СУЩНОСТЬ ПРАВА КАК РЕГУЛЯТОРА ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ
Определение понятия права
Право принадлежит к числу не только наиболее важных, но и наиболее сложных общественных явлений. Пытаясь выяснить, что такое право и какова его роль в жизни общества, еще древнеримские юристы обращали внимание на то, что оно не исчерпывается одним каким-либо смыслом. Право, писал один из них, употребляется по меньшей мере в двух смыслах. Во-первых оно означает то, что всегда является справедливым и добрым, т.е. естественное право. Во-вторых, право – это то, что полезно всем или многим в каком-либо государстве, каково цивильное право. По мере развития общества и государства у людей, естественно, менялось и представление о праве.1
В современной юридической науке термин «право» используется в нескольких значениях:
правом называют социально-правовые притязания людей, например, право человека на жизнь, право народов на самоопределение и т.п. Эти притязания обусловлены природой человека и общества и считаются естественными правами.
под правом понимается система юридических норм. Это – право в объективном смысле, т.к. нормы права создаются и действуют независимо от воли отдельных лиц. Данный смысл вкладывается в термин «право» в словосочетаниях «российское право», «трудовое право», «изобретательское право», «международное право» и т.д.
названным термином обозначают официально признанные возможности, которыми располагает физическое или юридическое лицо, организация. Так, граждане имеют право на труд, отдых, охрану здоровья, имущество и т.д., организации располагают правами на имущество, на деятельность в определенной сфере государственной и общественной жизни и т.п. Во всех этих случаях речь идет о праве в субъективном смысле, т.е. о праве, принадлежащем отдельному лицу – субъекту права.
термин «право» используется для обозначения системы всех правовых явлений, включая естественное право, право в объективном и субъективном смысле. Здесь его синонимом выступает термин «правовая система». Например, существуют такие правовые системы, как англосаксонское право, оманно-германское право, национальные правовые системы и т.д.
В период новейшей истории повышается структурированность общественных систем, усиливается роль государства в правотворческой деятельности, усложняются фактические отношения. Все это обусловливает и некоторые особенности правовых норм. Они становятся специализированными, возникает необходимость их комплексного применения в регулировании общественных отношений (материальных и процессуальных норм, норм публичного и частного права и т.п.). Более стабильный характер приобретают логически выверенные и апробированные внутренние и внешние системные связи между элементами норм, формируются различного уровня юридические конструкции, институциональные образования.
значение и роль права в политической системе общества позволяют уяснить следующие аспекты их соотношения. Право, как результат деятельности человека, общества и государства, обозначающий пределы свободы человека.
право несет в себе социально-ценностный потенциал, будучи одной из составных частей нормативной основы организации и функционирования общества. В его рамках учреждаются политические институты, определяются полномочия структурных элементов политической системы.
право является необходимым стабилизирующим фактором политической системы.
право играет роль связующего и опосредующего звена между политической системой и гражданским обществом.
Если обобщить все понятия права то, можно охарактеризовать его так: Право – это система общеобязательных формально- определенных правовых норм регулируемых и исходящих из государства.
Право имеет закономерные связи с экономикой, политикой, нравственностью и особенно глубоки связи с государством. Все эти связи выражаются в его принципах.1
Принципы права
Принципы права характеризуются нормами права, которые официально закреплены в нормах законодательства, кроме того, к принципам права относятся руководящие идеи правосознания, получившие общественное признание и реализуемые в правоотношениях, но не зафиксированные в нормативно-правовых актах. Принципы права изменяются под влиянием социальных, экономических, политических аспектов.
В принципах права отображаются социальные закономерности двух видов: распространяющие свое действие на общество в целом и свойственные только праву как особому регулятору человеческого поведения. Первые отражаются в содержании руководящих положений, получивших название общесоциальных (социально-политических) принципов. В них сконцентрированы существенные черты общественных отношений, являющихся предметом правового воздействия. Общесоциальными началами современного права выступают принципы разделения властей, защиты собственности, демократизма, гуманизма и др. В них выражаются экономические, политические, нравственные устои существующего общественного строя.
Специально-юридические принципы выражают особенности правового регулирования. К ним относятся принципы свободы, справедливости, юридического равенства, ответственности за вину, единства юридических прав и обязанностей, законности, единства объективного и субъективного права, государственной гарантированности.
Другой отличительной чертой принципов права выступает значительно большая зависимость от состояния правовых знаний. Они возникают лишь на определенном этапе правогенеза, непосредственно связанном с появлением развитого юридического мышления, в то время как конкретные нормы права возникали и во многих случаях продолжают и сегодня зарождаться стихийно, в ходе повседневной практической деятельности людей. Исторически принципы права появились значительно позже иных его норм, первоначально существовавших в виде юридических обычаев и не содержавших теоретических обобщений социальных процессов на уровне их сущности. «От фактического к нормативному – вот процесс, вот линия развития, в рамках которых формируется право и результатом которых являются нормы». Вследствие этого для обычая как для нормативности, формировавшейся стихийно, норма служит характеристикой фактического положения вещей. Типизацией и абстрагированием отличался позднейший период правогенеза , примером чего может служить уголовное право, где вначале сформировалась особенная часть и лишь после этого и много позднее общая часть, включавшая в себя его принципы. Переход от казуальной к абстрактной форме правового регулирования вызывается не только развитием человеческого мышления, но и движением, изменением общественных отношений. Обладая высшей степенью абстрактности по сравнению с конкретными юридическими нормами, принципы права способствуют юридическому закреплению не только того, что уже сложилось в социальных отношениях, но и направляют правовое регулирование «вперед», дают государству возможность сознательно и планомерно воздействовать на деятельность людей. Поэтому отправные начала, являются закономерным результатом социального прогресса.
Функциональный аспект характеристики отправных начал раскрывает их практическое предназначение. Можно констатировать наличие у них двух функций: внутренней и внешней. Внутренняя состоит в воздействии на систему юридических норм, обеспечивающем ее непротиворечивость и согласованность. Все нормативные предписания должны логически вытекать из содержания принципов и точно им соответствовать. Это позволяет осуществлять правовое регулирование на единых началах и обеспечить его максимальную эффективность. Реализуя внутреннюю функцию, руководящие положения обслуживают нормативный массив, и их воздействие на общественные отношения происходит опосредованно – через определяемые ими конкретные юридические нормы.
Внешняя функция принципов права заключается в непосредственном регулировании поведения субъектов общественных отношений. Причем она не ограничивается только рамками правоприменения при пробелах в законодательстве или при противоречии отправным началам его конкретных норм. Непосредственное регулятивное воздействие проявляется и тогда, когда у субъектов имеется возможность реализовать требования принципов, не прибегая к правоприменению (такая возможность, например, предусмотрена ч.1 ст. 8 Гражданского кодекса Российской Федерации). Подводя итог, можно отметить несколько основополагающих принципов права:
характеризуются смешанной социально-юридической природой и являются результатом отражения как общесоциальных, так и специфических его закономерностей.
выступают особыми юридическими понятиями, адекватно выражающими сущность права в соответствии с достигнутым уровнем ее познания.
