Федеральное агентство по образованию
ФГОУ СПО «Кировский сельскохозяйственный техникум»
КУРСОВОЙ ПРОЕКТ
По дисциплине «Разработка и эксплуатация автоматизированных информационных систем»
Тема: «Система расчета оплаты труда»
Котельнич
2010
Содержание
Введение
1. Проектирование программного обеспечения
1.1 Описание предметной области
1.2 Состав диаграмм потоков данных
1.3 Спецификация структур данных
1.4 Построение начальной контекстной диаграммы
1.5 Построение концептуальной модели данных
1.6 Построение диаграммы потоков данных нулевого уровня
1.7. Описание накопителей
1.8 Диаграмма системных процессов нулевого уровня
1.9 Диаграмма последовательности экранных форм
2. Программная документация
2.1 Описание программ
2.2 Тексты программ
2.3 Инструкция для пользователя
Заключение
Список используемой литературы
Приложения
Введение
Современное общество невозможно представить без компьютеров. Они настолько широко и глубоко внедрились в нашу жизнь, что очень трудно назвать какую-либо сферу деятельности человека, где бы они не использовались. В связи с этим серьезные требованиями предъявляются и к аппаратной части современных компьютеров, и к используемому программному обеспечению. В основном именно программные продукты, обеспечивают возможность широкого использования компьютеров.
Курсовой проект – один из заключительных этапов изучения дисциплины и одновременно наиболее активная форма конкретной связи теоретического обучения с практической работой предприятия.
Целью курсового проекта является создание системы расчета оплаты труда СПК колхоз «Котельничский».
В соответствии с целью были поставлены задачи:
Изучить порядок начисления заработной платы в СПК колхоз «Котельничский»;
Описать систему расчета оплаты труда в данной организации;
Составить рациональную систему расчета оплаты труда.
Объектом исследования курсового проекта является СПК колхоз «Котельничский».
В процессе изучения и обработки материала применялись следующие методы:
Анализ документов предприятия;
Изучение особенностей расчета оплаты труда;
Моделирование системы расчета оплаты труда;
Беседа с работниками предприятия;
Изучение различных схем расчета оплаты труда;
Сравнительный анализ.
Методической и теоретической основой при написании проекта послужили:
Нормативно-методическое обеспечение
Инструктивные материалы;
Учебная литература.
Источниками конкретной информации для написания курсового проекта являлись:
Личные дела работников предприятия;
Документация по кадровому составу предприятия;
Путевые листы водителей автомобилей;
Наряды на сдельную работу для разнорабочих.
Характеристика предприятия
Название предприятия – СПК колхоз «Котельничский»
СПК колхоз «Котельничский» создан путем реорганизации совхоза «Котельничский» в декабре 1992 года. Уставный капитал составляет 120 тыс. рублей, образован за счет паевых взносов членов кооператива.
Сельскохозяйственный производственный кооператив колхоз «Котельничский» создан гражданами на основе добровольного членства для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности, основанной на объединении имущественных паевых взносов целях удовлетворения материальных и иных потребностей членов кооператива.
Центральная усадьба расположена в поселке Карпушино и находится в 15 км от города Котельнича и в 140 км от областного центра.
С 1993 года хозяйство работает в условиях рыночной экономики на полном самофинансировании, в условиях самостоятельности и самоуправления согласно Устава, принятого общим собранием его членов. Высшим органом управления предприятия является правление колхоза, которое обеспечивает реализацию всех прав и обязанностей хозяйства и его членов. Руководство текущей деятельностью колхоза осуществляется единоличным исполнительным органом – Председателем правления колхоза.
Кооператив является коммерческой организацией, может участвовать в образовании потребительских кооперативов и союзов кооперативов соответствии с Федеральным законом «О сельскохозяйственной кооперации».
Кооператив создан для совместной деятельности по производству, переработке, сбыту сельскохозяйственной продукции с учетом рационального использования земли и других ресурсов и получения на этой основе прибыли для повышения благосостояния членов кооператива, улучшения условий труда и быта.
Основными видами деятельности СПК колхоз «Котельничский» являются:
производство, переработка сельскохозяйственной продукции;
проведение торгов, закупочной и сбытовой деятельности;
добыча в установленном порядке местного сырья и его переработка;
оказание услуг;
и иная, не запрещающая законом деятельность.
