Рефетека.ру / Эк.-мат. моделирование

Контрольная работа: Математическое моделирование экономических ситуаций

Тема 1


Задача 1


Имеется информация о количестве книг, полученных студентами по абонементу за прошедший учебный год.


2 4 4 7 6 5 2 2 3 4
4 3 6 5 4 7 6 6 5 3
2 4 2 3 5 7 4 3 3 2
4 5 6 6 10 4 3 3 2 3

Построить вариационный, ранжированный, дискретный ряд распределения, обозначив элементы ряда.


Решение:


Ранжированный вариационный ряд:

2 2 2 2 2 2 2 3 3 3
3 3 3 3 3 3 4 4 4 4
4 4 4 4 4 5 5 5 5 5
6 6 6 6 6 6 7 7 7 10

Дискретный вариационный ряд:

Математическое моделирование экономических ситуаций

2 3 4 5 6 7 10

Математическое моделирование экономических ситуаций

7 9 9 5 6 3 1

Математическое моделирование экономических ситуаций

7/40 9/40 9/40 5/40 6/40 3/40 1/40

Математическое моделирование экономических ситуаций– варианты, Математическое моделирование экономических ситуаций– частоты, Математическое моделирование экономических ситуаций=Математическое моделирование экономических ситуаций/(7+9+9+5+6+3+1)=Математическое моделирование экономических ситуаций/40


Тема 2


Задача 1


В таблице приведены данные о продажах автомобилей в одном из автосалонов города за 1 квартал прошедшего года. Определите структуру продаж.


Марка автомобиля Число проданных автомобилей
Skoda 245
Hyundai 100
Daewoo 125
Nissan 274
Renault 231
Kia 170
Итого 1145

Решение:

Показатель структуры (ОПС):

ОПС = Число проданных автомобилей / 1145

Skoda 245/1145=0.214

Hyundai 100/1145=0.087

Daewoo 125/1145=0.109

Nissan 274/1145=0.239

Renault 231/1145=0.203

Kia 170/1145=0.148


Марка автомобиля Число проданных автомобилей Доля в продажах (%)
Skoda 245 21.4
Hyundai 100 8.7
Daewoo 125 10.9
Nissan 274 23.9
Renault 231 20.3
Kia 170 14.8
Итого 1145 100

Тема 3


Задача 1

Имеется информация о численности студентов ВУЗов города и удельном весе (%) обучающихся студентов на коммерческой основе:


ВУЗы города Общее число студентов (тыс. чел.) Из них удельный вес (%), обучающихся на коммерческой основе.
УГТУ—УПИ 15 15
УрГЭУ 3 10
УрГЮА 7 20

Определить: 1) средний удельный вес студентов ВУЗов, обучающихся на коммерческой основе; 2) число этих студентов.

Решение:

1) Средний удельный вес студентов ВУЗов, обучающихся на коммерческой основе (%): (15+10+20)/3=15 %

Число студентов, обучающихся в этих трёх ВУЗах на коммерческой основе в сумме: 15*0.15+3*0.1+7*0.2=2.25+0.3+1.4=3.95 тыс. чел.

2) Число студентов ВУЗов, обучающихся на коммерческой основе в среднем: 3.95/3=1.317 тыс. чел.


Тема 4


Задача 1

При изучении влияния рекламы на размер среднемесячного вклада в банках района обследовано 2 банка. Получены следующие результаты:


Размер месячного вклада, рубли Число вкладчиков

Банк с рекламой Банк без рекламы
До 500
3
500-520
4
520-540
17
540-560 11 15
560-580 13 6
580-600 18 5
600-620 6
620-640 2
Итого 50 50

Определить:

для каждого банка: а) средний размер вклада за месяц; б) дисперсию вклада;

средний размер вклада за месяц для двух банков вместе.

