НОУ НИ "Высшая школа управления"
Курсовая работа
"Высшие органы государственной власти и управления в 1960-х – 1980-х годах"
студентки 1 курса
группы СО08
Гребенниковой Кристины Владимировны
Москва 2008
Оглавление
Введение
1. Общая характеристика системы Советов народных депутатов СССР
2. Верховный Совет СССР: компетенция, структура и порядок функционирования
2.1 Основы функционирования Президиума Верховного Совета СССР
3. Состав, функции и порядок работы Совета министров СССР
4. Высшие органы государственной власти и управления союзной республики и автономной республики, их взаимоотношения с органами власти СССР
Заключение
Список литературы
Введение
государственный власть верховный совет
Во второй половине 1960-х годов основной тенденцией политического развития Советского государства стало усиление роли партийной и государственной бюрократии, создание условий для образования нового правящего класса. Во времена сталинских репрессий состав правящей политической элиты был нестабилен: на смену репрессированным кадрам выдвигались новые, которые впоследствии также были репрессированы. В хрущевский период репрессии прекратились, но в ходе постоянных реорганизаций и управленческих экспериментов шла постоянная ротация руководящих кадров. Поэтому новое руководство КПСС, пришедшее к власти в середине 1960-х годов, создало стабильный слой партийно-государственных чиновников.
Важнейшей составляющей нового политического курса стала концепция "развитого социализма", заменившая концепцию развернутого строительства коммунизма. В 1966 году была опубликована статья Ф.М. Бурлацкого "О строительстве развитого социалистического общества"; в 1967 году по случаю 50-летия Октябрьской революции Л.И. Брежнев объявил, что в СССР построено развитое социалистическое общество. Официально этот вывод был закреплен решениями XXIV съезда партии в марте – апреле 1971 года. Эта концепция позволяла, с одной стороны, констатировать "большие успехи", достигнутые страной под руководством партии, а с другой – снять какую-либо определенность в достижении конкретных целей повышения благосостояния народа, демократизации общества, перехода к общественному самоуправлению. Концепция "развитого социализма", объявив существовавший в стране порядок высшим достижением социального прогресса, по существу создавала теоретическую базу для увековечивания и апологетики тоталитарной системы.
Именно на укрепление власти партийной номенклатуры было направлено и принятие в 1977 году новой Конституции СССР и конституций союзных республик в 1978 году. Конституция закрепила монопольное положение КПСС в политической системе, определив Коммунистическую партию как руководящую и направляющую силу общества, ядро его политической системы. В поддержку официально провозглашенного курса политического развития, в Конституции в особую главу была выделена проблема прав и свобод человека, их список был значительно расширен, но с различными оговорками, к тому же механизм их реализации отсутствовал. В отношении государственного механизма Конституция закрепила принцип демократического централизма органов власти, что означало их выборность на всех уровнях, подотчетность народу, их вертикальную соподчиненность, подконтрольность нижестоящих органов вышестоящим. Конституция СССР 1977 года окончательно оформила консервативный курс брежневской внутренней и внешней политики, узаконила жесткий идеологический контроль партии над обществом, законсервировала взрывоопасные противоречия в национальном вопросе, а также законодательно оформила строгую иерархическую советскую систему органов государственной власти, которая подробно рассмотрена в следующих главах работы.
1.Общая характеристика системы Советов народных депутатов ССР
Единую систему органов государственной власти в 1960-х – 1980-х годах составляли Советы народных депутатов: Верховный Совет СССР, Верховные Советы союзных республик, Верховные Советы автономных республик, краевые, областные Советы народных депутатов, Советы народных депутатов автономных областей и автономных округов, районные, городские, районные в городах, поселковые и сельские Советы народных депутатов.
Советы народных депутатов работали в сессионном порядке, т.е. важнейшие вопросы, отнесенные к их ведению, обсуждались и решались во время сессии соответствующего Совета народных депутатов. Для эффективного функционирования Советы народных депутатов создавали ряд подотчетных им исполнительных и распорядительных органов, а также избирали постоянные комиссии.
