Роль и место Беларуси в процессах общественно-исторического развития
СОДЕРЖАНИЕ
1. Роль и место Беларуси в процессах общественно-исторического развития
1.1 Беларусь в восточнославянском мире (V – первая половина XIII в.)
1.2 Беларусь в Великом княжестве Литовском (вторая половина XIII – первая половина XVI в.)
1.3 Белорусские земли в составе Речи Посполитой (вторая половина XVI – XVIII в.)
Список использованных источников
1. Роль и место Беларуси в процессах общественно-исторического развития
Белорусский народ имеет богатейшую многовековую историю. Ее составляет огромная работа народа по развитию хозяйства и созданию материальных ценностей, а также героические страницы борьбы против иноземных захватчиков, выдающиеся достижения в области науки и культуры. Ценности, накопленные белорусским народом, – то богатство, которое передается из поколения в поколение, являются необходимым условием прогрессивного развития нашего общества. Нельзя идти вперед, не учитывая и не используя предыдущего опыта.
Беларусь является частью Европы, поэтому белорусский народ двигался по своему историческому пути одновременно с европейцами. Крупнейшие народы Европы – русский, белорусский, украинский, польский, чешский, болгарский, сербский и др. – принадлежат к славянской языковой группе, которая в свою очередь входит в индоевропейскую языковую семью. Кроме славянских языков индоевропейская семья включает германскую (немцы, голландцы, скандинавы, англичане и др.), романскую (итальянцы, французы, испанцы и др.), иранскую (иранцы, таджики, осетины, афганцы), индийскую (народы Индии и Пакистана) языковые группы, а также языки армян, греков и некоторых Других народов мира.
Много тысячелетий назад предки всех этих современных народов составляли единую общность, говорили на одном языке, имели схожие быт, общественное устройство, религиозные представления и т. д. Эта древняя общность называется индоевропейцами. С течением времени индоевропейцы расселились на огромной территории от Восточной Европы до Индии (откуда и название). На новых местах проживания они приспосабливались к местным условиям, смешивались с местным населением.
Примерно 3–2 тысячелетия назад от единой индоевропейской общности обособились предки славян, которых условно называют праславянами. Местом их проживания в то время была территория между Эльбой, Вислой и Нёманом. С увеличением численности населения, а также в результате давления со стороны соседей праславяне начали расселяться на новых территориях. Они заселили почти всю Центральную и Восточную Европу. На севере славяне дошли до Балтийского моря, на западе – до реки Эльбы, на юге – до Греции, на востоке – до верховьев рек Волги, Оки, Дона.
В VIII–IX вв. сформировались союзы племен восточных славян, занимавшие территорию Восточной Европы. Вдоль среднего течения Днепра жили поляне, на север от них – древляне, на северо-восток – северяне, на запад – волыняне (бужане), а на юго-западе, возле Черного моря и Дуная, находились уличи и тиверцы. В лесной зоне (Полесье) расселились дреговичи, радимичи (по реке Сож), вятичи (по реке Ока). Вдоль Западной Двины, у истоков Волги и Днепра жили кривичи, которые продвинулись также на север и восток. Самым северным союзом славянских племен были ильменские словене, поселившиеся возле озера Ильмень и реки Волхов.
Соседями восточных славян стали западные славяне (поляки, словаки, чехи и др.) и часть южных славян (болгары). В Прибалтике жили предки литовцев и латышей (древние балты), а также предки современных эстонцев.
В процессе смешения различных славянских групп с местным населением возникли и закрепились новые, свойственные только им признаки: восточнославянский тип речи, единая культура, общее этническое самосознание.
Освоение новой территории, развитие хозяйства ускорили процесс разрушения родоплеменного строя. Именно в этих условиях у восточных славян, как и у западных и южных, впервые сформировалась государственность. Политическим центром первого государственного образования восточных славян суждено было стать в IX в. Киеву. Можно полагать, что именно в этот периоду восточных славян появляется и общее самоназвание «русь», «русские».
История Беларуси в контексте регионального развития. По мнению белорусского историка Я.И. Трещенка, общий подход к изучению любой региональной истории, в том числе и белорусской, определяется ее цивилизационной принадлежностью. Человечество есть и будет, несмотря на глобализацию в области научно-технического прогресса, системой цивилизаций, а любая цивилизация проходит в своем развитии определенные социально-экономические формации. В свою очередь история каждого народа связана с историей других народов.
Белорусский народ как часть всего восточного славянства связан с русским и украинским народами общим происхождением, близостью исторического и культурного развития. Вместе с тем каждый народ – неповторимое явление в этой славянской общности, а взаимодействие разных народов взаимообогащает их.
