План контрольной работы
Введение
1. Нормативно-правовая база принудительного антикризисного управления в кредитных организациях.
2. Перечень и характеристика мер принудительного антикризисного управления.
3. Характеристика процедуры введения внешнего управления в кредитной организации.
Заключение
Список использованных источников
Введение
Проблема антикризисного управления является сравнительно новой для российских банков. Впервые отечественные банки столкнулись с кризисом ликвидности на межбанковском рынке в августе 1995 года. В результате многие из них лишились лицензий. Наибольший импульс к изучению данной проблемы был дан кризисом августа 1998 года. Законодательным собранием и Банком России была разработана и принята нормативная база по банкротству, реструктуризации и финансовому оздоровлению, создано Агентство по реструктуризации кредитных организаций.
Антикризисное управление кредитными организациями представляет собой самостоятельную область знаний, фиксируемую специальными нормативными актами, а также наличием собственного специфического предмета исследования.
Предметом изучения антикризисного управления кредитными организациями являются формы, методы антикризисных процедур, применяемых в отношении кредитных организаций-должников для целей их финансового оздоровления или ликвидации.
1. Нормативно-правовая база принудительного антикризисного управления в кредитных организациях
Российский законодатель подробно регламентирует принудительные меры (санкции) по отношению к кредитным организациям, что объяснимо необходимостью установления оснований и пределов применения санкций к кредитным организациям. Детальным образом меры и порядок их применения регламентированы в нормативных актах Банка России. В частности необходимо выделить следующие акты:
- Инструкция N 59 «О применении к кредитным организациям мер воздействия» (с изменениями от 14 ноября 1997 г., 15 января, 13 апреля, 2 июня, 30 ноября 1998 г., 8 октября 1999 г., 5 апреля 2000 г., 29 мая, 31 августа 2001 г., 11 января 2002 г., 16 января, 19 марта, 23 июля 2004 г.);
- Инструкция о порядке осуществления надзора за банками, имеющими филиалы от 11 сентября 1997 г. N 65 (утв. приказом ЦБР от 11 сентября 1997 г. N 02-394) (с изменениями от 19 декабря 1997 г., 28 сентября 1999 г., 1 декабря 2003 г., 16 января 2004 г.);
- Методические рекомендации по применению Инструкции Банка России от 31.03.1997 N 59 «О применении к кредитным организациям мер воздействия» при нарушениях кредитными организациями нормативных правовых актов в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (утв. Письмом ЦБР от 13 июля 2005 г. N 98-T).
Надзорные органы Банка России применяют к кредитным организациям меры воздействия двух типов:
- предупредительные;
- принудительные.
Конкретный состав применяемых мер воздействия может включать как меры воздействия только одного типа (предупредительные либо принудительные), так и сочетать меры воздействия разных типов.
Выбор мер воздействия, производится надзорными органами самостоятельно с учетом:
- характера допущенных кредитной организацией нарушений;
- причин, обусловивших возникновение выявленных нарушений;
- общего финансового состояния кредитной организации;
- положения кредитной организации на федеральном и региональном рынке банковских услуг.
2. Перечень и характеристика мер принудительного антикризисного управления
Принудительные меры воздействия применяются в отношении кредитной организации в тех случаях, когда это вытекает из характера допущенных нарушений с учетом того, что применение одних только предупредительных мер воздействия не приносит или не может обеспечить надлежащую корректировку деятельности кредитной организации.
Как следует из содержания ст.74 Закона «О ЦБ РФ» основаниями для применения принудительных мер являются:
- «нарушения кредитной организацией федеральных законов, издаваемых в соответствии с ними нормативных актов и предписаний Банка России, непредставления информации, представления неполной или недостоверной информации» (ч.1 ст.74 Закона);
- «неисполнения в установленный Банком России срок предписаний Банка России об устранении нарушений, выявленных в деятельности кредитной организации, а также в случае, если эти нарушения или совершаемые кредитной организацией банковские операции или сделки создали реальную угрозу интересам ее кредиторов (вкладчиков)» (ч.2 ст.74 Закона).
