Челябинская Государственная Академия Культуры и Искусств
Культурологический факультет
Контрольная работа по зарубежной литературе
Лирика Лорки
Выполнил: Студентка 2 курса
Группа ССо № 208
Прямичкина Л.В.
Проверил: Андрушко Ю.П.
г. Челябинск – 2008 г.
План
Особенности исторической эпохи
Ф.Г.Лорка и сюрреализм
Характеристика этапов творчества Лорки
Особенности поэтики на примере анализа стихотворения «Возвращение с прогулки»
Значение творчества
Список литературы
Двадцатый век стал новым «золотым веком» испанской литературы. После долгого столетнего застоя заново рождалась поэзия: Мишель де Унамуно, Антонио Мачадо, Рамон дель Валье-Инклан – с них начался в Испании XX век.
Всплеск поэзии вызван был событиями, происходившими в стране. Ведь лирика – это «голос души», «голос сердца», который быстро реагирует и отвечает на потрясения. Поражения в испано-американской войне, потеря последних заокеанский колоний в 1898 году (год рождения Ф. Г. Лорки) привели к осмыслению трагедии Испании, к социально-философским и историческим проблемам, которые нашли свое отражение в лирике. На книгах Асорина, Бароху, Хименеса и др., растревоживших страну, росли молодые поэты, среди которых и оказался Лорка. Война, смерть или изгнание – вот, что ожидало всех этих поэтов. И предчувствие этой судьбы, знание ее неизбежности пронизывают испанскую поэзию XX века. Именно этим и объясняется напряженность, свойственная ей.
Начало XX века в западной литературе ознаменовано возникновением модернистских течений как реакция на исторические потрясения, как своего рода «уход» от реальности: имажизм – в англо-американской литературе, экспрессионизм – в германской и скандинавской поэзии, сюрреализм – во Франции и Испании.
Для сюрреализма характерно стремление порвать со всей предшествующей культурной традицией, с литературой прошлого (18-19 веков). Апелляция к собственным ассоциациям, ставка на иррациональность, восприятие мира как хаоса, сотворение в произведениях собственной реальности – вот с чего начинался XX век, вот к чему привели исторические катаклизмы и философские школы Ницше, Фрейда, Юнга и т.д.
Несмотря на то, что сюрреализма как течение сформировался во Франции (А. Бретон, Л. Арагон), самое известное имя сюрреалиста принадлежит Испании – это Сальвадор Дали, в творчестве которого художественный мир сюрреализма нашел наиболее яркое воплощение.
Интерес С. Дали вызывал и у Лорки, и в творчестве поэта очевидны некоторые элементы схождении с сюрреализмом, но назвать Лорку сюрреалистом неправомерно. Сам поэт говорил: «Светоч поэзии – противоречие», - именно данное утверждение является стержнем его эстетики. По мнению Лорки, поэтический факт рождается от столкновения противоречий, от сплетения контрастных линий, и все же отношения Лорки с сюрреализмом были намного сложнее: «Все мы идем по двум ложным дорогам, - писал Лорка своему другу, - одна ведет к романтизму, другая – к высохшим змеиным шкуркам и пустым стрекозам». Так поэт называл неоклассику с ее точно выверенной искусностью. Сложнее о плодотворнее была связь Лорки с тем, что он назвал романтизмом. По сути он говорит о сюрреализме. В творчестве Лорки сюрреалистические элементы появляются в сложном сочетании с фольклорными, взаимодействуя и переплетаясь друг с другом, и те и другие видоизменяются. Лорка был самостоятелен по отношению к сюрреалистическому движению. Если для сюрреализма характерно полное отсутствие логических связей, то Лорка подчеркивает строгую поэтическую логику своих произведений. Предлагаемые же сюрреалистами способы интуитивного познания и освобождения от реального мира кажутся ему лишь несколькими из многих и далеко не главными. Для поэта сюрреалистический сон – не более чем попытка защитить себя от трагедии мира, бегство, но не освобождение. Он не уходит и не уводит от мира, а раскрывает его трагическую сущность, не сглаживает противоречия, а обостряет их.
Творческий путь Лорки начался с прозы (1918г. – сборник путевых заметок «Впечатления и пейзажи»), но в 1921 году появляется первый поэтический сборник «Книга стихов». Это самый большой из сборников Лорки. Здесь поэт пробует свои силы в самых различных жанрах: элегия, баллада, песня, мадригал и др. Здесь мы встретим и повествовательные стихи, и песни, и романсы, и импрессионистические зарисовки:
Покрыта засохшей кровью
рана заката,
бумага бесцветных гор
скомкана, смята…
У неба пепельный цвет,
а у деревьев – белый.