Хозяйство в течение 12 лет занимается строительством, а частично ремонтирует производственные объекты и жилье.
Кредитами хозяйство не пользовалось с 2000 года, задолженности по краткосрочным кредитам не имеет. Задолженность по долгосрочным отсроченным централизованным кредитам приплачивается согласно графика.
Можно сделать вывод, что СПК колхоз «Котельничский» находится достаточно затруднительном положении в связи с недостаточностью финансирования сельского хозяйства, что ведет к несвоевременному обновлению основных фондов, особенно быстро изнашивается их активная часть, удорожанию производства продукции, затруднению ее реализации, уменьшению прибыли и доходов организации.
Юридический адрес предприятия – Россия, Кировская область, Котельничский район, поселок Карпушино, улица Советская, дом 5.
1. Проектирование программного обеспечения
1.1 Описание предметной области
Администрация предприятия СПК колхоз «Котельничский» поручила разработку информационной системы для бухгалтерии. Система предназначена для начисления заработной платы кадровому составу предприятия. Система должна выдавать отчеты по запросу администрации предприятия.
Перед приемом на работу, желающий устроится на работу должен предоставить в отдел кадров свои данные и документы: паспорт, трудовая книжка, страховое свидетельство, документ об образовании, документ воинского учета.
Если лицо, поступающее на работу устраивается в первый раз, то работодатель должен оформить на него трудовую книжку и страховое свидетельство.
После приема документов данные заносятся в базу о сотрудниках.
Для начисления заработной платы используются унифицированные документы: путевой лист (для водителей автомобилей), наряд на сдельную работу (оформляется на разнорабочих).
Путевой лист заполняется самим рабочим. В нем указывается марка автомобиля, государственный номерной знак, табельный номер рабочего, задание водителю, дата, название организации, удостоверение, номер путевого листа, количество отработанных часов, результат работы, исправен ли автомобиль, какое горючее на нем используется.
Путевой лист сдается экономисту, который обсчитывает количество отработанных часов по тарифу и начисляет заработную плату.
От экономиста путевые листы передаются в бухгалтерию для произведения удержаний из заработной платы.
На разнорабочих оформляется наряд на сдельную работу.
В наряде на сдельную работу указывается: год, месяц, номер наряда, табельный номер, сколько отработанно дней, количество часов, оценка работы, сумма.
Наряд на сдельную работу выписывается бригадиром. Сдается также экономисту для обработки данных и начисления заработной платы. Затем данные переходят в бухгалтерию для произведения удержаний из начисленной заработной платы.
1.2 Состав диаграмм потоков данных
Внешняя сущность представляет собой материальный объект или физическое лицо, источник или приемник информации (например, заказчик, персонал, поставщики, клиенты, склад). Определение некоторого объекта или системы в качестве внешней сущности указывает на то, что она находится за пределами границ анализируемой системы. В процессе анализа некоторые внешние сущности могут быть перенесены внутрь диаграммы анализируемой системы, если это необходимо, или наоборот, часть процессов может быть вынесена за пределы диаграммы и представлена в виде внешней сущности.
Рис. 1 Внешняя сущность
Внешняя сущность обозначается квадратом (рис. 1), расположенным как бы над диаграммой и бросающим на нее тень для того, чтобы можно было выделить этот символ среди других обозначений.
При построении модели сложной системы она может быть представлена в самом общем виде на так называемой контекстной диаграмме в виде одной системы как единого целого, либо может быть декомпозирована на ряд подсистем.
Рис. 2 Графическое изображение подсистемы (системы)
Подсистема (или система) на контекстной диаграмме изображается как показано на рис. 2.
Номер подсистемы служит для ее идентификации. В поле имени вводится наименование подсистемы в виде предложения с подлежащим и соответствующими определениями и дополнениями.
Процесс представляет собой преобразование входных потоков данных в выходные в соответствии с определенным алгоритмом. Физически процесс может быть реализован различными способами: это может быть подразделение организации (отдел), выполняющее обработку входных документов и выпуск отчетов; программа; аппаратно реализованное логическое устройство и т.д.
