Право пожизненного наследуемого владения земельным участком: понятие, содержание, субъекты
Понятие, основания и виды юридической ответственности за совершение земельных правонарушений
Задача
Учебно-методическое обеспечение
Право землевладения и землепользования представляет собой сложный правовой институт, объединяющий правовые нормы, которые регулируют порядок и условия использования земли, не находящейся в собственности у субъектов земельных отношений.
Наряду с правом собственности на землю этот правовой институт обеспечивает закрепление системы прав на землю.
Право землевладения и право землепользования являются самостоятельными правовыми формами использования земли.
Конституция РФ предусматривает: «земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности».1
На практике представлены все три перечисленные в Конституции РФ формы собственности на землю:
- государственная,
- муниципальная,
- частная.
В своей работе я рассмотрю частное право собственности, конкретно право пожизненного наследуемого владения земельным участком.
Право пожизненного наследуемого владения земельным участком, наряду с правом постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, является ограниченным вещным правом в отношении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Состоит в возможности бессрочно владеть и пользоваться земельным участком с определенной хозяйственной (или личной) целью, а также, при отсутствии положений закона об ином, возводить на этом участке здания, сооружения и иное недвижимое имущество с приобретением права собственности на них.2
Земельным участком на праве пожизненного наследуемого владения могут владеть только граждане. Эта форма владения землей сохранилась как наследие от времен до вступления в силу действующего Земельного Кодекса РФ. Была введена в 1990 году (статья 5 Основ законодательства Союза ССР), далее снова была предусмотрена уже Земельным Кодексом 1991 года, позднее – Указами Президента РФ 1993 года и 1996 года.
Путем применения введенной законодательной основы для права пожизненно наследуемого владения государством планировалась и осуществлялась приватизация земельных участков (выкуп у местной администрации по договорной цене).
После вступления последнего Земельного Кодекса в 2001 году земельные участки для такой формы владения больше не предоставляются. Но и сегодня немало граждан владеет земельными участками на праве пожизненно наследуемого владения.
Как уже говорилось, пожизненное наследуемое владение – своеобразное ограниченное право собственности на землю.
Распоряжение земельным участком, находящимся на праве пожизненно наследуемого владения (например, купля-продажа), не допускается, за исключением перехода права пожизненно наследуемого владения по наследству. В последнем варианте производится государственная регистрация перехода права пожизненно наследуемого владения по наследству на основании свидетельства о праве на наследство.
То есть гражданин, обладающий правом пожизненного наследуемого владения (землевладелец), имеет только права владения и пользования земельным участком и передачи его по наследству. Землевладелец вправе возводить на нем здания, сооружения и создавать другое недвижимое имущество, регистрировать на них права собственности. Кроме того, землевладелец (обладатель земельного участка на праве пожизненного наследуемого владения) может также передавать земельный участок в аренду без права выкупа или в безвозмездное срочное пользование.
Продажа, залог и другие сделки (те, что могут повлечь отчуждение земли) земельного участка, принадлежащего обладателю на праве пожизненно наследуемого владения, не допускаются.
В соответствии с п. 3 ст. 21 Земельного Кодекса РФ, отмененной "дачной амнистией", граждане, имеющие земельные участки на правах пожизненно наследуемого владения, имеют право приобрести их в собственность.3
Каждый гражданин имел право однократно бесплатно приобрести в собственность земельный участок, находящийся в его пожизненном наследуемом владении.
При этом взимание дополнительных денежных сумм помимо сборов, установленных федеральными законами, не допускалось. Оплачивались только сборы по государственной регистрации земельного объекта.
Право пожизненного наследуемого владения может быть прекращено. Основанием для этого может служить:
- отказ землевладельца от права на земельный участок, то есть по волеизъявлению обладателя земельного участка.
- принудительные административные меры вследствие ненадлежащего использования землевладельцем земельного участка (нецелевое использование, а в случаях сельскохозяйственных земель - существенное ухудшение экологической обстановки или умышленных земельных нарушений со стороны землевладельца, неуплата земельного налога и др.).4
Переход права пожизненного наследуемого владения на земельный участок осуществляется в результате наследования в соответствии с нормами гражданского законодательства. Гражданский кодекс предусматривает наследование по завещанию, либо по закону. Никаких особенностей в отношении наследования земельных участков не установлено. Однако в связи с наследованием земельного участка, принадлежащего на праве пожизненного наследуемого владения, возникает ряд проблем.
