Реферат
По предпринимательскому праву
На тему: "Правовое регулирование рынка ценных бумаг в Российской Федерации"
Выполнила
студентка 4-го курса
заочной формы обучения
юридического факультета
2010г
Содержание
Введение
1. Понятие, виды и правовое регулирование рынка ценных бумаг
2. Понятие и виды эмиссионных ценных бумаг
2.1 Эмиссия ценных бумаг
3. Профессиональные участники рынка ценных бумаг
4. Основы государственного регулирования рынка ценных бумаг
4.1 Лицензирование деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг
4.2 Организация федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг
4.3 Поддержание законности и конкурентной среды на рынке ценных бумаг
4.4 Создание условий для деятельности саморегулируемых организаций профессиональных участников рынка ценных бумаг
Заключение
Список литературы
Введение
Рыночная экономика, являясь сложной иерархической структурой, состоит из множества взаимосвязанных элементов, в совокупности представляющих механизм функционирования экономики.
Рынок ценных бумаг - лишь один из видов рынка, призванный, с одной стороны, способствовать развитию так называемых первичных рынков (товарного рынка, рынка работ, рынка услуг и т.д.), а с другой - решать собственные задачи, способствовать реализации функций, направленных на обеспечение процесса инвестиций в производство и сферу услуг, получение прибыли от операций на рынке и т.д.
Определение места, роли рынка ценных бумаг в экономике, в решении задач, стоящих перед государством и обществом, позволяет выбрать наиболее адекватные пути и способы регулирования возникающих отношений.
Рынок ценных бумаг призван обеспечивать бесперебойное финансирование первичных рынков - товарного, рынка услуг и других путем предоставления возможностей по получению участниками рынка необходимых финансовых ресурсов для развития производственно-хозяйственной деятельности.
Важную роль в рыночной экономике играет финансовый рынок, состоящий из денежного рынка и рынка капиталов.
Рынок капиталов, в свою очередь, состоит из фондового рынка и кредитного рынка. Фондовый рынок составляет часть рынка ценных бумаг. На фондовом рынке обращаются лишь эмиссионные (инвестиционные) ценные бумаги, отвечающие требованиям, установленным в Законе о рынке ценных бумаг.
Значительная часть ценных бумаг относится не к фондовому, а к денежному и товарному рынкам. Так, к ценным бумагам товарного рынка относятся коносаменты, товарные векселя и варранты, а к ценным бумагам денежного рынка - чеки, аккредитивы и другие ценные бумаги, связанные с обращением денежных средств на рынке.
Кроме того, необходимо учитывать, что в условиях развития современного рынка все большую роль играют так называемые производные инструменты (деривативы) финансового, денежного и товарного рынков (фьючерсы, в том числе на базе индекса акций или валюты, свопы и т.п.), которые с точки зрения действующего гражданского законодательства России не являются ценными бумагами, но значение которых постоянно возрастает.
Таким образом, место рынка ценных бумаг определяется его ролью и функциями в структуре рыночной экономики. Он призван обслуживать нормальное функционирование первичных рынков, являясь производным комплексным образованием, тесно связанным как с рынком капиталов и денежным рынком, так и с рынком товаров, работ и услуг.
1. Понятие виды и правовое регулирование рынка ценных бумаг
Понятие "рынок ценных бумаг" является не только правовой, но и экономической категорией, имеющей огромное значение для развития экономики современного государства. Рынок ценных бумаг — составная часть финансового рынка. Определяя место рынка ценных бумаг в рыночной экономике, исследователи, прежде всего, разделяют финансовый рынок на денежный рынок и рынок капиталов. Рынок капиталов, в свою очередь, состоит из фондового рынка и кредитного рынка. Фондовый рынок составляет часть рынка ценных бумаг. На фондовом рынке обращаются лишь эмиссионные (инвестиционные) ценные бумаги, отвечающие требованиям, установленным в Федеральном законе от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг".
С точки зрения экономической теории рынок ценных бумаг как сегмент финансового рынка, обеспечивающего распределение денежных средств между участниками экономических отношений, охватывает как кредитные отношения, так и отношения совладения, выражающиеся через выпуск специальных документов (ценных бумаг), которые имеют собственную стоимость и могут продаваться, покупаться и погашаться.
Легального правового понятия рынка ценных бумаг действующее российское законодательство не содержит. В правовой литературе термин "рынок ценных бумаг" также раскрывается по-разному, единого его определения юридическая наука не выработала. Так, с точки зрения исследователей гражданско-правовых отношений рынок ценных бумаг может быть определен как совокупность сделок, совершаемых участниками имущественного оборота по поводу ценных бумаг.
Такая позиция, приемлемая для цивилистической науки, является слишком узкой для предпринимательского права и обоснованно критикуется исследователями, предлагающими более широкое определение понятия рынка ценных бумаг, понимая его как совокупность отношений между его участниками (субъектами) по поводу объектов рынка.
На наш взгляд, такое широкое определение может быть применено к любому рынку, как ценных бумаг, так и товарному или финансовому, т.е. оно не отражает специфики определяемого понятия. Более точной представляется следующая формулировка: рынок ценных бумаг представляет собой сферу обращения ценных бумаг, обладающих свойствами специфического товара, по особым правилам и в рамках определенной территории между субъектами, осуществляющими или иным образом воздействующими на их выпуск, обращение и погашение.
Исходя из различных критериев, возможна классификация рынков ценных бумаг на виды. В зависимости от территории охвата рынки ценных бумаг могут быть международными, национальными (в рамках одного государства), региональными и местными.
С точки зрения предмета, относительно которого складываются отношения между участниками рынка, можно выделить рынок акций, рынок облигаций, в том числе государственных, рынок иных ценных бумаг.
Имея в виду специфику первоначального размещения и дальнейшего обращения ценных бумаг (связи объектов рынка ценных бумаг с их выпуском и обращением), рынки ценных бумаг можно классифицировать на первичные (возникающие при эмиссии ценных бумаг) и вторичные (имеющие место при перераспределении ценных бумаг). Причем в свою очередь вторичный рынок, в зависимости от участия или неучастия в его функционировании фондовой биржи в качестве посредника при совершении сделок с ценными бумагами, разделяется на биржевой и небиржевой.
Беря за классификационный критерий характер и особенности эмитента (предопределяющие особенности регулирования эмиссии и обращения), можно подразделить рынок ценных бумаг на рынок корпоративных ценных бумаг и рынок государственных ценных бумаг. В зависимости от срока, на который привлекаются денежные средства, в составе рынка ценных бумаг, так же как и в составе рынка банковских кредитов, выделяются денежный рынок (срок привлечения денег менее одного года) и рынок капиталов (срок привлечения денег более одного года). В зависимости от степени урегулированности отношений на рынке исследователи предлагают выделять организованный рынок ценных бумаг, в рамках которого существуют биржевой рынок и рынок, функционирующий на площадках организаторов торговли на рынке ценных бумаг — профессиональных участников рынка, и неорганизованный рынок ценных бумаг, участниками которого могут быть физические лица-непредприниматели. По сроку исполнения заключаемых на рынке сделок с ценными бумагами выделяют кассовый рынок и срочный рынок ценных бумаг. Кассовый рынок предполагает исполнение сделок в течение 1—2 дней, а срочный рынок — заключение сделок со сроком исполнения более двух рабочих дней, чаще всего со сроком исполнения три месяца.