основополагающие идеи, закрепленные в различных формальных источниках его норм, а также хотя и не имеющие такого закрепления, но получившие общее признание в устойчивой юридической практике, в правоотношениях.
права выступают, с одной стороны, исходными началами правового регулирования, обеспечивающими согласованность и эффективность системы юридических норм, а с другой – непосредственными регуляторами поведения участников общественных отношений при ее пробельности и противоречивости.
На основании изложенного можно предложить и следующее общее определение: принципы права – это закрепленные в различных его источниках или выраженные в устойчивой юридической практике общепризнанные основополагающие идеи, адекватно отражающие уровень познания общесоциальных и специфических закономерностей права и служащие для создания внутренне согласованной и эффективной системы юридических норм, а также для непосредственного регулирования общественных отношений при ее пробельности и противоречивости. 1
Влияние права на общество
Право возникает
как результат
объективной
потребности
усложнившегося,
внутренне
противоречивого
общества. Своим
регулирующим
воздействием
оно обеспечивает
организованность,
стабильность
и правовой
порядок в
обществе.
Возникнув
в силу объективных
причин, право
начинает активно
взаимодействовать
с обществом.
В этом взаимодействии
ведущая роль,
несомненно,
принадлежит
обществу, которое
детерминирует
содержание
права, решающим
образом влияет
на его развитие.
Поэтому право
не может быть
выше достигнутого
экономического
и духовного
уровня данного
общества и
развивается
вместе с ним.
Вместе с тем
право вбирает
в себя все социально
ценное от обычаев,
господствующих
в обществе
морали и религии,
впитывает в
себя достижения
мировой культуры
и цивилизации.
В результате
оно приобретает
значительную
самостоятельность
по отношению
к обществу и
получает возможность
активно воздействовать
на него с помощью
права в обществе
обеспечивается
необходимый
правопорядок,
разрешаются
социальные
конфликты и
противоречия.
Словом, право
служит своеобразным
обручем, удерживающим
общество от
саморазрушения.
Право как искусство добра и справедливости, воплощение достижений мировой культуры и цивилизации несет в общество информацию о добром и справедливом и постоянно подпитывает его гуманистическими идеалами и ценностями. В то же время оно вытесняет из общества чуждые ему отношения и привычки.
Право служит мерой общественной и личной свободы. Подобно тому, как не бывает рек без берегов, точно так же нет и быть не может безмерной, безграничной свободы. Свобода без границ – это своеволие, вседозволенность, беспредел, т.е. отрицание свободы. В границах права, правовых норм люди, их объединения и организации могут свободно действовать и поступать по своему усмотрению. Правовые нормы выполняют важную и необходимую функцию согласования различных интересов людей, их объединений, больших и малых коллективов, а также нахождения и принятия согласованных, компромиссных решений. Право не вытесняет другие социальные регуляторы, оно входит важнейшим элементом в единую нормативную систему общества, становится регулятором самых важных (товарно-денежных и др.) общественных отношений.1
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ЭКОНОМИКИ
Основы экономики
Людям свойственны как биологические, так и социально обусловленные потребности, чтобы удовлетворить эти потребности(в пище, одежде, жилье и бесконечном множестве других товаров и услуг), необходимо использовать имеющиеся ресурсы: рабочую силу и предпринимательские способности, капитал, машины, здания, сооружения и природные богатства. Ограниченность ресурсов не позволяет иметь все, что хотелось бы человеку. Наши потребности превышают наши возможности, так как все имеющиеся ресурсы ограниченны. Экономические законы возникают вследствие человеческих биологических потребностей, следовательно, и законов, управляющих поведением людей в материальном производстве, является введение атрибута сознательности. При этом под свойством сознательности, как правило, понимается целенаправленность или целесообразность действий, состоящая в наличии в человеческом мозгу перед началом этих действий их идеального результата (плана, цели). Так сознательные действия поведение человека в материальном производстве превращается в труд. Экономическая наука классифицирует законы в общей системе по крупным группам: специфические и общеэкономические законы. Специфические экономические законы — это законы развития конкретно-исторических форм хозяйствования. Общие экономические законы — это законы, свойственные всем историческим эпохам, они связывают их в единый исторический процесс поступательного развития. Это законы возвышающихся потребностей, разделения общественного труда. Экономические законы объективны, то есть действуют независимо от воли и сознания людей.
Законы имеют двухуровневое строение. 1-й уровень составляют «естественные» (природные) законы, существующие вне зависимости от воли и сознания людей. В целях производства материальных благ на основе изучения законов 1-го уровня люди создают средства производства и формируют принципы (законы) организации производства, представляющие собой искусственно созданные условия, в которых действие природных законов (1-го уровня) приводит к желаемым для организаторов производства результатам и которые рассматриваются ими как закономерные. Соответствующие производственные и общественные процессы представляют собой законы 2-го уровня. В отличие от законов 1-го уровня они не только проявляются через деятельность людей, но и возникают благодаря их деятельности.
Экономическими законами 1-го уровня являются законы, управляющие поведением людей в материальном производстве, а, к примеру, механизмы денежно-кредитной или фискальной политики, рассматриваемые в макроэкономике, являются экономическими законами 2-го уровня, так как их существование обусловлено организаторской деятельностью творцов этой политики, основанной на знании законов, регулирующих поведение людей в материальном производстве. Основными экономическими категориями являются стоимость, рыночное хозяйство(или производство). Стоимость или стоимостная оценка возникает всегда, когда человек начинает стремиться к экономии трудозатрат или к увеличению производства продукции, то есть когда он в своей деятельности в материальном производстве начинает руководствоваться экономическими законами.
Стоимостная оценка исторически и логически всегда связана с подсчетом затрат рабочего времени на разных этапах производства продукта с учетом интенсивности труда. Она знакома любому рабочему-сдельщику, стремящемуся использовать наиболее рациональные с точки зрения затрат труда приемы изготовления продукции. Стоимостная оценка является сущностной стороной экономического движения, поскольку только на ее основе человек может сопоставлять различные варианты трудовых движений. Далее, стоимостная оценка является в своей основе субъективной категорией, так как даже одинаковое количество денег означает для различных людей разную величину богатства. Стоимостная оценка существует до всякого обмена, а сам обмен выступает лишь как человеческое изобретение, позволяющее революционизировать процесс экономии.
