысль о способности человека к совершенствованию. Но по мере того, как идеальное царство гармонии превращалось в дисгармоническую реальность буржуазного мира, эти идеи уже не способствовали ни пониманию, ни освоению действительности, и у Гейне еще на раннем этапе можно наблюдать отход от просветительских идеалов и возрастание роли субъективного чувства, индивидуального самоутверждения во враждебном косном мире, что было характерно и для немецкого романтизма.
Страстные поиски такого миропорядка, при котором социальная справедливость сочеталась бы с неограниченными возможностями развития личности, заставили Гейне обратиться к современным социальным идеям и привели его к мысли о том, что устранение всякой "эксплуатации человека человеком" (его собственные слова) должны быть целью социального движения, которое может стать жизненным делом поэта.
Гейне - поет. Его значение, его мировая слава определяется, прежде всего, лирикой, и даже не всей лирикой, а лишь любовными стихами, написанными главным образом до 1830 года. Они собраны в первом большом сборнике его стихов, в "Книге песен", увидевшей свет в 1827 году, в цикле "Новая весна", включенном затем в сборник "Новые стихотворения" (1844). Циклы составляющие "Книгу песен", - "Юношеские страдания" (1817-1821), "Лирическое интермеццо" (1822), "Опять на родине" (1823-1824) и "Северное море" (1825-1826), - отражают поэтическое развитие Гейне. Читая эти стихи, замечешь, что на протяжении более десяти лет любовная тема занимала в них, бесспорно, первое место. Судя по этим стихам, между восемнадцатым и двадцать восьмым годом жизни все желания поэта, все его счастье - весь смысл жизни заключался в том, ответит ли взаимностью боготворимая им женщина, и поэт с тем большим упорством цеплялся за эту надежду, чем больше она ускользала от него. Он мечтает в стихах о гармонии идеальной любви - и рисует, как обманывает каждый раз эта мечта. Мечта эта наталкивается на непреодолимые препятствия, враждебные силы проникают даже в сновидения поэта, разлучая его с любимой. Если сравнить эти стихи, например, с любовными стихами Гете, то различие сразу бросается в глаза. Торжествующему оптимизму и цельности мировосприятия лирического героя у молодого Гете противостоит у молодого Гейне меланхолия и отсутствие цельности или, выражаясь языком того времени, "разорванность" и "мировая скорбь". С самого начала в лирике Гейне есть ощущение неразрешимых противоречий, которые и определяют отношение поэта к окружающему миру, а тем самым и его личность. Именно сильному и яркому выражению этого ощущения лирика Гейне обязана в значительной степени своей популярностью.
В жизни поэта легко найти основания для такого мировосприятия. После окончания школы он приезжает в Гамбург к своему дяде Соломону Гейне - одному из самых богатых гамбургских банкиров. Здесь он обучался торговому делу, когда же обнаружилось отсутствие у него таланта и склонности к коммерции, он получил разрешение и финансовую помощь дяди для изучения юриспруденции (в Геттингене, Бонне, Берлине и снова Геттингене, где он в 1825 г. завершил свое юридическое образование). Еще будучи учеником в торговом деле, он влюбился в свою кузину Амалию, дочь Соломона Гейне, и одновременно начал писать стихи. Уже в первых же письмах того периода драматически выражены противоречия его положения. В семье его дяди увлечение поэзией было встречено с презрением и расценено как нечто неподобающее, способно лишь повредить его репутации в "обществе". Амалия, очевидно, разделяла взгляды своей семьи и не отвечала взаимностью поэту. Равнодушие любимой, ее холодность лишили поэта веры в людей, в близость между ними. Идеал красоты и добра, воплощенный в облике возлюбленной, представляется ему не только недостижимым, но подчас и не безупречным. Он часто рисует ее неверной и демонической, привлекательной и одновременно опасной носительницей злых чар.
