Содержание
Введение
Глава 1. Рынок труда и его характерные особенности
1.1 Рынок труда и его субъекты
1.2 Особенности рынка труда и занятости в современной России
1.3 Российский рынок труда и роль Федеральной государственной службы занятости в управлении трудовыми ресурсами
Глава 2. Развитие частного бизнеса
2.1 Основные функции предпринимательства
2.2 Условие эффективной предпринимательской деятельности
Заключение
Список использованных источников
Введение
труд рынок занятость частный бизнес
Трудовые ресурсы — главная производительная сила общества. К трудовым ресурсам относится трудоспособное население, которое обладает физическими и интеллектуальными способностями, необходимыми для производства материальных благ или для работы в непроизводственной сфере.
Качество трудовых ресурсов характеризуется общей и профессиональной трудоспособностью, а также трудовым потенциалом работников
Рынок труда можно представить как рынок рабочей силы и рынок рабочих мест. При этом рынок рабочей силы, как правило, больше, чем рынок рабочих мест. Поэтому даже в развитых странах существует проблема занятости.
Различают фрикционную, институционную и вынужденную безработицу. Вынужденная безработица подразделяется на технологическую структурную, экономическую, маржинальную и молодежную.
Система органов управления трудовыми ресурсами охватывает органы законодательной, исполнительной и судебной власти. В нашей стране в эту систему входят различные комитеты Совета Федерации и Государственной Думы, Минтруда РФ и подведомственные ему организации, Конституционный, Верховный, Высший Арбитражный и федеральные суды.
Рынок труда в России имеет ряд особенностей: он формировался на базе фрагментарного рынка труда, действовавшего в советское время; его развитие происходило в условиях общего кризиса хозяйственной системы и большого удельного веса теневой экономики. Российский рынок труда характеризуется низкой ценой рабочей силы и ее большим отрывом от стоимости. Рынок труда в России имеет существенные региональные особенности, обусловленные общеэкономическим состоянием регионов и территориальной специализацией регионов в общероссийском разделении труда. Так, в регионах с развитыми отраслями добывающей промышленности ситуация на рынке труда более благо приятна, чем в регионах, в экономике которых преобладают отрасли обрабатывающей промышленности.
Российский рынок труда слабо сбалансирован: с одной стороны его объем избыточен, а с другой — он является трудодефицитным по своей структуре. В частности, невостребованными оказались многие высококвалифицированные специалисты оборонных отраслей, станкостроения, электроники, а спрос на продавцов, валютных кассиров охранников, бухгалтеров, брокеров и т.п. повысился.
Объект исследования в данной работе: труд, как основа жизнедеятельности общества.
Предмет исследования: рынок труда.
Задачи данной работы:
1.Раскрыть характерные особенности рынка труда.
2.Рассмотреть государственную политику в области содействия занятости населения.
Глава 1. Рынок труда и его характерные особенности
1.1 Рынок труда и его субъекты
Рынок труда как система экономических механизмов, норм и институтов, обеспечивающих воспроизводство рабочей силы и ее использование, является неотъемлемой составной частью рыночной системы.
Согласно определению Международной организации труда (МОТ), которого придерживаются многие зарубежные профсоюзы и специалисты по труду, рынок труда - это сфера, где предприниматели и трудящиеся совместно ведут переговоры, коллективные или индивидуальные, относительно заработной платы и условий труда.
Рынок труда- это система конкурентных связей между участниками рынка (предпринимателями, трудящимися и государством) по поводу найма, использования работника в общественном производстве.
Объектом купли-продажи на рынке труда является право на использование рабочей силы, предметом торга является определенный вид способностей человека и продолжительность его применения. Он характеризует также отношения в сфере занятости по поводу обмена функционирующих способностей к труду на денежный эквивалент жизненных средств, т.е. на заработную плату.
Рынок труда имеет ряд особенностей. К рынку труда относится не только сфера обмена ( купля-продажа) труда, но и сфера воспроизводства трудового потенциала (рыночные механизмы образования, профессиональной подготовки и др.) и сфера использования труда
(рыночные механизмы управления персоналом на производстве). Составляющими элементами рынка труда являются люди, которые выступают носителями рынка труда и наделены такими человеческими качествами, как психофизиологические, социальные, культурные, религиозные, политические и др. Эти особенности оказывают существенное влияние на интересы, мотивацию, степень трудовой активности людей и отражаются на состоянии рынка труда.
Рынок труда сложился как система общественных отношений, отражающих уровень развития и достигнутый на данный период баланс интересов между участвующими на рынке субъектами, каковыми являются: предприниматели, трудящиеся и государство.
Организационной формой выражения таких интересов на рынке труда являются ассоциации предпринимателей, с одной стороны, профсоюзы- с другой. Государство выступает в качестве работодателя на государственных предприятиях и инвестора, финансируя крупные проекты программ развития. Однако главная его функция заключается в определении правил регулирования интересов партнеров и противостоящих сил.
Работники предлагают свою рабочую силу за плату, а работодатели предъявляют спрос на рабочую силу и платят за нее. Таким образом, в рыночной экономике товары и услуги продаются и покупаются на разных рынках и рабочая сила выступает на рынках факторов производства как товар.
