Введение
Происходящие в России социально – экономические и политические преобразования не только кардинально изменили роль государства в процессе развития национальной экономики, сформировали на основе качественно новых принципов институт права собственности, но и практически полностью перестроили финансовую систему страны. В этих условиях все большую актуальность приобретает проблема формирования четкой, целостной, взаимосогласованной и действенной системы финансового контроля, все элементы которой подчинены реализации единой цели обеспечения режима законности обоснованности, целесообразности и эффективности действий в области образования, распределения и использования централизованных и децентрализованных денежных фондов. Взрастающее значение института частной собственности, расширение сфер деятельности экономических субъектов и усложнение условий хозяйствования создали в РФ потребность в организации новых, присущих рыночным отношениям способов упорядочения финансовой деятельности, наиболее перспективным из которых является аудиторский финансовый контроль.1 Аудит необходим для того, чтобы финансовая отчетность была достоверной, ведь его целью является выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемх лиц и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству РФ. В достоверности и качестве учета и отчетности хозяйствующих су4бъектов также заинтересовано и государство, поскольку может использовать информацию, полученную путем проведения аудиторами без дополнительных затрат бюджетных ресурсов на контрольную деятельность.2 Кроме того следует подчеркнуть, что тема является особенно актуальной в условиях передачи Министерству финансов РФ как специально уполномоченному государственному органу прав по регулированию, надзору за всеми видами аудиторской деятельности в РФ, включая банковский аудит , в отношении которого регулятивные функции долгое время осуществлял Центральный банк РФ.1
Также, аудит , осуществляемый в качестве одного из видов предпринимательской деятельности – аудиторской деятельности, становиться все более необходимым механизмом для решения насущных проблем привлечения инвестиций, укрепления финансовой дисциплины и подъема экономики страны.
В то же время потенциал аудиторской деятельности в стране, к сожалению, остается реализованным далеко не полностью, а возможности аудита в достижении целей финансового контроля – не исчерпаны. Одна из причин тому – несовершенство законодательства. Первый нормативно правовой акт на уровне федерального закона, регулирующий аудиторскую деятельность, был принят спустя четырнадцать лет после образования первой аудиторской организации, но он так и не смог оправдать ожидания ни аудиторов, ни пользователей аудиторских услуг, хотя и заложил серьезную основу для дальнейшего регулирования аудиторской деятельности. В этой связи важнейшее значение приобретают общетеоретические и прикладные з0адачи формирования концепции правового регулирования аудита, основное назначение которой – стать базой для последовательного и динамичного развития аудиторского финансового контроля в РФ.2
1. Аудиторская деятельность в Российской Федерации
1.1 Возникновение и развитие аудита
Термин «аудит» (от латинского audire «слушать») берет начало с деятельности квесторов – должностных лиц, ведавших финансовыми и судебными делами Римской империи, отчеты которых направлялись в Рим и выслушивались экзаменаторами. В средние века, в связи с введением принципов бухгалтерского учета, главной функцией аудита становится контроль за процессом ведения учета и за его правильностью и достоверностью, в России аудиторов называли присяжными бухгалтерами. С развитием крупного производства и разделением интересов тех, кто вкладывает деньги в его деятельность, появилась потребность во внутренних контролерах.1В СССР роль внутреннего аудита частично выполнял внутриведомственный, внутрихозяйственный, производственный контроль. Становление аудита уже в РФ можно разделить на четыре этапа. Первый этап, с 1987 по1989 год, характеризуется директивным характером создания аудиторских организаций и стихийным характером зарождения аудиторской деятельности. Период с 1989 по 1993 год выделен во второй этап. Именно в 1991 году было принято несколько важных законов (Закон РСФСР от 24 декабря 1990г. «О собственности в РСФСР», Закон РСФСР от 25 декабря 1990г. «О предприятиях и предпринимательской деятельности»), сыгравших немаловажную роль в становлении аудита. В этот период в России появляются первые негосударственные аудиторские организации, действующие на тот момент в условиях отсутствия единого акта, регламентирующего их работу. В качестве третьего этапа нужно указать период с декабря 1993 года по август 2001 года, где большую роль в развитии российского аудита сыграли Временные правила аудиторской деятельности в РФ, утвержденные Указом Президента РФ от 22 декабря 1993 г.№2263, а также Постановление Правительства РФ от 6 мая 1994 г. №482 «Об утверждении нормативных документов по регулированию аудиторской деятельности» и ряд других документов. Принятие Федерального закона от 7 августа 2001 года №119 «Об аудиторской деятельности» следует характеризовать как начало четвертого этапа становления аудита в РФ.1
1.2 Понятие аудита
Рассмотрим теперь, что же такое аудит. Комиссия Американской бухгалтерской ассоциации по основным концепциям учета, созданный в 1971 году, дал такое определение аудита: «Аудит – это системный процесс получения и оценки объективных данных об экономических действиях и событиях, устанавливающий уровень их соответствия определенным критериям и представляющий результаты заинтересованным пользователям».2 В российской же теории аудит понимается более конкретно, т. е. под аудиторской деятельностью, аудитом понимается «предпринимательская деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей»3 Исходя из буквального толкования норм, содержащихся в ФЗ «Об аудиторской деятельности» можно придти к выводу, что по смыслу законодателя «аудиторская деятельность, аудит» - тождественные понятия. Это по мнению некоторых авторов является неверным. Они предлагают разграничивать данные понятия. Например Качановский Д.