МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Государственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
«Российская правовая академия Минюста России»
Северный филиал
Юридический факультет
Кафедра
конституционного и административного права
Гражданство Российской Федерации
Курсовая работа
Петрозаводск
2007г.
Введение
Важной составной частью института, закрепляющего основы правового статуса личности, является совокупность правовых норм, регулирующих отношения связанные с гражданством. Понятие гражданства сформулировано в преамбуле Закона РФ “ О гражданстве РФ”. Гражданство есть устойчивая правовая связь человека с государством, выражающаяся в совокупности взаимных прав, обязанностей и ответственности, обоснованной на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека.
Институт гражданства выполняет двойную функцию, являясь, во-первых, средством и способом защиты прав гражданина, а во-вторых, институтом защиты прав и интересов государства. Институт гражданства – это один из наиболее чрезвычайно показательных и ёмких критериев истинного отношения государства к своим гражданам как личностям, чьи права и свободы являются высшей ценностью в соответствии со статьёй 2 Конституции РФ.
1. Гражданство РФ
Важнейшей предпосылкой обязанности государства защищать в полном объеме закреплённые в конституции права и свободы личности является гражданство. Под гражданством понимается правовая принадлежность лица к данному государству, то есть признание государством этого лица в качестве полноправного субъекта конституционно-правовых отношений. Правовая принадлежность человека к тому или иному государству создаёт юридическое состояние человека, в силу которого он обладает определённой совокупностью прав и обязанностей, установленных законодательством данного государства, и может пользоваться его защитой и покровительством. Иными словами, гражданство создаёт взаимные права и обязанности для человека и государства, то есть именно с гражданством связаны саамы существенные последствия для обеих сторон: объём прав, обязанностей и ответственности государства и гражданина.
К основным характеристикам гражданства относятся:
гражданско-правовое состояние, выражающееся, с одной стороны, в его общем правовом нормировании, c другой – в индивидуально документальном юридическом оформлении гражданства каждого человека (паспорт гражданина, свидетельство о рождении, иной документ, содержащий указание на гражданство).
устойчивый характер отношений гражданства, существующий постоянно, как правило, от рождения до смерти гражданина, имеющих общий порядок прекращения, не допускающий одностороннего расторжения гражданства.
двусторонняя связь человека с государством, выражающаяся в совокупности взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанная на признании и уважении достоинства основных прав и свобод человека.
Распространение на гражданина суверенной власти государства как внутри страны, так и за её пределами.
В настоящее время все отношения по поводу гражданства регулируются конституциями государств и законами о гражданстве.
Отношения, связанные с гражданством республик в составе Российской Федерации, регламентируются их конституциями и соответствующими актами. Конституционные основы гражданства развиваются и конкретизируются в законе “О гражданстве”. В Преамбуле его указано, что данный закон призван обеспечить осуществление норм и принципов международного права и Конституции, относящихся к гражданству и правам человека, создание наиболее благоприятных условий для каждого гражданина, защиту и покровительство гражданина, защиту и покровительство граждан, находящихся за пределами Российской Федерации.1
Основные принципы гражданства, как правило, устанавливаются в конституциях, а их реализация подробно регулируется обычными законами.
Типичными представляется законодательство РФ об основных принципах отношений гражданства:
Гражданство РФ является единым, то есть гражданин РФ, постоянно проживающий на территории республики в составе России, является гражданином этой республики и одновременно гражданином России.
Гражданство РФ является равным независимо от оснований и времени приобретения.
Доступность и свободный характер гражданства РФ, что выражается, во-первых, в том, что каждый человек в РФ, включая граждан иностранных государств и лиц без гражданства, имеет право на гражданство, независимо от каких бы то ни было условий; во-вторых, наличие достаточно простого и лёгкого пути приобретения гражданства; в-третьих, в запрете на лишение гражданства и наличие права его изменить; в-четвёртых, в допустимости двойного гражданства; в-пятых, в сокращении количества лиц без гражданства; в-шестых, в праве российских граждан изменить гражданство; в-седьмых, в запрете на лишение гражданства, то есть на расторжение связей по инициативе государства в одностороннем порядке, без согласия гражданина.
Принцип приоритета норм международного права и международных договоров по вопросам гражданства над национальным законодательством.
Неотъемлемость гражданства, что выражается, во-первых, в несвязанности гражданства с мерами наказания гражданина за совершённые правонарушения; во-вторых, в сохранности за гражданами РФ, проживающими за её пределами, гражданства РФ; в-третьих, в недопустимости высылки гражданина РФ за пределы РФ.
Защита и покровительство граждан РФ, находящихся за пределами РФ. Это значит, что государственные органы РФ, её дипломатические и консульские учреждения, их должностные лица обязаны содействовать тому, чтобы гражданами РФ была создана возможность в полном объёме использовать все права и свободы, установленные законодательством государства, международными договорами РФ и международными обычаями, а при необходимости принимать меры по восстановлению нарушенных прав граждан РФ. Гражданин РФ не может быть выслан за пределы российского государства или выслан другому государству. За преступления, совершённые за границей, гражданин РФ подлежит уголовной ответственности по законам РФ.
Почётное гражданство, которое может быть предоставлено лицу, не имеющему российского гражданства, но имеющему заслуги перед Россией или мировым сообществом, с его согласия. Почётное гражданство предоставляется Президентом РФ.
