Негосударственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
"Русско-Британский Институт Управления"
(НОУВПО РБИУ)
Факультет очного (заочного) обучения
Кафедра менеджмента
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине "Экономика и социология труда"
На тему: "Личность в трудовой организации"
Выполнил: студент группы УП-33 Ембулаева С.Н.
Проверил преподаватель
О.С. Баталина
Челябинск 2010
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1. Психологический портрет личности. Психологические принципы управления
2. Основные компоненты, характеризующие психологический портрет личности
3. Оценка деловых качеств менеджера. Требования к современному менеджеру
4. Деловой этикет
Заключение
БИБЛИОГРАФический список
ВВЕДЕНИЕ
В нашей стране профессиональная деятельность управленца в последнее время начинает привлекать все больший интерес психологов - исследователей. Это обусловлено целым рядом социально - экономических факторов: увеличением количества крупных, средних и малых предприятий и фирм различных форм собственности, ростом конкурентной борьбы на рынке сбыта, все большим осознанием руководителями важной роли психологических факторов в успешности деятельности предприятия (фирмы).
Совместная трудовая деятельность сопровождается множественными межличностными контактами людей друг с другом. Следовательно, особое значение приобретают качественные характеристики, способы этого взаимодействия. Это подтверждается на практике: особенности межличностного взаимодействия в трудовом коллективе оказывают большое влияние на эффективность и продуктивность всего предприятия (фирмы).
Общий психологический "фон" взаимоотношений на фирме задается, в первую очередь, руководителем. От того, какие способы, приемы общения с подчиненными он выбирает, зависит общий психологический климат в коллективе. Немаловажное значение имеет в этом отношении выбираемый руководителем стиль руководства подчиненными.
От руководителя любого уровня, от стиля его руководства по управлению людьми во многом зависят эффективность и производительность труда не только отдельного работника, но и всего коллектива в целом. Следовательно, от руководителя, от типа его поведения, умения вести за собой малые или большие группы людей зависит достижение как промежуточных (краткосрочных), так и долгосрочных целей.
Между тем, в современных условиях становления цивилизованных форм отечественного бизнеса, а также в плане осуществления практическим психологом управленческого консультирования, становится очевидной необходимость изучения теоретических подходов различных авторов в области стилевых характеристик управленческого взаимодействия. Система взаимодействия руководителей различных иерархических уровней, стилевых особенностей руководства подчиненными – во многом определяет успешность внедрения решений руководства в деятельность коллектива и, что немаловажно – психологический климат в коллективе.
Целью исследования является изучение психологических особенностей стиля руководства производственным коллективом.
Объект исследования: психологический климат в коллективе организации.
Предмет исследования: влияние стиля руководства на психологический климат.
Гипотеза исследования: в коллективе руководителя с выраженным демократическим стилем руководства социально-психологический климат благоприятнее, чем в коллективах руководителей с выраженным авторитарным и попустительским стилем руководства.
1. Психологический портрет личности. Психологические принципы управления
В системе менеджмента личность выступает как объект и субъект управления, кроме, конечно, исполнителей низшего уровня, которые являются только объектами управления. При формировании коллективов и организации их функционирования весьма важно изучить работника как личность, его потребности и мотивы. Поэтому знание методов убеждения, основанных на психологии и социологии личности, поможет менеджерам повысить надежность и эффективность управления. Психологи рекомендуют при руководстве людьми придерживаться некоторых психологических правил:
1) поддержание у подчиненных чувства самоуважения. Сначала нужно похвалить подчиненного и только потом — давать указания по улучшению работы;
2) внимание проблемам, а не личностям;
3) активное использование методов подкрепления положительных реакций на желательные действия или отрицательных — на нежелательные. На изменение поведения людей реагировать нужно сразу же, ибо отсроченная реакция вызывает лишнюю путаницу;
4) выдвижение ясных требований, поддержание постоянного контакта с людьми, прочных обратных связей.
Основываясь на этих принципах, менеджер должен добиваться от подчиненных желаемых результатов:
• наводить на мысли тех, кто нуждается лишь в подсказке;
• давать советы тем, кто нуждается в том, чтобы их постоянно наставляли, консультировали и побуждали к действиям;
• давать прямые указания, напоминать о необходимости действовать несообразительным и нерасторопным;
• в категорической форме приказывать, настойчиво требовать исполнения от тех, кто пренебрегает советами, указаниями и рекомендациями;
• увольнять, если нет другого средства заставить людей подчиняться, и, наоборот, поощрять за добросовестное выполнение всех указаний руководителя.
Как и с кем работать — во многом зависит от особенностей характера людей, не только подчиненных, но и руководителей. Этот момент менеджер обязательно должен учитывать. На современном этапе развития менеджмента определение психологического портрета личности является одним из самых сложных и важных вопросов, решение, которого позволит повысить эффективность управления персоналом. Основной идеей психологии управления является постулат, что плохо относиться к человеку — невыгодно. [2, с.10]
При решении проблем управления персоналом следует учитывать, что люди по-разному приспосабливаются к жизненным условиям.
По способности адаптироваться можно выделить три типа людей: 1) с ориентацией на текущий момент и легкой приспосабливаемостью к обстановке; 2) с ориентацией на прошлое, способностью действовать в рамках жесткой структуры с четкими разрешениями и запретами, правами и обязанностями; 3) с ориентацией на будущее, неадекватным ситуации поведением, плохо приспособленных к иерархической структуре. Первый тип людей эффективнее работает при принятии решений, второй — при их реализации в рамках имеющихся структур, третий — в качестве генератора идей.