Так, поскольку в отличие от права общей собственности, права общего владения законодательством не предусмотрено, то в случае, если наследников права пожизненного наследуемого владения несколько, а участок по каким-либо причинам разделу не подлежит (неделимый земельный участок), то нотариусу приходится в каждом конкретном случае решать вопрос о переходе права пожизненного наследуемого владения земельным участком к одному из наследников и выплате остальным компенсации их доли.
Кроме того, садовые, огородные и дачные земельные участки, предоставленные гражданам на праве пожизненного наследуемого владения, наследуются по закону, то есть наследование таких земельных участков по завещанию запрещено.5 Таким образом, могут возникнуть ситуации, когда право собственности на расположенные на таких участках строения перейдет по наследству к одним лицам, а право пожизненного наследуемого владения самим земельным участком - к другим.
Из сказанного следует, что гражданам в настоящее время выгоднее использовать предоставленную законом возможность переоформить право пожизненного наследуемого владения на право собственности.
В отношении наследования земельных участков (предоставленных как на праве пожизненного наследуемого владения, так и на праве собственности) необходимо также иметь в виду, что земельный участок крестьянского хозяйства разделу не подлежит, кроме случаев прекращения крестьянского хозяйства.6
2. Понятие, основания и виды юридической ответственности за совершение земельных правонарушений
Юридическая ответственность сочетается с государственным и общественным осуждением, порицанием поведения правонарушителя и всегда связана с причинением правонарушителю определенных отрицательных последствий личного, материального или организационного характера.
Основная функция юридической ответственности — ее штрафное назначение. Вместе с наказанием юридическая ответственность выполняет правовосстановительную функцию, она служит восстановлению прав личности и государства.
Юридическая ответственность – это регулируемая правом обязанность дать отчет в своих действиях. В широком понимании юридическая ответственность - это правовой институт, совокупность материальных и процессуальных норм о разрешенных и поддерживаемых государством способах и мерах принудительного и неблагоприятного воздействия на лиц, которые уклоняются от добровольного исполнения возложенных на них обязанностей либо договорных обязательств, либо нарушают установленный правопорядок.7
Юридическая ответственность за нарушение земельного законодательства наступает только в случае совершения земельного правонарушения. Конкретные составы земельных правонарушений (преступлений и проступков) закрепляются в уголовном и административном законодательстве. За их совершение виновные лица могут быть привлечены к уголовной или административной ответственности, кроме этого, к ним могут быть применены одновременно меры ответственности, предусмотренные гражданским и земельным законодательством (например, за порчу земель). В структуре норм действующего законодательства можно выделить некоторые составы земельных правонарушений:
- регистрация незаконных сделок с землей, порча земли;8
- использование земельного участка не в соответствии с его целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель;
- использование земельного участка способами, которые приводят к существенному снижению плодородия сельскохозяйственных земель или значительному ухудшению экологической обстановки;
- неустранение совершенных умышленно следующих земельных правонарушений:
* отравление, загрязнение, порча или уничтожение плодородного слоя почвы вследствие нарушения правил обращения с удобрениями, стимуляторами роста растений, ядохимикатами и иными опасными химическими или биологическими веществами при их хранении, использовании и транспортировке, повлекшие за собой причинение вреда здоровью человека или окружающей среде;
* нарушение установленного режима использования земель особо охраняемых природных территорий, земель природоохранного, рекреационного назначения, земель историко-культурного назначения, особо ценных земель, других земель с особыми условиями использования, а также земель, подвергшихся радиоактивному загрязнению;
* систематическое невыполнение обязательных мероприятий по улучшению земель, охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов, ухудшающих состояние почв;
* систематическая неуплата земельного налога;9
Юридическая ответственность за земельные нарушения имеет несколько видов: уголовная или административная ответственность, так же предусматривается ответственность за причинение убытков и вреда, связанная с нарушением земельного законодательства, дисциплинарная ответственность. Таким образом, в Земельном законодательстве предусмотрены все виды ответственности с отсылкой к соответствующему законодательству, которым они конкретизируются. Кроме традиционных видов ответственности (уголовной, административной, гражданско-правовой, дисциплинарной) ряд мер ответственности за земельные правонарушения предусматривается прямо в земельном законодательстве. Это специальная ответственность, предусмотренная именно земельным законодательством. В отличие от традиционных видов она называется земельно-правовой.