Дисперсию вклада для 2-х банков, зависящую от рекламы;

Дисперсию вклада для 2-х банков, зависящую от всех факторов, кроме рекламы;

Общую дисперсию используя правило сложения;

Коэффициент детерминации;

Корреляционное отношение.

Решение:

(0+500)/2=250, (500+520)/2=510, (520+540)/2=530, (540+560)/2=550,

(560+580)/2=570, (580+600)/2=590, (600+620)/2=610, (620+640)/2=630.


Размер месячного вклада, рубли Средний размер месячного вклада, рубли Число вкладчиков


Банк с рекламой Банк без рекламы
До 500 250
3
500-520 510
4
520-540 530
17
540-560 550 11 15
560-580 570 13 6
580-600 590 18 5
600-620 610 6
620-640 630 2
Итого
50 50

1) Для банка с рекламой средний размер вклада за месяц составил:

(550*11+570*13+590*18+610*6+630*2)/50=580 руб.

Для банка без рекламы средний размер вклада за месяц составил:

(250*3+510*4+530*17+550*15+570*6+590*5)/50=528,4 руб.

Для банка с рекламой дисперсия вклада будет:

Математическое моделирование экономических ситуаций=((550-580)І*11+(570-580)І*13+(590-580)І*18+(610-580)І*6+

+(630-580)І*2)/50=(900*11+100*13+100*18+900*6+2500*2)/50=23400

/50=468

Для банка без рекламы дисперсия вклада будет:

Математическое моделирование экономических ситуаций=((250-528,4)І*3+(510-528,4)І*4+(530-528,4)І*17+(550-528,4)І*15+

+(570-528,4)І*6+(590-528,4)І*5)/50=

= (232519,68+1354,24+43,52+6998,4+10383,36+18972,8)/50=

= 270272/50=5405,44

2) Средний размер вклада за месяц для двух банков вместе:

(250*3+510*4+530*17+550*(11+15)+570*(13+6)+590*(18+5)+610*6+63

0*2)/(50+50)=(750+2040+9010+14300+10830+13570+3660+1260)/100=55

4,2 руб. (или (580+528,4)/2=554,2 руб.)

3) Дисперсия вклада для 2-х банков, зависящая от рекламы:

Математическое моделирование экономических ситуаций=((550-554,2)І*11+(570-554,2)І*13+(590-554,2)І*18+

+(610-554,2)І*6+(630-554,2)І*2)/50=

=(17,64*11+249,64*13+1281,64*18+3113,64*6+5745,64*2)/50=

=56682/50=1133,64

4) Дисперсия вклада для 2-х банков, зависящая от всех факторов, кроме рекламы:

Математическое моделирование экономических ситуаций=((250-554,2)І*3+(510-554,2)І*4+(530-554,2)І*17+(550-554,2)І*15+

+(570-554,2)І*6+(590-554,2)І*5)/50=

=(92537,64*3+1953,64*4+585,64*17+17,64*15+249,64*6+1281,64*5)/50

=303554/50=6071,08

5) Определить общую дисперсию используя правило сложения:


Математическое моделирование экономических ситуаций


Математическое моделирование экономических ситуаций=((250-554,2)І*3+(510-554,2)І*4+(530-554,2)І*17+(550-

554,2)І*(11+15)+

+(570-554,2)І*(13+6)+(590-554,2)І*(18+5)+(610-554,2)І*6+(630-

554,2)І*2)/

/100=(277612,92+7814,56+9955,88+458,64+4743,16+29477,72+18681,84+

+11491,28)/100=360236/100=3602,36


Тема 5


Задача 1

Имеется информация о выпуске продукции (работ, услуг), полученной на основе 10% выборочного наблюдения по предприятиям области:


Группы предприятий по объему продукции, тыс. руб. Число предприятий (f)

До 100

100-200

200-300

300-400

400-500

500 и >

28

52

164

108

36

12

итого 400

Определить:

1) по предприятиям, включенным в выборку:

а) средний размер произведенной продукции на одно предприятие;

б) дисперсию объема производства;

в) долю предприятий с объемом производства продукции более 400 тыс. руб.;

2) в целом по области с вероятностью 0,954 пределы, в которых можно ожидать:

а) средний объем производства продукции на одно предприятие;

б) долю предприятий с объемом производства продукции более 400 тыс. руб.;

3) общий объем выпуска продукции по области.

