Содержание
1. Оценка природно-ресурсного потенциала Калининградской области
2. Административные методы решения экологических проблем
3. Экономические методы решения экологических проблем
Введение
Калининградская область расположена на юго-восточном побережье Балтийского моря, она является самой маленькой областью в РФ, поскольку занимает площадь в 15,1 тыс. км2. Максимальная протяженность территории области с запада на восток достигает 195 км, с севера на юг - 110 км.
Калининградская область имеет уникальное географическое положение, она полностью отделена от территории России Прибалтийскими государствами. Область на севере и востоке граничит с Литвой (протяженность границ составляет 200 км), на юге - с Польшей (протяженность границ - 210 км), а на западе она ограничена 140-километровым побережьем Балтийского моря. В регионе расположен единственный незамерзающий порт на Балтийском море - это кратчайшие транспортные пути во внутренние российские регионы и морские ворота в Восточную Европу. В Калининградской области развита сеть автомобильных дорог, их протяженность достигает 4581 км. Через территорию региона проходит автомагистраль, которая является частью трансевропейской сети [2; с.369].
В состав Калининградской области входит 13 административных районов, в них расположено 22 города и 5 посёлков городского типа. Численность населения области составляет приблизительно один миллион человек, из них 80% городского населения и 20% сельского.
Отрасли хозяйственной специализации: рыбная, целлюлозно-бумажная и деревообрабатывающая промышленность, добыча и обработка янтаря, морепродуктов. Важная хозяйственная функция района — обслуживание внешних экспортно-импортных операций России. Особенность экономико-географического положения региона состоит в том, что это самая западная территория России, которая граничит с Литвой и Польшей. Имеет выход к незамерзающему здесь Балтийскому морю.
1. Оценка природно-ресурсного потенциала Калининградской области
Калининградская область располагает существенными природными ресурсами. Мягкий климат (теплая зима, нежаркое лето), влажный, благоприятствует развитию сельского хозяйства. Негативно сказывается на нем обилие болот. Большие площади занимают леса хвойные и широколиственные, луга и пастбища. Калининградская область расположена в зоне смешанных, подзоне широколиственных лесов, общей площадью 308,9 тысяч гектар. В лесах области насчитывается более 400 видов древесных и кустарниковых пород. Самые распространенные породы деревьев на территории региона - ель, сосна, дуб, клен и береза. Леса занимают 18% площади области, 40% из них - естественного происхождения. Они отнесены к лесам первой группы и осуществляют защитные и природоохранные функции. Лесной фонд области подразделяется на: водоохранные леса - 17,2 тыс. га.; защитные полосы вдоль дорог - 13,8 тыс. га.; зеленые зоны городов и населенных пунктов - 54,5 тыс. га.; леса населенных пунктов - 7,4 тыс. га.; противоэрозионные леса - 3,7 тыс. га.; заповедные (буковые) леса - 0,5 тыс. га [2; с.370].
Важное значение имеют богатые водные биологические ресурсы. Территория области покрыта густой сетью водотоков - в среднем 1 км водотоков на 1 км2 площади. Большинство рек относятся к категории малых, 6 рек имеют длину более 100 км. Под водоемами различного типа занято 230 тыс. га. Реки принадлежат бассейну Балтийского моря. Крупнейшие реки: Неман (с притоком Шяшупе) и Преголя (с притоком Лава) объединены системой каналов. Многие реки спрямлены и зарегулированы, судоходны. Озер более 100 (крупнейшее - Виштынецкое). Заболочено 7% территории. Общая протяженность водотоков 5043 км, кроме того, насчитывается 948 мелиоративных систем и каналов общей протяженностью 3384 км. На государственном экологическом учете находятся 145 озер и прудов площадью 56,8 км2 и 239 болот площадью 8213,5 км2.
На территории области находится единственное в мире промышленное месторождение янтаря, где сосредоточено более 90 процентов его мировых запасов. Выявлены запасы нефти, природного газа, бурого угля, торфа, каменной и калийной соли, сапропель, глауконит.
Традиционно одной из ведущих отраслей промышленности области является рыбная. Калининградская область располагает уникальным рыбохозяйственным комплексом, обеспечивающим производство более 13 процентов общероссийской товарной пищевой рыбной продукции и 34 процентов рыбных консервов страны. Приморское положение способствовало развитию рыбной и рыбоперерабатывающей промышленности. Лов рыбы ведется в водах Балтийского моря и Атлантического океана, переработка — на рыбоконсервных комбинатах Калининграда.
Машиностроение представлено производством судового оборудования, саморазгружающихся вагонов, дорожно-строительных машин, металлорежущих станков и др. Важное место занимает целлюлозно-бумажная и деревообрабатывающая промышленность, использующая привозную древесину (в основном Северного района). На местном сырье сложилась мясная и маслодельная промышленность. Подавляющую часть продукции этих и других отраслей производят на предприятиях Калининграда. Среди других центров выделяются Советск (производство бумаги и целлюлозы) и поселок Янтарный (добыча и обработка янтаря).
