Рефетека.ру / Физкультура и спорт

Реферат: Профессиональный взгляд тренера на цели, задачи и проблемы современной спортивной медицины

Профессиональный взгляд тренера на цели, задачи и проблемы современной спортивной медицины

В последние годы все ярче выявляется тенденция откровенного недоверия к возможностям спортивной медицины со стороны тренеров. Одновременно спортивные врачи выражают недовольство своей незадейство ванностью в процессе подготовки спортсменов. Однако снижение значимости спортивной медицины в единственной области человеческой деятельности, благодаря которой эта специальность, собственно, и существует, не может не беспокоить. Спортивные врачи должны понимать, что изначальная причина создавшейся ситуации - не в предвзятости и не в менталитете тренеров: она - в неспособности сегодняшней официальной российской спортивной медицины в полном объеме соответствовать своему назначению [16]. Реально спортивная медицина сегодня представлена лишь кое-как существующей спортивной травматологией и врачебным контролем, не отвечающими требованиям даже массового спорта [7, 8, 22, 23], а в элитном спорте - еще и балансирующей "на грани фола" спортивной фармакологией и надуманными "иммунологическими" концепциями [24]. И хотя тренеры пока еще вынуждены обращаться в оставшиеся "в живых" врачебно-физкультурные диспансеры за допуском к соревнованиям, они предпочита ют, когда такой необходимости нет, помощь специалистов самых разнообразных медицинских специальностей, чаще всего не имеющих отношения к спортивной медицине. Это происходит по той причине, что сегодня большинству спортивных врачей нечего противопоставить в своей специальности многочисленным "пришельцам" из других областей медицины. Можно назвать множество причин сложившейся ситуации, но одна из них - фактическое отсутствие позитивных изменений в спортивной медицине за три прошедших десятилетия. И речь здесь идет в первую очередь об эволюции научно-практического подхода к решению реально стоящих перед спортивной медициной задач. При этом сегодня не определена и собственно цель спортивной медицины, а в формулировках ее задач имеются значительные расхождения даже в работах именитых специалистов в названной отрасли медицины [7, 8, 22, 23]. Следует вспомнить и о том, что сегодня в России нет ни одного учреждения (или подразделения в каком бы то ни было учреждении), занимающегося подготовкой спортивных врачей.

Негативную роль в создании сложившейся в спортивной медицине ситуации сыграли и официальные спортивные органы. Существование двух структур (Олимпийского комитета России и Комитета по физической культуре, спорту и туризму России), непонятно в какой мере участвующих в подготовке российских спортсменов, обособленность федераций по видам спорта от той и другой, абсолютное невнимание тренеров и спортивных функционеров к проблемам и любым разработкам в области медико-биологического обеспечения спортсменов - все это привело к тому, что сегодня большинство специалистов по спортивной медицине, потеряв интерес к специальности, перекочевали в медицинскую реабилитацию, а немногие оставшиеся не в состоянии обеспечить элементарную заполненность образовав шейся ниши. Есть замечания и в адрес нынешнего руководства управления медицинского обеспечения Комитета по физической культуре, спорту и туризму, не желающего делать выводы из опыта прошлых лет и продолжающего работать по-старинке. В результате спортивные организации России имеют ту спортивную медицину, которую имеют.

Мы считаем, что только соответствие спортивной медицины современным требованиям (определяемым, кстати, не специалистами по спортивной медицине и не тренерами, а прежде всего уровнем спортивных достижений сегодняшнего дня и запросами современного спорта) дает право говорить о реальной значимости данной медицинской специальности, а значит, и о ее праве на существование. Любое более или менее значимое достижение в спорте - это всегда результат многолетнего труда не только спортсмена, но и большого круга специалистов, своими знаниями обеспечивающих возможность реализации индивидуумом его притязаний в том или ином виде спортивной деятельности. И не последнюю роль в этом должны играть спортивные врачи [20].