Правовое регулирование рынка ценных бумаг в Российской Федерации осуществляется целым комплексом нормативных правовых актов различной юридической силы, затрагивающих разные аспекты функционирования рынка.
Прежде всего, следует назвать Федеральный закон от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" (далее — Закон о рынке ценных бумаг). В указанном законе определяются важнейшие основы функционирования рынка ценных бумаг, в частности основные положения, определяющие место государства в регулировании соответствующих отношений. Закон регулирует отношения, возникающие при эмиссии и обращении эмиссионных ценных бумаг независимо от типа эмитента, при обращении иных ценных бумаг в случаях, предусмотренных федеральными законами, а также особенности создания и деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг.
Далее, большое значение имеет Федеральный закон от 5 марта 1999 Г. № 46-ФЗ "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг". Действие данного Федерального закона направлено на обеспечение государственной и общественной защиты прав и законных интересов физических и юридических лиц, объектом инвестирования которых являются эмиссионные ценные бумаги, а также определение порядка выплаты компенсаций и предоставления иных форм возмещения ущерба инвесторам — физическим лицам, причиненного противоправными действиями эмитентов и других участников рынка ценных бумаг на рынке ценных бумаг. Закон устанавливает условия предоставления профессиональными участниками услуг инвесторам, не являющимся профессиональными участниками; формулирует дополнительные требования к профессиональным участникам, предоставляющим услуги инвесторам на рынке ценных бумаг; закрепляет дополнительные условия размещения эмиссионных ценных бумаг среди неограниченного круга инвесторов на рынке ценных бумаг; регулирует осуществление дополнительных мер по защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг и ответственность эмитентов и иных лиц за нарушение этих прав и интересов. Федеральный закон от 23 июня 1999 г. № 117-ФЗ "О защите конкуренции на рынке финансовых услуг", который регулирует отношения, влияющие на конкуренцию на рынке ценных бумаг, рынке банковских услуг, рынке страховых услуг и рынке иных финансовых услуг и связанные с защитой конкуренции на рынке финансовых услуг. Закон формулирует понятия, в частности, конкуренции на рынке финансовых услуг, недобросовестной конкуренции на рынке финансовых услуг, доминирующего положения финансовой организации, а также устанавливает условия и пределы государственного контроля за концентрацией капитала на рынке финансовых услуг. Федеральный закон от 29 июля 1998 г. № 136-ФЗ "Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг" устанавливает порядок возникновения в результате осуществления эмиссии государственных и муниципальных ценных бумаг и исполнения обязательств Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований; процедуру эмиссии государственных и муниципальных ценных бумаг и особенности их обращения; порядок раскрытия информации эмитентами указанных ценных бумаг в части, не регламентированной законодательством Российской Федерации.
Для регулирования отношений на рынке ценных бумаг важны также положения Федерального закона от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ "Об акционерных обществах". Федерального закона от 25 февраля 1999 г. № 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений". Гражданского кодекса РФ, Бюджетного кодекса РФ, Кодекса РФ об административных правонарушениях и пр. Среди подзаконных актов, занимающих свое место в системе правового регулирования отношений на рынке ценных бумаг, следует назвать, например. Указ Президента РФ от 18 августа 1996 г. № 1210 "О мерах по защите прав акционеров и обеспечению интересов государства как собственника и акционера" Указ Президента РФ от 16 сентября 1997 г. № 1034 "Об обеспечении прав инвесторов и акционеров на рынке ценных бумаг в Российской Федерации" , Постановление Правительства РФ от 12 августа 1998 г. № 934 "Об утверждении порядка наложения ареста на ценные бумаги". Постановление Правительства РФ от 3 июня 1992 г. № 376 "Об упорядочении производства бланков ценных бумаг в Российской Федерации".
Важную роль в регулировании различных аспектов рынка ценных бумаг играют нормативные акты федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг, поскольку именно этот орган исполнительной власти проводит государственную политику в области рынка ценных бумаг. В качестве примера можно привести Стандарты эмиссии акций, размещаемых при учреждении акционерных обществ, и их проспектов эмиссии, утвержденные Постановлением ФКЦБ России от 3 июля 2002 г. № 25/пс^, Стандарты эмиссии дополнительных акций, размещаемых путем конвертации, облигаций, конвертируемых в дополнительные акции, и их проспектов эмиссии, утвержденные Постановлением ФКЦБ России от 30 апреля 2002 г.№ 16.
Нормативная база рынка ценных бумаг включает также ряд внутренних (локальных) нормативных актов, в частности внутренних актов акционерных обществ (уставов, положений и т.п.), профессиональных участников рынка ценных бумаг.
2. Понятие и виды эмиссионных ценных бумаг
Объектами рынка ценных бумаг являются эмиссионные ценные бумаги, именно в отношении них возникают, изменяются и прекращаются права и обязанности субъектов рынка. Легальное понятие эмиссионной ценной бумаги содержится в Законе о рынке ценных бумаг.
В соответствии со ст. 2 указанного закона эмиссионная ценная бумага — это любая ценная бумага, в том числе бездокументарная, которая характеризуется одновременно следующими признаками:
— закрепляет совокупность имущественных и неимущественных прав, подлежащих удостоверению, уступке и безусловному осуществлению с соблюдением установленных законом формы и порядка;
— размещается выпусками;
— имеет равные объем и сроки осуществления прав внутри одного выпуска вне зависимости от времени приобретения ценной бумаги.
Таким образом, исходя из смысла приведенного законодательного определения, если какие-либо имущественные или неимущественные права по условиям их возникновения и обращения отвечают вышеприведенным признакам, то независимо от формы их закрепления (документарной или без документарной) их следует признавать эмиссионными ценными бумагами. Эмиссионные бумаги, являющиеся' в соответствии с законом объектами рынка ценных бумаг, — это акции, облигации и опционы эмитента.
Акция представляет собой эмиссионную ценную бумагу, закрепляющую права ее владельца (акционера) на получение части прибыли акционерного общества в виде дивидендов, на участие в управлении акционерным обществом и на часть имущества, остающегося после его ликвидации. Акция является именной ценной бумагой.
Облигация — это эмиссионная ценная бумага, закрепляющая право ее владельца на получение от эмитента облигации в предусмотренный в ней срок ее номинальной стоимости или иного имущественного эквивалента. Облигация может также предусматривать право ее владельца на получение фиксированного в ней процента от номинальной стоимости облигации либо иные имущественные права. Доходом по облигации являются процент и/или дисконт.
Опцион эмитента — это эмиссионная ценная бумага, закрепляющая право ее владельца на покупку в предусмотренный в ней срок и/или при наступлении указанных в ней обстоятельств определенного количества акций эмитента такого опциона по цене, определенной в опционе эмитента. Опцион эмитента является именной ценной бумагой. Принятие решения о размещении опционов эмитента и их размещение осуществляются в соответствии с установленными федеральными законами правилами размещения цен- ных бумаг, конвертируемых в акции. При этом цена размещения акций во исполнение требований по опционам эмитента определяется в соответствии с ценой, определенной в таком опционе.
