Лекция №8: Собственность и ее роль в системе экономических отношений
План
1. Сущность отношений собственности
2. Субъекты, объекты и формы собственности. Система отношений собственности
3. Собственность и экономические системы
4. Приватизация
1. Сущность отношений собственности
Обыденное понимание собственности обычно связанно с имуществом, вещью, принадлежащим кому-нибудь, что например, находит свое выражение в высказывании "продать свою собственность". С научной точки зрения этот взгляд, высказывание не верно. Продать, иметь или приумножить можно только объекты собственности, но не собственность, поскольку собственность это не вещь, а общественное отношение, характеризующее принадлежность вещи тому или иному лицу. Собственность, в самом общем определении, есть отношение между людьми по поводу принадлежности вещей. Оно проявляется в том, что один человек (или группа людей) относится к определенной вещи как к своей, а другие люди относятся к ней как к чужой.
Место собственности в жизни общества можно показать, используя следующие утверждения: во–первых, собственность определяет всю систему экономических отношений: производство, распределение, обмен и потребление. Во–вторых, именно собственность определяет место индивида, социальной группы, класса в жизни общества. В–третьих, существование и многообразие форм собственности приводит к росту производительности труда и эффективности производства в силу конкуренции между ними (выживает и расширяет свое влияние наиболее результативная форма собственности, а выигрывает от этого всё общество).
Различают экономическое (объективное) и юридическое (субъективное) содержание отношений собственности.
Собственность как определенное экономическое отношение состоит из двух компонентов, либо имеет две стороны. Во-первых, отношения собственности – это отношения между людьми по поводу определенного имущества. Они выражаются в присвоении этого имущества конкретным лицом и недопустимости посягательств на имущество собственника со стороны третьих лиц. Во-вторых, отношения собственности – это отношения лица к присвоенному имуществу как к своему собственному. Собственник обращается с имуществом по своему усмотрению с учетом его потребительских свойств, а также необходимости соблюдения прав и законных интересов других лиц.
Содержание экономических отношений собственности представляет собой возможность определенных лиц использовать принадлежащее им имущество по своему усмотрению и независимо от кого-либо, устраняя или допуская к собственным материальным благам любых граждан либо объединений. Экономическое содержание собственности раскрывается через объектно-субъектные отношения по поводу и в процессе производства, распределения (перераспределения, обмена и потребления) экономических ресурсов общества.
Правовое содержание отношений собственности находит свое выражение в праве собственности, когда объективные экономические отношения складывающиеся в обществе по поводу принадлежности благ, ресурсов закрепляются в нормах права, которые всегда субъективны (поскольку создаются отдельными индивидами).
Уже давно ученые поняли, что источником возникновения собственности, ее первоосновой является труд. Где нет труда, нет и собственности, где есть труд, собственности не может не быть. «Хотя вода, бьющая из ключа, принадлежит каждому, писал английский философ XVII в. Джон Локк, но кто же станет сомневаться, что вода, находящаяся в кувшине, принадлежит тому, кто ее набрал? Его труд взял ее из рук природы, где она была общей собственностью и принадлежала одинаково всем ее детям, и тем самым он присвоил ее себе». Из этого наблюдения учеными был сделан важный вывод, что именно труд превращает вещи в чью-либо собственность и что с этой точки зрения труд есть присвоение благ в собственность субъекта труда. Следовательно, результаты труда не могут быть "ничьими", именно поэтому распространенное утверждение, что государственная собственность это "ничья" собственность, не более чем проявление экономической неграмотности.
Наряду с утверждением, что основой собственности является труд, в экономической науке возникло представление о собственности, характеризуемое высказыванием П. Прудона: «собственность есть кража» (19 в.). Подобная точка зрения опирается на многочисленные факты образования объектов собственности посредством воровства и грабежа на протяжении всего средневековья и нового времени, особенно в эпоху первоначального накопления капитала.
