Статистические методы оценки хозяйственных рисков предприятий
Введение
Цель: ознакомление с понятием хозяйственного риска, видами рисков, методами оценки рисков.
После изучения вы сможете: различать риски по видам; ознакомитесь с способами снижения рисков.
Содержание темы: понятие «риск», виды производственных рисков; статистические методы оценки рисков (изучение статистики потерь и прибылей). Измерение риска с помощью средней величины и показателей вариации.
1. Виды рисков
В условиях рыночных отношений, при наличии конкуренции и возникновении непредсказуемых ситуаций, коммерческая деятельность невозможна без рисков.
Риск - это опасность наступления непредсказуемых и нежелательных для предприятия последствий его действий. Иными словами, риском можно назвать вероятность того, что предприятие понесет убытки или потери, если намеченное управленческое решение не реализуется.
Существование риска и неизбежные в ходе развития изменения его уровня выступают постоянным фактором предпринимательской деятельности в экономике. Фактор риска заставляет предпринимателей экономить финансовые и материальные ресурсы, уделять особое внимание расчету эффективности новых проектов, коммерческих сделок и т.д.
Предпринимательский риск можно подразделить на производственный, финансовый и риск инвестирования.
Производственный риск представляет собой вероятность невыполнения контрагентом предприятия торговли своих обязательств по контракту или договору, риски в реализации товаров и услуг, ошибки в ценовой политике, риск банкротства.
В производственной деятельности предприятия торговли можно выделить следующие виды риска:
риск недополучения товаров вследствие срыва заключенных договоров на поставку;
риск невозврата денежных средств, перечисленных поставщику в виде предоплаты;
риск отказа покупателя от полученной и оплаченной продукции или риск возврата продукции;
риск недопоставки новых видов товаров, пользующихся повышенным спросом из-за отсутствия новых технологий и материалов у поставщиков;
риск срыва заключенных соглашений о предоставлении займов, инвестиций или кредитов;
ценовой риск, связанный с определением цены на реализуемую торговым предприятием продукцию и услуги, а также топливо, энергию, рабочую силу и денежный капитал в виде процентных ставок по кредитам;
риск банкротства как контрагентов, так и самого предприятия торговли.
Финансовый риск представляет собой вероятность наступления ущерба в результате проведения каких-либо операций в финансово-кредитной и биржевой сферах, с ценными бумагами. Такой риск вытекает из природы самих финансовых операций и включает:
кредитный риск;
процентный риск;
валютный риск;
риск упущенной финансовой выгоды.
Кредитный риск связан с неуплатой заемщиком основного долга и процентов, начисленных на объем выданной ссуды.
Процентным риском является опасность потерь коммерческими предприятиями денежных средств в связи с повышением процентных ставок, выплачиваемых ими по привлеченным средствам.
Валютный риск отражает опасность валютных потерь, связанных с изменением курса одной иностранной валюты по отношению к национальной валюте, при проведении внешнеэкономических, кредитных и других валютных операций.
Риск упущенной финансовой выгоды определяется вероятностью финансового ущерба, который может возникнуть в результате неосуществления какого-либо мероприятия или приостановления хозяйственной деятельности предприятия торговли.
В инвестиционной деятельности предприятия торговли можно выделить риск инвестирования и риск новаторства.
Риск инвестирования в ценные бумаги, или «портфельный риск», характеризует степень риска снижения доходности конкретных ценных бумаг и сформированного портфеля ценных бумаг.
Риск новаторства связан с техническими нововведениями, экономической или организационной деятельностью производства.
Риски торговой деятельности образуются под влиянием объективных (внешних) и субъективных (внутренних) факторов.
Наиболее важными внешними факторами являются: инфляция, изменения банковских процентных ставок и условий кредитования, налоговых ставок и таможенных пошлин, в отношениях собственности и аренды, трудовом законодательстве и др. Инфляция ведет к значительному и неравномерному росту цен как на товары, материалы, топливо, энергоносители, так и на транспортные услуги и т.п.
Внутренние факторы связаны с ошибками и упущениями руководства и персонала, с их готовностью к выбору рисковой стратегии в деятельности предприятия.
2. Статистические методы оценки риска
Известны два вида анализа рисков: качественный и количественный. Качественный анализ дает возможность определить факторы и потенциальные области риска, выявить его виды.