На основании положений закона можно выделить основные виды эмиссионных ценных бумаг. Прежде всего, по критерию необходимости идентификации (определения) владельца ценной бумаги для осуществления прав по ней эмиссионные ценные бумаги могут быть именными и на предъявителя.
Именные эмиссионные ценные бумаги — это ценные бумаги, информация о владельцах которых должна быть доступна эмитенту в форме реестра владельцев ценных бумаг, переход прав на которые и осуществление закрепленных ими прав требуют обязательной идентификации владельца. Именные эмиссионные ценные бумаги могут выпускаться только в бездокументарной форме, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.
Эмиссионные ценные бумаги на предъявителя — ценные бумаги, переход прав на которые и осуществление закрепленных ими прав не требуют идентификации владельца. Эмиссионные ценные бумаги на предъявителя могут выпускаться только в документарной форме.
В зависимости от формы выпуска ценной бумаги они могу быть документарными и бездокументарными. При документарной форме эмиссионных ценных бумаг их владелец устанавливается на основании предъявления оформленного надлежащим образом сертификата ценной бумаги или, в случае депонирования такового, на основании записи по счету депо.
Сертификат эмиссионной ценной бумаги при ее документарной форме представляет собой документ, выпускаемый эмитентом и удостоверяющий совокупность прав на указанное в сертификате количество ценных бумаг. Владелец ценных бумаг имеет право требовать от эмитента исполнения его обязательств на основании такого сертификата. В случае же выпуска эмиссионных ценных бумаг в бездокументарной форме владелец таких ценных бумаг устанавливается не на основании сертификата, а на основании записи в системе ведения реестра владельцев ценных бумаг или, в случае депонирования ценных бумаг, на основании записи по счету депо. Документами, удостоверяющими права, закрепленные ценной бумагой, при ее документарной форме, являются сертификат и решение о выпуске ценных бумаг. При бездокументарной форме эмиссионных ценных бумаг документом, удостоверяющим права, закрепленные ценной бумагой, является только решение о выпуске ценных бумаг.
Эмиссионная ценная бумага закрепляет имущественные права в том объеме, в котором они установлены в решении о выпуске данных ценных бумаг, и в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Как мы уже отмечали, на каждую эмиссионную ценную бумагу на предъявителя ее владельцу выдается сертификат. Законом допускается выдача одного сертификата на две и более приобретаемые владельцем эмиссионные ценные бумаги на предъявителя одного выпуска. Решением о выпуске эмиссионных ценных бумаг на предъявителя, а в случаях, предусмотренных федеральными законами, решением о выпуске именных эмиссионных ценных бумаг может быть определено, что такие бумаги подлежат обязательному хранению в определенном эмитентом депозитарии (эмиссионные ценные бумаги с обязательным централизованным хранением). Сертификат эмиссионных ценных бумаг на предъявителя с обязательным централизованным хранением не может быть выдан на руки владельцу (владельцам) таких ценных бумаг.
Сертификат эмиссионных ценных бумаг на предъявителя должен содержать реквизиты, предусмотренные ст. 18 Закона о рынке ценных бумаг. Требования к бланкам сертификатов эмиссионных ценных бумаг на предъявителя, за исключением бланков сертификатов эмиссионных ценных бумаг на предъявителя с обязательным централизованным хранением, устанавливаются нормативными правовыми актами Российской Федерации. Общее количество эмиссионных ценных бумаг на предъявителя, указанное во всех выданных эмитентом сертификатах, не должно превышать количество эмиссионных ценных бумаг на предъявителя в данном выпуске.
Сертификат эмиссионной ценной бумаги должен содержать следующие обязательные реквизиты:
— полное наименование эмитента, место его нахождения и почтовый адрес;
— вид, категорию (тип) эмиссионных ценных бумаг;
— государственный регистрационный номер выпуска эмиссионных ценных бумаг и дату государственной регистрации;
— права владельца, закрепленные эмиссионной ценной бумагой;
— условия исполнения обязательств лицом, предоставившим обеспечение, и сведения об этом лице в случае выпуска облигаций с обеспечением;
— указание количества эмиссионных ценных бумаг, удостоверенных данным сертификатом;
— указание общего количества эмиссионных ценных бумаг в данном выпуске эмиссионных ценных бумаг;
— указание о том, подлежат ли эмиссионные ценные бумаги обязательному централизованному хранению, и, если подлежат, — наименование депозитария, осуществляющего их централизованное хранение;
— указание на то, что эмиссионные ценные бумаги являются эмиссионными ценными бумагами на предъявителя;
— подпись лица, осуществляющего функции исполнительного органа эмитента, и печать эмитента;
— другие реквизиты, предусмотренные законодательством Российской Федерации для конкретного вида эмиссионных ценных бумаг.
В случае расхождений между текстом решения о выпуске ценных бумаг и данными, приведенными в сертификате эмиссионной ценной бумаги, владелец имеет право требовать осуществления прав, закрепленных этой ценной бумагой, в объеме, установленном сертификатом.
2.1 Эмиссия ценных бумаг
Эмиссия ценных бумаг представляет собой установленную Законом о рынке ценных бумаг последовательность действий эмитента по размещению эмиссионных ценных бумаг. Положения закона конкретизированы нормами подзаконных актов, например. Стандартами эмиссии акций, размещаемых при учреждении акционерных обществ, и их проспектов эмиссии, утвержденных Постановлением ФКЦБ России от 3 июля 2002 г. № 25/ПС, Стандартами эмиссии дополнительных акций, размещаемых путем конвертации, облигаций, конвертируемых в дополнительные акции, и их проспектов эмиссии, утвержденных Постановлением ФКЦБ России от 30 апреля 2002 г. № 16/пс, и др.
2.2 Этапами эмиссии эмиссионных ценных бумаг являются
— принятие решения о размещении эмиссионных ценных бумаг;
— утверждение решения о выпуске (дополнительном выпуске) эмиссионных ценных бумаг;
- государственная регистрация выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг;
— размещение эмиссионных ценных бумаг;
— государственная регистрация отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг.
Рассмотрим основное содержание этапов эмиссии ценных бумаг.
1) Принятие решения о размещении эмиссионных ценных бумаг.
Процедура размещения эмиссионных ценных бумаг заключается в совокупности действий эмитента по отчуждению эмиссионных ценных бумаг первым владельцам. Размещение эмиссионных ценных бумаг производится путем заключения эмитентом гражданско-правовых сделок с первыми владельцами эмиссионных ценных бумаг.
2) Утверждение решения о выпуске (дополнительном выпуске) эмиссионных ценных бумаг.
Выпуск эмиссионных ценных бумаг — это совокупность всех ценных бумаг одного эмитента, предоставляющих одинаковый объем прав их владельцам и имеющих одинаковую номинальную стоимость в случаях, если наличие номинальной стоимости предусмотрено законодательством Российской Федерации. Выпуску эмиссионных ценных бумаг присваивается единый государственный регистрационный номер, который распространяется на все ценные бумаги данного выпуска.