Одна мысль чаще всего тревожила Гейне даже в счастливые часы наедине с любимой, как он об этом признается в своих стихах тридцатых годов, - это мысль о родине. Гейне прожил во Франции четверть века, за это время лишь дважды побывав в Германии (в 1843 и в 1844 гг.). В своих стихах, посвященных Германии, Гейне часто возвращается к противоречию между чувством неразрывной связи с родиной и критическим отношением; близость и отталкивание тесно переплетаются между собой. Он воспевает Германию так, как десятилетие назад он воспевал в "книге песен" возлюбленную ("О Германия, моя недосягаемая возлюбленная!"). Родина занимает теперь место недоступной красавицы, которая отворачивается от него, не понимая его глубочайших чувств, и которая на самом деле не так уж достойна поклонения, как кажется охваченному любовью поэту. Чувство это представляется самому поэту неразумным и сумасбродным, - и все же непреодолимым. Стихотворение "И я когда-то знал край родимый...", одно из самых прекрасных у Гейне, - выдержано целиком в образном ключе "Книги песен", и только формы прошедшего времени указывают на то, что поэт отошел от настроений тех лет. В стихотворении "Ночные мысли", написанном в 1843 году, до первой поездки на родину, это элегическое чувство к прошлому, к Германии достигает своей вершины.
Сборник "Новые стихотворения", как и "Книга песен", содержит раздел "Романсы". Начиная с последней трети XVIII века - со времен Бюргера, Гете и Шиллера - в Германии возникла богатая романсная и балладная поэзия. Но уже в творчестве романтиков баллада в известной степени утратила свое демократическое содержание и связь с актуальными вопросами современности. Гейне восстановил эту утраченную связь. Для ранней баллады "Гренадеры" он заимствовал сюжет из живой современности, что было в то время чем-то необычным. Поскольку на всем европейском континенте победа над Наполеоном означала реставрацию феодализма и затухание революционного пламени, всякий , кто обнаруживал симпатии к Наполеону, считался притаившимся якобинцем. Говоря от имени двух солдат разбитой наполеоновской армии, мечтающих о возвращении императора, Гейне выступал тем самым против существующих порядков. Баллада почти открыто звучала как политическое стихотворение.
В других балладах Гейне использовал исторические сюжеты, античные сказания и легенды, переосмысливая их в соответствии со своими идеями о революции. На протяжении всего своего творчества Гейне интересовался народной песней, легендой, сказкой и обстоятельно раскрыл свое понимание народного творчества в прозаических произведениях; в безымянных памятниках народного творчества поэт видел неофициальную культуру немецкого народа, существование которой свидетельствовало о том, что народ не полностью подчинился христианской идеологии. В образах сказок - великанов и гномов, русалок и эльфов - продолжали жить языческие традиции: фольклорные образы, по мнению Гейне, вели свое происхождение от античных богов и полубогов, обреченных на подпольное существование, превращенных в эпоху христианского средневековья в злых духов и чертей. Борьба между христианским и языческим мировоззрением, запечатленная в древних сказаниях, имела для Гейне величайшее актуальное значение. Язычество означало приятие жизни, стремление к земному счастью, христианство - отрицание жизни, аскетизм, надежду на лучшее в ином мире. Поскольку же вера в потусторонний, лучший мир являлась существенным препятствием к тому, чтобы народ осознал свои возможности, и предъявил свои права на лучшую жизнь, преодоление христианского аскетизма было важнейшей предпосылкой для социального освобождения. Так называемая "эмансипация плоти" не имела у Гейне ничего общего с пассивным эпикуреизмом, наоборот, она была существенным элементом и его сенсуалистической, близкой к материализму философии. Таким образом, баллады Гейне, раскрывая его понимание прошлого, вместе с тем всегда актуальны. Речь идет о праве на земное счастье и тогда, когда поэт рассказывает о том, как рыцарь Олаф, несломленный, принимает смерть, насладившись любовью дочери короля ("Рыцарь Олаф"); и тогда, когда поэт описывает раскаяние мужа, убившего изменницу-жену, покорившуюся силе песнопения ("Фрау Метта"). Язычество и христианство сталкиваются в поэме "Тангейзер" - свободном переложении старой немецкой народной баллады. Здесь Гейне особенно сильно модернизирует исходный сюжет, превращая поэму в политическую сатиру на современную Германию. Тем самым поэма "Тангейзер" предваряет политическую лирику Гейне сороковых годов. Правда, политические стихотворения Гейне писал во все времена творчества. В юные годы он воспевал в еще беспомощных традиционных стихах освободительную войну 1813 года; в двадцатых годах он высмеивал национализм "брудершафтов", спесь прусских лейтенантов и филистерскую узость бюргеров.