Законом предусмотрены следующие принудительные меры воздействия:
- штрафы;
- требование об осуществлении кредитной организацией мероприятий по ее финансовому оздоровлению, в том числе включая требование о предоставлении и выполнении плана мер по финансовому оздоровлению;
- требование о приведении в соответствие величины собственных средств (капитала) и размера уставного капитала кредитной организации в соответствие с пунктом 3 статьи 12 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций»;
- требование о реорганизации кредитной организации, в том числе включая требование о предоставлении и выполнении плана мероприятий по реорганизации;
- ограничение проведения кредитными организациями отдельных операций на срок до шести месяцев;
- запрет на осуществление кредитными организациями банковских операций, предусмотренных выданной лицензией, на срок до одного года;
- запрет на открытие филиалов на срок до одного года;
- запрет на осуществление реорганизации кредитной организации, если в результате ее проведения возникнут основания для применения мер по предупреждению банкротства кредитной организации, предусмотренные Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций»;
- требование о замене руководителей кредитной организации;
- назначение Временной администрации по управлению кредитной организацией;
- отзыв лицензии на осуществление банковских операций.
Рассмотрим подробным образом каждую из мер принудительного воздействия.
Штрафы.
Штраф - денежное взыскание, налагаемое на кредитную организацию в соответствии с установленными федеральными законами и нормативными актами Банка России основаниями для его применения (п.1.17.1 Инструкции №59).
Штраф может быть применен за каждый случай нарушения (неисполнения) требований федеральных законов и нормативных актов Банка России.
В ч.1 ст.74 Закона закреплено, что в случаях нарушения кредитной организацией федеральных законов, издаваемых в соответствии с ними нормативных актов и предписаний Банка России, непредставления информации, представления неполной или недостоверной информации Банк России имеет право требовать от кредитной организации устранения выявленных нарушений, взыскивать штраф в размере до 0,1 процента минимального размера уставного капитала.
Практика применения данной статьи внесла определенные коррективы в порядок ее применения. Согласно постановлению Федерального арбитражного суда Московского округа от 28 октября 2003 г. N КА-А40/8495-03 применение мер административной ответственности за нарушение банковского законодательства должно производиться в порядке и на основании КоАП РФ, и не может превышать установленный ч. 2 ст. 15.26 КоАП РФ размер - предупреждение или штраф в размере от 100 до 300 минимальных размеров оплаты труда. Таким образом, при определении размера штрафа должны учитываться не только нормы ФЗ «О ЦБ РФ», но и положения административного законодательства.
В соответствии с п.1.17.3 Инструкции №59 Банк России (его территориальное учреждение) установлен следующий порядок взыскания штрафа направляет кредитной организации предписание об уплате штрафа, в котором указываются сумма, срок перечисления штрафа, а также основания для его взыскания.
Согласно ст.ст.38 и 74 ФЗ «О ЦБ РФ» Банк России вправе обратиться в суд с иском о взыскании штрафа с кредитной организации.
Ограничение проведения кредитными организациями отдельных операций на срок до шести месяцев.
Согласно п.1.19 Инструкции №59 надзорный орган может ограничить на срок до шести месяцев выполнение кредитной организацией отдельных банковских операций и других сделок в рублях и иностранной валюте, предусмотренных выданными лицензиями, в случае нарушения кредитной организацией банковского законодательства, нормативных актов и предписаний Банка России, непредставления информации, представления неполной или недостоверной информации.
Ограничение вводится на осуществление кредитной организацией одной или нескольких банковских операций. Ограничение на выполнение кредитной организацией отдельных банковских операций предполагает установление надзорным органом количественных ограничений на проведение соответствующих операций (предельного объема остатков на соответствующих счетах, количества или круга клиентов, кредиторов, заемщиков). Мера воздействия в виде ограничения на осуществление кредитной организацией отдельных банковских операций распространяется на все филиалы кредитной организации и оформляется предписанием.
