Федеральная таможенная служба
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Российская таможенная академия»
Владивостокский филиал
Кафедра экономики таможенного дела
Курсовая работа
По дисциплине «Таможенная статистика»
на тему: «Статистический анализ таможенных платежей на примере Дальневосточного таможенного управления»
Студента
Черний Н.Л.
группа 251я
экономического факультета
Руководитель:
Поштакова Г.А.
Владивосток 2010
Содержание
Введение
1. Статистический учет таможенных платежей в специальной таможенной статистике
1.1 Предмет и задачи специальной таможенной статистики
1.2 Таможенные платежи: их виды и способы классификации
1.3 Статистика таможенных платежей
2. Исследование таможенных платежей на примере ДВТУ
2.1 Общая характеристика объемов таможенных платежей, перечисленных в период 2005 – 2009 гг.
2.2 Статистический анализ таможенных платежей в период 2005 – 2009 гг.
3. Исследование тенденции и построение прогноза сумм таможенных платежей, перечисленных в федеральный бюджет, методом аналитического выравнивания
Заключение
Список используемой литературы
Введение
Как известно, основными источниками пополнения доходной части федерального бюджета в Российской Федерации на сегодняшний день являются налоговые доходы бюджета. В период с 1995 года и по сегодняшний день на их долю приходится до 50% доходной части. Не удивительно, что налоговая система России на протяжении последних семи лет остается одной из самых популярных в политических кругах, обсуждаемых в научной среде, и отменно разработанной с теоретической и практической сторон. В то же время нельзя забывать, что налоговые доходы федерального бюджета состоят не только из федеральных налогов и сборов, а включают в себя еще таможенные пошлины, таможенные сборы, акцизы и НДС.
Объектом исследования работы являются таможенные платежи, перечисляемые в Федеральный бюджет Российской Федерации Дальневосточным таможенным управлением.
Целями курсовой работы являются систематизация и закрепление теоретических знаний по методологии статистики таможенной деятельности; приобретение навыков самостоятельного проведения расчетов, анализа, прогнозирования и поиска резервов по изучаемой теме.
Основные задачи курсовой работы:
- изучение методологии статистического учета;
- построение системы статистических и аналитических показателей по изучаемой теме;
- правильный выбор статистических методов для проведения расчетов, прогнозирования или поиска резервов;
- анализ полученных результатов и формирование аргументированных выводов.
В первой главе работы на основе нормативно-правовой базы будут рассмотрены следующие вопросы: современная структура таможенных платежей, их основные виды, характеристики, способы классификации. Вторая глава содержит в себе общую характеристику объемов таможенных платежей, перечисленных Дальневосточным таможенным управлением в разрезе по таможням в период за 2005 - 2009 год. Далее будет произведен анализ таможенных платежей, полученных ДВТУ за период 2005-2009 гг., и факторов, определяющих их величину. И, наконец, в 3 главе будет проведено исследование тенденции и построение прогноза сумм таможенных платежей, взимаемых ДВТУ в 2010 году методом аналитического выравнивания по прямой.
Методологической базой для написания работы послужили различные источники: нормативно-правовая база РФ, учебные пособия, материалы конференций, данные отдела статистики ДВТУ, периодические издания – журналы, статистические сборники, страницы Internet.
1. Статистический учет таможенных платежей в специальной таможенной статистике
1.1 Предмет и задачи специальной таможенной статистики
В соответствии со ст. 48 Таможенного кодекса Таможенного союза таможенными органами ведется специальная таможенная статистика. Специальная таможенная статистика представляет собой совокупность систематизированных сведений по различным направлениям деятельности таможенных органов Российской Федерации (далее - таможенные органы), предназначенных для оптимизации их деятельности, не связанных с ведением таможенной статистики внешней торговли Российской Федерации, а также взаимной торговли Российской Федерации и других государств - членов Таможенного союза.
Данные специальной таможенной статистики используются исключительно в таможенных целях для обеспечения решения задач, возложенных на таможенные органы. Порядок ведения специальной таможенной статистики устанавливается ФТС России.
Предметом специальной таможенной статистики является наблюдение и изучение деятельности таможенных органов, а также выражение этой деятельности в фактических данных в виде статистического или бухгалтерского учета.1
Показатели специальной таможенной статистики – это фактические данные, полученные в результате статистического или бухгалтерского учета в сфере таможенного дела. Они могут быть составной частью системы показателей статистики внешней торговли или статистики национальной экономики.
Например:
- ввоз и вывоз свободно конвертируемой валюты российскими гражданами при пересечении таможенной граница РФ (часть платежного баланса России, который входит в систему показателей национальной экономики);
- таможенные платежи, перечисленные в федеральный бюджет (также элемент системы показателей национальной экономики).
Однако итоги декларирования – показатели статистики декларирования – входят только в систему показателей специальной таможенной статистики, имеют специфический смысл и для национальной экономики интереса не представляют.
Критериями отбора показателей форм отчетности являются возможность проведения с их помощью качественного анализа и обоснованность выводов, которые можно сделать на основе такого анализа.
В специальной таможенной статистике методология в целостном и законченном виде пока не существует, поскольку постоянно изменяются как сами формы отчетности, так и методические указания и рекомендации, прилагаемые к этим формам2.
В для оперативного информирования руководства о результатах деятельности таможенной службы действует приказ ФТС России от 28.12.2009 № 2407 «Об отчетности таможенных органов по основным направлениям деятельности перед ФТС России в 2010 году». Такой приказ издается каждый год.
Нормативными актами ФТС России формирование достоверной исходной статистической информации возложено на таможенные посты и таможни. Оттуда вся имеющаяся информация направляется в вышестоящие таможенные органы как в виде первичных документов, так и в виде установленных форм отчетности. Поэтому методика формирования специальной статистической отчетности должна соответствовать нормам и правилам заполнения грузовых таможенных деклараций, таможенных приходных ордеров, транзитных деклараций и иных документов, используемых в качестве источников первичной информации.
Главная задача специальной таможенной статистики – это организация глубокого и всестороннего анализа конкретных направлений деятельности таможенных органов для наиболее эффективного использования инструментов таможенного контроля и регулирования ВЭД на таможенной территории РФ, а также для ускорения внешнеторгового оборота страны и увеличения платежей, перечисляемых в федеральный бюджет.
Объекты учета специальной таможенной статистики совпадают с основными направлениями деятельности таможенных органов. К ним относятся:
взимание таможенных платежей;
контроль таможенной стоимости;
валютный контроль;
система управления рисками;
таможенные процедуры;
оперативно-розыскная деятельность;
борьба с преступлениями и административными правонарушениями в таможенной сфере;
профессиональная подготовка должностных лиц;
технические средства таможенного контроля;
другие направления деятельности.3
Классификация статистических форм отчетности по направлениям деятельности достаточно условна, так как многие отчеты носят комплексный характер и содержат показатели по нескольким направлениям.