(«Поле»)
Собственный голос поэта зазвучит в его следующих книгах: «Поэме Канте хондо» (1921г.) и «Песнях»(1921 – 1924гг.). Необычайно здесь то, что поэтическое самоопределение ускорила музыка, вошедшая в его жизнь с раннего детства. Даже стихи носят музыкальные названия: «Схематический ноктюрн», «Серенада»», Прелюдия» и др. Именно в этих сборниках углубляется связь поэзии Лорки с фольклором. Фольклор, по мнению Лорки, нельзя имитировать, копировать. Поэт стремится постичь мироощущение, свойственной мифу, ведь фольклор для Лорки – это традиция, устремленная в будущее, залог бесконечного обновления. Возможно, поэтому лирика Лорки очень далека от фольклорных стилизаций, захлестнувших Испанию в начале XX века. Тоска, горе, смерть, разлука – вот основные мотивы лирики в «Стихах о Канте хондо». Возникает ощущение не просто тревоги, но зыбкости, ненадежности всего окружающего, ощущение того, что лирический герой стоит на грани между жизнью и смертью, сна и яви. Эта грань – запечатленный, замерший миг, сиюминутная картинка. И это сближает Лорку с импрессионизмом:
Лунная вершина,
ветер по долинам…
Лунная дорожка,
ветер над луною…
(«Ноктюрны из окна»)
Тень моя скользит в реке,
молчаливая, сырая.
Из нее лягушки звезды,
как из сети, выбирают…
(«Дебюсси»)
Недосказанность, свойственная Лорке, - это не прерванная мысль. На фоне порой импрессионистической зарисовки звучит напряженный голос лирического героя, который умеет, не договорив, сказать все, подчеркивая еще больше грань свободы и принуждения, счастья и беды:
На желтой башне
колокол звенит.
На желтом ветре
звон плывет в зенит.
Дорогой, обрамленной плачем,
шагает смерть в венке увядшем…
…Из пыли бриз мастерит серебряные кили.
(«Вопль»)
Вообще образ смерти у Лорки довольно-таки постоянен. Но смерть для него неразделима с любовью, это понятия возвышающие. Смерть и реальна и призрачно одновременно. Но в мире Лорки смерть – не знак конца, а знак свободы. Это выбор героя, это вызов миру.
В 1928 году выходит «Цыганское романсеро», самая завершенная и цельная книга Лорки. В этом сборнике автору удалось возродить и преобразить романс – старинный, исконно испанский жанр. Кроме того, в «Цыганском романсеро» Локка воплотил преображенный миф. Для этой книги основными стали мотив смерти, луны, любви, а единственным персонажем – андалузская тоска:
Родится ли когда иль не родится
с судьбой такою бурной андалузец?
О красоте твоей пою со стоном,
и грустно шелестит в оливах ветер.
(«Отсутствующая душа»)
То, что Лорка создает свою собственную мифологию, очевидно. Летом 1929 года он уезжает в Америку, а после возвращения выходит его новая книга стихов «Поэт в Нью-Йорке», которая явилась сюрреалистическим экспериментом. Все прежде традиционные мотивы для Лорке здесь доходят до кульминации: до смерти. Даже излюбленные его мотивы сна и смерти возведены до однообразной серой массы. Совершенно сюрреалистическая образность сопровождается отсутствием какой-либо окрашенности. Единственный красный тон – это раненое сердце поэта. Традиционно принято считать, что этим циклом Лорка предсказал трагедию своей страны.
Вообще можно выделить несколько основных тем, которые проходят через все творчество Лорки.
Во-первых, неизменным образом, встречающимся во всех книгах, является гитара. С гитарой в руках лирический герой поет серенаду, с гитарой он коротает часы одиночества, с гитарой идет на смерть. Гитара – неизменный спутник испанского народа, способный хотя бы отчасти выразить его душу.
В стихах Лорки всегда звучит нота любви: любви к женщине, любви к родной Испании.
Но любовь у Лорки неизменно связана со смертью. Возможно, это отпечаток времени, исторических событий.
Отсюда, возможно, и неизбежное глубокое одиночество, которое пронизывает все циклы стихов.
4. Особенности поэтики на примере анализа стихотворения «Возвращение с прогулки»
Особенности же художественного мира и поэтики Лорки рассмотрим на конкретном примере.
Возвращение с прогулки.
Я в этом городе раздавлен небесами.
И здесь, на улицах с повадками змеи,
где ввысь растет кристаллом косный камень,
пусть отрастают волосы мои.