На рынке труда, как и на прочих рынках, имеется предложение, спрос и цена - заработная плата. Следовательно, рынок труда в узком смысле представляет собой место, где встречаются работник, ищущий работу, и работодатель, ищущий работника с целью заключения договора о найме.1
Рынок труда является открытой системой и потому на результативность его функционирования оказывают влияние многие факторы, которые можно свести в две группы: внешние и внутренние. Полная и достоверная информация может существенно сократить время пребывания на рынке труда как работника, так и вакансии. Интенсивность поиска работы характеризует количество рассмотренных предложений в единицу времени (в день). Гибкость работника расценивается со стороны требовательности работника к условиям труда, гибкость работодателя характеризуется, наоборот, со стороны требований к качеству рабочей силы.
Конкурентоспособность работника представляет собой совокупность признаков, отвечающих настоящему уровню качества рабочей силы (высокий уровень квалификации и профессионализма, восприимчивость к нововведениям, знание компьютерных технологий, степень владения иностранными языками и др.) Существенные различия в конкурентоспособности работников могут вести к задержкам в подборе работы либо вообще к бесперспективности поисков.
Разнообразие и степень влияния внешних факторов на рынок труда достаточно велико. В качестве примера можно назвать демографическое движение населения, его состав, экономическая активность, интенсивность трудовых перемещений. С другой стороны, ключевое значение для рынка труда имеют такие факторы, как динамика ВВП, стадии делового цикла, инвестиционная политика, структурная перестройка. Циклические кризисы являются катализаторами структурной перестройки, которая вызывает на определенном этапе замедление темпов развития производства, а по завершению его выступает источником экономического роста.
Структурная перестройка трижды в условиях современной экономической цивилизации приводила к глобальным изменениям в сферах приложения рабочей силы. Первая промышленная революция привела к потере доминирующей роли сельского хозяйства в экономике, в том числе и в сфере занятости. Господствующей сферой приложения стала промышленность.
Существенную роль играет качество рабочей силы, соответствие структуры рабочей силы структуре рабочих мест (по профессиям и отраслям, квалификационным признакам, географическому разрезу и др.)
1.2 Особенности рынка труда и занятости в современной России
Современная ситуация в России характеризуется существованием значительных диспропорций в структуре занятости, ставок заработной платы на рынке труда и деформацией мотивационного механизма трудовой деятельности. Минимальная заработная плата в России в несколько десятков раз ниже установленной в США, а средняя по своей покупательной способности превратилась в минимальную и позволяет воспроизводство лишь работников низкой квалификации. Практически не стимулируется высококвалифицированный труд. Все это сопровождается снижением производительности труда.
Можно выделить следующие особенности развития рынка труда в России:
1. Рост безработицы. Следует учесть и тот факт, что среди высвобождаемых работников по разным причинам наметилось увеличение незанятости среди выпускников высших учебных заведений.
2. Изменение распределения рабочей силы по секторам экономики- значительным потребителем рабочей силы стал частный сектор экономики. Относительно широкое распространение получила вторичная занятость, возникло немало рабочих мест, не требующих особой квалификации. Но при этом крупные промышленные предприятия сталкиваются с большими трудностями на пути поиска оптимальной численности работников, повышение эффективности их использования.
3. Появление 2 млн. беженцев и вынужденных переселенцев, нуждающихся в трудоустройстве.
4. Трудовой потенциал общества используется все менее эффективно: объем производства сократился в гораздо большей степени, чем численность занятых, существовавший и ранее на многих предприятиях избыток рабочей силы стал еще более очевиден.
5. Глубокая территориальная дифференциация занятости -до 10 раз различается уровень безработицы в экономически активных и депрессивных регионах. Такая дифференциация в уровнях безработицы по регионам объясняется степенью деловой активности в регионах, сохранившимися у населения навыками самостоятельного хозяйствования, в частности, на земле.
6. Особенностью занятости в постсоциалистических странах является формирование так называемого придерживаемого типа (модели) занятости- рабочая сила не используется в производстве, но и не высвобождается в другие сферы.
7. Низкий уровень пособий по безработице также выступает отличительной чертой российского рынка труда.
8. Размывание границ между официальной и теневой занятостью, расширение теневой занятости.
9.Существенные различия между общей численностью и официально регистрируемой численностью безработных.
10. Финансово-банковская, торгово-посредническая сфера, а также сферы государственного управления имеют уже сложившийся сегмент рынка труда, который характеризуется высоким уровнем монополизации, высокими требованиями к квалификации работников и высоким уровнем заработной платы. Занятым в традиционном бюджетном секторе проникнуть в эти сектора достаточно трудно.
В развитии рынка труда переходной экономики прослеживаются следующие тенденции:
1. Для переходной экономики характерен рост естественной нормы безработицы. Экономический спад обостряет проблему безработицы. Для традиционных рыночных экономик естественна реакция работодателей на падение объемов производства или чрезмерный рост заработных плат в виде сужения спроса на труд и высвобождения. В нашей экономике реакция оказалась иной- излишняя рабочая сила преимущественно осталась в трудовых коллективах.