Нормы законодательства о гражданстве по предмету регулирования можно объединить в три группы:
регулирующие порядок приобретения гражданства
регулирующие порядок прекращения гражданства
регулирующие порядок разрешения дел о гражданстве
Например: статья 12 Закона о гражданстве определяет порядок и основания приобретения гражданства РФ. Оно приобретается: в результате его признания; в результате приёма в гражданство; по рождению; в порядке регистрации; в результате восстановления гражданства; путём выбора гражданства при изменении территории РФ; по иным основаниям, предусмотренным законом (усыновление, опекунство, соглашение родителей о российском гражданстве ребёнка, предоставление почётного гражданства и другое).2
В качестве оснований для прекращения гражданства в Законе о гражданстве РФ закреплены: выход из гражданства, отмена решений о приёме в гражданство; выбор гражданства при территориальных изменениях; по другим основаниям (общее положение, по которому если оба родителя прекращают гражданство РФ, их дети в возрасте до 14 лет следуют гражданству родителей, то есть тоже прекращают гражданство).
Действующее законодательство РФ знает различные формы восстановления в гражданстве:
в порядке регистрации
путём признания компетенции органами факта восстановления
по ходатайству лица
2. Приобретение и прекращение гражданства
Приобретение гражданства.
Закон о гражданстве устанавливает семь оснований приобретения гражданства РФ.
В результате его признания (ст. 13). В настоящее время гражданами России признаются все граждане бывшего СССР, постоянно проживающие на территории РФ на день вступления в силу Закона о гражданстве 16 февраля 1992г. причём в течение одного года после этого дня всем было предоставлено право заявить о нежелании состоять в гражданстве РФ. Лица, родившиеся 30 декабря 1922г. (дата создания СССР) и позднее, и утратившие гражданство бывшего СССР, считаются состоявшими в гражданстве РФ по рождению, если они родились на территории России или хотя бы один из родителей был гражданином СССР и постоянно проживал на территории России. Эти просто демократические нормы сразу определили гражданское состояние подавляющего большинства населения РФ. При этом российское гражданство было признано и за лицами, которые родились на тех территориях РФ, которые впоследствии были переданы другим союзным республикам, а ныне принадлежат соответствующим независимым государствам. Это означает, что российское гражданство имеют жители Крыма, родившиеся до передачи го Украине в 1954г., и другое. В то же время закон был составлен так, что большие группы граждан бывшего СССР, родившиеся на территории России и уехавшие в другие республики СССР без желания потерять своё гражданство и приобрести другое, оказались в положении, когда они могут восстановить своё гражданство России по регистрации, но не считаются гражданами Росси по рождению. Это положение было исправлено Конституционным Судом РФ.
Пример:
Конституционный Суд РФ в постановлении от 16 мая 1996г по делу в связи с жалобой А.В. Смирнова отметил, что употреблённое в ч. 2 ст. 13 Закона РФ “О гражданстве РФ” применительно к указанным в ней лицам выражение “считается состоявшим в гражданстве РФ” означает, что такие лица считаются состоявшими в российском гражданстве по рождению не только в прошлом, до траты ими гражданства бывшего СССР, но и после этого они продолжали и продолжают сохранять российское гражданство вплоть до момента, пока оно будет прекращено на основании их собственного волеизъявления. Они не утрачивают его в силу одного только факта проживания за пределами РФ на момент вступления в силу названного Закона, так как в его ст. 4 установлено, что проживание за её пределами не прекращает российского гражданства. Суд далее подчеркнул, что факт нахождения гражданина бывшего СССР за пределами РФ в момент вступления в силу Закона РФ “О гражданстве РФ” может рассмотреть как одно из условий для приобретения гражданства РФ в порядке регистрации только в отношении лиц, которые не считаются состоящими в гражданстве РФ по рождению. Иное понимание не соответствующее ст. 27 Конституции РФ, согласно которой граждан РФ имеет право свободно выезжать за пределы РФ, не утрачивая гражданства, и беспрепятственно возвращается в РФ. Все состоящие в гражданстве РФ, должны пользоваться равными правами, включая равное право на гражданство.
По рождению (ст. 14 – 17). Приобретение гражданства в силу рождения (“филиация”) не связано с волеизъявлением лица, не требует совершения каких-либо действий, свидетельствующих о его желании приобрести гражданство данного государства. Оно осуществляется автоматически на основе действующего законодательства. При этом в качестве основных принципов применяются “право крови ” и “право почвы”. Так называемый принцип права крови признаёт гражданином любое лицо, родившееся от граждан данного государства ( в некоторых странах считается достаточным, чтобы один из родителей имел соответствующее гражданство) на территории какого государства родилось это лицо, значение не имеет. Принцип “права почвы” признаёт гражданином любое лицо, родившееся на территории данного государства, независимо от гражданства родителей. Для большинства современных государств характерно сочетание этих двух принципов. Российское законодательство следует по этому же пути: ребёнок, родители которого на момент его рождения состоят в гражданстве РФ, является гражданином независимо от места рождения. Ребёнок также становиться гражданином России, если один из родителей состоит в российском гражданстве, а другой является лицом без гражданства (место рождения при этом не имеет значения). Но если вторым родителем является иностранный гражданин, то положение меняется: гражданство ребёнка определяется письменным соглашением родителей (место рождения значения не имеет), а если соглашения нет, то ребёнок приобретается российское гражданство при условии, что он родился на территории РФ, или если ему грозит возможность стать лицом без гражданства. Некоторая сложность представляет определение гражданства ребёнка, родившегося на территории России, родители которого являются иностранцами. В этом случае ребёнок становиться гражданином РФ, если соответствующие государства не представляют ему своего гражданства или если родители состоят в гражданстве других республик, входивших в состав СССР по состоянию на 1 сентября 1991г. Соблюдая общепринятые порядки в определении гражданства по рождению, Российская Федерация в максимальной степени обеспечивает возможность приобретения российского гражданства по рождению.