Дополнительный выпуск эмиссионных ценных бумаг — совокупность ценных бумаг, размещаемых дополнительно к ранее размещенным ценным бумагам того же выпуска эмиссионных ценных бумаг. Ценные бумаги дополнительного выпуска размещаются на одинаковых условиях. Решение о выпуске ценных бумаг — документ, содержащий данные, достаточные для установления объема прав, закрепленных ценной бумагой. Решение о выпуске (дополнительном выпуске) эмиссионных ценных бумаг должно содержать, в частности, следующие сведения: полные сведения об эмитенте; дату принятия решения о размещении эмиссионных ценных бумаг; вид, категорию (тип) эмиссионных ценных бумаг; права владельца, закрепленные эмиссионной ценной бумагой; условия размещения эмиссионных ценных бумаг; указание, являются эмиссионные ценные бумаги именными или на предъявителя; номинальную стоимость эмиссионных ценных бумаг.
К решению о выпуске (дополнительном выпуске) эмиссионных ценных бумаг в документарной форме прилагается описание или образец сертификата. Решение о выпуске ценных бумаг хозяйственного общества утверждается советом директоров (наблюдательным советом) или органом, осуществляющим в соответствии с федеральными законами функции совета директоров (наблюдательного совета) этого хозяйственного общества. Решение о выпуске (дополнительном выпуске) эмиссионных ценных бумаг юридических лиц иных организационно-правовых форм утверждается высшим органом управления, если иное не установлено федеральными законами. Эмитент не вправе изменить решение о выпуске (дополнительном выпуске) эмиссионных ценных бумаг в части объема прав по эмиссионной ценной бумаге, установленных этим решением, после государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг. В дальнейшем, при государственной регистрации выпуска ценных бумаг, на каждом экземпляре решения о выпуске эмиссионных ценных бумаг делается отметка о государственной регистрации выпуска эмиссионных ценных бумаг и указывается присвоенный выпуску эмиссионных ценных бумаг государственный регистрационный номер.
3) Государственная регистрация выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг.
Эмиссионные ценные бумаги, выпуск (дополнительный выпуск) которых не прошел государственную регистрацию, не подлежат размещению. Государственная регистрация выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг сопровождается регистрацией их проспекта в случае размещения эмиссионных ценных бумаг путем открытой подписки или путем закрытой подписки среди круга лиц, число которых превышает 500. В случае, если государственная регистрация выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг сопровождается регистрацией проспекта ценных бумаг, каждый этап процедуры эмиссии ценных бумаг сопровождается раскрытием информации.
Государственная регистрация выпусков (дополнительных выпусков) эмиссионных ценных бумаг осуществляется федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг или иным регистрирующим органом, определенным федеральным законом. Государственная регистрация выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг осуществляется на основании заявления эмитента, к которому прилагаются решение о выпуске (дополнительном выпуске) ценных бумаг, документы, подтверждающие соблюдение эмитентом требований законодательства Российской Федерации, определяющих порядок и условия принятия решения о размещении ценных бумаг, утверждения решения о выпуске ценных бумаг, и других требований, соблюдение которых необходимо при осуществлении эмиссии ценных бумаг, и в случае, если регистрация выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг должна сопровождаться регистрацией проспекта ценных бумаг, проспект ценных бумаг. При государственной регистрации выпуска эмиссионных ценных бумаг ему присваивается индивидуальный государственный регистрационный номер.
Основаниями для отказа в государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг и регистрации проспекта ценных бумаг, в частности, являются:
— нарушение эмитентом требований законодательства Российской Федерации о ценных бумагах, в том числе наличие в представленных документах сведений, позволяющих сделать вывод о противоречии условий эмиссии и обращения эмиссионных ценных бумаг законодательству Российской Федерации и несоответствии условий выпуска эмиссионных ценных бумаг законодательству Российской Федерации о ценных бумагах;
— несоответствие документов, представленных для государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг или регистрации проспекта ценных бумаг, и состава содержащихся в них сведений требованиям закона.
4) Размещение эмиссионных ценных бумаг.
Эмитент имеет право начинать размещение эмиссионных ценных бумаг только после государственной регистрации их выпуска, если иное не установлено законом, причем количество размещаемых эмиссионных ценных бумаг не должно превышать количества, указанного в решении о выпуске (дополнительном выпуске) эмиссионных ценных бумаг. Эмитент может разместить меньшее количество эмиссионных ценных бумаг, чем указано в решении о выпуске (дополнительном выпуске) эмиссионных ценных бумаг. Фактическое количество размещенных ценных бумаг указывается в отчете об итогах выпуска, представляемом на регистрацию. Эмитент обязан завершить размещение выпускаемых эмиссионных ценных бумаг не позднее одного года с даты государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) таких ценных бумаг.
В соответствии с законом запрещается размещение путем подписки эмиссионных ценных бумаг выпуска, государственная регистрация которого сопровождается регистрацией проспекта ценных бумаг, ранее чем через две недели после опубликования сообщения о государственной регистрации выпуска эмиссионных ценных бумаг. Информация о цене размещения эмиссионных ценных бумаг может раскрываться в день начала размещения эмиссионных ценных бумаг. Запрещается при публичном размещении или обращении выпуска эмиссионных ценных бумаг закладывать преимущество при приобретении ценных бумаг одним потенциальным владельцам перед другими, кроме случаев: эмиссии государственных ценных бумаг; предоставления акционерам акционерных обществ преимущественного права выкупа новой эмиссии ценных бумаг в количестве, пропорциональном числу принадлежащих им акций в момент принятия решения об эмиссии; ведения эмитентом ограничений на приобретение ценных бумаг нерезидентами.
5) Государственная регистрация отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг.
Не позднее 30 дней после завершения размещения эмиссионных ценных бумаг эмитент обязан представить отчет об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг в регистрирующий орган. Отчет об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг должен содержать следующую информацию:
1) даты начала и окончания размещения ценных бумаг;
2) фактическую цену размещения ценных бумаг (по видам ценных бумаг в рамках данного выпуска);
3) количество размещенных ценных бумаг;
4) общий объем поступлений за размещенные ценные бумаги.
Одновременно с отчетом об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг в регистрирующий орган представляются заявление о его регистрации и документы, подтверждающие соблюдение эмитентом требований законодательства Российской Федерации, определяющих порядок и условия размещения ценных бумаг, утверждения отчета об итогах выпуска ценных бумаг, раскрытия информации, и иных требований, соблюдение которых необходимо при размещении ценных бумаг. Регистрирующий орган рассматривает отчет об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг в двухнедельный срок и при отсутствии связанных с выпуском ценных бумаг нарушений регистрирует его. Регистрирующий орган отвечает за полноту зарегистрированного им отчета. На этом процедура эмиссии завершается.