Количественный анализ предполагает количественную оценку рисков, позволяющую провести их сравнение.
Наиболее распространенными методами при количественном анализе риска являются:
статистический метод;
аналитические методы;
метод экспертных оценок;
метод аналогий;
метод оценки финансовой устойчивости и платежеспособности;
метод целесообразности затрат.
Статистический метод заключается в изучении статистики потерь и прибылей, которые были на данном или аналогичном предприятии торговли, с целью определения вероятности события и установления величины риска.
Вероятность означает возможность получения определенного результата. Например, вероятность успешного продвижения нового товара на рынке товаров и услуг в течение одного года может составить 3/5, а обратная вероятность - 2/5.
Величина, или степень, риска измеряется с помощью таких показателей, как среднее ожидаемое значение и колеблемость возможного результата.
Средняя величина представляет собой обобщенную количественную характеристику, и по ее значению достаточно трудно принять решение в пользу какого-либо варианта вложения капитала. С этой целью измеряется Колеблемость, или размах, полученного результата. Колеблемость - это степень отклонения ожидаемого значения результата от его средней величины. Для определения колеблемости вычисляют такие статистические величины, как дисперсия и среднее квадратическое отклонение.
Дисперсия (σ2) представляет собой среднее взвешенное из квадратов отклонений действительных результатов от средних ожидаемых и рассчитывается по формуле
где х - ожидаемое значение для каждого случая наблюдения;
— среднее ожидаемое значение;
f- частота случаев или число наблюдений.
Дисперсия и среднее квадратическое отклонение являются мерами абсолютной колеблемости. Они измеряются в тех же единицах, что и варьирующий признак. Для анализа степени отклонения часто используется коэффициент вариации.
Коэффициент вариации (V) выражается как отношение среднего квадратического отклонения к среднему ожидаемому значению. Он показывает степень отклонения полученных значений и вычисляется по формуле
где σ - среднее квадратическое отклонение;
- среднее ожидаемое значение.
Коэффициент вариации позволяет сравнивать колеблемость признаков, имеющих разные единицы измерения. Причем чем выше коэффициент вариации, тем сильнее колеблемость признака.
Аналитические методы применяются в том случае, когда имеющаяся информация ограниченна и требуется провести количественный анализ риска. К аналитическим методам относятся стандартные функции распределения вероятностей, например нормальное распределение, или распределение Гаусса, показательное (экспоненциальное) распределение вероятностей, которое широко используется в расчетах надежности, а также распределение Пуассона, которое часто применяется в теории массового обслуживания.
Вероятностная оценка риска достаточно разработана математически, однако опираться только на математические расчеты в коммерческой деятельности не всегда достаточно, поскольку точность расчетов во многом зависит от исходной информации.
Поэтому целесообразно использовать метод экспертных оценок, который основан на обобщении мнений специалистов-экспертов о величине вероятности риска. Интуитивные характеристики, подкрепленные знаниями и опытом эксперта, дают достаточно точные оценки. Экспертные методы позволяют быстро и без больших временных и трудовых затрат получить информацию, необходимую для принятия управленческого решения.
При анализе рисков, связанных с новым проектом, обычно используют метод аналогий. В данном случае проект рассматривается как «живой» организм, проходящий в своем развитии следующие этапы:
разработка;
выведение на рынок;
рост;
зрелость;
упадок.
Таким образом, изучая жизненный цикл проекта, можно получить информацию о каждом этапе проекта, выделить причины нежелательных последствий, оценить степень риска. Однако на практике достаточно трудно пользоваться данным методом, поскольку бывает невозможно собрать необходимый объем нужной информации.
Метод оценки финансовой устойчивости и платежеспособности предприятия торговли предусматривает исчисление ряда коэффициентов, к которым относятся: коэффициенты текущей ликвидности; обеспеченности собственными средствами; восстановления (утраты) платежеспособности и т.д.
Различные методы финансового анализа позволяют выявить* «узкие» места в финансовой деятельности предприятия торговли, охарактеризовать его ликвидность, финансовую устойчивость, рентабельность, отдачу активов и рыночную активность. Данные методы позволяют оценить вероятность наступления неплатежеспособности или банкротства предприятия.
