Рефетека.ру / Социология

Контрольная работа: Методология классификаций качества жизни

Федеральное агентство по образованию

Российский государственный профессионально-педагогический университет

Социальный институт


Контрольная работа

По дисциплине: социальная политика

На тему "Методология классификаций качества жизни"


Выполнил: Мауль Юлия

студентка гр. ЗСР-314

Проверил: Панкратова

Лариса Эльмировна


Екатеринбург

2010

Содержание


Введение

1. Роль социальной политики в жизни общества

2. Социальная политика в современной России

3. Качество жизни общества

Заключение

Список использованной литературы


Введение


Cоциальная политика — многогранный процесс и структурно сложное явление. Только по одному-двум показателям и критериям, пусть и очень важным, например, уровню заработной платы, безработицы и т.п., проблематично давать реальную и исчерпывающую оценку ее состояния. Объект и предмет социальной политики далеко не линейный, а многоуровневый и системный. Объект и предмет этой политики совпадают с главными элементами, блоками и структурами, входящими в крупный единый комплекс — социально-трудовую сферу (СТС) — систему взаимосвязанных компонентов и частей, среди которых:

• отрасли социальной сферы (образование, здравоохранение, культура, спорт, туризм, жилищно-коммунальный сектор и т.д.);

• рынок труда, занятость, безработица;• социальное партнерство;

• социальная защита;• оплата и охрана труда;

• социальное страхование;• пенсионная система и др.

Поэтому проводя социальную политику, важно равномерно учитывать все поле ее охвата, не увлекаясь одними направлениями и не забывая другие участки. Вряд ли можно признать сильной и правильной социальную политику, в рамках которой ее субъекты обращают свое внимание лишь на развитие образования, культуры и т.п. и не уделяют его проблемам занятости, мотиваций, пенсионного обеспечения и т.д.

Конечно, нельзя исключать систему приоритетов социальной политики, различающихся по своему набору в зависимости от конкретных этапов и условий развития, региональных и корпоративных аспектов и особенностей. Однако широта, системность и масштабность проведения социальной политики в контексте полно ты учета ее многоликих объектов и предмета — гарант результативности и действенности взаимоотношений между социальными слоями и социальными группами общества.

1. Роль социальной политики в жизни общества


Социальная политика — сфера практического осуществления важнейшей функции государства по созданию условий, обеспечивающих каждому члену общества реализацию его потребностей, с учётом, одобряемой обществом, системы ценностей. В центре такой политики должен находиться человек, который одно временно выступает как её цель, предмет и субъект.

В практическом аспекте объектами социальной политики служат условия жизни и труда человека, общественные отношения (межгрупповые и межличностные) и социальная структура в целом. До настоящего времени в России государственная социальная политика, ориентированная на социальную безопасность, не получила адекватной легализации в действующих нормативно-правовых документах. В концептуальных программных разработках предполагается, что она должна основываться на следующих принципах:

• гарантированности государством ее осуществления в интересах своих граждан и при их активном участии;

• правовой легализации социальной защищённости личности;

• целевого финансирования, прогнозирования и программно-информационного обеспечения целевых социальных программ,

• обеспечения профессионально-технического функционирования системы социальных институтов (систем здравоохранения, образования, социальной за щиты, культуры, охраны труда, занятости и т. п.);

• легализации, адекватности, дифференцированности и устойчивости социальных гарантий;

• правовой, информационной и финансовой адресности социальной поддержки населения;

• профилактики социальных рисков;

• ориентации на выявление и ликвидацию механизмов и процессов, дегуманизирующих действительность;

• интеграцию человека в общество, ориентированную на оптимальную реализацию потенциальных способностей личности к самообеспечению с учётом индивидуальных и общественных интересов;

• равенства стартовых возможностей и реализации потенциальных способностей индивидов;

• системности и стабильности мер, направленных на поддержание и позитивное развитие объектов социальной политики;

• социальной справедливости и социального прогрессивного развития.