Отсюда следует, что собственность есть общественное отношение, выражающее процесс присвоения благ посредством всех видов труда. При этом, если человечество в целом может преумножить свою собственность только посредством преобразования вещества природы, созидательного труда, то отдельные люди и группы людей, включая нации и государства, могут этого достичь кроме того путем захвата объектов собственности у других людей, или, попросту говоря, грабежа.
2. Субъекты, объекты и формы собственности. Система отношений собственности
В качестве основы процесса рыночного обращения собственности, как правило, используется классификация собственности в системе определений Гражданского Кодекса Российской Федерации (ГК РФ): объекты, субъекты, формы и права собственности.
Объект собственности – пассивная сторона отношений собственности в виде предметов природы, имущества, вещества, информации, духовных и интеллектуальных ценностей, целиком или в какой-то степени принадлежащий субъекту.
Объекты гражданского права, классифицированные в Гражданском Кодексе Российской Федерации, представлены на рис. 1
Рис. 1. Объекты гражданского права в Российской Федерации
Структура объектов движимого и недвижимого имущества может в свою очередь классифицироваться на несколько крупных блоков, позволяющих выделить составляющие движимого и недвижимого имущества.
Рис.2. Виды недвижимого имущества
Рис.3. Виды движимого имущества
собственность приватизация экономический
Движимые вещи Гражданским Кодексом Российской Федерации определены как вещи, не относящиеся к недвижимости.
Субъект собственности – активная сторона отношений собственности, имеющая возможность и право обладания объектом собственности. В соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации субъектами права собственности являются: Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, юридические лица, граждане.
Рис.4. Субъекты собственности
Форма собственности – это ее вид, определенный по субъекту собственности. Другими словами, форма собственности определяет принадлежность разнообразных объектов собственности субъекту единой природы. В Российской федерации (ст. 212 ГК РФ) в равной степени признаются несколько форм собственности: частная, государственная, муниципальная и иная. Иные формы собственности включают, как правило, формы смешанной собственности общественных и других некоммерческих организаций. Именно в группе форм смешанной собственности можно найти многообразие современных хозяйственных образований, в том числе:
совместные предприятия (долевое объединение имущественных комплексов иностранных и отечественных собственников, в том числе государственных и муниципальных);
кондоминиумы (объединенное имущество, подразделяемое на индивидуальные частные владения и различные элементы совместной собственности);
корпорации (объединение предприятий и обществ с различными уровнями юридической и хозяйственной самостоятельности) и др.
Рис.5. Формы собственности
Т.о. фактически любой вид объектов гражданского права из различных форм собственности как товар может сформировать свой тип рынка, с присущей только ему системой управления, своеобразной иерархической и разветвленной структурой, органами управления, их функциями, связями и отношениями, региональными и прочими признаками. В настоящее время на рынке собственности России обращаются достаточно активно только некоторые из возможных ее видов: недвижимость и ценные бумаги, хотя в экономически развитых странах на рынке представлены все формы и виды собственности (всевозрастающую роль играет рынок интеллектуальной собственности).
3. Собственность и экономические системы
Экономическая система — это совокупность всех экономических процессов, совершающихся в обществе на основе сложившихся в нем отношений собственности и хозяйственного механизма.
В зависимости от преобладания той или иной формы собственности в экономике, выделяют 4 укрупненных типа экономических систем.
ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ | РЫНОЧНАЯ ЭКОНОМИКА (ЧИСТЫЙ КАПИТАЛИЗМ) | КОМАНДНО-АДМИНИСТРАТИВНАЯ ЭКОНОМИКА | СМЕШАННАЯ ЭКОНОМИКА |
Масштабы обобществления производства | Обобществление производства в рамках предприятия | Экспроприацию трудовой частной собственности, насильственное объединение частных товаропроизводителей в колхозы и совхозы | Обобществление и огосударствление части хозяйства в национальном и интернациональном масштабах |
Преобладающая форма собственности | Экономическая деятельность единоличных предпринимателей-капиталистов | Господствует государственная собственность | Экономическая деятельность на базе коллективной частной и государственной собственности |
Форма бюджетного ограничения | Жесткая | Мягкая | - |
Стимул к производительному труду | Факторные доходы (заработная плата, прибыль и т.д.) | Социалистическое соревнование | Факторные доходы |
Основной принцип производства | Принцип соответствия спроса и предложения | Воля центрального органа власти, материализующая принятые политические и идеологические решения | Принцип соответствия спроса и предложения |
Регулирование экономики | Саморегулирование индивидуальных капиталов на основе свободного рынка при слабом вмешательстве государства | Жесткий контроль централизованным государством, полностью монополизировавшим экономику и власть | Активное государственное регулирование национальной экономики для стимулирования потребительского спроса и предложения, предотвращения кризисов и безработицы и т.д. |
Конкуренция | Есть | Нет | Есть |
Теневая экономика | Отсутствует | Присутствует | Только на запрещенный государством товар (наркотики, оружие и т.д.) |
Координация | Роль координации действий экономических субъектов и размещения благ в экономике выполняет рыночный механизм, и, прежде всего, система цен | Правила и параметры экономического поведения, и соответствующее размещение благ определяются воздействием командующей (управляющей) подсистемы, которой является, государство | Роль координации действий экономических субъектов и размещения благ определяется и рыночным механизмом и государственным регулированием. |
Ценообразование | ориентируется на предотвращение спада в производстве | Государство устанавливает постоянные (фиксированные) цены | Гибкие цены |
Заработная плата | Устанавливается в процессе конкуренции при соотношении спроса и предложения на рынке труда | Административное установление заработной платы | Устанавливается в процессе конкуренции при соотношении спроса и предложения на рынке труда, но государство устанавливает минимальную заработную плату |
Социальные гарантии | Социальная незащищенность граждан в случаях безработицы, болезни и старости | Гарантированное трудоустройство, бесплатная медицина и образование, социальное обеспечение | Создание государственных и частных фондов социального страхования и социального обеспечения |
+ Традиционная экономическая система. Отличительные особенности традиционной экономической системы таковы: крайне примитивная технология, в первую очередь связанная с первичной обработкой природных ресурсов, преобладание ручного труда. Как правило речь идет об аграрных, сельскохозяйственных экономиках, в которых преобладающей формой собственности является общинная собственность на землю. Все ключевые экономические проблемы решаются в соответствии с освященными веками обычаями, религиозными, племенными и даже кастовыми традициями. Организация и управление экономической жизнью осуществляются на основе решений совета старейшин, предписаний вождей или феодалов. В настоящее время традиционная экономическая система сохранилась в некоторых наиболее отсталых странах Азии и Африки, хотя ее элементы сохраняются и в странах среднего уровня развития.
Для каждой экономической системы характерны свои национальные модели организации хозяйства, так как страны различаются своеобразием истории, уровнем экономического развития, социальными и национальными условиями, поэтому говорят о многообразии моделей в рамках 4 основных типов экономических систем.
Наиболее известные национальные модели:
Американская модель построена на системе всемерного поощрения предпринимательской активности, обогащения наиболее активной части населения. Малообеспеченным группам создается приемлемый уровень жизни за счет различных льгот и пособий. Задачи социального равенства здесь вообще не ставятся. Эта модель основана на высоком уровне производительности труда и массовой ориентации на достижение личного успеха. В целом для американской модели характерно государственное воздействие, направленное на поддержание стабильной конъюнктуры и экономического равновесия.
Шведская модель отличается сильной социальной политикой, ориентированной на сокращение имущественного неравенства за счет перераспределения национального дохода в пользу наименее обеспеченных слоев населения. Здесь в руках государства находится всего 4% основных фондов, зато доля государственных расходов в 90-х гг. составила свыше 50% от ВВП, причем более половины этих расходов направляется на социальные нужды. Естественно, это возможно только в условиях высокого налогообложения, особенно физических лиц. Такая модель получила название «функциональная социализация», означающая, что функция производства ложится на частные предприятия, действующие на конкурентной рыночной основе, а функция обеспечения высокого уровня жизни (включая занятость, образование, социальное страхование) и многих элементов инфраструктуры (транспорт, НИОКР) — на государство.
