Министерство образования и науки РФ
Федеральное агентство по образованию
Иркутский государственный технический университет
Кафедра менеджмента на автомобильном транспорте
Курсовая работа
по дисциплине: Экономика дорожного движения
Выполнил: студент гр. ОБД-06-1
Прокопьева А.Г.
Проверил: Фадеев Д.С.
Иркутск – 2010
Содержание
Введение
1. Характеристика объекта инвестиций
2. Инвестиционная характеристика проектных мероприятий
3. Ресурсообеспечение и финансовые результаты проекта
4. Социально-экологическая оценка инвестиций
5. Оценка общественной эффективности организации дорожного движения
Заключение
Введение
Расчеты экономической эффективности мероприятий оцениваются знаниями теоретических основ экономики дорожного движения и методикой определения общественной эффективности мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения. Практика оценки мероприятий основывается на соотношении выгод от реализации мероприятий и затрат на осуществление этих мероприятий.
Экономическая оценка ущерба от ДТП необходима для принятия управленческих решений в сфере безопасности дорожного движения. Знание размеров ущерба дает возможность объективно оценивать масштабы и значимость проблемы дорожно-транспортной аварийности, определять объемы финансовых, материальных ресурсов, которые необходимо и целесообразно направлять на ее решение.
Основными видами дорожно-транспортных происшествий в России являются: наезд на пешехода, препятствие и на стоящее транспортное средство, столкновение и опрокидывание автомобиля.
Примером расчетов экономической эффективности мероприятий по снижению числа ДТП был выбран перекресток на пересечении улиц Академическая – проезд со Старокузьмихинской. В базовом варианте перекресток является нерегулируемым, но в связи с большой интенсивностью движения на перекрестке образуются задержки ТС, уменьшается пропускная способность, а также увеличивается количество ДТП, в том числе с участием пешеходов. В проектируемом варианте предусматривается установка транспортного и пешеходного светофоров. Данное мероприятие обеспечит безопасность движения пешеходов, а также улучшат регулирование данного пересечения.
Характеристика объекта инвестиций
В разделе «Характеристика объекта инвестиций» на основе расчетов, выполненных в проектной части дипломного проекта, необходимо выполнить следующее:
сформулировать мероприятия по техническому, технологическому или организационному изменению существующей системы дорожного движения с использованием инвестиций;
описать все основные преимущества и недостатки внедряемого новшества; транспортный пешеходный светофор инвестиционный
показать, какая организация движения (ситуация, участок улично-дорожной сети, технические средства регулирования, режим их работы и д.р.) в данном проекте принимается за базовый вариант, и какая организация движения принимается за проектируемый вариант;
на основе исходных данных проектной части дипломного проекта рассчитать и оформить в виде таблицы технико-экономические показатели
объекта инвестиций за год для существующего (базового) и проектируемого варианта.
В качестве условного примера рекомендуется рассмотреть таблицу 1.
Таблица 1
Технико-экономические показатели организации дорожного движения
Показатели | Базовый вариант | Проектируемый вариант |
1.Годовой фонд времени работы оборудования системы регулирования дорожного движения, ч | 8760 | |
2.Установленная мощность технических средств регулирования дорожного движения кВт/ч (Р) | 0,2 | |
3.Стоимость 1 кВт/ч электроэнергии, руб (Цэл) | 0,7 | |
4.Численность персонала по обслуживанию технических средств регулирования дорожного движения, чел (Чп) | 1 | |
5.Среднемесячная заработная плата 1 работника по обслуживанию технических средств, руб (Зп) | 12880 | |
6.Задержка легковых автомобилей у перекрестков за год, тыс.ч (Та) | 9 | 6 |
7.Задержка грузовых автомобилей у перекрестков за год, тыс.ч (Тгр) | 3 | 1,5 |
8. Задержка автобусов у перекрестков за год, тыс.ч (Тавт) | 6 | 4 |
9.Число легковых автомобилей, остановленных на перекрестках за год, тыс.ед (Ка) | 300000 | 200000 |
