Содержание
1. Эмитенты, инвесторы на рынке ценных бумаг
2. Профессиональные участники рынка ценных бумаг
3. Инвестиционные фонды и саморегулируемые организации
4. Расчетно-клиринговые организации, регистраторы и депозитарии
Список использованной литературы
Участники рынка ценных бумаг – это физические лица или организации, которые продают или покупают ценные бумаги или обслуживают их оборот и расчёты по ним; это те, кто вступает между собой в определённые экономические отношения по поводу обращения ценных бумаг.
1. Эмитенты, инвесторы на рынке ценных бумаг
Эмитенты – те, кто выпускает ценные бумаги в обращение. Федеральный Закон «О рынке ценных бумаг» определяет его как «юридическое лицо или органы исполнительной власти либо органы местного самоуправления, несущие от своего имени обязательства перед владельцами ценных бумаг по осуществлению прав, закрепленных ими». Эмитент поставляет на фондовый рынок товар – ценную бумагу. Однако не следует думать, что эмитент уходит с рынка, поставив на него ценные бумаги. Он постоянно присутствует на нём, так как должен нести от своего имени обязательства перед покупателями (инвесторами) ценных бумаг по осуществлению прав, удостоверенных ими. Кроме того, эмитент сам оперирует своими ценными бумагами, осуществляя их выкуп или продажу. Состав эмитентов можно представить следующим образом:
1. Государство – Центральное правительство.
2. Республиканские органы власти – Муниципальные органы власти.
3. Учреждения и организации, пользующиеся государственной поддержкой.
4. Акционерное общество (корпорация):
- Производственного сектора: приватизированные предприятия, вновь создаваемые общества данного сектора;
- Кредитной сферы;
- Биржи;
- Финансовые структуры: инвестиционные компании и инвестиционные фонды.
5. Частные предприятия.
6. Нерезиденты Российской Федерации.
Первенство среди российских эмитентов прочно удерживает государство. Считается, что государственные ценные бумаги имеют нулевой риск, так как невозможно банкротство государства, и оно будет нести свои обязательства всегда. При этом государственные ценные бумаги, эмитируемые Правительством России, сочетают несколько приятных для инвестора свойств: при действительно низком риске обладают достаточно высокой доходностью и силу хорошо отлаженной технологии почти абсолютной ликвидностью. Поэтому государство как эмитент ценных бумаг занимает прочные позиции на российском фондовом рынке.
Негосударственные структуры при выпуске ценных бумаг могут пользоваться поддержкой органов власти различных уровней, которые либо выступают гарантами по этим ценным бумагам, либо устанавливают налоговые льготы и т.д.
Акционерное общество, возникшее в результате приватизации как эмитент, характеризуется низкой доходностью, информационной закрытостью, неопределённостью экономических перспектив и малопредсказуемостью показателей. Для того, чтобы завоевать рынок, таким эмитентам необходима техническая доступность реестра, существенные колебания курсовой стоимости их ценных бумаг.
Совсем по-другому «место под солнцем» на отечественном рынке ценных бумаг, а точнее средства инвесторов отвоевали компании, никогда и не предполагавшие вставать на трудный путь реального инвестирования. В результате деньги многих инвесторов ушли с отечественного фондового рынка вместе с исчезнувшими эмитентами. Такая ситуация на российском рынке ценных бумаг создаёт определённые трудности для эмитентов, причём даже для тех из них, за которыми стоят высококвалифицированные инвестиционные проекты.
Инвесторы – все те, кто покупает ценные бумаги, выпущенные в обращение. Определяется Законом «О рынке ценных бумаг» как «лицо, которому ценные бумаги принадлежат на праве собственности (собственник) или ином вещном праве (владелец)». Кроме того, существует понятие «добросовестного приобретателя», которым считается «лицо, которое приобрело ценные бумаги, произвело их оплату и в момент приобретения не знало и не могло знать о правах третьих лиц на эти ценные бумаги, если не доказано иное».
Инвесторов можно классифицировать по ряду признаков. Наиболее значимым считается их статус. Тогда инвесторов можно разделить на:
- индивидуальные (физических лиц),
- институциональных (коллективных);
- профессионалов рынка.
Если основным эмитентом на рынке ценных бумаг является государство, то основным инвестором, определяющим состояние фондового рынка, - индивидуальный инвестор, т.е. физическое лицо, использующее свои сбережения для приобретения ценных бумаг.
Юридические лица, не имеющие лицензии на право осуществления профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг в качестве посредников, но приобретающие ценные бумаги от своего имени и за свой счёт, составляют группу институциональных инвесторов.
Инвесторами выступают и профессионалы фондового рынка, осуществляющие весь комплекс операций на нём, но лишь в том случае, если они вкладывают собственные средства в ценные бумаги.