Рис. 3 Графическое изображение процесса
Процесс на диаграмме потоков данных изображается как показано на рис. 3.
Номер процесса служит для его идентификации. В поле имени вводится наименование процесса в виде предложения с активным не двусмысленным глаголом в неопределенной форме (вычислить, рассчитать, проверить, определить, создать, получить), за которым следуют существительные в винительном падеже, например: «Ввести сведения о налогоплательщиках».
Использование таких глаголов, как «Обработать», «модернизировать», или «отредактировать» означает, как правило, недостаточно глубокое понимание данного процесса и требует дальнейшего анализа.
Информация в поле физической реализации показывает, какое подразделение организации, программа или аппаратное устройство выполняет данный процесс.
Накопитель данных – это абстрактное устройство для хранения информации, которую можно в любой момент поместить в накопитель и через некоторое время извлечь, причем способы помещения и извлечения могут быть различными.
Накопитель данных может быть реализован физически в виде микрофиши, ящика в картотеке, таблицы в оперативной памяти, файла на магнитном носителе и т.д.
Рис. 4 Графическое изображение накопителя данных
Накопитель данных на диаграмме потоков данных изображается, как показано на рис. 4.
Накопитель данных идентифицируется буквой «D» и произвольным числом. Имя накопителя выбирается из соображения наибольшей информативности для проектировщика.
Накопитель данных в общем случае является прообразом будущей базы данных, и описание хранящихся в нем данных должно соответствовать информационной модели.
Поток данных определяет информацию, передаваемую через некоторое соединение от источника к приемнику. Реальный поток данных может быть информацией, передаваемой по кабелю между двумя устройствами, пересылаемыми по почте письмами, магнитными лентами или дискетами, переносимыми с одного компьютера на другой.
Рис. 5 Поток данных
Поток данных на диаграмме изображается линей, оканчивающейся стрелкой, которая показывает направление потока (рис. 5). Каждый из потоков имеет имя, отражающее его содержание.
1.3 Спецификация структур данных
Таблица 1 «Рабочие»
Наименование поля |
Тип | Размер | Ключ | Примечание |
Tab_nomer | Numeric | 3 | Primary | Первичный ключ |
Familiya | Char | 20 | Фамилия | |
Imya | Char | 20 | Имя | |
Otchestvo | Char | 20 | Отчество | |
Obrazovanie | Char | 40 | Образование | |
Professiya | Char | 40 | Профессия | |
Gorod | Char | 25 | Город | |
Ulica | Char | 25 | Улица | |
Dom | Numeric | 3 | № дома | |
Date_rogden | Date | 8 | Дата рождения |
Таблица 2 «Путевой лист»
Наименование поля | Тип | Размер | Ключ | Примечание |
№_pytev_lista | Numeric | 3 | Primary | Первичный ключ |
Tab_nomer | Numeric | 3 | Regular | Внешний ключ |
Marka | Char | 15 | Название автомобиля | |
Gos_znak | Char | 8 | Гос. номерной знак | |
ydovstoverenie | Char | 6 | № удостоверения | |
Organiz | Char | 25 | Наименование организации | |
Chislo | Numeric | 2 | Число | |
Mesyac | Char | 10 | Месяц | |
God | Numeric | 4 | Год | |
Zadanie_voditel | Char | 60 | Задание водителю | |
Kol_chas | Numeric | 2 | Количество отработанных часов | |
Rezultat | Char | 60 | Результат работы | |
Summa | Numeric | 4.2 | Сумма |
Таблица 3 «Наряд на сдельную работу»
Наименование поля | Тип | Размер | Ключ | Примечание |
Nomer_naryada | Numeric | 3 | Primary | Первичный ключ |
Tab_nomer | Numeric | 3 | Regular | Внешний ключ |
Mesyac | Char | 10 | Месяц | |
God | Numeric | 4 | Год | |
Otrab_dney | Numeric | 3 | Отработанно дней | |
Kol_chas | Numeric | 3 | Количество часов | |
Ocenka_rabot | Char | 30 | Оценка работы | |
Summa | Numeric | 4.2 | Сумма |
Таблица 4 «Расчетка»
Наименование поля | Тип | Размер | Ключ | Примечание |
tab_nomer | Numeric | 3 | Regular | № рабочего |
kol_chas | Numeric | 3 | Количество отработанных часов | |
summa_nachisl | Numeric | 4.2 | Сумма начисленная | |
uderganiya | Numeric | 4.2 | Удержания | |
summa_vudachi | Numeric | 4.2 | Сумма выдачи | |
nomer_pyt | Numeric | 3 | Regular | № путев. листа |
nomer_naryad | Numeric | 3 | Regular | Номер наряда |
key_nomer_raschet | Numeric | 3 | Primary | Первичный ключ |
1.4 Построение начальной контекстной диаграммы
Построим начальную контекстную диаграмму потоков данных в нотации Гейна – Сэрсона. Нарисуем нулевой процесс и присвоим ему имя системы (Система расчета оплаты труда). Поскольку моделируется деятельность бухгалтерии, внешними сущностями являются Бухгалтерия, Экономист, Рабочий, Администрация. Нарисуем внешние сущности и соединим их с нулевым процессом посредством потоков данных. Начальная диаграмма представлена на рис. 6.