В богатой истории Древней Руси белорусские земли выделяются своей яркой самобытностью. Автор «Слова о полку Игореве», горячий приверженец Всеслава Полоцкого, много рассказывает о Полоцкой земле и ее властителях, идеализируя их поступки. Всех современных ему русских князей он делит на «Ярославлих внуков» (потомков Ярослава Мудрого) и «Всеславлих внуков» (потомков Всеслава Полоцкого). Династически полоцкие князья составляли отдельную ветвь Рюриковичей. У Полоцкой земли были все условия для обретения независимости от Киева. В этом она уподоблялась Великому Новгороду. В Полоцке, сильном торговом центре, как и в Новгороде, очень влиятельным было местное боярство, существовало вече, собирались «братчины», которые противостояли князьям. Полоцк сам выбирал себе князей. Раньше других земель Руси Полоцкая земля окончательно обособилась от власти Киева.
Длительным и самобытным периодом в истории Беларуси является время вхождения белорусских земель в состав Великого княжества Литовского (середина XIII – вторая половина XVI в.) – одного из наиболее значительных государств Европы того времени. Земли Беларуси и Литвы стали основным ядром этого огромного и сильного государства. Со второй половины
XVI в. и до конца XVIII в. белорусские земли входили в состав нового государственного образования – Речи Посполитой.
Геополитическое положение белорусских земель характеризовалось их расположением на границе двух подсистем европейской христианской цивилизации и культуры: западно-христианской (римско-католической) и восточно-христианской (византийско-православной). В древнюю и средневековую эпохи конфессиональный фактор был решающим во всей системе социальных отношений. Характер государства определялся вероисповеданием суверена и верхушки общества, на которую он опирался и из которой формировался весь аппарат управления, а не вероисповеданием большинства населения, лишенного властных функций.
Первоначально белорусские земли, входившие в состав Древнерусского государства, принадлежали к восточнославянской (православной) подсистеме европейской христианской цивилизации. Однако со времени подписания Кревской унии (1385) языческо-православное Великое княжество Литовское, в состав которого входили и белорусские земли, стало католическим государством. Католическое духовенство, пришедшее в Великое княжество Литовское из Польши, а также феодалы-католики заняли привилегированное положение. Все некатолики стали неполноправными. С католицизмом пришли на белорусские земли польский язык и культура. Западнорусские феодалы Литвы, стремясь сохранить свои привилегии, отказались от веры, языка и культуры своего народа и постепенно перешли в единую шляхетскую польскую нацию. Белорусский народ лишился своей элиты. Он оказался в положении «крестьянской нации», единственным объединяющим фактором для которой оставалась православная церковь. Этническая принадлежность отождествлялась с конфессиональной: католик – значит, поляк, православный – русский.
Под знаком раскола общества на православных и католиков проходила вся последующая история белорусских земель. Под этим же знаком формировалась и белорусская историография с двумя непримиримыми позициями. Одна из них – католическая, носителями которой являлись католическая шляхта и католическое духовенство, вторая – православная, носителями которой были православные горожане и духовенство при стихийной поддержке православного крестьянства.
В целом путь белорусского народа через стадии древней и средневековой истории, истории нового и новейшего времени отражает всеобщие исторические закономерности. В 1991 г. начала создаваться суверенная Республика Беларусь, а в ее недрах – общество социальной справедливости. Осознание же исторического прошлого помогает избегать ошибок сейчас и в будущем.
Особенности формирования и развития белорусского народа. Каждый народ имеет свою культуру. Нельзя смешивать научно-техническую культуру, интернациональную по своей сущности, и национальную культуру народа. Только в лоне национальной культуры может существовать народ. Без этой основы наступает духовная смерть народа, происходит процесс его превращения в этнографический материал для другой цивилизации.
На базе каких этнокультурных традиций формировались язык и культура белорусского этноса?
Вхождение западных земель Руси в состав Великого княжества Литовского совпадает с началом процесса формирования белорусской этнической общности. Именно в это время предки белорусов стали осознавать себя как отдельный народ со своим историческим прошлым, обычаями, хозяйственным и жизненным устройством. Но есть основания полагать, что некоторые свойственные белорусскому этносу признаки начали вызревать еще в недрах Древнерусского государства. Основой культурного развития восточных славян было восточно-христианское вероисповедание, с принятием которого начали распространяться письменность, храмовое зодчество, иконопись и т. д. Этническая территория белорусов находилась там, где до расселения славян проживали балтские племена. Определенное влияние языческой балтской культуры содействовало появлению и закреплению некоторых черт, характерных только для белорусов.
На протяжении XIV–XVI вв. в условиях сильной верховной власти и единого законодательства в ВКЛ формировались и закреплялись отличительные черты хозяйственной деятельности местного славянского населения. Складывалась единообразная бытовая культура, общие черты наблюдались в обрядах, обычаях, народном художественном творчестве. Оживление экономической деятельности способствовало появлению сильного городского сословия с его характерным бытом. Существенно изменялся язык местных жителей – он приобретал черты, присущие новому этносу, а затем закрепился в качестве языка государственной документации, законодательства и судопроизводства, что способствовало его лексическому обогащению. Под воздействием польского культурного фактора в лексику литературного языка проникало много слов из польского языка и средневековой латыни. Но местные народные говоры сохранили много древнерусских черт.
После Кревской унии в формирование белорусской этнической общности активно включился и католический польский фактор. На западнорусских и южнорусских землях начала укореняться культурная традиция, воспринимавшаяся местным населением как чуждая.