В работе Советов народных депутатов сочетался государственный и общественный контроль общественной жизни путем создания органов народного контроля на предприятиях, организациях, в учреждениях и организациях. Данные органы контролировали выполнение государственных планов и заданий; вели борьбу с нарушениями государственной дисциплины, бесхозяйственностью, расточительностью, бюрократизмом; в целом способствовали совершенствованию работы государственного аппарата.
Советы народных депутатов функционировали на основе коллективного, делового, свободного обсуждения и решения вопросов, гласности и регулярной отчетности всех исполнительных и распорядительных органов, а также на основе широкого привлечения граждан к их работе. Данные начала в деятельности Советов позволили отнести к их компетенции руководство всеми отраслями государственного, хозяйственного и социально-культурного строительства, принятие и воплощение в жизнь важнейших решений в подконтрольных сферах.
Советы народных депутатов формировались путем проведения выборов, основанных на демократических началах формирования органов государственной власти: "Выборы депутатов во все Советы народных депутатов производятся на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании". Выборы носили также всеобщий характер – активным и пассивным избирательным правом обладали граждане СССР, достигшие 18-летнего возраста, возрастной ценз был установлен только для депутатов Верховного Совета СССР – на момент избрания они должны были достигнуть 21-летнего возраста. Не имели права участвовать в выборах лица, признанные умалишенными в законном порядке.
Согласно ст. 2 Конституции СССР 1977 года, вся власть в СССР принадлежит народу. Полномочными представителями народа в Советах народных депутатов являлись избранные на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании народные депутаты. Такая схема делегирования властных полномочий составляла политическую основу СССР. Народные депутаты обладали различными полномочиями в зависимости от того, депутатами Совета какого уровня они являлись. Однако, в любом случае, в своей деятельности народные депутаты должны были руководствоваться двумя приоритетами: общегосударственными интересами и претворением в жизнь наказов избирателей.
Помимо идеологических и политических основ концепции "развитого социализма", Конституция СССР 1977 года также подробно регламентировала статус высших органов государственной власти, подробно рассмотренный в следующих главах.
2. Верховный Совет СССР: компетенция, структура и порядок функционирования
Верховный Совет являлся высшим органом государственной власти СССР.
В компетенцию Верховного Совета входили вопросы, отнесенные Конституцией к ведению Союза ССР. Данное положение относило к компетенции Верховного Совета следующие вопросы:
1) принятие в состав СССР новых республик; утверждение образования новых автономных республик и автономных областей в составе союзных республик;
2) определение государственной границы СССР и утверждение изменений границ между союзными республиками;
3) установление общих начал организации и деятельности республиканских и местных органов государственной власти и управления;
4) обеспечение единства, законодательного регулирования на всей территории СССР, установление основ законодательства Союза ССР и союзных республик;
5) проведение единой социально-экономической политики, руководство экономикой страны; определение основных направлений научно-технического прогресса и общих мероприятий по рациональному использованию и охране природных ресурсов; разработка и утверждение государственных планов экономического и социального развития СССР, утверждение отчетов об их выполнении;
6) разработка и утверждение единого государственного бюджета СССР, утверждение отчета о его исполнении; руководство единой денежной и кредитной системой; установление налогов и доходов, поступающих на образование государственного бюджета СССР; определение политики в области цен и оплаты труда;
7) руководство отраслями народного хозяйства, объединениями и предприятиями союзного подчинения; общее руководство отраслями союзно-республиканского подчинения;
8) вопросы мира и войны, защита суверенитета, охрана государственных границ и территории СССР, организация обороны, руководство Вооруженными Силами СССР;
9) обеспечение государственной безопасности;
10) представительство СССР в международных отношениях; связи СССР с иностранными государствами и международными организациями; установление общего порядка и координация отношений союзных республик с иностранными государствами и международными организациями; внешняя торговля и другие виды внешнеэкономической деятельности на основе государственной монополии;
11) контроль над соблюдением Конституции СССР и обеспечение соответствия конституций союзных республик Конституции СССР;
12) решение остальных вопросов общесоюзного значения.
Также Верховный Совет обладал рядом исключительных полномочий общесоюзного значения, среди которых: принятие Конституции СССР, внесение в нее изменений; принятие в состав СССР новых республик, утверждение образования новых автономных республик и автономных областей; утверждение государственных планов экономического и социального развития СССР, государственного бюджета СССР и отчетов об их выполнении; образование подотчетных ему органов Союза ССР.