Каждому менеджеру важно уметь вскрывать свои внутренние психологические резервы. Для этого нужно научиться познавать себя и других людей, выявлять темперамент, характер, направленность личности, отношение к деятельности и жизни, к целям и жизненным ситуациям, ожидаемое эмоциональное поведение в напряженных ситуациях и межличностных отношениях, деловые качества. На основе оценки свойств личности можно составить ее психологический портрет, состоящий из следующих компонентов: темперамент, характер, способности, направленность, интеллектуальность, эмоциональность, волевые качества, общительность, самооценка, уровень самоконтроля и способность к групповому взаимодействию. [4, с.58]
2. Основные компоненты, характеризующие психологический портрет личности
Развитие индивидуальности человека продолжается всю жизнь. С возрастом меняется лишь позиция человека — из объекта воспитания в семье, школе, вузе он превращается в субъект воспитания и должен активно заниматься самовоспитанием. Совершенствование и изменение программирующих свойств личности обеспечивает ей полноценную, плодотворную длительную творческую деятельность и оказывает влияние на изменения некоторых базовых качеств, в частности характера. Усиление интереса к профессии ведет к интенсификации интеллектуальной деятельности, повышению мотивации, а развитие интеллекта — к поиску новых целей этой деятельности, формированию настойчивости, целеустремленности. Рассмотрим вкратце основные компоненты, характеризующие психологический портрет личности.
Темперамент
Наблюдая за другими людьми, за тем, как они трудятся, учатся, общаются, переживают радости и горе, мы, несомненно, обращаем внимание на различия в их поведении. Одни люди быстры, порывисты, подвижны, склонны к бурным эмоциональным реакциям, другие — медлительны, спокойны, невозмутимы, с незаметно выраженными чувствами и т.д. Причина подобных различий кроется в темпераменте человека, присущем ему от рождения.
Родоначальником учения о темпераменте является древнеримский врач Гиппократ (V в. до н.э.), который считал, что в теле человека имеются четыре основные жидкости: кровь, слизь, желчь и черная желчь. Названия темпераментов, данные по названию жидкостей, сохранились до наших дней: холерический происходит от слова "желчь", сангвинический — от слова "кровь", флегматический — "слизь" и меланхолический — "черная желчь". Преобладанием той или иной жидкости Гиппократ и объяснял выраженность определенного типа темперамента у конкретного человека.
В современной психологии под темпераментом понимают динамические особенности психики человека, т.е. только темп, ритм и интенсивность протекания психических процессов, но не их содержание. Поэтому темперамент нельзя определить словом "хороший" или "плохой". Темперамент является биологическим фундаментом личности, т.е. основан на свойствах нервной системы и связан со строением тела человека, обменом веществ в организме. Черты темперамента являются врожденными, поэтому чрезвычайно плохо поддаются изменению. Темперамент определяет стиль поведения человека, способы, которыми человек пользуется для организации своей деятельности. Поэтому при изучении черт темперамента усилия должны быть направлены не на их изменение, а на познание особенностей темперамента для определения рода деятельности человека.
Различают следующие типы темперамента:
1) сангвиник — это обладатель сильного типа нервной системы (т.е. нервные процессы обладают силой и продолжительностью), уравновешенного, подвижного (возбуждение легко сменяется торможением и наоборот); 2) холерик — это обладатель неуравновешенного типа нервной системы (с преобладанием возбуждения над торможением); 3) флегматик — с сильным, уравновешенным, но инертным, неподвижным типом нервной системы; 4) меланхолик — со слабым неуравновешенным типом нервной системы. К представителю каждого типа темперамента нужно найти свой подход, исходя из определенных психологических принципов.
1. "Доверяй, по проверяй". Это подходит к сангвинику, имеющему такие плюсы, как жизнерадостность, увлеченность, отзывчивость, общительность, и известные минусы (склонность к зазнайству, разбросанность, легкомыслие, поверхностность, сверхобщительность и ненадежность). Милый человек сангвиник всегда обещает, чтобы не обидеть другого, недалеко не всегда исполняет обещанное. Поэтому надо проконтролировать, выполнил ли он свое обещание.
2. "Ни минуты покоя". Таков принцип подхода к холерику, который опирается на использование его плюсов (энергичность, увлеченность, страстность, подвижность и целеустремленность) и нейтрализацию минусов (вспыльчивость, агрессивность, невыдержанность, нетерпимость и конфликтность). Холерик все время должен быть занят делом, иначе он свою активность направит на коллектив и может разложить его изнутри.
3. "Не торопи". Таким должен быть подход к флегматику, имеющему как плюсы (устойчивость, постоянство, активность, терпеливость, самообладание и надежность), так и минусы (медлительность, безразличие, "толстокожесть" и сухость). Главное, флегматик не может работать в дефиците времени, ему нужен индивидуальный темп, поэтому не надо его подгонять, он сам рассчитает свое время и сделает дело.
4. "Не навреди". Это девиз меланхолика, который характеризуется такими плюсами, как высокая чувствительность, мягкость, человечность, доброжелательность и способность к сочувствию, и, конечно, минусами: низкая работоспособность, мнительность, ранимость, замкнутость и застенчивость. На меланхолика нельзя кричать, слишком давить, давать резкие и жесткие указания, так как он очень чувствителен к интонациям и очень раним.