По срокам статистические формы отчетности подразделяются:
декадные;
ежемесячные;
квартальные;
полугодовые;
годовые.
Основные направления ведомственной статистической отчетности таможенной службы России определяются практически ежегодно соответствующим нормативным актом. По мере развития таможенного дела происходят изменения и в специальной таможенной статистике. При этом совершенствуются формы отчетности, методы сбора, передачи и обработки информации, вводятся новые отчеты и упраздняются отчеты, утратившие свою актуальность, изменяются сроки отчетности.4
1.2 Таможенные платежи: их виды и способы классификации
В соответствии со ст. 70 Таможенного кодекса Таможенного союза к таможенным платежам относятся:
1) ввозная таможенная пошлина;
2) вывозная таможенная пошлина;
3) налог на добавленную стоимость, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию таможенного союза;
4) акциз (акцизы), взимаемый (взимаемые) при ввозе товаров на таможенную территорию таможенного союза;
5) таможенные сборы.
Таможенная пошлина
Таможенная пошлина – обязательный платеж в федеральный бюджет, взимаемый таможенными органами при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации или вывозе товаров с этой территории, а также в иных случаях, установленных таможенным законодательством Российской Федерации, в целях таможенно-тарифного регулирования внешнеторговой деятельности в экономических интересах Российской Федерации ТК ТС выделяет самостоятельные группы таможенных пошлин: ввозные и вывозные. Однако Закон РФ «О таможенном тарифе» подразумевает под понятием «пошлина» не только ввозную и вывозную таможенные пошлины, но и иные виды пошлин, взимаемых таможенными органами: сезонные, специальные, антидемпинговые, компенсационные.
В рамках таможенного законодательства, законодательства РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, законодательства РФ о мерах по защите экономических интересов РФ при осуществлении внешней торговли проводится следующая классификация таможенных пошлин (риc. 1.1, 1.2, 1.3).
Рис. 1.1. Классификация таможенных пошлин в зависимости от направления перемещения товаров и транспортных средств
Рис. 1.2. Классификация
таможенных
пошлин в зависимости
от
способа
взимания
Рис. 1.3. Классификация
таможенных
пошлин в зависимости
от страны
происхождения
товаров
Плательщиками таможенных пошлин, налогов являются декларант или иные лица, на которых в соответствии с ТК ТС, международными договорами государств - членов таможенного союза и (или) законодательством государств - членов таможенного союза возложена обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов.5
Акциз
К таможенным платежам относится также акциз – косвенный налог, применяемый к товарам повышенного спроса, включаемый в цену товара и уплачиваемый при ввозе, производстве и реализации товара.
Налогоплательщиками акциза являются организации, индивидуальные предприниматели, если они совершают операции, подлежащие налогообложению в соответствии с гл. 22 НК РФ. А также лица, признаваемые налогоплательщиками в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ, согласно ТК ТС, то есть, те же лица, что и лица ответственные за уплату таможенных пошлин. Объектом налогообложения для данного вида налога, соответственно, является перемещение товаров через таможенную границу Российской Федерации.
В налоговую базу для обложения акцизами включаются в соответствии со ст. 191 НК РФ объем подакцизных товаров в натуральном выражении. Налогообложение подакцизных товаров осуществляется по налоговым ставкам, установленным в ст. 193 НК РФ.6
Ставки акцизов являются едиными и не подлежат изменению в зависимости от лиц, перемещающих товары через таможенную границу, видов сделок, страны происхождения товаров.
Налог на добавленную стоимость
Налог на добавленную стоимость (НДС) как говорилось выше, наряду с таможенной пошлиной, акцизом относится к таможенным платежам. Уплачивается в соответствии с НК РФ. Лицами ответственными за уплату являются те же лица, что и лица ответственные за уплату таможенных пошлин. Объект налогообложения - перемещение товаров через таможенную границу Российской Федерации. При исчислении величины НДС, подлежащего уплате, в качестве основы используется суммарная величина, включающая три стоимостных элемента: таможенную стоимость товара (ТС); таможенную пошлину (ТП), рассчитанную с помощью либо адвалорной, либо специфической, либо смешанной (комбинированной) ставок; величину акциза (А). Регулирование НДС осуществляется в соответствии с положениями гл.21 НК РФ, а в соответствии с НК РФ и ТК ТС, взимание НДС осуществляют таможенные органы.
При обложении НДС товаров, перемещаемых через таможенную границу РФ, действуют три вида ставок: нулевая, 10 % и 18 % (ст. 164 НК РФ). НДС на импортируемые товары выполняет две функции: во-первых, регулирование внешнеэкономической деятельности с целью создания равных условий для конкуренции отечественных и импортных товаров на внутреннем рынке; во-вторых, фискальную, - пополнение доходной части федерального бюджета.
Таможенный сбор
Таможенными сборами являются обязательные платежи, взимаемые таможенными органами за совершение ими действий, связанных с выпуском товаров, таможенным сопровождением товаров, а также за совершение иных действий, установленных настоящим ТК и (или) законодательством государств - членов таможенного союза. Виды и ставки таможенных сборов устанавливаются законодательством государств - членов таможенного союза.
Плательщики таможенных сборов, сроки уплаты таможенных сборов, порядок их исчисления, уплаты, возврата (зачета) и взыскания, а также случаи, когда таможенные сборы не подлежат уплате, определяются настоящим ТК ТС и (или) законодательством государств - членов таможенного союза.7
Следовательно, понятие таможенных платежей объединяет различные по своей природе и назначению налоги и сборы. В связи с этим возникает необходимость их классификации (см. таблицу 1.1).
Таблица 1.1 Классификация таможенных платежей
Критерий классификации | Таможенные пошлины | НДС и Акцизы | Таможенные сборы |
по функциональному назначению | регулирующая, защитная и фискальная | предоставляет иностранным товарам равный налоговый режим с отечественными товарами на внутреннем рынке страны | оплаты услуг, оказываемых таможенными органами |
по месту в системе налогов и сборов | налоговый характер | налоговый характер | неналоговый характер |
по факту перемещения через таможенную границу | непосредственно связанные с перемещением через таможенную границу | непосредственно связанные с перемещением через таможенную границу | непосредственно не связанные с перемещением через таможенную границу |
по способу установления и регламентации применения | определяются таможенным законодательством | определяются таможенным и налоговым законодательством |
определяются таможенным законодательством |
по виду ставок | определяется в процентном отношении от определенной базы исчисления (как правило, таможенной стоимости) | определяется в процентном отношении от определенной базы исчисления (как правило, таможенной стоимости) | определяется в абсолютных суммах |
Таким образом, таможенные платежи — федеральные налоги и сборы, взимаемые таможенными органами при пересечении товарами таможенной границы РФ и при оказании участникам ВЭД таможенных услуг, имеющих назначение формировать доходы федерального бюджета, регулировать ввоз и вывоз товаров через таможенную границу РФ, компенсировать затраты таможенных органов на оказание таможенных услуг.