Стоимостная оценка является сущностью экономического движения, процесс производства материальных благ, заканчивающийся их потреблением, принимает форму кругооборота стоимости, причем на всех уровнях экономики и во всех типах хозяйств (включая натуральное). Результаты производства продукта на каждой стадии его изготовления, сопоставляемые с соответствующими затратами труда, представляют собой формы стоимости (конкретные затраты труда). Экономическая теория – это исследование отношений между людьми по поводу производства, обмена, распределения и потребления, материальных благ и услуг в результате эффективного использования редких ресурсов для удовлетворения безграничных потребностей.1
Государственно-правовое воздействие на экономику
Экономика представляет собой систему отношений по производству, распределению, обмену и потреблению материальных благ. Цикл экономических отношений начинается с производства материальных благ и завершается их потреблением. Отношения, связанные с распределением и обменом произведенной продукции, носят промежуточный характер. Становление экономических отношений породило новые институционные формы их закрепления, стабилизации, развития. Государство и право – это социально-политические институты, вызванные к жизни экономикой, потребностями ее развития и регулирования. Более тесные связи экономика имеет с правом поэтому вначале рассмотрим воздействие права на экономику.2
В первую очередь необходимо подчеркнуть, что право есть наиболее адекватная форма экономических отношений. Последние могут нормально функционировать только и исключительно в правовой форме. Все иные формы (традиционная, религиозно-нравственная, директивно-государственная) не являются оптимальными, поскольку не отвечают потребностям рыночной экономики, искажают или попросту отвергают рыночные начала как безнравственные, анархические, противоречащие духу народа и т.п. Таким образом, право – это не нечто внешнее для экономики. Право – естественная форма экономических отношений. Экономические отношения, как и любые иные социальные взаимосвязи, могут стабильно функционировать, если они закреплены в нормативной форме. Мы уже отмечали, что нормативные формы разнообразны, но среди них только правовая (это показывает исторический опыт), в наибольшей степени отвечает сущности экономических отношений, их рыночной природе. Единой юридической основой всех отношений экономического цикла является право собственности. При этом в сфере экономики главным объектом собственности выступает труд человека. В этой связи вещи, деньги, ценные бумаги и другие объекты экономического оборота имеют ценность не сами по себе, а как носители или знаки, символы определенной стоимости, воплощенного в них труда. Вещи как объекты права собственности вторичны, они носители овеществленного труда, придающего им стоимость. И самое главное: обмен трудовой деятельностью, результатами труда (вещами, деньгами и т.д.) осуществляется на основе частного права между равноправными собственниками. Вмешательство государства в данные отношения может быть позитивным, если посредством такого вмешательства защищаются нарушенные права одной из сторон, и негативным, если при этом ограничивается свобода собственника, т.е. его права.
Право есть способ саморегулирования экономики. Экономика как производство товаров и услуг имеет объективное содержание. Это содержание определено, с одной стороны, характером потребностей населения, а с другой – уровнем развития техники, производительности труда, природными условиями. Однако как, каким образом отдельный производитель получает информацию о том, что необходимо производить? Подобные вопросы не возникают в условиях традиционного, натурального хозяйства, свойственного феодализму. Не нужна здесь и регулирующая функция права. В условиях рыночной экономики ситуация иная. Цена на рынке товаров и услуг регулируется соотношением спроса и предложения. Но для этого все собственники должны быть свободны юридически, т.е. должны самостоятельно решать, что производить, в каком количестве, по какой цене продавать. Юридическая свобода – необходимое условие для выявления экономической необходимости. Она дает возможность производителю слышать сигналы рынка и учитывать их. Производитель сам регулирует экономические аспекты своей деятельности и делает это по праву и благодаря праву, с помощью которого его свобода закреплена и защищена.
Итак, право не просто воздействует на экономику, оно – имманентная ее часть. Более того, есть основания считать, что становление права как регулятивной системы завершается с появлением развитой рыночной экономики. Это произошло в Европе в XIX в. И выразилось в формировании англосаксонской и оманно-германской правовых систем. Воздействие государства на экономику имеет иной характер. Если право воздействует на экономику, так сказать, изнутри, являясь оптимальной формой экономики и единственно возможной формой рыночной экономики, то государство обеспечивает внешние условия ее функционирования. Во-первых, государство выполняет функцию защиты страны от нападения извне и тем самым охраняет экономическое пространство внутри страны. Во-вторых, оно обеспечивает единство общества и его относительную стабильность в условиях, когда общество распадается на классы и социальные слои с различными, подчас противоположными интересами. Внутреннее единство и стабильность общества – также необходимая предпосылка нормального функционирования и развития экономики. В-третьих, государство выступает и субъектом экономических отношений, взяв на себя некоторые экономические функции, обеспечивающие целостность экономической системы страны. Например, с незапамятных времен государство берет на себя заботу о денежном обращении, имеет бюджет, осуществляет финансирование образования, культуры и др.
В-четвертых, с усложнением в ходе исторического развития экономических связей государство все более активно вмешивается в хозяйственную жизнь с целью воспрепятствовать негативным тенденциям, возникающим в рыночной экономике. Так, в развитых странах Запада государственное регулирование в сфере экономики признается полезным и необходимым. В данном случае речь идет не просто о государственном, а о государственно-правовом воздействии на экономику с использованием публичного права. Направления такого воздействия многообразны:
• борьба с монополизмом;
• контроль за качеством продукции с точки зрения ее безопасности для жизни и здоровья потребителей;
• соблюдение экологических требований в процессе производства и т.д.
Когда воздействие государства на экономику чрезмерно, оно становится негативным, ибо мешает ее свободному функционированию и развитию. Крайним проявлением такого воздействия является огосударствление экономики, при котором государство делается основным собственником на средства производства и берет управление хозяйством на себя. Порочность подобной системы состоит в следующем. Во-первых, государство «отключает» действие автоматических механизмов согласования спроса и предложения товаров и услуг, т.е. интересов потребителя и производителя. В условиях рыночной системы предприниматель производит то, что нужно потребителю. В противном случае он разорится.
Другими словами, потребитель диктует, что и сколько необходимо произвести. Государство-собственник забирает эту функцию себе, осуществляя планирование производства. Мнение государственных чиновников о том, что нужно обществу, потребителю, становится определяющим для производителя. Коллективный разум чиновников госаппарата, не соответствующий коллективному желанию потребителей, порождает диспропорции в общественном хозяйстве, т.е. производство никому не нужной продукции и дефицит того, что необходимо. Во-вторых, огосударствление экономики порождает отсутствие экономической ответственности предприятий, заводов, фабрик.
Экономические результаты для них не имеют особого значения, ибо у рентабельных предприятий государство забирает прибыль, а убыточным предоставляет необходимое финансирование. Ни одно предприятие не может обанкротиться. Обанкротиться может только государство в целом. Однако если страна богата природными ресурсами, дойти до этой черты не так просто. Государство – организация, которая лишь тратит, ничего не производя. Конечно, оно выполняет полезные функции, без осуществления которых общество не может обойтись. Затраты на них – это, так сказать, нормальная стоимость государственных услуг.
Но государство, используя свою силу, может возложить на общество и чрезмерную дань, и тогда затраты ложатся тяжким бременем на экономику, сдерживают ее развитие. Наиболее типичными чрезмерными затратами выступают милитаризация экономики, содержание огромной армии, большого аппарата чиновников и т.д.
Индикаторами непомерных государственных расходов являются прямые и косвенные налоги, грабящие население и душащие экономику, быстрый рост инфляции и другие негативные явления. В-третьих, чрезмерное воздействие государства на экономику выражается в излишней административной заурегулированности экономических отношений. Это ущемляет экономическую свободу, приводит к коррупции государственного аппарата, к возникновению теневой экономики. Господствующее положение государства в экономике дает ему и некоторые преимущества. Главное из них – возможность очень быстро и беспрепятственно сконцентрировать все необходимые ресурсы (материальные, финансовые, трудовые) для решения отдельных крупных проблем: производства вооружений, освоения целинных земель, строительства новых городов, ведения гигантских промышленных строек, реализации космических проектов и т.д.