В действительности трудно встретить человека, полностью отвечающего определенному типу темперамента, наблюдается доминанта одного из них. Представляют практический интерес общепринятые свойства различных темпераментов, представленные в табл. 1. Чисто формально, без учета специфики каждой индивидуальности, при организации рабочих пар можно исходить из следующего принципа: холерику легче всего работать с сангвиником, сангвинику — с меланхоликом, меланхолику — с флегматиком. Если вы чувствительный меланхолик, значит, вы прекрасный друг. Если вы флегматик, то за вами "как за каменной стеной" могут спрятаться ваши близкие, друзья и подчиненные, ведь вы очень надежны. Если вы холерик, то можно надеяться на успешность вашего жизненного пути, так как вы хорошо умеете ставить цели и добиваться их достижения. Ну, а если вы сангвиник, то тогда от вас исходит теплый солнечный свет, что тоже нужно людям в жизни. [8, с.58]
Таблица 1 Свойства темпераментов
Свойства | Темперамент | |||
Сангвинический | Холерический | Флегматический | Меланхолический | |
1Уравновешенность | Хорошая | Плохая |
Очень хорошая |
Очень плохая |
2. Настроение | Устойчивое | Неустойчивое | Устойчивое | Неустойчивое |
3. Эмоции | Слабые, кратковременные | Сильные, кратковременные | Слабые, длительные | Сильные, длительные |
4. Речь | Громкая, плавная | Громкая, неровная | Тихая, плавная | Тихая, неровная |
5. Терпение | Умеренное | Низкое | Высокое | Низкое |
6. Адаптация | Отличная | Хорошая | Медленная | Трудная |
7. Контактность | Умеренная | Высокая | Невысокая | Низкая |
8. Отношение к критике | Спокойное | Агрессивное | Безразличное | Обидчивое |
9. Отношение к новому | Безразличное | Положительное | Отрицательное | Неопределенное |
10. Поведение в сложных ситуациях | Расчетливое | Нерасчетливое | Хладнокровное | Растерянное |
11. Самооценка | Несколько завышенная | Значительно завышенная | Реальная | Заниженная |
12.Подверженность влиянию | Слабая | Умеренная | Слабая | Высокая |
Характер
Характер (от греч. — чеканка, отпечаток) есть совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающихся и проявляющихся в деятельности и общении, обусловливающих типичные для нее способы поведения. Те особенности личности, которые относятся к характеру, называют чертами характера. Черты характера — это не случайные проявления личности, а устойчивые особенности поведения человека, особенности, которые стали свойствами самой личности. В характере выражаются не случайные, а наиболее типичные, существенные особенности человека. В структуре характера выделяют четыре группы черт, выражающие отношение личности к определенной стороне деятельности:
• к труду (например, трудолюбие, склонность к творчеству, добросовестность в работе, ответственность, инициативность и настойчивость и противоположные черты — лень, склонность к рутинной работе, безответственность, пассивность);
• к другим людям, коллективу и обществу (например, общительность, чуткость, отзывчивость, уважение и коллективизм или замкнутость, черствость, бездушие, грубость, презрение и индивидуализм);
• к самому себе (например, чувство собственного достоинства, правильно понимаемая гордость и связанная с ней самокритичность, скромность и противоположные черты — самомнение, иногда переходящее в тщеславие, заносчивость, обидчивость и эгоцентризм);
• к вещам (например, аккуратность, бережливость, щедрость или скупость и т.п.).
Стержнем сформировавшегося характера являются морально-волевые качества личности. Человек с сильной волей отличается определенностью намерений и поступков, большей самостоятельностью. Он решителен и настойчив в достижении поставленных целей. Безволие человека обычно отождествляется со слабохарактерностью.
Выделяют четыре типа характера: демонстративный, педантичный, застревающий, возбудимый. Демонстративный характер получил свое название из-за способности людей подобного типа чрезмерно выражать свои эмоции, с точки зрения окружающих — неадекватно ситуации. У демонстративной личности развита способность вытеснять из сознания некоторые травмирующие представления: она может лгать, не сознавая, что лжет, при этом ложь демонстративной личности отличается от сознательной лжи притворяющегося человека. Человек не притворяется, а действительно в данный момент верит в то, в чем пытается убедить окружающих. Демонстративная личность глубоко вживается в требуемый ситуацией образ, ей присуща высокая артистичность в выражении любого чувства: горя, восхищения и т.д. Излюбленные образы, в которые перевоплощается демонстративная личность, — невинная жертва, человек, которого не оценили, злоупотребили его доверием, использовали его редкие душевные и интеллектуальные качества и пр.; либо благодетель человечества, уникальный специалист, нежное, тонкое существо, нуждающееся в неустанной опеке. При положительном социальном развитии демонстративная личность может стать прекрасным писателем, актером, социальным работником благодаря умению вжиться в другой образ, понять другого человека.