Согласно одному из существующих рабочих определений спортивная медицина является отраслью медицинской науки, призванной заниматься проблемами охраны здоровья людей, занимающихся физической культурой и спортом. Но даже элементарный анализ данного определения дает возможность подвергнуть сомнению его состоятельность, поскольку физическая культура и спорт хотя и имеют общие корни, кардинально различаются в стратегических целях и задачах. Если основная цель физической культуры - воспитание здоровой, гармонично развитой личности, то в спорте здоровье - лишь одно из условий достижения высшего спортивного результата. З.Г. Орджоникидзе, С.Е. Павлов (2000) предлагают иное определение специальности "спортивная медицина": современная спортивная медицина - это отдельная специфическая область медицинской науки, основной задачей которой является медико-биологичес кое обеспечение многолетней подготовки высококвали фицированных спортсменов [14]. Принятие данного определения дает основание для выделения спортивной медицины из искусственного по сути "объединения" - "медицинская реабилитация, физиотерапия и спортивная медицина". Более того, в указанном определении обозначена возможность для объединения разрозненных сегодня направлений медико-биологического обеспечения спортсменов под единым флагом спортивной медицины. В этом же случае становится понятной необходимость централизации службы медико-биологического обеспечения спорта и устранения имеющихся межведомственных препон. И только в случае признания именно такого определения специальности "спортивная медицина" появляются возможности для ее теснейшей интеграции со спортивной педагогикой, в необходимости чего уже не первый год пытается убедить и своих коллег, и спортивных педагогов одна из авторитетнейших спортивных врачей нашего времени профессор Н.Д. Граевская.

Медикам следует понять, что спортивная медицина существует исключительно благодаря существованию самого спорта и если она не будет в состоянии удовлетворять его насущные требования, необходимость в такой спортивной медицине отпадет сама собой. Собственно то, что происходит в этой специальности в последние десятилетия (уход ведущих специалистов и целых коллективов в реабилитологию; достигшая апогея межведомственная разобщенность; абсолютная дезинтеграция и разобщенность служб медико-биологического обеспечения спорта и т. д.), не что иное как процесс ее умирания, который невозможно предотвратить полумерами. Поэтому, говоря о реорганизации спортивной медицины, следует подразумевать реорганизацию службы медико-биологического обеспечения спорта в целом. При этом любые реформы должны являться отражением реальных требований спортивной практики, в противном случае они не принесут ожидаемого результата [14, 15, 16].

Каковы же требования, предъявляемые спортивно му врачу его специальностью? В основе специального образования любого врача лежат базовые дисциплины, без которых он не может состояться как врач: анатомия, физиология, биохимия. Однако спортивный врач должен изучить эти дисциплины еще и в разрезе специфики спортивной деятельности человека. Так, спортивный врач обязан знать особенности анатомического строения тела представителей различных видов спорта. При этом программа курса нормальной анатомии медицинских институтов не предусматривает даже поверхностного ознакомления с тонкостями спортивной морфологии. Знание физиологии организма абсолютно необходимо спортивному врачу. Однако ему необходимы не просто знания частной физиологии, преподаваемой сегодня в медицинских и спортивных вузах, но прежде всего знания системной физиологии. Именно в этой области сегодня благодаря теоретическим и практическим работам отдельных советских и российских исследователей [1 - 3, 17 - 19, 21, 27, 28] сделан заметный шаг вперед, хотя апологеты спортивной медицины и физиологии с удивительным упорством цепляются за свои безнадежно устаревшие позиции. С системных позиций совершенно по-другому  выглядят и решаются, например, проблемы восстанов ления и повышения работоспособности спортсмена, как, впрочем, и проблема его подготовки в целом [19]. Более того, именно системный подход дает ключ к пониманию отличия спортивной медицины от других медицинских специальностей: в спорте нормой функционирования человеческого организма является специфическая спортивная деятельность спортсмена в отличие от "обычной" медицины, в которой нормой является обыденное существование человека. Спортивная медицина обязана изучать и наблюдать спортсмена прежде всего в процессе осуществления им этой специфической спортивной деятельности, а спортивный врач вместе с тренером должен готовить его именно к этой деятельности.