Рис. 6 Начальная контекстная диаграмма
1.5 Построение концептуальной модели данных
Выделим и нарисуем сущности для каждого класса объектов данных в системе расчета оплаты труда. Рассмотрим каждую возможную пару сущностей и установим существование связи между ними. Нарисуем диаграмму «сущность-связь». Присвоим им наименование каждой связи и зададим ее характеристики. Концептуальная модель данных представлена на рис. 7.
Рис. 7 Концептуальная модель данных
1.6 Построение диаграммы потоков данных нулевого уровня
Декомпозируем начальную контекстную диаграмму. Декомпозируем сложные процессы и проверим соответствие различных уровней модели процессов. Опишем накопители данных посредством структур данных. Опишем процессы нижнего уровня посредством спецификаций. Результаты представлены на рис. 8 и рис. 9.
Рис. 8 Диаграмма потоков данных нулевого уровня
1.7 Описание накопителей данных
Накопитель данных – это абстрактное устройство для хранения информации, которую можно в любой момент поместить в накопитель и через некоторое время извлечь, причем способы помещения и извлечения могут быть различными.
Имя накопителя выбирается из соображения наибольшей информативности для проектировщика.
Рис. 9 Накопитель данных
1.8 Диаграмма системных процессов нулевого уровня
Рис. 10 Диаграмма системных процессов нулевого уровня
На диаграмме системных процессов нулевого уровня вместо отдельных процессов введены процессы – компьютеры. Внешние сущности на контекстной диаграмме заменяются или дополняются техническими устройствами (рабочими станциями, принтерами). Для каждого потока данных определяется, посредством каких технических устройств информация передается или производится.
Процессы на диаграмме нулевого уровня заменяются соответствующими процессами – обрабатывающими устройствами (процессорами могут быть, как и технические устройства – настольные компьютеры конечных пользователей, рабочие станции, серверы баз данных, так и программные средства). Определяются и изображения на диаграмме тип связи между процессорами (локальная сеть).
Определяются задачи для каждого процессора (приложения, необходимые для работы системы), для них строятся соответствующие диаграммы. Определяется тип связи между задачами.
Устанавливаются ссылки между задачами и процессами диаграмм потоков данных следующих уровней. На рис. 10 изображена диаграмма системных процессов, в которой имеется шесть сущностей (рабочие, экономист, бухгалтерия, администрация, принтер, локальная сеть). Также имеется четыре процесса «ПК экономиста», «ПК администрации», «ПК бухгалтерии», «Сервер базы данных системы расчета оплаты труда». При поступлении данных от рабочего, данные сохраняются в базе данных и затем обрабатываются экономистом и бухгалтерии. Затем сумма к выдаче посылается на принтер в виде расчетки и выдается рабочему.
1.9 Диаграмма последовательности экранных форм
Представим абстрактную модель пользовательского интерфейса системы, которая отражает последовательность появления экранных форм в приложении.