Но теневой стороной подобных «достижений» становятся снижение жизненного уровня населения, отсутствие демократии, бесправие отдельного человека, пренебрежительное отношение к экологии и др. На исходе XX столетия человечество стоит перед проблемой, как органически соединить рыночную экономику, социальную политику и экологию. В цивилизованном обществе экономика должна быть социальной и экологичной. Такая трансформация экономики возможна лишь при позитивном воздействии на нее государства и права в условиях, когда высшей ценностью в обществе являются достоинство и права человека и функционирует правовое государство.1
Методы государственного регулирования экономики
Государство
осуществляет
регулирование
социально-экономических
отношений,
используя
систему методов
и инструментов,
которые могут
меняться в
зависимости
от экономических
задач, материальных
возможностей
государства,
накопленного
опыта регулирования.
Общепринято
деление методов
государственного
регулирования
на: правовые,
административные,
экономические.
Правовое регулирование экономики состоит в установлении государством правил игры определяющих формы и права собственности, условия заключения контрактов, функционирования предприятий, взаимные обязательства в области трудовых отношений, профсоюзов и работодателей.
Административное регулирование экономики включает в себя меры по лицензированию, квотированию, ценообразованию с помощью системы административных мер осуществляющих государственный контроль над доходами, ценами, кредитными ставками, состоянием окружающей среды. Экономические методы предполагают воздействие на характер рыночных связей и расширение рыночного поля, через предположение степень концентрации капитала, структуру экономики. С этой целью используется бюджетная и фискальная политика, денежно – кредитная политика, программирование, прогнозирование, планирование. Среди методов государственного регулирования экономики не существует совершенно непригодных и абсолютно не эффективных решений, нужны все, главное при этом определить те ситуации, где применение того или иного метода наиболее целесообразно.
Существуют важные ограничения для регулирования государством экономики. Недопустимы любые действия государства, разрушающие рыночный механизм (планирование, абсолютный контроль над ценами), так же государство не должно своими действиями ограничивать конкуренцию на рынке. 1
К прямому государственному контролю относят: финансовый контроль; экологический контроль; санитарный контроль; пожарный надзор; контроль за мерой весов и денежной единицы; контроль за качеством продукции.
Эти и другие контрольные меры осуществляются в правовой и организационной форме, как в процессе правотворческой деятельности, так и в ходе реализации права.
Конституционное право закрепляет принципы, основные отправные начала, которыми должны руководствоваться все другие отрасли права. Именно конституционное право определяет экономическую систему Российской Федерации, положение личности, фиксирует государственное устройство России, систему судебных органов.2
Основным нормативным источником этой отрасли права является Конституция Российской Федерации, принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. Конституция закрепила факт существования России в качестве самостоятельного независимого государства.
Конституция РФ Глава 2. Права и свободы человека и гражданина
Статья 34
1. Каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.
2. Не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.
Статья 35
1. Право частной собственности охраняется законом.
2. Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.
Статья 36
1. Граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю.
2. Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.
Статья 37
1. Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.
2. Принудительный труд запрещен.
Статья 57
Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют. 1
Сущность налогов и принципы налогообложения.
Государство, выражая интересы общества в различных сферах жизнедеятельности, вырабатывает и осуществляет соответствующую политику — экономическую, социальную, экологическую, демографическую и др. Регулирующая функция государства в сфере экономики проявляется в форме бюджетно-финансового, денежно-кредитного, ценового механизмов, которые выступают в качестве средства взаимодействия объекта и субъекта системы государственного регулирования экономики. Бюджетно-финансовая система включает отношения по поводу формирования и использования финансовых ресурсов государства — бюджета и внебюджетных фондов. Она призвана обеспечивать эффективное развитие экономики, реализацию социальной и других функций государства. Важной «кровеносной артерией» бюджетно-финансовой системы являются налоги. Налоги возникли вместе с товарным производством, разделением общества на классы и появлением государства, которому требовались средства на содержание армии, судов, чиновников и другие нужды. «В налогах воплощено экономически выраженное существование государства», — справедливо подчеркивал К.Маркс. Налоги, таким образом, — это порождение государства, и в этом своем качестве они существовали и могут в принципе существовать вне товарно-денежных отношений. К примеру, в некоторых докапиталистических общественных формах главными доходами государства были различного рода натуральные поборы. Кроме того, основная масса населения вынуждена была выполнять натуральные повинности. Государство устанавливало налоги в натуральном выражении с учетом специализации того или иного хозяйства, местности. С расширением функций феодального государства, образованием централизованных государств (абсолютных монархий) возрастала роль налогов в формировании государственной казны, в проведении протекционистской политики. В эпоху становления и развития капиталистических отношений значение налогов стало усиливаться: для содержания армии и флота, обеспечивающих завоевание новых территорий — рынков сырья и сбыта готовой продукции — казне нужны были дополнительные средства. Изъятие государством в свою пользу определенной части валового внутреннего продукта в виде обязательного взноса и составляет сущность налога.
Взносы осуществляют основные участники производства валового внутреннего продукта: работники, своим трудом создающие материальные и нематериальные блага и получающие определенный доход; хозяйствующие субъекты, владельцы капитала, действующие в сфере предпринимательства. За счет налоговых взносов формируются финансовые ресурсы государства, аккумулируемые в его бюджете и внебюджетных фондах. Экономическое содержание налогов выражается, таким образом, взаимоотношениями хозяйствующих субъектов и граждан, с одной стороны, и государства — с другой, по поводу формирования государственных финансов. Налог выполняет две функции: экономического рычага, регулирующего соотношение потенциалов экономических субъектов; формирования доходной части бюджета, без которой теряется смысл всей экономической системы из-за нарушения цикличности действия элементов структуры экономики.1
Налоговый Кодекс устанавливает систему налогов и сборов, а также общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации, в том числе
В Российской Федерации устанавливаются следующие виды налогов и сборов: федеральные, региональные и местные.
Федеральными налогами и сборами признаются налоги и сборы, которые установлены настоящим Кодексом и обязательны к уплате на всей территории Российской Федерации, если иное не предусмотрено пунктом 7 настоящей статьи.
Региональными налогами признаются налоги, которые установлены настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации, если иное не предусмотрено пунктом 7 настоящей статьи.
Региональные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях субъектов Российской Федерации в соответствии с настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налогах.
При установлении региональных налогов законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации определяются в порядке и пределах, которые предусмотрены настоящим Кодексом, следующие элементы налогообложения: налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов. Иные элементы налогообложения по региональным налогам и налогоплательщики определяются настоящим Кодексом.
Законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации законами о налогах в порядке и пределах, которые предусмотрены настоящим Кодексом, могут устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения.