Решение:


Группы предприятий по объему продукции, тыс. руб. Средний объём продукции на группу, тыс. руб. Число предприятий (f)

До 100

100-200

200-300

300-400

400-500

500 и >

50

150

250

350

450

550

28

52

164

108

36

12

итого
400

1) Средний размер произведенной продукции на одно предприятие:

(50*28+150*52+250*164+350*108+450*36+550*12)/400=110800/400=

=277 тыс. руб.

Дисперсия объема производства:

Математическое моделирование экономических ситуаций=((50-277)І*28+(150-277)І*52+(250-277)І*164+(350-277)І*108+

+(450-277)І*36+(550-277)І*12)/400=4948400/400=12371

Доля предприятий с объемом производства продукции более 400 тыс. руб.:

(36+12)/400= 0,12 или 12%

2) Определить в целом по области с вероятностью 0,954 пределы, в которых можно ожидать:

а) средний объем производства продукции на одно предприятие:


Математическое моделирование экономических ситуаций Математическое моделирование экономических ситуаций111,225


Величина t определяется по таблице значений функции Лапласа из равенства


Математическое моделирование экономических ситуаций.


Следовательно, в нашем случае последнее равенство принимает вид

Ф(t)=0,954/2=0,477.

Из этого равенства по таблице значений интегральной функции Лапласа Математическое моделирование экономических ситуаций находим значение t=2,00.

√n=√400=20

Найдём нижний предел:


Математическое моделирование экономических ситуаций


277-2*111,225/20=265,8775 тыс. руб.

Найдём верхний предел:


Математическое моделирование экономических ситуаций


277+2*111,225/20=288,1225 тыс. руб.

Iγ(a)=( 265,8775 ; 288,1225)

б) долю предприятий с объемом производства продукции более 400 тыс. руб.:

Средняя: (450+550)/2=500 тыс. руб.

Найдём нижний предел:


Математическое моделирование экономических ситуаций


500-2*111,225/20= 488,8775 тыс. руб.

Найдём верхний предел:


Математическое моделирование экономических ситуаций


500+2*111,225/20= 511,1225 тыс. руб.

Iγ(a)=( 488,8775 ; 511,1225)

3) Общий объем выпуска продукции по области:

50*28+150*52+250*164+350*108+450*36+550*12=110800 тыс. руб.


Тема 6


Задача 1

Данные о площадях под картофелем до и после изменения границ района, тысяч гектаров:


периоды

площадь

под картофелем

1 2 3 4 5 6 7
До изменения границ района 110 115 112



После изменения границ района

208 221 229 234 230

Сомкнуть ряд, выразив площадь под картофелем в условиях изменения границ района.

Решение:

208/112=1,857 – коэффициент

110*1,857=204.27

115*1,857=213.55

115/112*100=102,68%

110/112*100=98,21%

221/208*100=106,25%

229/208*100=110,096%

234/208*100=112,5%

230/208*100=110,58%


периоды

площадь

под картофелем

1 2 3 4 5 6 7
До изменения границ района 110 115 112 ----- ----- ----- -----
После изменения границ района ----- ----- 208 221 229 234 230
Сомкнутый ряд 204.27 213.55 208 221 229 234 230
Сомкнутый ряд относительных величин в % к 3 периоду 98,21 102,68 100,0 106,25 110,096 112,5 110,58

Тема 7


Задача 1

По нижеприведенным данным ответить на вопросы, поставленные в таблице, т.е. определить недостающие показатели


Показатели Изменение показателей в % к предыдущему кварталу «+»-увеличение, «-» - уменьшение

II квартал III квартал IV квартал
Цена ? +10 -2
Натуральный объем продаж Без изменения ? +5
Товарооборот в денежном выражении +8 +5 ?