Социальное рыночное хозяйство Германии (ФРГ). Эта модель формировалась на основе ликвидации концернов гитлеровских времен и предоставления всем формам хозяйства (крупным, средним, мелким) возможности устойчивого развития. При этом особым покровительством пользуются так называемые миттельштанд, т.е. мелкие и средние предприятия, фермерские хозяйства. Государство активно влияет на цены, пошлины, технические нормы. Лежащий в основе этой системы рынок обнаружил свое преимущество в использовании побудительных стимулов к высокоэффективной хозяйственной деятельности.
Японская модель характеризуется определенным отставанием уровня жизни населения (в том числе уровня заработной платы) от роста производительности труда. За счет этого достигается снижение себестоимости продукции и резкое повышение ее конкурентоспособности на мировом рынке. Такая модель возможна только при исключительно высоком развитии национального самосознания, приоритете интересов нации над интересами конкретного человека, готовности населения идти на определенные жертвы ради процветания страны. Еще одна особенность японской модели развития связана с активной ролью государства в модернизации экономики, особенно на ее начальной стадии.
Южнокорейская модель имеет много общего с японской. Это, в частности, относится к особенностям психологического склада населения страны, его высокому трудолюбию и ответственному отношению к своим обязанностям, базирующимся на нравственных нормах конфуцианства. Общим для обеих моделей является и активное участие государственных органов в перестройке экономики. В целях ее ускоренной модернизации широко используются налоговая, тарифная и валютная политика. Длительное время существовал контроль над ценами на ресурсы и широкий круг товаров производственного и потребительского назначения. Сложившаяся в Южной Корее система государственного регулирования экономики способствует повышению конкурентоспособности южнокорейских товаров на мировом рынке. Вследствие относительно меньшего, чем в Японии, развития рыночных отношений южнокорейское государство целенаправленно способствовало созданию мощных плацдармов рыночной экономики в лице крупных корпораций, так называемых чеболь, переросших затем в финансово-промышленные группы. И наконец, еще один элемент южнокорейской модели, представляющий несомненный интерес для России, — это оказание государственными органами всесторонней поддержки мелкому и среднему предпринимательству, что способствовало созданию в сжатые сроки среднего класса. В то же время, как показал конец 90-х гг., у южнокорейской и японской моделей с их особенно сильным государственным вмешательствам в рыночный механизм возникает пониженная приспособляемость последнего к мировым финансовым кризисам.
4. Приватизация
Разгосударствление – это совокупность мер по преобразованию государственной собственности, направленных на устранение чрезмерной роли государства в экономике. Разгосударствление означает снятие с государства большинства функций хозяйственного управления, передачу соответствующих полномочий на уровень предприятий, замену вертикальных хозяйственных связей горизонтальными. Разгосударствление не означает, что государство перестает играть важную роль в рыночной экономике. Уменьшаются масштабы государственного предпринимательства, но государство остается структурным элементом смешанной экономики. Приватизация выступает одним из множества способов разгосударствления.
Процесс приватизации имеет длительную историю, еще А. Смит более трех веков назад писал, что продажа земель могла бы принести значительную сумму денег; когда коронные (т.е. государственные) земли станут частными, они будут улучшены.
По мнению ряда экономистов, в любой исторической эпохе акт продажи государственного имущества в частную собственность можно считать приватизацией. Однако современное понимание приватизации складывается лишь в 70 годы 20 века.