Сельское хозяйство. Его ведущее направление сельского хозяйства — молочно-мясное скотоводство, мясное и беконное свиноводство, птицеводство обусловлено развитой естественно-кормовой базой (луга, пастбища, продукция земледелия, отходы пищевой промышленности и пр.) В земледелии высок удельный вес зерновых (озимая пшеница, рожь, ячмень) и кормовых (корнеплоды, однолетние и многолетние травы) культур [2; с.370].
Развит морской транспорт, осуществляющий каботажные перевозки и выполняющий внешнеторговые функции. Большую часть экспортируемой продукции составляют рыба и морепродукты; в составе импорта преобладают машины и промышленное оборудование. Калининград — незамерзающий порт на Балтийском море.
Несмотря на осуществление в последнее время ряда природоохранных мероприятий, а также снижение выбросов загрязняющих веществ, экологическая ситуация на территории Калининградской области остается неблагополучной. Загрязнение атмосферного воздуха наиболее значительно в городах с развитой промышленностью, таких как Калининград, Балтийск, Неман, Советск, Светлый, Черняховск и другие. Загрязнение воздушного бассейна области формируется под воздействием выбросов собственных источников и переноса загрязняющих веществ с сопредельных территорий. Остро стоит проблема загрязнения атмосферы выбросами автомобильного транспорта, вклад которого по области составляет 63% суммарного выброса.
Загрязнение речных систем, озер и заливов связано с промышленными и сельскохозяйственными предприятиями и особенно велико на участках рек, находящихся в городах и ниже их по течению. Воды Вислинского и Куршского заливов постоянно загрязняются органическими веществами, выносимыми реками, и по показателям БПК превышают предельно-допустимые концентрации в 2-3 раза, увеличиваясь летом. Нерациональное использование минеральных удобрений для повышения плодородия почв ведет к их загрязнению, носящему площадный характер, а нерегулярные и не всегда обоснованные мелиоративные работы приводят к затоплению и заболачиванию низменных территорий. Существует множество несанкционированных свалок, во многих регионах свалки находятся в непосредственной близости от водных артерий. В области имеются 56 потенциальных источников загрязнения подземных вод. К наиболее крупным относятся - свалки городов Калининград, Краснознаменск, Советск, Балтийск, пометохранилища птицефабрик «Калининградская», «Гурьевская», иловые поля очистных сооружений городов Калининград, Советск, склад химических удобрений г. Гвардейска.
Большой ущерб природе и природным ландшафтам области наносят лесные пожары, зачастую инициированные человеком, и добыча полезных ископаемых карьерным способом, таких как янтарь, торф, песчано-гравийные смеси, а также путем бурения скважин.
Экологическая ситуация осложняется главным образом промышленным и животноводческим загрязнением атмосферы, вод, почв в условиях высокого стояния уровня грунтовых вод; загрязнением заливов компонентами сточных вод целлюлозно-бумажного производства, а также фосфором. На территории Калининградской области в настоящее время функционирует 6 полигонов захоронения отходов. Большинство муниципальных образований области не имеет очистных сооружений, в регионе не организована переработка твердых отходов, имеется большое количество несанкционированных свалок. Велики выбросы в атмосферу вредных веществ от промышленных предприятий и автотранспорта, а неочищенными стоками целлюлозно-бумажных заводов и других предприятий загрязняются трансграничные река Неман, Куршский и Калининградский заливы, местные водоемы и, в конечном счете, Балтийское море.
2. Административные методы решения экологических проблем
В экологическом праве административно-правовой метод опосредуется в специфических формах - нормировании, экспертизе, сертификации, лицензировании и др. Он выражается в установлении допустимых выбросов загрязняющих веществ в природную среду, которые должны соблюдаться предприятиями-природопользователями, выдаче этим предприятиям специальных лицензий на такой выброс, применении мер юридической ответственности, введении соответствующих нормативных стандартов и ограничений, которые должны соблюдать фирмы-производители, а также осуществление прямого контроля и лицензирования процессов природопользования.
Лицензирование — система административно-правового и экономического государственного регулирования и экологического контроля за пользованием природными ресурсами. Лицензия — это разрешение на определенный вид деятельности по использованию природного ресурса (выемка, потребление, использование природного ресурса, а также выбросы, сбросы, размещение вредных веществ) с указанием способов контроля за охраной и рациональным использованием природных ресурсов.
Существуют нормативы: качества окружающей среды; допустимого воздействия на окружающую среду; допустимого изъятия компонентов природной среды; допустимой антропогенной нагрузки; допустимых выбросов и сбросов химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов; технологический норматив; нормативы ПДК; нормативы допустимых физических воздействий [1; с.124].