2. Сохранение перегруженности рабочей силой большинства крупных и средних предприятий является важной особенностью российской модели реформ в отличие от восточноевропейской, где уже в первой фазе реформ безработица достигла уровня, количественно соответствовавшего примерно половине от общего падения производства. В России эта пропорция была в 3-4 раза ниже. «Придерживание» избыточной рабочей силы в первый период реформ, хотя и препятствовало росту производительности труда и формированию необходимого рынка труда, но, с другой стороны, способствовало снижению социальной напряженности в условиях низкого уровня дохода.
3. Такое удерживание занятости проявилось в скрытой безработице, что затрудняет реализацию системы регулирования отношений на рынке труда.
4. Усуглубляется несоответствие между быстро изменяющейся структурой спроса на рынке труда и сложившейся ранее профессионально- квалификационной рабочей силы. В переходный период рынок труда характеризуется высоким уровнем структурной безработицы.
5. Рынок определяет рациональную структуру занятости с точки зрения эффективного, по Парето, распределения ресурсов. Но его структура может быть неэффективна с социальной точки зрения, с позиции удовлетворения потребностей общества в материальных благах, создания условия расширенного воспроизводства.
Рынок труда в настоящее время, несмотря на достаточно жесткое регулирование, является наименее институциализированным элементом в структуре современной отечественной экономики. Институциональные преобразования на рынке труда находятся лишь на начальном этапе, и задача государства состоит в ускорении целенаправленного процесса становления формальных институтов рынка труда.
В завершении главы замечу, сегодняшний российский рынок труда характеризуется несбалансированностью и неравновесностью. Перспективы выхода российской экономики из кризисного состояния во многом зависят от выбора модели занятости, применения эффективных методов регулирования рынка труда с целью устранения диспропорций и деформаций.
1.3 Российский рынок труда и роль Федеральной государственной службы занятости в управлении трудовыми ресурсами
Рынок труда в России имеет ряд особенностей: он формировался на базе фрагментарного рынка труда, действовавшего в советское время; его развитие происходило в условиях общего кризиса хозяйственной системы и большого удельного веса теневой экономики. Российский рынок труда характеризуется низкой ценой рабочей силы и ее большим отрывом от стоимости.
Рынок труда в России имеет существенные региональные особенности, обусловленные общеэкономическим состоянием регионов и территориальной специализацией регионов в общероссийском разделении труда. Так, в регионах с развитыми отраслями добывающей промышленности ситуация на рынке труда более благо приятна, чем в регионах, в экономике которых преобладают отрасли обрабатывающей промышленности.
Российский рынок труда слабо сбалансирован: с одной стороны его объем избыточен, а с другой — он является трудодефицитным по своей структуре. В частности, невостребованными оказались многие высококвалифицированные специалисты оборонных отраслей, станкостроения, электроники, а спрос на продавцов, валютных кассиров охранников, бухгалтеров, брокеров и т.п. повысился.
Для разработки и осуществления политики занятости с 1991 России функционирует Федеральная государственная служба занятости (ФГСЗ). Она организована по территориальному принципу и призвана регулировать спрос и предложение на рынке рабочей силы, содействовать неработающим гражданам в трудоустройстве осуществлять их профессиональную переподготовку, оказывать социальную поддержку безработным.
Основными функциями ФГСЗ являются:
прогнозирование занятости населения и информирование о положении на рынке труда;
разработка и реализация целевых программ содействия занятости граждан, находящихся под угрозой увольнения, а также граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы;
содействие гражданам в поиске работы, а работодателям — в поиске необходимых работников;
организация профессиональной ориентации, профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации безработных граждан;
осуществление социальных выплат в виде пособий по безработице, оказание материальной и иной помощи безработным гражданам и находящимся на их содержании членам их семей.
ФГСЗ организационно самостоятельна. Ее работу возглавляет и организует соответствующий федеральный орган исполнительной власти, которому подчинены территориальные органы службы занятости. Органы ФГСЗ вместе с органами государственной власти Российской Федерации и органами местного самоуправления разрабатывают и реализуют политику в области занятости, которая должна включать:
разработку мер финансово-кредитной, инвестиционной и налоговой политики, направленных на рациональное размещение производительных сил, повышение мобильности трудовых ресурсов, поощрение применения гибких режимов труда и других мер, способствующих сохранению и развитию рабочих мест;
правовое регулирование в области занятости на основе соблюдения законных прав и интересов граждан и соответствующих государственных гарантий, направленное на дальнейшее совершенствование законодательства о занятости населения;
совершенствование разработки и реализации федеральной и территориальных программ содействия занятости населения;
создание и развитие инфраструктуры рынка труда.
Для финансирования мероприятий, связанных с разработкой и реализацией государственной политики занятости, ФГСЗ образует и реализует Государственный фонд занятости, порядок образования и расходования которого определен Законом РФ «О занятости населения в Российской Федерации».
Государство на рынке труда может осуществлять пассивную или активную политику.
Пассивная государственная политика на рынке труда ограничивается регистрацией ищущих работу безработных, определением пособий по безработице, организацией системы их предоставления, осуществлением различных форм поддержки безработных и членов их семей.