10. Число грузовых автомобилей, остановленных на перекрестках за год, тыс.ед (Кгр) | 30000 | 20000 |
11. Число автобусов, остановленных на перекрестах за год, тыс.ед (Кавт) | 100000 | 90000 |
12.Стоимость 1 авт-ч, руб.: легкового автомобиля грузового автомобиля автобуса |
100 150 190 |
100 150 190 |
13.Стоимость одного пеш-ч, руб | 22 | 22 |
14.Средняя задержка одного пешехода, с | 20 | 15 |
15.Средняя вместимость автобуса, чел (q) | 50 | 50 |
16.Коэффициент наполнения автобуса, (f) | 0,7 | 0,7 |
17.Стоимость 1 пасс-ч, руб | 22 | 22 |
18.Число дорожно-транспортных происшествий в зоне действия системы регулирования за год, ед (Nдтп) | 22 | 1 |
19.Стоимостная оценка ущерба от загрязнения воздуха отработавшими газами, руб./кг (Сог) | 10 | 10 |
20.Удельный выброс вредных веществ: легковые/грузовые автомобили, кг/ч (Уог) |
0,3/0,8 | 0,3/0,8 |
21.Стоимость установки одного дорожного знака на стойке, руб | 6300 | |
22. Стоимость установки одного дорожного знака на растяжке, руб | 8700 | |
23.Удельные капитальные вложения на реконструкцию проезжей части, руб./кв.м | 4000 | |
24. Удельные капитальные вложения на нанесение дорожной разметки сплошная /пунктирная /поперечная линии, руб./кв.м |
98/240/240 |
|
25.Затраты на установку режимов светофорного регулирования на перекрестке, руб | 11000 | |
26.Инвестиции в мероприятия по совершенствованию организации движения, руб |
Рис. 1. Базовый вариант перекрестка
Таблица 2. Проектирование перекрестка
Название оборудования | Цена, руб | Количество | |
1.Транспортный светодиодный светофор Т.1.1. | 12950 | 6 | 77700 |
2.Пешеходный светодиодный светофор П.1.1. | 7500 | 6 | 45000 |
3.Локальный дорожный контроллер ДК Л6 | 42030 | 1 | 42030 |
4.Пульт инженерный (ИП) | 6200 | 1 | 6200 |
5.Стенд технологического прогона ДК | 27880 | 1 | 27880 |
6.Счетчик учета потребления энергии | 2500 | 1 | 2500 |
7.Адаптер АСУД | 6640 | 1 | 6640 |
8.Монтаж транспортного светофора | 12000 | 6 | 72000 |
9.Монтаж пешеходного светофора | 7000 | 6 | 42000 |
Итого: | 321950 |
Рис. 2. Проектируемый вариант перекрестка
3. Инвестиционная характеристика проектных мероприятий
В разделе «Инвестиционная характеристика проектных мероприятий» необходимо выполнить следующее:
определить продолжительность расчетного периода (проект предусматривает разовое вложение денежных средств в начале проекта и отдачу от инвестиций сразу же после внедрения проекта);
определить сумму инвестиций или величину дополнительных капитальных вложений, источники и условия их финансирования;
рассчитать прирост эксплуатационных затрат и результатов производства (доходов) в каждый год расчетного периода;
Капитальные вложения (инвестиции) I в мероприятия по совершенствованию организации движения на участке УДС в общем виде рассчитываются следующим образом:
где – удельные капитальные вложения в улучшение параметров проезжей части, руб/кв.м;
S – площадь строительства (реконструкции) проезжей части, кв.м;
k1 – коэффициент, учитывающий демонтаж и реконструкцию существующего дорожного покрытия, k1 =1,5;
– удельные капитальные вложения в строительство светофорного объекта, руб.;
n – количество светофоров, ед;
k2 – коэффициент увеличения затрат на дополнительные светофорные секции, k2= 1,1; – стоимость установки 1 дорожного знака на растяжке и стойке соответственно, руб;
m, р – количество знаков на растяжке и стойке, ед;
– затраты на установку режимов светофорного регулирования, руб;
– удельные капитальные вложения на нанесение дорожной разметки, руб/кв.м;
– общая площадь разметки, кв.м.
I = 4000*(3, 75*100)*1, 5 + [12950*6 + 7500*6 + 42030 + 6200 + 27880 + 2500 + 6640+12000*6+7000*6] + 6300*12+ 84*240+11000=2678710
I = 2678710
4. Ресурсообеспечение и финансовые результаты реализации мероприятий по повышению безопасности дорожного движения
производит расчёт потребности за год во всех видах ресурсов, необходимых для соответствующих систем дорожного движения;
делает полный и подробный расчет всех эксплуатационных расходов;
определяет финансовые результаты проекта.