В случае принятия решения о направлении в Банк России ходатайства об отзыве у кредитной организации лицензии территориальное учреждение Банка России в день принятия такого решения должно ввести ограничение на выполнение данной кредитной организацией следующих банковских операций:
- привлечение денежных средств физических и юридических лиц во вклады (до востребования и на определенный срок), а также путем продажи им собственных ценных бумаг всех видов, привлечение новых межбанковских кредитов, открытие депозитных счетов клиентам, не являющимся учредителями (участниками) кредитной организации;
- открытие расчетных и текущих счетов клиентам, не являющимся учредителями (участниками) кредитной организации, счетов банкам-корреспондентам и иным кредитным организациям, открытие своих корреспондентских счетов в других банках и иных кредитных организациях;
- выдача банковских гарантий;
- проведение операций с физическими лицами по купле и продаже иностранной валюты;
- открытие обезличенных металлических счетов по привлечению драгоценных металлов во вклады (до востребования и на определенный срок) от физических и юридических лиц, не являющихся учредителями (участниками) кредитной организации;
- осуществление расчетов по поручению юридических лиц в части операций на перечисление средств в бюджеты всех уровней бюджетной системы РФ и бюджеты государственных внебюджетных фондов.
Запрет на осуществление кредитными организациями банковских операций, предусмотренных выданной лицензией, на срок до одного года.
Запрет на выполнение кредитной организацией отдельных банковских операций и других сделок в рублях и иностранной валюте, предусмотренных выданными лицензиями, может быть введен на срок до одного года в случае невыполнения в установленный Банком России срок предписаний об устранении нарушений, а также если эти нарушения или совершаемые кредитной организацией операции создали реальную угрозу интересам кредиторов (вкладчиков). Данный запрет означает требование полностью прекратить осуществление соответствующих операций, предусмотренных выданными банковскими лицензиями (в частности, запрет на привлечение денежных средств физических и юридических лиц во вклады означает, что кредитная организация не вправе с даты, установленной предписанием, принимать новые вклады и т.д.). Мера воздействия в виде запрета на осуществление кредитной организацией отдельных банковских операций распространяется на все филиалы кредитной организации и оформляется предписанием (п. 1.20 Инструкции №59).
Запрет на открытие филиалов на срок до одного года.
Запрет на открытие филиалов применяется в случае опасного нарастания проблем в деятельности кредитной организации, неудовлетворительного ее финансового положения, в целях ограничения риска кредиторов и клиентов кредитной организации. Надзорный орган вправе ввести запрет на открытие филиалов сроком до одного года. Запрет на открытие филиалов оформляется предписанием (п. 1.21 Инструкции №59).
Требование о замене руководителей кредитной организации.
Надзорный орган в случаях систематического (более трех раз за последние двенадцать месяцев) невыполнения кредитной организацией в установленный срок требований предписания об устранении нарушений, приведших к ухудшению ее финансового положения и созданию реальной угрозы интересам кредиторов (вкладчиков), выявления при проверках серьезных нарушений в организации бухгалтерского учета кредитной организации, несоблюдения банковского законодательства при выполнении банковских операций, а также операций на рынке ценных бумаг может предъявить требование о замене руководителей кредитной организации (единоличного и коллегиального исполнительного органа кредитной организации). Требование о замене руководителей кредитной организации оформляется в виде предписания (п. 1.22 Инструкции №59).
Отзыв лицензии на осуществление банковских операций.
Решению об отзыве лицензии, как правило, предшествует применение к кредитной организации предупредительных или принудительных мер воздействия. Решение об отзыве лицензии может быть принято без предварительного применения иных мер воздействия в случаях, когда дальнейшее проведение кредитной организацией банковских операций создает реальную угрозу интересам клиентов и кредиторов (вкладчиков), а применение иных мер в сложившейся ситуации признано Банком России нецелесообразным (п. 1.24 Инструкции №59).