В порядке регистрации (ст. 18). Этот порядок распространяется на шесть категорий лиц, которые могут сравнительно просто приобрести российское гражданство путём подачи заявления в ОВД (т.е. не оформляя ходатайства о приёме в гражданство). Чаще всего этим порядком пользуются лица, у которых супруг либо родственник по прямой восходящей линии (отец, мать) является гражданином России, следовательно, речь идёт о регистрационном приобретении гражданства мужем и женой, сыном или дочерью российского гражданина. В порядке регистрации приобретается также российское гражданство лицом, у которого на момент его рождения хотя бы один из родителей был гражданином России, но которое приобрело иное гражданство России в течение 5 лет по достижении 18 летнего возраста (т.е. до 23 лет). В течение такого же срока могут стать гражданами России дети бывших её граждан, родившиеся после прекращения у родителей российского гражданства; это правило важно для детей тех лиц, которые в тоталитарный период были насильно лишены российского гражданства.
Другие категории, предусмотренные данной статьёй Закона, либо воспользовались своим правом и получили российское гражданство в порядке регистрации, либо потеряли это право в связи с истечением предусмотренных законом сроков.
В результате приёма в гражданство (ст.19). Приём осуществляется Президентом РФ по личному ходатайству “О приёме в российское гражданство” (“натурализации”) может ходатайствовать без всякой дискриминации любое дееспособное лицо, достигшее 18 летнего возраста. Однако для приёма в государство иностранца или лица без гражданства необходимо его постоянное проживание на территории России в течение 5 лет или 3лет непрерывно непосредственно перед обращением с ходатайством, а для беженцев – вдвое меньше. Закон допускает облегчённый приём в российское гражданство (т.е. без соблюдения сроков осёдлости) для тех, кто в прошлом состоял в гражданстве СССР, при усыновлении ребёнка, являющегося гражданином России, для выдающихся деятелей в области науки, техники и культуры или обладающих профессией или квалификацией, представляющими интерес для Российской Федерации, при наличии заслуг перед народами России и в осуществлении общечеловеческих идеалов и ценностей, при получении убежища на территории России. Однако предусмотрены и прямые основания для отклонения ходатайства о приёме в гражданство РФ тех лиц, которые: выступают за насильственное изменение конституционного строя РФ; состоят в партиях и других организациях, деятельность которых несовместима с конституционными принципами РФ; осуждены и отбывают наказание в виде лишения свободы за действия, преследуемые п законам РФ. Эти ограничения также распространяются на приобретение гражданства в порядке регистрации (ст.18) и на восстановление в гражданстве РФ (ч. 3 ст. 20).
В результате восстановления в гражданстве (ст. 20). На восстановление гражданства, которое осуществляется в порядке регистрации, имеют право лица, которые по каким-то причинам его утратили. Это лица, у которых гражданство прекратилось в связи с усыновлением, установлением опёки и попечительства, а также те, у которых российское гражданство прекращено в связи с изменением гражданства родителей ( они могут восстановить гражданство РФ в течение 5 лет по достижении 18 летнего возраста). Восстановлению в российское гражданство также подлежат те, кто утратил его на основании Указа Президиума Верховного Совета СССР о выходе из гражданства СССР лиц, переселяющихся из СССР в Израиль, от 17 февраля 1967г. Или иных указов, если эти лица не отказываются от российского гражданства. Наконец, путём подачи ходатайства о восстановлении в гражданстве лицом, ранее состоявшим в гражданстве РФ.
Путём выбора гражданства при изменении границы РФ (ст. 21). Право на выбор гражданства в таком случае называется оптацией. Следовательно, и тогда, когда к России присоединяется новая территория, людям обеспечивается право самим определять свою гражданскую принадлежность – сохранить прежнее гражданство или приобрести российское. Порядок оптации должен быть предусмотрен международным договором РФ.
Иные основания. В Законе о гражданстве указано несколько оснований приобретения гражданства, касающихся детей и недееспособных (ст. 25-31).3
Прекращение гражданства.
Этот институт полностью соответствует ч. 3 ст. 6 Конституции РФ, согласно которой гражданин России не может быть лишён своего гражданства или права изменить его. О прекращении гражданства, следовательно, логично говорить только в случае добровольного волеизъявления гражданина. Закон о гражданстве устанавливает четыре основания прекращения гражданства РФ:
Вследствие выхода из гражданства (ст. 23). Выход из гражданства может иметь место, как по ходатайству гражданина, так и в порядке регистрации (если хотя бы один из родителей, супруг или ребёнок имеет иное гражданство). Регистрационный (упрощённый) порядок направлен на содействие в воссоединении семей. Однако ходатайство о выходе из гражданства может быть отклонено, если данное лицо имеет имущественные обязательства перед физическими или юридическими лицами РФ, а также неисполненные обязательства перед государством, а страна, в которой оно собирается поселиться, не имеет с Россией договора о правовой помощи. Данная норма направлена на обеспечение таких обязательств как алименты, долги и прочее. Выход из гражданства не допускается после получения повестки о призыве на срочную военную или альтернативную службу идо её окончания, а также в случае возбуждения уголовного дела (до окончания его рассмотрения) или действия обвинительного приговора суда, подлежащего исполнению. Для предотвращения произвола в отношении прав человека Закон о гражданстве устанавливает, что отклонение ходатайства о выходе из гражданства или отказ в регистрации выхода из гражданства РФ должны быть мотивированы полномочными органами.