Спортивный врач обязан знать особенности течения биохимических процессов в организме спортсмена - без этих знаний трудно ожидать от врача грамотных рекомендаций, в том числе по проблемам восстановления после тренировочных и соревновательных нагрузок. Но следует сказать, что спортивные биохимики, сконцентрировав шись в своих исследованиях на частных проблемах, до настоящего времени не сумели предложить спортивным врачам и педагогам приемлемых принципов построения и проведения комплексных восстановительных мероприятий [20]. Курс биохимии спортивной деятельности для спортивных врачей (равно как и для тренеров) должен отражать не только частные процессы, происходящие в искусственно выделенных для аналитического изучения исследователем клетках и тканях, а раскрывать (на основе представлений об абсолютной, но не линейной взаимосвязи физиологических и биохимических процессов в организме) особенности биохимического функционирования целостных систем организма в процессе выполнения спортсменами их специфической деятельности.

Помимо этого в багаже спортивного врача должны присутствовать знания основ теории и методики спортивной тренировки, спортивной фармакологии, спортивной психологии, гигиены спорта.

Спортивный врач обязан знать основы теории и методики спортивной тренировки. Без знаний в этой области он не может состояться как специалист по спортивной медицине. Однако сегодня при создании этого курса для спортивных врачей следует учитывать многочисленные кардинальные разногласия, возникшие в данном направлении спортивной науки в последние десятилетия [4, 5, 9-11, 17, 19, 25, 26]. Поэтому не исключено, что курс основ теории и методики спортивной тренировки должен быть построен заново при непосредственном участии спортивных педагогов-физиологов новой формации и подаваться врачам и спортивным педагогам прежде всего с физиологических позиций.

Спортивный врач обязан владеть методами современной психодиагностики. Однако следует отметить, что современная психология оторвана от физиологических реалий. В связи с этим нам остается лишь прогнозировать и по мере сил способствовать появлению нового направления науки - психофизиологии спорта.

Спортивная фармакология - одно из важнейших направлений функциональной реабилитации спортсменов. Но это направление никогда не разрабатывалось официальными органами здравоохранения и всегда было прерогативой подведомственных Комитету по физической культуре, спорту и туризму РФ закрытых структур. Сегодня ни в одном из вузов страны не готовят специалистов по спортивной фармакологии, более того, эта дисциплина ни в каком варианте никогда не входила и не входит в программу подготовки специалистов по лечебной физической культуре, врачебному контролю и спортивной медицине.

Исходя из приведенного ранее определения специальности "спортивная медицина", можно попытаться представить основную цель спортивной медицины как медико-биологическую подготовку спортсменов, включающую в том числе охрану их здоровья. С этих позиций мы попытались сделать наброски основных задач, стоящих передспортивной медициной в связи с решением проблем, возникающих в период многолетней подготовки спортсменов:

1. Медико-биологический отбор для занятий тем или иным видом спорта в соответствии с генетически обусловленными возможностями индивидуума и допуск к занятиям спортом и спортивным тренировкам на основании оценки состояния здоровья индивидуума.

2. Контроль за функциональным состоянием спортсмена не только в лабораторных условиях, но и (прежде всего!) в условиях осуществления им избранной спортивной деятельности.

3. Коррекция функциональных состояний спортсмена с применением средств и методов официальной и народной медицины или методов, разработанных на основе методов клинической медицины, - функциональная реабилитация (восстановление) спортсменов после тренировочных и соревновательных нагрузок.

4. Обеспечение роста тренированности (повышение специальной работоспособности) спортсмена с применением средств и методов, разработанных на основе методов клинической медицины.

5. Профилактика травм и заболеваний спортсменов в процессе их специфической деятельности.

6. Лечение травм и заболеваний спортсменов.

7. Реабилитация спортсменов после перенесенных травм и заболеваний.

8. Контроль за легитимностью использования спортсменами фармакологических препаратов и стимулирующих работоспособность средств.

Основываясь на необходимости решения спортивной медициной указанных задач, мы также попытались выделить ее составные части:

1. Врачебный контроль в спорте.

2. Функциональный контроль в спорте.

3. Функциональная реабилитация спортсменов и повышение спортивной работоспособности.

4. Терапия соматических и инфекционных заболеваний спортсменов.

5. Спортивная травматология.

6. Медицинская реабилитация спортсменов.

7. Допинг-контроль.