Активная политика занятости, проводимая государством, направлена на повышение конкурентоспособности человека в борьбе за рабочие места путем обучения, переподготовки, содействия самозанятости, помощи в трудоустройстве, профессионального консультирования. Логика такой политики сводится к тому, что каждый здоровый человек должен самостоятельно зарабатывать средства для обеспечения своей семьи, а государство является лишь посредником, предоставляющим ему возможность занятости. К важнейшим целям активной политики относятся:
быстрое вовлечение безработных в экономическую жизнь;
предоставление работы каждому, кто ее ищет;
стимулирование процесса перераспределения высвобождающихся работников.
Направления активной политики занятости включают социальную поддержку, развитие гибкого рынка труда, его правовое обеспечение, трудоустройство, подготовку и переподготовку кадров. Рынок труда, являясь составной частью рыночной экономики, не может в своем развитии не зависеть от состояния и развития рынка товаров и капиталов. Например, обесценение накоплений в результате инфляции и высокая стоимость кредитов привели к резкому падению инвестиционной активности, снижению спроса на товары и услуги, сокращению количества рабочих мест.
Глава 2. Развитие частного бизнеса
2.1 Основные функции предпринимательства
Для лучшего понимания сущности предпринимательства обратимся к выяснению его функций и роли в экономической системе.
1.Ресурсная функция. Она реализуется в мобилизации капитала, трудовых, материальных, информационных и других ресурсов для их производительного использования. Нацеленность предпринимателя на динамическую эффективность вынуждает его к постоянному поиску дополнительных ресурсов. Множество потенциальных ресурсов общества были бы невостребованы, не занимайся предприниматели их мобилизацией. Яркий пример тому — преобразования множества запущенных помещений и полуподвалов домов, подземных переходов в различного рода магазины, офисы и т. п.
2.Организаторская функция. Мобилизованные ресурсы могут принести пользу их собственнику, предпринимателю и обществу в целом лишь в том случае, если они будут должным образом использоваться. Поэтому предприниматель берет на себя функцию организации производства, сбыта, исследования рынка, научных разработок и т. п. Конечно, непосредственно организацией работы предприятия в тех или иных направлениях могут заниматься наемные менеджеры, но это не меняет существа дела. Ведь предприниматель проявил организаторские способности, уже хотя бы в том, что нашел нужных, способных эффективно управлять предприятиями людей. Кроме того, принятие принципиальных решений предприниматель всегда оставляет за собой.
3.Творческая функция. Предприниматель постоянно нацелен на поиск новых решений. Стремление максимизировать прибыль или другой результат, признаваемый предпринимателем в качестве цели своей деятельности, не дает ему довольствоваться сложившимся положением. Он постоянно ищет, как улучшить свое дело. Появлением множества оригинальных научно-технических, экономических и организационных решений человечество обязано творческой функции предпринимательства.
Виды предпринимательства:
Одним из решающих критериев при выборе сферы деятельности для предпринимателя выступает размер прибыли, полученный в течение определенного времени в расчете на единицу авансированных средств. Этот показатель принято называть нормой прибыли.
Норма прибыли в значительной мере зависит от времени, в течение которого денежный капитал возвращается предпринимателю с приростом. Это время оборота денежного капитала.
Время оборота денежного капитала складывается из времени поиска на рынке необходимых ресурсов, производства, доставки готового товара на рынок и организации его реализации. Очевидно, что предприниматели заинтересованы в уменьшении времени оборота. Этому во многом может способствовать специализация среди предпринимателей, разделение сфер их деятельности. Помимо сокращения времени оборота выделение видов предпринимательства приводит также к общей экономии ресурсов для достижения заданных целей.
Промышленное предпринимательство
Часть предпринимателей избирает сферой приложения своих способностей создание материального продукта как основы удовлетворения потребностей общества. Поскольку одной из основных отраслей, где создается материальный продукт, выступает промышленность, то такой вид предпринимательства принято называть промышленным, хотя оно охватывает и другие отрасли (строительство, сельское хозяйство и т.
Торговое предпринимательство
Это особый вид предпринимательства, связанный главным образом с доведением продукта от производителя до потребителя. Не создавая нового материального продукта, торговое предпринимательство реализует особый товар — услугу, ускоряя и в целом удешевляя процесс движения товара. Это можно объяснить следующими причинами:
1.Специализация предпринимателя на торговой деятельности позволяет ему лучше изучить состояние рынка, оперативно учитывать его конъюнктуру.
2.Сокращаются затраты по обслуживанию процесса обращения (постоянное и полное использование складских помещений, сокращение транспортных расходов, уменьшение затрат по продвижению товара на рынке).
Современное торговое предпринимательство ориентировано на переход от философии сбыта, когда условием успеха фирмы считается умение продать наибольшее количество товара по наиболее высоким ценам, к философии маркетинга, предполагающей ориентацию на продажу именно нужного для покупателя товара, способного лучше удовлетворить его потребности. Такой подход позволяет сформировать устойчивый круг покупателей, дает гарантию повторного обращения к предпринимателю в случае возобновления потребности. Складывается благоприятный имидж фирмы, что создает лучшие условия для предпринимательства.