Е. считает, что : Аудиторская деятельность – предпринимательская деятельность аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов, включающая аудит и оказание сопутствующих аудиту услуг, осуществляемая с целью контроля, рационализации и оптимизации финансовой деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Аудит - предпринимательская деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой отчетности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (аудируемых лиц) с целью выражения мнения о ее достоверности, соответствия порядка ведения бухгалтерского учета законодательству РФ. Оказание сопутствующих аудиту услуг - предпринимательская деятельность по оказанию услуг в сфере финансов, экономики и права в соответствии с федеральным правилом (стандартом) аудиторской деятельности.1 Также, об аудите можно сказать, что с одной стороны, аудиторы осуществляют независимый финансовый контроль в качестве одного из видов предпринимательской деятельности, на что прямо указывает ФЗ «Об аудиторской деятельности» и распространяет на нее особый правовой режим. С другой стороны, аудит – вид финансового контроля, осуществляемый специальными субъектами, с применением особого метода – аудиторской проверки, с определенной целью – выражения мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству РФ. Осуществляя свои функции, аудитор действует в публичных интересах, оценивая деятельность хозяйствующего субъекта для всеобщего знания. Однако он действует и в частных интересах самого проверяемого лица, заинтересованного в истинности своих представлений о действительном состоянии дел, изложенном в финансовой (бухгалтерской) отчетности. Ряд авторов (Р.В. Кожура, В.В. Нитецкий) не согласны с установлением для аудита режима предпринимательства, полагая, что аудиторская деятельность имеет общие черты с адвокатской и нотариальной деятельностью, которые в силу прямого указания закона и по своей юридической сущности не являются предпринимательскими. Но в данном случае не учитывается, что адвокаты и нотариусы действуют с целью защиты, то есть принудительного способа осуществления субъективного права, применяемого в установленном законом порядке компетентными органами или уполномоченным на то лицом в целях восстановления нарушенного права. Аудиторы же выполняют не защитную, а финансовую контрольную функцию. В то же время аудиту присущи все признаки предпринимательской деятельности – это деятельность, осуществляемая постоянно и целенаправленно, самостоятельно, на свой риск, под свою ответственность, на профессиональной основе, с целью систематического получения прибыли путем проведения аудиторских проверок лицами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей. Аудит не может носить некоммерческий характер, хотя выполнение публичных функций диктует некоторые изъятия из общедозволительного правового режима предпринимательской деятельности. Сказанное не позволяет полностью отождествлять аудит с обычной предпринимательской деятельностью. Оптимальный правовой режим для аудиторского финансового контроля – режим установленный для предпринимателей, но с определенными особенностями, которые определяются контрольным характером данной деятельности, сочетанием публичных и частных интересов.1 Также, отметим, что по мнению Химичевой Н.И. «аудиторский финансовый контроль – это независимый вневедомственный контроль, осуществляемый в качестве одного из видов предпринимательской деятельности – аудиторской деятельности»2
1.3 Формы предпринимательской деятельности в аудите
Как уже отмечалось ранее рынок аудиторских услуг в РФ складывался постепенно начиная с1987 года. Первой российской аудиторской фирмой была «Интераудит, а затем рынке появились иностранные аудиторские организации.
В 2005 году на рынке аудиторских услуг функционировало несколько основных групп компаний:
Крупнейшие международные компании «большой пятерки» на которые приходится примерно 65- 75% общего объема рынка;
Различные зарубежные аудиторские организации – 5-7% общего объема рынка;
Средние российские организации занимают 3-5% рынка
Примерно 3000 небольших организаций, индивидуальные аудиторы – 3-5% общего объема рынка;
Нужно отметить, что эти сведения носят оценочный характер, так как официальных данных о деятельности иностранных организаций в России почти нет. Ясно, чтобы исправить положение и повысить авторитет и представительство российских аудиторских организаций в этом виде деятельности, необходима серьезная работа самих российских аудиторов, поддержка со стороны органов законодательной и исполнительной власти РФ, федерального органа государственного регулирования аудиторской деятельности, крупных аудиторских организаций.
В ФЗ «Об аудиторской деятельности» говорится, то основными исполнителями аудиторской деятельности являются аудиторские организации и индивидуальные аудиторы. Индивидуальные аудиторы должны пройти аттестацию, получить лицензию на право проведения обязательного аудита в определенной области и зарегистрироваться в качестве частных предпринимателей.1 В соответствии с п.3 ст.3 ФЗ «Об аудиторской деятельности» - «индивидуальный аудитор вправе осуществлять аудиторскую деятельность, а также оказывать сопутствующие аудиту услуги. Индивидуальный аудитор не вправе осуществлять иные виды предпринимательской деятельности»2 Аудиторские организации имеют организационно – правовые формы закрытого акционерного общества или общества с ограниченной ответственностью. Аудиторские организации можно также классифицировать по характеру деятельности и объему реализуемых услуг. По характеру деятельности аудиторские организации подразделяются на универсальные и специализированные. Универсальные аудиторские организации могут иметь несколько лицензий на право проведения того или иного вида обязательного аудита и заниматься самыми разнообразными видами работ. Специализированные аудиторские организации выполняют более узкий круг работ и специализируются на определенных их видах. Независимо от того, является организация специализированной или универсальной, она обязательно должна выполнять основной вид услуг – проведение обязательного аудита. В противном случае она не может являться ау3диторской организацией. Согласно ст.7 ФЗ «Об аудиторской деятельности» обязательный аудит – «ежегодная обязательная аудиторская проверка ведения бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организации или индивидуального предпринимателя.