Важнейшей функцией Верховного Совета являлась его законодательная функция: законы СССР в 1960-х - 1980-х годах принимались Верховным Советом или всенародным референдумом, проводимым по решению Верховного Совета СССР.
Срок полномочий Верховного Совета СССР составлял пять лет.
Верховный Совет СССР состоял из двух равноправных палат с равным числом депутатов в каждой из них: Совета Союза и Совета Национальностей.
Совет Союза избирался по избирательным округам с равной численностью населения. Совет Национальностей избирался согласно следующим квотам представительства: 32 депутату от каждой союзной республики, 11 депутатов от каждой автономной республики, 5 депутатов от каждой автономной области и 1 депутат от каждого автономного округа.
Совет Союза и Совет Национальностей по представлению избираемых ими мандатных комиссий принимали решение о признании полномочий депутатов, а в случае нарушения законодательства о выборах — о признании выборов отдельных депутатов недействительными. Также палаты Верховного Совета обладали правом законодательной инициативы и голосовали за принятие того или иного закона.
Совет Союза и Совет Национальностей для эффективного функционирования избирали из своего состава Председателя каждой палаты и его четырех заместителей. Председатели Совета Союза и Совета Национальностей руководили заседаниями соответствующих палат и ведали их внутренним распорядком. Также Председатели Совета Союза и Совета Национальностей поочередно вели совместные заседания палат Верховного Совета СССР.
Для Верховного Совета СССР также был характерным сессионный порядок работы. Сессии Верховного Совета СССР созывались два раза в год. По предложению союзной республики или инициативе не менее трети депутатов одной из палат Президиумом Верховного Совета созывались внеочередные сессии. Сессия Верховного Совета СССР состояла из раздельных и совместных заседаний палат, а также проводимых в период между ними заседаний постоянных комиссий палат или комиссий Верховного Совета СССР.
Во время сессии Верховного Совета СССР реализовывалось право законодательной инициативы палат и Президиума Верховного Совета СССР, союзных республик в лице их высших органов власти, комиссий Верховного Совета СССР и постоянных комиссий его палат, Верховного Суда СССР и Генерального прокурора СССР.
Проекты законов и другие вопросы, вынесенные на рассмотрение Верховного Совета СССР, обсуждались палатами на их раздельных или совместных заседаниях. В случае необходимости проект закона мог быть передан для предварительного или дополнительного рассмотрения в одну или несколько комиссий. Закон СССР считался принятым, если в каждой из палат Верховного Совета СССР за него проголосовало большинство от общего числа депутатов палаты. Постановления и иные акты Верховного Совета СССР принимались большинством от общего числа депутатов Верховного Совета СССР. Проекты законов и другие важные вопросы государственной жизни решением Верховного Совета СССР либо Президиума Верховного Совета СССР могли быть вынесены на всенародное обсуждение.
В случае разногласий между Советом Союза и Советом Национальностей вопрос передавался на разрешение согласительной комиссии, образуемой палатами на паритетных началах, после чего вопрос вторично рассматривался Советом Союза и Советом Национальностей на совместном заседании. Если и в этом случае палаты не приходили к согласию, вопрос переносился на обсуждение следующей сессии Верховного Совета СССР или передавался им на всенародное голосование (референдум).
Особым статусом обладал депутат Верховного Совета СССР. Он мог обратиться с запросом к любому органу государственной власти, который был обязан письменно или устно ответить на запрос депутата в течение трех дней. Депутат Верховного Совета СССР не мог быть привлечен к уголовной ответственности, арестован или подвергнут мерам административного взыскания, налагаемым в судебном порядке, без согласия Верховного Совета СССР, а в период между его сессиями — без согласия Президиума Верховного Совета СССР.
Также как Союз Советов и Союз Национальностей избирали из числа своих депутатов постоянно действующие комиссии, так и Верховный Совет мог создавать следственные, ревизионные и иные комиссии по любому вопросу. Верховный Совет СССР осуществлял контроль над деятельностью всех подотчетных ему государственных органов, а также образовывал орган Комитет народного контроля, возглавлявший систему органов народного контроля СССР.