На перекрестке трех упомянутых этнокультурных традиций – восточнославянской, балтской и польской – формировалось и этническое самосознание белорусов. Значительная часть населения бывших западнорусских земель не отделяла себя по этническим признакам от жителей других регионов бывшей Руси. До конца XVIII в. белорусы пользовались преимущественно самоназванием «русские» или «русины», чувствуя себя наследниками общей восточнославянской культуры. Долгое время этническая принадлежность отождествлялась с религиозной: «русский» означало православный в отличие от «поляка» – католика. И только в конце XIX – начале XX в. термин «Белая Русь» распространился на всю белорусскую этническую территорию, а за жителями закрепилось название «белорусы».
1.1 Беларусь в восточнославянском мире (V–первая половина XIII в.)
Раннефеодальная государственность восточных славян на территории Беларуси. В VIII–IX вв. в результате славяно-балтского взаимодействия на территории современной Беларуси возникло три территориальные культурно-этнические общности: дреговичи, кривичи и радимичи. Дреговичи занимали большую часть Южной и значительную часть Средней Беларуси (между Припятью и Западной Двиной). Радимичи заселяли земли между Днепром и Дисной (основной ареал их расселения – бассейн реки Сож). Кривичи жили на севере Беларуси и в соседних районах Подвинья и Поднепровья (в верховьях рек Западной Двины, Днепра и Ловати). Кривичи, дреговичи и радимичи представляли собой союзы племен.
Еще до середины IX в. на территории, заселенной древнеславянскими племенами, начали формироваться племенные княжения – промежуточная стадия между союзом племен и государством. У каждого княжения была своя территория, складывающаяся из земель бывших родовых общин, свой князь с дружиной, система налогообложения и права. Власть князя была уже наследственной. Князья вместе с дружинами защищали территории княжения от внешних врагов, осуществляли военные походы в соседние земли, вершили суд над своими подданными.
Развитие земледелия и скотоводства, городов, ремесла и торговли, а также необходимость объединения для обороны славянских земель от набегов воинственных соседей привели к созданию могущественного государства, которое получило название «Киевская Русь».
Место белорусских земель в процессе становления Киевской Руси. Образование Киевской Руси было подготовлено всем предыдущим ходом социально-исторического развития восточных славянских земель. В середине IX в. племенные княжения начали объединяться в союзы. Словене и кривичи вместе с финским племенем чудь создали северный союз княжений. В Среднем Поднепровье на основе княжения полян сформировался южный союз. В середине IX в. в Восточной Европе появились варяги – выходцы из Северной Европы и Скандинавии, участники торгово-грабительских и завоевательных походов в Европе, где их называли по-разному: викингами, норманнами и др. Появление варягов не имело решающего значения для возникновения Киевской Руси, но ускорило образование этого государства. Летописная история Древнерусского государства начинается с 862 г., когда северный союз княжений пригласил править в Новгороде варяга Рюрика. Его преемник варяжский князь Олег овладел в 882 г. Киевом и, убив местных князей Аскольда и Дира, распространил власть на многие восточнославянские и некоторые неславянские племена. Так начало формироваться Древнерусское государство – Киевская Русь.
Киевская Русь состояла из различных территориальных единиц, называвшихся волостями, землями, княжествами. Во главе ее стоял великий князь киевский. В состав государства входили отдельные земли во главе с племенными князьями, находившимися в вассальной зависимости от киевского князя. Они должны были появляться со своими дружинами по требованию киевского князя для осуществления военных походов. Подчиненное племенным князьям население платило дань киевскому князю. В то же время племенные князья имели почти неограниченную власть в своих землях.
Великий князь киевский управлял Древнерусским государством при помощи военной дружины. Определенную роль в решении важных вопросов играл княжеский совет из бояр (высший слой феодального общества) и старших дружинников. В городах существовало вече – народное собрание.
Киевская Русь не была единым и централизованным государственным образованием. На протяжении всего времени ее существования шла борьба двух тенденций: усиления власти киевского князя и стремления к сепаратизму отдельных территорий. Довольно сильная военная организация позволяла Киевской Руси защищаться от угрозы со стороны соседних государств и набегов воинственных кочевников, осуществлять завоевательные походы в соседние богатые страны и держать определенное время в подчинении местных князей и бояр, склонных к сепаратизму. Экономические и этнические связи в этом государстве вряд ли можно считать прочными.
В период Киевской Руси на территории Беларуси самыми значительными княжествами были Полоцкое и Туровское, входившие в состав Древнерусского государства. Полоцкое княжество образовалось в среднем течении Западной Двины в 960-е гг. Оно занимало всю Северную Беларусь и граничило на севере с Новгородской землей, на востоке – со Смоленской, на юге – с Туровской, на западе и северо-западе – с землями литовских племен. Полоцкое княжество занимало более трети территории современной Беларуси. В Полоцке существовала княжеская династия, права которой сохранялись на протяжении многих поколений.
Среди полоцких князей наибольшую известность получили князья Брячислав и Всеслав, управлявшие Полоцким княжеством в XI в. В это время расширилась территория княжества, возросло его политическое значение. Полоцкие князья старались проводить независимую от Киева политику.