Обязательный аудит осуществляется в случаях, если:
1) организация имеет организационно-правовую форму открытого акционерного общества;
2) организация является кредитной организацией, страховой организацией или обществом взаимного страхования, товарной или фондовой биржей, инвестиционным фондом, государственным внебюджетным фондом, источником образования средств которого являются предусмотренные законодательством Российской Федерации обязательные отчисления, производимые физическими и юридическими лицами, фондом, источниками образования средств которого являются добровольные отчисления физических и юридических лиц;
3) объем выручки организации или индивидуального предпринимателя от реализации продукции (выполнения работ, оказания услуг) за один год превышает в 500 тысяч раз установленный законодательством Российской Федерации минимальный размер оплаты труда или сумма активов баланса превышает на конец отчетного года в 200 тысяч раз установленный законодательством Российской Федерации минимальный размер оплаты труда;
4) организация является государственным унитарным предприятием, муниципальным унитарным предприятием, основанным на праве хозяйственного ведения, если финансовые показатели его деятельности соответствуют подпункту 3 пункта 1 настоящей статьи. Для муниципальных унитарных предприятий законом субъекта Российской Федерации финансовые показатели могут быть понижены;
5) обязательный аудит в отношении этих организаций или индивидуальных предпринимателей предусмотрен федеральным законом.
2. Обязательный аудит проводится аудиторскими организациями. При проведении обязательного аудита в организациях, в уставных (складочных) капиталах которых доля государственной собственности или собственности субъекта Российской Федерации составляет не менее 25 процентов, заключение договоров оказания аудиторских услуг должно осуществляться по итогам проведения открытого конкурса. Порядок проведения таких конкурсов утверждается Правительством Российской Федерации, если иное не установлено федеральным законом.»1
1.4 Принципы аудиторского финансового контроля
Также необходимо отметить, что в основе осуществления аудиторского финансового контроля, кроме общеотраслевых принципов финансового права, таких как приоритетность публичных интересов в правовом регулировании финансовых отношений, социальная нравственность финансово – правового регулирования, единство финансовой политики и денежной системы, гласность, участие граждан РФ в финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления, плановость, законность и другие, лежат еще несколько собственных (специфических) принципов. Это этические принципы: независимость, честность, объективность, профессиональная компетентность и добросовестность, конфиденциальность, профессиональное поведение.1
Рассмотрим некоторые эти принципы, так как благодаря данным принципам мы сможем лучше понять особенности аудиторской деятельности.
Объективной основой для выводов, рекомендаций и заключений аудитора может быть только достаточный объем требуемой информации. Аудиторы не должны представлять факты сознательно неточно или предвзято. Оказывая любые профессиональные услуги, аудиторы обязаны объективно рассматривать все возникающие ситуации и реальные факты, не допускать, чтобы личная предвзятость, предрассудки либо давление со стороны могли сказ0аться на объективности их суждений. Поступки аудиторов, их решения и заключения не могут зависеть от суждений или указаний других лиц. Аудитору следует избегать взаимоотношений с лицами, которые могли бы повлиять на объективность его суждений и выводов, либо немедленно прекращать их, указывая на недопустимость давления на аудитора в любой форме.
Аудиторы обязаны обеспечить достаточный профессиональный уровень аудиторских услуг, необходимых клиенту. Они должны обладать необходимым объемом знаний и навыков, с тем, чтобы добросовестно и профессионально выполнить обязательства, гарантировать клиенту аудиторские услуги, основанные на современных методиках с использованием всех, с том числе новейших, нормативных актов.
Аудитор обязан постоянно обновлять свои профессиональные знания в области бухгалтерского учета, налогообложения, финансовой деятельности и гражданского права, организации и методов аудита, законодательства.
Для обеспечения качества выполнения профессиональных услуг аудитор обязан строго следовать российским и международным аудиторским стандартам.
Профессиональная компетентность аудитора основывается на общем и специальном высшем образовании, сдаче аттестационных экзаменов, подтверждаемых соответствующими дипломами и аттестатами, а также на опыте непрерывной практической работы по оказанию профессиональных аудиторских услуг совместно с другими специалистами данного профиля и профессионального уровня.1
Также в опубликованном Российской коллегией аудиторов Кодексе профессиональной этике аудиторов можно выделить: плата за профессиональные услуги, действия аудитора несовместимые с профессиональной деятельностью, аудиторские услуги в других государствах, публичная информация и реклама и другие.
Остальные принципы также играют немаловажную роль в аудиторском контроле. Но наибольшую значимость для нас играет принцип независимости. Данный принцип раскрывается в статье 12 ФЗ «Об аудиторской деятельности».
Отличительной чертой аудиторского контроля, от всех других видов финансового контроля является то, что он независим от государственных органов, органов местного самоуправления, а также то, что он осуществляется на платной основе. Однако осуществление его в РФ подлежит государственному регулированию.2
Под независимостью аудита следует понимать главным образом свободу от влияния с чье бы то ни было стороны в выражении своего профессионального мнения о финансовой отчетности проверяемого субъекта. Но поскольку результаты аудиторской проверки являются основой множества экономических решений, аудит достаточно жестко регулируется во всех странах. В некоторых из них (например, во Франции)в этот процесс вмешивается государство, устанавливая нормы и нормативы аудита, осуществляя регистрацию аудиторов и аудиторских фирм и контроль за их деятельностью. В России государство активно осуществляет регулирование аудиторской деятельности, определяет обязательность аудита, выделяя значимые предприятия, финансовые затруднения которых могли существенно повлиять на экономику, определяет требования к аудиторам. Организация государственного регулирования аудита осуществляется Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ. Регулирование аудиторской деятельности государство осуществляет посредством законов, оставляя при этом значительные возможности саморегулирования аудита для общественных организаций аудиторов.1
Также аудиторы обязаны отказаться от оказания профессиональных услуг, если имеются обоснованные сомнения в их независимости от организации клиента и ее должностных лиц во всех отношениях.