Вследствие отмены решения о приёме в гражданство (ст. 24). Это единственное основание, которое допускает прекращение гражданства без добровольного волеизъявления лица. Но речь идёт о случае приобретения гражданства РФ на основании заведомо ложных сведений и фальшивых документов. При наличии такого факта, устанавливаемого в судебном порядке, решение о приёме в гражданство может быть аннулировано, а лицо привлечено к ответственности. При этом отмена решения о приёме в российское гражданство не распространяется на членов семьи, то есть супруга и детей, приобретших гражданство России вместе с таким же лицом, если не будет доказана их осведомлённость в том, что российское гражданство было приобретено незаконным путём. Предельный срок для отмены решения о приёме в гражданство России – 5 лет.
Путём выбора гражданства при изменении границы РФ (оптация). Если какая-то территория выходит из состава РФ, то граждане России проживающее на этой территории, вправе прекратить российское гражданство (ст.21).
Иные основания. Закон о гражданстве предусматривает некоторые основания дополнительные основания прекращения гражданства недееспособных детей (ст.25-31).
3. Двойное гражданство
гражданство брак беженец иностранец
Такое правовое состояние возможно, когда, например, женщина выходит замуж за иностранца, а по законам его государства жена обязана принять гражданство мужа. В таком же состоянии находится ребёнок, родители которого имеют разное гражданство. Частными стали случаи, когда русскоязычные граждане ряда государств СНГ желают одновременно состоять в гражданстве России.
Пребывание в двойном гражданстве расширяет не только права, но и обязанности гражданина. Он должен платить налоги двум государствам, в каждом из них нести воинскую службу и т.д. Ни одно государство, признающее таким лицам в отношении их гражданских обязанностей. Конституция РФ допускает для своих граждан иметь также гражданство иностранного государства, то есть двойное гражданство, но только в соответствии с федеральным законом или международным договором РФ (ст. 62). Следовательно, и иностранный гражданин может иметь одновременно российское гражданство на основе соответствующего международного договора (между данным государством и РФ). Но если международного договора с соответствующим государством нет, то приобретение российского гражданства возможно только при условии отказа лица от прежнего гражданства.
Конституция ясно указывает, что приобретение гражданином РФ второго гражданства не меняет его правового статуса как гражданина России. За ним сохраняются все права и свободы, и он не освобождается от обязанностей, вытекающих из российского гражданства. Однако в этом же тексте (ч. 2 ст. 62) допускаются отступления от этого общего правила в соответствии с федеральным законом или международным договором РФ. Но пока таких законодательных норм или договорной практики нет.4
4. Гражданство и брак
Заключение брака между мужчиной и женщиной, имеющими разное гражданство, может породить для них и их детей известные трудности. Значительные трудности возникают также при разводе и связанном с ним разделении имущества. Конвенция о гражданстве замужней женщины 1957г. В целях защиты интересов женщин предусматривает, что заключение или расторжение брака с иностранцем, как и перемена гражданства, мужем во время существования брачного союза, не должны автоматически отражаться в гражданстве жены.
Для современной России данные нормы весьма актуальны. Если в СССР долгое время браки с иностранцами были просто запрещены, то с переходом к демократии и в связи с растущими связями между людьми разных стран становятся всё более распространёнными. В связи с этим Закон о гражданстве (ст. 6) закрепил три важные нормы:
заключение и расторжение брака гражданином России с лицом, не признающим к гражданству РФ, не влечёт за собой изменения гражданства;
изменение гражданства одним из супругов не влечёт за собой изменения гражданства другого супруга;
расторжение брака не влечёт за собой изменения гражданства родившихся в этом браке или усыновлённых детей.
На защиту интересов детей направлены положения Закона на случай изменения родителям своего гражданства. Установлено общее правило: гражданство детей в возрасте до 14 лет следует гражданству родителей, а в возрасте от 14 до 18 лет изменяется при наличии согласия детей. При изменении гражданства родителей, лишённых родительских прав, гражданство детей не изменяется.
Но в жизни часто встречаются случаи изменения гражданства родителей (приобретения российского гражданства или его прекращения). В таких случаях соответственно изменяется гражданство детей, причём сохраняется условие получения согласия на это детей в возрасте от 14 до 18 лет. Когда же российское гражданство приобретает один из родителей, то ребёнку предоставляет гражданство РФ при наличии ходатайства этого родителя и письменно согласия другого. При прекращении российского гражданства одного из родителей за ребёнком сохраняется гражданство РФ – оно может быть прекращено только с согласия обоих родителей и при условии предоставления ему иного гражданства. Ряд норм гарантирует право на гражданство детей по усыновлению.
Пример:
Что делать, если ты женат на россиянке, а тебе не дают российского гражданства?
По Закону “ О гражданстве РФ” от 31 мая 2002г. № 62-ФЗ (в ред. от 11 ноября 2003г.) само по себе заключение брака между гражданами России и лицом, не имеющим российского гражданства не влечёт за собой изменения их гражданства (ст. 8). Однако иностранный гражданин или человек без гражданства, если он проживает на территории РФ и состоит в браке с гражданином РФ не менее трёх лет, вправе обратиться с заявлением о приёме в гражданство РФ в упрощённом порядке (ст. 14 п. 2). Согласно Положению о порядке рассмотрения вопросов гражданства РФ, утверждённому Указом Президента РФ от 14 ноября 2002г. № 1325, лицо, состоящее в браке с гражданином РФ, представляет вместе с заявлением о приёме в гражданство России свидетельство о браке и паспорт супруга, имеющего российское гражданство (п.14 Положения). Рассмотрение заявления об изменении гражданства в упрощённом порядке и принятие по нему решения, осуществляется в срок до 6 месяцев со дня подачи заявления с предоставленными документами. На уведомлении заявителя о принятом решении отводиться месячный срок со дня принятия решения.