Таким образом, можно констатировать, что четкое законодательное регулирование этапов эмиссии ценных бумаг не только способствует нормальному функционированию рынка ценных бумаг, но и создает необходимые условия для защиты прав и интересов его субъектов, обеспечивает законность в сфере обращения ценных бумаг. Гарантией соблюдения законности служит также ответственность за недобросовестную эмиссию, установленная ст. 26 Закона о рынке ценных бумаг.
3. Профессиональные участники рынка ценных бумаг
Субъектами рынка ценных бумаг являются эмитенты, инвесторы, профессиональные участники, саморегулируемые организации, государство. Наибольший интерес с точки зрения функционирования рынка ценных бумаг представляет анализ деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг.
Профессиональные участники рынка ценных бумаг — это юридические лица, которые осуществляют виды деятельности, указанные в гл. 2 Закона о рынке ценных бумаг, к числу которых относятся брокеры, дилеры, управляющие, клиринговые организации, депозитарии, держатели реестра, организаторы торговли на рынке ценных бумаг.
Брокер. Профессиональный участник рынка ценных бумаг, осуществляющий брокерскую деятельность, именуется брокером. Правовое регулирование брокерской деятельности, помимо Закона о рынке ценных бумаг, производится, в частности, Постановлением ФКЦБ РФ от 11.10.1999 № 9 "Об утверждении правил осуществления брокерской и дилерской деятельности на рынке ценных бумаг Российской Федерации" ^ Постановлением ФКЦБ РФ № 32, Минфина РФ № 108н от 11.12.2001 "Об утверждении порядка ведения внутреннего учета сделок, включая срочные сделки и операции с ценными бумагами профессиональными участниками рынка ценных бумаг, осуществляющими брокерскую, дилерскую деятельность и деятельность по управлению ценными бумагами"2.
Брокерской деятельностью признается деятельность по совершению гражданско-правовых сделок с ценными бумагами от имени и за счет клиента (в том числе эмитента эмиссионных ценных бумаг при их размещении) или от своего имени и за счет клиента на основании возмездных договоров с клиентом. Если брокер оказывает услуги по размещению эмиссионных ценных бумаг, он вправе приобрести за свой счет не размещенные в срок, предусмотренный договором, ценные бумаги. Законом установлено, что брокер должен выполнять поручения клиентов добросовестно и в порядке их поступления. Сделки, осуществляемые по поручению клиентов, во всех случаях подлежат приоритетному исполнению по сравнению с дилерскими операциями самого брокера при совмещении им деятельности брокера и дилера.
Денежные средства клиентов, переданные ими брокеру для инвестирования в ценные бумаги, а также денежные средства, полученные по сделкам, совершенным брокером на основании договоров с клиентами, должны находиться на отдельном банковском счете (счетах), открываемом брокером в кредитной организации (специальный брокерский счет). Брокер вправе использовать в своих интересах денежные средства, находящиеся на специальном брокерском счете (счетах), если это предусмотрено договором о брокерском обслуживании, гарантируя клиенту исполнение его поручений за счет указанных денежных средств или их возврат по требованию клиента. Денежные средства клиентов, предоставивших право их использования брокеру в его интересах, должны находиться на специальном брокерском счете (счетах), отдельном от специального брокерского счета (счетов), на котором находятся денежные средства клиентов, не предоставивших брокеру такого права. Денежные средства клиентов, предоставивших брокеру право их использования, могут зачисляться брокером на его собственный банковский счет. Брокер вправе предоставлять клиенту в заем денежные средства и/или ценные бумаги для совершения сделок купли-продажи ценных бумаг при условии предоставления клиентом обеспечения.
Сделки, совершаемые с использованием денежных средств и/или ценных бумаг, переданных брокером в заем, именуются маржинальными сделками. Условия договора займа, в том числе сумма займа или порядок ее определения, могут быть определены договором о брокерском обслуживании. При этом документом, удостоверяющим передачу в заем определенной денежной суммы или определенного количества ценных бумаг, признается отчет брокера о совершенных маржинальных сделках или иной документ, определенный условиями договора. Брокер вправе взимать с клиента проценты по предоставляемым займам. В качестве обеспечения обязательств клиента по предоставленным займам брокер вправе принимать только ценные бумаги, принадлежащие клиенту и/или приобретаемые брокером для клиента по маржинальным сделкам.
Дилер. Профессиональный участник рынка ценных бумаг, осуществляющий дилерскую деятельность, именуется дилером. Дилером может быть только юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией.
Правовое регулирование дилерской деятельности производится Законом о рынке ценных бумаг, а также иными актами, например. Постановлением ФКЦБ РФ от И октября 1999 г. № 9 "Об утверждении правил осуществления брокерской и дилерской деятельности на рынке ценных бумаг Российской Федерации".
Дилерской деятельностью признается совершение сделок купли-продажи ценных бумаг от своего имени и за свой счет путем публичного объявления цен покупки и/или продажи определенных ценных бумаг с обязательством покупки и/или продажи этих ценных бумаг по объявленным лицом, осуществляющим такую деятельность, ценам. Кроме цены дилер имеет право объявить иные существенные условия договора купли-продажи ценных бумаг: минимальное и максимальное количество покупаемых и/или продаваемых ценных бумаг, а также срок, в течение которого действуют объявленные цены. В случае отсутствия в объявлении указания на иные существенные условия, дилер обязан заключить договор на существенных условиях, предложенных его клиентом. В случае уклонения дилера от заключения договора к нему может быть предъявлен иск о принудительном заключении такого договора и/или о возмещении причиненных клиенту убытков.
Управляющий. Профессиональный участник рынка ценных бумаг, осуществляющий деятельность по управлению ценными бумагами, именуется управляющим.
Деятельностью по управлению ценными бумагами признается осуществление юридическим лицом от своего имени за вознаграждение в течение определенного срока доверительного управления переданными ему во владение и принадлежащими другому лицу в интересах этого лица или указанных этим лицом третьих лиц:
— ценными бумагами;
— денежными средствами, предназначенными для инвестирования в ценные бумаги;
— денежными средствами и ценными бумагами, получаемыми в процессе управления ценными бумагами.
Наличия лицензии на осуществление деятельности по управлению ценными бумагами не требуется в случае, если доверительное управление связано только с осуществлением, управляющим прав по ценным бумагам. Порядок осуществления деятельности по управлению ценными бумагами, права и обязанности управляющего определяются законодательством Российской Федерации и договорами. Управляющий при осуществлении своей деятельности обязан указывать, что он действует в качестве управляющего. В случае, если конфликт интересов управляющего и его клиента или разных клиентов одного управляющего, о котором все стороны не были уведомлены заранее, привел к действиям управляющего, нанесшим ущерб интересам клиента, управляющий обязан за свой счет возместить убытки в порядке, установленном гражданским законодательством.