Нормативной основой деятельности Верховного Совета выступал Регламент Верховного Совета СССР, законы СССР, издаваемые на основе Конституции СССР и Конституция СССР.
2.1 Основы функционирования Президиума Верховного Совета СССР
Президиум Верховного Совета СССР представлял собой постоянно действующий орган Верховного Совета, подотчетный Верховному Совету во всей своей деятельности и осуществлявший своё функционирование в пределах, установленных Конституцией СССР, функций высшего органа государственной власти в период между его сессиями. Президиум избирался на совместном заседании палат Верховного Совета СССР.
Президиум Верховного Совета СССР избирался из числа депутатов в составе: Председателя Президиума Верховного Совета, Первого заместителя Председателя, пятнадцати заместителей Председателя — по одному от каждой союзной республики, секретаря Президиума и двадцати одного члена Президиума Верховного Совета СССР.
Основные функции Президиума Верховного Совета СССР:
1) назначение выборов в Верховный Совет СССР;
2) созыва сессий Верховного Совета СССР;
3) координация деятельности постоянных комиссий палат Верховного Совета СССР;
4) контроль над соблюдением Конституции СССР и обеспечение соответствия конституций и законов союзных республик Конституции и законам СССР;
5) толкование законов СССР;
6) ратификация и денонсирование международных договоров СССР;
7) отмена постановлений и распоряжений Совета Министров СССР и Советов Министров союзных республик в случае несоответствия их закону;
8) установление воинских званий, дипломатических рангов и иных специальных званий; присваивание высших воинских званий, дипломатических рангов и иных специальных званий;
9) учреждение ордена и медали СССР; установление почетных званий СССР; награждение орденами и медалями СССР; присваивание почетных званий СССР;
10) приём в гражданство СССР; разрешение вопросы о выходе из гражданства СССР и лишении гражданства СССР, о предоставлении убежища;
11) издание общесоюзных актов об амнистии и осуществление помилования;
12) назначение и отзыв дипломатических представителей СССР в иностранных государствах и при международных организациях;
13) приём верительных и отзывных грамоты аккредитованных при нем дипломатических представителей иностранных государств;
14) образование Совета обороны СССР и утверждение его состава, назначение и смена высшего командования Вооруженных Сил СССР;
15) объявление военного положения в отдельных местностях или по всей стране;
16) объявление общей или частичной мобилизации;
17) в период между сессиями Верховного Совета СССР объявление состояния войны в случае военного нападения на СССР или в случае необходимости выполнения международных договорных обязательств по взаимной обороне от агрессии;
18) другие полномочия, установленные Конституцией и законами СССР.
Президиум Верховного Совета СССР в период между сессиями Верховного Совета с последующим представлением на его утверждение на очередной сессии также:
1) вносил в случае необходимости изменения в действующие законодательные акты СССР;
2) утверждал изменения границ между союзными республиками;
3) по предложению Совета Министров СССР образовывал и упразднял министерства СССР и государственные комитеты СССР;
4) по представлению Председателя Совета Министров СССР освобождал от должности и назначал отдельных лиц, входящих в состав Совета Министров СССР.
Президиум Верховного Совета СССР также обладал правом законодательной инициативы, свои решения он оформлял в виде указов и постановлений Президиума Верховного Совета СССР.
По истечении полномочий Верховного Совета Президиум Верховного Совета сохранял свои полномочия до образования вновь избранным Верховным Советом нового Президиума. Вновь избранный Верховный Совет СССР должен был быть созван Президиумом прежнего состава не позднее, чем через два месяца после выборов.
3. Состав, функции и порядок работы Совета министров СССР
Совет Министров СССР — Правительство СССР — представлял собой высший исполнительный и распорядительный орган государственной власти СССР.
Совет Министров СССР образовывался Верховным Советом СССР на совместном заседании Совета Союза и Совета Национальностей в составе: Председателя Совета Министров СССР, первых заместителей и заместителей Председателя, министров СССР, председателей государственных комитетов СССР. В состав Совета Министров СССР также входили по должности председатели Советов Министров союзных республик. По представлению Председателя Совета Министров СССР Верховный Совет СССР мог включить в состав Правительства СССР руководителей других органов и организаций СССР.