Конечно, производитель мог бы сам организовать реализацию своего товара по рыночным ценам. Но это потребует от него дополнительных средств, времени, отвлечения от его основной деятельности. Поэтому для него оказывается предпочтительнее продать посреднику товар несколько ниже рыночной цены конечной реализации, недополучив при этом часть выручки, но сэкономить время и дополнительные расходы. Сегодня мы можем наблюдать ситуацию, когда многие крупные фирмы создают собственные подразделения, занимающиеся непосредственно сбытом продукции. Однако это не отрицает общей закономерности разделения сфер предпринимательской деятельности. Отдел сбыта и производственный отдел, хотя и находятся в пределах одной фирмы, но специализируются на различных видах предпринимательства.
Кредитное предпринимательство.
Это разновидность предпринимательства, связанная с аккумуляцией временно свободных денежных средств и последующим использованием их для предоставления кредита на принципах срочности, платности и возвратности. Кредит может предоставляться как в натуральной (потребительский и коммерческий), так и в денежной (банковский и межхозяйственный) форме.
Потребительский кредит предоставляется в виде предметов потребления домохозяйствам с отсрочкой оплаты их стоимости. Она обычно вносится частями в течение определенного времени.
Коммерческий кредит предоставляется поставщиками сырья его потребителям с последующей оплатой стоимости по истечению определенного срока. Как правило, коммерческий кредит сопровождается выдачей векселя. Вексель — это долговое обязательство, выдавший которое обязуется уплатить в установленный срок указанную в векселе сумму.
Банковский кредит выдается в денежной форме специализированными кредитно-финансовыми учреждениями — банками.
Межхозяйственный кредит предоставляется в денежной форме предпринимателями друг другу.
Основная сфера кредитного предпринимательства — банковский кредит. Остальные виды кредита чаще всего выступают как «побочный продукт» другого вида предпринимательства (потребительский кредит — торгового предпринимательства, коммерческий кредит - промышленного предпринимательства). Кредит выдается за определенную плату. Она может рассматриваться как цена кредита и называется ссудным процентом
По мере развития рыночных отношений роль кредитного предпринимательства постоянно возрастает, и сегодня практически нет такой сферы экономической жизни, которая так или иначе не была бы связана с деятельностью банков или других кредитных учреждений.
2.2 Условие эффективной предпринимательской деятельности
За словами «предпринимательство» и «предприниматель» стоит предприятие – сложный организм, представляющий собой производственно-хозяйственную систему, задача которой производить продукцию, работы и услуги. Рыночная среда заставляет предприятие работать в режиме рентабельности, если оно не хочет покинуть сферу бизнеса. Поэтому для формирования предпринимательской деятельности необходимы определенные условия: экономические, социальные и правовые.
Экономические условия эффективной предпринимательской деятельности.
Экономические условия - это, в первую очередь, предложение товаров и спрос на них; виды товаров, которые могут приобрести покупатели; объемы денежных средств, которые покупатели могут истратить на эти покупки; избыток или недостаточность рабочих мест, рабочей силы, влияющие на уровень заработной платы работников, т.е. на их возможности приобретения товаров.
На экономическую обстановку существенно влияют наличие и доступность денежных ресурсов, уровень доходов на инвестированный капитал, а также величина заемных средств, за которыми готовы обратиться предприниматели для финансирования своих деловых операций и которые готовы предоставить им кредитные учреждения.
Всем этим занимается множество разнообразных организаций, составляющих инфраструктуру рынка, с помощью которой предприниматели могут устраивать деловые взаимоотношения и вести коммерческие операции. Это банки, занимающиеся оказанием финансовых услуг; поставщики, снабжающие сырьем, материалами, полуфабрикатами, комплектующими изделиями, топливом, энергией, машинами и оборудованием, инструментами и др.; оптовые и различные продавцы, предоставляющие услуги по доведению товаров до потребителя; специализированные фирмы и учреждения, оказывающие профессиональные, юридические, бухгалтерские, посреднические услуги; агентства по трудоустройству, помогающие в подборе рабочей силы; учебные заведения, обучающие рабочих и специалистов-служащих; прочие агентства - рекламные, транспортные, страховые и другие; средства связи и передачи информации .
Само по себе предпринимательство складывается из определенного типа хозяйственного поведения. Предпринимательство охватывает производственную, коммерчески - посредническую, торгово-закупочную, инновационную, консультативную деятельность и операции с ценными бумагами.
Для эффективного функционирования и осуществления активной предпринимательской деятельности хозяйствующих единиц в рыночной экономике необходимы соответствующие условия:
Максимальная свобода хозяйственной деятельности свободных товаропроизводителей;
Полная ответственность за результаты своей экономической деятельности при равных правах всех видов собственности;
Конкуренция производителей как фактор стимулирования производства благ и услуг;
Свободное ценообразование на рынке;
Открытость экономики, ее интеграция в системе мирохозяйственных связей, право предпринимателя осуществлять внешнеэкономические операции.
Бурное развитие всех форм предпринимательства требовало определенных экономических и социальных условий, а также предпосылок.