Клиринговая организация. Клиринговая деятельность — это деятельность по определению взаимных обязательств (сбор, сверка, корректировка информации по сделкам с ценными бумагами и подготовка бухгалтерских документов по ним) и их зачету по поставкам ценных бумаг и расчетам по ним. Клиринговая деятельность в настоящее время осуществляется в соответствии с Постановлением ФКЦБ РФ от 14.08.2002 № 32/пс "Об утверждении положения о клиринговой деятельности на рынке ценных бумаг Российской Федерации"
Организации, осуществляющие клиринг по ценным бумагам, в связи с расчетами по операциям с ценными бумагами принимают к исполнению подготовленные при определении взаимных обязательств бухгалтерские документы на основании их договоров с участниками рынка ценных бумаг, для которых производятся расчеты. Клиринговая организация, осуществляющая расчеты по сделкам с ценными бумагами, обязана формировать специальные фонды для снижения рисков неисполнения сделок с ценными бумагами. Минимальный размер специальных фондов клиринговых организаций устанавливается федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг по согласованию с Центральным банком Российской Федерации.
Клиринговая организация обязана утвердить правила осуществления клиринговой деятельности, зарегистрировать их, а также изменения и дополнения в них в федеральном органе исполнительной власти по рынку ценных бумаг.
Депозитарий. Профессиональный участник рынка ценных бумаг, осуществляющий депозитарную деятельность, именуется депозитарием. Депозитарием может быть только юридическое лицо.
Депозитарной деятельностью признается оказание услуг по хранению сертификатов ценных бумаг и/или учету и переходу прав на ценные бумаги. Лицо, пользующееся услугами депозитария по хранению ценных бумаг и/или учету прав на ценные бумаги, именуется депонентом. Заключенный между депозитарием и депонентом договор, регулирующий их отношения в процессе депозитарной деятельности, именуется депозитарным договором (договором о счете депо). Депозитарный договор должен быть заключен в письменной форме. Депозитарий обязан утвердить условия осуществления им депозитарной деятельности, являющиеся неотъемлемой составной частью заключенного депозитарного договора. Следует отметить, что заключение депозитарного договора не влечет за собой переход к депозитарию права собственности на ценные бумаги депонента. Депозитарий не имеет права распоряжаться ценными бумагами депонента, управлять ими или осуществлять от имени депонента любые действия с ценными бумагами, кроме осуществляемых по поручению депонента в случаях, предусмотренных депозитарным договором. Депозитарий не имеет права обусловливать заключение депозитарного договора с депонентом отказом последнего хотя бы от одного из прав, закрепленных ценными бумагами. За сохранность депонированных у него сертификатов ценных бумаг депозитарий несет гражданско-правовую ответственность.
Депозитарий также несет ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязанностей по учету прав на ценные бумаги, в том числе за полноту и правильность записей по счетам депо. Обращение взыскания по обязательствам депозитария на ценные бумаги депонентов запрещено.
В обязанности депозитария входят:
— регистрация фактов обременения ценных бумаг депонента обязательствами;
— ведение отдельного от других счета депо депонента с указанием даты и основания каждой операции по счету;
— передача депоненту всей информации о ценных бумагах, полученной депозитарием от эмитента или держателя реестра владельцев ценных бумаг.
Депозитарий обязан вести свою деятельность в порядке, предусмотренном депозитарным договором.
Держатель реестра (регистратор). Лица, осуществляющие деятельность по ведению реестра владельцев ценных бумаг, именуются держателями реестра (регистраторами).
Деятельностью по ведению реестра владельцев ценных бумаг имеют право заниматься только юридические лица. Деятельностью по ведению реестра владельцев ценных бумаг признаются сбор, фиксация, обработка, хранение и предоставление данных, составляющих систему ведения реестра владельцев ценных бумаг.
Юридическое лицо, осуществляющее деятельность по ведению реестра владельцев ценных бумаг, не вправе осуществлять сделки с ценными бумагами зарегистрированного в системе ведения реестра владельцев ценных бумаг эмитента.
Под системой ведения реестра владельцев ценных бумаг понимается совокупность данных, зафиксированных на бумажном носителе и/или с использованием электронной базы данных, обеспечивающая идентификацию зарегистрированных в системе ведения реестра владельцев ценных бумаг номинальных держателей и владельцев ценных бумаг и учет их прав в отношении ценных бумаг, зарегистрированных на их имя, позволяющая получать и направлять информацию указанным лицам и составлять реестр владельцев ценных бумаг.
Задачей системы ведения реестра владельцев ценных бумаг является обеспечение сбора и хранения в течение установленных законодательством Российской Федерации сроков информации о всех фактах и документах, влекущих необходимость внесения изменений в систему ведения реестра владельцев ценных бумаг, и о всех действиях держателя реестра по внесению этих изменений.
Для ценных бумаг на предъявителя система ведения реестра владельцев ценных бумаг не ведется.
Реестр владельцев ценных бумаг (далее — реестр) ~ это часть системы ведения реестра, представляющая собой список зарегистрированных владельцев с указанием количества, номинальной стоимости и категории принадлежащих им именных ценных бумаг, составленный по состоянию на любую установленную дату и позволяющий идентифицировать этих владельцев, количество и категорию принадлежащих им ценных бумаг.
Владельцы и номинальные держатели ценных бумаг обязаны соблюдать правила представления информации в систему ведения реестра. Держателем реестра может быть эмитент или профессиональный участник рынка ценных бумаг, осуществляющий деятельность по ведению реестра на основании поручения эмитента. В случае, если число владельцев превышает 500, держателем реестра должна быть независимая специализированная организация, являющаяся профессиональным участником рынка ценных бумаг и осуществляющая деятельность по ведению реестра. Регистратор имеет право делегировать часть своих функций по сбору информации, входящей в систему ведения реестра, другим регистраторам. Передоверие функций не освобождает регистратора от ответственности перед эмитентом.
Договор на ведение реестра заключается только с одним юридическим лицом. Регистратор может вести реестры владельцев ценных бумаг неограниченного числа эмитентов.
Номинальным держателем ценных бумаг является лицо, зарегистрированное в системе ведения реестра, в том числе являющееся депонентом депозитария и не являющееся владельцем в отношении этих ценных бумаг. Номинальный держатель ценных бумаг может осуществлять права, закрепленные ценной бумагой, только в случае получения соответствующего полномочия от владельца. В качестве номинальных держателей ценных бумаг могут выступать профессиональные участники рынка ценных бумаг. Депозитарий может быть зарегистрирован в качестве номинального держателя ценных бумаг в соответствии с депозитарным договором. Брокер может быть зарегистрирован в качестве номинального держателя ценных бумаг в соответствии с договором, на основании которого он обслуживает клиента. Держатель реестра обязан по требованию владельца или лица, действующего от его имени, а также номинального держателя ценных бумаг предоставить выписку из системы ведения реестра по его лицевому счету в течение пяти рабочих дней.
Права и обязанности держателя реестра, порядок осуществления деятельности по ведению реестра определяются действующим законодательством и договором, заключенным между регистратором и эмитентом.
Организатор торговли на рынке ценных бумаг.
Профессиональный участник рынка ценных бумаг, осуществляющий деятельность по организации торговли на рынке ценных бумаг, называется организатором торговли на рынке ценных бумаг. Деятельностью по организации торговли на рынке ценных бумаг признается предоставление услуг, непосредственно способствующих заключению гражданско-правовых сделок с ценными бумагами между участниками рынка ценных бумаг. Организатор торговли на рынке ценных бумаг обязан раскрыть, в частности, следующую информацию любому заинтересованному лицу: правила допуска участника рынка ценных бумаг к торгам; правила заключения и сверки сделок; правила регистрации сделок; порядок исполнения сделок; список ценных бумаг, допущенных к торгам, и пр.