Местными налогами признаются налоги, которые установлены настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований, если иное не предусмотрено настоящим пунктом и пунктом 7 настоящей статьи.
Статья 13. Федеральные налоги и сборы
К федеральным налогам и сборам относятся: налог на добавленную стоимость; акцизы; налог на доходы физических лиц; налог на прибыль организаций; налог на добычу полезных ископаемых; водный налог; сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов; государственная пошлина.
К региональным налогам относятся: налог на имущество организаций; налог на игорный бизнес; транспортный налог.
К местным налогам относятся: земельный налог; налог на имущество физических лиц.
Специальные налоговые режимы могут предусматривать особый порядок определения элементов налогообложения, а также освобождение от обязанности по уплате отдельных налогов и сборов, предусмотренных статьями 13-15 настоящего Кодекса. К специальным налоговым режимам относятся: система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог); упрощенная система налогообложения; система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности; система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.1
Трудовой Кодекс
Целями трудового законодательства являются установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создание благоприятных условий труда, защита прав и интересов работников и работодателей.
Основными задачами трудового законодательства являются создание необходимых правовых условий для достижения оптимального согласования интересов сторон трудовых отношений, интересов государства, а также правовое регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений по: организации труда и управлению трудом; трудоустройству у данного работодателя; профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации работников непосредственно у данного работодателя; социальному партнерству, ведению коллективных переговоров, заключению коллективных договоров и соглашений; участию работников и профессиональных союзов в установлении условий труда и применении трудового законодательства в предусмотренных законом случаях; материальной ответственности работодателей и работников в сфере труда; надзору и контролю (в том числе профсоюзному контролю) за соблюдением трудового законодательства (включая законодательство об охране труда) и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права; разрешению трудовых споров; обязательному социальному страхованию в случаях, предусмотренных федеральными законами.1
Государственное регулирование внешнеэкономических связей
Внешнеэкономическая деятельность России представляет собой совокупность направлений, форм и методов торгово-экономического, научно-технического сотрудничества, а также валютно-кредитных и финансовых отношений с зарубежными странами. Стратегия развития внешнеэкономических связей направлена на улучшение положения России в системе международного разделения труда, расширение рынков сбыта продукции, достижение устойчивого экономического и социального роста.Для этого государством предусматриваются меры по развитию экспортного потенциала, рационализации импорта, повышению конкурентоспособности продукции отечественных предприятий на мировом рынке, привлечению иностранных инвестиций для технологической модернизации производства, обеспечению экономической безопасности страны.2
Таможенный кодекс.
Таможенное законодательство Российской Федерации регулирует отношения в области таможенного дела, в том числе отношения по установлению порядка перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу, отношения, возникающие в процессе таможенного оформления и таможенного контроля, обжалования актов, действий (бездействия) таможенных органов и их должностных лиц, а также отношения по установлению и применению таможенных режимов, установлению, введению и взиманию таможенных платежей. Таможенное законодательство Российской Федерации состоит из настоящего Кодекса и принятых в соответствии с ним иных федеральных законов.1
Федеральный закон от 8 февраля 1998 г. N 14-ФЗ Об обществах с ограниченной ответственностью
Настоящий Федеральный закон определяет правовое положение общества с ограниченной ответственностью, права и обязанности его участников, порядок создания, реорганизации и ликвидации общества. Особенности правового положения, порядка создания, реорганизации и ликвидации обществ с ограниченной ответственностью в сферах банковской, страховой, частной охранной и инвестиционной деятельности, а также в области производства сельскохозяйственной продукции определяются федеральными законами. Отношения, связанные с совершением иностранными инвесторами или группой лиц, в которую входит иностранный инвестор, сделок с долями, составляющими уставный капитал общества с ограниченной ответственностью, имеющего стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства, и установлением контроля иностранных инвесторов или группы лиц, в которую входит иностранный инвестор, над такими обществами, регулируются в соответствии с положениями Федерального закона «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства».2
Федеральный Закон РФ от 7 февраля 1992 г. N 2300-I «О защите прав потребителей».3
Настоящий Закон регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, импортерами, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав.
Федеральный закон от 13 марта 2006 г. N 38-ФЗ «О рекламе».1
Целями настоящего Федерального закона являются развитие рынков товаров, работ и услуг на основе соблюдения принципов добросовестной конкуренции, обеспечение в Российской Федерации единства экономического пространства, реализация права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы, предупреждение нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, а также пресечение фактов ненадлежащей рекламы.
Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ «Об акционерных обществах».
В соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации настоящий Федеральный закон определяет порядок создания, реорганизации, ликвидации, правовое положение акционерных обществ, права и обязанности их акционеров, а также обеспечивает защиту прав и интересов акционеров.2
Регулирование денежного обращения.
Необходимость регулирования денежного обращения диктуется прежде всего борьбой с инфляцией, которая дезорганизует экономику, сокращает платежеспособный спрос предприятий и населения.
Объективным фоном инфляции является возможность получения огромных прибылей за счет роста цен. В условиях директивной экономики такая возможность подавляется государственным контролем за ценами и доходами. Либерализация цен, естественно, стала мощным толчком к открытой инфляции; экономика устремилась к мировым ценам, не имея для этого соответствующей производительности труда, структуры экономики, оплаты труда. Неконтролируемость доходов привела к обесценению денег в сфере обращения, а рост издержек — к параличу платежеспособного спроса в сфере производства.
К постоянному удорожанию ведет также снижение эффективности использования производственных ресурсов: мощностей, рабочей силы и других. На удорожание затрат приходится около 40% роста инфляции, на прирост денежной массы — не более 15%. Рост затрат порождает недостаток доходов для поддержания воспроизводства, что и стимулирует повышение цен. Фактором инфляции является также наличие многочисленных перекупщиков на пути продвижения товаров от производителя к конечному потребителю.
Хотя причины инфляции имеют многоплановый характер, правительство в борьбе с ней вначале избрало в основном одно направление — сжатие совокупного спроса за счет снижения государственных расходов, увеличения налогов, обесценения вкладов населения.
В 1995 г. Инфляция существенно сократилась. Однако она остается все еще высокой по меркам развитых стран, ее снижение достигнуто дорогой ценой: уменьшаются инвестиции, не растет объем производства, ухудшилось положение в социальной сфере. Поэтому преодоление инфляции остается одной из главных задач развития экономики, состоящей в том, чтобы уменьшить ее до безопасного уровня (1—2% в месяц) без снижения производства и жизненного уровня населения. Это решение усложняется тем, что факторы, обеспечивающие понижение инфляции, имеют противоречивый характер. Так, меры по поддержке предприятий в интересах повышения эффективности производства одновременно могут способствовать и росту инфляции. Рост доходов, потребления, инвестиций, усиление протекционизма действуют в том же направлении, хотя и необходимы для оживления производства.