В реальной социальной политике эти принципы не использовались и не используются до настоящего времени в должной мере. В России к началу перестроечных процессов стало (и сохраняется по-прежнему) явным банкротство государства по своим социальным обязательствам перед своими гражданами Обремененность государства этими непомерно большими обязательствами, ориентированными на федеральный уровень исполнения, при отсутствии ясности в распределении полномочий между центром и субъектами федерации, а также каких-либо значимых шагов по управлению социальными процессами, привели к масштабным изменениям качества жизни людей, к неудовлетворенности граждан своим социальным положением и в этой связи к социальной напряженности в обществе. Социальная политика государства и общества оказались несоответствующими ожиданиям людей. Это наряду с политическими и экономическими процессами, вызвавшими существенные изменения в привычном укладе жизни большого числа людей, привело к дисгармонии социальной жизни России и россиян, социальной трансформации с тенденциями регресса, а по оценке ряда специалистов, с явной деградацией. Дисбаланс в общественных отношениях усилен расхождением целеполагания и целеосуществления мер социальной политики. jto во многом определяет выраженную настороженность населения по отношению к любым социальным новациям.

Социальная политика осуществляется через систему мер, воздействующих:

· на этику и мораль, включая формирование и определение их места в жизни от дельных членов общества (индивидов, семьи, социальных групп, слоев и т.д.);

· на общественный и личный быт членов общества, в т.ч. государственное регулирование материальной и культурной среды, в которой происходит удовлетворение потребностей человека в пище, одежде, жилище, отдыхе, развлечениях, поддержании здоровья, и др. стороны быта;

· на психологию быта членов общества (семьи, сферы обслуживания, досуга др.);

· на социально-психологические особенности различных типов личностей, социальных групп, слоев и т. п.;

· на взаимодействия психологических и социальных факторов жизнедеятельности людей;

· на формирование взаимоотношений, форм общения и взаимовлияния членов общества, а также их личностных и общественных ориентации и установок;

· на становление обычаев, нравов, традиций, обществ, сознания различных групп, слоев населения и общества в целом;

· на закономерности развития и функционирования отдельных социальных групп, слоев, как самостоятельных систем и как части системы "общество в целом";

· на институт семьи; на производственную сферу деятельности людей, включая государственное регулирование формирования оптимальной производствен ной среды, её психологии; условий и охраны труда;

· на приоритеты мотиваций личности, общества, семьи при формировании установок на трудовую деятельность; на социально-экономические аспекты, включая:

- условия обеспечения экономической самостоятельности членов общества;

- стимулирование трудовой деятельности;

- эффективную занятость,

· уровень образования;

· качество жизни населения, его доходы, прожиточный минимум, уровень и структуру потребления материальных и культурных благ; предотвращение массовой бедности:

· повышение благосостояния населения в целом и его отдельных слоев, групп;

· на пенсионные и другие формы социального обеспечения, социальное обслуживание, реабилитацию лиц с ограниченной трудоспособностью; на деятельность отраслей и институтов социальной сферы;

· на обеспечение целевой государственной и благотворительной помощи наиболее незащищённым, социально уязвимым и малоимущим слоям населения; на демографическую ситуацию, сохранение генофонда;

· на охрану здоровья нации и др.

Вышеуказанные меры социальной политики в перестроечном периоде стали реализовываться в технологиях, ориентированных на отвлеченные от человека макроэкономические параметры, в которых обезличенно среднестатистически рассматриваются такие ценности как:

• повышение благосостояния людей;

• обеспечение материальной заинтересованности в высокопроизводительном труде:

• создание необходимых мер и возможных условий экономической самостоятельности граждан;

• создание условий для духовной удовлетворённости индивидов;

• сочетание интересов личного и общественного прогресса.

Социальная политика практически осуществляется без учета интересов различных классов, социальных групп, этнокультурных общностей; не противодействует любым проявлениям социального эгоизма, паразитизма и иждивенчества [3, с.544-546].