Дисциплинарная ответственность.
Субъектом дисциплинарной ответственности может выступать только работник (рабочий или служащий), в чьи трудовые функции входит соблюдение земельно-правовых норм. В данном случае нормы трудовой дисциплины одновременно являются и нормами трудового законодательства. Дисциплинарные взыскания применяются только за те нарушения, которые произошли в период рабочего времени. При применении дисциплинарной ответственности за земельные правонарушения закон не требует жесткой процессуальной процедуры, руководителю достаточно истребовать объяснение от нарушителя. Приказ о взыскании выносится администрацией того предприятия, где работает данное лицо. Дисциплинарная ответственность может быть применена одновременно с административной и материальной. Дисциплинарное взыскание применяется не позднее одного месяца со дня обнаружения правонарушения и шести месяцев со дня его совершения. В тех случаях, когда дисциплинарный проступок сопряжен с нанесением материального ущерба, к работнику одновременно может быть применена и материальная ответственность. Трудовым законодательством предусмотрены следующие виды дисциплинарных взысканий: замечание, выговор, строгий выговор, перевод на нижеоплачиваемую работу, увольнение.10
Административная ответственность.
Субъектами административной ответственности могут быть граждане, должностные лица, юридические лица. Должностным и юридическим лицам устанавливается повышенная ответственность. Административная ответственность выражается в конкретно определенных составах административных проступков. Нарушение, не подпадающее под схему состава, ненаказуемо. Перечень земельных правонарушений, за совершение которых наступает административная ответственность, приводится в нормативно-правовых актах административного и земельного права. По общему правилу, к административной ответственности виновные привлекаются независимо от того, в рабочее или нерабочее время они совершили правонарушение. Административные взыскания применяются только теми должностными лицами и государственными органами, которые оговорены в законе (в пределах их компетенции). Сроки наложения штрафов: два месяца со дня обнаружения правонарушения (в отдельных случаях — не позднее двух месяцев со дня совершения правонарушения). Административная ответственность применяется в соответствии с определенным законом процессуальным порядком.11
Гражданско-правовая ответственность.
Гражданско-правовая ответственность наступает по факту нарушения земельного законодательства, связанного с причинением вреда землям, правам и интересам собственников. Вред возмещается независимо от привлечения виновных к другим видам ответственности. Понятие вреда можно определить как умаление имущественного блага. В природоресурсовом законодательстве вред различают правомерный и противоправный. Правомерный вред вызван объективными причинами и подлежит возмещению в случаях, специально предусмотренных законом. Он возмещается при:
- изъятии (выкупе) или временном занятии земельных участков для государственных и муниципальных нужд;
- ограничении прав собственников земли, землепользователей, арендаторов;
- ухудшении качества земель в результате влияния, вызванного деятельностью предприятий, организаций, учреждений, граждан;
- при размещении отходов и других видов загрязнения земель, вызванных объективными обстоятельствами.
За правомерный вред наступает экономическая ответственность. Противоправный вред наступает по факту совершения следующих правонарушений:
- загрязнение, захламление земель;
- порча и уничтожение плодородного слоя почвы;
- невыполнение обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв;
- проектирование, размещение, строительство, ввод в эксплуатацию объектов, отрицательно влияющих на состояние земель.
Вред несет в себе экологическую и экономическую нагрузку. Структура вреда состоит из двух элементов:
- вреда экологического (нарушает экологические интересы общества, обменные процессы в биосфере);
- вреда экономического (посягает на интересы конкретного собственника и выражается в причинении ему вреда).
Экологический вред, как правило, длителен в своем проявлении во времени и пространстве. Экологический вред органически связан с экономическим, оба они имеют один источник нанесения такого вреда, одни и те же способы его причинения: загрязнение, разрушение, истощение земель. И тот и другой вред рассматриваются в денежном выражении.
Экономический вред включает в себя:
- ущерб – реальные потери (снижение плодородия почв, уничтожение посевов, насаждений, строений);
- убытки – предполагаемые потери (расходы на восстановление земель, посевов, неполученные доходы).