Метод целесообразности затрат позволяет определить критический объем продаж, т.е. нижний предельный размер объема товарооборота, при котором прибыль равна нулю. Хозяйственная деятельность предприятия торговли, объем товарооборота которого меньше критического, приносит только убытки.
Критический объем товарооборота необходимо оценивать при освоении рынка новой продукции и сокращении товарных запасов в связи с падением спроса, сокращением поставок потребляемых товаров, заменой продукции на новую и др.
С целью проведения соответствующих расчетов все затраты (издержки обращения) на реализацию продукции подразделяют на переменные и постоянные. К переменным издержкам обращения относятся товары, торговый инвентарь, заработная плата, расходы на транспорт и т.п. Постоянные издержки обращения включают амортизационные отчисления, управленческие расходы, арендную плату, проценты за кредит и т.п.
Критический объем товарооборота (Qkp) можно представить следующей формулой:
риск метод статистический дисперсия
где Ис - постоянные издержки обращения; Ип - переменные издержки обращения; pi - цена единицы товара.
Чем больше разность между фактическим объемом товарооборота и критическим, тем выше финансовая устойчивость торгового предприятия.
Любое изменение объема продаж оказывает значительное влияние на прибыль. Такая зависимость называется эффектом производственного, или операционного, левереджа. Производственный левередж характеризует степень влияния постоянных издержек обращения на прибыль или убытки при изменении объема товарооборота.
Производственный левередж (Лпр) может быть представлен в виде следующей формулы:
где В - выручка от реализации товаров и услуг;
П - балансовая прибыль от реализации товаров и услуг, т.е. прибыль до выплаты налога на прибыль, процентов по кредитам и дивидендам.
Из данного соотношения следует, что чем больше удельный вес постоянных издержек обращения в общей сумме издержек при некотором объеме товарооборота, тем выше производственный левередж, а следовательно, и предпринимательский риск. Работать с высоким производственным левереджем могут только те предприятия, которые в состоянии обеспечить большие объемы товарооборота и имеют устойчивый спрос на рынке товаров и услуг.
3. Способы снижения рисков
Поскольку деятельность торгового предприятия, так или иначе связана с различного рода рисками, основной задачей предприятия является снижение степени риска.
Практика международных экономических отношений выработала следующие подходы к защите от рисков:
односторонние действия одного из партнеров;
взаимную договоренность участников сделки;
•операции страховых компаний, банковские и правительственные гарантии.
Выбор конкретного подхода осуществляется, исходя из анализа рыночной ситуации и обусловливается следующими факторами:
особенностями экономических и политических отношений с контрагентом сделки;
конкурентоспособностью товара;
платежеспособностью контрагента сделки;
действующими валютными и кредитно-финансовыми ограничениями;
сроком покрытия риска;
наличием дополнительных условий осуществления сделки; •перспективами изменения валютного курса или процентных ставок на кредитном рынке.
Анализ факторов, влияющих на риски, позволяет подобрать инструменты защиты от рисков. Наиболее распространенные инструменты защиты от риска следующие:
диверсификация активов и видов деятельности;
страхование;
лимитирование рискованных сделок;
резервирование средств на покрытие непредвиденных рас ходов;
хеджирование.
Диверсификация, или рассеивание, риска представляет собой распределение капиталовложений между разнообразными видами деятельности, результаты которых непосредственно не связаны. Предприятие, имея убытки по одному виду деятельности, может получить прибыль за счет другой сферы деятельности. Диверсификация позволяет повысить устойчивость предприятия к изменениям в предпринимательской среде. Данный способ является наименее издержкоемким способом снижения степени риска.
Страхование - передача определенных рисков страховой компании. При этом предприятие готово отказаться от части доходов, чтобы избежать или снизить степень риска. Данный способ является наиболее распространенным и предусматривает наличие двух сторон: страховщика и страхователя. Страховщик формирует за счет платежей страхователя денежный страховой, или резервный, фонд. Данный фонд имеет целевое назначение, и расходуется лишь на покрытие потерь в заранее оговоренных случаях.
Для снижения степени риска используются имущественное страхование и страхование от несчастных случаев. Имущественное страхование может иметь следующие формы: страхование подрядного строительства, страхование оборудования, страхование грузов и др. Страхование от несчастных случаев включает страхование общей гражданской и профессиональной ответственности.