Срок полномочий Совета министров зависел от срока полномочий Верховного Совета СССР: Совет Министров СССР слагал свои полномочия перед вновь избранным Верховным Советом СССР на его первой сессии.
Совет Министров СССР был ответствен перед Верховным Советом СССР и подотчетен ему, в период между сессиями Верховного Совета СССР Совет министров был подотчетен Президиуму Верховного Совета СССР. Совет Министров СССР отчитывался о своей работе перед Верховным Советом СССР регулярно.
Совет Министров СССР был правомочен решать все вопросы государственного управления, отнесенные Конституцией СССР к ведению Союза ССР, поскольку они не входили в компетенцию Верховного Совета СССР и Президиума Верховного Совета СССР.
В пределах своих полномочий Совет Министров СССР:
1) обеспечивал руководство народным хозяйством и социально-культурным строительством; разрабатывал и осуществлял меры по обеспечению роста благосостояния и культуры народа, по развитию науки и техники, рациональному использованию и охране природных ресурсов, по укреплению денежной и кредитной системы, проведению единой политики цен, оплаты труда, социального обеспечения, организации государственного страхования и единой системы учета и статистики; организовывал управление промышленными, строительными, сельскохозяйственными предприятиям и объединениями, предприятиями транспорта и связи, банками, а также иными организациями и учреждениями союзного подчинения;
2) разрабатывал и вносил в Верховный Совет СССР текущие и перспективные государственные планы экономического и социального развития СССР, государственный бюджет СССР; принимал меры по осуществлению государственных планов и бюджета; представлял Верховному Совету СССР отчеты о выполнении планов и исполнении бюджета;
3) осуществлял меры по защите интересов государства, охране социалистической собственности и общественного порядка, по обеспечению и защите прав и свобод граждан;
4) принимал меры по обеспечению государственной безопасности;
5) осуществлял общее руководство строительством Вооруженных Сил СССР, определял ежегодные контингенты граждан, подлежащих призыву на действительную военную службу;
6) осуществлял общее руководство в области отношений с иностранными государствами, внешней торговли, экономического, научно-технического и культурного сотрудничества СССР с зарубежными странами; принимал меры к обеспечению выполнения международных договоров СССР; утверждал и денонсировал межправительственные международные договоры;
7) образовывал в случае необходимости комитеты, главные управления и другие ведомства при Совете Министров СССР по делам хозяйственного, социально-культурного и оборонного строительства.
Для решения вопросов, связанных с обеспечением руководства народным хозяйством, и других вопросов государственного управления в качестве постоянного органа Совета Министров СССР действовал Президиум Совета Министров СССР в составе: Председателя Совета Министров СССР, первых заместителей и заместителей Председателя.
Совет Министров СССР также обладал правом законодательной инициативы. На основе и во исполнение законов СССР и иных решений Верховного Совета СССР и его Президиума Совет Министров СССР издавал постановления и распоряжения а также проверял их исполнение. Постановления и распоряжения Совета Министров СССР были обязательны к исполнению на всей территории СССР.
Совет Министров СССР обладал также дополнительными полномочиями в законотворческой сфере. В пределах этих полномочий Совет Министров СССР имел право по вопросам, отнесенным к ведению Союза ССР, приостанавливать исполнение постановлений и распоряжений Советов Министров союзных республик, а также отменять акты министерств СССР, государственных комитетов СССР, других подведомственных Совету Министров органов.
Как высший исполнительный и распорядительный орган, Совет министров имел комплекс полномочий по координации деятельности органов исполнительной власти СССР. Совет Министров СССР объединял и направлял работу общесоюзных и союзно-республиканских министерств и государственных комитетов СССР, других подведомственных ему органов.
В системе органов исполнительной власти, подотчетных Совету Министров СССР, выделяли министерства и государственные комитеты общесоюзного и союзно-республиканского уровня в зависимости от государственной значимости порученной им отрасли управления.
Общесоюзные министерства и государственные комитеты СССР, находящиеся в зоне координации и управления Совета министров СССР, руководили порученными им отраслями управления или осуществляли межотраслевое управление на всей территории СССР непосредственно или через создаваемые ими органы.