Врачебный контроль - одна из традиционных составных частей спортивной медицины [7, 8, 22, 23]. Однако до настоящего времени существует тенденция считать, что врачебный контроль и является собственно спортивной медициной. Во многом формированию такого мнения способствовало, с одной стороны, незнание врачами (включая специалистов по врачебному контролю) основ системной физиологии [1- 3, 17, 18, 21, 27, 28], с другой - непонимание ими реальных целей и задач, стоящих перед спортивным врачом. При этом неоправданные амбиции специалистов по врачебному контролю зачастую распространялись на сферы влияния спортивной педагогики, в частности тогда, когда врачи пытались (и пытаются сегодня!) оценивать уровень тренированности спортсмена, основываясь на данных, полученных при проведении неспецифических по отношению к избранной спортивной деятельности тестов [18]. Сегодня следует четко определить функции специалистов по врачебному контролю. Очевидно, это должно быть прежде всего экспертно -медицинское направление работы. При этом следует упомянуть недопустимую ограниченность методологической базы сегодняшнего врачебного контроля и еще раз - физиологически не оправданную амбициозность специалистов в данной области в плане их возможностей в оценке функционального состояния спортсменов.

В основе функционального контроля в спорте должен лежать постулат о невозможности оценки деятельности целостных функциональных систем (функциональных систем поведенческих актов) организма человека на основании данных о работе отдельных компонентов этих систем [1 - 3, 27, 28] и правило об абсолютной "функционально-структурной" специфичности поведенческих актов человека [18, 19, 21]. Принятие этих физиологических законов ставит функциональный контроль в строгие рамки и привязывает его к тренировочной и соревнова тельной деятельности спортсмена. Участвовать в проведении функционального контроля могут и специалисты по врачебному контролю, но функциональный контроль по своему содержанию - в большей степени физиолого -педагогическое, нежели врачебное мероприятие со многими не свойственными врачебному контролю задачами. Вместе с тем претензии физиологов на исключительное право проведения функционального контроля также не могут быть обоснованы, поскольку одна из его задач - выявление пограничных и патологических состояний, которые в ряде случаев могут быть диагностированы только при совершении спортсменом специфической деятельности. Кроме того, именно данные функционального контроля должны служить "материальным" основанием для использования тех или иных средств и методов функциональной реабилитации спортсмена, что должно являться уже сугубо врачебной прерогативой. Таким образом, функциональный контроль (непрерывный, периодический, этапный), осуществляемый прежде всего в "полевых" условиях (условиях, соответствующих тренировочной и соревновательной деятельности спортсмена), - должен стать отдельной составной частью спортивной медицины. Прообразом для построения системы функционального контроля могут послужить комплексные научные группы, некогда работавшие со сборными командами страны. Однако огромным минусом работы комплексных научных групп, фактически сводившим к нулю ее стоимость, было реальное отсутствие единого системного принципа в оценке данных, получаемых чаще всего в абсолютно не связанных между собой исследованиях. Система функционального контроля в спортивной медицине должна строиться только в соответствии с четким пониманием стоящих перед исследовательским коллективом задач и основываться на принципах системности.

Создание специализированной службы функциональной реабилитации спортсменов и повышения их спортивной работоспособности - насущная проблема не только элитного, но и массового спорта [20]. Однако эти проблемы, например, в сборных командах страны, сегодня пытаются решать в основном спортивные фармакологи. Вместе с тем проблема восстановления после тренировочных и соревновательных нагрузок не может решаться исключительно с использованием фармакологических средств: эта проблема требует комплексного решения с применением как средств фармакологии, так и физиотерапии, бальнеотерапии, рефлексотерапии, массажа и проч. При этом следует констатировать, что, несмотря на обилие исследовательских работ в области восстановления и повышения спортивной работоспособности , сегодня отсутствует элементарная теоретическая база для создания системы комплексной функциональной реабилитации спортсменов.