Решение:

Найдём в III квартале ip – так как 110-100=10% (+10) в этой ячейке, то значение индекса запишем 110/100=1,1 По аналогии заполним все ячейки.


Индексы Значения индексов

II квартал III квартал IV квартал
ip x 1,1 0,98
iq 1,0 y 1,05
Ipq 1,08 1,05 z

Теперь найдём x,y,z:


Ipq= ip* iq


x= Ipq / iq=1,08/1=1,08 (+8)

y=1,05/1,1=0,95 (-5)

z=0,98*1,05=1,03 (+3)


Таблица примет вид:

Показатели Изменение показателей в % к предыдущему кварталу «+»-увеличение, «-» - уменьшение

II квартал III квартал IV квартал
Цена +8 +10 -2
Натуральный объем продаж 0 -5 +5
Товарооборот в денежном выражении +8 +5 +3

Тема 8


Задача 1

По пяти рабочим цеха имеются данные о квалификации и месячной выработке. Для изучения связи между квалификацией рабочих и их выработкой определить линейное уравнение связи и коэффициент корреляции. Дать интерпретацию коэффициентам регрессии и корреляции.


Табельный номер рабочего Разряд (y) Выработка продукции за смену, шт. (x)

1

2

3

4

5

6

2

3

5

4

130

60

70

110

90


Решение:

Линейное уравнение связи:


y=a+bx


6=a+130*b, a=6-130*b

5=a+110*b, a=5-110*b

6-130*b=5-110*b; 6-5=130*b-110*b; 1=20*b; b=1/20=0,05

6=a+0,05*130; a=6-0,05*130; a=-0,5

Линейное уравнение примет вид:

y=-0,5+0,05x

Проверка:

4=-0,5+0,05*90, 4=4; 3=-0,5+70/20, 3=3; 2=-0,5+60/20, 2=2,5 –

работник 2-го разряда перевыполняет норму и не вписывается в общую зависимость.

Коэффициент корреляции:


Математическое моделирование экономических ситуаций


Найдём числитель (n=5):

(2*60+3*70+4*90+5*110+6*130)-(2+3+4+5+6)*

*(60+70+90+110+130)/5=2020-20*460/5=180

ΣxІ-(Σx)І/n=(60І+70І+90І+110І+130І)-(60+70+90+110+130)І/5=

=45600-211600/5=45600-42320=3280

ΣyІ-(Σy)І/n=(2І+3І+4І+5І+6І)-(2+3+4+5+6)І/5=90-400/5=90-80=10

r=180/√3280*√10=180/181,1077=0,99388

По шкале Чеддока связь классифицируется как функциональная. Поскольку (0,99388>0,99100), модель надёжна, связь статистически значима.


Тема 9


Задача 1

Имеются следующие данные за 2006 год:

Численность населения, тыс. чел.: на 1 января - 430,0; на 1 апреля - 430,2; на 1 июля 430,3; на 1 октября - 430,7; на 1 января 2007 г. 430,8

Число умерших, чел. - 8 170

Число выбывших на постоянное жительство в другие населенные пункты, чел. - 570

Коэффициент жизненности - 1,075

Доля женщин в общей численности населения, % - 58

Доля женщин в возрасте 15-49 лет в общей численности женщин, % -39

Определите: коэффициенты рождаемости, смертности, естественного, механического и общего прироста населения; число родившихся; число прибывших на постоянное жительство из других населенных пунктов; специальный коэффициент рождаемости.

Решение:

Коэффициент рождаемости


Математическое моделирование экономических ситуаций:


N – кол-во родившихся, S – численность населения.