1.3 Статистика таможенных платежей
Назначение статистики таможенных платежей:
- контроль за перечислением таможенных платежей в федеральный бюджет;
- выявление резервов по увеличению перечисляемых платежей.
В соответствии со ст. 70 ТК ТС к объектам статистики таможенных платежей относится:
1) ввозная таможенная пошлина;
2) вывозная таможенная пошлина;
3) налог на добавленную стоимость, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию таможенного союза;
4) акциз (акцизы), взимаемый (взимаемые) при ввозе товаров на таможенную территорию таможенного союза;
5) таможенные сборы.8
Таможенные платежи взимаются, если они установлены в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Для того, чтобы товар, перемещаемый через таможенную границу, был выпущен в свободное обращение, участнику внешнеэкономической деятельности следует осуществить уплату таможенных платежей.
Участник ВЭД (декларант, таможенный брокер) самостоятельно рассчитывает сумму, необходимую для уплаты таможенных платежей, исчисляемую в соответствии с таможенной стоимостью товаров посредством выбранного метода определения таможенной стоимости, который прописан в законе «О таможенном тарифе» и (или) их количеством.
Затем данная сумма указывается в грузовой таможенной декларации (далее ГТД) в графе № 47 «Исчисление платежей», где указываются виды платежа, основа начисления, ставки и итоговая сумма по каждому платежу, которая впоследствии суммируется и подлежит уплате. Исчисление сумм подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов производится в валюте РФ. С данной ГТД участник ВЭД обращается в таможенный орган и заявляет таможенную стоимость при декларировании товаров. Заявляемая декларантом таможенная стоимость товаров и представляемые ими сведения, относящиеся к ее определению, должны быть основаны на достоверной и документально подтвержденной информации.
После того, как таможенным органом определена точная сумма начисленных и подлежащих к уплате денежных средств, участник ВЭД производит их оплату в наличной или безналичной форме расчета в банке либо в любой другой кредитной организации в кассу или на счет таможенного органа, открытый для этих целей в соответствии с законодательством РФ, после чего получает платежное поручение, с которым приходит в таможенный орган.9
Сбор и формирование данных специальной таможенной статистики осуществляется на основании сведений, содержащихся в ГТД, ТПО и иных платежных документах. Формирование данных осуществляется в соответствии с правовыми актами, устанавливающими формы, разработка которых осуществляется структурными подразделениями ФТС России в целях информирования руководства ФТС России и других федеральных органов исполнительной власти о результатах деятельности ФТС России.
Для подготовки форм используется формуляр-образец статистической отчетности, устанавливающий определенные требования к их оформлению. Основные требования, предъявляемые к внешнему виду форм:
указывать наименование формы и период, за который (или дата, на которую) представляется статистическая информация;
включать в свой состав:
номер формы,
реквизиты адресной части (кто, кому и в какие сроки представляет форму) и периодичности представления информации,
содержательную часть в виде таблицы, которая может состоять из разделов и подразделов,
указания по заполнению формы, где описываются особенности формирования статистических показателей и представления данных, в том числе ссылки на правовые акты, которыми установлен порядок ее заполнения,
фамилию и инициалы должностного лица, ответственного за составление формы, номер его контактного телефона.
Реквизиты форм могут содержать секретную или служебную информацию ограниченного распространения, перечень которой определяется законодательством Российской Федерации.
Таможенные органы представляют данные специальной таможенной статистики в структурные подразделения ФТС России в сроки, утвержденные правовым актом, устанавливающим формы. Указанные сведения направляются как с использованием факсимильной, почтовой связи (бумажные и магнитные носители информации), так и электронным способом с использованием информационных систем, информационных технологий, средств их обеспечения и программных технических средств защиты информации.
Структурные подразделения ФТС России формируют сводные данные специальной таможенной статистики и представляют их руководству ФТС России, другим структурным подразделениям ФТС России, а также иным федеральным органам исполнительной власти в целях исполнения единовременных (разовых) запросов либо в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.10
Рассмотрим некоторые формы отчетности статистики таможенных платежей.
Форма № 11 – долг «Сведения о задолженности участников ВЭД».
В статистической форме отчетности №11- ДОЛГ «Задолженность участников ВЭД» (далее - форма 11 - ДОЛГ) таможенными органами ведется учет информации о задолженности по уплате таможенных пошлин, налогов, сборов и по пеням, возникшей в связи с неисполнением обязанности уплачивать такие платежи и пени по товарам, перемещаемым через таможенную границу Российской Федерации, а также о текущем состоянии такой задолженности на последнее число отчетного месяца.
Форму 11 - ДОЛГ заполняют ежемесячно, по состоянию на последнее число отчетного месяца. Таможни представляют информацию в вышестоящее региональное таможенное управление до 5 числа месяца, следующего за отчетным. Региональные таможенные управления производят обобщение представленной информации по региону и формируют региональную форму отчетности с разбивкой по таможням. Региональные таможенные управления и таможни, непосредственно подчиненные ФТС России, представляют информацию по форме в Главное управление федеральных таможенных доходов и тарифного регулирования ФТС России до 10 числа месяца, следующего за отчетным. Данные представляются в электронном (dbf-формате) и бумажном виде. Региональные таможенные управления и таможни, непосредственно подчиненные ФТС России, направляют данные в электронном виде в ГНИВЦ ФТС России.
Форма № 24 – БГ «Сведения о принятых и продленных банковских гарантиях и банковских гарантиях, по которым обязательства гарантов прекращены до истечения срока действия банковских гарантий за период с____по____200__г.»
Форма № 24-БГ является ежедекадной формой статистической отчетности. В отчет включаются банковские гарантии, принятые таможенным органом с 1 по 10 число (1 декада), с 11 по 20 число {2 декада), с 21 по 31 число (3 декада) каждого месяца. Таможни не позднее 3-го, 13-го и 23-го числа каждого месяца направляют в вышестоящие региональные таможенные управления отчеты в электронном виде и бумажном носителе по установленной форме. Региональные таможенные управления производят обобщение предоставленной информации по региону и формируют региональную форму отчетности с разбивкой по таможням.