Банк России может отозвать у кредитной организации лицензию на осуществление банковских операций в случаях:
1) установления недостоверности сведений, на основании которых выдана указанная лицензия;
2) задержки начала осуществления банковских операций, предусмотренных этой лицензией, более чем на один год со дня ее выдачи;
3) установления фактов существенной недостоверности отчетных данных;
4) задержки более чем на 15 дней представления ежемесячной отчетности (отчетной документации);
5) осуществления, в том числе однократного, банковских операций, не предусмотренных указанной лицензией;
6) неисполнения федеральных законов, регулирующих банковскую деятельность, а также нормативных актов Банка России, если в течение одного года к кредитной организации применялись меры, предусмотренные Законом о Центральном банке, а также неоднократного нарушения в течение одного года требований, предусмотренных ст.6 и 7 Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»;
7) неоднократного в течение одного года виновного неисполнения содержащихся в исполнительных документах судов, арбитражных судов требований о взыскании денежных средств со счетов (с вкладов) клиентов кредитной организации при наличии денежных средств на счетах (во вкладах) указанных лиц;
8) наличия ходатайства временной администрации, если к моменту окончания срока деятельности указанной администрации, установленного Законом о несостоятельности (банкротстве), имеются основания для ее назначения;
9) неоднократного непредставления в установленный срок кредитной организацией в Банк России обновленных сведений, необходимых для внесения изменений в единый государственный реестр юридических лиц, за исключением сведений о полученных лицензиях (ч. 1 ст. 20 Закона о банках и банковской деятельности).
Банк России обязан отозвать лицензию на осуществление банковских операций в случаях, если:
1) достаточность капитала кредитной организации становится ниже 2%. Если в течение последних 12 месяцев, предшествующих моменту, когда у кредитной организации должна быть отозвана лицензия, Банк России изменял методику расчета достаточности капитала кредитной организации, применяется методика, в соответствии с которой достаточность капитала кредитной организации достигает максимального значения;
2) размер собственных средств (капитала) кредитной организации ниже минимального значения уставного капитала, установленного Банком России на дату государственной регистрации кредитной организации;
3) кредитная организация не исполняет в срок, установленный Законом о несостоятельности (банкротстве), требования Банка России о приведении в соответствие величины уставного капитала и размера собственных средств (капитала);
4) кредитная организация не способна удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей в течение одного месяца с наступления даты их удовлетворения и (или) исполнения. При этом указанные требования в совокупности должны составлять не менее 1000-кратного размера минимального размера оплаты труда, установленного «Законом о банках и банковской деятельности» (ч. 2 ст. 20).
Кредитная организация не может быть привлечена Банком России к ответственности за совершение нарушения, если со дня его совершения истекло пять лет.
3. Характеристика процедуры введения внешнего управления в кредитной организации
Временная администрация является специальным органом управления кредитной организацией, назначаемым Банком России. Решение о назначении временной администрации принимается по ходатайству территориального учреждения Банка России и(или) Департамента лицензирования деятельности и финансового оздоровления кредитных организаций Банка России.
Ходатайство о назначении временной администрации должно содержать:
• сведения о кредитной организации;
• обоснование назначения временной администрации в соответствии с
требованиями, установленными Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций»;
• сведения о финансовом состоянии кредитной организации;
• предложение о сроке действия временной администрации;
• предложение о составе временной администрации;
• предложение о полномочиях временной администрации и полномочиях исполнительных органов кредитной организации (об ограничении либо о приостановлении полномочий исполнительных органов кредитной организации);
• список банков-корреспондентов кредитной организации;
• другие данные.