Не секрет, что течение соматических заболеваний у спортсменов имеет свои особенности [7, 8, 22, 23] и это связано прежде всего со специфическим характером их деятельности. Эти особенности должны учитываться при лечении того или иного заболевания, но прежде всего они должны быть изучены. Однако задача изучения особенностей течения соматических заболеваний у спортсменов обуславливает необходимость знания врачом и особенностей нормального функционирования человеческого организма в различных видах спортивной деятельности. Таким образом, мы вновь приходим к необходимости создания общей теории болезни, без которой современная медицина вынуждена заниматься частностями. Следует сказать, что в середине XX века предпринимались попытки создания общей теории болезни, но они были малопродуктивны. А вспомнив о том, что "…для каждой патологической формы существует физиологический образец и что происхождение такой формы всегда может быть сведено на один из предсуществующих уже в организме образовательных процессов" [6], оценив направленность развития современной медицины в основном в сторону изучения частных патологических процессов в организме человека и признав несостоятельность господствующей по сей день "несистемной" теории адаптации [12, 13], следует констатировать неготовность и современной медицины к решению данной задачи. Сделав вывод из вышесказанного, можно обнародовать крамольную мысль о неспособности современных терапевтов (из-за отсутствия реальных знаний о системных особенностях функционирования организма человека вообще и спортсмена в частности) оценивать соматическую патологию у спортсменов и эффективно бороться с нею. Тем не менее сказанное - не эпитафия на надгробной плите терапевтического направления в спортивной медицине. Сказанное означает, что спортивной терапии как одному из направлений спортивной медицины еще только предстоит быть зачатой и родиться.

Спортивная травматология благодаря прежде всего таланту и усилиям З.С. Мироновой - одна из наиболее развитых областей спортивной медицины. Принято считать, что спортивная травматология отличается от обычной травматологии тем, что ее основной задачей является лечение травм, полученных при занятиях спортом. Однако такой подход в определении различий между этими двумя родственными медицинскими специальностями не выдерживает элементарной критики. Мы считаем, что основное отличие спортивной травматологии от обычной заключается в необходимости не просто дать человеку возможность осуществлять двигательные функции после травматизации и лечения, но и обеспечить спортсмену возможность осуществлять специфические двигательные функции в том же объеме, что и до травмы. Более того, последствия травм и лечение не должны препятствовать дальнейшему профессиональному росту спортсмена. Плюс к этому лечение спортивных травм должно осуществляться в кратчайшие сроки.

Следует признать, что в спортивной травматологии на протяжении всей истории ее существования абсолютным приоритетом пользовалось ее хирургическое направление. "Терапевтическое" направление спортивной травматологии, в основе которого лежат методы консервативного лечения травматических повреждений опорно-двигательного аппарата, всегда было вторично, хотя в практике спорта именно эффективное лечение травм, не требующих хирургического вмешательства, всегда было насущной задачей. При этом спортивные травматологи не имеют оснований жаловаться на невнимание к данной проблеме со стороны ученых: разработке методов консервативного лечения повреждений костно-мышечной системы посвящено достаточно много опубликованных работ. Но чаще всего до внедрения большинства разработок (вне зависимости от их "ценности") в практику работы травматолога дело просто не доходит. И проблема здесь не только в пресловутом консерватизме врачей. Скорее причина, с одной стороны, в непрестижности (а следовательно, в размере гонораров врача) консервативных мероприятий в травматологии вообще и спортивной в частности, с другой - в необходимости дополнительных затрат врачом времени и сил на экспертную и внедренческую работу; с третьей - в вынужденности значительных трат времени и сил врачом при проведении собственно консервативных мероприятий по поводу травм опорно-двигательного аппарата.

Медицинская реабилитология - сравнительно молодая в России специальность, "вышедшая" из лечебной физической культуры. Однако сегодня можно говорить лишь о смене названия специальности, поскольку реабилитология сегодня - это и по сути и по содержанию - вчерашняя лечебная физическая культура (ЛФК). И даже попытки некоторых медицинских коллективов внедрить в практику отечественной медицинской реабилитологии отдельные методики из арсенала кинезитерапии (западного аналога ЛФК) ничего коренным образом не меняют в ее содержании. Между тем внутреннее содержание самого термина "медицинская реабилитация" по сути своей более объемно, чем то же содержание терминов "ЛФК" или "кинезитерапия". Медицинская реабилитация должна включать в себя весь спектр средств и методов (в том числе средства и методы фармакологии, ЛФК, кинезитерапии, физиотерапии, бальнеотерапии, рефлексотера пии, массажа и т.д.), используемых сегодня в медицине. Но основная проблема современной медицинской реабилитологии состоит отнюдь не в том, чтобы собрать в рамках одной специальности средства и методы, используемые в различных областях медицины. Сегодня для медицинской реабилитологии более важно получить физиологические обоснования и выработать физиологически оправданную концепцию эффективного проведения комплексных реабилитационных процедур. Вместе с тем очевидно, что ведущие специалисты в области медицинской реабилитологии не осознают важности этой проблемы - об этом свидетельствует и тот факт, что ни в одном из многочисленных учебников или практических руководств по данной специальности нет и намека на попытку физиологического обоснования применения в клинике даже отдельных средств и методов реабилитации. К слову, еще П.К. Анохин (1968) писал о том, что медицинская реабилитология никаким образом не учитывает законов системной физиологии.