Региональные таможенные управления и таможни, непосредственно подчиненные ФТС России, не позднее 5-го, 15-го и 25-го числа каждого месяца направляют в ФТС России (Главное управление федеральных таможенных доходов и тарифного регулирования) сводные отчеты по установленной форме в электронном виде и на бумажном носителе.
Электронные файлы в формате Microsoft Excel направляются в отдел учета и контроля за применением обеспечения уплаты таможенных платежей ГУФТДиТР.11
Таким образом, помимо статистики внешней торговли таможенная служба России устанавливает порядок формирования и ведет специальную таможенную статистику, данные которой используются исключительно в таможенных целях для обеспечения решения задач, возложенных на таможенные органы.
Формирование достоверной исходной статистической информации возложено на таможенные посты (таможни). Оттуда вся имеющаяся информация направляется в вышестоящие таможенные органы как в виде первичных документов (ГТД, ТПО, ТД и пр.), так и в виде установленных форм отчетности.
Предметом специальной таможенной статистики является изучение деятельности таможенных органов, выраженной статистическими показателями. Показатели специальной таможенной статистики - это фактические данные, полученные в результате статистического или бухгалтерского учета в сфере таможенного дела.
По срокам статистические формы отчетности могут быть декадными, ежемесячными, квартальными, полугодовыми, годовыми.
Объекты учета специальной таможенной статистики совпадают с основными направлениями деятельности таможенных органов: взимание таможенных платежей; контроль таможенной стоимости; валютный контроль и др.
статистика прогноз таможня платеж
2. Исследование таможенных платежей на примере ДВТУ
2.1 Общая характеристика объемов таможенных платежей, перечисленных в период 2005 – 2009 гг.
Одной из составляющих доходной части федерального бюджета являются таможенные платежи. По оценкам специалистов таможенные платежи составляют более 50% доходной части федерального бюджета. Поступления таможенных платежей в федеральный бюджет в 2009 году составило 115 821,11 тыс. руб. Проанализировав сведения таблицы 2.1, видим, что в 2006 году наблюдается увеличение сумм таможенных платежей, перечисленных в федеральный бюджет на 28% по сравнению с 2005 годом. Такая же тенденция продолжается в 2007 году (+22%) и в 2008 году (+27%). Однако в 2009 году отмечается резкий спад данного показателя на 56 %.
Сведения о таможенных платежах, перечисленных в федеральный бюджет по данным ДВТУ в 2005-2009 годах представлены в таблице 2.1.
Таблица 2.1 Сведения о таможенных платежах (тыс. руб.), перечисленных в федеральный бюджет по данным ДВТУ в период 2005-2009 гг.
ИТОГО ДВТУ | Сведения о таможенных платежах, перечисленных в федеральный бюджет за период 2005-2009 г.г. | ||||
2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | |
Всего в бюджет (тыс. руб.) | 74 473,79 | 102 767,50 | 131 226,83 | 180 763,15 | 115 821,11 |
в т.ч.: | |||||
вывозная пошлина (тыс. руб.) | 24 780,31 | 32 291,00 | 35 306,73 | 55 558,37 | 47 330,29 |
ввозная пошлина (тыс. руб.) | 20 876,42 | 26 695,99 | 34 322,08 | 44 337,22 | 25 278,61 |
НДС (тыс. руб.) | 24 467,66 | 32 322,25 | 44 923,97 | 60 674,64 | 35 623,42 |
Акциз при ввозе(тыс. руб.) | 1 071,63 | 1 080,19 | 1 721,38 | 2 568,45 | 256,86 |
Таможенные сборы (тыс. руб.) | 3 277,78 | 1 139,06 | 1 329,97 | 1 425,49 | 1 011,65 |
В таблице 2.1 представлена сведения таможенных платежах, перечисленных в федеральный бюджет в 2005-2009 годах.
На рис.2.1. приведена динамика уплаты таможенных платежей по видам. Наглядно можно увидеть, что с 2005 года по 2008 год наблюдается увеличение поступления платежей в федеральный бюджет на 23 460,80 тыс. руб. В 2009 году происходит резкий спад уплаты таможенных платежей.
Рис.2.1. Динамика перечисления платежей в федеральный бюджет по данным ДВТУ за 2005-2009 г.г.
Можно сделать вывод, что перечисление таможенных платежей в федеральный бюджет резко снизилось из-за сложившейся ситуации в Дальневосточном федеральном округе в 2009 году. Адвалорная ставка импортных пошлин на новые автомобили была повышена с 25 до 30 процентов от таможенной стоимости. Специфическая составляющая пошлины в евро за 1 куб. см. увеличена в зависимости от объема двигателя.
При этом подержанные автомобили, эксплуатирующиеся не более 5 лет, облагаются также по повышенным ставкам: вместо прежних 25 процентов - 30-35 процентов от таможенной стоимости при одновременном росте специфической ставки пошлины. Больше всего это оказало влияние на Приморский край. Из-за этого во Владивостокской таможне оформлялось меньше автотранспортных средств, что значительно снизило суммы уплаты таможенных платежей.
2.2 Статистический анализ таможенных платежей в период 2005 – 2009 гг.
Таможенные платежи определяются как сумма ввозной и вывозной таможенной пошлины, НДС, акциза, сборов за таможенное оформление и прочих поступлений. Динамику таможенных платежей ДВТУ по их видам по кварталам за 2005-2009 гг. можно наблюдать в таблице 2.2.
Таблица 2.2
Перечисление
платежей таможнями
ДВТУ в
2005-2009 гг. по
видам платежей,
млн. руб.