На характер борьбы с инфляцией накладывает отпечаток то обстоятельство, что теперь денежное обращение России и размеры бюджетного дефицита находятся под контролем Международного валютного фонда (МВФ). Жесткие параметры, устанавливаемые МВФ прежде всего в сфере эмиссии, вызвали к жизни выпуск денежных суррогатов. Ими являются товарный и вексельный кредиты, казначейские налоговые освобождения, правительственные гарантии под кредиты коммерческих банков, выдаваемые получателям бюджетных средств.
Поскольку прямое кредитование Центральным банком правительственных расходов МВФ запрещается, применяется выпуск правительственных гарантий под кредиты коммерческих банков, т.е. кредит берет не правительство, а бюджетополучатель. Такой заем не считается источником покрытия бюджетного дефицита, и проценты по нему относятся за счет ассигнований на конкретные статьи бюджетных расходов (оборона, сельское хозяйство и т.д.), а не за счет статьи «Обслуживание государственного долга».1
Федеральный закон от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле»
Целью настоящего Федерального закона является обеспечение реализации единой государственной валютной политики, а также устойчивости валюты Российской Федерации и стабильности внутреннего валютного рынка Российской Федерации как факторов прогрессивного развития национальной экономики и международного экономического сотрудничества.2
Федеральный закон от 2 декабря 1990 г. N 395-I «О банках и банковской деятельности».
Социально- экономический кризис в России
право общество кризис экономика
Главная причина кризиса лежит в сфере политики российского государства, допустившего одностороннюю ориентацию реформ на стабилизацию финансов (политика монетаризма) в ущерб интересам населения и реальному сектору экономики. Социально-экономический кризис характеризуется следующими чертами:
Резкое падение уровня жизни.Заработная плата составляет около 40% доходов населения и не дает возможности основной массе граждан достойно жить за счет заработка по основному месту работы. Особенно нетерпимы неплатежи по заработной плате, противоречащие принятым на себя Россией международным обязательствам.
Деградация социальной сферы. В России в процентах от ВВП расходы на науку, образование и здравоохранение в 5 раз меньше, чем в развитых странах Запада. Упадок социальной сферы сопровождается ее вынужденной коммерциализацией, уходом наиболее квалифицированных работников из промышленности в сферу услуг, слабым притоком молодых и перспективных кадров.
Высокая безработица. Безработица составляет 20-25% самодеятельного населения. Для многих регионов уровень безработицы приближается к социально опасным пределам. Государственные органы не готовы к регулированию рынка труда и проведению эффективной политики занятости.
Растущая дифференциация доходов и концентрация огромного богатства в руках очень узкой группы граждан. В условиях высокой дифференциации доходов не может сложиться средний класс, который является источником экономического процветания и социально-политической стабильности во всех современных обществах.
Демографический кризис по показателям продолжительности жизни Россия находится в пятом десятке стран мира. Очень высок уровень заболеваемости и инвалидности, распространяются болезни, обусловленные социальным благополучием, возникают эпидемии опасных инфекционных болезней, обостряется проблема социальной защиты престарелых.
Утрата населением доверия к власти. Это оборачивается развитием теневой экономики, низкой нормой сбережения в государственных и особенно негосударственных банках, бегством капитала, недоверием предпринимателей государственной финансовой политике. Опыт стран, осуществлявших глубокие преобразования, однозначно свидетельствует: успех возможен только в том случае, когда реформы пользуются поддержкой большинства населения и ведут к росту его благосостояния.1
Роль государства в кризисной экономике
В кризисной ситуации стране необходимо эффективное государство. При этом важно руководствоваться критерием сохранения рыночных свобод, поскольку понятие эффективного государства никоим образом не тождественно возврату к централизованной хозяйственной деятельности. Оно должно проявить умение в использовании той собственности, которой располагает, для увеличения инвестирования в реструктуризацию и развитие экономики. Российское правительство особе внимание уделяет концептуальной и законодательной проработке государственного строительства в трех основных направлениях:
Формирование эффективной системы государственного управления, обеспечение экономической, организационно правовой активности государства в целях стимулирования экономического подъема.
Развитие правовых и налого-бюджетных основ федерального устройства государства.
Легитимизация диалога между ветвями власти в интересах общественного согласия и стабильности.
Важным направлением государственной деятельности является поддержка законодательных инициатив, содействующих развитию конкурентной среды предпринимательской деятельности. Сам процесс государственного правотворчества должен осознанно вписываться в широкий исторический контекст развития страны. Государство должно активизироваться как в создании технических, а так и организационных условий формирования рынка капитала. Необходимо помочь развитию институтов и технологий, трансформации внутренних сбережений предпринимателей и населения в производственные инвестиции. Одновременно государство должно наладить систему управления активами. В противном случае права собственника принимают на себя директор и промышленный управленческий аппарат, что порождает уродливые формы управления, когда руководители акционерных обществ присваивают право распоряжаться чужими капиталами.
Бесхозность государственной собственности- один из тормозов на пути к экономическому росту, причина невыплаты налогов и источник скрываемых доходов. Налаживание эффективного управления государственными предприятиями, грамотное управление государственными активами в рыночном режиме расчищают дорогу экономическому росту. Все должно работать на вектор поступательного движения вперед. Необходимо наладить партнерство между предпринимателями и государством. Это один из путей экономического роста в условиях кризиса. Поддержка отечественного предпринимателя и обеспечение конкуренции важные функции государства, которые, однако, оно выполняет с большим отставанием. Например, антимонопольное регулирование является одним из наименее разработанных направлений на макроэкономическом уровне. На этом фоне все остальные вопросы, решаемые государством, приобретают подчиненный, кратковременный и инструментальный характер. Трудно уповать только на автоматизм рыночных регуляторов, иногда государству просто необходимо вмешиваться по средством издания необходимых нормативно-правовых регуляторов(актов). В последние годы государство предпринимало неоднократные попытки для создания условий экономической стабилизации, но они не дали ожидаемых результатов. К одной из них можно отнести ориентацию на селективную ограниченную поддержку приоритетных направлений промышленного развития. Суть данного направления проста: определение государственными органами приоритетов, проведение на конкурсной основе эффективных проектов, выделения государством необходимого объема средств.
Но никто не нашел необходимых средств, и в первую очередь само государство. Средства не нашлись потому, что государственное регулирование в интересах финансовой стабилизации оказалось несовместимым с какой-либо промышленной политикой. Выход из кризиса во многом зависит от взаимодействия государства и частной собственности, многоукладности экономики, финансовой стабилизации, укрепления национальной валюты, роста внутренних накоплений населения, благоприятной реструктуризации нашего внешнего долга и устойчивого положительного сальдо внешней торговли и т.д., но эти благоприятные факторы не смогут заработать автоматически. Государственная политика в финансовом секторе идет в разрез с интересами промышленности. Чтобы переломит эту тенденцию, ведущую к деградации промышленных мощностей, следует дополнительно использовать два пути: 1 активизацию долгосрочных инвестиций в основной капитал для создания новых производств. 2 увеличение вложений в оборотные фонды для более полного использования производственного и трудового потенциала.
