Рефетека.ру / История

Реферат: Стоянки Древнего Казахстана

Министерство образования и науки Республики Казахстан

Карагандинская Государственная Медицинская Академия

Медицинский колледж


РЕФЕРАТ

По дисциплине: «История Казахстана»

На тему: Стоянки Древнего Казахстана


Выполнила:

студентка группы 203 КЛД

Клинг Т.


Караганда 2008

Содержание


Введение

1. Древнейший каменный век (палеолит)

2. Мезолит. Х- VII тыс. лет до н. э.

3. Неолит (новый каменный век)

4. Сако - Сарматская Эпоха в Казахстане

5. Хунну, усуни и кангюи

Список литературы


Введение


Обширные пространства Казахстана в далеком прошлом представляли собой пустыню, полупустыню и степи. Это своеобразие природной среды стало одной из важнейших предпосылок обитания человека в Казахстане. Северные районы стали ареалом обитания жаркого времени, а горные области - зонами обитания при экстремальных, кризисных палеогеографических ситуациях.


палеолит мезолитический неолит сако-сарматский

1. Древнейший каменный век (палеолит)


На территории Казахстана эта эпоха имеет свои памятники материальной культуры. Кремневые орудия древнего человека найдены у поселка Конырдек и на стоянках Борыказган и Танирказган на склонах хребта Каратау. В центральном Казахстане известна стоянка Кудай-коль на северо-восточной окраине Сары-Арки. Интерес ученых вызвали стоянки Шаман-Айбат и Обалысай в регионе Жезказгана. Палеолитические стоянки были раскопаны в Северном Прибалхашье в районе мелкосопочника Сегизбугу. Особый интерес вызвали палеолитические памятники Западного Казахстана Шахбагата, Онежек расположенные у залива Сарыташ.

Поздний палеолит уже имел большое количество стоянок первобытного человека. Начало позднего палеолита охватывает время от 35-40 до 10 тыс. лет до н.э. Наиболее древние интересные стоянки известны в Восточном Казахстане - стоянки Канай, Свинчатка, Пещера, Ново-Никольское, и Шульбинка, в Прииртышье и бассейне реки Иртыш. Наиболее полный материал по истории древнего населения Казахстана дали находки в районе хребта Каратау, на Иртыше, в районе р.Сарысу и северного Прибалхашья. Интересно заметить, что именно в этот период проявляется начало духовной жизни людей. Появляется религия.


2. Мезолит. Х- VII тыс. лет до н.э.


К настоящему времени известно уже около двух десятков стоянок мезолитического типа на всей территории Казахстана Особенностью этого периода надо считать большую подвижность людей и распространение более сложных орудий труда.


3. Неолит (новый каменный век)


VII тыс. лет - IV тыс. лет до н. э. Зта эпоха характерна разнообразием и многоуровненностью материальной и духовной культуры. Стали изготовляться каменные топоры, мотыги зернотерки, ступки. Из нефрита, яшмы, серпентинита и других пород камня делались украшения - браслеты, подвески. Наиболее важной чертой неолита стало зарождение скотоводства и земледелия. В древнем Казахстане возникают зачатки горного дела; получают развитие гончарство, ткачество. Коренные изменения в жизни древнего человека получили название "неолитической революции". Одним из важнейших ее компонентов было приручение лошади. Ученые установили, что в период неолита распространяются тесные контакты людей древнего Казахстана с Приуральем и Западной Сибирью. В более позднее время в эпоху энеолита прогрессивным шагом оказалось изобретение медных орудий труда. Огромное количество остатков животных костей свидетельствовало о ярко выраженном скотоводческом хозяйстве периода энеолита. Появляется новая культура кочевников. Ко II тыс. до н. э. Коренные изменения в жизни древних людей Казахстана приводят к широкому распространению бронзовых изделий. В начале II тыс. до н. э. у степных племен Поволжья, Приуралья, Казахстана и Алтая формируется коллективное скотоводческо -земледельческое хозяйство. С этого времени в хозяйстве населения степной Евразии все большее место занимает скотоводство, а с конца II - I тыс. до н. э. большинство населения степных районов переходит к кочевому скотоводству. Изменения стали происходить и в природно-климатических условиях, наступил более засушливый период в степной зоне. В эпоху бронзы появляется так называемая "андроновская культура", получившая свое название по с.Андроново близ Ачинска. Андроновцы вели оседлый образ жизни, у них получили распространение металлические орудия, однако главной особенностью всей культуры стал необычный обряд захоронения. Погребения создавались в виде каменных оград или заменялись курганными насыпями. Умерших либо сжигали, либо хоронили особенным образом - на боку в скрюченном состоянии.