Гражданское законодательство предусматривает два варианта компенсации вреда – денежный и натуральный (в натуре). Однако не всегда имеется возможность возместить вред в натуре. Возможен также смешанный вариант. Отношения по возмещению вреда, причиненного в результате земельного правонарушения, основаны на принципах гражданско-правовой ответственности:
- всеобщая обязанность возмещения причиненного вреда;
- полное возмещение причиненного вреда;
- ответственность юридических лиц и граждан за вред, причиненный их работниками;
- солидарная ответственность при совместном причинении вреда;
- вред, причиненный источником повышенной опасности, подлежит возмещению независимо от вины причинителя по факту причинения вреда.
Что касается механизма возмещения вреда, то гражданская ответственность предусматривает три способа возмещения вреда:
- признание совершенной сделки недействительной;
- взыскание убытков в связи с неисполнением договора;
- возмещение вреда, вытекающего из внедоговорных отношений (в силу факта правонарушения, в силу ограничения прав пользования землей, изъятие участка для государственных нужд). Может быть также использован негаторный иск, но практики пока такой нет.12
3. Задача
Гражданин М. получил в октябре 2000 г. на праве постоянного (бессрочного) пользования земельный участок на землях сельскохозяйственного назначения, находящихся в муниципальной собственности, для ведения личного подсобного хозяйства. М. построил на земельном участке жилой дом, но до июля 2004 г. земельный участок по целевому назначению не использовался, поскольку М. работал шофером в соседнем городе по контракту в воинской части. Позже М. занимался извозом на личном автомобиле, а земельный участок самовольно использовал для стоянки автомобилей за плату. В результате уплотнения поверхности земельного участка и попадания на него горюче-смазочных материалов значительно ухудшилось состояние почвы и экологической обстановки, загрязнялись поверхностные и подземные воды. Это также нарушало права соседних землепользователей. По их жалобе органами государственного земельного контроля была проведена проверка выполнения М. порядка и условий землепользования. Указанные факты подтвердились, и по результатам проверки орган госземконтроля вынес М. предупреждение о допущенных им земельных правонарушениях и установил 2-х месячный срок для их устранения.
По истечении указанного срока орган госземконтроля установил, что нарушения земельного законодательства не устранены и направил в орган местного самоуправления, который предоставил М. земельный участок, материалы о земельных правонарушениях с предложением о принудительном лишении М. права пользования земельным участком. В ответ на эти действия М. потребовал у органа местного самоуправления оформить земельный участок в собственность и разрешить ему использовать земельный участок для организации частной автостоянки. Орган местного самоуправления отказал М. в этом и принял решение о принудительном прекращении права М. на земельный участок. Последовало обращение М. в суд с заявлением о рассмотрении земельного спора.
Укажите нарушения земельного законодательства, допущенные участниками указанных событий. Решите дело.
Решение
Участники земельных отношений:
- гражданин М.
- органы госземконтроля
- органы местного самоуправления
Ухудшение состояние почвы и экологической обстановки, загрязнение поверхностных и подземных вод на участке, принадлежащем гражданину М.13
Уничтожение плодородного слоя почвы, а равно порча земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 1500 до 2000 рублей.14
Неиспользование земельного участка по целевому назначению в течение 3-х лет.15
Использование земель не по целевому назначению, неиспользование земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства, в указанных целях в течение срока, установленного федеральным законом, а равно невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов, ухудшающих качественное состояние земель, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей.16
Орган госземконтроля вынес М. предупреждение о допущенных им земельных правонарушениях и установил 2-х месячный срок для их устранения.
Предупреждение о допущенных земельных правонарушениях с последующим уведомлением органа местного самоуправления предоставившего земельный участок выносится одновременно с наложением административного взыскания уполномоченным исполнительным органом государственной власти по осуществлению государственного земельного контроля лицу, виновному в нарушении земельного законодательства.17
Рассмотрение земельного спора судом.
Принудительное прекращение права пожизненного наследуемого владения земельным участком, права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, права безвозмездного срочного пользования земельным участком осуществляется при условии неустранения фактов ненадлежащего использования земельного участка после наложения административного взыскания в виде штрафа.18
Суд имеет право признать решение органа местного самоуправления о принудительном прекращении прав на земельный участок ничтожным и решить дело в пользу гражданина М.