Вопросы приёма в гражданство РФ решает сам Президент России. Если вы, скажем, не фальсифицировали предоставленные документы, не имели проблем с Уголовным кодеком (Н.: неснятая судимость) и не записались в политические экстремисты, угрожающим безопасности государства, то трудностей с гражданством у вас быть не должно. Но недаром бытует пословица: “Обещанного три года ждут”. В смысле после свадьбы три года без развода.
5. Правовой статус личности в Российской Федерации
Принципы правового статуса личности.
Под принципами следует понимать основополагающие начала, идеи, охраняемые государством и положенные в основу осуществления прав, свобод и обязанностей человека и гражданина.
Принцип равноправия. Он проявляется в том, что все граждане пользуются равными правами и свободно несут равные обязанности; не отличаются по основаниям приобретения гражданства; равны перед законом и судом; в равном объёме обеспечиваются действующими гарантиями.
Принцип сочетания личных и общественных интересов гражданина – это его материальные и духовные потребности, которые государство и общество призваны ему обеспечить, создать достойные условия жизни для всестороннего развития личности (способностей, таланта, удовлетворения разумных материальных и духовных потребностей). Интересы личности есть субъективное выражение объективных потребностей человека, то есть эти интересы определяются объективными условиями развития общества, на каждом этапе развития они различны. Общественные интересы – это цели и задачи общества, обеспечивающие его поступательное развитие. В общестенных интересах главное место занимают интересы человека, удовлетворение которых является высшей целью государства и общества.
Принцип постоянного расширения и углубления прав, свобод и обязанностей. Этот процесс идёт по трём направлениям: а) в правовой статус личности включаются новые, раннее неизвестные конституционному законодательству права, свободы и обязанности; б) права, свободы и обязанности, существовавшие до принятия Конституции 1993г. Толкуются расширительно, то есть приобретают более полное содержание; в) усиливаются и расширяются гарантии прав и свобод человека и гражданина. Вместе с тем стоит отметить, что если политические и юридические гарантии сделали огромное скачок в своём развитии, то этого нельзя сказать об экономических и социально-нравственных гарантиях, которые заметно ослабли.
Понятие и классификация основных прав, свобод и обязанностей граждан.
Основные права и свободы человека и гражданина закрепляются Конституцией и защищаются государством, устанавливают и регулируют наиболее важные и существенные отношения между личностью и государством, определяют юридические основы свободы личности, составляют ядро статуса личности.
Основные обязанности – это устанавливаемые и охраняемые государством, закрепляемые Конституцией требования к человеку и гражданину участвовать в обеспечении интересов государства, общества и других граждан. Основные права, свободы и обязанности можно разделить на 4 группы: личные (право на жизнь, охрану достоинства, свободу и личную неприкосновенность), политические (право на объединение, свобода слова, совести, собраний и т.д.), экономические (право на свободное занятие предпринимательской или иной законной экономической деятельностью, право частной собственности, право на труд и т.п.), социально-культурные (право на образование, социальное обеспечение и т.д.).
Отличия прав человека от прав гражданина: во-первых, они отличаются своим происхождением. Права человека являются естественными и принадлежащие ему по рождению. Во-вторых, они неотчуждаемы. В-третьих, они охраняются и защищаются не только государством, но и всем мировым сообществом. В-четвёртых, в случае их нарушения могут применяться международно-правовые санкции. Государствам, в которых нарушенные права человека, не предоставляющие режим наибольшего благоприятствования. Экспорт и импорт товаров для таких государств облагается повышенными пошлинами, а также вводиться запрет на импорт многих важных товаров и технологий. Государствам, в которых нарушенным правам человека, не предоставляют гуманитарную международную помощь. Против таких государств устанавливается эмбарго на экспорт и импорт товаров; может быть установлена блокада и применены силовые методы давления.5
Гарантии основных прав, свобод и обязанностей человека и гражданина.
Под гарантиями следует понимать условия и средства, реально обеспечивающие человеку и гражданину возможность пользоваться основными правами и свободами и неукоснительно исполнять возложенные на него обязанности.
Под экономическими гарантиями следует понимать закреплённые Конституцией формы собственности и основанную на их базе систему хозяйствования, которые призваны обеспечить достойную жизнь человеку и гражданину, удовлетворяющих его разумные материальные и духовные потребности. Экономические гарантии государство реализует, прежде всего за счёт налогов, задержка поступления которых приводит к несвоевременной выплате зарплаты, пенсий, пособий, вносит дезорганизацию в выполнение многих государственных программ.
Под политическими гарантиями следует понимать всю систему органов государства и общественно-политических организаций, которые создаются и действуют таким образом, чтобы разумно привлекать граждан к управлению государством и обществом. Политическая система создаёт необходимые условия для широкого привлечения граждан к управлению делами государства и общества. Это и непосредственная демократия, и демократия, осуществляемая через органы государства и через органы местного самоуправления, о чём уже говорилось.
Социально-нравственные гарантии – это социальная справедливость и совесть, благодаря которой граждане правильно понимают права, свободы и обязанности, правильно ими пользуются и правильно их исполняют.
Социальная справедливость – эталон нравственности государства и общества. Социальное государство берёт на себя обязательство неукоснительно соблюдать социальную справедливость, быть противником неравноправия и привилегий, её нарушающих.
Совесть – это эталон нравственности человека. Совесть – это чувство моральной ответственности человека за своё поведение. К сожалению, совесть у нас не в большом почёте. А справедливый человек – это справедливый человек.