Для страхования характерны возвратность средств и вероятностный характер отношений, так как заранее не известно, когда наступит соответствующее событие.
Лимитирование рискованных сделок предполагает установление лимита, т.е. предельных сумм расходов. Лимитирование является важнейшим средством снижения степени риска, используется при продаже товаров в кредит, по дорожным чекам, при определении сумм вложения капитала и т.п.
Резервирование средств на покрытие непредвиденных расходов предусматривает установление соотношения между потенциальными рисками и размерами расходов, необходимых для преодоления последствий этих рисков. Такой способ снижения рисков, как правило, применяется при выполнении различных проектов. В общем случае резерв используется для финансирования дополнительных работ, компенсации непредвиденных изменений материальных и трудовых затрат, накладных расходов и других затрат, возникающих в процессе осуществления проекта.
Хеджирование - это страхование от потерь посредством операций продажи или покупки товара, валюты, ценных бумаг, цена на которые колеблется в течение периода до проведения основной коммерческой операции. Хеджирование - один из наиболее известных механизмов управления рисками. Рассмотрим его подробнее.
Хеджинговые сделки, или хеджирование, представляют собой срочные сделки, заключаемые в целях предотвращения возможных убытков в результате изменения цен и курсов товарных, валютных и фондовых рынков и бирж. Их проведение не преследует спекулятивные цели, а направлено только на элиминирование риска. Такие операции осуществляются в основном обладателями товарных запасов, предназначенных для продажи за границей, инвесторами капиталов за границей и обладателями иностранных ценных бумаг.
К современным методам хеджирования относятся:
валютные опционы;
форвардные валютные сделки;
валютные фьючерсы;
межбанковские операции своп.
Эти методы применяются для страхования рисков, в основе которых лежит изменение реальной стоимости денежного обязательства в указанный срок.
Опцион - сделка, которая позволяет покупателю опциона приобретать или продавать по оговоренной цене определенное количество товара в течение обусловленного времени за вознаграждение, уплачиваемое продавцу. Например, валютные опционы используются, если покупатель опциона стремится застраховать себя от потерь, связанных с изменением курса валюты.
Риск потерь от изменения курса валют может быть нескольких видов:
потенциальный риск присуждения предприятию контракт на поставку товаров;
хеджирование вложения капитала в другой валюте по более привлекательным ставкам;
риск при торговой сделке.
Если экспортер и импортер заключили контракт, по которому экспортер обязуется поставить партию товаров импортеру на условиях возобновляемого аккредитива, но после того, как часть товара была поставлена, экспортер отказался от дальнейшей ее поставки, сославшись на невыполнение импортером условий сделки, возникают потери. Импортер может возбудить против своего контрагента судебный процесс, требуя завершить поставку и возместить убытки. Таким образом, экспортер рискует проиграть дело и понести убытки из-за прогнозируемого падения курса валюты цены. С целью обезопасить себя от риска, экспортер покупает опцион продавца этой валюты. При неблагоприятном для себя исходе дела и обесценении валюты экспортер имеет возможность продать свой опцион по заранее оговоренному курсу. Если экспортер выигрывает судебный процесс или курс иностранной валюты не уменьшается, то он не реализует опцион, теряя при этом выплаченную продавцу опциона премию, но тем не менее минимизирует свои убытки.
Форвардная сделка - это обязательная к исполнению внебиржевая сделка, которая заключается с целью продажи или покупки определенного объема товара с интервалом по времени между заключением и исполнением сделки по цене, установленной в день заключения сделки.
В случае заключения контракта на поставку товаров экспортер одновременно заключает со своим банком соглашение о продаже ему своей валютной выручки, например, через 2 месяца по определенному на момент заключения соглашения курсу. При этом банк принимает на себя валютный риск экспортера и за это устанавливает комиссионное вознаграждение (премию) для себя, которое учитывается при определении курса форвард.
Форвардные валютные сделки используются и импортерами. В случае, если ожидается рост курса валюты, в которой импортер осуществляет платежи по контракту, импортеру выгодно купить данную валюту сегодня по курсу-форвард, даже если он выше реального рыночного курса. Этим импортер может обезопасить себя от еще большего роста курса валюты в день платежа по контракту.