Власть князя в Полоцке сосуществовала с властью веча, роль которого особенно усилилась с конца 1120-х гг. Вече приглашало князя на княжение, издавало законы, выбирало посадников, тысяцких и других представителей местного управления, одобряло объявление войны или мира. Власть веча распространялась не только на город, но и на всю волость, разбросанные по всему княжеству поселения. В Полоцком княжестве вече просуществовало до XV в. (1498), когда городу было дано магдебургское право.
Князья занимались военным делом, ходили в походы со своей дружиной в другие земли. Кроме того, князь решал административные вопросы, вершил суд, охранял торговые пути и караваны в своем княжестве. После введения христианства и образования в 992 г. Полоцкой епархии высокое общественное положение в Полоцке занимал епископ. От имени князя и епископа писались договоры, которые заключало полоцкое вече, и кдокументам привешивались их печати.
В начале XII в. Полоцкое княжество вступило в период политической раздробленности и распалось на несколько удельных княжеств: Полоцкое, Минское, Витебское, Друцкое, Изяславское, Логойское и др.
Вторым крупным княжеством на территории Беларуси было Туровское, образовавшееся в конце X в. Его территория в основном соответствовала местам расселения дреговичей на юге Беларуси в бассейне Припяти. Политическим центром княжества стал Туров, крупным городом являлся также Пинск. Возникновению и развитию Турова и Пинска содействовало их выгодное расположение на водном Припятско-Бугском торговом пути из Киева и других русских земель в Западную Европу. Туровское княжество временами было независимым, а временами принадлежало Киеву в качестве части великокняжеских владений. В 1150-е гг. Туров вышел из подчинения Киеву, и в нем установилась самостоятельная княжеская династия. Во второй половине XII – начале XIII в. на территории Туровского княжества образовался ряд мелких феодальных княжеств: Туровское, Пинское, Слуцкое, Клецкое, Дубровицкое (на территории .современной Северной Украины).
Таким образом, Полоцкое и Туровское княжества можно считать первыми государственными образованиями на территории Беларуси.
В дальнейшем развитие феодальных отношений, возникновение сильных местных центров, сепаратизм местных феодалов привели к ослаблению Киевской Руси.
В начале XII в. Древнерусское государство распалось на отдельные княжества. В этот период Киевская Русь уже не представляла собой единого политического целого и состояла из ряда отдельных земель. Территория Беларуси входила в состав Полоцкого, Туровского, Пинского, Новгородского и частично Смоленского, Черниговского, Киевского и Владимиро-Волынского княжеств. В начале XIII в. процесс политического дробления пошел еще быстрее. Княжества начали распадаться на уделы. XII–XIII вв. прошли в непрерывных междоусобных войнах.
Духовные ценности восточнославянского мира и Беларусь. Необходимо подчеркнуть, что, несмотря на существование в разных частях Древнерусского государства особых культурных и политических традиций, Киевская Русь сыграла важную роль в собирании всех восточнославянских земель. В результате объединения различных общностей (кривичей, дреговичей, радимичей, полян, древлян, вятичей и др.) сформировалась новая восточнославянская этническая общность – древнерусская (восточнославянская) народность. В X в. закрепилось общее название этой территории – Русь, Русская земля. Киевские князья назывались русскими князьями.
Большое значение для объединения восточных славян в Киевской Руси имело введение в 988 г. христианства, ставшего единой духовной и культурной основой Древнерусского государства.
В Киевской Руси было закреплено единство языка и культуры населения всего государства, доминировали общерусские черты, обеспечивавшие культурную монолитность восточнославянского «русского мира» на территории от Карпат до Белого моря. Не последнюю роль в этом сыграли общие славянские корни всех общностей, составляющих древнерусскую народность. Славянский характер этноса был закреплен в самоназваниях «русь», «русы», «русские». Поэтому древнерусскую народность надо считать важнейшим этапом в формировании трех братских народов: белорусского, русского и украинского.
Таким образом, уже в период Киевской Руси была сформулирована идея общерусского единства. Не подлежит сомнению и то, что идея белорусской государственности происходит из древнерусской государственности и имеет общерусские корни.
1.2 Беларусь в Великом княжестве Литовском (вторая половина XIII – первая половина XVI в.)
Создание Великого княжества Литовского. Многоэтнический состав населения княжества. В XIII–XIV вв. определились два центра консолидации восточных славян. Один из них был связан с древнерусскими городами Новогрудком и Вильной, вокруг которых объединялись западнорусские и литовские земли, и формировалось могущественное государство – Великое княжество Литовское. Второй центр – Москва, консолидирующая восточнорусские земли. Вокруг нее сформировалось также большое и могущественное Московское государство. Возникает вопрос: почему западнорусские и литовские земли в середине XIII в. стали объединяться и создавать единое государство – Великое княжество Литовское?
Существует три группы причин образования ВКЛ. Первая из них – социально-экономические причины.