Мероприятия по повышению эффективности и безопасности дорожного движения, внося конкретные изменения либо в состояние и протяжённость улично-дорожной сети, либо в условия движения транспортных средств, пассажиров и пешеходов на уже имеющейся сети, требуют как капитальных вложений (инвестиций), так и ежегодных эксплуатационных расходов на реализацию мероприятия. Текущие производственные затраты, как правило, определяют в расчёте на 1 год эксплуатации новшества. В зависимости от того, к какой группе относится внедряемое мероприятие, студенту необходимо рассчитать текущие эксплуатационные расходы либо как затраты, связанные с использованием новых технических средств регулирования дорожного движения, либо как затраты, связанные с эксплуатацией дорожных объектов и инженерных сооружений. Следует иметь в виду, что если при внедрении оборудования и технических средств регулирования ДД выполняются строительно-монтажные работы по реконструкции отдельных участков автодороги, то в состав основных текущих производственных расходов необходимо включать затраты на текущее содержание и эксплуатацию данного участка улично-дорожной сети. Текущие производственные затраты на эксплуатацию технических средств регулирования дорожного движения представляют сумму следующих затрат:
где Сзп – заработная плата обслуживающего персонала, руб;
Ссвф – страховые взносы в государственные внебюджетные фонды, руб;
Стр– затраты на текущий и профилактический ремонты, руб;
Сэл – затраты на электроэнергию, руб;
Сад– затраты на эксплуатацию автомобильной дороги, руб;
Спост – постоянные расходы, руб.
где Чi – численность персонала i-ой категории;
Зi – средняя заработная плата одного работника i-ой категории, руб.
Данные отчисления составляют 26,85% от фонда оплаты труда работников и рассчитываются по формуле:
Величину затрат на текущий и профилактический ремонты технических средств регулирования дорожного движения принимаются в процентах от балансовой стоимости оборудования:
Где – балансовая стоимость оборудования руб.;
– норма отчислений на техническое обслуживание и текущий ремонт оборудования (5% - для технических средств регулирования дорожного движения).
Затраты на электроэнергию определяются по следующей формуле:
Где – стоимость 1 кВт/ч. электроэнергии руб.;
– установленная мощность токоприемника технического средства кВт/ч;
- число установленных светофоров, ед;
– количество часов работы оборудования в год, ч;
Затраты на эксплуатацию автомобильной дороги включает в себя затраты на текущий и средний ремонты расширяемых участков дороги и определяются по формуле:
,
Постоянные затраты составляют 4% от величины прямых эксплуатационных затрат и находятся по формуле:
Текущие эксплуатационные (производственные) затраты на эксплуатацию технических средств регулирования дорожного движения представляют сумму следующих затрат:
Результаты произведенных расчетов должны быть представлены в виде таблицы и наглядно отражены на диаграмме.
Таблица 3.Текущие эксплуатационные затраты проектируемого варианта
Статьи затрат | Сумма затрат руб. |
1. Фонд оплаты труда работников, обслуживающих оборудование | 154560 |
2.Страховые взносы в государственные внебюджетные фонды | 41499 |
3.Затраты на техническое обслуживание и ремонт технических средств регулирования | |
4.Затраты на электроэнергию | |
5.Затраты на эксплуатацию и содержание дорог | |
6.Постоянные расходы | |
Общая сумма текущих расходов |
Рис. 3 Текущие эксплуатационные затраты
5. Социально-экономическая оценка реализации мероприятий
В разделе «Социально-экономическая оценка реализации мероприятий» выполняются следующие задачи:
описываются квалификационные требования к персоналу по обслуживанию объекта инвестиций;
оценивается социально-экономические и экологические последствия внедрения мероприятий (определяется величина и структура косвенного экономического эффекта).
Косвенный экономический эффект определяется как сумма эффектов от сокращения потерь и ущербов, возникающих во внешней среде при внедрении мероприятий и определяется по формуле:
где – эффект от сокращения потерь времени транспортными средствами, руб.;
– эффект от сокращения потерь времени пассажирами, руб;
– эффект от сокращения потерь времени пешеходов, руб;
– эффект от сокращения ущерба от ДТП, руб;
– эффект от снижения ущерба от загрязнения воздуха, руб;
– эффект от улучшения психофизиологических условий работы водителей, руб.