2. Социальная политика в современной России


В современной России государственная социальная политика ориентирована на подчинённость экономическим интересам и ее толкование как дополнения к экономической политике. Она осуществляется без учёта (либо недостаточного учёта) одобряемой обществом, исторически сложившейся системы ценностей и взаимосвязи общественного прогресса с экономическим развитием. Это в конечном итоге предопределяет подчинение социальных интересов общества экономическим интересам государства вне интересов конкретного человека и его жизненных проблем. Субъектом такой политики становится население, а не человек, предметом — социальная инфраструктура, целью — сохранение конкретной государственной власти. Подобная социальная политика привела к нарастанию противоречий между обществом и государством, личностью и государством, личностью и обществом. Все это привело к социальной трансформации, в которой сочетаются количественные и качественные изменения социальной структуры, обусловленные эволюционными и революционными преобразованиями с регрессивными и прогрессивными тенденциями развития.

Происходящие процессы социальной трансформации требуют адекватного вы бора и реализации приоритетов социальной политики, которые должны определяться, исходя из конкретных условий жизни и уровня развития общества и государства, исторически обусловленных материальных, культурных и духовных претензий населения, экономических ресурсов, а также распространённости, масштабности и остроты социальных проблем.

Управление социальной трансформацией населения и обусловленной ею социально-психологической ситуацией является сферой национальной безопасности в Целом и ее компоненты — социальной безопасности.

В этой связи социальная политика должна предполагать продуманную систему мер, посредством которых возможны воздействия на оздоровление социально-экономического положения конкретных слоев и групп населения, а также воздействия на душевное состояние людей, вызова их жизненного оптимизма и улучшения качества жизни. Сложившаяся ситуация социальной напряженности, неясности образа будущего страны требует выбора и декларирования приоритетов социального развития России, которыми должны стать социальное партнерство, социальная защита и социальная интеграция населения[1, с.66].


3. Качество жизни общества


Результативность социальной политики проявляется в уровне и качестве жизни населения. Уровень жизни — это степень обеспеченности населения материальными и духовными благами исходя из сложившихся потребностей. При этом потребности носят активный характер, служат побудительным мотивом Деятельности человека, их рост вызывает рост уровня жизни.

Для оценки уровня жизни используются количественные показатели, такие как потребление основных продуктов питания на душу населения, обеспеченность населения промышленными товарами (обычно в расчете на 100 семей), структура потребления, продолжительность рабочего и свободного времени и его структура, величина реальных доходов, развитие социальной сферы и др.

К обобщающим показателям относятся общий объем потребляемых благ и услуг, распределение населения по Уровню доходов и показатели, характеризующие отдельные стороны жизни людей, например калорийность и биологическая ценность рациона питания. В качестве обобщающего показателя оценки уровня жизни населения, ООН рекомендован индекс человеческого развития (ИЧР), учитывающий следующие компоненты: размер ВВП на душу населения с учетом покупательной способности денежной единицы, продолжительность жизни и уровень образования граждан. [3, c.342]

Для получения реальной картины уровня жизни необходимо иметь определенный стандарт, с которым можно сравнивать фактические данные. Таким стандартом является "потребительская корзина", включающая набор благ и услуг, удовлетворяющий определенный уровень потребления.

"Минимальная потребительская корзина" рассчитывается для стандартной семьи, состоящей из двух взрослых человек и двух детей школьного возраста, и означает такой минимально допустимый потребительский набор, снижение которого социально неприемлемо. "Минимальная потребительская корзина" по отдельным социально-демографическим группам лежит в основе определения прожиточного минимума. Прожиточный минимум - это размер денежного дохода, который удовлетворяет минимально допустимые потребности. Именно здесь проходит так называемая "черта бедности".

От минимального уровня потребления следует отличать физиологический минимум потребления, который необходим для физического существования человека.

Чтобы правильно определять направления государственной политики, положительно влияющие на качество жизни населения, и контролировать этот процесс, необходимо иметь унифицированную общероссийскую номенклатуру показателей качества жизни населения, методику их измерения и критерии оценки полученных значений.

