Я
буду воспевать
Всем
существом в
поэте
Шестую
часть земли
С
названьем
кратким “Русы.
С.
Есенин
Имя
Сергея Есенина
хорошо известно
в нашей стране.
Его лирика
никого не оставляет
равнодушным.
Она проникнута
горячей любовью
к Родине, к русской
природе. Поэт
говорит: “Моя
лирика жива
одной большой
любовью, любовью
к Родине. Чувство
Родины — основное
в моем творчестве”.
Искренняя
любовь к родной
земле, выраженная
в своеобразных
переживаниях
и настроениях,
придала его
произведениям
особое, есенинское,
неповторимое
звучание, которое
можно всегда
различить в
русской лирике.
Лучшие
свои произведения
Есенин посвятил
России. Мы видим,
слышим и чувствуем
в его стихах
краски, звуки,
запахи лесов,
полей и лугов.
В поэзии Есенина
подлинно отражены
русские образы
и картины, живая
народная речь,
поистине здесь
“русский дух”
и “Русью пахнет”.
Нет ни единого
стихотворения
о России, в котором
он не воспевал
бы ее природу.
Образ Родины
появляется
у Есенина уже
в первых его
стихах. Поэт
воспевает
неброскую
красоту и
удивительную
прелесть природы
средней полосы
России. Радостный
и многоцветный
мир буквально
завораживает
нас, когда мы
читаем есенинские
стихи. Я вижу,
как “роса блестит
на траве”, как
“сыплет черемуха
снегом”.
Там,
где капустные
грядки
Красной
водой поливает
восход,
Клененочек
маленький
матки
Зеленое
вымя сосет.
Я
вижу, как, “отражаясь,
березы ломались
в пруду”, как
“ели, словно
копья, уперлись
в небо”. Просторы
полей, синь
родного неба
с плывущими
облаками, гладь
озер и рек, “плакучие
ивы”, “зеленоволосые
красавицы
березы”, “топи
да болота”,
“алый свет
зари” — во всем
этом Есенин
видел красоту
родной стороны.
В ранней поэзии
Есенина запечатлен
образ крестьянской
Руси кануна
Великой Октябрьской
революции. Поэт
видел Русь
кроткой, печальной,
и тяжелая жизнь
Родины отразилась
в его творчестве:
Край
ты мой заброшенный.
Край
ты мой, пустырь,
Сенокос
нескошенный,
Лес
да монастырь.
Но
чем печальнее
были эти картины,
тем сильнее
в стихах поэта
звучала беспредельная
привязанность
к Родине:
Холодной
скорби не
измерить.
Ты
на туманном
берегу,
Но не
любить тебя,
не верить
Я
научиться не
могу.
К вершинам
поэзии Есенин
поднялся из
глубины народной
жизни. Рязанская
земля, “где
мужики косили,
где сеяли свой
хлеб”, была его
домом, где прошло
детство маленького
Есенина. Мир
народно-поэтических
образов окружает
Есенина с первых
дней его жизни.
И костер зари,
и плеск волн,
и голубая гладь
озера — вся
красота родного
края с годами
превращается
в стихи, полные
любви к родной
земле.
Ой ты,
Русь, моя родина
кроткая,
Лишь
к тебе я любовь
берегу.
Весела
твоя радость
короткая
С
громкой песней
весной на лугу.
В
сердце Есенина
с юных лет запали
“ветровые слезы
России”, ее
грустные песни,
светлая печаль
— картина родной
стороны создана
в стихотворении
“Гой ты, Русь,
моя родная”.
Родина, которой
не видать конца
и края — “только
синь сосет
глаза”,— вызывает
у поэта необычайную
по силе сыновнюю
любовь. Ему
приятно слышать
“звонкий, как
сережки, девичий
смех”, видеть,
как у низеньких
хат “звонко
чахнут тополя”,
а “на лугах
веселый пляс”.
Радостно ощущать,
как “пахнет
яблоком и медом”,
и поэтому поэт
признается
в любви Родине.
Если
крикнет рать
святая:
“Кинь
ты Русь, живи
в раю!”
Я скажу:
“Не надо рая.
Дайте
Родину мою”.
Есенин,
как он писал
сам, воспринял
революцию
по-своему, “с
крестьянским
уклоном”, больше
стихийно, чем
сознательно.
Есенин колебался
в оценке нового
советского
уклада жизни.
Он знал и любил
старую Русь,
ее печальный
образ по-прежнему
владел его
поэтическим
воображением:
Спит
ковыль. Равнина
дорогая,
И
свинцовой,
свежести
полынь.
Никакая
Родина другая
Не
вольет мне в
грудь мою теплынь.
И
теперь, когда
вот новым светом
И
моей коснулась
жизнь судьбы.
Все
равно остался
я поэтом
Золотой
бревенчатой
избы.
Поэт
чувствовал,
как в лучшую
сторону меняется
жизнь его
Родины.
Мне
теперь по душе
иное,
И чахоточном
свете луны
Через
каменное и
стальное
Вижу
мощь я родной
стороны.
Но
поэт был далек
от реального
понимания
социализма
и революций.
Отсюда почти
неизбежный
для него переход
от восторга
к разочарованию,
от радости к
отчаянию, от
приветствия
к обвинению.
Есенин начинает
проклинать
“железного
гостя”, несущего
гибель патриархальной
деревне и оплакивать
старую уходящую
Русь. Поэту
казалось, что
“железный
город” враждебен,
что он угрожает
разрушением
крестьянскому
миру, овеянному
патриархальной
романтикой.
Есенинская
лирика этого
времени окрашена
в печальные
тона.
Есенин
был на Кавказе,
где написал
цикл лирических
стихотворений.
Пленительна
красота восточной
природы, ласков
ветер, легко
сердцу поэта
с любимой, но
думы о Родине
и здесь не покидают
его. Они все
время влекут
его домой. Поэт
вспоминает
тоску бесконечных
равнин, знакомую
ему с юношеских
лет, песню железных
колес, вербы
вдоль дорог,
бесплодные
поля и жалкие
лачуги. Так
возникает
картина старой
деревни, которая
не радует взгляда,
теперь она
вызывает у
поэта; горячее
чувство протеста
и жажду обновления
Родины:
Полевая
Россия! Довольно
Волочиться
сохой по полям!
Нищету
твою видеть
больно
И березам,
и тополям.
Сила
и обаяние лирики
Есенина в ее
правдивости,
искренности
и Задушевности.
В его проникновенных
стихах запечатлелись
картины родной
природы, его
русская душа
и глубокая
любовь к Родине