Под юридическими гарантиями следует понимать закрепление прав, свобод и обязанностей нормами права и обеспечение их всей правоохранительной деятельностью государства. Права, свободы и обязанности не просто декларируются, а закрепляются нормами права, но этого недостаточно, так как нормы права нарушаются, и тогда начинает действовать государственно-правовой механизм защиты прав и свобод, обеспечения исполнения гражданами возложенных на них обязанностей. Эту деятельность осуществляют все органы государства. Вместе с тем специальные органы, на которые возложена обязанность стоять на страже прав и свобод граждан и неукоснительно соблюдать гражданами возложенных на них обязанностей. Это правоохранительные органы (прокуратура, суды).
6. Правовой статус беженцев, вынужденных переселенцев и иностранцев
Как всякая демократическая страна, Россия сталкивается с проблемой миграции. Перемещения больших групп людей из других стран в Россию и на территории России в основном являются следствием распада СССР и возникших в связи с этим межнациональных конфликтов, а также преследований людей по разным основаниям. Эти миграционные потоки, часто весьма мощные, порождают необходимость решения сложных вопросов гражданства и обеспечения прав человека. Законодательство закрепляет в отношении таких людей два правовых статуса: беженца и вынужденного переселенца. Первый – ФЗ “О беженцах”, второй ФЗ “О вынужденных переселенцах”.
Беженцами признаются лица, не имеющие российского гражданства, прибывшие или желающие прибыть на территорию Российской Федерации. Эти лица не могут или не желают пользоваться защитой страны своей гражданской принадлежности из опасений стать жертвой преследований по признаку расы, национальности, гражданства, вероисповедания, принадлежности к определённой социальной группе или политических убеждений. Беженцем не может быть лицо, совершившее преступление против мира, человечности, военное преступление или другое тяжкое преступление неполитического характера. Правовой статус беженцев регулируется Международной конвенцией о статусе беженцев принятой 28 июля 1951г., к которой в 1992г. Присоединилась и Россия. Ходатайство лица, желающего получить статус беженца, рассматривается компетентными органами, которые при наличии необходимых данных выдают ему свидетельство, предоставляющее ряд прав (проживать в центре временного размещения, получать питание, пользоваться медицинской помощью, получать пособие). Такое лицо несёт обязанности соблюдать Конституцию РФ, законы и иные правовые акты, своевременно прибыть в центр временного размещения, проходить медицинские осмотры и другое. Федеральная миграционная служба (ФМС) принимает решение о признании лица беженцем и выдаёт ему удостоверение, на основании которого лицо пользуется правами российского гражданина, а также рядом льгот по налогам и сборам. Лицо признаётся беженцем на срок до трёх лет. При сохранении обстоятельств, вынудивших его покинуть свою страну, этот срок может продлеваться на каждый последующий год. Статус беженца позволяет работать по найму или заниматься предпринимательской деятельностью, приобретать в собственность недвижимое имущество, ходатайствовать о получении российского гражданства. Беженец не может быть возвращен против его воли в страну, которую он покинул, но а при определённых условиях утрачивает статус беженца (при получении гражданства РФ или другого государства, при выезде за пределы России на постоянное жительство, при умышленном предоставлении ложных сведений, добровольном принятии защиты государства, территорию которого он вынужден покинуть). ФМС оказывает помощь в приёме, признании, размещении и обустройстве беженцев.
Вынужденным переселенцем признаётся гражданин России, который вынужден или имеет намерение покинуть место постоянного жительства на территории России. Причиной для этого служат те же основания, что и для беженцев, но они связываются Законом о вынужденных переселенцах с проведением враждебных кампаний применительно к отдельным лицам или группам лиц, массовых нарушений общественного порядка и других обстоятельств, существенно ущемляющих права человека. При определённых условиях вынужденными переселенцами могут быть признаны лица, не имеющие гражданства России, а также гражданства бывшего СССР. Права вынужденного переселенца во многом схожи с правами беженца. Практически в той же мере определены обязанности органов государственной власти, органов местного самоуправления в отношении вынужденного переселенца, гарантий его прав и обязанностей. Растущая иммиграция по экономическим причинам, а также рост числа задерживающихся на территории России транзитных иностранцев обусловили ужесточение контроля за въездом на территорию России. В связи с этим 16 декабря 1993г. был издан Указ Президента РФ “О мерах по введению иммиграционного контроля”, а 8 сентября 1994г. приняты Постановление Правительства РФ “Об утверждении Положения об иммиграционном контроле ”, Постановление “О мерах по предупреждению и сокращению неконтролируемой миграции” и Положение “О порядке работы с иностранными гражданами и лицами без гражданства, прибывающими или находящимися в России в происках убежища, определение их правового статуса, временного размещения и пребывания на территории РФ”. 6
Иностранными гражданами в России признаются лица, не являющиеся гражданами РФ и имеющие доказательства своей принадлежности к гражданству иностранного государства. К ним приравниваются лица без гражданства и те лица, которые в иностранном государстве не обладают гражданством, но имеют вид на жительство. Все иностранные граждане пользуются равной защитой со стороны российского государства в отношении своих личных прав (неприкосновенности личности и жилища, свобода совести и другое), а также экономических, социальных и культурных прав, если они предусмотрены для неграждан (право на экономическую деятельность и частную собственность, трудовую деятельность, отдых, охрану). Но они лишены тех прав, преимущественно из категории политических, которые согласно российской Конституции и законам предоставляются только гражданам России. Иностранный гражданин вправе защищать свои права всеми предусмотренными Конституцией РФ средствами, включая право на обращение в суд. Иностранные граждане не несут военную службу в рядах Вооружённых Сил РФ, но на них распространяется конституционная обязанность платить законно установленные налоги и сборы, сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, беречь памятники истории и культуры. Иностранные граждане обязаны уважать Конституцию РФ и соблюдать законы, действующие на территории России. Иностранные граждане, совершившие преступления, административные или иные правонарушения на территории России, несут ответственность на общих основаниях с российскими гражданами. При нарушении иностранными гражданами правил пребывания на территории РФ (проживание без документов на право жительства или проживание по недействительным документам, уклонение от выезда) к ним могут быть применены в качестве меры административного взыскания предупреждение или штраф, а злостное нарушение правил пребывания влечёт уголовную ответственность. Иностранный гражданин может быть выдворен за пределы России: если его действия противоречат интересам обеспечения государственной безопасности или охраны общественного порядка; если это необходимо для охраны здоровья и нравственности населения, защиты прав и законных интересов граждан России и других лиц; если он грубо нарушил законодательство о правовом положении иностранного гражданина в России, таможенное, валютное или иное законодательство России. Решение о выдворении принимается компетентными органами. Уклоняющиеся от выезда, в таких случаях, подлежат с санкции прокуроров задержанию и выдворению в принудительном порядке. Однако срок задержания не может быть неограниченным.