Противоположностью демонстративному является педантичный характер. Если демонстративная личность принимает решения стремительно, импульсивно, процесс обдумывания сведен к минимуму, то педантичная личность долго колеблется и принимает решения после тщательного обдумывания. Негативными чертами такого характера могут быть нерешительность, боязнь несчастного случая или ошибки, что вызывает необходимость постоянно проверять и перепроверять свои действия (выключен ли газ, нет ли в отчете ошибки, не грязные ли руки и пр.), если, конечно, это не единичные случаи, а устойчивое поведение. Но, как известно, наши достоинства являются продолжением наших недостатков, и педантичный характер может выразиться в таких прекрасных качествах, как пунктуальность, аккуратность, ответственность, предусмотрительность, рассудительность, забота о собственном здоровье, избежание эксцессов — словом, весь комплекс черт, которых демонстративной личности явно не хватает.
Следующий тип характера — застревающий. Для людей этого типа характерна длительная задержка сильных чувств (аффектов): ярости, гнева, страха, особенно когда они не были выражены в реальной жизни из-за каких-то внешних обстоятельств. Этот аффект может не затухать и вспыхивать с первоначальной яркостью спустя недели, месяцы, даже годы. Свои успехи застревающая личность переживает также достаточно долго и ярко. Люди этого типа отличаются обидчивостью и злопамятностью. Самыми распространенными "идеями", темами застревания являются ревность, преследование и месть. Эти люди могут сказать о себе: "Я могу простить обиду, но не забыть ее".
У возбудимых личностей так же, как у демонстративных и застревающих, часто констатируется весьма неровное течение жизни. Однако не потому, что они постоянно избегают трудностей, а потому, что часто высказывают недовольство, проявляют раздражительность и склонность к импульсивным поступкам, не утруждая себя взвешиванием последствий. Неумение управлять собой ведет к конфликтам. [5, с.64]
Способности.
Способность рассматривается как особое свойство психологической функциональной системы, выражающееся в определенном уровне ее продуктивности. Количественные параметры продуктивности системы: точность, надежность (устойчивость) и скорость функционирования. Способности измеряются путем решения задач определенного уровня трудности, разрешения ситуаций и т.д. В качестве способностей могут выступать свойства индивида и отношения личности. К свойствам индивида относится развитость системы познавательной, эмоциональной и волевой деятельности. Отношения личности включают увлеченность, сознание долга, интерес (т.е. направленность личности). Уровень способностей определяется степенью разрешимости противоречий между свойствами индивида и отношениями личности. Лучший вариант, когда есть способности к какой-либо сфере деятельности и интерес этим заниматься.
Способности подразделяются на общие и специальные. Общие способности могут предопределять склонность к довольно широкому спектру деятельности, они связаны с развитием интеллекта и особенностей личности, к которым относятся: 1) готовность к труду, потребность трудиться, трудолюбие и высокая работоспособность; 2) черты характера — внимательность, собранность, целенаправленность и наблюдательность; 3) наличие творческого мышления, гибкость ума, умение ориентироваться в сложных ситуациях, адаптивность и высокая продуктивность умственной деятельности. Общая способность выступает как социально-психологическая основа развития специальных способностей к определенному виду деятельности: музыкальной, исследовательской, преподавательской и др.
Направленность
В основе направленности личности лежит мотивация ее деятельности, поведения и удовлетворения потребностей. Направленность бывает на задачу, общение или на самого себя. Одного человека может устроить удовлетворение только физиологических потребностей и обеспечение безопасности существования. Для других, кроме этих потребностей, весьма важно удовлетворение социальных потребностей и потребностей в самовыражении, реализации творческих способностей. Задача менеджера и психолога заключается в выявлении потребностей, интересов, убеждений каждой личности и определении конкретной направленности ее мотивов.
Интеллектуальность
Известный советский психолог С. Л. Рубинштейн рассматривал интеллект как тип поведения человека — "умное поведение". Ядро интеллекта составляет способность человека выделить в ситуации существенные свойства и привести свое поведение в соответствие с ними. В этом понимании выделяются два основных компонента: интеллект как способность познавать окружающий мир и как способ регуляции поведения на основе этого познания.
Интеллект — это система психических процессов, обеспечивающих реализацию способности человека оценивать ситуацию, принимать решение и в соответствии с этим регулировать свое поведение. Интеллект особенно важен в нестандартных ситуациях как способ обучения человека всему новому. Французский психолог Ж. Пиаже считал одной из самых важных функций интеллекта взаимодействие с окружающей средой через адаптацию к ней, т.е. умение ориентироваться в условиях и соответственно строить свое поведение. Адаптация может быть двух видов: ассимиляция — приспособление ситуации через изменение условий к человеку, его индивидуальному стилю умственной деятельности и аккомодация — приспособление человека к изменяющейся ситуации через перестройку стиля мышления. Интеллект можно определить также как общую способность человека действовать целесообразно, мыслить рационально и эффективно функционировать в окружающей среде.
Эмоциональность
Со времен Платона вся психическая жизнь делится на три относительно самостоятельные сущности: ум, воля и чувства, или эмоции. Ум и воля в какой-то степени подчиняются нам, эмоции же всегда возникают и проявляются помимо нашей воли и желания. Эмоции отражают личную значимость и оценку внешних и внутренних ситуаций для жизнедеятельности человека в виде переживаний. В этом их субъективность и непроизвольность. Под умением управлять эмоциями чаще всего подразумевается умение скрывать их. Стыдно, но делается вид, что безразлично; больно, но это скрывается; обидно, но внешне только раздражение или гнев. Мы можем не показывать свои эмоции, от этого они не ослабевают, а чаще становятся еще мучительнее или принимают защитную форму агрессии. Управлять эмоциями необходимо, во-первых, для сохранения здоровья, во-вторых, для удовлетворения честолюбия.