Источники привлечения долгосрочных инвестиций ограничены. В нынешних условиях средств нет ни у государства, ни у коммерческих банков. На иностранных инвестициях при высокой рискованности вложений в российскую экономику и неразвитости института страхования и гарантий невозможно обеспечит собственный рост. Осталось два неиспользованных источника: средства населения и амортизационные отчисления. Средства населения можно вовлечь в инвестиционный процесс как минимум при условии предоставления абсолютной государственной гарантии от возможных рисков. Амортизационные отчисления, исчисляемые миллиардами рублей, идут на заработную плату, оплату сырья, топлива и энергии, что абсолютно недопустимо. Попытка законсервировать амортизацию на инвестиционных счетах неизбежно приведет к дальнейшему сокращению действующих производственных фондов. Что делать? Видимо, придется решать вопрос эмиссионной политики, дополняя ее действенными средствами контроля за прохождением и использованием денежных средств на производственные цели. Государство должно выступать инициатором дальнейших институциональных преобразований.
Корректировки макроэкономической политики будут блокироваться, если не внести изменения в действующую систему кредитно-банковских учреждений. В ее нынешнем упрощенном виде она не отвечает условиям перехода к экономическому росту в стране с таким разнообразием интересов, форм хозяйствования, столь сложной производственной и региональной хозяйственной структурой. Необходимо усиление контроля за деятельностью банков с государственной долей участия. Надо выделить среди этой категории банков прежде всего те, а которые будут возложены функции инвестиционных банков, нацеленных на восстановление промышленного и аграрного секторов экономики.
В конечном итоге, необходимы новая мотивация и новая дисциплина труда, социальное партнерство при строгом соблюдении взаимных обязательств всеми сторонами- правительством, предпринимателем и работником. Эффективное и ответственное государство, свобода выбора и предпринимательства, личный интерес, труд, соединенный с законом и гарантированными гражданскими правами, - должны стать движущими силами нового этапа экономического развития России. К числу основных задач нового этапа правительства относит следующее: преодоление кризиса, расширения налогооблагаемой базы, доведение инфляции до уровня 3-4% в год, поддержание стабильного валютного курса; сужения поля коррупции и прямого воровства путем установления некоторых наиболее очевидных причин, порождающих эти явления; проведение социальной реформы в области государственного образования, здравоохранения и т.д.; создание в стране полноценного земельного рынка; восстановление инвестиционного процесса при усилении роли государства.
На основании изложенных заключений и выводов необходимо: радикально изменить курс социально-экономической политики; направить усилия государства на всемирную поддержку производства, активное вовлечение в хозяйственный оборот финансовых ресурсов страны, снижение долгового бремени экономики. В этих целях необходимо сконцентрировать усилия государства на сокращение затрат на содержание государственного аппарата и рационализации других бюджетных расходов, не связанных с качеством и уровнем жизни населения, разработать и осуществить долгосрочную программу промышленной политики, перестройки структуры производства. На основе повышения конкурентоспособности производства и создания в стране благоприятного инвестиционного климата содействовать сокращении бегств капитала из страны; принять законодательные и нормативные акты, направленные на обеспечение социальных гарантий, т.е.:
Установление размера минимальной оплаты труда на уровне прожиточного минимума.
Возмещение работникам ущерба за нарушение сроков начисленной заработной платы, пенсий, пособий.
Введение в практику переговоров об условиях и уровне оплаты труда лиц, работающих по найму.
Утверждение порядка упреждающей индексации оплаты труда с учетом прогнозируемого роста стоимости жизни.
Увеличение средней оплаты труда работников бюджетной сферы в отраслях, непосредственно определяющих качество трудовых ресурсов (здравоохранение, образование, наука и культура). Зарплата в этих отраслях должна постепенно приближаться к зарплате работников промышленности, первоначально до 75 %- 80%, а в дальнейшем до 100% от средней оплаты труда в промышленности.
Законодательное закрепление и введение в практику независимых экспертиз нормативно-правовых актов, экономических проектов и целевых программ.
Одним из ключевых направлений социальной политики государства должно стать принятие федерального закона о социальном партнерстве. Экономические ограничители нового этапа реформ связаны со спадом производства и соответственно способностью правительства существенно увеличить налоговые поступления в бюджет. Иными словами, речь идет о том, сумеет ли правительство естественными методами, т.е. без включения печатного станка, решить социально-экономические проблемы России.1
Антикризисные меры
Антикризисные меры следует разделить на обязательные и вынужденные. Первые следует реализовывать немедленно, не дожидаясь выхода кризисных тенденций из-под контроля, независимо от обстоятельств; вторые – в случае неуправляемого нарастания кризисных тенденций, неспособности государства к обслуживанию своих долговых обязательств. Своевременное применение обязательных мер позволит избежать необходимости использования мер вынужденных, к которым придется прибегнуть лишь в крайнем случае для минимизации последствий разрушения финансовой системы.
Существенное увеличение неналоговых бюджетных доходов
Обязательные меры: введение реальной государственной монополии на оборот этилового спирта, спиртосодержащих растворов и алкогольной продукции через казенные предприятия, временное прекращение импорта этилового спирта, распространение акциза на все виды спирта с последующей его компенсацией потребителям технического спирта; перечисление всей прибыли Центрального банка в доход федерального бюджета, проверка порядка ее формирования, обоснованности образования им фондов, относимых на расходы и накопления средств, получаемых в результате коммерческой деятельности; отмена решения Правительства о снижении ставок таможенного тарифа; введение вмененного налога на мелкие и средние торговые и посреднические фирмы; введение контроля за эффективностью размещения валютных резервов государства; повышение налога на валютообменные операции, введение налога на ввоз наличной иностранной валюты; активизация мер по возврату ранее предоставленных СССР и Россией кредитов другим странам; повышение эффективности использования государственной собственности, перечисление дивидендов по акциям предприятий и банков, находящихся в государственной собственности, в бюджет, установление строгой ответственности руководителей соответствующих министерств и ведомств, представителей государства за выполнение плановых ориентиров по доходности и оценочной стоимости активов вверенных им предприятий.
Ответственные: Правительство и Центральный банк.
Вынужденные меры: отмена всевозможных льгот по оплате таможенных пошлин, включая режимы временного ввоза; восстановление экспортного тарифа на вывоз природного газа, или введение госмонополии на этот вид деятельности; легализация источников происхождения капитала путем уплаты их владельцами подоходного налога с рыночной капитализации активов, приобретенных неизвестным способом.
Обеспечение устойчивости рубля, усиление валютного контроля.
