Доктор педагогических наук, профессор А.В. Гаськов
Аспирант И.В. Марковец
Бурятский государственный университет, Улан-Удэ
Для большинства людей слово ушу ассоциируется с китайской гимнастикой, а его синоним кун-фу, чаще употребляемое на западе, - с кинобоевиками Брюса Ли, Джеки Чана. Но эти представления отражают лишь часть гигантской "Системы систем", которая возникла в глубокой древности, совершенствовалась на протяжении тысячелетий и сохранила традиции до наших дней. Различие взглядов на нее не удивительно - ведь только основных их стилей насчитывается несколько тысяч. Ушу (в буквальном переводе "воинские искусства") - это и оздоровительная гимнастика, и спорт, и боевое искусство, и медицина, а в сущности это - путь духовного просветления наука жизни.
Известно, что психический, физический и духовный аспекты существования человека тесно связаны и влияют друг на друга: изменение психического состояния может вызвать изменения на физическом уровне духовного - на психофизическом и т.д. (Бреннан, 1994). Эти взаимосвязи учтены в методиках ушу. Как утверждают древние трактаты, занятия ушу всесторонне воздействует на человека, делают его более совершенным, расширяют его психофизические возможности, а значит, и возможности адаптации к ритму современной жизни. Универсальность системы ушу позволяет начинать занятия практически при любом состоянии здоровья и в любом возрасте.
Занятия ушу в детских оздоровительных группах проводятся инструктором-методистом ЛФК Республиканского врачебно-физ культурного диспансера И.В. Марковцом с 1992 г. В статье приведены результаты исследования физического и психологического состояния детей 7-14 лет, занимающихся в этих группах.
В период с 1995 по 1999 г. на базе школы-сада № 105 г. Улан-Удэ в ходе внедрения физкультурно-оздоровительной программы, одной из важных составляющих который были занятия ушу, изучалось влияние физических упражнений на уровень физического здоровья (УФЗ) и физической подготовленности (УФП) детей 3-10 лет (А.В. Гаськов и др., 2000). Обсуждая результаты проведенной работы, можно констатировать:
1. В целом за указанный период наблюдается устойчивый рост показателей уровня физического здоровья детей - с 8, 4 балла в сентябре 1995 г. до 11, 25 балла в апреле 1998 г. Повысился уровень их физической подготовленности: с 55, 3% в 1995 г. до 77, 5% в 1998 г.
2. Сравнение результатов тестирования УФП детей дополнительно занимавшихся ушу, и детей, занимавшихся только по оздоровительной программе, показало статистически достоверное преимущество первых по 4 из 7 показателей ОФП. В группе ушу ОФП детей улучшилась по подтягиванию , разгибанию рук в упоре лежа, динамометрии и гибкости.
3. Отмечена положительная динамика УФЗ детей, занимавшихся ушу.
Таблица 1. Эффективность оздоровительных мероприятии в августе 2000 г. в лагерях "Солнечный" и "Сибиряк", по данным первичного (I) и вторичного (II) медицинских осмотров (в скобках - количество детей)
Показатели | "Солнечный" | "Сибиряк" | ||||
ушу (37 чел.) | ЛФК (38 чел.) | 37 чел. | ||||
I | II | I | II | I | II | |
УФЗ, % низкий, ниже среднего, средний, выше среднего, высокий |
2, 7(1) 32, 4 (12) 40, 5(15) 24, 3 (9) |
5, 4 (2) 24, 3(9) 35, 1(13) 35, 1(13) |
13(5) 18, 4(7) 31, 6(12) 36, 8(14) |
2, 6(1) 36, 8(14) 39, 4(15) 21(8) |
2, 7(1) 10, 8(4) 51, 3(19) 31, 5(12) 2, 7(1) |
5, 4(2) 24, 3(9) 40, 5 (15) 29, 7 (11) 2, 7(1) |
УФЗ средний по группе, баллы | 13, 8 | 14, 8 | 14, 2 | 13, 7 | 12, 5 | 11, 4 |
Динамика УФЗ, % | +4 | -3 | -9 | |||
Эффективность оздоровления, % | 72, 9 | 31, 5 | 18, 9 |
Таблица 2. Результаты определения УФП и динамика развития ФП детей из лагеря <Солнечный": занимавшихся в группах ушу и ЛФК (август 2000 г.)
Показатели УФП | ЛФК | ушу | ||||
начало сезона | конец сезона | динамика, % | начало сезона | конец сезона | динамика, % | |
Статическая выносливость мышц, с: | ||||||
живота | 17, 4 | 22, 5 | +29 | 41 | 54 | +32 |
спины | 115 | 150 | +30 | 142 | 198 | +39, 5 |
Отжимание | 6 | 9 | +48 | 23 | 32, 5 | +36 |
Прыжок в длину с места, см | 179 | 166 | -8 | 161 | 173 | +0 6 |
В 1999 и 2000 гг. исследования проводились в загородных лагерях во время оздоровительных сезонов (И.В. Марковец и др., 1999; А.В. Гаськов, И.В. Марковец и др., 2000). Результаты сравнения показателей УФЗ в начале и в конце сезона 2000 г. детей из лагеря "Солнечный", занимавшихся ушу и традиционной ЛФК, и детей из лагеря "Сибиряк", которые просто отдыхали, а также показатель выведенной на их основе эффективности оздоровления представлены в табл. 1. Наибольшая эффективность оздоровления - переход детей на более высокий уровень ФЗ - наблюдалась в группе ушу - 27 человек ( 72, 9%) повысили свой УФЗ: в группе ЛФК - 12 детей, а в "Сибиряке" - только 7.
Результаты исследования УФП детей из "Солнечного", приведенные в табл. 2, показали, что задачи, поставленные на санаторный сезон: укрепление мышечного корсета детей, профилактика и реабилитация детей с ортопедическими отклонениями, - наиболее эффективно выполнялись в группе ушу.
Данные психологического тестирования детей, занимающихся в группах ушу, которое проводилось психологом М.П. Базаржаповой в апреле и ноябре 2000 г. по методическим рекомендациям, разработанным в Лаборатории социально-психологических исследований Ленинградского научно-исследова тельского психоневрологического института им. В.М. Бехтерева (Эткинд, 1985), по нашему мнению, свидетельствуют о том, что с увеличением продолжительности занятий в группах ушу:
1. Улучшается нервно-психическое состояние детей: повышается чувство уверенности и оптимизма, энергичность, эмоциональная уравновешен ность, оптимизм в отношении будущего, снижается уровень тревожности.
2. Повышаются эмоциональная удовлетворен ность, эмоциональное приятие отношений с матерью, с братом, в семье, к ушу, к сестре, к настоящему и будущему, к тренеру ушу. У детей, занимающихся ушу более трех лет, наблюдается полное эмоциональное приятие значимых людей и понятий. Это означает, что у этих детей позитивное, радостное восприятие себя и мира.
Все вышеизложенное позволяет сделать вывод об объективном улучшении психофизического состояния детей 7-14 лет в результате занятий ушу на перспективу как физического, так и психоэмоционального совершенствования ребенка.