Все эмоциональные явления делятся на аффекты, собственно эмоции, чувства, настроения и стрессовые состояния. Наиболее мощная эмоциональная реакция — аффект. Он захватывает человека целиком и подчиняет его мысли и действия. Аффект всегда ситуативен, интенсивен и относительно непродолжителен. Он наступает в результате какого-либо сильного (объективного или субъективного) потрясения. Собственно эмоции — это более длительная реакция, которая возникает не только на свершившиеся события, но главным образом на предполагаемые или вспоминаемые. Эмоции отражают событие в форме обобщенной субъективной оценки.
Чувства— устойчивые эмоциональные состояния, имеющие четко выраженный предметный характер. Это отношения к конкретным событиям или людям (возможно, воображаемым). Настроения — наиболее длительные эмоциональные состояния. Это тот фон, на котором протекают все остальные психические процессы. Настроение отражает общую установку принятия или непринятия мира. Превалирующие у данного человека настроения, возможно, связаны с его темпераментом. Стресс — неспецифическая реакция организма в ответ на неожиданную и напряженную обстановку. Это физиологическая реакция, которая выражается в мобилизации резервных возможностей организма. Реакцию называют неспецифической, так как она возникает в ответ на любое неблагоприятное воздействие — холод, усталость, боль, унижение и т •
Общительность менеджер деловой этикет психологический портрет
Общение — это чрезвычайно тонкий и деликатный процесс взаимодействия людей. В общении наиболее разнообразно раскрываются индивидуальные особенности всех участников этого процесса. Общение имеет свои функции, средства, виды, типы, каналы и фазы. Наиболее очевидной функцией общения является передача каких-то сведений, какого-то содержания и смысла. Это семантическая (смысловая) сторона общения. Эта передача влияет на поведение человека, его действия и поступки, состояние и организованность его внутреннего мира. В целом можно выделить информационную (получение сведений), познавательную, управляющую и развивающую функции общения, функцию обмена эмоциональными и вообще психическими состояниями.
Средства общения бывают вербальными (речь в разных формах) и невербальными (пантомимика, мимика, жесты и др.). Виды общения; общение двоих (диалог), общение в малой группе, в большой группе, с массой, анонимное общение, межгрупповое общение. Перечисленные виды общения относятся к непосредственному общению. Каналы общения: зрительный, слуховой, тактильный (прикосновение), соматосенсорный (ощущения своего тела). Типы общения: функционально-ролевое (начальник—подчиненный, учитель—ученик, продавец—покупатель), межличностное, деловое, раппортное (общение с односторонним доверием, например, пациент доверяет врачу). Фазы общения: планирование, вхождение в контакт, концентрация внимания, мотивационный зондаж, поддержание внимания, аргументация, фиксация результата, завершение общения.
Самооценка
На основе самопознания у человека вырабатывается определенное эмоционально-ценностное отношение к себе, которое выражается в самооценке. Самооценка предполагает оценку своих способностей, психологических качеств и поступков, жизненных целей и возможностей их достижения, а также своего места среди других людей. Самооценка может быть заниженной, завышенной и адекватной (нормальной). [6, с.22]
3. Оценка деловых качеств менеджера. Требования к современному менеджеру.
В современном понимании менеджер - это руководитель или управляющий, занимающий постоянную должность и наделенный полномочиями в области принятия решений по конкретным видам деятельности фирмы, функционирующей в рыночных условиях.
Свойственные рынку риск и неопределенность ситуации требуют от менеджеров самостоятельности и ответственности за принимаемые решения, способствуют поиску оптимальных, организационных и научно-технических решений относительно нововведений.
К менеджеру любого уровня предъявляются высокие требования, в частности, следующие:
- наличие общих знаний в области управления предприятием;
- компетентность в вопросах технологии производства в той отрасли, к которой относится фирма по виду и характеру деятельности;
- владения навыками не только администрирования, но и предпринимательства, умение владеть ситуацией на рынках, проявлять инициативу и активно перераспределять ресурсы фирмы в наиболее выгодных сферах применения;
- принятие обоснованных и компетентных решений на основе согласования с нижестоящими руководителями и работниками и распределение участия каждого в их исполнении;
- наличие практического опыта и знаний в области анализа экономической ситуации на основных рынках или их сегментах, на которых уже работает или намеревается работать;
- умение анализировать деятельность и действия фирм-конкурентов;
- умение предвидеть тенденции развития хозяйственной конъюнктуры, особенности спроса, мер государственного регулирования экономики в своей стране и в других странах, на рынках, которых фирма стремится усилить либо удержать свои позиции. И все же важнейшее требование, предъявляемое к менеджеру любого уровня, является умение управлять людьми. Сюда относятся:
- знание в совершенстве своих прямых подчиненных, их способностей и возможностей выполнения конкретной поручаемой им работы;
- знание условий, связывающих предприятие и работников, защите интересов тех и других на справедливой основе;
- устранение неспособных работников с целью сохранения единства и правильности функционирования фирмы. [3, с.54, 1, с.123, 11, с 94]
4. Деловой этикет
Рыночная экономика вызывает потребность в управляющих, которые относятся к делу творчески, хорошо информированы, умеют наилучшим образом использовать ресурсы и обеспечивать эффективность функционирования фирмы. Каждый менеджер и, прежде всего, руководитель высшего звена управления должен понимать, что их фирма осуществляет свою деятельность в рыночных условиях и целиком зависит от рынка.