Обязательные меры: решительное применение установленных санкций в отношении нарушений валютного законодательства, а также строгое соблюдение ограничений на приобретение иностранной валюты исключительно на цели оплаты импортных контрактов и других разрешенных законом текущих операций; восстановление ограничений на вывоз капитала; ужесточение валютного контроля за импортными операциями; ужесточение контроля и сокращение сроков репатриации валютной выручки от экспорта; переход к более гибкой политике обменного курса рубля, учитывающей требования поддержания конкурентоспособности не менее 2/3 отечественных товаропроизводителей, а также проблемы поддержания платежного баланса; обеспечение прозрачности деятельности Центрального банка в отношении политики размещения валютных резервов, операций на открытом рынке в целях регулирования обменного курса рубля, усиление контроля за деятельностью дилеров Центрального банка, исключение возможностей злоупотреблений в этой сфере; повышение устойчивости структуры валютных резервов страны, их диверсификация, отказ от привязки обменного курса рубля к доллару как в формировании валютных резервов, так и в политике регулирования и номинирования обменного курса; прекращение деятельности явных и скрытых оффшорных зон на территории России, применение санкций в отношении коммерческих структур, нелегально вывезших капитал или ведущих платежно-расчетное обслуживание проводимой в России деятельности в оффшорных зонах; запрет на открытие и ведение счетов оффшорных банков в российских коммерческих банках; введение ограничений на ввоз иностранной наличной валюты по установленным нормативам для физических лиц, при запрете на эти операций со стороны юридических лиц, за исключением Центрального банка; расширение практики использования рубля во внешнеторговых расчетах, а также в качестве резервной валюты в СНГ; создание межбанковского пула стабилизации рубля - механизма консолидированной ответственности банковского сектора за стабильность финансовых рынков за счет обязательных отчислений банками валютных средств в размере доли от объема их валютных активов. Ответственные: Центральный банк, Федеральная служба России по валютному и экспортному контролю.
Сокращение расходов на обслуживание государственного долга
Ужесточение контроля за эффективностью и целевым использованием бюджетных расходов, их рационализация
Оживление производства и инвестиционной активности, преодоление платежного кризиса
Вынужденные меры: снижение акцизов на энергоресурсы с замещением выпадающих доходов бюджета восстановлением экспортных пошлин или прямых рентных платежей; “замораживание” цен на энергоносители и продукцию естественных монополий до выравнивания кумулятивных темпов их роста с ценами на готовую продукцию в течение последних лет; введение протекционистских мер во внешней торговле, включая временное установление количественных ограничений в целях защиты внутренних товаропроизводителей и выравнивания платежного баланса; расширение системы государственных закупок в целях натурального обеспечения соответствующих направлений бюджетных расходов; введение системы общественных работ на принадлежащих государству объектах инфраструктуры с натуральной формой оплаты; установление лимитов гарантированного тепло- и энергоснабжения производственных предприятий с их оплатой в порядке государственных нужд с соответствующим оформлением платежных требований и обязательств государства; национализация неплатежеспособных предприятий, имеющих стратегическое значение для экономики страны с их последующей реструктуризацией, повышением эффективности работы и реприватизацией.
Ответственные: Правительство, Центральный банк, Федеральное Собрание.
Нормативное и организационное обеспечение реализации антикризисной программы
В сфере законодательства: принятие федерального закона “О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон “О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)”, внесенного Советом Федерации в порядке законодательной инициативы; принятие федерального закона “О чрезвычайных мерах по преодолению бюджетного кризиса”; принятие поправок к Федерального закону “О валютном регулировании и валютном контроле”, а также инструкций Центрального банка, направленных на введение ограничений на вывоз капитала, ввоз наличной иностранной валюты, ее ограничение во внутреннем обороте, ограничение наличных расчетов, развитие электронных расчетов и дебетовых платежных инструментов; принятие поправок к Уголовному кодексу, уточняющих и расширяющих ответственность за нарушения бюджетного и валютного законодательства; принятие решений Правительства по вопросам таможенных пошлин, контроля за качеством импортируемых товаров, регулирования внешнеторговых операций, оборота алкогольной продукции и осуществления других перечисленных мер.1
Содержание
Алексеев С.С. «Теория государства и права» М.: Норма. 1998.- 243с.
Марченко М.Н. «Теория государства и права» М.: Проспект, 2008. – 637с.
Носова С.С. «Экономическая теория» М.: Кнорус, 2009.-800с.
Лазарев В.В. «Общая теория права и государства» М.: Юрист, 1994. - 360 c.
Видяпина В.И. «Бакалавр экономики» Хрестоматия. Т.2. М.: Триада, 2006. – 720 с.
Жуков С.И. «Экономика и управление предприятием» Конспект лекций. Н.Челны: ТРТУ, 2007. – 118 с.
Чепурина М.Н. «Курс экономической теории» Киров: Аса, 2007 г.-848с.
Борисов Е.Ф. «Экономическая теория»: Учеб. пособие- 2-е изд. М.: Юрайт,1999. - 384 с.
http://budgetrf.nsu.ru/Publications/Magazines/VestnikSF/1998/vestniksf80-13/vestniksf80-13040.htm
http://www.jourclub.ru/5/496
http://www.unn.ru/rus/books/stat3.htm
Конституция РФ
Налоговый кодекс
Трудовой кодекс
Таможенный кодекс
Федеральный закон от 8 февраля 1998 г. N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»
Федеральный Закон РФ от 7 февраля 1992 г. N 2300-I «О защите прав потребителей»
Федеральный закон от 13 марта 2006 г. N 38-ФЗ «О рекламе».
Федеральный закон от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле».
Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ «Об акционерных обществах»
1 Марченко М.Н. «Теория государства и права» М.: Проспект, 2008. – 637с.
1 Алексеев С.С. «Теория государства и права» М.: Норма. 1998.- 243с.
1 http://www.jourclub.ru/5/496
1 Алексеев С.С. «Теория государства и права» М.: Норма. 1998.- 243с.
1 Чепурина М.Н. «Курс экономической теории» Киров: Аса, 2007 г.-848с.
2 http://www.unn.ru/rus/books/stat3.htm
1 Жук С.И. «Экономика и управление предприятием» Конспект лекций. Н.Челны: ТРТУ, 2007. – 118 с.
1 Видяпина В.И. «Бакалавр экономики» Хрестоматия. Т.2. М.: Триада, 2006. – 720 с.
2 Лазарев В.В. «Общая теория права и государства» М.: Юрист, 1994. - 360 c.
1 Конституция РФ
1 Видяпина В.И. «Бакалавр экономики» Хрестоматия. Т.2. М.: Триада, 2006. – 720 с.
1 Налоговый кодекс
1 Трудовой кодекс
2 Видяпина В.И. «Бакалавр экономики» Хрестоматия. Т.2. М.: Триада, 2006. – 720 с.
1 Таможенный кодекс
2 Федеральный закон от 8 февраля 1998 г. N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»
3 Федеральный Закон РФ от 7 февраля 1992 г. N 2300-I «О защите прав потребителей»
1 Федеральный закон от 13 марта 2006 г. N 38-ФЗ «О рекламе»
2 Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ «Об акционерных обществах»
1 Видяпина В.И. «Бакалавр экономики» Хрестоматия. Т.2. М.: Триада, 2006. – 720 с.
2 Федеральный закон от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле»
1 Борисов Е.Ф. «Экономическая теория»: Учеб. пособие- 2-е изд. М.: Юрайт,1999. - 384 с.
1 Носова С.С. «Экономическая теория» М.: Кнорус, 2009.-800с.
1 http://budgetrf.nsu.ru/Publications/Magazines/VestnikSF/1998/vestniksf80-13/vestniksf80-13040.htm