После Июльской революции политические мотивы начинают звучать все более отчетливо благодаря сопоставлению Германии и Франции. Но по сравнению с прозой Гейне - "Путевыми картинками", "Французскими делами", "Романтической школой", "Историей религии и философии в Германии" и различных предисловий к его книгам, - где он смело, остроумно, ярко высмеивал теперешнюю Германию и пропагандировал новый путь развития, в его лирике прямых политических выпадов до сих пор было меньше. Положение изменилось с начала 1840 года, и тем самым начался новый этап в творчестве Гейне.
Толчком послужило начало оппозиционного движения либеральной буржуазии и демократических слоев мелкой буржуазии в Пруссии. В результате промышленного подъема (центром промышленного развития стала Рейнская область) были выдвинуты, приуроченные к смене царствования, требования свободы печати и конституции для Пруссии; усилились нападки на господство дворян, церкви и бюрократии. Правительство пыталось справиться с этим режимом с помощью усиления репрессий. Буржуазные газеты, выражавшие оппозиционные настроения, запрещались и возникали вновь; издатели и книготорговцы измышляли все новые и новые уловки, чтобы обойти цензуру; листовки напоминали о том, что в 1813 году правивший король, который нуждался в своем народе для победы над Наполеоном, обещал конституцию, но обещания не сдержал. Наряду с этим движением возникла философская оппозиция (младогегельянцы, Л. Фейербах, молодые Маркс и Энгельс), большая политическая литература и политическая лирика. Молодые поэты воспевали немецкое единство и свободу, обращаясь к прусскому королю и к народу; многие их стихи звучали так, точно величие Германии уже достигнуто, а завоевание свободы не представляет особых трудностей.
Гейне не присоединился к этому хору. Некоторое время он относился довольно скептически как к этому движению, так и к его литературному выражению. Классической страной революции для него оставалась Франция; жители Парижа неоднократно доказывали, выходя на улицы и строя баррикады, что не намерены вечно терпеть угнетение. С 1840 года Гейне снова стал публиковать в газетах статьи, посвященные общественной жизни Франции (он издал их позднее отдельной книгой под заглавием "Лютеция"); в этих статьях он с еще большей настойчивостью, чем прежде, говорил о социальных противоречиях и грядущих битвах. Он писал о рабочих клубах, в которых обсуждаются социалистические и коммунистические сочинения; о том громадном впечатлении, какое произвели на него исполненные грозной силы песни, которые распевались в мастерских. Все это, происходившее вне официальной общественной жизни, казалось ему более важным для будущего, нежели рассчитанные на внешний эффект парламентские дебаты или правительственные распоряжения, о которых писала пресса и говорили в салонах. Именно это и составило для него современную политическую и общественную жизнь. Что касается самой Германии, то поначалу Гейне сомневался в том, что "в этой стране филистеров", стране "чистой теории" может возникнуть серьезное политическое движение. Поэтому он сомневался и в ценности тех политических стихов, в которых с воодушевлением воспевалась наступающая "весна народов" и победившая свобода. Особенно фальшиво звучали для его ушей националистические, то есть антифранцузские ноты в воспевании "свободного немецкого Рейна" и немецкого единства под эгидой Пруссии. Риторическое, высокопарное выражение либеральных идей - со всеми, свойственными им иллюзиями, со всей их оригинальностью - претило ему как с политической, так и с художественной точки зрения. Поэтому он выступал в стихах и в прозе с серьезной критикой, а чаще с ироническими или откровенно насмешливыми замечаниями в адрес современной "тенденциозной поэзии". Так, он спрашивал юного Георга Гервега, одного из самых популярных в те годы певцов свободы: действительно ли миновала зима и Германия предстала в весеннем уборе? Не цветет ли эта весна лишь в воображении поэта? ("Георгу Гервегу"). Или иронически советовал немецким поэтам не воспевать больше своих возлюбленных, а будить трубным гласом народ, употребляя при этом только общие слова ("Тенденция"). О стихах Гофмана фон Фаллерслебена Гейне говорил: они годятся лишь для того, чтобы филистеру слаще казались еда и табак в его привычном кабачке.