Период | Вывозная пошлина | Ввозная пошлина | НДС | Акциз | Таможенные сборы и иные платежи | Итого |
1 кв. 2005 | 3777,91 | 3810,34 | 4384,07 | 174,38 | 524,87 | 12671,57 |
2 кв. 2005 | 5393,63 | 4782,46 | 5598,09 | 281,09 | 762,12 | 16817,39 |
3 кв. 2005 | 5879,69 | 5958,52 | 7028,03 | 308,01 | 953,68 | 20127,93 |
4 кв. 2005 | 9729,08 | 6325,1 | 7457,47 | 308,15 | 1037,11 | 24856,91 |
За 2005 год | 24780,31 | 20876,42 | 24467,66 | 1071,63 | 3277,78 | 74473,79 |
1 кв. 2006 | 7182,1 | 5584,91 | 6864,59 | 239,2 | 1280,91 | 21151,71 |
2 кв. 2006 | 8918,55 | 6194,31 | 7382,65 | 251,38 | 2190,58 | 24937,47 |
3 кв. 2006 | 8569,66 | 7858,1 | 8971,08 | 302,85 | 2835,94 | 28537,63 |
4 кв. 2006 | 7623,6 | 7057,43 | 9102,95 | 286,6 | 4069,66 | 28140,24 |
За 2006 год | 32293,91 | 26694,75 | 32321,27 | 1080,03 | 10377,09 | 102767,05 |
1 кв. 2007 | 6181,11 | 5541,62 | 7423,81 | 311,91 | 2263,419 | 21721,87 |
2 кв. 2007 | 6917,82 | 8095,38 | 10300,5 | 475,88 | 3380,76 | 29170,34 |
3 кв. 2007 | 9830,76 | 10496,29 | 13946,31 | 462,16 | 3874,02 | 38609,54 |
4 кв. 2007 | 12377,06 | 10188,78 | 13253,35 | 471,42 | 5434,47 | 41725,08 |
За 2007 год | 35306,751 | 34322,07 | 44923,97 | 1721,37 | 14952,669 | 131226,83 |
1 кв. 2008 | 10431,79 | 9033,07 | 11978,23 | 517,88 | 3574,33 | 35535,3 |
2 кв. 2008 | 14211,65 | 11025,51 | 15152,81 | 724,88 | 4588,19 | 45703,04 |
3 кв. 2008 | 18660,42 | 12109,87 | 16472,62 | 746,28 | 4201,42 | 52190,61 |
4 кв. 2008 | 12254,49 | 12168,75 | 17070,94 | 579,42 | 5260,63 | 47334,23 |
За 2008 год | 55558,35 | 44337,2 | 60674,6 | 2568,46 | 17624,57 | 180763,18 |
1 кв. 2009 | 7860,23 | 3110,21 | 5456,08 | 30,08 | 130,36 | 23382,80 |
2 кв. 2009 | 9634,56 | 5345,89 | 7237,56 | 33,56 | 210,85 | 26126,71 |
3 кв. 2009 | 15673,16 | 9341,04 | 13810,78 | 116,01 | 377,80 | 34491,72 |
4 кв. 2009 | 14162,34 | 7481,47 | 9119,00 | 77,21 | 292,64 | 31819,88 |
За 2009 год | 47330,29 | 25278,61 | 35623,42 | 256,86 | 1011,65 | 115 821,11 |
Несомненно, в 2009 г. наибольший удельный вес в структуре таможенных платежей ДВТУ занимает таможенная пошлина – 66%, которая подразделяется на ввозные пошлины – 23% и вывозные – 43%. Практически все товары, ввозимые в Российскую Федерацию, облагаются НДС, вследствие чего его доля составляет 33%. 1% структуры берут на себя таможенные сборы и иные платежи и всего 0% – акциз (рис. 2.2).
Рис.2.2. Структура таможенных платежей ДВТУ в 2009г.
Исследуем таможенные платежи на коэффициенты роста, которые характеризуют интенсивность динамики пополнения Федерального бюджета РФ относительно предыдущего периода.
Таблица 2.3 Коэффициенты роста таможенных платежей ДВТУ за 2005-2009 гг. по видам платежей
Период | Вывозная пошлина | Ввозная пошлина | НДС | Акциз | Таможенные сборы и иные платежи |
1 кв. 2005 | - | - | - | - | - |
2 кв. 2005 | 1,43 | 1,26 | 1,28 | 1,61 | 1,45 |
3 кв. 2005 | 1,09 | 1,25 | 1,26 | 1,10 | 1,25 |
4 кв. 2005 | 1,65 | 1,06 | 1,06 | 1,00 | 1,09 |
1 кв. 2006 | 0,74 | 0,88 | 0,92 | 0,78 | 1,24 |
2 кв. 2006 | 1,24 | 1,11 | 1,08 | 1,05 | 1,71 |
3 кв. 2006 | 0,96 | 1,27 | 1,22 | 1,20 | 1,29 |
4 кв. 2006 | 0,89 | 0,90 | 1,01 | 0,95 | 1,44 |
1 кв. 2007 | 0,81 | 0,79 | 0,82 | 1,09 | 0,56 |
2 кв. 2007 | 1,12 | 1,46 | 1,39 | 1,53 | 1,49 |
3 кв. 2007 | 1,42 | 1,30 | 1,35 | 0,97 | 1,15 |
4 кв. 2007 | 1,26 | 0,97 | 0,95 | 1,02 | 1,40 |
1 кв. 2008 | 0,84 | 0,89 | 0,90 | 1,10 | 0,66 |
2 кв. 2008 | 1,36 | 1,22 | 1,27 | 1,40 | 1,28 |
3 кв. 2008 | 1,31 | 1,10 | 1,09 | 1,03 | 0,92 |
4 кв. 2008 | 0,66 | 1,00 | 1,04 | 0,78 | 1,25 |
1 кв. 2009 | 0,64 | 0,26 | 0,32 | 0,05 | 0,02 |
2 кв. 2009 | 1,22 | 1,72 | 1,33 | 1,11 | 1,62 |
3 кв. 2009 | 1,63 | 1,75 | 2,53 | 3,46 | 1,79 |
4 кв. 2009 | 0,90 | 0,80 | 0,66 | 0,67 | 0,77 |
Анализируя динамику вывозной таможенной пошлины (рис. 2.3) с 2005 по 2008 гг., а ею облагаются вывозимые за пределы таможенной территории Российской Федерации биологические ресурсы (рыба, моллюски, ракообразные), минеральные ресурсы, изделия из них и лом (нефтепродукты, древесина, черные и цветные металлы), можно заметить наметившуюся тенденцию увеличения поступлений данных платежей в Федеральный бюджет Российской Федерации. Об этом также говорят рассчитанные в таблице 2.3 цепным способом коэффициенты роста, большинство из которых больше 1. В 2009 году сумма вывозной таможенной пошлины, перечисленной в Федеральный бюджет, снизилась. Об этом говорит коэффициент роста – 0,85<1. Средний абсолютный прирост за квартал составил 546,55 млн. руб., средний коэффициент роста равен 1.
Рис. 2.3. Динамика изменения вывозной таможенной пошлины в ДВТУ за 2005-2009 гг.