7. Государственные органы по делам гражданства
В системе органов государства, решающих вопросы гражданства, основными полномочиями обладает Президент (п. “а” ст.89 Конституции РФ). По вопросам гражданства Президент издаёт указы. Все другие органы, связанные с решением этих вопросов, в том числе органы внутренних дел, выполняют вспомогательную функцию. Закон предусматривает Комиссии по вопросам гражданства при Президенте РФ, которые действуют в соответствии с Положением от 23 июня 1992г. И обеспечивают единую государственную политику в области гражданства, контроль за исполнением решений по вопросам гражданства. Председатель Комиссии назначается Президентом. Он же по предложению председателя назначает членов Комиссии, которые участвуют в её работе на общественных началах. В Администрации Президента в качестве структурного подразделения существует управление по вопросам гражданства. Он ведёт подготовительную работу, обеспечивающую деятельность Комиссии. В решении вопросов гражданства принимают участие, как уже отмечалось, также органы внутренних дел, Министерство иностранных дел, дипломатические представительства и консульские учреждения. Они обладают одинаковой компетенцией по вопросам гражданства, с той лишь разницей, что Министерство внутренних дел и его органы принимают такие решения в отношении лиц, проживающих на территории РФ, а Министерство иностранных дел и его органы – в отношении лиц, живущих за её пределами. В их функции входят: приём заявлений и ходатайства по вопросам гражданства РФ; проверка фактов и представленных документов; направление ходатайства вместе с документами в Комиссию по вопросам гражданства при Президенте РФ; определение принадлежности лиц к гражданству РФ; осуществление регистрации приобретения или прекращения гражданства РФ в предусмотренных Законом случаях. Гражданство РФ считается приобретённым или прекращённым со дня принятия решения полномочным органом или издания Указа Президента РФ.
8. Принятие и исполнение решений по вопросам гражданства. Обжалование решений по вопросам гражданства
Порядок принятия и исполнения решений по вопросам гражданства регулируются ФЗ “О гражданстве РФ” и Положением “О порядке рассмотрения вопросов гражданства РФ”, утверждённым Указом Президента РФ от 14 ноября 2002г. № 1325.
Решения по вопросам гражданства РФ в общем порядке принимаются Президентом РФ, и принятие решений о приёме в гражданство РФ в общем порядке осуществляется в срок до одного года со дня подачи заявления и всех необходимых документов, оформленных надлежащим образом. Рассмотрение заявлений по вопросам гражданства РФ и принятие решений о приёме в гражданство РФ в упрощённом порядке осуществляется в срок до шести месяцев со дня подачи заявления и всех необходимых документов, оформленных надлежащим образом. Решения по вопросам гражданства РФ оформляются в письменном виде с указанием оснований их принятия. Лицо, в отношении которого принято решение по вопросам гражданства РФ, вправе вновь обратиться с заявлением по вопросам гражданства РФ не ранее чем по истечении года после принятого предыдущего решения. При наличии обстоятельств, которые не были или не могли быть известны заявителю, повторное заявление может быть принято к рассмотрению без соблюдения этого срока. Согласно Положению о порядке рассмотрения гражданства РФ, решение по вопросам гражданства РФ исполняется полномочным органом, принявшим заявление к рассмотрению. При изменении места жительства заявителем в период рассмотрения его заявления, подтверждается документально, информация о принятии по его заявлению решения направляется полномочным органом, принявшим заявление к рассмотрению, в полномочный орган по новому месту жительства заявителя для исполнения решения. О решении, принятом по заявлению об изменении гражданства в общем порядке, полномочный орган уведомляет заявителя в месячный срок со дня издания Президентом РФ соответствующего указа. О решении, принятом по заявлению об изменении гражданства в упрощённом порядке, полномочный орган уведомляет заявителя в месячный срок сот дня принятия решения.
ФЗ “О гражданстве РФ” предусматривает возможность обжалования как решений по вопросам гражданства РФ, так и действий должностных лиц полномочных органов, ведающих делами о гражданстве РФ. Решение полномочного органа, ведающего делами о гражданстве РФ, об отклонении заявления по вопросам гражданства РФ может быть обжаловано в суд. Порядок обжалования предусмотрен Законом РФ от 27 апреля 1993г. № 4866-1 “Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан”.