В 2008 году разработан Проект постановления Правительства Калининградской области о целевой программе Калининградской области «Экологическое оздоровление территории Калининградской области на 2008 – 2012 годы». Проект Программы подготовлен в соответствии с требованиями Земельного, Водного, Лесного кодексов Российской Федерации, Федеральных законов «Об охране окружающей среды», «Об охране атмосферного воздуха», «Об отходах производства и потребления». Проект разработан в рамках концепции областной целевой программы экологического оздоровления территории Калининградской области на 2006 – 2010 годы», утвержденной постановлением Правительства Калининградской области.
Целью проекта Программы является оздоровление экологической обстановки на территории Калининградской области, восстановление, предотвращение деградации и сохранение природных комплексов Калининградской области. Задача региональной экологической программы - обеспечение эффективной защиты среды обитания населения области. Документ предусматривает разработку направленной на это нормативно-правовой базы, которая «сделала бы экономически невыгодным для предприятий и организаций неисполнение природоохранного законодательства», а также последовательное решение накопившихся экологических проблем.
Основными задачами проекта Программы определяются:
1. стабилизация экологической обстановки в Калининградской области;
2. осуществление мер по охране и воспроизводству природных ресурсов;
3. развитие сети особо охраняемых природных территорий;
4. формирование нормативных правовых и экономических механизмов государственного регулирования в сфере сохранения, изучения, воспроизводства, использования природных ресурсов и охраны окружающей среды.
Проект Программы включает семь компонентов: водные ресурсы и водопользование, морское побережье, заливы и Юго-Восточная Балтика, атмосферный воздух, земельные ресурсы и почвы, лесные ресурсы, разнообразие растительного и животного мира, недра и минеральные ресурсы.
Для привлечения средств на осуществление природоохранных мероприятий необходимо включение Калининградской области в международные экологические программы, в первую очередь, проводимые под эгидой Европейского союза, с учетом влияния, оказываемого трансграничным переносом загрязняющих веществ из стран Западной Европы на территорию области.
В Калининградской области второй год реализуется проект Тасис «Экологический мониторинг и управление водными ресурсами в Калининградской области», конечной целью которого является укрепление возможностей управления окружающей средой и обеспечение инструментов для эффективной защиты водных ресурсов региона.
Вступили в силу законы области: «Об охране зеленых насаждений», «Об особенностях регулирования земельных отношений на территории Калининградской области». Вносились изменения и дополнения в действующие региональные законодательные акты: «Об утверждении областной целевой Программы «Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости на 2003-2007 годы в Калининградской области» и Подпрограммы «Информационное обеспечение управления недвижимостью, реформирования и регулирования земельных и имущественных отношений в Калининградской области на 2003-2007 годы», «О рыболовстве и рыбохозяйственной деятельности в Калининградской области», «Об утверждении региональной целевой программы «Социальное развитие села Калининградской области до 2010 года».
Прокуратурой Центрального района города Калининграда совместно со службой по экологическому контролю и надзору Калининградской области на предприятиях, расположенных в районе, проводятся проверки соблюдения экологического законодательства в части выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух. По результатам проверки на основании постановлений прокурора должностные лиц предприятий-нарушителей экологического законодательства привлекаются к административной ответственности.
Меры административного воздействия за нарушения в сфере санитарного содержания территорий муниципальных образований, принятые в 2008 году Управлением Роспотребнадзора по Калининградской области, по состоянию на 30.04.08 года: составлено 270 протоколов, наложено 253 штрафа на сумму 569 тыс. руб., взыскано 168 штрафов на сумму 417 тыс. 800 руб., на рассмотрении находятся семь протоколов. По остальным постановлениям срок добровольной оплаты не истек, в службу судебных приставов направлено шесть заявлений о возбуждении исполнительного производства и передан в суд один протокол по ч.1 ст. 20.25 КоАП РФ за неуплату штрафа.
С начала 2008 года составлены протоколы об административном правонарушении в отношении 57 должностных лиц администраций муниципальных образований, в том числе 19 глав, 12 заместителей глав, 18 начальников территориальных отделов и восьми помощников глав муниципальных образований.
3. Экономические методы решения экологических проблем
Сущность экономических методов состоит в организации деятельности управляемых объектов путем создания преимуществ в потреблении. Этим управление экономическими методами отличается от стимулирования, которое предусматривает поощрение и санкции неэкономического характера. Роль экономических методов заключается в создании механизмов управления, стимулирующих средоохранную деятельность и поиск путей минимизации экономических затрат, которое понесет общество ради достижения желаемого состояния окружающей среды и ее отдельных компонентов. В числе экономических инструментов экологического регулирования можно назвать:
– платежи или налоги за право пользования природными ресурсами;
– компенсационные платежи за выбытие природных ресурсов из целевого использования или ухудшение их качества, вызванное производственной деятельностью;
– платежи или налоги за выбросы загрязняющих экологически опасных технологий [1; с.87].