В древнюю эпоху в Казахстане важнейшим проявлением культуры, становлением самобытного и особого социально-политического устройства автохтонного населения становится кочевничество. Появление кочевничества на территории Казахстана сокрыто во времени, но уже то, что находки костей домашних животных относятся к энеолиту и бронзе, свидетельствует об особом складе людей, населявших степи Евразии. После оседлой андроновской культуры "внезапно" на степных просторах Евразии появляется кочевничество, которое было обусловлено с одной стороны природными климатическими изменениями (начало засушливого периода), а с другой -природно-психическим складом людей аридной зоны. Антропологический тип кочевников соблюдал преемственность андроновской культуры. Огромный научный и познавательный интерес вызывает открытие в 1980 году стоянки Ботай, что находится у села Никольское в бывшей Кокчетавской области. Она датируется концом 4-3-го тысячелетия до н.э. В Ботае найдены огромные скопления костей лошадей. До открытия Ботая, не были известны памятники раннего времени с таким массовым содержанием костных останков одного вида животных. Кроме костей лошади обнаружены единичные останки костей зайцев, сурка, бобра, волка, лисицы, медведя, кабана, косули, лося, джейрана, сайги, бизона, тура и туроподобных животных. Эти находки формируют наше представление о скотоводческом хозяйстве кочевников в ту далекую эпоху, о значении промыслово-охотнического занятия древних насельников степей Казахстана. Открытия ученых-археологов В.Ф. Зайберта, Л.А. Макарова, Х.А. Алпысбаева и их сподвижников создают целостную картину жизни древних кочевников Казахстана, а интерпретации этих находок позволяют в достаточной мере раскрыть духовный мир особого кочевого склада людей населявших Казахстан.

В 90-е годы ХХ-го века казахстанский археолог д.и.н. Ж.К. Таймагамбетов расширил временные рамки палеолита до 400 тыс. лет до н.э. Будучи учеником академика Окладникова, Ж.К. Таймагамбетов на основе солидных методических приемов по-новому взглянул на древнейшую историю Казахстана, а традиционная датировка "дотягивала" до 50 тыс. лет.

Они пришли - каждое племя в свое время. Они пришли как завоеватели или как беглецы, с мечем или с миром, но ты приняла их всех, Мать Степь. Ты приняла их в семью, и учила тому, что знаешь лучше других - свободе. Ты всех вместила в своем доме, ведь в твоем доме нет стен. Но дух странствий живет в твоих просторах, и многие твои дети рвутся как стремительные птицы - туда за плоский горизонт к новым просторам. У кочевников нет дома, они живут там, где "присутствуют". Но у кочевников есть Родина - Великая Степь...