В соответствии с этим законом жалоба подаётся по усмотрению гражданина либо в суд по месту его жительства, либо в суд по месту нахождения органа, действия которого обжалуются. Ст.40 ФЗ “О гражданстве РФ” также указывает, что отказ в рассмотрении заявления по вопросам гражданства РФ и иные действия должностных лиц полномочных органов, ведающих делами о гражданстве РФ, нарушающих порядок производства по делам о гражданстве РФ и порядок исполнения решений по вопросам гражданства РФ, могут быть обжалованы вышестоящему в порядке подчинённости должностному лицу либо в суд. Ст.4 Закона РФ “Об обжаловании в суд решений и действий, нарушающих права и свободы граждан”, предусматривает право гражданина обращаться с жалобой на действия (решения), нарушающих его права и свободы, либо непосредственно в суд, либо к вышестоящему в порядке подчинённости государственному органу, должностному лицу, государственному служащему.
Вышестоящий в порядке подчинённости орган (должностное лицо) обязан рассмотреть жалобу в месячный срок. Если гражданину в удовлетворении жалобы отказано или он не получил ответа в течение месяца со дня её подачи, он вправе обратиться с жалобой в суд.
Заключение
Российская Федерация – правопреемник и правопродолжатель Российского государства, Российской республики, РСФСР и СССР. Эта непрерывность (континуитет) российской государственности отражается на институте российского гражданства, поражая особый порядок приобретения гражданства, государственной поддержки, правовой защиты в отношении граждан России, постоянно проживающих за рубежом или выходцев из России или СССР, но ставших гражданами другого государства или лицами без гражданства. Эти лица, как и их потомки, называются соотечественниками, и их правовое положение регулируется ФЗ “О государственной политике РФ в отношении соотечественников за рубежом” от 24 мая 1999г. Порядок рассмотрения вопросов гражданства таких лиц регулируется Указом Президента РФ от 17 мая 2000г. Указанный закон закрепляет порядок и основания признания и подтверждения принадлежности к соотечественникам, принципы и цели государственной политики в отношении соотечественников. Установлен порядок приобретения российского гражданства для каждой группы соотечественников и формы государственной поддержки в области основных прав и свобод человека и гражданина, в экономических и социальных областях, в области культуры, языка и образования, в области информации.
Список использованной литературы
Алиэскеров М.А. “О принципах гражданского процессуального права”/ М.А. Алиэскеров, Ю.С. Шпинёв. – М.: 2000г. № 6
Баглай М.В. “Конституционное право РФ”/ М.В. Баглай. – М.: Издательство “Норма”, 2001г. С.276-296
Зиновьев А.В. “Основы конституционного права”/ А.В. Зиновьев. – С-Пб.: Издательство “Альфа”,1996г. С. 17-23
Козлова Е.И. “Конституционное право РФ”/ Е.И. Козлова, О.Е. Кутафин. – М.: 1996г. С. 162
Хайбибулин А.Г. “Государственная идентичность как элемент прав статуса личности”/ А.Г. Хайбибулин, Р.А. Рахимов. – М.: Государство и право, 2000г.№5
“Российское гражданство: условия признания, приобретения, восстановления” (комментарии и разъяснения И.В. Местюкова и И.М. Самона)// Российская газета. – 2006.-№8
Нормативно-правовые акты
Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993г. (в ред. Федерального Конституционного закона от 14.10.2005г. № 6-ФКЗ)//Российская газета. – 1993. – 25 дек.
О гражданстве Российской Федерации: федер. закон от 31 мая 2002г. № 5-ФЗ (в ред. Федерального закона от 03.06.2006 № 5-ФЗ)// Собрание законодательства РФ. – 2002. - № 2.- Ст. 2031
О беженцах: федер. закон от 19 февраля 1993 № 4528-1 (ред. от 22 августа 2004)
Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая: федер. закон от 30 ноября 1994г. № 51-ФЗ (в ред. Федерального закона от 10.01.2006 № 18 – ФЗ)//Собрание законодательства РФ.-1994.-№32.-Ст.3301
Указ Президента РФ “Об утверждении положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства РФ” от 14 ноября 2002г. № 1325 (с изм. от 31 декабря 2003г.)
Положение о порядке рассмотрения вопросов гражданства РФ (с изм. от 31 декабря 2003г.)
Приказ МВД РФ “О порядке оформления и выдачи вкладыша в свидетельство о рождении, подтверждающего наличии у ребёнка гражданства РФ” от 18 апреля 2003г. № 257
Приказ МВД РФ “Об организации деятельности ОВД РФ при рассмотрении вопросов гражданства РФ” от 19 февраля 2004г. № 104
Письмо Минздрава РФ “О гражданстве детей, родившихся на территории РФ ” от 27 августа 2002г. № 2510/8798 – 02-32
1 Баглай М.В. “Конституционное право РФ”/ М.В. Баглай. – М.: Издательство “Норма”, 2001г. С.276-296
2 Козлова Е.И. “Конституционное право РФ”/ Е.И. Козлова, О.Е. Кутафин. – М.: 1996г. С. 162
3 Зиновьев А.В. “Основы конституционного права”/ А.В. Зиновьев. – С-Пб.: Издательство “Альфа”,1996г. С. 17-23
4 “Российское гражданство: условия признания, приобретения, восстановления” (комментарии и разъяснения И.В. Местюкова и И.М. Самона)// Российская газета. – 2006.-№8
5 Алиэскеров М.А. “О принципах гражданского процессуального права”/ М.А. Алиэскеров, Ю.С. Шпинёв. – М.: 2000г. № 6
6 О беженцах: федер. закон от 19 февраля 1993 № 4528-1 (ред. от 22 августа 2004)