Учебно-методическое обеспечение
Нормативно-правовые акты
Конституция РФ от 12.1.21993 (ред. от 30.12.2008)/http://constitution.ru.
Земельный кодекс Российской Федерации от 21.10. 2001 № 136-ФЗ (ред. от 01.01.2010)/http://consultant.ru
Гражданский кодекс Российской Федерации (часть I) от 30.11.1994 г. № 51-ФЗ (ред. от 27.12.2009)/http://consultant.ru.
Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 21.02.2010)/http://consultant.ru.
Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12. 2001 № 197-ФЗ (ред. от 25.11.2009)/http://consultant.ru.
Административный кодекс Российской Федерации от 30.12. 2001 № 195-ФЗ (ред. от 09.03.2010)/http://consultant.ru.
Федеральный закон от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" (ред. от 30.12.2008) ст. 30 / http://consultant.ru.
Дополнительная литература
Быстров Г. Е., Гусев Р. К. Земельное право. Учебник. – М.: Проспект, 2006. – 712 с.
Боголюбов С. А., Золотова О. А. Земельное законодательство: сборник документов. – М.: Проспект, 2010. – 511 с.
Интернет-ресурсы
URL: http://www.kollegia.net.
URL: http://www.pravonline.ru/cont/65.
URL: http://www.zemsovetmo.ru/news/tematic.
1 Конституция РФ от 12.1.21993 (ред. от 30.12.2008) ст. 9/http://constitution.ru.
2 Гражданский кодекс Российской Федерации (часть I) от 30.11.1994 г. № 51-ФЗ (ред. от 27.12.2009) ст. 266/http://consultant.ru.
3 Федеральный закон от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" (ред. от 30.12.2008) ст. 30 / http://consultant.ru.
4 Земельный кодекс Российской Федерации от 21.10. 2001 № 136-ФЗ (ред. от 01.01.2010) ст. 54/http://consultant.ru.
5 Федеральный закон от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" (ред. от 30.12.2008) ст. 30 / http://consultant.ru.
6 Гражданский кодекс Российской Федерации (часть I) от 30.11.1994 г. № 51-ФЗ (ред. от 27.12.2009) ст. 258 / http://consultant.ru.
7 URL: http://www.pravonline.ru/cont/65.
8 Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 21.02.2010) ст. 170, 254/http://consultant.ru.
9 Земельный кодекс Российской Федерации от 21.10. 2001 № 136-ФЗ (ред. от 01.01.2010) п. 2, 3 ст. 45, 46/http://consultant.ru.
10 Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12. 2001 № 197-ФЗ (ред. от 25.11.2009) ст. 192/http://consultant.ru.
11 Административный кодекс Российской Федерации от 30.12. 2001 № 195-ФЗ (ред. от 09.03.2010) ст. 3.2/http://consultant.ru.
12 Негаторный иск – это требование, выходящее за рамки договора, которое выдвигает собственник, владеющий вещью, к третьему лицу, с целью устранения каких-либо препятствий в реализации правомочного владения, использования и дальнейшего распоряжения принадлежащим ему имуществом./ URL: http://www.kollegia.net.
13 Земельный кодекс Российской Федерации от 21.10. 2001 № 136-ФЗ (ред. от 01.01.2010) п. 2.2 ст. 45/http://consultant.ru.
14 Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации от 30.12. 2001 № 195-ФЗ (ред. от 23.11.2009) ст. 8.6/http://consultant.ru.
15 Земельный кодекс Российской Федерации от 21.10. 2001 № 136-ФЗ (ред. от 01.01.2010) п. 2.1 ст. 45/http://consultant.ru.
16 Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации от 30.12. 2001 № 195-ФЗ (ред. от 23.11.2009) ст. 8.8/http://consultant.ru.
17 Земельный кодекс Российской Федерации от 21.10. 2001 № 136-ФЗ (ред. от 01.01.2010) п. 3 ст. 54/http://consultant.ru.
18 Земельный кодекс Российской Федерации от 21.10. 2001 № 136-ФЗ (ред. от 01.01.2010) п. 2 ст. 54/http://consultant.ru.