Интенсивное развитие феодальных отношений, закрепощение новых категорий населения – свободных общинников, усиление боярства, развитие земледелия, рост городов, расширение торговли, ремесел, возникновение территориальной специализации труда – все это возрождало объединяющую тенденцию – тенденцию к созданию единого государства, в котором после продолжительной феодальной раздробленности можно было более успешно решать социально-экономические задачи.
Вторая группа – внутриполитические причины. Дальнейшее развитие феодальных отношений неизбежно вело к обострению социальных противоречий, принимавших различные формы: от кражи феодальной собственности, уничтожения знаков, которыми феодалы обозначали захват и присвоение общинных земель, до поджога строений феодалов, убийств представителей феодальной администрации. Социальные конфликты в феодальном обществе всегда являлись одним из факторов объединяющих процессов. Хозяева земли сплотились для усиления правового регулирования и унификации феодальных отношений, чтобы принудить крестьян работать на земле феодала.
Третья группа – внешнеполитические причины. Угроза в XIII в. западнорусским (современным белорусским) землям с запада от крестоносцев (Ливонский и Тевтонский ордены), с юга и востока – от татаро-монголов (завоевание Восточной и Южной Руси) подталкивала западнорусские и литовские княжества к объединению и созданию единого государства.
Процесс образования ВКЛ был длительным и имел сложный характер. Он происходил более века – со второй четверти XIII в. по третью четверть XIV в. В одних случаях территории присоединялись при помощи военной силы, в других – на основании соглашений между русскими и литовскими князьями, в третьих – путем династических браков.
На протяжении XIII– XIV вв. в Центральной и Восточной Европе образовалось феодальное государство – Великое княжество Литовское, охватывавшее территорию современных Литвы и Беларуси, большую часть Украины и часть России (Смоленскую, Тульскую, Орловскую и часть Московской области). В период своего расцвета в XV в. ВКЛ простиралось от Балтийского до Черного моря и от границ Польши и Венгрии до Можайска, что в 100 км от Москвы.
Развитие белорусских земель в составе Великого княжества Литовского. С самого начала существования ВКЛ были заложены федералистские основы в государственном строительстве феодальной монархии (относительная автономность присоединенных земель, их самобытность и сохранение первоначального уклада жизни, полное властвование князей в своих вотчинах и т. д.). Верховная власть стремилась к централизации. Для того чтобы ослабить противодействие централизаторской политике, Витовт (1392–1430) силой оружия ликвидировал систему наследственного надельного землевладения, а институт княжения заменил институтом наместничества. После смерти владельца земли не делились между наследниками, как на Руси. Чаще на престоле оставался один из наследников в качестве великокняжеского наместника, остальные получали должности в других местах.
В конце XIV–XV в. Великое княжество Литовское решало проблему взаимоотношений с Польшей, вопрос литовско-польского союза. Кревская уния 1385 г. была не чем иным, как способом включить ВКЛ в Польскую Корону, лишить, княжество самостоятельного существования и слить его с Польшей. Более 100 лет ВКЛ находилось в состоянии персональной унии с Польшей, но оставалось при этом суверенным государством благодаря усилиям русских и литовских феодалов.
Ликвидация Витовтом областных княжений, выборность великих князей литовских на основании Кревской унии 1385 г., усиление военно-служилого сословия (шляхетства) и его противодействие неограниченной власти великого князя, принятие в 1529, 1566 и 1588 гг. Статутов Великого княжества Литовского, деятельность панов-рады и вальных сеймов – все это свидетельствовало не только об успехах в деле централизации, но и о постепенном приобретении ВКЛ статуса ограниченной монархии.
Земля – главное средство производства и основное богатство Великого княжества Литовского – в зависимости от того или иного собственника делилась на категории: государственную (господарскую), частновладельческую (княжескую и боярскую), церковную. Крестьяне, которые жили на этих землях, соответственно назывались государственными, частновладельческими и церковными. Вместе с тем крестьяне делились на категории в соответствии со своим имущественным и податным положением, а также в зависимости от степени личной свободы, которой они обладали. Это – челядь невольная, тяглые крестьяне, слуги с их главной повинностью – военной службой, «похожие» и «непохожие» крестьяне. За пользование землей крестьяне платили ренту. Основными ее видами были отработочная (панщина), денежная (оброчная) и натуральная (продуктовая).
Вся земля – и та, что находилась в пользовании отдельной семьи, или «дыма», и та, которой пользовались все жители села (леса, болота, озера, реки и т. д.), – принадлежала специфическому крестьянскому объединению, называвшемуся общиной. Крестьянская, или сельская, община являлась коллективным землепользователем. Она распределяла между крестьянами землю и панщину, контролировала выполнение ими законов и повинностей, наблюдала за их поведением, положением крестьянских хозяйств, своевременным выполнением сельскохозяйственных работ, регулировала пользование выгоном и лесом, решала споры между общинниками, иной раз помогала бедным, особенно в неурожайные (голодные) годы.