Очевидно, медицинская реабилитация спортсменов как часть спортивной медицины должна иметь свои специфические отличия от обычной медицинской реабилитации в связи со специфическими же целями и задачами спортивной медицины в целом. Но эти отличия становятся ясными только в случае принятия реабилитологами (и прежде всего ведущими специалис тами в медицинской реабилитологии, определяющими общую политику в своей специальности) истинно системных позиций в физиологии и медицине. Сегодняшние реабилитологи не владеют системными физиологическими знаниями, а потому сегодня нет оснований ожидать создания эффективно работающего медицинского реабилитационного направления в спортивной медицине.

Настоящей публикацией мы не претендуем на роль носителей истины в последней инстанции. Мы также понимаем невозможность в журнальной публикации рассмотрения всех проблем, связанных с организацией медико-биологического обеспечения подготовки спортсменов. Однако мы надеемся, что изложенное не останется без внимания тех, кто реально заинтересован в будущем отечественного спорта, а следовательно и отечественной спортивной медицины. И должен быть показательным тот факт, что попытка разобраться с проблемами спортивной медицины предпринята именно спортивными педагогами.

Список литературы

1. Анохин П.К. Биология и нейрофизиология условного рефлекса. - М.: Медицина, 1968. - 546 с.

2. Анохин П.К. Теория функциональной системы//Успехи физиол. наук, 1970, т.1, №1, с. 19-54.

3. Анохин П.К. Узловые вопросы теории функциональной системы. - М.: Наука, 1980. - 197 с.

4. Верхошанский Ю.В. На пути к научной теории и методологии спортивной тренировки //Теор. и практ. физ. культ. 1998, № 2, с. 21-42.

5. Верхошанский Ю.В. Горизонты научной теории и методологии спортивной тренировки //Теор. и практ. физ. культ. 1998, № 7, с. 41-54.

6. Вирхов Р. Патология, основанная на теории ячеек (целлулярная патология), в применении к микроскопической анатомии нормальных и ненормальных тканей. М., 1859. - 472 с.

7. Детская спортивная медицина. Под ред. С.Б. Тихвинского, С.В. Хрущева. - М.: Медицина, 1980. - 440 с.

8. Детская спортивная медицина / Под ред. С.Б. Тихвинского, С.В. Хрущева. - Руководство для врачей. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Медицина, 1991. - 560 с.

9. Матвеев Л.П. Общая теория спорта. - М.: Воениздат. 1997. - 304 с.

10. Матвеев Л.П. К дискуссии о теории спортивной тренировки // Теор. и практ. физ. культ. 1998, № 7, с. 55-61.

11. Матвеев Л.П. Категории "развитие", "адаптация" и "воспитание" в теории физической культуры и спорта (давние, но не стареющие и новые идеи) // Теор. и практ. физ. культ. 1999, № 1, с. 2-11.

12. Меерсон Ф.З. Общий механизм адаптации и профилактики. - М.: Наука, 1973. - 360 с.

13. Меерсон Ф.З. Адаптация, стресс и профилактика. - М.: Наука, 1981. - 278 с.

14. Орджоникидзе З.Г., Павлов С.Е. Актуальные задачи реорганизации спортивно-медицинской службы // В сб.: "Спортивно-медицинская наука и практика на пороге XXI века". М., 2000, с. 121.

15. Орджоникидзе З., Павлов С., Чистова Н., Кузнецова Т. К построению концепции реорганизации службы медико-биологического обеспечения спорта // В сб. тезисов докладов V Международного научного конгресса "Олимпийский спорт и спорт для всех", Беларусь, Минск, 5-7 июня 2001 г., с. 166.