Общая методология разработок основывается на квалиметрии, что предполагает:

разработку классификации показателей, достаточно полно отображающих рассматриваемую предметную область;

определение иерархической структуры и номенклатуры показателей;

разработку процедуры свёртки единичных показателей (т.е. показателей предельного по глубине уровня иерархии) в комплексные показатели всех вышестоящих уровней, вплоть до единственного интегрального показателя качества жизни;

выбор критериев оценки, т.е. базовых (эталонных) значений показателей – максимального и минимального.

Принципиальную трудность представляет собой решение первого вопроса. Качество жизни – предметная область чрезвычайно сложная и не поддающаяся однозначному, всеми приемлемому, определению. По этой причине существует много разных трактовок сущности категории "качество жизни" и соответственно много разных классификаций показателей и их номенклатур. Решение второго и последующих вопросов, предусмотренных базовой методологией квалиметрии, не представляет трудности, поскольку эти вопросы носят технический характер[2, с.143].

Качество жизни – это системное понятие, определяемое единством его компонентов: самого человека как биологического и духовного существа, его жизнедеятельности и условий, в которых она протекает. Отсюда следует, что номенклатура показателей качества жизни должна включать как объективные характеристики самого человека (или социума), его жизнедеятельности и условий жизни, так и субъективные оценочные характеристики, отражающие отношение субъекта к реалиям его жизни.

Наиболее обоснованной является трактовка качества жизни населения с позиций понимания сущности жизни людей как процесса, направленного в целом на сохранение и развитие жизни человечества во всё более широких границах природных условий путём созидательной деятельности и борьбы, преодоления природных, личностных и социальных противоречий и трудностей.

Конкретизируя это принципиальное положение применительно к нынешнему состоянию населения России, качество жизни россиян следует рассматривать как качество жизни коллективного субъекта, агрегатированное из качеств жизни каждого гражданина. Это "всеобщее" качество жизни требует улучшения во всех аспектах и должно измеряться и оцениваться по объективным и субъективным показателям по отношению к целевому критерию (эталону), ориентированному на реальную перспективу социально-экономического развития страны.

Кроме того, человеческая жизнь понимается как процесс, реализующий, с одной стороны, генетически заданное сохранение, развитие и репродукцию человека, и, с другой стороны – генерируемую самим человеком целевую трансформацию внешних объектов и самого себя. Этот процесс происходит в природной, антропогенной и социальной средах путём сложного, в том числе конкурентного, взаимодействия с разными объектами и субъектами, "населяющими" эти среды.

Поэтому качество жизни определяется, прежде всего, присущими определённому человеку (или социуму) внутренними возможностями осуществлять жизненные процессы – жизненным потенциалом. Вторым фактором качества жизни являются процессуально-результативные характеристики жизнедеятельности по отношению к имеющимся у людей потребностям, интересам, ценностям и целям. Третьим фактором качества жизни выступают внешние возможности, т.е. свойства окружающих сред, объектов и субъектов. Они должны быть такими, чтобы жизненные функции первой направленности могли осуществляться, безусловно, а функции второй направленности имели бы значимую вероятность достижения целей для людей, которые хотят это сделать и готовы приложить для этого необходимые усилия.

Из сказанного вытекает определение понятия "качество жизни", положенное в основу разработки номенклатуры показателей: качество жизни человека (индивида или социума) – это оценочная категория жизни человека, обобщённо характеризующая параметры всех составляющих его жизни: жизненного потенциала, жизнедеятельности и условий жизнедеятельности (инструментов, ресурсов и среды) по отношению к некоторому объективному или субъективному эталону.

Таким образом, качество жизни населения определяется жизненными потенциалами общества, входящих в него социальных групп, отдельных граждан и соответствием характеристик процессов, средств, условий и результатов их жизнедеятельности социально позитивным потребностям, ценностям и целям. Проявляется качество жизни в субъективной удовлетворённости людей самими собой и своей жизнью, а также в объективных характеристиках, свойственных человеческой жизни как биологическому, психическому (духовному) и социальному явлению.