Но Гейне недолго находился в оппозиции к оппозиции. Когда борьба обострилась, когда, например, Гервег и Фрейлиграт вынуждены были покинуть Германию (1843 и 1844 гг.); когда восстание силезских ткачей (1844 г.) возвестило начало открытых боев между буржуазией и пролетариатом, - тогда для Гейне его противоречия с либералами, с мелкобуржуазными демократами отошли на задний план и он направил острие своей критики против господствующих немецких подрядчиков. Политические стихи, которые он вновь начал писать, свидетельствовали о превосходстве его позиции и его поэтического таланта. Когда он выступал против прусского короля, то вовсе не для того, чтобы, подобно Гервегу и другим, поучать его или убеждать в преимуществах свободы, а для того, чтобы отучить немецкий народ раз и навсегда от почтения к королям "божьей милостью". Гейне так высмеял короля, что умеренные либеральные круги поторопились отмежеваться от него. Не больше, чем прусскому королю Фридриху-Вильгельму IV, посчастливилось баварскому королю, - Гейне написал "Хвалебные песни королю Людвигу" для "Немецко-французского ежегодника", издававшегося Марксом и Руге; за это поэт оказался в списке лиц, подлежащих аресту. С тех пор Гейне никогда уже не решался ступить на прусскую землю. Он едва избежал высылки из Франции, которой добивались у французского правительства прусские власти. В это время Гейне создает свое замечательное произведение "Германия. Зимняя сказка" (1844) - поэтически свободное повествование о поездке в Германию. Он описывает "старую" Германию такой, какой он ее нашел, но при этом говорит, часто используя фольклорные мотивы, о своих надеждах на грядущую немецкую революцию.
Именно в том, что поэт не только сатирически рисует явления, которые он не приемлет, но и раскрывает собственную позицию в общественной борьбе, дает себя знать новый этап его творчества. Впервые Гейне чувствует, что он не одинок в своих взглядах, что он не одинок в своих взглядах, что они в согласии с определенным политическим и идейным движением.
Лишь некоторую часть написанных в это время политических стихотворений Гейне включил в раздел "Современные стихотворения" книги "Новые стихотворения", чтобы не дать слишком очевидных причин для запрещения книги. Поэтому некоторые из наиболее значительных и острых стихотворений появились в сборнике "Посмертные стихотворения", составленном более или менее удачно издателем его сочинений.
Годы 1843-1846 - время наибольшего участия Гейне-лирика в борьбе, предшествовавшей революции. Во время самой революции Гейне почти не выступал с новыми произведениями, в дни революционного подъема во Франции и в Германии болезнь окончательно сразила его. Он уже давно испытывал недомогание, теперь же болезнь полностью вступила в свои права, и последние восемь лет жизни (Гейне умер в 1856 году) он был прикован к постели. Терзаемый страданиями, мучимый заботами об удобной квартире, лечении, деньгах, он не в состоянии был следить за бурными событиями 1848-1849 годов; об этом свидетельствуют его письма. То, что немцы совершили революцию, казалось ему более удивительным, чем самые фантастические события "Тысячи и одной ночи", а историческое восстание парижского пролетариата июне 1848 года, отголоски которого доходили до его дома, оставалось ему не понятным. Лишь к концу революции Гейне смог в какой-то мере справиться со своим положением, чтобы опять выступить с поэтическими произведениями. Два больших лирических сборника - "Романсеро" (1851) и "Стихотворения 1853 и 1854 годов", а также стихотворения, опубликованные посмертно, - свидетельствовали об этом.
Предпосылкой и содержанием поздней, послереволюционной лирики Гейне явилось поражение революции в Европе, победа ненавистного старого порядка и, не в последнюю очередь, стремительное развитие капитализма - все это, увиденное с точки зрения человека, для которого осуществление его идеалов, его революционных чаяний оказалось отодвинутым в далекое будущее, но который, тем не менее, не отказался от борьбы против эксплуатации и угнетения.
Надежду на продолжение и победоносное завершение борьбы за свободу Гейне, несмотря на некоторые оговорки, связывал с пролетариатом и с коммунизмом. Об этом - и о том, какие противоречивые чувства это в нем вызывает, поэт сказал ясно и определенно.
Мировая общественность признала за творчество Гейне почетное место, которое по праву принадлежит ему в истории человеческой культуры.
Большая Советская Энциклопедия. - М. : Советская энциклопедия, 1970.
Библиотека всемирной литературы. Том 72. Генрих Гейне. Стихотворения, поэмы, проза. - М.: Художественная литература, 1971.
Рассел Б. История западной философии. - Новосибирск: НГУ, 1997.
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.refcentr.ru/