Фирма, существующая благодаря работе своих сотрудников, должна проявлять заботу об удовлетворении жизненных потребностей не только клиентов-потребителей, но и своих собственных работников.
Важно отметить, что услуги американских менеджеров предлагаются фирмам и организациям, заинтересованным в профессиональном и квалифицированном администрировании, на конкретной основе.
Цель деловой жизни - с максимальной пользой реализовать свои профессиональные и личностные возможности в деятельности. Здесь много зависит от личностных свойств человека и от межличностных взаимоотношений. Часто во взаимодействии людей сталкиваются индивидуальные и групповые интересы, возникают проблемы зависимости личности от коллектива или взаимоотношения таковы, что каждый получает право на личностную свободу. Три показателя характеризуют личность: самооценка, ожидаемая оценка, оценка личностью группы. И, хочет этого человек или нет, он объективно считается с этими субъективными индикаторами степени его самоуверенности. Уверенность в себе, в своих силах и возможностях, т.е. самоуверенность, самоуважение - устойчивая черта личности и важная функция самосознания. Уверенность в себе воспитывается самим человеком, но складывается и из оценок других людей, т.е. в сравнении своих качеств с характеристиками, данными другими людьми. Самоуверенный - значит уверенный в своих деловых качествах, умение понимать людей и помогать им, в силе воли, порядочности, в искреннем желании отстаивать интересы дела, которому служишь. [6, с.88]
В деловой сфере "роль" - своего рода метафора, определяющая значение человека в своем деле, в трудовом коллективе. Роль - социальная функция личности, ее динамический статус, норма и способ поведения в зависимости от положения, позиции в обществе, межличностных отношений. Люди могут стать истинными партнерами при выполнении серьезной деловой задачи, если не будут противостоять друг другу, если будет создана атмосфера взаимопонимания и взаимопомощи. Чтобы получить эффективный результат совместной деятельности, надо бережнее, со знанием создавать коллектив. Заинтересованное сотрудничество друг с другом, основанное на полном и искреннем доверии - важнейшее условие для реализации роли члена трудового коллектива. [11, с.77]
Порой должность со своим сводом обязанностей искажает личность. Скажем, человек не выдерживает испытание властью, становится излишне самоуверенным, своим поведением подчеркивает зависимость подчиненных от его воли. Должностной статус человека объясняет, кто он, ролевой статус- то, что он делает. К этой принятой социальной психологией формуле нужно добавить - как делает. Иначе в самом понятии "роль" исчезает оценочное начало.
Есть определенные направления, по которым мы судим о том или ином человеке, но каждое из них вовсе не однозначно. Сложилось так, что оценивать деловое поведение начинают с исполнительности. До сей поры, к исполнительности относили автоматически такие качества, как старательность, аккуратность, тщательность, усидчивость, трудолюбие...
Исполнительность - это ответственность. Ответственность за исполнение принятых на предприятии норм и правил, за результаты своей работы, за успех или неудачу совместной деятельности в своем коллективе, за все, что происходит в обществе.
Следует отметить несколько советов-предупреждений психологов:
если у вас слишком независимый характер, то в сочетании с безответственностью вы рискуете стать человеком неуправляемым;
если у вас развито чувство ответственности, но вы нерешительны, то ощущения вины за несделанное у вас останется;
если вы не верите в возможность и необходимость для себя действовать самостоятельно, есть опасность стать пассивным приспособленцем;
не забывайте всегда анализировать свое поведение в сложных деловых ситуациях, где надо проявить решительность и самостоятельность.
Нужно постараться повысить самоконтроль, особенно в сложных деловых ситуациях, требующих самостоятельных решений. [10, с.66]
Есть у психологов такое понятие, как мироотношение к себе, к другим людям, к своему коллективу и его деловой деятельности. Человек, имеющий жизненный опыт, багаж нравственных и духовных ценностей не будет предъявлять завышенных требований к окружающим людям. Он проявит сдержанность и выдержку даже с людьми чрезмерно капризными и требовательными.
Линия поведения в коллективе, в совместной деятельности - важнейшая основа делового успеха, психологического комфорта, гражданской активности.
Поиск делового стиля на каждый день - это поиск оптимальных проявлений личности и личностных взаимоотношений. В одном психологическом эксперименте определенному числу людей предложили выбрать тип личности, с которым они хотели бы вместе работать. Независимо от личностных качеств большинство предпочло экстравертный тип, т.е. общительный.
Очень часто жонглируют таким понятием, как лидер, предполагая, что лидер и руководитель - это одно лицо, но зачастую это не всегда так. Дело в том, руководитель, как правило, назначается лицом вышестоящего ранга, а лидер выдвигается стихийно и, соответственно, первый обладает определенной системой установленных санкций, с помощью которых может воздействовать на подчиненных, а второму такие санкции не даны.
Настоящий лидер тот, кто часто и не подозревает о своем лидерстве. Просто ведет себя соответственно своим убеждениям, независим в суждениях и интересах, внимателен к другим, сопричастен к их проблемам, способен вести за собой. Роль лидера состоит в том, чтобы аккумулировать, соединять воедино деловые творческие устремления людей в той или иной группе.