Аграрная реформа 1557 г. Жигимонта II Августа, вошедшая в историю под названием «волочная помера», повысила прибыльность княжеских фольварков, обеспечила массовое закрепощение крестьян, которые теряли право перехода от одного хозяина к другому и становились полностью крепостными. Статуты Великого княжества Литовского 1566 и 1588 гг. определили сначала 10-летний, а затем и 20-летний срок розыска беглых крестьян и возвращения их хозяевам. Это означало окончательное юридическое закрепление крепостного права на белорусских землях, которое просуществовало почти 300 лет. Осуществление волочной померы в Западной и Центральной Беларуси привело к замене общинного землепользования подворным. Общинное землепользование осталось только в Восточной Беларуси.
Росли города и поселения городского типа – местечки. Они возникали как на государственных, так и на частновладельческих землях. Около 40 % городов принадлежали феодалам. Жители этих городов несли феодальные повинности в пользу своего хозяина. Население государственных, или великокняжеских, городов считалось лично свободным. Однако в XVI в. в этих городах появились так называемые «юридики» – владения светских и духовных феодалов, которые не подчинялись власти городского самоуправления. Города являлись центрами культурной жизни, ремесел и торговли. Большую часть их населения составляли ремесленники и торговцы. Они назывались мещанами. С конца XIV в. литовские князья начали давать городам привилеи или грамоты на магдебургское право – самоуправление. Панщинная и другие повинности в пользу феодала заменялись единой денежной податью. Создавался орган административного управления городом – магистрат. Он состоял из рады и лавы (суда). Магистраты размещались в специальных зданиях – ратушах.
Формирование белорусской народности
На западнорусских землях в ВКЛ продолжался процесс образования новой этнической общности – белорусской народности. Она, как и русская и украинская, формировалась на основе древнерусской народности. Что же такое народность? Народность – это исторически сформировавшаяся общность людей (этническая общность), для которой характерны единые язык, территория, общие экономическое устройство, этническое самосознание, психический склад и культура.
Белорусская народность формировалась и существовала в XII–XIX вв. Народности как этнической общности предшествовали такие общности, как род и племя. Начало формирования народностей белорусов, русских и украинцев восходит к тем далеким временам, когда восточные славяне расселились на территории современной Беларуси, России и Украины и взаимодействовали с местными этносами, ассимилируя их.
Дальнейший процесс формирования белорусской народности продолжался в период политической раздробленности и во времена ВКЛ. В XIII–XVI вв. единые верховная власть, государственное управление, законодательство содействовали более тесным политическим, экономическим и этническим связям между княжествами, воеводствами, поветами и волостями ВКЛ. Постепенно формировались этническая территория белорусов, общие черты в хозяйственной деятельности, обрядах, обычаях, народном художественном творчестве и бытовой культуре на этой территории.
Складывался также единый старобелорусский, или древне- белорусский, язык. Для него характерны «дзеканье» и «цеканье» («дзед», «цень»), твердое произношение звука «р», «аканье» и «яканье» («бяроза»), использование приставных звуков в начале слова («возера», «iльняны», «iмгла» и т. д.). Древнебелорусский язык постепенно стал официальным языком государственных документов и законодательства. Он обогатился элементами языков русского, польского, литовского и других народов.
Определенную роль в этнической консолидации играл конфессиональный фактор. Признак веры становился своеобразным признаком народа. Понятие «православный» в то время отождествлялось с понятием «русский».
Этническое самосознание – еще одно свойство народности. Его формирование проходит более сложно и продолжительно по сравнению с другими признаками. Этническое самосознание появляется у народа тогда, когда он начинает отделять себя от других народов. В период существования ВКЛ белорусы отличали себя от поляков и литовцев, которые разговаривали на чужом языке и насаждали чужую католическую религию. Значительно позже белорусский народ начал отличать себя от русского народа. Население белорусских территорий ВКЛ долго называло себя русскими и язык свой русским. Так, русским называл себя в своих книгах великий белорусский просветитель XVI в. Франциск Скорина, и язык своих книг он тоже называл русским. Этническое самосознание белорусов сформировалось позже остальных этнических признаков.
Еще один признак народности – культура. Она формировалась под воздействием культур соседних народов: русского, польского и литовского, а также под влиянием западноевропейских культурных традиций и традиций гуманизма.
1.3 Белорусские земли в составе Речи Посполитой (вторая половина XVI – XVIII в.)
беларусь восточнославянский литовский посполитый
Ко второй половине XVI в. сложились условия для более тесного государственного объединения ВКЛ с Польшей. Первая группа причин этого объединения связана с внешнеполитическими обстоятельствами. Соперничество между Великим княжеством Литовским и Великим княжеством Московским за восточнославянские земли вылилось в первой половине XVI в. в целый ряд русско-литовских войн, в результате которых ВКЛ потеряло четверть своих территорий. С 1500 по 1569 г. в пределы Великого княжества Литовского 45 раз врывались полчища крымского хана, в том числе 10 раз опустошали территорию Беларуси. Борьба ВКЛ, Польши и Московского государства за Ливонию привела к длительной Ливонской войне (1558–1583). Чтобы более успешно противостоять внешней агрессии, польские паны предложили ВКЛ объединиться в единое государство под эгидой Польши. Вторая группа причин связана с внутриполитическим развитием ВКЛ. Средняя и мелкая шляхта, недовольная властью великого князя литовского и магнатов, считала положение польской шляхты лучшим, чем собственное, и поэтому активно выступала за объединение с Польшей, для того чтобы получить еще больше привилегий.