Решение о назначении временной администрации оформляется приказом Банка России, который подписывает Председатель Банка России или его заместитель. Приказ Банка России о назначении временной администрации доводится до территориальных учреждений Банка России и кредитных организаций в порядке, установленном нормативными актами Банка России, и публикуется Банком России в «Вестнике Банка России» в течение 10 дней с момента его принятия.
Порядок назначения, организации, осуществления и прекращения деятельности временной администрации по управлению кредитной организацией устанавливается Федеральным законом «О Центральном Банке РФ (Банке России)», Федеральным законом «О банках и банковской деятельности», а также Положением ЦБ №279-П от 9 ноября 2005 года. Временная администрация назначается Банком России в кредитную организацию на срок до шести месяцев, за исключением случая, предусмотренного п. 4 ст. 18 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций». В соответствии с данным пунктом после отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций временная администрация действует до момента назначения ликвидатора либо до момента назначения конкурсного управляющего.
Задачей временной администрации является сохранение или восстановление платежеспособности банка в интересах его кредиторов и вкладчиков, а также акционеров (пайщиков) и создание работоспособного управленческого механизма, обеспечивающего устранение выявленных нарушений и осуществление других мер по финансовому оздоровлению банка.
Структура временной администрации: руководитель временной администрации, заместитель руководителя временной администрации (при необходимости) и рядовые члены временной администрации. Количественный состав временной администрации определяется в зависимости от наличия у кредитной организации филиальной сети, а также от характера и объема предстоящей работы.
В соответствии со ст. 21 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» в случае ограничения полномочий исполнительных органов кредитной организации временная администрация осуществляет следующие функции:
• проводит обследование кредитной организации;
• устанавливает наличие оснований для отзыва лицензии, предусмотренных ст. 20 Федерального закона «О банках и банковской деятельности»;
• участвует в разработке кредитной организацией мероприятий по ее финансовому оздоровлению и контролирует их реализацию;
• контролирует распоряжение имуществом кредитной организации в пределах, установленных настоящим Положением (статьей);
• иные функции в соответствии с федеральными законами.
В случае ограничения полномочий исполнительных органов кредитной организации руководитель временной администрации:
• обеспечивает доведение до сведения учредителей (участников), кредиторов и должников кредитной организации приказа Банка России о назначении временной администрации;
• распределяет обязанности между членами временной администрации; подписывает распоряжения временной администрации, обязательные для исполнения членами временной администрации и служащими кредитной организации;
• обеспечивает осуществление функций временной администрации;
• устанавливает порядок перераспределения (в случае необходимости) средств между филиалами кредитной организации.
В соответствии с п. 3 ст. 21 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» органы управления кредитной организации вправе только с согласия временной администрации совершать сделки:
• связанные с передачей недвижимого имущества кредитной организации в аренду, залог, с внесением его в качестве вклада в уставный капитал третьих лиц, а также с распоряжением таким имуществом иным образом;
• связанные с распоряжением иным имуществом кредитной организации, балансовая стоимость которого составляет более 1% от балансовой стоимости активов кредитной организации, в том числе с выдачей кредитов и займов, учетом векселей, с проведением операций с ценными бумагами (включая выпуск собственных ценных бумаг), выдачей гарантий и поручительств, уступкой прав требований, переводом и прощением долга, новацией, отступным, а также с учреждением доверительного управления;
• с заинтересованными лицами в отношении кредитной организации, определяемыми в соответствии с Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)».
В случае выявления признаков совершения преступления временная администрация направляет информацию в правоохранительные органы, территориальное учреждение Банка России и Банк России.
В соответствии со ст. 22 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» в случае приостановления полномочий исполнительных органов кредитной организации временная администрация осуществляет следующие функции:
• реализует полномочия исполнительных органов кредитной организации;
• проводит обследование кредитной организации;
• устанавливает наличие оснований для отзыва лицензии, предусмотренных ст. 20 Федерального закона «О банках и банковской деятельности»;
• разрабатывает мероприятия по финансовому оздоровлению кредитной организации, организует и контролирует их исполнение;
• принимает меры по обеспечению сохранности имущества и документации кредитной организации;
• устанавливает кредиторов кредитной организации и размеры их требований по денежным обязательствам;
• принимает меры по взысканию задолженности перед кредитной организацией;
• обращается в Банк России с ходатайством о введении моратория на удовлетворение требований кредиторов кредитной организации;
• иные функции в соответствии с федеральными законами.