О каждой сделке, заключенной в соответствии с установленными организатором торговли правилами, любому заинтересованному лицу предоставляется следующая информация: дата и время заключения сделки; наименование ценных бумаг, являющихся предметом сделки; государственный регистрационный номер ценных бумаг; цена одной ценной бумаги; количество ценных бумаг. В соответствии с Постановлением ФКЦБ РФ от 23 ноября 1998 г. № 50 "Об утверждении положения о лицензировании различных видов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг Российской Федерации "2 установлены условия совмещения одним субъектом различных видов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг.
Так, брокерская деятельность, дилерская деятельность, деятельность по управлению ценными бумагами и депозитарная деятельность могут осуществляться одной организацией, имеющей лицензию на осуществление соответствующих видов профессиональной деятельности.
Клиринговая деятельность может совмещаться с депозитарной деятельностью или деятельностью по организации торговли на рынке ценных бумаг. Деятельность по управлению ценными бумагами может совмещаться с деятельностью по доверительному управлению имуществом паевых инвестиционных фондов, управлению активами негосударственных пенсионных фондов и (или) деятельностью по управлению инвестиционными фондами. В случае такого совмещения >деятельность по управлению ценными бумагами не может совмещаться с брокерской, дилерской и депозитарной деятельностью.
Брокерская деятельность, дилерская деятельность, деятельность по управлению ценными бумагами могут совмещаться с совершением на рынке ценных бумаг фьючерсных, опционных и иных срочных сделок. Совмещение профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг с иными видами предпринимательской деятельности, не предусмотренное законодательством Российской Федерации, не допускается.
4. Основы государственного регулирования рынка ценных бумаг
Государственное регулирование организации и нормального функционирования рынка ценных бумаг необходимо в целях создания эффективно действующей системы гарантий прав его субъектов, защиты конкуренции, обеспечения государственных публичных интересов и должно осуществляться в строго определенных законом рамках.
Статья 38 ФЗ от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" определяет, что государственное регулирование рынка ценных бумаг осуществляется путем: установления обязательных требований к деятельности эмитентов, профессиональных участников рынка ценных бумаг и ее стандартов; государственной регистрации выпусков (дополнительных выпусков) эмиссионных ценных бумаг и проспектов ценных бумаг и контроля за соблюдением эмитентами условий и обязательств, предусмотренных в них; лицензирования деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг создания системы защиты прав владельцев и контроля за соблюдением их прав эмитентами и профессиональными участниками рынка ценных бумаг; запрещения и пресечения деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность на рынке ценных бумаг без соответствующей лицензии.
Анализ массива нормативного материала, относящегося к регулированию различных аспектов функционирования рынка ценных бумаг, в том числе допуска к торговле на нем, позволяет выделить следующие основные способы, направления государственного регулирования рынка ценных бумаг в Российской Федерации.
4.1 Лицензирование деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг
Любая профессиональная деятельность на рынке ценных бумаг должна осуществляться на основании лицензии, выдаваемой федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг или уполномоченными им органами на основании генеральной лицензии. Органы, выдавшие лицензии, контролируют деятельность профессиональных участников рынка ценных бумаг и принимают решение об отзыве выданной лицензии при нарушении законодательства Российской Федерации о ценных бумагах.
Деятельность профессиональных участников рынка ценных бумаг лицензируется тремя видами лицензий:
— лицензией профессионального участника рынка ценных бумаг;
— лицензией на осуществление деятельности по ведению реестра;
— лицензией фондовой биржи.
4.2 Организация федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг
Целью создания федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг является организация контроля за деятельностью профессиональных участников рынка ценных бумаг через определение порядка их деятельности и по определению стандартов эмиссии ценных бумаг. Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 образована Федеральная служба по финансовым рынкам, которой переданы функции по контролю и надзору упраздняемой Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг. Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 317 утверждено Положение о Федеральной службе по финансовым рынкам.
Федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг:
— осуществляет разработку основных направлений развития рынка ценных бумаг и координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти по вопросам регулирования рынка ценных бумаг;
— утверждает стандарты эмиссии ценных бумаг, проспектов ценных бумаг эмитентов, в том числе иностранных эмитентов, осуществляющих эмиссию ценных бумаг на территории Российской Федерации, и порядок государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг, государственной регистрации отчетов об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг и регистрации проспектовценных бумаг;
~ разрабатывает и утверждает единые требования к правилам осуществления профессиональной деятельности с ценными бумагами;
~ устанавливает обязательные требования к операциям с ценными бумагами, нормы допуска ценных бумаг к их публичному размещению, обращению, котированию и листингу, расчетно-депозитарной деятельности;
— устанавливает обязательные требования к порядку ведения реестра;
— устанавливает порядок и осуществляет лицензирование различных видов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, а также приостанавливает или аннулирует указанные лицензии в случае нарушения требований законодательства Российской Федерации о ценных бумагах;
— осуществляет контроль за соблюдением эмитентами, профессиональными участниками рынка ценных бумаг, саморегулируемыми организациями профессиональных участников рынка ценных бумаг требований законодательства Российской Федерации о ценных бумагах, стандартов и требований, утвержденных федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг.
4.3 Поддержание законности и конкурентной среды на рынке ценных бумаг
Указанное направление государственного регулирования рынка ценных бумаг реализуется, в частности, через установление правил информационного обеспечения рынка ценных бумаг. Защите прав участников рынка ценных бумаг, в том числе потенциальных инвесторов, служит институт раскрытия информации.
Под раскрытием информации понимается обеспечение ее доступности всем заинтересованным в этом лицам независимо от целей получения данной информации по процедуре, гарантирующей ее нахождение и получение. Раскрытой информацией на рынке ценных бумаг признается информация, в отношении которой проведены действия по ее раскрытию. Общедоступной информацией на рынке ценных бумаг признается информация, не требующая привилегий для доступа к ней или подлежащая раскрытию в соответствии с настоящим Федеральным законом. Закон "О рынке ценных бумаг" закрепляет случаи и условия раскрытия информации.
Например, эмитент обязан осуществлять раскрытие информации в случае регистрации проспекта ценных бумаг. Такое раскрытие производится в форме ежеквартального отчета эмитента эмиссионных ценных бумаг (ежеквартальный отчет); сообщения о существенных фактах (событиях, действиях), затрагивающих финансово- хозяйственную деятельность эмитента эмиссионных ценных бумаг (сообщения о существенных фактах). Владелец обязан осуществлять раскрытие информации о своем владении эмиссионными ценными бумагами какого-либо эмитента, за исключением облигаций, не конвертируемых в акции, например, в случаях, если владелец вступил во владение 20 процентами или более любого вида эмиссионных ценных бумаг эмитента или увеличил свою долю владения любым видом эмиссионных ценных бумаг эмитента до уровня, кратного каждым 5 процентам свыше 20 процентов этого вида ценных бумаг.