16. Павлов С.Е. Современная спортивная медицина / Вестник спортивной медицины, 1999, №3 (24), с. 46.

17. Павлов С.Е. Основы теории адаптации и спортивная тренировка.//Теор. и практ. физ. культ., 1991, № 1, с. 12-17.

18. Павлов С.Е. Адаптация. - М.: Паруса, 2000. - 282 с.

19. Павлов С.Е., Кузнецова Т.Н., Афонякин И.В. Современная теория адаптации и опыт использования ее основных положений в подготовке пловцов //Теор. и практ. физ. культ., 2001, № 2, с. 32-37.

20. Павлов С.Е., Орджоникидзе З.Г., Чистова Н.А. и др.Спортивная медицина - проблема образования// Матер. научно-практ. конф. "Актуальные проблемы дополнительного профессионального образования в сфере физической культуры, спорта и туризма", ч. I. - М.: РГАФК-ИППК, 2001, с. 88-92.

21. Павлов С., Кузнецова Т. Основные проблемы современной спортивной физиологии //В сб. тез. докл. V Международного научного конгресса "Олимпийский спорт и спорт для всех", Беларусь, Минск, 5-7 июня 2001 г., с. 452.

22. Спортивная медицина (Руководство для врачей) / Под ред. А.В. Чоговадзе, Л.А. Бутченко. - М.: Медицина, 1984. - 384 с.

23. Спортивная медицина: Учеб. для ин-тов физ. культ. / Под ред. В.Л. Карпмана. - М.: ФиС, 1987. - 304 с.

24. Суздальницкий Р.С., Левандо В.А., Першин Б.Б. и др. Временный иммунодефицит, вызванный чрезмерно большими физическими и эмоциональными нагрузками // Всероссийскому НИИ физической культуры и спорта - 60 лет: сб. науч. тр. М.,1993, с. 356-364.

25. Суслов Ф.П., Филин В.П. Действительный или мнимый кризис современной теории спорта //Теор. и практ. физ. культ. 1998, № 6, с. 50-53.

26. Суслов Ф.П., Шепель В.П. Структура годичного соревновательно-тренировочного цикла подготовки: реальность и иллюзии //Теор. и практ. физ. культ. 1999, № 9, с. 57-61.

27. Шидловский В.А. Мультивариантная адаптивная регуляция вегетативных функций / Вопросы кибернетики, вып. 37. M., 1978.

28. Шидловский В.А. Современные теоретические представления о гомеостазе. - В кн.: Итоги науки и техники. Сер. Физиология человека и животных. М., 1982, т. 25, с. 3 -18.

29. А. Н. Блеер, директор ИППК РГАФК, кандидат педагогических наук, профессор.Н. А. Чистова, заместитель директора ИППК РГАФК, кандидат педагогических наук.Т. Н. Кузнецова, кандидат педагогических наук.С. Е. Павлов, кандидат медицинских наук. Профессиональный взгляд тренера на цели, задачи и проблемы современной спортивной медицины


Похожие работы:

  1. • Спортивная тренированность: парадоксы диагностики
  2. • История спортивной медицины
  3. • Актуальные проблемы детской спортивной медицины
  4. • История развития лечебной физической культуры и спортивной ...
  5. • Повышение профессионализма тренера как один из ...
  6. • Цель, задачи и принципы спортивной тренировки легкоатлета
  7. •  ... в подготовке специалистов-тренеров на выпускающих ...
  8. • Формы психологического воздействия тренера на спортсменов
  9. • Особенности деятельности тренеров
  10. • Психологические особенности личности тренера
  11. • О социальном статусе тренера в спортивных видах единоборств
  12. • Как стать бизнес-тренером: ценности, мотивация, навыки
  13. • Медицина Китая
  14. • Роль тренера в підготовці спортсмена
  15. • Вариативность тактики проведения спортивно ...
  16. • Психологическое поведение спортсменов
  17. •  ... факторах в современной спортивной тренировке
  18. •  ... тактико-технической подготовки тренеров по борьбе
  19. • Причины неэффективного руководства спортивной командой
Рефетека ру refoteka@gmail.com