Фьючерсные сделки - это срочные сделки на бирже, которые "представляют собой обязательство купить или продать определенное количество товара по согласованной цене для поставки в определенный момент времени.
Отличие фьючерсов от операций форвард заключается в том, что: во-первых, фьючерсы представляют собой торговлю стандартными контрактами; во-вторых, обязательным условием фьючерса является гарантийный депозит; в-третьих, расчеты между контрагентами осуществляются через, клиринговую палату при бирже, которая выступает посредником между сторонами и одновременно гарантом сделки.
Преимущество фьючерса перед форвардным контрактом состоит также в его высокой ликвидности и постоянной котировке на бирже.
Основной целью хеджирования посредством финансовых фьючерсов является защита собственных или взятых в долг средств от изменений цен или от неблагоприятных изменений процентных ставок. Кроме валютных фьючерсов в мировой практике получили распространение фьючерсы с золотом, векселями, сертификатами, облигациями, депозитами.
Операции своп - это операции, сочетающие наличную куплю-продажу с одновременным заключением контрсделки на определенный срок. Известно несколько типов операций своп: валютные, процентные, долговые, с золотом и их разные сочетания.
Валютная операция своп представляет собой покупку иностранной валюты на условиях спот (по курсу на данный момент времени) в обмен на отечественную валюту с последующим выкупом. Например, немецкий банк, временно имея излишек долларов США, продает их на немецкие марки американскому банку и одновременно покупает доллары на срок с поставкой через 2 месяца.
Операция своп используется и для хеджирования. С этой целью участники рынка свопов должны оценить сделку и определить ее ценовую чувствительность. Затем найти подходящий, максимально скоррелированный с основной сделкой инструмент хеджирования, который позволит компенсировать любые потери по позициям своп выигрышем по контракту.
Сущность операции своп с процентами состоит в том, что одна сторона обязуется выплатить другой стороны проценты по плавающей ставке в обмен на получение платежей по фиксированной ставке. Выигрывает та сторона, которая не ошиблась в прогнозировании рыночной процентной ставки. Операции своп с долговыми обязательствами заключаются в том, что кредиторы обмениваются не только процентными поступлениями, но и всей суммой долга клиента. Операции своп с валютой и процентами иногда совмещаются, тогда одна сторона выплачивает проценты по плавающей процентной ставке в обмен на получение процентных платежей по фиксированной ставке, но в другой валюте.
Операциям своп на финансовых рынках близки по содержанию операции репо, которые основаны на соглашении участников сделки об обратном выкупе ценных бумаг. Соглашение предусматривает, что одна сторона продает другой стороне пакет ценных бумаг определенного размера и обязуется выкупить его по заранее оговоренной цене. Таким образом, одна сторона кредитует другую сторону под залог ценных бумаг.
Операции репо бывают с фиксированной датой и открытые.
При операции репо с фиксированной датой заемщик обязуется выкупить ценные бумаги к заранее оговоренной дате. В случае операции открытого репо выкуп ценных бумаг может быть осуществлен в любое время либо в любое время после определенной даты. Посредством операций репо держатели крупных пакетов ценных бумаг получают возможность более эффективно распоряжаться своими активами.
Кредитные деривативы - производные инструменты, предназначенные для управления кредитными рисками, которые позволяют отделить кредитный риск от всех других рисков, присущих конкретному инструменту, и перенести такой риск от продавца риска (приобретателя кредитной защиты) к покупателю риска (продавцу кредитной защиты).
Кредитные деривативы направлены только на кредитный риск, в то время как традиционные производные инструменты сфокусированы на рыночных факторов риска, таких как; курсы валют, цены, индексы или процентные ставки. Корпорации используют кредитные дериваты как механизм для управления финансовыми и проектными рисками в основном на развивающихся рынках, а также для защиты от несостоятельности основных поставщиков или потребителей.
К таким инструментам относятся: стандартный своп на неисполнение обязательств по займу; своп на совокупный доход; корзинный своп на неисполнение обязательств.
В настоящее время кредитные деривативы не получили широкого распространения на российском рынке. Это связано в первую очередь с жестким валютным контролем и негибкой налоговой системой, недостаточным разнообразием ликвидных финансовых инструментов, а также отсутствием на финансовом рынке достаточного количества кредитоспособных участников.