Немое дерево с культями чахлых веток,
ребенок, бледный белизной яйца,
лохмотья луж на башмаках, и этот
беззвучный вопль разбитого лица,
тоска, сжимающая душу обручами,
и мотылек в чернильнице моей…
И, сотню лиц сменивший за сто дней, -
я сам, раздавленный чужими небесами.
Все стихотворение проникнуто чувством одиночества, тоски, неизбежности и ужаса. Автор рисует картину города, но эта картина ужасает, так как перед нами предстает мертвый город: здесь «немое дерево», бледный ребенок, лужи и грязь, тоска и «мертвые» люди, обезличенные и немые. В этом городе все живое оказывается мертвым: культи веток, мотылек – в чернильнице, здесь растет только «косный камень».
Мы видим, что лирическому герою чужд этот мир: Я сам, раздавленный чужими небесами, - говорит он. Он противопоставляет, отделяет себя от толпы («сотни лиц – и я»), которая предстает безликой и агрессивной («разбитые немые лица»). Отсюда и чувство одиночества. Кроме того, возникает ощущение, что эта страна, чуждая лирическому герою, тоже мертва и будущего у нее нет. Если обратиться к названию цикла, открывающего весь сборник стихов «Поэт в Нью-Йорке» - «Стихи об одиночестве в Колумбийском Университете» - цикла, в который входит данное стихотворение, то становится понятным, что толпа – это молодежь, студенты. А что может ждать страну, молодежь которой «мертва». Показательным является и то, что данное стихотворение открывает сборник, сразу настраивая читателя на восприятие всех последующих стихотворений. Интересно и то, что данное ощущение одиночества и безысходности возникает у лирического героя после прогулки, возможно, после первого знакомства с городом. Чего же можно ожидать при более близком знакомстве? Несмотря на то, что это первое впечатление, общее восприятие Нью-Йорка у лирического героя не изменится, а только усилится возникшее чувство одиночества.
Самое ужасное в том, что смерть и безликость всего живого в этом стихотворении, как и во всех стихах сборника, стала буднична, привычна. Здесь нет былого возвеличивания смерти, как это было в раннем творчестве поэта. Здесь смерть доведена до однообразной серой массы.
Если обратить внимание на цветовую гамму стихотворения, то мы увидим, что преобладающими цветами являются серый и черный («косный камень», тяжелое небо, культи чахлых веток, лохмотья луж, чернильница), а также контраст белого и черного: бледное лицо ребенка на фоне «мертвого» дерева и белый «мотылек в чернильнице». Это цветовая гамма еще больше усиливает ощущение одиночества и рождает чувство страха, ужаса и всеобъемлющей тоски, ведь весь мир лишен красок.
Создать картину мертвого, чуждого города помогают автору и средства художественной выразительности. Язык Лорки очень метафоричен:
о петляющих улицах он говорит - «улицы с повадками змеи»;
о небоскребах – «ввысь растет кристаллом косный камень»;
о грязи – «лохмотья луж на башмаках»
Автор играет различными образами, олицетворяя то дерево, то улицы. Но самым основным, емким образом стихотворения становится «тоска, сжимающая душу обручами», страшная, живая, всеобъемлющая тоска, из-за которой и «небеса давят».
Данным настроением, мироощущением, как говорилось уже выше, проникнут весь сборник, и затронутые в данном стихотворении мотивы будут развиваться, а на фоне серой безликой массы появится единственно красное раненое сердце поэта, единственное живое начало в этом мире.
Жизнь и поэзия Локки были оборваны на полуслове. Многому из задуманного не суждено было увидеть свет. Но всему творчеству этого великого Испанского поэта была свойственна искренность, лиричность, возрождение и продолжение традиций испанской культуры, но и литературные эксперименты.
Ответственность за судьбу страны, неподдельный патриотизм, боль и любовь, испытываемые по отношению к Испании, желание сделать свою страну лучше – вот, что привлекало современников. Со страниц его книг встает вольный, высокий, неучтожимый мир, который так хотели испанцы видеть в реальности. И этот мир остался жить в народной памяти, когда книги Лорки были публично сожжены. Возможно, верой в светлое будущее Испании, звучащей со страниц произведений Лорки, объясняется актуальность его творчества и в наши дни.
Список литературы
Зарубежная литература XX века / под ред. Андреева. – М., 1985г.
Лорка Ф. Г. Избранное. – М., 1986г.
Лорка Ф.Г. Стихи и песни. – М., 1980г.
Малиновская Н. Самая печальная радость. / Лорка Ф. Г. Избранное. – М., 1986г.
Малиновская Н. Дерево песен. / Лорка Ф.Г. Стихи и песни. – М., 1980г.
Модернизм в зарубежной литературе. – М., 1987г.