Можно назвать и еще одну причину возникновения нового государства. После трех браков у польского короля и великого князя литовского Жигимонта II Августа не было наследников. Поляки опасались, что после смерти Жигимонта II Августа личная уния, объединявшая два государства, окончательно прекратится. Они были заинтересованы в разводе"и новом браке. Жигимонт II Август решил развестись с третьей женой и жениться в четвертый раз. Развод и разрешение на четвертый брак можно было получить только у папы римского. В этой ситуации Жигимонт II Август начал выслуживаться перед Ватиканом, папой римским и католическим духовенством, добросовестно исполнять их приказы и предложения по усилению католицизма на территории ВКЛ и присоединению последнего к Польской Короне.
В таких условиях 10 января 1569 г. в Люблине собрался общий сейм ВКЛ и Польши с целью заключения более тесной унии между государствами. Поляки выставляли разные условия, вплоть до ликвидации белорусско-литовской государственности. Послы же ВКЛ хотели сохранить союз с Польшей, но при этом не утратить свою самостоятельность и независимость. Переговоры затягивались. В конце февраля 1569 г. послы ВКЛ покинули Люблин.
Такое поведение представителей ВКЛ вызвало возмущение со стороны польских магнатов. Под их давлением Жигимонт II Август начал осуществлять план расчленения и аннексии отдельных частей ВКЛ. 5 марта 1569 г. он объявил о присоединении к Польше Подляшья и приказал подляшским послам присягнуть Польше под угрозой лишения должностей и привилегий. 26 апреля 1569 г. была объявлена аннексия Волыни. Но волынские послы не ехали в Люблин. Тогда король пообещал лишить их поместий и угрожал изгнанием. Под страхом расправы сенаторы и послы Волыни присягнули на верность Польше. Таким же образом к Польше были присоединены Подолье и Киевщина.
В составе ВКЛ остались только Беларусь и Литва. Несмотря на противостояние представителей высшей знати ВКЛ, они также были вынуждены подписать унию. 1 июля 1569 г. согласно Люблинской унии ВКЛ и Польша соединились в единое государство – Речь Посполитую. Был выбран единый господарь – король польский и князь литовский, русский, прусский, мазовецкий, жемойтский, киевский, волынский, подляшский и лифляндский. Отменялись избрание великого князя ВКЛ и его пожизненное владение княжеством. Выбирался единый сейм, который должен был созываться в Польше. Вводились единое налоговое пространство, денежная единица, проводилась общая внешняя политика. Все жители Речи Посполитой имели право приобретать поместья и землю в собственность в любой части страны. Отменялись все постановления, законы, противоречившие унии, а также отдельный сейм ВКЛ. Высшая знать и должностные лица должны были присягать королю и Короне Польской.
Положение Великого княжества Литовского в составе Речи Посполитой. В результате жесткой борьбы за независимость и территориальную целостность на Люблинском сейме и после него руководящим кругам ВКЛ удалось сохранить часть территории бывшего государства, а также остатки государственности и автономию в пределах Речи Посполитой. Оба бывших самостоятельных государства сохранили свои прежние названия – Великое княжество Литовское и Польская Корона, а также свои законы, органы исполнительной власти, судебную и финансовую системы, местное самоуправление, вооруженные силы и до конца XVII в. свои государственные языки. Статутом Великого княжества Литовского 1588 г. чужеземцам (в том числе этническим полякам, польским магнатам) запрещалось на территории княжества покупать землю и собственность, а также занимать государственные должности. Таким образом, Речь Посполитая была федеративным государством, в котором ВКЛ и Польша имели относительную самостоятельность, ограниченную деятельностью единого польского короля и единого органа законодательной власти – сейма Речи Посполитой. Вместе с тем в конце XVII–XVIII в. усилилась тенденция к засилью польских панов и распространению польского влияния на белорусских и литовских землях.
В результате Брестской церковной унии 1596 г. была создана униатская церковь. Она подчинялась папе римскому, но обряды сначала оставались православными, позже они стали заменяться католическими. При помощи униатской церкви Ватикан и польское католическое духовенство пытались постепенно, незаметно, путем обмана, через использование белорусского языка в проповедях окатоличить православное население Беларуси.
Таким образом, униатская церковь представляла собой средство окатоличивания населения на национальной основе, а не национальную церковь как символ суверенитета государства. Белорусская шляхта перешла в католичество, а униатами стали крестьяне и городские низы, которых нередко силой и обманом присоединяли к униатской церкви.
Политические кризисы Речи Посполитой. Разделы Речи Посполитой. С начала существования Речи Посполитой в ней постепенно вызревал политический кризис? наиболее остро проявившийся во второй половине XVIII в. и приведший к распаду этого государства.