Первоначальное накопление капитала и явилось тем необходимым условием формирования социально-экономической базы предпринимательства, которое, высвобождая «связанные» факторы производства (прежде всего труд, землю и капитал), содействовало проявлению в полной мере предпринимательских способностей.
В России развитие процессов первоначального накопления капитала тормозилось длительным господством феодально-крепостнической системы, сдерживавшей экономическое высвобождение тех факторов производства, как труд и земля.
Первоначально владелец капитала и управляющий предприятием были едины в одном лице. Однако это исходное положение, когда капиталист и управляющий – директор были слиты постепенно и широко воспроизводятся, в особенности в мелком и среднем предпринимательстве. Отделение субъектов собственности на капитал и объектов управления, достигшие больших размеров в корпорациях, не меняет существа процесса.
Способ формирования и накопления капитала в России имеет свои особенности. Главная среди них та, что накопление капитала у нас началось не в производстве, а в банковском, биржевом, страховом деле. Причем, все это строилось преимущественно не на реальном (имеющем материальное обеспечение) капитале, а на так называемых «пирамидах» (сборах денежных средств у одних вкладчиков и выплате за счет других им дивидендов), теневом, мафиозном (свыше 50%) капитале, тотальной коррупции и др.
Экономическая наука традиционно к факторам производства относила землю, капитал и труд. Предпринимательство, как особая форма экономической активности в современных условиях требует расширенного набора факторов производства, то есть обязательное наличие следующих факторов: идеи, технологии, средств производства, капитала и предпринимателя. Более того, именно предприниматель осуществляет комбинирование остальных указанных нами факторов производства для достижения определенных целей, а процесс комбинирования средств производства и есть процесс производства.
Основной задачей предпринимателя выступает необходимость выбора самой эффективной формы комбинирования факторов производства, позволяющий организовать процесс производства.
Социальные условия эффективной предпринимательской деятельности.
Вплотную к экономическим примыкают социальные условия формирования предпринимательства. Социально-культурные нормы – нравственные и моральные нормы, религиозные воззрения, образовательный уровень населения, оказывающие влияние на формирование потребностей и особенности спроса, специфику организации предпринимательства и деловую этику, на само отношение к предпринимательству.
Прежде всего, это стремление покупателей приобретать товары, отвечающие определенным вкусам и моде. На разных этапах эти потребности могут меняться. Эти нормы оказывают прямое воздействие на образ жизни потребителей.
Подлинное предпринимательство выступает как рыночное по своей сущности явление. Оно определяется степенью свободы (под свободой в экономической науке всегда понимается самостоятельность) экономического поведения товаропроизводителя. Это поведение подразумевает свободу спроса и предложения производимого товара и товара рабочая сила, свободу инициативы и предприимчивости, свободу мышления и действий.
Социальные условия влияют на отношение отдельного индивидуума к работе, что в свою очередь влияет на его отношение к величине заработной платы, к условиям труда, предполагаемым бизнесом.
От предпринимательской деятельности предприниматель должен получать удовлетворение. Он участвует в решении социальных вопросов трудовой деятельности своих сотрудников: охраны их здоровья, сохранения, сохранения рабочих мест и т.д.
Предстоит, в частности, решить и двуединую задачу в области трудовых отношений: гарантировать защиту интересов предпринимателей, способствуя их высокой трудовой активности и безопасности, и, с другой стороны, - обеспечить всю совокупность юридических, экономических и социальных гарантий наемным работникам.
Прежде всего, это касается лиц, имеющих первичную занятость в коммерческих организациях и обладающих достаточно высоким уровнем конкурентоспособности, с целью наиболее полной реализации их трудового потенциала. При этом надо учитывать, что практическое отсутствие социальных гарантий в предпринимательских структурах в определенной мере усугубляется фактом предпочтений высокой зарплаты (при высокой интенсивности труда) по сравнению с социальной защитой трудящихся.
Важнейшее условие развития производства - наличие значительного числа людей, лишенных условий труда и источников к существованию, кроме продажи своей рабочей силы.
Значительную роль в формировании предпринимательства играют подготовка и повышение квалификации кадров предпринимателей: организация обучения современным методам ведения предпринимательской деятельности, обучение и переобучение кадров, их стажировка в развитых странах, организация подготовки и переподготовки преподавательских кадров для обучения предпринимателей, создание сети консультативных центров, проводящих профессиональный отбор и ориентацию кадров предпринимательского сектора и др.
Для подготовки и обучения современных менеджеров необходимо:
Процесс обучения сделать адекватным целям подготовки специалистов, способных работать и управлять в современных рыночных условиях;
Активизировать позитивное и творческое отношение будущих и настоящих менеджеров к процессу обучения под девизом «амортизация знаний»;
Обеспечить практическую деятельность современного менеджера в решении конкретных управленческих задач в реальных обстоятельствах.
В нынешней, исключительно сложной социально-экономической обстановке особо значимой становится способность принять в условиях неопределенности, когда ответ не лежит на поверхности, верное управленческое решение. Это доступно только руководителю, наделенному умением анализировать, гибкостью, способностью к быстрой адаптации, и адекватной реакции на изменения. Там же крайне важно, чтобы менеджеры могли работать в команде, вести диалог, отстаивая свою позицию. В конечном итоге, необходимо обучить менеджеров преодолевать профессиональные трудности, с которыми он стакивается в процессе работы.