Союзно-республиканские министерства и государственные комитеты СССР руководили порученными им отраслями управления или осуществляли межотраслевое управление, как правило, через соответствующие министерства, государственные комитеты, другие органы союзных республик, а непосредственно управляли отдельными предприятиями и объединениями, находящимися в союзном подчинении.
Министерства и государственные комитеты СССР несли ответственность за состояние и развитие порученных им сфер управления; в пределах своей компетенции могли издавать акты на основе и во исполнение законов СССР, иных решений Верховного Совета СССР и его Президиума, постановлений и распоряжений Совета Министров СССР; министерства и государственные комитеты самостоятельно организовывали и проверяли исполнение изданных ими актов.
Компетенция Совета Министров СССР и его Президиума, порядок их деятельности, отношения Совета Министров с другими государственными органами, а также перечень общесоюзных и союзно-республиканских министерств и государственных комитетов СССР определялись изданным на основе Конституции СССР Законом о Совете Министров СССР.
4. Высшие органы государственной власти и управления союзной республики и автономной республики, из взаимоотношения с органами власти СССР
Согласно Конституции СССР 1977 года, СССР представлял собой единое союзное многонациональное государство, образованное на основе принципа социалистического федерализма в результате свободного самоопределения наций и добровольного объединения равноправных Советских Социалистических республик.
На момент принятия Конституции в 1977 году в состав СССР входило 15 Советских Социалистических республик: Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика, Украинская Советская Социалистическая Республика, Белорусская Советская Социалистическая Республика, Узбекская Советская Социалистическая Республика, Казахская Советская Социалистическая Республика, Грузинская Советская Социалистическая Республика, Азербайджанская Советская Социалистическая Pecпублика, Литовская Советская Социалистическая Республика, Молдавская Советская Социалистическая Республика, Латвийская Советская Социалистическая Республика, Киргизская Советская Социалистическая Республика, Таджикская Советская Социалистическая Республика, Армянская Советская Социалистическая Республика, Туркменская Советская Социалистическая Республика и Эстонская Советская Социалистическая Республика.
Союзная республика представляла собой свободное социалистическое государство, сохранившее право выхода из СССР. Союзные республики имели свою Конституцию, соответствующую Конституции СССР и учитывающую особенности республики. За исключением вопросов, отнесенных Конституцией СССР к ведению Союза, Союзные республики были самостоятельны в осуществлении государственной власти в пределах своей территории, имели собственную систему высших органов государственной власти.
Высшим органом государственной власти союзной республики является Верховный Совет союзной республики. Верховный Совет союзной республики правомочен решать все те вопросы, которые отнесены к ведению союзной республики Конституцией СССР и Конституцией союзной республики. К исключительным полномочиям Верховного Совета союзной республики относится: принятие Конституции союзной республики, внесение в нее изменений; утверждение государственных планов экономического и социального развития, государственного бюджета союзной республики и отчетов об их выполнении; образование подотчетных ему органов.
Законы союзной республики принимаются Верховным Советом союзной республики или народным голосованием (референдумом), проводимым по решению Верховного Совета союзной республики.
Верховный Совет союзной республики избирает Президиум Верховного Совета — постоянно действующий орган Верховного Совета союзной республики, подотчетный ему во всей своей деятельности. Состав и полномочия Президиума Верховного Совета союзной республики определяются Конституцией союзной республики.
Также Верховный Совет союзной республики образует Совет Министров союзной республики — Правительство союзной республики — высший исполнительный и распорядительный орган государственной власти союзной республики.
Совет Министров союзной республики ответствен перед Верховным Советом союзной республики и ему подотчетен, а в период между сессиями Верховного Совета Совет Министров Союзной республики подотчетен Президиуму Верховного Совета союзной республики.
Совет Министров союзной республики в пределах своих полномочий обладает правом законодательной инициативы и издает постановления и распоряжения на основе и во исполнение законодательных актов СССР и союзной республики, постановлений и распоряжений Совета Министров СССР, а затем самостоятельно организует и проверяет их исполнение.