Эффект от сокращения потерь времени транспортными средствами определяется следующим образом:
где – годовые потери времени транспортными средствами i-го вида соответственно в базовом и проектируемом вариантах, ч;
– стоимость одного автомобиля - часа определенного вида транспортного средства, руб.
Эффект от сокращения потерь времени пассажиров определяется по формуле:
где – годовые потери времени пассажиров соответственно в базовом и проектируемом вариантах, ч;
– стоимость одного пассажира – часа, руб.
Эффект от сокращения потерь времени пешеходов:
где – годовые потери времени пешеходов в базовом и проектируемом вариантах, ч;
– стоимость одного пешехода-часа, руб.
Эффект от сокращения числа ДТП определяется по формуле:
где– годовое число ДТП в проектируемом и базовом вариантах соответственно;
– стоимостная оценка потерь от одного ДТП, руб.
Ущерб от ДТП, совершенного в t–м году, рассчитывается по формуле:
руб.
Число дорожно-транспортных происшествий, которые могут быть предотвращены в результате внедрения мероприятий, повышающих безопасность дорожного движения, можно определить, умножая среднее число ДТП за прошедший год на показатель уменьшения этого числа ДТП:
Эффект от снижения ущерба от загрязнения воздуха:
Где – годовые выбросы вредных веществ транспортными средствами i-го вида, кг;
– стоимостная оценка ущерба от загрязнения воздуха отработавшими газами, руб/кг.
Годовые выбросы вредных веществ транспортными средствами i-го вида:
Эффект от улучшения психофизиологических условий работы водителей составляет примерно 10% от сокращения ущерба, связанного с дорожно-транспортными происшествиями, и рассчитывается по формуле:
Результаты произведенных расчетов должны быть представлены в виде таблицы и наглядно отражены на диаграмме.
Таблица 4
Косвенный экономический эффект от реализации мероприятий
Наименование показателя | Результат, руб. | Структура эффекта, % |
1.Эффект от сокращения потерь времени транспортными средствами () |
3,9 | |
2. Эффект от сокращения потерь времени пассажиров () |
0,5 | |
3. Эффект от сокращения потерь времени пешеходов () |
4,7 | |
4. Эффект от сокращения ущерба от ДТП () | 82,5 | |
5.Эффект от снижения ущерба загрязнения воздуха () |
0,2 | |
6.Эффект от улучшения психофизиологических условий работы водителей () |
8,2 | |
Косвенный экономический эффект () |
100 |
Рис. 4 Косвенный экономический эффект
6. Оценка общественной эффективности организации дорожного движения
В разделе «Оценка общественной эффективности организации дорожного движения» необходимо выполнить следующее:
1. осуществить выбор и обоснование величины ставки дисконта, рассчитать коэффициент дисконтирования в каждый год расчетного периода;
рассчитать показатели общественной эффективности мероприятия по улучшению дорожного движения
3. провести комплексный анализ полученных результатов (делается вывод об экономической реализуемости проекта, т.е. о том, что его показатели и характеристики удовлетворяют критериям финансового, технического, технологического, социально-экологического и иного характера);
4. в конце данного раздела по экономическому обоснованию новой организации дорожного движения необходимо составить итоговую таблицу показателей общественной эффективности проекта (таблица 12);
5. сформулировать выводы об общественной эффективности предлагаемых мероприятий и целесообразности внедрения проекта в системе дорожного движения.
Коэффициент дисконтирования за весь расчетный период рассчитывается по формуле:
где бt – коэффициент дисконтирования;
r – ставка дисконта; 10
t – годы расчетного периода. 5лет
t | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
0,9 | 0,8 | 0,75 | 0,68 | 0,62 |
Таблица 5.