4. Сако - Сарматская Эпоха в Казахстане


В первом тыс. до н.э. огромные пространства Северной Индии, Афганистана, Средней Азии и Казахстана заселяли многочисленные племена под общим названием - саки. Античные авторы называли их азиатскими скифами. Сакские племена были современниками скифов и савроматов (сарматов), древних персов игреков. Некоторые достоверные сведения свидетельствуют о трех группах саков -саки - хаумаварга (саки, варящие напиток хаума), саки - тигрохауда ( саки, носящие остроконечные шапки), саки - тиайпарадрайя ( саки, которые за морем). На территории Средней Азии и Казахстана, а точнее, вблизи нынешнего Ташкента, Северной Киргизии и Юга Казахстана обитали саки - тигрохауда, кроме этих территорий, в среду их обитания входили Южное Приуралье и Горный Алтай. Ученые очень хорошо знакомы с материальной культурой всех этих сакских племен. Широко известны замечательные открытия материальной культуры саков в Пазырыкских курганах, Чиликтинских (Восточный Казахстан), Бесшатырских и Иссыкских курганах ( юго - восток Казахстана). Находки, найденные при раскопках этих курганов, свидетельствуют о высокой художественном и духовной культуре предков народов Центральной Азии. Древнейший памятник персидской культуры "Авеста", которая положила начало древнейшей религии -зороастризма, в наибольшей и древнейшей своей части - "гатах", по - видимому, создавался в среде пастушеско- земледельческих племен Средней Азии и прилегающих районов Казахстана. Единственным письменным памятником о саках -тигрохауда стала знаменитая Бехистунская надпись царя персов - Дария (первый законодательный памятник древних персов). По этой надписи Дарий взял в плен вождя саков Скунха (VI век до н.э.) В ту же эпоху, по свидетельству Геродота, к Востоку от Каспийского моря обитали массагеты, одно из ответвлений сакского союза племен. Они объединяли племена дербиков, абиев, апосиаков (древнегреческая транскрипция). Севернее мас-сагетов жили дай. Начиная с III века до н.э. согласно Страбону "большинство скифов, начиная от Каспийского моря, называются да-ями". В это же время древнегреческие источники фиксируют союз племен по общим названием "сав-роматы". Часть из них под именем аорсов происходит из южного Приуралья и северо - западных областей Казахстана. В творениях Геродота указываются также племена будинов, фиссагетов, кирков, агриппеев. К востоку от агриппеев расселялись племена исседонов, а выше них жили племена аримаспов, и "стерегущих золото грифов". Места их обитания связаны с северо-востоком Казахстана. Таким образом, на территории Казахстана в VII - IV вв. до н.э. обитали на юге - саки-тигрохауда, они же массагеты и дай, на западе - савроматы (протоаорсы), в центральных районах - исседоны, на северо - востоке - аримаспы, и все они были родственны между собой и входили в союзы сакских и сарматских племен.

В ту далекую эпоху складывались и очень тесные контакты между сакскими племенами и соседними народами. В VIII - VII вв. до н.э. племена, населявшие Казахстан и Среднюю Азию были тесно связаны с цивилизациями Древнего Мира -Ассирией и Мидией, с середины VI в. до н.э. начались тесные контакты с Персией. Так создавалась в это время знаменитая легенда о царице Томирис. Персидский царь Кир решил завоевать саков и массагетов, этот поход персов потерпел полную неудачу, его войска были разгромлены, а сам великий завоеватель погиб. Именно тогда, после блестяще одержанной победы, царица Томирис приказала наполнить кровью кожаный мешок, и опустив в него голову Кира, сказала: "Ты жаждал крови, пей же ее!". И эта легенда описана "отцом истории" Геродотом. При преемнике Кира, Дарие первом, саки все же были покорены, но личные качества воинов - саков были так значительны, что они попали в личную гвардию царя, в так называемые "десять тысяч бессмертных". Еще один поход предпринял Дарий первый против массагетов, и вновь, как и Кир потерпел сокрушительное поражение. Из этого похода Персидский царь узнал и о Шираке. Ширак, в 518 г до н.э., порезав свое тело ножом, перебежал к персам, и представил себя обиженным вождем, персы, поверив ему, выслали вместе с ним большой отряд своих воинов, а Ширак, окольными путями завел это войско в пустыню, и оно полностью погибло.

После персов на земли саков вступили войска Александра Македонского, в борьбе против знаменитого полководца проявил себя один из сакских вождей по имени Спитомен. Три года саки под руководством Спитомена в тылу отборных войск Македонского оказывали самое ожесточенное сопротивление, и только подкуп некоторых вождей саков позволил подавить восстание, но саки, жившие за Сырдарьей, сохранили свою независимость. Однако воинские подвиги саков составляют только одну из страниц их богатой истории. Самым значительным вкладом саков в мировую историю стало их культурное наследие. Внимание археологов издавна привлекали так называемые "царские курганы" - огромные насыпи, диаметром до 150 метров, а высотой до 18 метров. Многие из них были разграблены в давние времена. "Царские курганы", по определению А.Н. Бернштама принадлежат "царским сакам и усуням". Топография этих курганов свидетельствует о стройной системе религиозных и космогонических представлений саков. При раскопках в этих курганах находили оружие, предметы домашнего обихода и всевозможные украшения. Самым значительным достоянием науки стал раскопанный "Иссыкский курган", в котором было обнаружено захоронение Золотого человека. Это открытие позволила досконально изучить и определить духовную жизнь саков Казахстана. Все золотые изделия свидетельствуют о превалировании в искусстве саков "звериного стиля", который стал достоянием мировой культуры в изделиях из золота всемирно известных скифских курганов.