В заключении или в другом документе, составленном в результате оказанных профессиональных услуг, аудитор обязан сознательно и без каких – либо оговорок заявить о своей независимости в отношении клиента.2 В статье 12 ФЗ «Об аудиторской деятельности»закрепленыситуации, когда аудит не является независимым и не может осуществляться.
Подобные ситуации можно классифицировать следующим образом:
1) аудитор имеет непосредственное отношение к аудируемому лицу - является учредителем (участником) аудируемого лица, его руководителем, бухгалтером или иным лицом, несущим ответственность за организацию и ведение бухгалтерского учета и составление финансовой (бухгалтерской) отчетности;
2) аудитор имеет отношение к аудируемому лицу через близкие родственные связи с вышеупомянутыми категориями его должностных лиц (родители, супруги, братья, сестры, дети, а также братья, сестры, родители и дети супругов);
3) аудиторская организация имеет отношение к аудируемому лицу через своих руководителей и иных должностных лиц, имеющих непосредственное отношение к аудируемому лицу;
4) аудиторская организация имеет отношение к аудируемому лицу, через своих руководителей и иных должностных лиц, которые, в свою очередь, имеют к нему отношение через близкие родственные связи.
Отметим, что во Временных правилах ситуации, соответствующие пунктам 3 и 4, не были определены, как нарушающие независимость. Существовало два взаимно непересекающихся направления нарушения условий независимости: по линии физических лиц-аудиторов и по линии юридических лиц - аудиторских организаций.
Таким образом, формально не был под запретом аудит лица, в котором учредителем являлся, например, руководитель проверяющей аудиторской организации. Новеллы, введенные Законом об аудите, устраняют этот пробел, однако на наш взгляд чрезмерно расширяют ситуации зависимости, используя термин "должностные лица", то есть лица, выполняющие управленческие функции на предприятии.
5) аудиторская организация имеет непосредственное отношение к аудируемому лицу - последнее является ее учредителем (участником) или, наоборот, аудиторская организация является его учредителем (участником). Нарушением независимости будет и "аудит дочерних организаций, филиалов и представительств, указанных аудируемых лиц, а также организаций, имеющих общих с этой аудиторской организацией учредителей (участников)";
Последнее предложение также является необходимой новеллой. Представляется однако, что выделенное нами в нем слово "аудирумых" является лишним, так как ситуация, когда аудируется дочерняя компания зависимой от аудиторской организации, но не аудируемой ею, материнской компании, также является ситуацией нарушения независимости по существу.
6) аудиторская организация или индивидуальный аудитор, оказывали аудируемому лицу в течение трех лет, непосредственно предшествовавших проведению аудиторской проверки, услуги по восстановлению и ведению бухгалтерского учета, а также по составлению финансовой (бухгалтерской) отчетности физическим и юридическим лицам.1
Также нужно отметить, что в статье 12 ФЗ «Об аудиторской деятельности» не предусмотрена возможность установить иными федеральными законами дополнительные требования к независимости аудиторской организации (аудитора) при проведении проверки отдельных видов юридических лиц.
аудит предпринимательский лицензирование ответственность
1.5 Аудиторская тайна
В соответствии со статьей 8 ФЗ «Об аудиторской деятельности» «Аудиторские организации и индивидуальные аудиторы обязаны хранить тайну об операциях аудируемых лиц и лиц, которым оказывались сопутствующие аудиту услуги» Кроме того в пункте 2 это требование конкретизируется: «Аудиторские организации и индивидуальные аудиторы обязаны обеспечивать сохранность сведений и документов, получаемых и (или) составляемых ими при осуществлении аудиторской деятельности, и не вправе передавать указанные сведения и документы или их копии третьим лицам либо разглашать их без письменного согласия организаций и (или) индивидуальных предпринимателей, в отношении которых осуществлялся аудит и оказывались сопутствующие аудиту услуги, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами»2 В данной статье Закона об аудите определено, какие сведения подлежат отнесению к профессиональной тайне аудиторов. Ранее принятые нормативные акты по вопросам аудиторской деятельности не давали расшифровку понятия аудиторской тайны. Поскольку, аудиторская тайна охраняется законом и доступ к сведениям, составляющим профессиональную тайну аудиторов ограничен, в том числе для многих государственных органов, а также в отсутствие законодательного определения общего понятия служебной тайны определение Законом об аудите составляющих аудиторскую тайну сведений представляется весьма важным. Безусловно, положительным является то, что к информации, составляющей аудиторскую тайну, прямо отнесена и внутренняя документация аудиторской организации (аудитора), составляемая в ходе проведения проверки, и все получаемые от аудируемого лица материалы (объяснения бухгалтера и т.п.). Таким образом, устраняются вопросы о том, какие сведения могут быть запрошены от аудитора при проведении мероприятий, в частности, налогового контроля, а какие - нет, что на практике имеет немаловажное значение, поскольку действующим законодательством установлен ряд ограничений на истребование информации, составляющей профессиональную тайну аудиторов.1 Например, пункт 4 статьи 82 Налогового кодекса РФ устанавливает, что «при осуществлении налогового контроля не допускаются сбор, хранение, использование и распространение информации о налогоплательщике, полученной в нарушение принципа сохранности информации, составляющей профессиональную тайну иных лиц, в частности аудиторскую тайну»2.