Согласно рисунка 2.4 ежеквартально с 2005 по 2008 гг. происходит увеличение поступлений таможенных платежей в Федеральный бюджет Российской Федерации в виде ввозной таможенной пошлины и НДС, которым облагаются товары, ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации в соответствии с принципом национального режима по отношению к иностранным товарам. Рассчитанные в таблице 2.3 цепным способом коэффициенты роста подтверждают тенденцию роста данных платежей. На рисунке 2.4 также можно заметить пропорциональный рост данных платежей, особенно это заметно начиная со второго квартала 2006 г. и по четвертый квартал 2008 г. Это объясняется тем, что базой начисления НДС является величина таможенной стоимости и ввозной таможенной пошлины. Но 2009 году резко уменьшилась сумма НДС и ввозной таможенной пошлины, перечисленной ДВТУ в Федеральный бюджет. Об этом также говорит коэффициент роста НДС – 0,59<1, а по ввозной таможенной пошлине равен 0,57. Средний абсолютный прирост ввозной таможенной пошлины за квартал составил 193,22 млн. руб., а по НДС 249,21 млн. руб., средний коэффициент роста ввозной таможенной пошлины равен 1, а для НДС 1.
Рис. 2.4. Динамика изменения ввозной таможенной пошлины и НДС в ДВТУ за 2005-2009 гг.
С 2005 по 2008 гг. динамика перечисления акциза, а им облагаются ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации автомобили и мотоциклы, алкогольные напитки, табачная продукция, и таможенных сборов на рисунке 2.5 можно предположить тенденцию увеличения поступления средств в Федеральный бюджет Российской Федерации. Об этом также можно судить по рассчитанным в таблице 2.3 цепным способом коэффициентам роста. Но в 2009 году перечисления акциза и таможенных сборов наблюдается снижение поступления средств в Федеральный бюджет Российской Федерации. Средний абсолютный прирост акциза, взимаемого при ввозе, за квартал составил -5,11 млн. руб., а таможенных сборов составил -12,22 млн. руб., средний коэффициент роста акциза равен 0,99 и таможенных сборов – 0,99.
Рис. 2.5. Динамика
изменения
акциза и таможенных
сборов в ДВТУ
за
2005-2009гг.
Таким образом, можно сделать вывод, что размер таможенных платежей напрямую зависит от таких факторов, как:
для таможенной пошлины:
- режим, под который помещается товар при перемещении его через таможенную границу Российской Федерации;
- сезон перемещения товара и страна происхождения товара: применение минимальной, преференциальной и максимальной ставки таможенной пошлины;
- количество товара в натуральном выражении и ставка пошлины при взимании специфической таможенной пошлины, таможенная стоимость и процентная ставка адвалорной пошлины, а сама ставка пошлины может дифференцироваться в зависимости от степени переработки товара. Зависимость изменения сумм таможенных платежей от товарооборота наглядно показывают рисунки 2.6 и 2.7;
для акциза – количество товара в натуральном выражении и ставка акциза, указанная в Налоговом кодексе Российской Федерации;
для НДС – основа начисления налога и ставка налога на соответствующий товар;
для сборов:
- за оформление – исходя из заявленной таможенной стоимости декларируемых товаров; за таможенное сопровождение – исходя из вида транспорта и протяженности пути доставки; за хранение на складе временного хранения или на таможенном складе таможенного органа – таможенные сборы уплачиваются в зависимости от веса хранимых товаров и непосредственно срока хранения.
Рис. 2.6. Динамика изменения товарооборота ДВТУ по годам 2004-2009 гг.
Рис. 2.7. Динамика
изменения
таможенных
платежей в ДВТУ
по годам 2004-2009 гг.
Можно сделать вывод, что одной из составляющих доходной части федерального бюджета являются таможенные платежи. По оценкам специалистов таможенные платежи составляют более 50% доходной части федерального бюджета. Поступления таможенных платежей в федеральный бюджет в 2009 году составило 115 821,11 тыс. руб. По данным ДВТУ, наблюдалась тенденция увеличения сумм таможенных платежей, перечисленных в федеральный бюджет за 2005 – 2008 гг. Об этом также говорят рассчитанные цепным способом коэффициенты роста, большинство из которых больше 1. Перечисление таможенных платежей в федеральный бюджет резко снизилось из-за сложившейся ситуации в Дальневосточном федеральном округе в 2009 году. Адвалорная ставка импортных пошлин на новые автомобили была повышена с 25 до 30 процентов от таможенной стоимости. Об этом также говорят рассчитанные цепным способом коэффициенты роста, большинство из которых меньше 1. Средний абсолютный прирост таможенных платежей за квартал составил 1007,8 млн. руб., а средний коэффициент роста равен 1.
3. Исследование тенденции и построение прогноза сумм таможенных платежей, перечисленных в федеральный бюджет, методом аналитического выравнивания
Исследование динамики социально-экономических явлений, выявление и характеристика основной тенденции развития и моделей взаимосвязи дают основание для прогнозирования – определения будущих размеров уровня экономического явления.
В отличие от предприятий, для которых величину конечного продукта можно определить, исходя из наличия сырья и материалов, а также норм расхода этих материалов при производстве конкретных изделий, в таможенном деле этот процесс несколько затруднен из-за присутствия субъективных факторов влияющих на размер таможенных платежей – конъюнктура рынка, текущее состояние экономики, уровень инфляции, политические факторы, технологии, используемые при таможенном оформлении и таможенном контроле, изменение в социальной и культурной среде.
Прогнозирование объемов таможенных платежей, перечисляемых в Федеральный бюджет РФ, является для современной российской экономики самым серьезным из аспектов при планировании Федерального бюджета на последующие годы. При долгосрочном прогнозировании учитываются тенденции развития мирового хозяйства и состояние экономики нашей страны, которые находят отражение в увеличении или уменьшении товарооборота через таможенную границу России.
Построение прогнозов является самым последним этапом анализа временных рядов. Общая последовательность этапов анализа временных рядов следующая:
графическое представление и описание поведения ряда;
выделение и исключение регулярных составляющих ряда, зависящих от времени;
подбор математической модели для описания регулярной составляющей и проверка ее адекватности;
прогнозирование будущих значений ряда.
Таблица 3.1
Таможенные
платежи, взимаемые
таможнями ДВТУ
помесячно
за январь-сентябрь
2010 года
Месяц | Платежи, тыс.руб. |
Январь | 8 138,73 |
Февраль | 6 733,59 |
Март | 8 510,48 |
Апрель | 9 093,79 |
Май | 7 523,76 |
Июнь | 9 509,16 |
Июль | 10 195,15 |
Август | 10 069,73 |
Сентябрь | 14 226,84 |
ИТОГО: | 84 001,22 |
В таблице 3.1 представлены данные о суммах таможенных платежей перечисляемых таможнями ДВТУ за январь-сентябрь 2010 г. Из графика на рисунке 3.1, построенного по этим данным, хорошо видно, что объем таможенных платежей имеет во времени возрастающий тренд.
