Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
Амурский государственный университет
(ГОУВПО "АмГУ")
Биробиджанский филиал
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
На тему: Физиологические основы внимания. Внимание и направленность личности.
По дисциплине "Психология и педагогика"
Исполнитель
студент группы 931 "Б"
ГиМУ, 2-ой курс _____________
Руководитель ______________ ____________
Биробиджан 2010
"Внимание есть именно та дверь, через которую проходит все, что только входит в душу человека из внешнего мира" (К.Д. Ушинский)
Касаясь этой темы, давайте вспомним как, например, собака, даже глодая вкусную косточку, вдруг услышит посторонний шум6 она мгновенно оставляет свое приятное занятие. Она поднимает мордочку, настораживается, прислушивается и, если не происходит ничего опасного, продолжает свое занятие. Но, вдруг, раздастся звонок или стук в дверь, она, оставив любимую кость, бросится на шум, бурно реагируя своим лаем.
Внимание - это некий физиологический, многоуровневый фильтр, который что-то пропускает, а что-то задерживает.
Мы внимательны, когда мы не только слышим, но и слушаем или даже прислушиваемся, не только видим или даже всматриваемся, т. е когда подчеркнута или повышена активность нашей познавательной деятельности в процессе познания или отражения объективной реальности.
Внимание - это в первую очередь динамическая характеристика протекания познавательной деятельности: она выражает связь психической деятельности с определенным объектом на котором она, как в фокусе, сосредоточена. Это избирательная направленность на тот или иной объект.
Говорить о внимании, его наличии или отсутствии можно только применительно к какой-нибудь деятельности - практической либо теоретической. Наличие у человека высших форм внимания означает, что он, как личность, выделяет себя из окружающей среды, противопоставляет себя ей и получает возможность её преобразовывать, выделяя в ней то один, то другой момент. Внимание в этих высших формах характеризует своеобразие человеческого предметного сознания.
Относительная значимость впечатления существенно зависит от направленности интересов. Внимание является в большей мере функцией интереса. Оно поэтому связано с потребностями личности, с её устремлениями и желаниями, с общей её направленностью, а также с целями, которые она себе ставит. В интересах внимания сочетаются эмоциональные и интеллектуальные моменты, Именно единство интеллектуальных, познавательных и эмоциональных моментов определяет сущность интереса. То, что нам эмоционально привлекательно, может вызвать желание обладать соответствующим объектом. Интерес у нас вызывает обычно то, что нам еще неизвестно…
Виды внимания.
Существует несколько подходов к классификации различных видов внимания.
По форме деятельности выделяют сенсорно-перцептивное внимание, когда основным видом деятельности человека является восприятие информации. Это внимание реализуется через работу органов чувств - например, фиксация вратаря на перемещении мяча по полю, или внимание человека, слушающего музыку. Интеллектуальное внимание активизируется при решении мыслительных процессов; двигательное внимание важно при контроле над работой мышечной системы (например, у спортсмена при выполнении сложных движений). Понятно, что некоторые виды деятельности требуют комбинированного внимания. Так, у хирурга при выполнении сложной операции активизируются все три вида внимания.
По ведущему анализатору различают зрительное, слуховое, кинестетическое, вкусовое, обонятельное и другие виды внимания. Например, у зрителя, который смотрит балет, активны зрительное и слуховое внимание, а у дегустатора кофе - преимущественно обонятельное и вкусовое.
По направленности различают внешнее (направлено на внешний мир), внутреннее (направлено на ощущения, приходящие изнутри тела) и пограничное внимание (направленное на оценку ощущений с кожи и слизистых оболочек).
По степени волевого контроля различают непроизвольное, произвольное и послепроизвольное внимание.