Первая причина для политического кризиса возникла в момент подписания Люблинской унии. С того времени вся история Речи Посполитой – это борьба ВКЛ за сохранение независимости. Это ослабляло и Корону Польскую, и княжество в экономическом и военном отношении, делало федеративное государство легкой добычей для соседних стран. Второй причиной политического кризиса стали шляхетские вольности («либерум вето», конфедерации, местные сеймики и др.), подрывавшие основы государственности Речи Посполитой. Они вели к усилению шляхты и ослаблению административного управления. Третьей причиной политического кризиса была религиозная и национальная политика, стремление ополячить жителей ВКЛ, перевести их из православия в католическую веру. Четвертая причина – сочетание национального и религиозного угнетения с феодальным, что вызывало крестьянские выступления и подрывало силу государства. Пятая причина – борьба между магнатами за власть в стране. Обращение разных группировок с просьбами о помощи к соседним странам, создание конфедераций, падение нравов шляхетского сословия, неспособность власти консолидировать государство, а также постоянные войны – все это ослабляло Речь Посполитую.
Во второй половине XVIII в. Речь Посполитая переживала глубокий внутриполитический кризис. В стране господствовала феодальная анархия. Всевластие магнатов привело к децентрализации власти. Положение Речи Посполитой осложнялось и тем, что ее окружали сильные централизованные государства: Австрия, Пруссия и Россия. Для них Речь Посполитая имела важное стратегическое значение в борьбе за влияние в международной политике. Большое многонациональное, но политически слабое государство оказалось перед угрозой потери своей самостоятельности.
В этих условиях главной целью было сохранение политического единства Речи Посполитой и ее государственного суверенитета. Решить эту задачу пытались сторонники просветительских идей, выступавшие против феодально-аристократической и католической реакции, отстаивавшие принципы равенства наций, неприкосновенности государственного суверенитета.
Идеология Просвещения отразилась в деятельности Эдукационной комиссии, осуществившей ряд прогрессивных для своего времени реформ в области народного просвещения. Кульминационным моментом деятельности просветителей стал Четырехлетний сейм (1788–1792) и принятая на нем Конституция 3 мая 1791 г. Однако эта последняя попытка вывести Речь Посполитую из политического кризиса и сохранить ее государственность не имела успеха. Восстание Т. Костюшко в защиту Конституции под просветительскими лозунгами свободы, целостности и независимости было обречено на поражение. Речь Посполитая исчезла с политической карты Европы.
Более двух веков история белорусского народа была связана с Речью Посполитой. Этот период имел особенное значение в первую очередь для национальной самоидентификации белорусов и их политического самоопределения. Но надо учитывать и тот бесспорный факт, что как государство Речь Посполитая была менее всего заинтересована в развитии белорусов как самостоятельного народа. Наоборот, делалось все, чтобы стереть из памяти белорусского народа его этническую принадлежность. В условиях постоянного нарастания польско-католического притеснения большинство белорусов осознавали, что для своего самосохранения как этноса, для своего дальнейшего исторического развития они должны вернуться к своим общерусским корням, к истокам своей государственности. Ярким свидетельством этому является острая религиозно-национальная борьба, развернувшаяся на белорусских и украинских землях и не прекращавшаяся до самого воссоединения их с Российским государством.
На протяжении всего периода существования Речи Посполитой в ней постепенно углублялся раздел общества по национально-культурной и социально-религиозной принадлежности. На территории Беларуси его черты имели ярко выраженный характер. В конце XVIII в. белорусские магнаты были католиками, а шляхта в большинстве своем придерживалась католичества или униатства, поэтому они ориентировались на польские национально-культурные традиции. В то же время большинство белорусского крестьянства было православным. Несмотря на численный перевес униатских приходов над православными, процесс замены православного вероисповедания католическим в среде белорусских крестьян-униатов был еще далеко не завершен. Это повлияло и на политико-идеологическое размежевание в белорусском обществе.
Сторонники католического костела и верхушка униатской церкви стремились к сохранению самостоятельности Речи Посполитой, а после ее разделов – к восстановлению этого государства в прежних границах. В свою очередь православное население Беларуси, в том числе и большинство крестьян-униатов, тянулось к России, которая не только традиционно считалась главной защитницей православной веры, но и этнически и исторически была белорусам ближе Польши. Существование этих двух тенденций и борьба между ними стали главной особенностью исторического развития Беларуси на долгое время.
Список использованных источников
1. Храналогія гісторыі Беларусі / Склад. В.В. Гетад, M.I. Калінскі. 3 - е выд. – Мн., 1992.
2. История Беларуси в документах и материалах. – Минск: Амалфея, 2000. – 672 с.
3. Юхо Я.А. Кароткі нарыс гісторыі дзяржавы і права Беларусі. Мн., 1992.
4. Новиков Е.К. История Беларуси: учеб. пособие / Е.К. Новиков [и др.] – Минск: Изд. Центр БГУ, 2009. – 239 с.
5. Хрестоматия по истории Белоруссии с древнейших времен до 1917 г. / Сост. А.П. Игнатенко, В.Н. Сидорцов. – Мн.: Университетское, 1977. – 472 с.