Ожидаемые денежные потоки от реализации мероприятий
Показатели | Проектируемый вариант (годы инвестиционного периода) | |||||
0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |
Инвестиционная деятельность |
||||||
1. Выручка от продажи активов, руб. | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
2. Инвестиции в основной капитал (Io), руб. | 2678710 | |||||
3. Сальдо денежного потока от инвестиционной деятельности (It), руб. | -2678710 | |||||
Текущая деятельность |
||||||
4. Доходы от целевого использования новшества, руб. | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
5. Текущие эксплуатационные затраты, руб. | 0 | 568560 | 568560 | 568560 | 568560 | 568560 |
6. Косвенный экономический эффект, руб. | 0 | |||||
7. Сальдо денежного потока от текущей деятельности (Рt), руб. | 0 | 22675120 | 22675120 | 22675120 | 22675120 | 22675120 |
8. Чистый денежный поток (NPt), руб. | -2678710 | 14883915 | 31572151 | 47217372 | 61402373 | 74700906 |
Интегральный экономический эффект (Net Present Value – NPV, чистая текущая стоимость) определяется как разность денежных потоков поступлений и платежей за весь расчетный период с учетом фактора времени. Данный инвестиционный проект предусматривает сравнение альтернативных вариантов, следовательно, формула имеет вид:
где – Сальдо денежных потоков от текущей деятельности в году t;
– коэффициент дисконтирования;
Io – инвестиции в основной капитал.
.
Правило NPV: Принимаются к внедрению инвестиционные проекты, у которых NPV больше нуля или из предложенных вариантов проекта к внедрению рекомендуется тот, у которого NPV максимальна.
Индекс рентабельности инвестиций (Profitability index – PI) показывает уровень доходов на единицу капитальных вложений. Рассчитывается по формуле:
Правило PI: К внедрению рекомендуются проекты, у которых PI > 1.
Срок окупаемости инвестиций (Discounted Payback Period – DPP) – это количество лет, в течение которых доход от продаж (достигаемый эффект) за вычетом издержек и налогов возмещает первоначальные инвестиции. DPP равен минимальному времени, при котором:
Срок окупаемости проекта с учетом дисконтированных денежных потоков следует представить в таблице 11.
Таблица 11.
Годы расчетного периода | Дисконтированный чистый денежный поток, руб | Накопленный дисконтированный денежный поток,руб |
0 | -2678710 | -2678710 |
1 | 20407608 | 17728898 |
2 | 18140096 | 35868994 |
3 | 17006340 | 52875334 |
4 | 15419082 | 68294416 |
5 | 14058574 |
Коэффициент эффективности инвестиций (Accounting Rate of Return – ARR). Коэффициент показывает доходность инвестиционного проекта и определяется следующим образом:
Инвестиционный проект предусматривает сравнение двух вариантов мероприятия (базовый и проектируемый) на одном участке УДС, следовательно, для расчета годового экономического эффекта используют следующую формулу:
Таблица 5.
Показатели общественной эффективности проекта
Наименование | Результаты инвестиционного проекта |
1.Ставка дисконта (r) 2.Расчетный период () 3.Инвестиции (I) 4.Косвенный экономический эффект () 5.Интегральный экономический эффект () 6.Индекс рентабельности () 7.Срок окупаемости инвестиций (DPP) 8.Коэффициент эффективности инвестиций () 9.Годовой экономический эффект () |
10 5 2678710 2 16 |
Таблица 6.
Внешние показатели общественной эффективности инвестиционных проектов
Показатели | Значение, руб. |
1.Бюджетный эффект от реализации мероприятий 2.Экологический эффект от сокращения числа ДТП 3.Эффект от сокращения потерь времени в зоне ДТП 4.Сокращение морального вреда, причиненного в результате ДТП |
11046 133 6030000 |
Рис.5 Экологический эффект от сокращения числа ДТП
Рис. 6 Эффект от сокращения потерь времени в зоне ДТП
Рис. 7 Сокращение морального вреда, причиненного в результате ДТП
Заключение
Данный проект по внедрению мероприятий на нерегулируемом пересечении является экономически эффективным, т.к. необходимые инвестиции для осуществления проекта окупаются за 2 месяца.
Положительные показатели сальдо накопленных денежных потоков в каждый год реализации проекта свидетельствуют о том, что проект является финансово реализуемым.
После того как данный перекресток стал регулируемым, повысилась пропускная способность, заметно уменьшилась длина очереди и задержка транспортных средств. А также после проведения мероприятий увеличилась безопасность движения на данном перекрестке, и возрос уровень обслуживания движения на нерегулируемом пересечении.