Для понимания современной природы процессов приватизации важно учитывать наличие двух типов приватизации. Первый тип приватизации связан со структурной перестройкой экономик стран Запада, вызванной экономическим кризисом конца 70-х годов 20 века, с переоценкой места и роли государственной собственности и государственного предпринимательства в экономике. До этого момента экономика стран Западной Европы и США характеризовалась сильным регулирующим воздействием государства на бизнес, связанным отчасти с устранением последствий второй мировой войны, однако одновременный рост инфляции и безработицы – стагфляция, заставил правительства этих стран пересмотреть свою политику в сторону ослабления роли государства в рыночном механизме. Т.о. значительное число стран Запада в начале 80-х годов осуществили приватизацию, преследуя при этом следующие цели:
увеличение доходов бюджета;
оздоровление государственных финансов;
повышение эффективности экономики;
оживление конкуренции;
демонополизация экономики.
Важно отметить, что успех приватизации в этих странах связан с тем, что преобразования осуществлялись постепенно, в уже сформировавшейся рыночной среде при наличии достаточно эффективного частного сектора.
Второй тип приватизации связывают с 1989 годом и преобразованием отношений собственности в бывших странах социалистического лагеря. Командно-административная экономика была самой огосударствленной и потому самой монополизированной. Становление рынка — это развитие конкуренции, которое осуществляется через демонополизацию путем разгосударствления и приватизации госсобственности. Характерные черты второго типа приватизации заключаются в переходе от административно-командной системы хозяйства к системе, основанной на рыночно-конкурентных принципах; отсутствии либо слабой развитости частного сектора экономики; быстром темпе реформ и отсутствии рыночных институтов способных регулировать приватизационный процесс.
Цели приватизации в переходной экономике:
создание слоя частных собственников и предпринимателей и развитие рыночных институтов;
пополнение средств государственного бюджета;
обеспечение экономической и имущественной самостоятельности субъектов экономики;
повышение эффективности экономики;
После официального провозглашения рыночных преобразований либерализация экономических отношений в постсоциалистических странах осуществлялась путем проведения бесплатной (ваучерной) и денежной приватизации.
Бесплатная приватизация. Основные доводы в её пользу сводятся к следующему: так как при государственной монополии каждый гражданин являлся совладельцем собственности, то его надо превратить из формального в реального собственника наделив его частью государственного имущества. Таким образом должны возникнуть стимулы к производительному труду, к экономии затрат и более рациональному использованию ограниченных ресурсов. Практически реализация связана с наделением всех граждан приватизационными чеками - ваучерами.
Платная приватизация. В этом случае государственная собственность подлежит продаже по различным схемам. Основная идея этого процесса продажа на аукционах за деньги. Предполагается, что предварительно предприятие акционируется, а затем его акции продаются на фондовом рынке. Её сторонники указывают, что только в этом случае появится эффективный собственник. Кроме того, она приводит к увеличению доходной части бюджета.
Бесплатная приватизация была порождена двумя основными обстоятельствами. Во-первых, сугубо идеологическими соображениями. Таким образом, была отдана дань социалистическому менталитету — созданы равные для всех членов общества стартовые условия для вхождения в рыночную экономику, коль скоро национальное богатство было создано совместным трудом нескольких поколений советских людей. Вместе с тем ей не было альтернативы и с точки зрения экономической: бесплатная приватизация носила вынужденный характер вследствие того, что денежный капитал, необходимый для участия в денежной приватизации, по определению не мог быть накоплен в социалистическом обществе. Таковым не обладала даже номенклатура. К тому же ваучерная приватизация открывала прежде всего ей (вместе с трудовым коллективом) наиболее перспективный доступ к присвоению управляемых ею объектов, что позволяло сформировать контрольный пакет акций и без денежного капитала.