Изобразительные элементы и сам костюм, по мнению ряда ученых, воспроизводят троичную модель космоса, что сопоставимо с элементами природы, воплощенными в орнамент. Троичность заключалась в царстве низа, воды - подземного мира; середина - в царстве земли, верх - с царством неба. Конический головной убор схематизирует космос - царство неба, кольцевое строение представляет собой тетраэдерную модель мира - царство земли. Иначе говоря, головной убор Золотого человека - это мир творения неба и земли. Таким образом, жизнь саков - это уже сложный общественно - политический организм со многими элементами развитой культуры, что послужило историкам основанием заявить о сакской государственности на территории Казахстана.

Это пространство живой истории, она знает радость и страдание... Это место, где происходили события, и лишь человек делит их на большие и малые... Эта земля в центре Азии - дом для многих людей, колыбель бесчисленных родов несущих в себе неспокойную кровь кочевников...


5. Хунну, усуни и кангюи


В первом тысячелетии до н.э. обширные пространства Центральной Азии от Ордоса до Прикаспия населяли различные по своему происхождению и этническому составу племена. Первыми по времени создали свои объединения хунну (сюнну), это название появилось в источниках китайцев в конце III в до н.э.. Хунну распространили свое влияние от берегов Тихого океана до Алтая и Семиречья, а позднее и дальше на запад. В 206 г. до н.э. во главе этих племен становится Модэ Шань Юй, который разгромил китайцев. Через несколько лет, около 201 г. до н.э. войска Хунну продвинулись на запад, вплоть до Илийс-кий долины.

В 177 г. до н.э Модэ и его полководцы покорили несколько племен Юечжи. Источники так пишут об этом: "Милостью неба воины были здоровы, а кони в силе; они уничтожили и усмирили юедий". Начиная с этого времени, хунну установили свою власть, по - видимому, на всей территории от Тихого океана до Прикаспия.

По одной версии усуни - это ассионы, известные по истории Древней и Средней Азии, а по другой - это те же самые Юечжи.

Многие памятники усуньской культуры указывают на заимствования из сакского стиля, особенно при изображении лошадей. Как показывают китайские источники хунну и усуни были кочевниками, где большую роль играло скотоводство. Об этом писал Сыма Цянь: "начиная с владетелей, все питаются мясом домашнего скота, одеваются его кожами, прикрываются шерстяными и меховыми одеялами". Основой всех войск кочевых объединений была конница, а важнейшим оружием были - лук и стрелы. Длина лука была 70 - 80 см, стрелы имели железный трехреберный наконечник. Хунну делились на 24 рода, во главе которых были старейшины, примерно также делились и усуни. Верховный владетель хунну назывался шаньюй, у усуней гуньмо. Государство Усунь имело свою столицу - Чигу. На территории Казахстана материальная культура усуней прослежена в долинах Чу и Кегень. Жилища усуней делались из сырого кирпича и из из камня. 4-5 семейных домов составляли поселок. Высокоразвитым ремеслом было гончарное. Ювелирное искусство усуней очень хорошо характеризуют золотые изделия из Каргалинского ущелья вблизи г. Алматы. Среди находок - два перстня со скульптурами двугорбых верблюдов, десять фигурок горных козлов и другие изделия, среди них особенно выделяется ляется Каргалинская диадема. Это длинная золотая полоса, внутри которой которой имеются изображения зверей, птиц, людей, длина диадемы 35 см, а ширина 4.7 см. Генетически эти изделия созданы в зверином стиле".