В случае приостановления полномочий исполнительных органов кредитной организации руководитель временной администрации осуществляет полномочия, указанные в настоящем Положении, а также:
• осуществляет предусмотренные учредительными документами кредитной организации полномочия руководителя кредитной организации;
• действует от имени кредитной организации без доверенности;
• выдает доверенности сотрудникам кредитной организации и иным лицам, в том числе с правом передоверия;
• обеспечивает проведение ревизии банкнот, ценностей, находящихся в кассах, банкоматах и прочее;
• обеспечивает проведение инвентаризации основных средств и
материальных активов кредитной организации;
• распоряжается имуществом кредитной организации.
При осуществлении указанных в настоящем Положении функций временная администрация:
• получает от органов управления кредитной организации необходимую информацию и документы, касающиеся деятельности кредитной организации;
• предъявляет от имени кредитной организации иски в суды общей юрисдикции, арбитражные суды и третейские суды;
• назначает представителей временной администрации в филиалы кредитной организации, а также в органы управления ее дочерних организаций;
• согласовывает решения совета директоров (наблюдательного совета) или решения общего собрания учредителей (участников) кредитной организации, за исключением решений о совершении сделок, предусмотренных настоящим Положении;
• вправе отстранить членов исполнительных органов кредитной организации от работы (освободить от занимаемой должности) и приостановить выплату им заработной платы;
• вправе собирать собрание учредителей (участников) кредитной организации в порядке, установленном федеральными законами;
• вправе обратиться от имени кредитной организации в суд с требованием о привлечении к ответственности членов Совета директоров (наблюдательного совета) кредитной организации, руководителя кредитной организации (директора; генерального директора) и (или) членов коллегиального исполнительного органа, кредитной организации (правления, дирекции), если их виновными действиями (бездействием) кредитной организации были причинены убытки, в размере причиненных убытков, если иные основания и размер ответственности не установлены федеральными законами;
• обращается от имени кредитной организации в суд или арбитражный суд с требованием о признании сделок, совершенных кредитной организацией в течение трех лет до дня назначения временной администрации, недействительными, если указанные сделки отвечают признакам недействительности сделок, указанным в ст. 28 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций».
Решения, принятие которых относится к компетенции совета директоров (наблюдательного совета) или общего собрания учредителей (участников) кредитной организации, вступают в силу только с согласия временной администрации.
Временная администрация вправе только с согласия совет директоров (наблюдательного совета) или общего собрания учредителей (участников) кредитной организации в пределах их компетенции, установленной федеральными законами и учредительными документами кредитной организации, совершать сделки, связанные:
• с передачей недвижимого имущества кредитной организации в аренду, залог, с внесением его в качестве вклада в уставный капитал третьих лиц, а также с распоряжением таким имуществом иным образом;
• с распоряжением иным имуществом кредитной организации, балансовая стоимость которого составляет более 5% от балансовой стоимости активов кредитной организации, в том числе с выдачей кредитов и займов, выдачей гарантий и поручительств, уступкой прав требований, переводом и прощением долга, новацией, отступным, а также с учреждением доверительного управления.
Руководитель кредитной организации не позднее дня, следующего за днем назначения временной администрации, обязан передать ей печати (штампы) кредитной организации, а в сроки, согласованные с временной администрацией, передать бухгалтерскую и иную документацию согласно перечню документации кредитной организации, подлежащей приему-передаче при назначении временной администрации и прекращении ее деятельности, материальные и иные ценности кредитной организации.
