Калининградский государственный колледж градостроительства
Контрольная работа № 1
по предмету: «Основы права»
тема: «ОСНОВЫ УГОЛОВНОГО ПРАВА»
студента: Мощенко Евгения Витальевича
шифр 134
ЗАДАЧА №1. Что является основным источником уголовного права? Дайте общую характеристику этого источника
Основным и единственным источником права в большинстве государств континентальной правовой системы (в том числе Российской Федерации) является уголовный закон, как правило, кодифицированный (уголовный кодекс). Выделяют узко кодифицированное законодательство (все законы, устанавливающие уголовную ответственность, подлежат включению в уголовный кодекс) и широкое, в которое, помимо собственно уголовного кодекса, входит множество других законов, предусматривающих уголовную ответственность [24, с.1].
ЗАДАЧА №2. Что такое преступление? Назовите его основные признаки
Преступление – это виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное Уголовным кодексом под угрозой наказания.
Признаки преступления
В уголовном праве принято выделять четыре признака преступления:
1) Уголовная противоправность деяния – деяние запрещается уголовным законом.
2) Особая общественная опасность деяния – оно, посягает на охраняемые законом общественные отношения.
3) Виновное совершение деяния – то есть умышленное совершение либо совершение по неосторожности, не является преступлением невиновное причинение вреда.
4) Наказуемость деяния – за совершение преступления уголовным законом устанавливается наказание.
Деяние может выражаться в действии или бездействии (не могут быть считаться преступлением мысли, намерения). Субъектом преступления может быть только вменяемое физическое лицо, достигшее возраста уголовной ответственности. Признак уголовной противоправности также называется формальным, а признак общественной опасности – материальным признаком. Малозначительное деяние (например, кража батона хлеба или незначительной денежной суммы) не представляет той степени общественной опасности, какая характерна для преступления, вред от такого деяния незначителен, однако оно может быть квалифицировано как административное или иное правонарушения.
ЗАДАЧА №3. Осужденным несовершеннолетним назначается лишение свободы на срок: не более 8 лет; не более 10 лет; не более 15 лет?
Лишение свободы – является самой строгой мерой для несовершеннолетних. Это исключительное наказание из всех предусмотренных для несовершеннолетних. Пленум ВС РФ в п. 12 постановления от 14 февраля 2000 г. N 7 указал: «при решении вопроса о назначении наказания несовершеннолетним суду следует обсуждать, прежде всего, возможность применения наказания, не связанного с лишением свободы... Суд вправе принять решение о назначении несовершеннолетнему наказания в виде лишения свободы лишь тогда, когда исправление его невозможно без изоляции от общества, обязательно мотивировав в приговоре принятое решение».
Наказание в виде лишения свободы назначается несовершеннолетним осужденным, совершившим преступления в возрасте до шестнадцати лет, на срок не свыше шести лет. Этой же категории несовершеннолетних, совершивших особо тяжкие преступления, а также остальным несовершеннолетним осужденным наказание назначается на срок не свыше десяти лет и отбывается в воспитательных колониях. Наказание в виде лишения свободы не может быть назначено несовершеннолетнему осужденному, совершившему в возрасте до шестнадцати лет преступление небольшой или средней тяжести впервые, а также остальным несовершеннолетним осужденным, совершившим преступления небольшой тяжести впервые.
ЗАДАЧА №4. 1. Какие преступления были совершены в ситуации, изложенной ниже? 2. Будет ли удовлетворен встречный иск обвиняемого?
Условие:
Шестилетний Сергей находился дома один. Раздался звонок, и мальчик, ожидавший прихода своего друга Виктора, открыл дверь. На пороге стояли мужчина и женщина. Они попросили разрешения срочно позвонить по телефону. Сергей проводил их на кухню.
Там мальчика сильно ударили по голове и завязали ему глаза и рот. Незваные гости быстро сложили в пакеты видеомагнитофон, компьютер, некоторые вещи, деньги, драгоценности и направились к выходу. В дверях они столкнулись с Виктором, товарищем Сергея, который держал на поводке овчарку. Виктор сразу заподозрил неладное и дал команду «фас». Овчарка мгновенно схватила мужчину за руку, прокусив вену и сухожилие. На шум отозвались соседи.
Правонарушители были задержаны и вскоре переданы суду. На суде обвиняемый подал встречный иск, в связи с причинением ему тяжелых телесных повреждений.
1) Был совершён разбой.
Разбой – насильственное хищение чужого имущества.
В трактовке данного термина современным уголовным законодательством России разбой – это нападение в целях хищения чужого имущества, совершённое с применением насилия, опасного для жизни или здоровья, либо с угрозой применения такого насилия (см. ч. 1 ст. 162 УК РФ).
Данный состав преступления родственен с грабежом, который также может быть совершён с применением насилия (см. п. «г» ч. 2 ст. 161 УК РФ). Различие здесь состоит в том, что при разбое применяется насилие, опасное для жизни и здоровья потерпевшего, тогда как при грабеже – без применения насилия вообще или с применением насилия, не опасного для жизни и здоровья. Впрочем, на практике не всегда возможно разграничить данные составы преступлений (например, применённое насилие – допустим, удар палкой по голове – не повлекло никаких последствий, но в момент его применения вполне могло повлечь расстройство здоровья или даже смерть); оценка действий преступника в значительной мере зависит от позиции правоприменительного органа и местной практики.
Непосредственными объектами данного вида хищения являются:
1. Конкретная форма собственности;
2. Жизнь и здоровье человека (лица подвергшегося нападению).
Объективная сторона – характеризуется нападением с примирением насилия опасного для жизни и здоровья потерпевшего. При этом нападение может выражаться в тайном или явном характере.
Субъективная сторона – характеризуется прямым умыслом. Мотив – корыстный, цель – хищение чужого имущества.
Субъект – лицо, достигшее 14 летнего возраста.
2) Встречный иск не будет удовлетворён, т.к. это была самооборона.
Литература
1. Конституция Российской Федерации. Принята 12 декабря 1993 г.
2. Шкатулла В.И., Надвикова В.В., Сытинская М.В. Основы правовых знаний. Учебное пособие для студентов средних профессиональных учебных заведений. М.: «Академия», 2008.
3. Закон РФ «О гражданстве».
4. Закон РФ «О средствах массовой информации».
5. Закон РФ от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании»
6. Федеральный закон от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»
7. Типовое положение об образовательном учреждении среднего профессионального образования (среднем специальном учебном заведении), утв. постановлением Правительства РФ от 3 марта 2001 г. №160
8. Закон РФ «ОБ обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан».
9. Федеральный закон от 17 января 1992г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации».
10. Закон РФ от 26 июня 1992 г. № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации».
11. Федеральный конституционный закон от 28 апреля 1995 г. № 1-ФКЗ «Об Арбитражных судах в Российской Федерации».
12. Кодекс «Об административных правонарушениях».
13. Гражданский кодекс РФ.
14. Гражданский процессуальный кодекс РФ.
15. Жилищный кодекс РФ от 29 декабря 2004 г. № 188-ФЗ.
16. Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ.
17. Семейный кодекс РФ от 29 декабря 1995 г. № 223-ФЗ.
18. Закон РФ «О защите прав потребителей».
19.Трудовой кодекс РФ от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ.
20. Федеральный закон от 12 января 1996 г. № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности»
21. Шкатулла В.И. «Основы правовых знаний»
22. Словарь основных терминов
23. Опорный конспект по дисциплине «Основы права»
24. Курс уголовного права. Общая часть. Том 1: Учение о преступлении / Под ред. Н. Ф. Кузнецовой, И. М. Тяжковой. М., 2002.