Построение этой диаграммы выполняется следующим образом:
на DFD выбираются интерактивные процессы нижнего уровня. Интерактивные процессы нуждаются в пользовательском интерфейсе, поэтому можно определить экранную форму для каждого процесса;
построение диаграммы начинается с формы в виде прямоугольника для каждого интерактивного процесса на нижнем уровне диаграммы;
определяется структура меню. Для этого интерактивные процессы группируются в меню (по функциональным признакам или в зависимости от принадлежности к определенным объектам);
формы с меню изображаются над формами, соответствующими интерактивным процессам, и соединяются с ними в виде стрелок, направленных от меню к формам;
определяется верхняя форма (главная форма приложения), связывающая все формы с меню.
На рис. 11 изображена диаграмма последовательности экранных форм.
Рис. 11 Диаграмма последовательности экранных форм
2. Программная документация
2.1 Описание программ
Рис. 12 База данных
На рис. 12 изображена база данных, где показаны взаимосвязи таблиц. Данная база данных состоит из четырех таблиц.
Формы базы данных
На рис. 13 показана форма «Наряд на сдельную работу» в которой указывается номер наряда, табельный номер рабочего, месяц, год, количество отработанных дней, количество часов, оценка работы, сумма.
На форме имеются кнопки: «Первая» - возвращает на первую запись в форме, «Предыдущая» - возвращает на предыдущую запись, «Следующая» - вызывает следующую запись в форме, «Последняя» - переносит на последнюю запись в форме, «Поиск» - выполняет поиск записей в форме, «Печать» - выводит форму на печать, «Удалить» - удаляет запись из формы, «Add» - добавить запись в форму, «Edit» - изменить запись в форме и «Выход» - выход из формы. Наряд на сдельную работу представлен в «Приложение 2»
Рис. 13 Форма «Наряд на сдельную работу»
Рис. 14 Форма «Путевой лист»
На рис.14 показана форма «Путевой лист» в которой указывается: номер путевого листа, марка автомобиля, табельный номер рабочего, государственный номерной знак, номер удостоверения, название организации, число, месяц, год, задание водителю, колич. часов, результат работы, сумма. Путевой лист также представлен в «Приложение 1».
Рис. 15 Форма «Рабочие»
На рис. 15 показана форма «Рабочие» в которую заносятся данные о рабочих: табельный номер рабочего, фамилия, имя, отчество, образование, профессия, город, улица, дом, дата рождения.
Рис. 16 Форма «Расчетка»
На рис. 16 показана форма «Расчетка» в которую заносятся следующие данные: номер расчетки, табельный номер рабочего, количество отработанных часов, начисленная сумма, удержания, сумма к выдаче, номер путевого листа, номер наряда на сдельную работу.
Рис. 17 Форма «Меню»
На рис. 17 показана форма «Меню» на данной форме расположено четыре кнопки при нажатии, на которые будут вызываться другие формы.
2.2 Тексты программ
Вывести фамилию, имя, отчество и марку автомобиля которые использовались в любой год, но в январе месяце.
CLOSE TABLES
SET DEFAULT TO D:\курсовая2\
SELECT fam, imya, otchestvo, marka_auto FROM rabotchie, pytev_list WHERE ((rabotchie.key_tabel=pytev_list.tab_nomer) AND (mesyac='январь'))
На рис. 18 показан результат данного запроса.
Рис. 18 Результат запроса 1
Вывести фамилию, имя, отчество тех рабочих, которые имеют образование одиннадцать классов.
CLOSE TABLES
SET DEFAULT TO D:\курсовая2\
SELECT fam, imya, otchestvo FROM rabotchie WHERE obrazovanie='11 классов'
На рис. 19 показан результат данного запроса.
Рис. 19 Результат запроса 2
Вывести фамилию, имя, отчество всех разнорабочих.
CLOSE TABLES
SET DEFAULT TO D:\курсовая2\
SELECT fam, imya, otchestvo FROM rabotchie WHERE proffessiya='разнорабочий'
На рис. 20 показан результат данного запроса.
Рис. 20 Результат запроса 3
Вывести всех водителей имеющих профессию «Водитель категории А, В».
CLOSE TABLES
SET DEFAULT TO D:\курсовая2\
SELECT fam, imya, otchestvo FROM rabotchie WHERE proffessiya='Водитель категории А, В'
На рис. 21 показан результат данного запроса.