Принципиально новым по отношению к другим трактовкам качества жизни является введение в это понятие новой составляющей – "жизненного потенциала" людей (индивида или социума). Жизненный потенциал представляет собой ядро жизнедеятельности.

Субъективно этот потенциал проявляется у человека в ощущении своей силы, в желании активно действовать, в чувстве радости от самого факта своей жизни. И это – базовый компонент качества жизни, основа всех потребностей и ценностей как биологических, так и духовных.

Элементы жизни, которые следует учитывать при построении номенклатуры показателей качества жизни, включают в себя, помимо самого носителя жизни – человека, процессы его жизнедеятельности и их результаты, а также среду, инструменты, ресурсы.

Человек представляет собой "сплав" биологического объекта (организма) и субъекта. Свойства субъекта суть психологические факторы, на базе которых "наращиваются" духовные и культурные свойства индивида. Все это относится и к множеству людей, образующих социум – коллективный субъект.

Среда в целом состоит из трёх сред – природной, антропогенной и социальной. Под инструментами понимаются используемые людьми технические устройства, технологии, информационные средства. Ресурсы – это элементы среды, необходимые для жизнедеятельности организма и для созидательной деятельности людей.

В соответствии с этой методологией прежде всего была разработана классификация показателей, которые могут быть использованы для измерения и оценки качества жизни.

Классификация многомерна и построена по разным основаниям.

1. По виду области мира, к которой относятся оцениваемые объекты и явления, показатели делятся на материальные, информационные и психологические.

Материальные показатели характеризуют свойства объектов и явлений, относящихся к сфере физического (включая человека как биологический объект).

Информационные показатели характеризуют средства (в том числе и деньги) и процессы, опосредующие взаимодействие между людьми.

Психологические показатели характеризуют свойства объектов и явлений, относящихся к сфере психики. К объектам этой сферы относятся психические образования – ценностные и смысложизненные ориентации, установки, мотивы, образы, понятия, программы деятельности и поведения, оценочные критерии, личность в целом. К явлениям относятся психические процессы (восприятия, памяти, мышления, принятия решений, имажитивные, эмоциональные реакции, переживания) и психические состояния (статусные и ситуационные).

2. По методу измерения или оценки показатели делятся на объективные и субъективные.

Объективные показатели измеряются или оцениваются объективными методами, т.е. методами, не зависящими от отношения к измеряемым свойствам объекта или явления человека, производящего измерение или оценку, и обеспечивающие получение значений в параметрических единицах измерения.

Субъективные показатели измеряются или оцениваются субъективными методами, т.е. методами (процедурами, алгоритмами), складывающимися в сфере психики человека, производящего измерение или оценку качества жизни, и зависящими от накопленных им знаний и сформировавшихся у него критериев оценки объектов, субъектов и явлений, а также от его смысловых и ценностных установок по отношению к окружающему миру и к самому себе.

В зависимости от способа определения субъективные показатели подразделяются на социологические и экспертные. Социологические показатели отражают отношения людей к свойствам объектов или явлений, измеряемые посредством социологических (или психологических) опросов. Экспертные показатели – это суждения специалистов-экспертов о свойствах объектов или явлений.

3. По месту расположения в иерархии показатели делятся на единичные и комплексные.

Единичные показатели относятся к самому нижнему уровню в принятой иерархической системе показателей.

Комплексные показатели находятся на более высоких уровнях, чем единичные. Они измеряются или оцениваются путем свёртки показателей нижележащих уровней. Комплексные показатели, оцениваемые непосредственно, без их свёртки, являются целостными показателями.

В такой классификации показателей качества жизни присутствуют все виды показателей, характеризующие и материальные, и информационные, и психологические, и социокультурные составляющие качества жизни населения.

С опорой на приведённую классификацию показателей качества жизни были разработаны два варианта иерархической общероссийской номенклатуры показателей качества жизни населения России: первый – в 2003 г., второй – в 2006 г. [http://ria-stk.ru/mi/adetail.php?ID=37667]

Социально-личностное благополучие – это компонент качества жизни, который комплексно характеризует специфику социально-психологического аспекта качества жизни. Он включает три частных компонента: социально-демографический потенциал, социальное самочувствие и самореализацию граждан в разных сферах жизнедеятельности.