Совет Министров союзной республики обладает координирующей функцией по отношению к нижестоящим органам исполнительной власти, в пределах этих полномочий имеет право приостанавливать исполнение постановлений и распоряжений Советов Министров автономных республик, отменять решения и распоряжения исполнительных комитетов краевых, областных, городских (городов республиканского подчинения) Советов народных депутатов, Советов народных депутатов автономных областей, а в союзных республиках, не имеющих областного деления, — исполнительных комитетов районных и соответствующих городских Советов народных депутатов.
Совет Министров союзной республики также объединяет и направляет работу союзно-республиканских и республиканских министерств, государственных комитетов союзной республики, других подведомственных ему органов.
Союзно-республиканские министерства и государственные комитеты союзной республики руководят порученными им отраслями управления или осуществляют межотраслевое управление, подчиняясь как Совету Министров союзной республики, так и соответствующему союзно-республиканскому министерству СССР или государственному комитету СССР.
Республиканские министерства и государственные комитеты руководят порученными им отраслями управления или осуществляют межотраслевое управление, подчиняясь Совету Министров союзной республики.
Высшим органом государственной власти автономной республики является Верховный Совет автономной республики, который в пределах территории автономной республики осуществляет полномочия, аналогичные полномочиям Верховного Совета Союзной республики в пределах её территории. Верховный Совет автономной республики избирает из своего состава Президиум Верховного Совета автономной республики, а также образует Совет министров – Правительство автономной республики.
Таким образом, высшие органы крупнейших частей Союза ССР – Советских Социалистических республик и автономных республик– копируют систему высших органов государственной власти Союза, чем обеспечивает воплощение принципа централизации и иерархического подчинения властных структур. Также на уровне социалистических республик происходит продолжение вертикали исполнительной власти: систему общесоюзных и союзно-республиканских министерств и государственных комитетов дополняют республиканские министерства и государственные комитеты.
Заключение
Таким образом, в период 1960-х – 1980-х годов система высших органов государственной власти и управления отличалась демократическими принципами формирования органов власти, демократической централизацией властных структур, подотчетностью высших органов государственной власти народу, вертикальной соподчиненностью и подконтрольностью органов власти. В 1977 году эта политическая основа Союза Социалистических республик, а также его экономические и социальные основы были законодательно закреплены в новой Конституции СССР.
Однако, наряду с расширением прав граждан СССР, увеличения объема суверенитета входящих в состав СССР социалистических республик, по большей части Конституция СССР 1977 года являлась юридической фикцией, распространяющей концепцию "развитого социализма". Бесспорными были только те её положения, которые закрепляли руководящую и направляющую роль КПСС, превращая её в официального проводника и транслятора политической идеологии СССР.
Таким образом, можно выделить следующие особенности, характеризующие политическую систему к середине 80-х гг.:
– закостенелость партийно-государственного аппарата;
– усиление бюрократизации политической системы;
– существование расхождения между формальными документами и фактической деятельностью;
– ужесточение репрессий против инакомыслящих;
– накопление противоречий между политической элитой и потребностями общества.
Консервация политического режима не могла не привести к застою во всех сферах жизни. Однако, период "застоя", экономического и промышленного кризиса, стало высшей точкой развития социализма в СССР, что особенно отразилось на системе высших органов государственной власти и управления. Необходимые данной системе изменения не могли быть допущены руководством СССР, так как представляли угрозу социалистическому строю и господствующим партийным номенклатурным структурам. Однако впоследствии четко обозначилась невозможность сохранения государства без изменения существующего политического порядка и системы высших органов государственной власти и управления.
Список литературы
Конституция (основной закон) Союза Советских Социалистических республик от 07.10.1977 года. - М., "Свод законов СССР", 1990. – 58 с.
Барсенков А.С. Вдовин А.И. История России. - М., Бек, 2002. – 202 с.
Верт Н.А. История Советского государства. – М., Инфра - М, 1998. – 296 с.
Дмитренко В.П. История России. XX век. – М., Инфра, 2000. – 302 с.
Леонов С.В. История России. – М., Проспект, 1997. – 378 с.
Пихоя Р.Г. Советский Союз: история власти. – Новосибирск, Дворик, 2000. – 345 с.
Чистяков О.И. История отечественного государства и права. Часть 2. – М., Юрист, 2002. – 542 с.