Высокое проявление духовности у древних усуни наглядно и одновременно очень загадочно раскрывает курильница, найденная в окрестностях г.Алматы в 1993 году. Вместе с ней были обнаружены два человеческих скелета и множество остатков керамических изделий. Курильница - это круглое блюдо, закрепленное на усеченно-конической подставке. Сама подставка расширяется книзу. В середине блюда находится скульптурная композиция из пяти фигур животных и представляет сцену терзания горного козла двумя волками и двумя птицами. Они окружены вереницей из шестнадцати фигур хищников, похожих на кошачьих, высота всего изделия 22,5 см, диаметр 35 см. Что можно определить по этой композиции? В среде кочевников известен культ волка и он ассоциируется с темным миром, с миром погребения, с миром отходящим в небытие; в то же время у скифов и саков волк выступает как представитель царского рода, известны древние легенды о происхождении тюркских народов от волков и волкоподобных. Птицы (по всей видимости вороны) как бы являются медиаторами между хищниками и травоядными животными и как правило образ ворона связан со смертью, войной, поглощением жизни. Фигурки горных козлов воплощают верхний, светлый мир. Вся композиция отражает вековечную борьбу двух миров в настоящем, а кроме того являют возможные отражения древних воинских культов. И, действительно, один из китайских источников передает: "Гуньмо (властитель усуней - ред.) был новорожденный. Наставник бежал с ним, (затем) положил в траву и пошел искать пищу. Когда вернулся, то увидел, что волчица кормит его (ребенка) молоком, ворон, держа в клюве мясо, летает около него; поэтому счел ребенка духом и взяв его, вернулся к сюнну (хунну - ред.)- Шаньюй (царь хун-ну - ред.) воспитал (ребенка). Когда ребенок вырос и возмужал, Шаньюй дал Гуньмо народ его отца, велел начальствовать над войсками. Неоднократно Гуньмо совершал воинские подвиги." Великое переселение народов во второй половине второго века до н.э. оказало значительное воздействие на государственные объединения в Казахстане, среди которых выделяется государство Кангюй. Территория его охватывала Южный Казахстан и бассейны рек Сырдарьи, Жанадарьи, Кувандарьи и часть юго- западного Семиречья. Государство кангюев было очень сильным вооруженным объединением. Они могла выставить до 120 тысяч конницы. По свидетельству китайского источника "кангю... горд, дерзок и никак не соглашается делать поклонения перед нашими посланцами." В 47 - 46 годах до н.э. Кангюйский правитель поддержал северо - хуннского шаньюя Чжичжи в борьбе с государством Усунь. В переплетении взаимных претензий и вражды Чжичжи был изгнан из ставки Кангюйского правителя и ушел на Талас, где начал строить город. Китайцы сожгли город Чжичжи, а он сам был пленен, и вместе с ним 1518 его поданных. В этих событиях китайскими союзниками были кангюй: Государство кангюев представляло собой общественно - политическое объединение, где вместе со скотоводством получила распространение земледельческая культура, а многие поселения становились центрами ремесла и торговли. Включенность населения кангюев в международную торговлю подтверждают находки вещей, изготовленных в удаленных ремесленных центрах. Имеющиеся материалы свидетельствуют, что население кангюя, как горожане, так и скотоводы - кочевники были вовлечены посредством Великого Шелкового Пути в систему международной торговли. Генетически и по социально - экономическому строю Кангюй очень тесно связаны с усунями и саками. Страна кангюй большей части располагавшаяся по берегам Сырдарьи и ее ответвлений Куандарьи и Инкардарьи называлась страной "Массагетов болот и островов". Среди множества городов известен легендарный комплекс Жеты-Асар, состоящий из двадцати городов на Куандарье. Самым большим из них был Алтын-Асар, по легенде внутри этого города было так много золота, что его вывозили караванами двенадцать лет подряд по указанию персидского царя Хосрова, захватившего город.

Это одна из параллелей древней истории Казахстана, где попеременно проходили государства сюнну, усуни и кангюй. Древняя история Казахстана имела свое продолжение в период средневековья и Нового времени. Может быть, за тысячи лет мы узнали многое, но не стали мудрее. Может быть, мы никогда не преодолеем своих границ, ведь когда нам кажется, что мы подходим к самой разгадке тайны - она ускользает....Но нам уже не остановиться - мы такие же кочевники, как и те, кого эта земля научила странствовать и нам никогда не даст покоя тонкая линия горизонта...


Список литературы


История Казахской ССР (с древнейших времён до наших дней). В пяти томах. Том III. Алма-Ата, «Наука» КасССР, 1979

Козыбаев М.К., Козыбаев И.М. История Казахстана. Учебник для учащихся 10 класса. – 3-е изд., дополненное. Алматы: Атамура, 1997

История Казахстана с древнейших времён до наших дней (очерк), изд. «Дәуір», Алматы, 1993

Кляшторный С., Султанов Т. Казахстан. Летопись трех тысячелетий. Алма-Ата, 1992.

Гумилев Л.Н. Древние тюрки. Алма-Ата, Наука, 1993.

Абдакимов А. История Казахстана. Учеб. пособие. Алма-Ата, 1994.

Рефетека ру refoteka@gmail.com