И все же вслед за ваучерной приватизацией, с развитием рыночных институтов и отношений проводится денежная приватизация. В ряде стран проблема денежного капитала решалась широким допуском к участию в приватизации иностранного капитала, как, например, в Венгрии. В России этого не случилось. Денежный капитал был накоплен отечественными предпринимателями собственными усилиями и в кратчайшие сроки путем развертывания бурной торгово-посреднической и финансово-спекулятивной деятельности, в обоих случаях приносившей огромные доходы. Необходимо отметить, что первый тип приватизации - в развитых странах Запада осуществлялся практически всегда именно в денежной форме. Однако причина здесь была принципиально иной. Речь шла об оптимизации соотношения форм собственности для повышения эффективности функционирования национальной экономики в целом, что достигалось путем сокращения непомерно разросшегося государственного сектора.
Можно говорить о многообразии подходов к определению термина приватизация:
Процесс продажи имущества госпредприятий частному лицу, сектору или разгосударствление — это узкое понимание приватизации.
Приватизация—по закону РФ «О приватизации государственных и муниципальных предприятий» — это приобретение у государства и муниципальных органов в частную собственность предприятий, цехов, производств, выделенных в самостоятельные предприятия, оборудования, зданий, других материальных активов предприятий, долей (паев, акций) государства и местных органов в капитале АО.
В настоящее время в соответствии с Федеральным законом «О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в РФ» под приватизацией понимается «возмездное отчуждение находящегося в собственности РФ, субъектов РФ или муниципальных образований имущества (объектов приватизации) в собственность физических и юридических лиц».
Остановимся более подробно на российском опыте приватизации.
Этапы приватизации в России:
1. Доваучерная (до 1991 г.) — в форме выкупа арендного имущества.
2. До 1 июля 1994 года — ваучерная приватизация.
3. Денежная.
4. Залоговые аукционы (1997) — государство для покрытия бюджетного дефицита отдает в залог банкам пакеты акций приватизированных предприятий для получения кредита.
Говоря об этапах приватизации, в России следует различать два основных: первый - это этап ваучерной (или точнее массовой приватизации в России, так как процесс приватизации собственности начался раньше, чем появился приватизационный чек - ваучер). Организация приватизационной компании возлагалась на Государственный комитет Российской Федерации по управлению государственным имуществом. Этот этап приватизации предусматривал определенные базовые идеи - упор на бесплатную, льготную приватизацию для трудовых коллективов. На основе соответствующих законодательных актов ваучерный этап приватизации начался в середине 1992 г. и завершилась к июлю 1994 г. Было выпущено и роздано населению 146 млн. безымянных ваучеров, каждый номиналом в 10000 рублей. Вместе с тем, широко распространены были и денежные формы приватизации имущества на начальном этапе - аукционы и конкурсы приватизируемых объектов.
Нельзя обойти и процесс акционирования, как способ приватизации на первом этапе. При этом огромную роль играли созданные в то время инвестиционные фонды, формировавшие первичный рынок ценных бумаг (таких, как акций). С помощью их на сегодняшний день основной преобладающей организационной формой в России стали акционерные предприятия. В процессе акционирования нормальной ситуацией считалось, когда все выпущенные акции предприятия были проданы гражданам. Часть этих акций передавалась безвозмездно или продавалась на льготных условиях членам трудового коллектива. В целом к 1 июня 1993 г. свыше 17 тыс. крупных и средних предприятий и подразделений находились в той или иной стадии акционирования.
В процессе акционирования немаловажную роль играли и чековые аукционы (например, в декабре 1992 г. - июне 1993 г. на чековые аукционы в 72 регионах страны были вынесены в общей сложности акции 2108 российских АО, представляющих практически все основные отрасли экономики и с числом занятых 2,38 млн. человек. Суммарный уставный капитал этих предприятий (номинал акций в старых ценах) составил 104 млрд. рублей, в том числе 22,3 млрд. было предложено на чековые аукционы). Среди основных участников чековых аукционов были трудовые коллективы, мелкие инвесторы, чековые инвестиционные фонды и крупные институциональные и частные инвесторы. При рассмотрении понятия чекового аукциона, нужно уточнить саму суть чека (или ваучера). Приватизационный чек - это государственная ценная бумага на предъявителя, которая использовалась гражданами РФ в качестве средства платежа при приватизации государственного или муниципального имущества, а также при покупке акций (паев) инвестиционных фондов. Положительной стороной приватизационного чека явилось то, что чековая приватизация предопределяла крупные масштабы и высокие темпы процесса - ведь чеки розданы всему населению, а сроки их реализации были ограничены. Тем самым в процесс приватизации было вовлечено большое количество населения и объектами приватизации стало 90% госимущества, чего не знала история денационализации других стран. В этом и заключается специфика приватизации в России на начальном этапе. Так, уже к началу 1994 года, было погашено около половины приватизационных чеков - примерно 90 миллионов.