Экономическое стимулирование в сфере экологической политики на территории области осуществляется через предоставление налоговых, кредитных и других льгот, а также через систему санкций и штрафов.
1. Экономические льготы применяются при:
а) рациональном использовании невозобновляемых природных ресурсов, инвестировании части полученной прибыли для восстановления возобновляемых природных ресурсов в соответствии с действующим законодательством;
б) внедрение экологически безопасных технологий хозяйственной и иной деятельности;
в) инвестициях, вкладываемых в экологические проекты и программы;
г) преимущественном использовании возобновляемых природных ресурсов (биотопливо, ветро- и гидроэнергетика);
д) расширение повторного использования и переработки отходов, сокращение производимых отходов на единицу продукции.
2. Экономические санкции применяются при:
а) видах деятельности, ведущих к ухудшению состояния окружающей среды;
б) расточительном использовании природных ресурсов и увеличении количества отходов;
в) использовании ресурсозатратных технологий.
Ограничение экологически опасной деятельности в экологическом законодательстве предусматривает дополнительные материальные затраты на осуществление такого рода деятельности и включает:
а) установление лимитов использования природных ресурсов, лимитов воздействия на окружающую среду;
б) установление нормативов платы и размеров платежей за использование природных ресурсов, выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, размещение отходов и другие виды вредного воздействия;
в) внесение залогов за осуществление экологически опасной деятельности [4].
Законодательством Калининградской области могут устанавливаться и иные ограничения с целью охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.
В калининградской области основу экономического механизма охраны окружающей среды в России сейчас составляют экологические платежи и в меньшей степени – экономические санкции за экологические правонарушения. Налоговые льготы при осуществлении природоохранной деятельности крайне незначительны.
В качестве альтернативного или дополняющего элемента экономического механизма охраны окружающей среды к системе экологических платежей и экологических фондов может быть предложен такой инструмент, как торговля квотами на выбросы загрязнений. В общем виде эта торговля предполагает установление общего лимита выбросов и распределение его между источниками выбросов по определенным квотам, за превышение которых автоматически взимаются чрезвычайно высокие штрафы. Если предприятие в случае расширения производства по технологическим причинам нуждается в праве на дополнительный выброс, то оно должно приобрести это право у других предприятий, которые имеют выбросы ниже установленных квот. Аналогичное приобретение прав на выброс необходимо и для новых предприятий, которым квоты не выделены. В этом случае экономические отношения по поводу загрязнения окружающей среды устанавливаются не только между природопользователем и государством, но и между отдельными природопользователями как субъектами рынка. При этом государство устанавливает правила торговли, мониторинга и контроля. Также принципиально важное значение имеет совершенствование учета производственных фондов по охране окружающей среды и усиление контроля за процессами их воспроизводства.
Заключение
Калининградская область занимает важное геополитическое положение и играет особую роль в обеспечении национальных интересов России в Балтийском регионе и в Европе. Калининградская область — это единственный субъект Российской Федерации, полностью отделенный от остальной территории страны сухопутными границами иностранных государств и международными морскими водами, что обуславливает угрозу хозяйственной и военно-политической изоляции области.
В целях улучшения экологической обстановки и выхода на нормативный уровень показателей, характеризующих состояние окружающей среды, в ближайшее время необходимо осуществить строительство очистных сооружений, систем водоснабжения и канализации в населенных пунктах области, полигона по утилизации промышленных и бытовых отходов, провести работы по инженерной защите населенных пунктов области от наводнений и затоплений, берегоукреплению Балтийского моря, улучшению системы водоснабжения, снижению уровня воздействия на окружающую среду производств через внедрение «чистых» технологий, организации единой системы мониторинга окружающей среды. Создание центра утилизации и реновации, а также решение вопросов утилизации специальной техники и техногенных отходов позволит улучшить экологическую обстановку в области и снизит вероятность возникновения чрезвычайных ситуаций.
Библиографический список
Гальперин М.В. Экономические основы природопользования. – М.: Инфра-М, 2004.
Гладкий Ю.Н., Доброскок В.А., Семёнов С.П. Экономическая география России. – М.: Гардарика, 2004.
Глушкова В.Г., Макар С.В. Экономика природопользования. – М.: Гардарика, 2006.
Закон Калининградской области от 21 июня 1999 г. N 133 «Об экологической политике в Калининградской области» / http://www.ocgsen.kaliningrad.ru/
Экономика окружающей среды и природных ресурсов / Под. ред. А.А. Голуба, Г.В. Сафонова. – М.: ГУ ВШЭ, 2005.