Закон регламентирует и случаи, когда профессиональные участники рынка ценных бумаг обязаны осуществлять раскрытие информации о своих операциях с ценными бумагами. Состав, порядок и сроки раскрытия информации, а также представления отчетности профессиональными участниками рынка ценных бумаг определяются нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг.
Важной мерой государственного воздействия является регулирование рекламы на рынке ценных бумаг, направленное на исключение случаев недобросовестной рекламы, под которой понимается, в частности, публичное гарантирование или доведение иным образом до сведения потенциальных владельцев данных о доходности ценной бумаги, ее обеспеченности по сравнению с другими ценными бумагами или иными финансовыми инструментами, а также сообщение заведомо ложной или недостоверной информации, способной повлечь либо повлекшей заблуждение потенциальных владельцев относительно приобретаемых ценных бумаг. Рекламодатель несет ответственность за ущерб, причиненный недобросовестной рекламой, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Поддержание добросовестной конкуренции на рынке ценных бумаг производится в соответствии с правилами Федерального закона от 23.06.1999 г. № 117-ФЗ "О защите конкуренции на рынке финансовых услуг". Указанным законом определено, в частности, понятие конкуренции на рынке финансовых услуг, т. е. состязательность между финансовыми организациями, при которой их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможность каждой из них односторонне воздействовать на общие условия предоставления финансовых услуг на рынке финансовых услуг.
Запрещается недобросовестная конкуренция на рынке финансовых услуг — т. е. действия финансовых организаций, направленные на приобретение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречащие законодательству Российской Федерации и обычаям делового оборота и причинившие или могущие причинить убытки другим финансовым организациям
— конкурентам на рынке финансовых услуг либо нанести ущерб их деловой репутации. Раскрывается понятие доминирующего положения финансовой организации, запрещается злоупотребление таким положением.
4.4 Создание условий для деятельности саморегулируемых организаций профессиональных участников рынка ценных бумаг
Саморегулируемой организацией профессиональных участников рынка ценных бумаг именуется добровольное объединение профессиональных участников рынка ценных бумаг, действующее в соответствии с законом и функционирующее на принципах некоммерческой организации.
Саморегулируемая организация учреждается профессиональными участниками рынка ценных бумаг для обеспечения условий профессиональной деятельности участников рынка ценных бумаг, соблюдения стандартов профессиональной этики на рынке ценных бумаг, защиты интересов владельцев ценных бумаг и иных клиентов профессиональных участников рынка ценных бумаг, являющихся членами саморегулируемой организации, установления правил и стандартов проведения операций с ценными бумагами, обеспечивающих эффективную деятельность на рынке ценных бумаг.
Саморегулируемая организация вправе:
— получать информацию по результатам проверок деятельности
своих членов, осуществляемых в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг;
— разрабатывать правила и стандарты осуществления профессиональной деятельности и операций с ценными бумагами своими членами и осуществлять контроль за их соблюдением;
— контролировать соблюдение своими членами принятых саморегулируемой организацией правил и стандартов осуществления профессиональной деятельности и операций с ценными бумагами;
— в соответствии с квалификационными требованиями федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг разрабатывать учебные программы и планы, осуществлять подготовку должностных лиц и персонала организаций, осуществляющих профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг, определять квалификацию указанных лиц и выдавать им квалификационные аттестаты.
Для получения статуса саморегулируемой организации организация должна быть учреждена не менее чем десятью профессиональными участниками рынка ценных бумаг. В этом случае такая организация на основании разрешения, выданного федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг, получает искомый статус.
Заключение
Рынок ценных бумаг призван обеспечивать бесперебойное финансирование первичных рынков - товарного, финансового, рынка услуг и других путем предоставления возможностей по получению участниками рынка необходимых финансовых ресурсов для развития производственно-хозяйственной деятельности.
Законодательство о рынке ценных бумаг является подотраслью законодательства о предпринимательской деятельности, закрепляющего особенности правового регулирования отношений на указанном рынке.
Эмиссия ценных бумаг представляет собой установленную Законом о рынке ценных бумаг последовательность действий по размещению эмиссионных ценных бумаг среди их первых владельцев с целью обеспечения эмитента необходимыми финансовыми ресурсами для осуществления предпринимательской деятельности.
Ценные бумаги являются инструментом финансового рынка, с помощью которого осуществляется связь между инвестором и эмитентом и происходит перелив финансовых ресурсов в отрасли и сферы экономики, нуждающиеся в них. Важнейшим направлением государственной политики на рынке ценных бумаг Российской Федерации является обеспечение прав инвесторов.
Инфраструктура рынка ценных бумаг представляет собой сложную систему институтов и отношений, служащих основой функционирования рынка, призванную обслуживать этот рынок, обеспечивать выполнение свойственных ему функций путем создания необходимых условий деятельности его участников.
Профессиональные участники рынка ценных бумаг являются по существу посредниками между инвесторами и эмитентами и составляют основу инфраструктуры рынка.
Государство в целях обеспечения интересов всех субъектов рынка устанавливает обязательные требования к профессиональным участникам рынка ценных бумаг. Законодательство о рынке ценных бумаг будет развиваться в направлении усиления защиты прав и интересов инвесторов.
Договор является одной из основных правовых форм отношений на рынке ценных бумаг.
Список литературы
Алексеев М.Ю. Рынок ценных бумаг. М., 1992.
Алехин Б.И. Рынок ценных бумаг. Введение в фондовые операции. М., 1991.
Андреев В.К. Рынок ценных бумаг. Правовое регулирование. Курс лекций. М., 1998.
Белов В.А. Ценные бумаги в российском гражданском праве / Под ред. Е.А. Суханова. Вступительная статья Е.А. Суханова. М., 1996.
Буренин А.Н. Рынок ценных бумаг и производных финансовых инструментов: Учебное пособие. М., 1998.
Подпорина И.В. Операции с ценными бумагами. М., 1993.
Правовые основы рынка ценных бумаг / Под ред. А.Е. Шерстобитова. М., 1997.
Рынок ценных бумаг: Учебник / Под ред. В.А. Галанова, А.И. Басова. М., 1996.
Юлдашбаева Л.Ю. Правовое регулирование оборота эмиссионных ценных бумаг. М., 1999.
' Предпринимательское право Российской Федерации /Отв. ред. Губин Е.П.,Лахно П.г. - М., 2004. С. 574-575.
См.: Алексеев М.Ю. Рынок ценных бумаг. — М., 1992. С. 5.
Подробнее см.: Предпринимательское право Российской Федерации /Отв.ред. Губин Е.П., Лахно П.Г. С. 577.
Предпринимательское (хозяйственное) право / / О т в . ред. Олейник О.М. —М., 1999. Т. 1. С. 614.
См.: Ершова И.В. Предпринимательское право... С. 246.
Алексеев М.Ю. Указ. соч. С. 8.
Предпринимательское право Российской Федерации /Отв. ред. Губин Е.П., Лахно П.г. С. 578. 3 СЗ РФ. 1996. № 17. Ст. 1918.