Главные цели приватизации на начальном этапе в России были определены следующим образом:
формирование широкого слоя частных собственников;
повышение эффективности деятельности предприятий путем их приватизации;
социальная защита населения и развитие объектов социальной инфраструктуры за счет средств от приватизации;
содействие стабилизации российской экономики;
создание конкурентной среды и содействие демонополизации народного хозяйства;
привлечение иностранных инвестиций;
создание условий и организационных структур для расширения масштабов приватизации;
Приватизация проводилась следующим образом:
Продажа акций АО, созданных в процессе приватизации.
Продажа предприятий, не являющихся АО, по коммерческому конкурсу (в т.ч. с ограничением состава участников).
Продажа пакетов акций АО по инвестиционному конкурсу.
Продажа имущества действующих, ликвидированных и ликвидируемых предприятий по конкурсу и на аукционе.
Выкуп имущества, сданного в аренду.
Продажа долей, принадлежащих государству.
Наиболее распространенный способ приватизации в РФ — акционирование, т.к. в России сложилось высококонцентрированное и централизованное производство.
Приватизации подлежали объекты государственной и муниципальной собственности, к числу которых были отнесены следующие: предприятия, цеха и производственные участки, выделенные в самостоятельные предприятия; оборудование, здания, сооружения, лицензии, патенты и др. материальные и нематериальные ценности; доли (паи, акции) государственных и местных органов власти в капитале АО, ТОО, СП, банков и пр. Обязательной приватизации подлежали объекты и предприятия, в наибольшей мере влияющие на формирование и функционирование рыночной инфраструктуры, а также объекты и предприятия с недостаточной эффективностью, сдерживавшие темпы экономического развития страны и формирование рынка.
Класс новых собственников в процессе ваучерной приватизации формировался за счет региональной и отраслевой номенклатуры, директоров государственных предприятий, трудовых коллективов, новых предпринимателей — выходцев из различных слоев населения, сумевших в короткое время накопить денежный капитал. Так называемые олигархи не только обеспечили эффективное функционирование этих предприятий, но и погасили их задолженность по налогам и заработной плате. К числу этих объектов относятся наиболее прибыльные: это НК «Лукойл», НК «Сургутнефтегаз», НК «ЮКОС», НК «Сибнефть», НК «Сиданко», металлургический гигант «Норильский никель», Челябинский металлургический завод (АО «Мечел»), ОАО НЛМК, а также АО «НАФТА-Москва», Новороссийское и Мурманское морские пароходства, Северо-Западное речное пароходство.
Современный этап приватизации в России связывают с корректировкой принципов приватизации, что нашло выражение в следующем:
- отказ от подхода к приватизации преимущественно как средству пополнения доходов государства;
- переход к приватизации по «точечным проектам» с использованием индивидуальных стандартных способов продаж;
- развитие процесса приватизации недвижимости, в том числе — земельных участков под приватизированными предприятиями, что было особенно важно для привлечения инвестиций, осуществления диверсификации производства, роста эффективности.
Государственной программой приватизации в настоящий момент преследуются следующие цели:
- привлечение инвестиций в производство;
- сокращение бюджетных расходов на управление;
- создание условий для развития рынка недвижимости;
- защита прав собственников и акционеров;
- содействие реализации мероприятий по социальной защите населения.