После того как установлено наличие тенденции роста, необходимо подобрать уравнение тренда. В нашем случае речь идет о линейном тренде, который описывается следующим уравнением прямой:
,
где – сглаженные (расчетные) уровни исходного временного ряда;
k, b – подлежащие определению зависимые переменные уравнения прямой;
t – независимая переменная (время).
Зависимые переменные в уравнении определяются по методу наименьших квадратов из системы уравнений:
,
где Qt – уровни исходного ряда;
t – независимая переменная (время);
n – число уровней ряда.
Решение системы относительно искомых параметров:
и
Упрощенный вариант расчета параметров уравнения заключается в переносе начала координат в середину ряда. При этом упрощаются сами нормальные уравнения, кроме того, уменьшаются абсолютные значения величин, участвующих в расчете. При нечетном числе уровней ряда такое преобразование производится следующим образом: t = -4, -3, -2, -1, 0, 1, 2, 3, 4. Тогда и система уравнений будет иметь вид:
, откуда и
.
На основе рассчитанных коэффициентов получим искомое уравнение и рассчитаем прогноз показателей таможенных платежей до конца текущего года (октябрь – декабрь).
Таблица 3.2 Расчет прогноза таможенных платежей, взимаемых таможнями ДВТУ, на октябрь, ноябрь и декабрь по имеющимся данным 9 предыдущих месяцев 2010 года методом аналитического выравнивания по прямой
Месяц | Платежи, тыс.руб., Qt |
, (время) |
Qt |
||
Январь | 8 138,73 | -4 | 16 | -32554,92 | 6790,43 |
Февраль | 6 733,59 | -3 | 9 | -20200,77 | 7426,19 |
Март | 8 510,48 | -2 | 4 | -17020,96 | 8061,95 |
Апрель | 9 093,79 | -1 | 1 | -9093,79 | 8697,71 |
Май | 7 523,76 | 0 | 0 | 0,00 | 9333,47 |
Июнь | 9 509,16 | 1 | 1 | 9509,16 | 9969,23 |
Июль | 10 195,15 | 2 | 4 | 20390,30 | 10604,99 |
Август | 10 069,73 | 3 | 9 | 30209,19 | 11240,75 |
Сентябрь | 14 226,84 | 4 | 16 | 56907,36 | 11876,51 |
Октябрь | - | 5 | - | - | 12512,27 |
Ноябрь | - | 6 | - | - | 13148,03 |
Декабрь | - | 7 | - | - | 13783,79 |
ИТОГО: | 84 001,22 | - | 60,00 | 38 145,57 | 123445,3 |
На рисунке 3.1 для исходного временного ряда приведен линейный тренд, его уравнение и коэффициент детерминации.
Рис. 3.1. Динамика таможенных платежей в ДВТУ за январь-сентябрь 2010 г.
Очевидно, что значения составляющих временного ряда находятся в зависимости от последовательности и методов их выделения.
Если выбранная для прогнозирования кривая не является единственной для описания тенденции, то для каждого уравнения тренда рассчитывается коэффициент детерминации (R2), F-критерий Фишера. Чем выше R2, тем выше вероятность того, что временной ряд описывается данным уравнением тренда. Влияние случайного фактора оценивается как (1- R2). В нашем примере R2 для линейного уравнения тренда равен 0,6474, т.е. найденное уравнение регрессии объясняет 64,74% вариации объема таможенных платежей и 35,26% изменений происходит за счет влияния прочих факторов.
Проверка адекватности всей построенной модели осуществляется с помощью расчета F-критерия Фишера:
, где
k – число факторных признаков в уравнении (для линейной зависимости k=3),
n – количество наблюдений.
Так как Fрасч.>Fтабл. – 5,51 > 5,14 при статистической существенности связи равной 0,95, то гипотеза о несоответствии заложенных в уравнение регрессии связей реально существующим - отвергается. То есть построенная модель на основе проверки по F-критерию Фишера в целом адекватна и все коэффициенты регрессии значимы. Такая модель может быть использована для принятия решений к осуществлению прогнозов.
При выборе уравнения тренда можно использовать среднюю ошибку аппроксимации, которая определяется по формуле:
.
Для нашего примера с линейным трендом средняя ошибка аппроксимации составила 10,82%. Если средняя ошибка не превысила 15%, то уравнение тренда подходит для описания тенденции временного ряда.
В приведенном примере при прогнозировании используется сравнительно небольшая глубина исходной статистики. По мере накопления статистической информации вид тренда, используемый для прогнозирования, может изменяться.
Прогнозирование объемов таможенных платежей может производиться по различным уровням агрегации данных: как на уровне таможенного управления в целом, так и на уровне отдельных таможен, таможенных постов, видам платежей.
Задача прогнозирования сумм таможенных платежей, перечисляемых в Федеральный бюджет РФ, является основой при планировании Федерального бюджета РФ на последующие годы.
Поскольку около 50% доходной части бюджета нашей страны составляют именно таможенные платежи, следовательно, оптимальность бюджета, получаемая при его планировании, зависит, прежде всего, от точности прогнозов.
Заключение
В первой главе работы на основе нормативно-правовой базы рассмотрена современная структура таможенных платежей, которая включает в себя ввозную и вывозную таможенные пошлины, НДС, акциз и таможенные сборы, также их характеристики, способы классификации. Во второй главе дана общая характеристика объема таможенных платежей, перечисленных Дальневосточным таможенным управлением в разрезе по таможням в период за 2005-2009 гг. Также произведен анализ таможенных платежей, полученных ДВТУ за период 2005-2009 гг., и факторов, определяющих их величину. И, наконец, в 3 главе было проведено исследование тенденции и построение прогноза сумм таможенных платежей, взимаемых ДВТУ в 2010 году методом аналитического выравнивания по прямой.
К косвенными факторам, влияющим на размер таможенных платежей, относят: конъюнктуру рынка, текущее состояние экономики, политические факторы, технологии, используемые при таможенном оформлении и таможенном контроле, изменение в социальной и культурной среде. Основными же факторами, влияющими на размер таможенных платежей, являются: режим под который помещается товар при перемещении его через таможенную границу Российской Федерации, сезон перемещения товара, количество товара в натуральном выражении и ставка пошлины при взимании специфической таможенной пошлины, таможенная стоимость и процентная ставка адвалорной пошлины, а сама ставка пошлины может дифференцироваться в зависимости от степени переработки товара, страна происхождения товара и применение минимальной, преференциальной и максимальной ставки таможенной пошлины. При взимании акциза – количество товара в натуральном выражении и ставка акциза, указанная в Налоговом кодексе Российской Федерации, для НДС – основа начисления налога и ставка налога на соответствующий товар. Величина сборов за таможенное оформление исчисляется исходя из заявленной таможенной стоимости декларируемых товаров, за таможенное сопровождение – исходя из вида транспорта и протяженности пути доставки, а за хранение на складе временного хранения или на таможенном складе таможенного органа – таможенные сборы уплачиваются в зависимости от веса хранимых товаров и непосредственно срока хранения.
