Граф, государственный деятель. В 1889 г. Александр III назначил его директором Департамента железных дорог Министерства финансов, затем — министром путей сообщения и министром финансов (до 1900 г.). При Витте было открыто три политехнических института, 73 коммерческих училища, 35 училищ торгового мореплавания, Строгановское училище технического рисования. Витте ввел винную монополию, при нем сооружена Сибирская железнодорожная магистраль, проведена денежная реформа на основе золотого обращения (1897), заключены таможенные договоры с Германией в 1894 и 1904 гг. За время пребывания Витте на посту министра в Россию было привлечено не менее трех млрд. руб. иностранных капиталов. Большое внимание Витте уделял промышленности и банкам: этим и объясняется промышленный подъем 90-х гг.; при нем вступили в действие около 40 процентов всех имевшихся к началу XX в. в России предприятий, и страна заняла пятое место в мире по промышлен-. ному производству.
Витте стремился противодействовать политике Японии на Дальнем Востоке, выступая за сближение с Китаем. При его участии заключен оборонительный союз с Китаем против Японии, соглашение о строительстве КВЖД.
Возглавляя с октября 1905 по апрель 1906 г. Совет министров, он добился у иностранных банков займа на 2,25 миллиарда франков. Заключение мира с Японией и получение крупного займа значительно укрепили позиции правительства, после чего Витте ушел в отставку. Это было вызвано сложностями в отношениях с Николаем II и конфликтом с П.А. Столыпиным. Но формально он оставался членом Государственного совета и принимал участие в работе Комитета финансов, председателем которого являлся до самой смерти.
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://ezr.narod.ru/