Большую роль в формировании стратегии делового стиля играют такие психологические характеристики, как характер человека и его темперамент.
В повседневной жизни черты характера, темперамент, разнообразные свойства личности сложнейшим образом проявляются в стиле поведения и общения с окружающими людьми. Общительность без такта и деликатности превращается в навязчивость, требовательность без уважения - в нажим, прямота без чуткости - в грубость и прямолинейность. Многое зависит от конкретной ситуации. В одной ситуации (например, с родителями), человек предстает мягким и нерешительным, в другой (с подчиненными) - жестким и авторитарным.
Понятие "деловой человек" звучит весьма серьезно. К должностной характеристике предлагается сделать дополнение - деловая характеристика. Деловой человек - это толковый, умелый, предприимчивый, способный к работе, компетентный в своем деле, профессионал с широким кругозором, с высокой психологической культурой.
Регулировать свои эмоции в процессе должностной деятельности необходимо не только руководителям, но и любому человеку, находящемуся в трудовом коллективе. В повседневности следует "освобождать", "очищать" психологию любой должности от посторонних настроенческих наслоений, т.е. уметь владеть собой.
Итак, руководитель профессионален, компетентен в своей области, обладает рядом ценных качеств: энергией, принципиальностью, уверенностью. Но, оказывается этого мало. В процессе труда между людьми складываются определенные отношения, обусловленные, прежде всего, их деловыми функциями. И взаимовлияние этих отношений приводит к далеко не однозначным проявлениям деловых качеств.
Деловые отношения - это во многом и умение сопереживать, сочувствовать, внушать, но всегда с учетом эффективности общего дела. Навыки в этом плане складываются во взаимоотношениях с самим собой. И, наоборот - в процессе общения с другими человек обретает способность изменять отношение к самому себе, переоценивать свой личный опыт. Оценочный критерий здесь совершенно необходим. Он должен быть вполне осознанным, иначе не будет полезного результата.
Психологи считают, что стратегия делового стиля определяется личными качествами человека. Есть несколько типов стратегии делового стиля:
стратегия независимости - человек держится уверенно, но замкнуто и обособленно, не обращает внимания на мнения других. Такие люди любят любой успех присвоить себе;
стратегия ведомых - человек предпочитает опереться на других, робок, неуверен, безынициативен, легко отступает от своих мнений, предпочитает подчинятся;
стратегия сотрудничества - человек ведет себя активно и свободно, охотно прислушивается к предложениям других, ищет деловые совместные решения, за успехом для себя не гонятся.
Именно в поведении под влиянием конкретных социальных условий и деловых ситуаций реализуются общественные свойства личности. Коллективная деятельность позволяет наиболее полно проявить деловые качества человека. Прежде всего, это относится к организаторским способностям. Организаторский потенциал, как говорят психологи, возникает "на стыке" свойств личности, во взаимодействии ее с обществом, коллективом и объектом деятельности.
Деловые качества не могут всегда выражаться совершенно одинаково. Их проявление зависит от поставленной перед коллективом задачи, от взаимоотношений с сотрудниками, от объема должностных полномочий, наконец, от общественной оценки - признания. Каждый человек должен научится анализировать все это и делать выбор оптимальной стратегии поведения в каждой деловой ситуации.
Безусловно, общие черты делового стиля - ответственность, исполнительность, волевая активность, аккуратность и разумность. Все это в деловой повседневной практике проявляется каждым человеком в конкретной ситуации индивидуально, т.к. нет двух людей весьма похожих друг на друга. Деловой стиль проявляется во всем - в манерах, во вкусе, умении вести беседу и владеть собой.
В словесном общении, как рекомендуют социальные психологи, лицо, поза, жесты, тон голоса должны выражать вежливость. Большую роль в умении соблюдать эти правила играет психологическое самообладание, т.е. привычка периодически смотреть на себя со стороны, и сопоставлять свое впечатление о тех, с кем вступаешь в общение, с впечатлением о самом себе, своем поведении. Тогда всем деловым контактам будет сопутствовать успех.
Дисциплина в любой деловой деятельности - одна из важнейших гарантий успеха.
Если говорить о личностных критериях и предпосылках успешной деловой деятельности, то они таковы:
- индивидуальное соответствие должностному поведению;
- достаточная компетентность в своей деловой сфере;
- умение анализировать свои поведенческие и профессиональные ошибки;
- соотношение правил основных взаимоотношений с коллегами.
Деловой этикет - не второстепенная, а весьма существенная характеристика делового мира, который можно представить в виде следующих составных частей: личность делового человека, условия, в которых осуществляется то или иное дело, деловые отношения и деловой этикет.
Естественно то, что личность делового человека - ключевая фигура. В характеристике ее нужно учитывать образование, опыт, энергию, готовность идти на риск, трезвость, расчет, нестандартность мышления. Все эти качества могут привести к успеху лишь при наличии необходимых условий и обстоятельств. Деловые отношения - это отношения, складывающиеся между деловыми людьми, включающие в себя отношения партнерства, доверительности, взаимной выгоды и т.п.