Правовые условия эффективной предпринимательской деятельности.
Любая предпринимательская деятельность функционирует в рамках соответствующей среды. Поэтому большое значение имеет создание необходимых правовых условий. Это, в первую очередь, наличие законов, регулирующих предпринимательскую деятельность и создающих наиболее благоприятные условия для развития предпринимательства: упрощенная и ускоренная процедура открытия и регистрации предприятий; защита предпринимателя от государственного бюрократизма; совершенствование налогового законодательства в направлении мотивации производственной предпринимательской деятельности, развития совместной деятельности предпринимателей России с зарубежными странами.
Правовые нормы – степень развития хозяйственного права, регулирование взаимоотношений агентов хозяйственного оборота, законодательная защита предпринимательства, характер регулирующего вмешательства государства – не только обеспечивает предпосылки предпринимательской деятельности, но и определяет уровень ее активности. Сюда входит и создание региональных центров поддержки малого предпринимательства, усовершенствования методов учета и форм статистической отчетности. Важную роль играет также подготовка законодательных инициатив по вопросам правовой гарантии предпринимательской деятельности, включая в первую очередь право на собственность и соблюдение договорных обязательств
Обосновывая необходимость государственного регулирования предпринимательской деятельности, Ф. Котлер указывает три основные причины, в силу которых появились соответствующие законодательные акты:
Необходимость защитить фирмы друг от друга. «Предприниматели в один голос превозносят конкуренцию, но, когда затрагивают их собственные интересы, пытаются нейтрализовать ее». Отсюда принятие законов, предотвращающих проявление «недобросовестной конкуренции»;
Необходимость защиты потребителей от недобросовестной деловой практики. Отсюда направленность законов против тех фирм, которые, оставшись без присмотра, могут начать выпускать плохие товары, лгать в рекламе, вводить в заблуждение посредством упаковки и уровня цен;
Необходимость защиты высших интересов общества от разрушительности предпринимателей.
Правовые предпринимательские нормы менее стабильны, нередко внутренне противоречивы, страдают приверженностью интересам тех или иных общественных групп.
Многоуровневость формирования законодательной базы (федеральные законы, законодательные акты субъектов федерации и муниципальной администрации) умиляет реализацию положений основного законодательства, а недостаточная четкость правовых актов создает благоприятные условия для широкого распространения ведомственного нормотворчества в виде подзаконных актов. Это зачастую ведет к необоснованному ограничению рамок предпринимательской деятельности:
Наиболее важное направление дальнейшего совершенствования законодательства связано с установлением четких границ государственного вмешательства в деятельность предпринимателей; с исполнением недостающих правовых норм; обеспечением единства правового поля; предупреждением неоправданной регионализации законодательств; улучшением исполняемости законов.
Таким образом, современное предпринимательство представляет собой между непосредственными организаторами предпринимательства и теми лицами, организациями, структурами, которые образуют внутреннюю и внешнюю среду предпринимательства. Внутренняя среда складывается из отношений между собственниками капитала, менеджерами и наемными работниками. Внешняя среда характеризуется взаимодействием организаторов предпринимательства с государственными и общественными структурами, поставщиками, кредиторами и потребителями. Очевидно, что такое многообразие интересов очень трудно, а под час и невозможно, реализовать бесконфликтно. Поэтому социальный и экономический успех предпринимательства зависит от степени гармонизации этих интересов, от того, насколько удалось минимизировать разрыв между интересами отдельных контрагентов и добиться динамичного равновесия между их целями.
Рыночная экономика, не смотря на ее многие положительные черты не способна автоматически регулировать все экономические и социальные процессы в интересах всего общества и каждого гражданина. Она не обеспечивает социально справедливое распределение дохода, не гарантирует право на труд, не поддерживает социально не защищенные слои населения. Рыночная экономика не решает и многие другие актуальные проблемы. Обо всем этом должно позаботиться государство путем создания механизма государственного воздействия на предпринимательскую деятельность.
Заключение
Исследовав вопрос рынка труда как в России, так и в непосредственно в регионе, я могу заключить следующее:
1.Рынок труда- это система конкурентных связей между участниками рынка ( предпринимателями, трудящимися и государством) по поводу найма, использования работника в общественном производстве.
2. Объектом купли-продажи на рынке труда является право на использование рабочей силы, предметом торга является определенный вид способностей человека и продолжительность его применения.
3. Рынок труда имеет ряд особенностей. К рынку труда относится не только сфера обмена (купля-продажа) труда, но и сфера воспроизводства трудового потенциала (рыночные механизмы образования, профессиональной подготовки и пр.), но и сфера использования труда (рыночные механизмы управления персоналом на производстве).
4. Особенностью формирования рынка труда в России является гипертрофированное развитие скрытой безработицы, в состав которой включаются лица, формально занятые в народном хозяйстве, но которые в связи с сокращением объемов производства могут быть высвобождены.
5. Из классических форм безработицы в экономике России отмечается рост фрикционной и структурной форм.