Непроизвольное внимание связано с рефлекторными установками, т.е. устанавливается независимо от сознательного намерения человека, объекты как бы сами "притягивают" наше внимание, а для сосредоточения на других нужно прилагать определенные усилия. Такое внимание еще называют "пассивным". Оно может быть вызвано или особенностями раздражителя (его силой, яркостью, громкостью и пр.) или же связью между объектом и потребностями человека. Например, - ощущение голода, яркий свет и т.д. На этой форме внимания и держится реклама. Или, например, камни у геолога вызывают любознательность, а для профана они будут всего лишь булыжниками.
Второй вид внимания - произвольное (его еще называют "активным"), контролируется волевым усилием. В этом случае человек концентрирует внимание на объекте, даже если он ему не интересен, но нужен для достижения цели. Так продавец должен оказывать внимание каждому человеку, зашедшему в магазин, потому что любой из них может оказаться потенциальным покупателем и приобрести товар. Данный вид внимания может быть усилен за счет ряда факторов: включения в процесс внимания практических действий, и удаления отвлекающих раздражителей.
Произвольное внимание - сознательно направляемое и регулируемое внимание, в котором субъект сознательно избирает объект и формируется в основном такое внимание в систематическом труде.
Однако противопоставлять эти два вида внимания было бы неправильно. По мере того, как работа, которой мы занялись и на которую мы сначала произвольно направили наше внимание, приобретает для нас непосредственный интерес, произвольное внимание переходит в непроизвольное. Для того, чтобы внимание к какому-нибудь предмету поддерживалось, его осознание должно быть динамичным процессом, предмет должен на наших глазах развиваться и его изменяющееся (или обновляющееся) содержание способно поддерживать наше внимание. Потому, что однообразие притупляет внимание, монотонность (допустим, каких-то технологических операций) угашает его.
Вот здесь важна одна из функций внимания - переключаемость. Переключаемость означает сознательное и осмысленное перемещение внимания с одного объекта на другой, т.е. означает способность быстро ориентироваться в ситуциях. Легкость переключения у разных людей различна, что важно при подборе кадров и их ротации.
Послепроизвольное внимание занимает промежуточный характер - сначала оно требует волевых усилий, а затем, по мере того, как человек начинает интересоваться процессом, за которым наблюдает, переходит в непроизвольное. Например, телевидение демонстрирует на экране любимы или нашумевший фильм, а нам нужно идти писать на завтра сочинение. Мы нехотя выключаем телевизор, нехотя раскрываем тетрадь и начинаем писать. Постепенно увлекаясь темой сочинения и ее раскрытием, все остальное, как бы уходит на задний план и вовсе исчезает. Мы увлечены и отсутствует надобность в усилии поддержания внимания и нас это не утомляет. Вот такое состояние психолог Н.Ф. Добрынин назвал послепроизвольным, в отличие от непроизвольного поддерживается сознательным интересом, а в отличии от произвольного - здесь нет волевых усилий. Значит, внимание необходимо формировать, развивать такие черты личности, которые бы облегчили переход произвольного внимания в послепроизвольное, т.к. это включает в себя формирование чувства ответственности за выполненную работу, мотивации успешного выполнения деятельности, развитие интереса и т.д.
Конкретно поставленные задачи, а так же создание благоприятных условий для активной самостоятельной работы способствуют тому, чтобы человек занимался серьезным делом и при этом ему не нужно напоминать о внимании.
Кроме этого, внимание может быть:
широкое и узкое (в зависимости от объема);
хорошо и плохо распределяемое;
быстро и медленно переключаемое;
устойчивое и неустойчивое;
В любом случае, понимая виды и формы внимания, менеджеру такие знания необходимы для правильной расстановки кадров с целью получения наибольшей отдачи от них в деятельности предприятия или организации.
Список использованной литературы
1. Столяренко Л.Д., "Основы психологии", 2004 г.
2. Коломинский "Человек: психология", Москва "Просвящение" 1986 г.
3. "Общая психология (курс лекций)" cоставитель И.Е. Рогов. Москва “Владос" 1998 г.