Аналогичные предъявляемым к аудиторам требования по сохранности аудиторской тайны распространяются и на федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственное регулирование аудиторской деятельности, а также иных лиц, получивших доступ к сведениям, составляющим аудиторскую тайну в соответствии с Законом об аудите и другими федеральными законами.
В случае разглашения сведений, составляющих аудиторскую тайну, аудируемое лицо или лицо, которому оказывались сопутствующие аудиту услуги, а также аудиторские организации и индивидуальные аудиторы, вправе потребовать от виновного лица возмещения причиненных убытков.
Находящиеся в распоряжении аудиторской организации и индивидуального аудитора рабочие документы аудита предоставляются исключительно по решению суда уполномоченным данным решением лицам или органам государственной власти Российской Федерации в случаях, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации об их деятельности.
1.6 Аттестация и образование аудиторов
Высокий уровень профессионализма аудиторов является залогом того, что проведение аудиторских проверок и оказание иных аудиторских услуг будет осуществлено на самом высоком уровне. Требования к уровню профессионализма лиц, желающих заниматься аудиторской деятельностью, определены правилом (стандартом) аудиторской деятельности «Образование аудитора». Элементами образования аудитора являются:
Базовое образование
Практический опыт
Специальное профессиональное образование
Свободное владение деловым русским языком.1
Согласно статье 15 ФЗ «Об аудиторской деятельности» «аттестация на право осуществления аудиторской деятельности (далее - аттестация) - проверка квалификации физических лиц, желающих заниматься аудиторской деятельностью. Аттестация осуществляется в форме квалификационного экзамена. Лицам, успешно сдавшим квалификационный экзамен, выдается квалификационный аттестат аудитора. Квалификационный аттестат аудитора выдается без ограничения срока его действия».2 Стремлением поднять статус аудитора можно объяснить и некоторые изменения обязательных требований к претендентам на получение квалификационного аттестата аудитора. В соответствии с Законом об аудите претендент на получение квалификационного аттестата аудитора должен иметь высшее экономическое и (или) юридическое образование, полученное в российских образовательных учреждениях, имеющих государственную аккредитацию, и стаж работы по экономической или юридической специальности не менее трех лет.
При этом уполномоченному федеральному органу дается право устанавливать дополнительные требования к претендентам на получение квалификационного аттестата аудитора.
Порядок проведения аттестации на право осуществления аудиторской деятельности, перечень документов, подаваемых вместе с заявлением о допуске к аттестации, количество и типы аттестатов, программы квалификационных экзаменов и порядок их сдачи также определяется уполномоченным федеральным органом.1 В статье 16 ФЗ «Об аудиторской деятельности» изложены основания и порядок аннулирования квалификационного аттестата аудитора. Квалификационный аттестат аудитора аннулируется в случаях, если: установлен факт получения квалификационного аттестата аудитора с использованием подложных документов; вступил в законную силу приговор суда, предусматривающий наказание в виде лишения права заниматься аудиторской деятельностью в течение определенного срока; установлен факт систематического нарушения аудитором при проведении аудита требований, установленных законодательством Российской Федерации или федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности; установлен факт подписания аудитором аудиторского заключения без проведения аудиторской проверки; установлен факт, что в течение двух календарных лет подряд аудитор не осуществляет аудиторскую деятельность; аудитор нарушает требование о прохождении обучения по программам повышения квалификации, установленное статьей 15 настоящего Федерального закона.
1.7 Лицензирование аудиторской деятельности
В соответствии со статьей 17 Закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 8 августа 2001 года «аудиторская деятельность относится к видам деятельности на осуществление которых требуется лицензии».1 В соответствии со статьей 17 ФЗ «Об аудиторской деятельности» «лицензирование аудиторской деятельности, в том числе порядок выдачи, приостановления и аннулирования лицензии, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности. Датой получения аудиторской организацией или индивидуальным аудитором лицензии на осуществление аудиторской деятельности считается дата принятия решения о выдаче соответствующей лицензии»2, и они не вправе оказывать такие услуги без получения соответствующей лицензии. Лицензирование аудиторской деятельности осуществляется Министерством финансов РФ. Лицензия на осуществление аудиторской деятельности выдается сроком на5 лет, который по заявлению лицензиата может продлеваться на 5 лет неограниченное количество раз.
Лицензионными требованиями и условиями при осуществлении аудиторской деятельности являются:
Наличие у индивидуального аудитора или у аудиторов аудиторской организации соответствующих профилю аудиторской проверки типов квалификационных аттестатов аудитора;
Наличие в штате аудиторской организации не менее 5 аудиторов, имеющих квалификационные аттестаты аудиторов;
Осуществление предпринимательской деятельности только в виде проведения аудита и оказания сопутствующих аудиту услуг в соответствии с нормативными правовыми актами РФ, в том числе федеральными правилами аудиторской деятельности, и органов, регулирующих деятельность аудируемых организаций;
Соблюдение правил внутреннего контроля качества проводимых лицензиатами аудиторских проверок и обеспечение возможности проведения внешних проверок качества их деятельности с предоставлением в установленном порядке всей необходимой для этого документации и информации в соответствием с законодательством РФ;
Обеспечение сохранности сведений, составляющих аудиторскую тайну, кроме случаев, предусмотренных законодательством РФ и т. д.