Временная администрация не может самостоятельно распоряжаться определенным имуществом кредитной организации. Сделки, связанные с распоряжением недвижимым имуществом кредитной организации, а также иным имуществом, балансовая стоимость которого составляет более 5 процентов балансовой стоимости активов кредитной организации, временная администрация вправе осуществлять только с согласия Совета директоров (наблюдательного совета) кредитной организации или общего собрания ее участников (пункт 3 статьи 22 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций»).
В соответствии с п. 2 ст. 17 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» Банк России обязан назначить временную администрацию в кредитную организацию не позднее дня, следующего за днем отзыва у кредитной организации лицензии.
Временная администрация осуществляет полномочия исполнительных органов кредитной организации и руководствуется в своей деятельности законодательством РФ.
Прием-передача документации кредитной организации, ревизия банкнот, монет и иных ценностей, инвентаризация основных средств и материальных активов кредитной организации осуществляются в соответствии c законодательством.
В период после отзыва у кредитной организаций лицензии и до момента назначения ликвидатора либо до момента назначения конкурсного управляющего временная администрация вправе совершать операции по взысканию и получению в безналичной и наличной денежной форме дебиторской задолженности, неустоек, пеней и штрафов, возврату авансовых платежей кредитной организации, получению средств от погашения ценных бумаг и доходов по ценным бумагам, принадлежащим кредитной организации на праве собственности, осуществлению платежей кредитной организации по исполнительным документам и др.
Переоценка средств кредитной организации в иностранной валюте и драгоценных металлах осуществляется при их списании (реализации), которое осуществляется в ходе ликвидации кредитной организации.
Обязательства кредитной организации в иностранной валюте учитываются на балансе кредитной организации в валюте РФ по официальному курсу иностранных валют к российскому рублю, установленному Банком России, действовавшему на момент отзыва у кредитной организации лицензии.
До момента назначения конкурсного управляющего (ликвидатора) запрещается заключение сделок кредитной организации и исполнение обязательств по сделкам кредитной организации, включая погашение кредиторской задолженности в любой форме и иное отчуждение имущества, за исключением сделок, связанных с продолжением функционирования кредитной организации, например, оплата труда лиц, работающих по трудовому договору или по контракту, осуществление текущих платежей за коммунальные и эксплуатационные услуги.
Указанные расходы осуществляются с корреспондентского счета кредитной организации. В случае отсутствия денежных средств на счете в подразделении расчетной сети Банка России по распоряжению руководителя временной администрации осуществляется продажа иностранной валюты, находящейся на валютных счетах кредитной организации, с последующим перечислением вырученных от продажи средств на корреспондентский счет кредитной организации в подразделении расчетной сети Банка России.
В случае признания кредитной организации банкротом или принятия решения о ее принудительной ликвидации временная администрация в сроки, установленные приказом Банка России о прекращении деятельности временной администрации, обязана передать конкурсному управляющему (ликвидатору) печати и штампы, материальные и иные ценности, бухгалтерскую и иную документацию кредитной организации, необходимые конкурсному управляющему (ликвидатору) для выполнения его функций.
Не позднее 15 дней со дня издания приказа Банка России об отзыве лицензии временная администрация обязана возвратить в территориальное учреждение Банка России подлинный экземпляр лицензии.
Деятельность временной администрации прекращается по истечении срока, на который она назначена. В иных случаях решение о прекращении деятельности временной администрации принимается Правлением Банка России с учетом обоснования, представленного департаментом банковского надзора и руководителем временной администрации.
Деятельность временной администрации может быть прекращена досрочно:
• в случае устранения причин, послуживших основанием для ее назначения;
• после вынесения арбитражным судом решения о признании кредитной организации банкротом и об открытии конкурсного производства или вступления в силу решения арбитражного суда о назначении ликвидатора;
• по другим причинам.