Под социально-демографическим потенциалом понимается совокупность свойств общества, определяющих его способность к продуктивной жизнедеятельности в направлении повышения качества жизни всех его членов и собственной устойчивости во всё расширяющихся границах внутренних и внешних условий. Этот обобщённый потенциал складывается из четырёх частных потенциалов:

1) демографического потенциала – совокупности популяционных свойств общества (состояния и динамики количества населения, его различных слоев и групп);

2) психологического потенциала – системного свойства общества, выражающегося в агрегации психологических и психофизиологических свойств образующих общество людей;

3) культурного потенциала – системного свойства общества, выражающегося в агрегации культурных свойств образующих общество людей (духовных ценностей и интересов, образования стереотипов социального поведения);

4) социально-политического потенциала – совокупности свойств социальной организации общества (типа власти, характера взаимодействия властных структур и остального населения, стратификации общества и т.д.).

Под социальным самочувствием понимается системное свойство общества, возникающее как агрегация самочувствия образующих это общество людей. Оно включает две группы свойств: чувство безопасности, т.е. самочувствие, обусловленное уровнем защищённости граждан от природных, техногенных и социальных угроз, и настроение, т.е. самочувствие, обусловленное всеми остальными факторами.

Под самореализацией граждан в разных сферах жизнедеятельности понимается системное свойство общества, возникающее как агрегация самореализации людей в личной и семейной жизни, в труде, в общественной деятельности и в различных видах нерегламентированной деятельности (активный отдых, хобби).


Заключение


Проблема качества жизни является приоритетной для решения социально – экономических проблем любого уровня.

Понятие "качество жизни" является комплексной производной от исторических, географических, экономических, социальных и иных факторов, определяющих положение человека в обществе. В практическом применении концепции качества жизни необходимо разграничивать понятия "качества жизни", "образ жизни", "условия" и "уровень жизни". Качество жизни показывает результативность образа жизни людей. Уровень и условия жизни являются структурными составляющими качества жизни.

В соответствии с концепцией качества жизни сформулированы основные принципы социальной политики и цели развития страны – обеспечение надлежащего уровня и качества жизни населения и всестороннее развитие личности. Население рассматривается как потребитель благ и услуг, создаваемых в стране, а качество жизни – как индикатор его обеспеченности услугами инфраструктуры и мера удовлетворения духовных, интеллектуальных и эстетических потребностей.


Список использованной литературы


Зараковский Г.М. Качество жизни населения России: психологические составляющие. – М.: Смысл, 2009.

Методика оценки качества жизни. – М.: ВНИИТЭ, 2000.

Социальная политика: Учебник / Под общ. ред. Н.А. Волгина. — М.: Изда тельство "Экзамен", 2003. — 736 с.

http://ria-stk.ru/mi/adetail.php?ID=37667

Похожие работы:

  1. • Структура методологии моделирования информационных ...
  2. • Методология социологического знания
  3. • Анализ исторических путей развития методологии ...
  4. • Социальная философия как методология познания ...
  5. • Методология. Основные методологические принципы
  6. • Стандарты и методологии моделирования бизнес ...
  7. • Гуманитарная методология в образовании: истоки, контексты ...
  8. • Экзаменационные вопросы по методологии науки
  9. • Методология познания жизни
  10. • Образование как предмет познания
  11. • Качество медицинской помощи
  12. • Методология научного познания
  13. • Методология SADT и стандарты IDEF
  14. • Методология правовых исследований
  15. • Развитие методологии системного подхода в ...
  16. • Основы методологии проектирования ИС
  17. • Постмодернизм как методология изучения современного общества
  18. • Методология научно-исследовательских программ И.Лакатоса
  19. • Методология и принципы системного подхода к ...
Рефетека ру refoteka@gmail.com