Счетная палата оценила эффективность работы ФТС. В 2008 году Федеральная таможенная служба (ФТС) увеличила поступления в бюджет в 1,4 раза по сравнению с 2007 годом. В 2007 году каждый таможенник обеспечил перечисление в федеральный бюджет 53,8 млн. рублей. В свою очередь, на содержание таможни государство потратило в 2008 году 63,26 млрд. рублей. В результате подсчетов Счетная палата выявила, что каждый вложенный в развитие ФТС рубль в 2008 году дал отдачу в 73,4 рубля.
Таможенные платежи являются одной из основ доходной части бюджета. По итогам 2008 года ФТС перечислила в федеральный бюджет рекордные 4,7 трлн. рублей (около 50% общей доходной части бюджета).
В 2009 году ФТС не показала таких результатов. Из-за кризиса за период с января по апрель 2009 года отчисления ФТС упали на 36,5% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года до 872,56 млрд. рублей. В мае сборы ФТС упали на 46%. Только импорт легковых автомобилей в Россию в январе - марте 2009 года сократился, по данным ФТС, на 66,2%. Виной тому падение спроса на автомобили и введение более высоких пошлин на ввоз поддержанных машин. Ввоз грузовиков упал на 75,2%. Что касается импорта продовольственных товаров, то его стоимостный объем сократился на 17,5%. Физические объемы поставок фармацевтической продукции снизились на 8%, косметических средств - на 16,7%. Объем ввоза текстильной и обувной продукции снизился на 5,9%. Остается надежда на нефтегазовые доходы, которые, наоборот, начали вновь расти. С начала года растет цена на нефть, а вслед за ней и экспортная пошлина.
Список используемой литературы
1. Конституция Российской Федерации.
2. Налоговый кодекс Российской Федерации: часть 1 от 31.07.1998 г. № 146-ФЗ.
3. Таможенный кодекс Таможенного союза от 27 ноября 2009 г. № 17 (в ред. Протокола от 16.04.2010)
4. Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности: закон Российской Федерации от 08.12.2003 г. № 164-ФЗ.
5. О таможенном тарифе: Закон Российской Федерации от 21.05.1993 № 5003-1.
6. Об отчетности таможенных органов по основным направлениям деятельности перед ФТС России на 2010 г.: Приказ ФТС от 28 декабря 2009 г. № 2407.
7. Об утверждении порядка ведения специальной таможенной статистики: Приказ ФТС РФ от 10.08.2010 г. № 1495.
8. О ставках таможенных сборов за таможенное оформление: Постановление Правительства Российской Федерации от 28.12.2004 г. № 863.
9. Об утверждении Положения о применении единых ставок таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации физическими лицами для личного пользования: Постановление правительства Российской Федерации от 29.11.2003 г. №718.
10. О таможенных сборах за таможенное оформление: Письмо ФТС РФ от 20 апреля 2005 г. N 01-06/12388.
11. Ершов, А.Д. Льготы и преференции в таможенном деле: учебное пособие . - СПб.: Изд. дом «Бизнес-пресса». 2004.
12. Козырин, А.Н. Таможенные режимы. -М.: Статут. 2000. - 247с.
13. Кузнецов, С.Н. Льготы на таможне: налоги, пошлины, акцизы: практ. пособие. - М.: Книжный мир. 2006. - 240 с.
14. Новиков, В.Е. Таможенные пошлины: методология обоснования и расчеты. - М.: РИО РТА. 2000.- 104 с.
15. Орешкин, В.А. Внешнеэкономический комплекс России (проблемы и перспективы развития). -М: РИО РТА. 2002. - 168 с.
16. Поштакова Г.А. Таможенная статистика: учебное пособие. Владивосток: РИО РТА; ВФ РТА. 2005. - 196 с.
17. Пресняков, В.Ю. Государственное регулирование внешней торговли России в условиях перехода к рыночной экономике: проблемы и перспективы . -М.: РИО РТА. 2004. - 220 с.
18. Пресняков В.Ю. Таможенная политика России на современном этапе (роль и место в обеспечении экономической безопасности государства и стабилизации финансовой системы). - М.: РИО РТА. 2004. - 96 с.
19. Проектирование таможенной политики. В.Н. Иванов, В.Б Кухаренко, А.Г. Пашинский. - М.: РТА. 2003. - 348 с.
20. Савлук А.О. Актуальные вопросы методики расследования уклонения от уплаты таможенных платежей. - М.: Компания «Спутник+». 2004. - 125 с.
21. Таможенные платежи. - СПб.: ТИРЕКС. 2000. - 287 с.
22. Таможенные платежи. - СПб.: ТИРЕКС. 2005. - 512 с.
23. Таможня. Все пошлины, налоги и платежи: справочник. М.: Экономика и финансы. 2006. - 528 с.
24. Сайт ФТС России http:\www.customs.ru.
1 Приказ ФТС РФ от 10.08.2010 г. № 1495 «Об утверждении порядка ведения специальной таможенной статистики»
2 Поштакова Г.А. Таможенная статистика: Учебное пособие. – Владивосток: РИО РТА; ВФ РТА, 2005. – 196
3 Приказ ФТС РФ от 10.08.2010 г. № 1495 «Об утверждении порядка ведения специальной таможенной статистики»
4 Поштакова Г.А. Таможенная статистика: Учебное пособие. – Владивосток: РИО РТА; ВФ РТА, 2005. – 196
5 Таможенный Кодекс Таможенного союза от 27 ноября 2009 г. № 17 (в ред. Протокола от 16.04.2010)
6 Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г.
7 Таможенный Кодекс Таможенного союза от 27 ноября 2009 г. № 17 (в ред. Протокола от 16.04.2010)
8 Поштакова Г.А. Таможенная статистика: Учебное пособие. – Владивосток: РИО РТА; ВФ РТА, 2005. – 196
9 Налоговый кодекс Российской Федерации: часть 1 от 31.07.1998 г. № 146-ФЗ.
10 Приказ ФТС РФ от 10.08.2010 г. № 1495 «Об утверждении порядка ведения специальной таможенной статистики»
11 Приказ ФТС от 28 декабря 2009 г. № 2407 «Об отчетности таможенных органов по основным направлениям деятельности перед ФТС России на 2010 г.»
38