Рис. 21 Результат запроса 4
Вывести фамилию, имя, отчество тех разнорабочих, у которых поставленное задание не выполнено.
CLOSE TABLES
SET DEFAULT TO D:\курсовая2\
SELECT fam, imya, otchestvo, Ocenka_rabot FROM rabotchie, naryad WHERE ((rabotchie.key_tabel=naryad.tab_nomer) AND (Ocenka_rabot='Не закончено'))
На рис. 22 показан результат данного запроса.
Рис. 22 Результат запроса 5
Вывести фамилию, имя, отчество тех рабочих, у которых сумма к выдаче больше восьмиста.
CLOSE TABLES
SET DEFAULT TO D:\курсовая2\
SELECT key_tabel, fam, summa_nachisl, summa_vudachi FROM rabotchie, raschetka WHERE ((rabotchie.key_tabel=raschetka.tab_nomer) AND (summa_vudachi>'800'))
На рис. 23 показан результат данного запроса.
Рис. 23 Результат запроса 6
Вывести фамилию, имя, отчество тех рабочих, у которых сумма к выдаче меньше пятиста.
CLOSE TABLES
SET DEFAULT TO D:\курсовая2\
SELECT key_tabel, fam, summa_nachisl, summa_vudachi FROM rabotchie, raschetka WHERE ((rabotchie.key_tabel=raschetka.tab_nomer) AND (summa_vudachi<'500'))
На рис. 24 показан результат данного запроса.
Рис. 24 Результат запроса 7
Вывести табельный номер, фамилию, имя, отчество, число, месяц, год тех рабочих, которые занимались перевозкой ГСМ.
CLOSE TABLES
SET DEFAULT TO D:\курсовая2\
SELECT key_tabel, fam, imya, otchestvo, chislo, mesyac, god FROM rabotchie, pytev_list WHERE ((rabotchie.key_tabel=pytev_list.tab_nomer) AND (zadanie_vodit='Перевозка ГСМ'))
На рис. 25 показан результат данного запроса.
Рис. 25 Результат запроса 8
На рис. 26 показан отчет о рабочих.
Рис. 26 Отчет о рабочих
На рис. 27 показан отчет о заработной плате.
Рис. 27 Отчет о заработной плате.
2.3 Инструкция для пользователя
Для того чтобы посмотреть базу данных о системе расчета оплаты труда необходимо открывать по следующему пути: File-> Open -> откроется меню, в котором Вы ищете, где сохранена база данных, при этом в строке тип данных указываете Database (dbc) и нажимаете ОК.
Перед Вами откроется база данных «Система расчета оплаты труда». Для того, чтобы просмотреть данные, которые Вам необходимы, Вы открываете форму. Путь File-> Open -> -> откроется меню, в котором Вы ищете, где сохранена форма, указываете тип данных Form и нажимаете ОК. Когда вам открылась форма, приведенная на рис. 17, вы её запускаете, нажав на панели на знак восклицания. Вам представятся кнопки, при нажатии на которые вы можете просмотреть данные, которые необходимы. При окончании работы вы нажимаете на кнопку выход, вас спросят «выход», и вы нажимаете «да».
Заключение
В данной курсовой работе разработана база данных «Система расчета оплаты труда». В результате анализа данных приведены необходимые поля базы данных, их структура и тип. Сведение их в определенные объекты и построение связи между объектами базы.
База данных проектировалась в среде СУБД FoxPro 9.0. В связи с этим разработаны командные файлы, предназначенные для ведения базы, включающие в себя сервисные функции управления базой данных, ввода и вывода данных. В программные приложения вошли предлагаемые меню для получения определенных справок о сотрудниках.
Спроектированная база данных «Система расчета оплаты труда» и программное обеспечение, обслуживающее базу, дает возможность облегчить работу отдела кадров, администрации и бухгалтерии учреждения.
оплата труд программный база данные
Список литературы
Вендров А.М. Проектирование программного обеспечения экономических информационных систем.- М.: Финансы и статистика, 2005
Вендров А.М. Практикум по проектированию программного обеспечения экономических информационных систем.- М.: Финансы и статистика, 2004
Говорова В.В. Теория бухгалтерского учета.- М.: Финансы и статистика, 2006
Булатов А.С. Экономика.- Москва, 2002