В соответствии с ФЗ «Об аудиторской деятельности» предусмотрена ответственность индивидуальных аудиторов или аудиторских организаций в виде аннулирования лицензий на осуществление аудиторской деятельности.1
2. Взаимоотношения аудиторских организаций (аудиторов) и аудируемых лиц
2.1 Права и обязанности
Права и обязанности аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов определены в статье 5 ФЗ «Об аудиторской деятельности». При проведении аудиторской проверки аудиторские организации и индивидуальные аудиторы вправе:
1) самостоятельно определять формы и методы проведения аудита;
2) проверять в полном объеме документацию, связанную с финансово-хозяйственной деятельностью аудируемого лица, а также фактическое наличие любого имущества, учтенного в этой документации;
3) получать у должностных лиц аудируемого лица разъяснения в устной и письменной формах по возникшим в ходе аудиторской проверки вопросам;
5) осуществлять иные права, вытекающие из существа правоотношений, определенных договором оказания аудиторских услуг, и не противоречащие законодательству Российской Федерации и настоящему Федеральному закону и другие прва
При проведении аудиторской проверки аудиторские организации и индивидуальные аудиторы обязаны:
1) осуществлять аудиторскую проверку в соответствии с законодательством Российской Федерации и настоящим Федеральным законом;
2) предоставлять по требованию аудируемого лица необходимую информацию о требованиях законодательства Российской Федерации, касающихся проведения аудиторской проверки, а также о нормативных актах Российской Федерации, на которых основываются замечания и выводы аудиторской организации или индивидуального аудитора;
3) в срок, установленный договором оказания аудиторских услуг, передать аудиторское заключение аудируемому лицу и (или) лицу, заключившему договор оказания аудиторских услуг и другие обязанности. При проведении аудиторской проверки аудируемое лицо и (или) лицо, заключившее договор оказания аудиторских услуг, вправе:
1) получать от аудиторской организации или индивидуального аудитора информацию о законодательных и нормативных актах Российской Федерации, на которых основываются выводы аудиторской организации или индивидуального аудитора;
2) получить от аудиторской организации или индивидуального аудитора аудиторское заключение в срок, определенный договором оказания аудиторских услуг;
3) осуществлять иные права, вытекающие из существа правоотношений, определенных договором оказания аудиторских услуг, и не противоречащие законодательству Российской Федерации.
При проведении аудиторской проверки аудируемое лицо и (или) лицо, заключившее договор оказания аудиторских услуг, обязано:
1) заключать договоры на проведение обязательного аудита с аудиторскими организациями в сроки, установленные законодательством Российской Федерации;
2) создавать аудиторской организации (индивидуальному аудитору) условия для своевременного и полного проведения аудиторской проверки, осуществлять содействие аудиторским организациям (индивидуальным аудиторам) в своевременном и полном проведении аудиторской проверки, предоставлять им информацию и документацию, необходимую для осуществления аудита, давать по устному или письменному запросу аудиторов или аудиторских организаций исчерпывающие разъяснения и подтверждения в устной и письменной формах, а также запрашивать необходимые для проведения аудиторской проверки сведения у третьих лиц;
3) не предпринимать каких бы то ни было действий в целях ограничения круга вопросов, подлежащих выяснению при проведении аудиторской проверки;
4) оперативно устранять выявленные аудиторами в ходе аудиторской проверки нарушения правил ведения бухгалтерского учета и составления финансовой (бухгалтерской) отчетности и другие обязанности.1
2.2 Ответственность аудиторов и аудиторских организаций
Согласно статье 21 ФЗ «Об аудиторской деятельности» «аудиторские организации и их руководители, индивидуальные аудиторы, аудируемые лица и лица, подлежащие обязательному аудиту, несут уголовную, административную и гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации и настоящим Федеральным законом»2 Например, согласно статье 202 Уголовного Кодекса РФ «использование частным нотариусом или частным аудитором своих полномочий вопреки задачам своей деятельности и в целях извлечения выгод и преимуществ для себя или других лиц либо нанесения вреда другим лицам, если это деяние причинило существенный вред правам и законным интересам граждан или организаций либо охраняемым законом интересам общества или государства, -наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо арестом на срок от трех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет»3
Также согласно статье 11 ФЗ «Об аудиторской деятельности» «составление заведомо ложного аудиторского заключения влечет ответственность в виде аннулирования у индивидуального аудитора или аудиторской организации лицензии на осуществление аудиторской деятельности, а для лица, подписавшего такое заключение, также аннулирование квалификационного аттестата аудитора и привлечение его к уголовной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации».
Ответственность аудитора за ложное подтверждение достоверности информации (как намеренное, так и не намеренное) установлена также Федеральным законом от 5 марта 1999 г. N 46-ФЗ "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг", в силу пункта 5 статьи 5 «аудитор, подписавший проспект эмиссии ценных бумаг, несет солидарно с иными лицами, подписавшими проспект эмиссии ценных бумаг, субсидиарную с эмитентом ответственность за ущерб, причиненный инвестору эмитентом вследствие содержащейся в указанном проспекте недостоверной и (или) вводящей в заблуждение инвестора информации и подтвержденной им»1. Ответственность может наступать также в форме аннулирования лицензии, квалификационного аттестата и других документов.
2.3 Страхование профессиональной ответственности аудитора
Впервые в практике правового регулирования российского аудита появилось понятие страхования. Статьей 13 Закона об аудите установлено, что при проведении обязательного аудита аудиторская организация обязана страховать риск ответственности за нарушение договора.