Решение о прекращении деятельности временной администрации оформляется приказом Банка России, который подписывает Председатель Банка России или его заместитель. Приказ Банка России о прекращении деятельности временной администрации доводится до территориальных учреждений Банка России и кредитных организаций в порядке, установленном нормативными актами Банка России, и публикуется Банком России в «Вестнике Банка России» в течение 10 дней с момента его принятия.
При прекращении деятельности временной администрации и восстановлении полномочий исполнительного органа кредитной организации, руководитель временной администрации передает в Департамент по организации банковского санирования Банка России по акту приема-передачи дела, заведенные в период работы временной администрации.
Заключение
Эффективное управление в проблемных кредитных учреждениях на сегодняшний день особенно актуально. Нарастающий кризис российской банковской системы порождает все новые и новые кредитные институты, нуждающиеся в антикризисном менеджменте. Финансовые потери не являются неизбежными. При правильной макроэкономической политике с созданием эффективной системы оценки деятельности кредитных институтов, совершенствовании деятельности служб банковского надзора как при лицензировании банков, так и при ежемесячном отслеживании результатов их деятельности, а также при профессиональном проведении инспекционных проверок вероятность появления финансовых проблем можно существенно снизить.
Отправным моментом антикризисного управления в кредитной организации является получение неудовлетворительных данных анализа деятельности. Чем раньше выявлены недостатки в деятельности и определены основные направления работы, тем больше шансов восстановить утраченные возможности кредитной организации.
Раннее выявление и фиксация проблем в большинстве случаев возможны только посредством анализа финансового состояния. К сожалению, современные методики не лишены недоработок, и либо углубленный анализ деятельности кредитной организации позволяет сделать вывод о наступившем кризисе, либо непосредственное проявление все нарастающих кризисных тенденций фиксирует факт проблемности кредитной организации.
Серьезное влияние на деятельность кредитных организаций оказывает внешняя среда, вызванная проведением макроэкономической политики. Несмотря на то, что высокие темпы инфляции могут принести относительную временную выгоду коммерческим банкам, в экономике в целом они порождают неопределенность и значительные потери национального богатства, которые со временем обязательно отразятся на состоянии коммерческих банков. Ни одна финансовая система не может оставаться прибыльной в долгосрочной перспективе при наличии значительных проблем у производственного сектора.
Состояние отечественных банков с отозванной лицензией позволяет сделать вывод о том, что в целом их балансы отражают те же негативные моменты, которые имеются и у проблемных банков других. Поэтому для преодоления основных перечисленных недостатков необходимо ужесточение мер надзорного характера, направленных на увеличение собственного капитала банков, соблюдение банками нормативов ликвидности, предотвращение концентрации значительных вложений банков в одной сфере. Кроме того, необходимо пересмотреть порядок начисления резервов по ссудам, возможно процентное установление отчислений от фактических объемов всех выданных кредитов с тем, чтобы устранить предвзятое мнение банка по качеству его активов.
Список использованных источников
Назарова Е.В. АНТИКРИЗИСНОЕ УПРАВЛЕНИЕ КРЕДИТНЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ: Учебно-практическое пособие. – М.:Изд. центр ЕАОИ. – 2007. – 237 с.;
Тавасиев А.М. Антикризисное управление кредитными организациями: Учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Финансы и кредит» и «Антикризисное управление». – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006;
Федеральный закон №86-ФЗ от 10.07.2002 года «О Центральном банке РФ».
Федеральный закон №17-ФЗ от 03.02.1996 года «О банках и банковской деятельности».
Федеральный закон от 25 февраля 1999 г. №40-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» (с изменениями от 2 января 2000 г., 19 июня, 7 августа 2001 г., 21 марта 2002 г., 8 декабря 2003 г., 20 августа 2004).
Письмо ЦБ РФ «О критериях определения финансовой устойчивости кредитных организаций №766-У от 31.03.2000 года.
Письмо ЦБ РФ «Рекомендации по анализу ликвидности кредитных организаций» №139-Т от 27.07.2000 года.