Средняя численность населения:


Математическое моделирование экономических ситуаций=


=(430/2+430,2+430,3+430,7+430,8/2)/(5-1)=

=1721,6/4=430,4

N=430,8-430,0=0,8 тыс. чел. (800 чел.) – За весь 2006 г.

n=1000*0,8/430,4=1,859 (чел./тыс. чел.)

Коэффициент смертности


Математическое моделирование экономических ситуаций:


M – кол-во умерших.

m=1000*8,17/430,4=18,982 (чел./тыс. чел.) – за 2006 г.

Коэффициент естественного прироста населения


Математическое моделирование экономических ситуаций:


Kn-m=1,859-18,982=-17,123 (чел./тыс. чел.)

Коэффициент механического прироста населения


Математическое моделирование экономических ситуаций:


Коэффициент выбытия населения:

Математическое моделирование экономических ситуаций=1000*0,57/430,4=1,324 (чел./тыс. чел.)

Коэффициент прибытия населения:


Математическое моделирование экономических ситуаций=0


(В условиях задачи не указано сколько прибыло населения или чему равен Kпр, решение с двумя неизвестными невозможно. Будем считать его равным 0)


Математическое моделирование экономических ситуаций=0-1,324=-1,324 (чел./тыс. чел.)


Коэффициент общего прироста населения:


Математическое моделирование экономических ситуаций=-17,123+(-1,324)=-18,447


Специальный коэффициент рождаемости:


Математическое моделирование экономических ситуаций=1000*0,8/(430,4*0,39)= 4,766


Тема 10


Задача 1

Имеются данные на конец года по РФ, млн. чел.:

- численность населения – 146,7

- экономически активное население – 66,7

- безработных, всего - 8,9, в том числе

зарегистрированных в службе занятости – 1,93.

Определить: 1) уровень экономически активного населения; 2) уровень занятости; 3) уровень безработицы; 4) уровень зарегистрированных безработных; 5) коэффициент нагрузки на 1 занятого в экономике.

Решение:

Коэффициент экономически активного населения:


Математическое моделирование экономических ситуаций=66,7/146,7=0,45467=45,467%


Коэффициент занятости


Математическое моделирование экономических ситуаций:

занятые = экономически активные - безработные =66,7-8,9=57,8 млн. чел.

Математическое моделирование экономических ситуаций=57,8/66,7=0,8666=86,66%

Коэффициент безработицы:


Математическое моделирование экономических ситуаций=8,9/66,7=0,1334=13,34%


Уровень зарегистрированных безработных:


зарегистрированные в службе занятости / экономически активные=1,93/66,7 = 0,0289=2,89%

Коэффициент нагрузки на одного занятого в экономике – это число незанятых в экономике, приходящееся на одного занятого:

S - численность населения.


Математическое моделирование экономических ситуаций = (146,7-57,8)/57,8=1,538

Похожие работы:

  1. • Моделирование как метод научного познания
  2. • Экономико-статистическое моделирование ...
  3. • Математические методы в экономическом анализе
  4. • Математическое моделирование в экономике
  5. • Математическое моделирование в экономике
  6. • Экзаменационные билеты математическое моделирование ...
  7. •  ... года по: математическое моделирование экономических систем
  8. • Теоретические основы математических и инструментальных ...
  9. • Методы экономической кибернетики
  10. • Роль и методы экономического анализа
  11. • Междисциплинарные взаимодействия в экономической науке
  12. • Математические методы и языки программирования: ...
  13. • Научная полемика в исследовании систем управления
  14. • Математика и информатика в проведении гуманитарных ...
  15. • Оптимизация производственной программы заданной комплектности
  16. • Математич.методы и языки программиров.:симплекс метод
  17. • Оптимизация сетевой модели комплекса производственных ...
  18. • Особенности информационного обеспечения ...
  19. • Классическая политическая экономия
Рефетека ру refoteka@gmail.com