Можно говорить о разных принципах делового этикета. Здесь и прагматизм, и деловой вкус, и целесообразность, и утилитарность. Но все-таки в качестве главного принципа можно назвать честность. Над дверью Лондонской биржи выбито на мраморе: "Мое слово - закон" и трактоваться может следующим образом: нет выше закона предпринимательской деятельности, чем слово, данное партнеру.
Деловой этикет - это азы бизнеса и, если деловой человек не освоил их, то его дело, как правило, основывается на "дурных инстинктах": урвать, обмануть, словчить и слукавить. Серьезный бизнесмен скорее понесет убыток, нежели нарушит деловой этикет. После убытка всегда можно добиться прибыли, но после потери установить его удается не всегда.
Деловой этикет - это совокупность правил, принципов и конкретных форм общения. Деловое общение должно отвечать целому ряду требований. Среди них ориентация на конструктивный результат, стремление разрешения конфликта, спорного положения, достижения договоренности, соглашения. В деловом общении отношение к обсуждаемой проблеме не зависит от отношения к партнеру по обсуждению.
Надо отметить, что в настоящее время возник повышенный спрос на менеджеров с широкими познаниями, которые разбираются в технологии, исследованиях и разработках так же, как в производстве, финансах, маркетинге и человеческих ресурсах. Только универсально образованный управляющий может видеть предприятие целиком и вдохнуть в него собственную уникальную культуру и систему ценностей, соответствующего времени и конкретной ситуации.
Новое поколение управляющих высшего звена, сильно отличается от тех, кто привержен старому стилю смешанных фирм. Управляющий новой волны чувствует себя уверенно в условиях диверсификации. Он может сформировать четко очерченную корпоративную структуру из, казалось бы, несовместимых кусочков. Теперь главный исполнительный директор - не единственное лицо, способное охватить деятельность компании целиком. Прошло то время, когда функционирующие вице-президенты компаний встречались и общались, только когда их собирал главный исполнительный директор. Все чаще управляющие среднего звена чувствуют необходимость широкого ведения всей компании, даже если их обязанности сосредоточены главным образом в сфере финансов или маркетинга или связаны с одной-единственной областью бизнеса или производства. Решения теперь часто принимаются группами или членами групп, которым нужно знать гораздо больше о проблемах и сферах компетенции друг друга, чем в прошлом, поскольку приходиться выходить за узкие рамки функционального разделения и номенклатуры продукции. [7, с.32, 6, 56]
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
При рассмотрении личности и коллектива в трудовой организации как объектов управления можно сделать вывод, что сюда входят различные понятия и факторы, которые необходимо учитывать. В первую очередь важна интернализация т.к. качество выполнения человеком той или иной социальной роли во многом зависит от того, насколько он понимает ее специфику и в какой степени данная роль им принимается и усваивается.
Также важным показателем той или иной профессионально-функциональной роли является состояние адаптированности личности к социально-производственным условиям труда. Адаптация основывается не только на пассивно-приспособительных, но и на активно-преобразующих связях личности с окружающей средой, представляя собой неразрывное единство тех и других форм связи.
Важной характеристикой деятельности личности, выполняющей те или иные социальные роли в системе управленческих отношений, является уровень ее притязаний. Обычно, уровень притязаний определяется, как степень трудности цели, к достижению которой стремится данная личность.
Поскольку уровень притязаний личности тесно связан с выполнением ею своих социальных ролей в производственном коллективе, рассматриваются притязания работников в отношении заработной платы, являющейся важным стимулирующим фактором их деятельности.
Еще рассматривается психологическая совместимость - это понятие можно определить, как способность членов группы (коллектива) к совместной деятельности, основанную на их оптимальном сочетании.
Немало важную роль играет и социально - психологический климат в коллективе самым общим образом его можно охарактеризовать как психологическое состояние, интегрированным образом отражающее особенности его жизнедеятельности. Это состояние включает в себя когнитивный и эмоциональный компоненты, оно также характеризуется различной степенью осознания.
Также необходимо сказать, что существует теория взаимоотношения личность - коллектив. Здесь описывается основной принцип человеческого общения, проблемы взаимоотношений личности и группы, проблемы общности в социальной психологии, а так же понятие единства развития личности и психики человека, понятие и структура малых групп в психологии менеджмента и мотивация как фактор управления личностью.
БИБЛИОГРАФический список
Веснин В.Р. Управление персоналом. Учебник. М., Проспект,2007.
Волкогонова О.Д., Зуб А.Т. Управленческая психология. М., ИНФРА-М, 2005.
Джурабаев К. Т., Гришин А. Т., Джурабаева Г.К. Производственный мнеджмент: Учеб. пособие. М.: КНОРУС, 2005.
Ермаков В.В. Менеджмент организации. М.: МПСИ, 2005.
Кабушкин Н.И. Основы менеджмента. Учебное пособие. М., Новое знание, 2006.
Лавриненко В.Н. Психология и этика делового общения. Учебник. М., ЮНИТИ, 2006.
Лукичева Л.И. Управление организацией. М. ОМЕГАЛ, 2005.
Менеджмент. Учебник. Под ред. М.М.Максимцова и др. М., ЮНИТИ, 2006.
Управление организацией: Учебник. Под ред. А.Г. Поршнева, З.П. Румянцевой и Н.А. Саломатина. М.: ИНФРАМ, 2005.
Кибанов А.Я. Экономика и социология труда. ИНФРА-М. 2010 г.
Рофе А.И. Экономика труда. КноРус. 2010 г.