Страхование аудита является неотъемлемой стороной международной аудиторской практики. Зачастую выбор в качестве аудитора крупного клиента или проекта компании "большой пятерки" определяется только величиной гарантированного страхового покрытия, которое не могут по финансовым соображениям обеспечить менее крупные аудиторские компании. Ежегодно клиенты западных аудиторских компаний по всему миру предъявляют претензии к своим аудиторам на многие миллионы долларов и эти потери покрываются в основном за счет страхования.
Особенно актуален вопрос страхования в России, где зачастую масштабы аудиторских организаций и их активов на многие порядки меньше, чем аналогичные параметры их клиентов. Реальное покрытие ущерба аудируемых лиц возможно за счет страхования. И многие аудиторские организации тратят некоторую часть своих доходов на страховые услуги, предоставляемые целым рядом страховых компаний. Однако до сего времени существовали диаметрально противоположные точки зрения на вопрос о том, в полной ли мере практика страхования опирается на действующее законодательство и, соответственно, могут ли в реальности аудиторская организация и ее клиент рассчитывать на покрытие своих рисков
Прежде всего, хотелось бы отметить, что Закон об аудите кардинально изменил подход к страхованию при проведении аудита. До вступления в силу Закона об аудите положение о страховании риска ответственности за нарушение договора оказания аудиторских услуг вообще не предусматривалось действующим законодательством, и российские аудиторские организации страховали, как правило, профессиональную ответственность. При этом объектом страхования являлись имущественные интересы аудиторской организации, связанные с обязанностью последней в порядке, установленном законодательством, возместить ущерб, нанесенный аудируемым лицам, в связи с осуществлением аудиторской деятельности.
Установленное статьей 13 Закона об аудите страхование риска ответственности по договору является одним из видов имущественного страхования и в силу пункта 1 статьи 932 Гражданского кодекса РФ допускается только в случаях, предусмотренных федеральным законом.
Отметим, что указанное в Законе об аудите страхование требуется (а значит и допускается) только при проведении обязательного аудита.
Таким образом, и после введения в действие Закона об аудите не допускается страхование риска ответственности за нарушение договора индивидуальными аудиторами либо аудиторскими организациями при проведении так называемого инициативного аудита и оказании сопутствующих аудиту услуг.
Фактически, это означает, что введение в действие Закона об аудите стало началом формирования новой практики страхования аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов - при проведении обязательного аудита, и, одновременно, продолжает развиваться ранее действовавшая практика страхования в отношении проведения инициативного аудита и оказания сопутствующих аудиту услуг.
По договору страхования риска ответственности за нарушение договора может быть застрахован только риск ответственности самого страхователя - аудиторской организации. Нарушение этого условия влечет ничтожность договора страхования. Риск ответственности за нарушение договора при этом всегда считается застрахованным в пользу аудируемого лица, даже если договор страхования заключен в пользу другого лица либо в нем не сказано, в чью пользу он заключен.
Поскольку в силу статьи 422 Гражданского кодекса РФ договор должен соответствовать императивным нормам, установленным действующим на момент заключения договора законодательством, то нарушением договора при проведении обязательного аудита будет считаться и нарушение условий договора, установленных законом, даже если эти условия напрямую не включены в текст договора.
К таким условиям договора можно отнести обязанности аудиторской организации при проведении проверки, установленные статьей 5 Закона об аудите
Ответственность аудиторской организации за нарушение договора может быть установлена как самим договором, так и законом.
В частности, в соответствии со статьей 393 Гражданского кодекса РФ, аудиторская организация обязана возместить аудируемому лицу убытки (реальный ущерб и упущенную выгоду), причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнения условий договора. Договором может быть установлена неустойка (штраф или пени), подлежащая уплате аудиторской организацией в случае нарушения условий договора.
Это означает, прежде всего, возможность произвольно изменить предельную сумму, подлежащую применению как количественный критерий при оценке качества аудита по данному договору при страховании профессионального риска. Иными словами, у аудиторов появилась возможность застраховать (в отношении обязательного аудита) нанесенный клиенту ущерб практически любого, даже самого незначительного, размера (безусловно, с учетом применяемой страховщиком франшизы).
В случае же страхования профессиональной ответственности аудитора страховщик возмещает только ущерб, превышающий уровень, определяемый в каждом конкретном случае исходя из данных бухгалтерского учета и отчетности аудируемого лица, поскольку принятыми правилами (стандартами) предусмотрено, что аудитор должен выявить ошибки, которые могут привести только к существенным отклонениям в бухгалтерском учете.1
Заключение
Сейчас с полным правом можно утверждать, что аудит в России состоялся и получает все большее развитие, создана мощная аудиторская система, с учетом международных образцов совершенствуется ее институциональная, в том числе нормативно – правовая база, крупные отечественные аудиторские организации уже вполне конкурируют на российском рынке даже с общепризнанными мировыми аудиторскими объединениями. В настоящее время в России стандартизирована также и деятельность по оказанию услуг, сопутствующих непосредственно аудиту (анализ финансово – хозяйственной деятельности, постановка бухгалтерского учета и другие).
Можно с уверенностью сказать, что в становлении и развитии России аудиторского финансового контроля нашел отражение опыт развитых зарубежных стран, где такая форма контроля широко распространена. Это такие страны как Австрия, Испания, Франция, ФНРГ, а также США и Великобритания. Итак, аудиторская деятельность очень важна при развитии (в области рынка) нашей страны. Благодаря аудиту предупреждается и снижается риск хозяйственной деятельности, так как аудиторский финансовый контроль способствует осуществлению всех хозяйственных операций при соблюдении требований законодательства и обеспечивает рациональное использование ресурсов. Следовательно, аудит, осуществляемый в качестве одного из видов предпринимательской деятельности, становится все более необходимым механизмом для решения насущных проблем привлечения инвестиций, укрепления финансовой дисциплины и подъема экономики страны.