6. Безработица в России носит ярко выраженный региональный характер. Это социальное явление в наибольшей мере затронуло менее развитые, аграрные регионы и регионы с наиболее высокой долей ВПК.
7. Государственными мерами борьбы с безработицей в России являются:
-создание Федеральной государственной службы занятости, основой которой являются региональные центры занятости населения;
-поощрение государственными субсидиями частичной занятости, выдача кредитов под заработную плату на начальных этапах переходного периода в России;
-долгосрочный выход на пенсию широко использовался для предотвращения безработицы среди госслужащих в начале переходного периода;
-расширение программ переподготовки;
- социальная помощь безработным через пособия по безработице.
8.В нашем регионе наряду с территориальными программами занятости населения весомый вклад в стабилизацию ситуации на рынке труда вносят такие областные программы, действующие на территории области, как «Финансовое оздоровление сельскохозяйственных предприятий», «Государственная поддержка социально-экономического развития отдаленных труднодоступных территорий», «Кадровое обеспечение агропромышленного комплекса» и другие.
9. Однако, в целом относительно спокойное отношение государственных органов к проблемам занятости вызывает тревогу. Плохо изученные (слабоструктурированные) скрытые виды женской и молодежной безработицы во многих регионах становятся факторами нарастающих социальных опасностей. Эти категории безработных, потерявшие работу вследствие структурно- регрессивных спадов производства, кризисно- депрессивного состояния того или иного региона, пополняют трудовые ресурсы теневой экономики, криминальных структур (спекулянтов, рэкетиров, проституток и т.д.)
Предпринимательская деятельность- это, прежде всего интеллектуальная деятельность энергичного и инициативного человека, который, владея какими-либо материальными ценностями, использует их для организации бизнеса. Извлекая пользу для самого себя, предприниматель действует на благо общества.
Предпринимательство во многом способствует поддержанию конкурентного тонуса в экономике, создает естественную социальную опору общественному устройству и формирует социальный слой общества.
Сегодня предпринимательство в России, развивается замедленно и противоречиво. Предпринимательство нуждается в серьезной государственной поддержке. Содействие ему должны оказывать как государственные органы власти, так и общественные организации самих предпринимателей (союзы, ассоциации, агентства, торгово-промышленные палаты).
Для этого необходимо сформулировать четкую, единую государственную политику в отношении предпринимательской деятельности. Данная проблема может быть решена на основе разработанной системы специальных программ, предусматривающих поддержку предпринимательства на региональном уровне, на уровне субъектов Российской Федерации и местного самоуправления, с четким выделением целей, задач и приоритетов каждого уровня.
Государственную поддержку необходимо направлять не на административно - директивное регулирование, а на создание необходимой рыночной инфраструктуры, системы государственной и общественной поддержки.
Опыт мирового развития показывает, что в условиях экономического кризиса, политика, ориентированная на оказание помощи и содействие развитию предпринимательства, дает ощутимых результаты в достижении сбалансированного экономического роста.
Список использованных источников
1. Трудовой кодекс Российской Федерации. М.: издательско-книготорговый центр « Юринформ», 2006
2. Белокрылова О.С., Михалкина Е.В. Экономика труда: Конспект лекций.- Ростов н /Д: Феникс, 2002.-224с.
3. Борисов Е.Ф. Экономическая теория :Учебник.-М.: Юрайт-Издат,2005
4. Введение в макроэкономику: Учебное пособие для вузов/ М.Е. Дорошенко, Г.М. Куманин и др.; Под ред. М.Е. Дорошенко.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 1999.-175с.
5. Викторов И.С., Макашева А.Ж. « Социально-правовые аспекты проблемы занятости населения».// Трудовое право. Август 2004г.-с.71
6.«Гарантии и компенсации при безработице».//Социальное обеспечение.№6-март 2005. С.32-33
7. Гимпельсон В., Капелюшников. « Нестандартная занятость и российский рынок труда».// «Вопросы экономики» №1-2006
8. Журавлева Г.П. Экономика: учебник/Г.П. Журавлева.-М.: Экономист, 2005
9. Капелюшников Р. Российский рынок труда: адаптация без реструктуризации. М.: Изд. дом ГУ-ВШЭ, 2001
10. Дерябина М. Реструктуризация российской экономики через передел собственности и контроля.// Вопросы экономики, 2001, №10.
11. Блинов А. Заметки о роли государства в управлении экономикой.// Предпринимательство, 2001, №6.
12. Экономика предприятия: Учебник для вузов.// Под ред. В.Я. Горфинкеля, В.А. Швадера. – М., 2000.
13. Управление социально-экономическим развитием России.//под ред. Львова Д.С., Поршнева. А.Г. - М.,2002.
14. Кувалин Д.Б., Демочкина А.В., Моисеева А.К. Российские предприятия в начале 2003г.//Вопросы экономики,2003,№5.
15. Предпринимательство: Учебник для вузов/ под ред. В.Я. Горфинкеля, Г.Б. Понеак, В.А. Швандара. – М., 2000.
16. Экономическая теория.// Под ред. А.И. Добрынина, Л.С. Тарасевича. –
СПб., 2000.