Список литературы
ФЗ «Об аудиторской деятельности» от 7 августа 2001 г., с изм. и доп. от 30 декабря 2004г.
Федеральный закон "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг" от 5 марта 1999 г. N 46
Закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 8 августа 2001 года
Налоговый Кодекс РФ от 17 июля 1998г.
Уголовный кодекс РФ
Комментарий к ФЗ «Об аудиторской деятельности»/Под ред. Скобарева В.Ю. и др.
Качановский Д.Е.: Финансово – правовое регулирование внутреннего аудита в хозяйствующих субъектах. :Автореферат…М., 2004г.
Синельникова Н.А.: Государственное регулирование аудиторской деятельности: Автореф… Саратов, 2004г.
Зевайкина А.Н.: Аудиторский финансовый контроль в РФ : Автореф…М., 2005г.
.: Аудит: Учебник/ Под. ред. В.И. Подольского.-М, 2004г
Бурцев В.В. Организация системы государственного финансового контроля в РФ/ Теория и практика, М., 2002г.
Финансовое право: Учебник/Под. ред. Н.И. Химичевой. М., 2003г.
1 См.: Качановский Д.Е.Финансово – правовое регулирование внутреннего аудита в хозяйствующих субъектах. :Автореферат…М., 2004г. С.1
2 См.: Финансовое право : Учебник/Под. ред. Н.И. Химичевой. М., 2003г., С.149
1 СМ.: Синельникова Н.А.Государственное регулирование аудиторской деятельности: Автореф… Саратов, 2004г. С.3
2 См.: Качановский Д.Е.Финансово – правовое регулирование внутреннего аудита в хозяйствующих субъектах. :Автореферат…М., 2004г. С.3
1 См.: Зевайкина А.Н. Аудиторский финансовый контроль в РФ : Автореф…М., 2005г. С.11
1 СМ.: Синельникова Н.А.Государственное регулирование аудиторской деятельности: Автореф… Саратов, 2004г. С.8
2 См.: Бурцев В.В. Организация системы государственного финансового контроля в РФ/ Теория и практика, М., 2002г. С.403
3 ФЗ «Об аудиторской деятельности» от 7 августа 2001 г., с изм. и доп. от 30 декабря 2004г.
1 См.: Качановский Д.Е.Финансово – правовое регулирование внутреннего аудита в хозяйствующих субъектах. : Автореферат…М., 2004г. С.13
1 См.: Качановский Д.Е.Финансово – правовое регулирование внутреннего аудита в хозяйствующих субъектах: Автореферат…М., 2004г. С.17
2 Финансовое право: Учебник/ Под. ред. Н.И. Химичевой, М., 2003г.
1 СМ.: Аудит Учебник/ Под. ред. В.И. Подольского.-М, 2004г.
2 ФЗ «Об аудиторской деятельности» от 7 августа 2001 г., с изм. и доп. от 30 декабря 2004г.
1 ФЗ «Об аудиторской деятельности» от 7 августа 2001 г., с изм. и доп. от 30 декабря 2004г.
1 СМ.: Синельникова Н.А.Государственное регулирование аудиторской деятельности: Автореф… Саратов, 2004г. С.11
1 СМ.: Аудит Учебник/ Под. ред. В.И. Подольского.-М, 2004г.
2 СМ.: Синельникова Н.А.Государственное регулирование аудиторской деятельности: Автореф… Саратов, 2004г. С.11
1 См.: Бурцев В.В. Организация системы государственного финансового контроля в РФ/ Теория и практика, М., 2002г. С.405
2 СМ.: Аудит Учебник/ Под. ред. В.И. Подольского.-М, 2004г.
1 См.: Комментарий к ФЗ «Об аудиторской деятельности»/Под ред. Скобарева В.Ю. и др.
2 ФЗ «Об аудиторской деятельности» от 7 августа 2001 г., с изм. и доп. от 30 декабря 2004г.
1 См.: Комментарий к ФЗ «Об аудиторской деятельности»/Под ред. Скобарева В.Ю. и др.
2 Налоговый Кодекс РФ от 17 июля 1998г.
1 СМ.: Аудит Учебник/ Под. ред. В.И. Подольского.-М, 2004г.
2 ФЗ «Об аудиторской деятельности» от 7 августа 2001 г., с изм. и доп. от 30 декабря 2004г.
1 См.: Комментарий к ФЗ «Об аудиторской деятельности»/Под ред. Скобарева В.Ю. и др.
1 Закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 8 августа 2001 года
2 ФЗ «Об аудиторской деятельности» от 7 августа 2001 г., с изм. и доп. от 30 декабря 2004г.
1 СМ.: Аудит Учебник/ Под. ред. В.И. Подольского.-М, 2004г.
1 СМ.: Аудит Учебник/ Под. ред. В.И. Подольского.-М, 2004г.
2 ФЗ «Об аудиторской деятельности» от 7 августа 2001 г., с изм. и доп. от 30 декабря 2004г.
3 Уголовный кодекс РФ, ст. 202
1 Федеральный закон "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг" от 5 марта 1999 г. N 46
1 См.: Комментарий к ФЗ «Об аудиторской деятельности»/Под ред. Скобарева В.Ю. и др.