Классификацию инвесторов можно проводить в зависимости от цели инвестирования. Тогда их делят на стратегических и портфельных.
Стратегический инвестор предполагает получить собственность, завладев контролем над акционерным обществом, и рассчитывает получать доход от использования этой собственности, который, безусловно, будет превышать доход от простого владения акциями.
Портфельный инвестор рассчитывает лишь на доход от принадлежащих ему ценных бумаг, поэтому вопросы: что покупать, как покупать, где покупать и когда покупать – для него всегда актуальны.
Прежде чем ответить на эти вопросы, инвестор должен определить с какой целью он осуществляет вложение средств в ценные бумаги, что для него важнее – безопасность вложения средств и их сохранение или высокий уровень доходности при соответственно высоком уровне риска вложений. Поэтому в основу дальнейшей классификации инвестора можно положить цель инвестирования и его отношение к риску.
2. Профессиональные участники рынка ценных бумаг
Функционирование рынка ценных бумаг невозможно без профессионалов, обслуживающих его и решающих возникающие задачи.
Профессиональные участники рынка ценных бумаг - это юридические лица, в том числе кредитные организации, а также физические лица, зарегистрированные в качестве предпринимателей, которые осуществляют профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг. Профессиональными участниками рынка ценных бумаг, в соответствии с главой 2 Закона о РЦБ, являются брокеры, дилеры, управляющие, клиринговые организации, депозитарии, держатели реестра, организаторы торговли на рынке ценных бумаг.
Основными профессионалами рынка ценных бумаг являются:
1. Брокер - профессиональный участник рынка ценных бумаг, занимающийся брокерской деятельностью. Брокерской деятельностью признается совершение гражданско-правовых сделок с ценными бумагами в качестве поверенного или комиссионера, действующего на основании договора поручения или комиссии, а также доверенности на совершение таких сделок при отсутствии указаний на полномочия поверенного или комиссионера в договоре.
2. Дилер - профессиональный участник рынка ценных бумаг, занимающийся дилерской деятельностью. Дилерской деятельностью признается совершение сделок купли-продажи ценных бумаг от своего имени и за свой счет путем публичного объявления цен покупки и (или) продажи определенных ценных бумаг с обязательством покупки и (или) продажи этих ценных бумаг по объявленным ценам. Кроме цены, дилер имеет право объявить иные существенные условия договора купли-продажи ценных бумаг: минимальное или максимальное количество покупаемых и (или) продаваемых ценных бумаг, а также срок, в течение которого действуют объявленные цены.
Порядок ведения брокерской и дилерской деятельности регламентируется ст. 3 Закона о РЦБ, а также Правилами осуществления брокерской и дилерской деятельности на рынке ценных бумаг (утв. Постановлением ФКЦБ от 11 октября 1999 г. N_ 9); Правилами осуществления брокерской деятельности на рынке ценных бумаг с использованием денежных средств клиентов (утв. Постановлением ФКЦБ от 22 сентября 2000 г. № 18); Правилами осуществления брокерской деятельности при совершении некоторых сделок на рынке ценных бумаг (утв. Постановлением ФКЦБ от 23 марта 2001 г. № 6).
3. Управляющий - профессиональный участник рынка ценных бумаг, осуществляющий деятельность по управлению ценными бумагами. Деятельностью по управлению ценными бумагами признается осуществление юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем от своего имени за вознаграждение в течение определенного срока доверительного управления переданными ему во владение и принадлежащими другому лицу в интересах этого лица или указанных этим лицом третьих лиц:
- ценными бумагами;
- денежными средствами, предназначенными для инвестирования в ценные бумаги;
- денежными средствами и ценными бумагами, получаемыми в процессе управления ценными бумагами.
Порядок осуществления деятельности по управлению ценными бумагами, права и обязанности управляющего определяются ст. 5 Закона о РЦБ, Положением о доверительном управлении ценными бумагами и средствами инвестирования в ценные бумаги (утв. Постановлением ФКЦБ от 17 октября 1997 г. N° 37), а также договором.
4. Клиринговая организация - профессиональный участник рынка ценных бумаг, осуществляющий клиринговую деятельность (клиринг). Клирингом признается деятельность по определению взаимных обязательств (сбор, сверка, корректировка информации по сделкам с ценными бумагами и подготовка бухгалтерских документов по ним) и их зачету по поставкам ценных бумаг и расчетам по ним. Порядок осуществления клиринговой деятельности регламентируется ст. 6 Закона о РЦБ, а также Положением о клиринговой деятельности на рынке ценных бумаг Российской Федерации (утв. Постановлением ФКЦБ от 23 ноября 1998 г. № 51).
5. Депозитарий - профессиональный участник рынка ценных бумаг, осуществляющий депозитарную деятельность. Депозитарной деятельностью признается оказание услуг по хранению сертификатов ценных бумаг и (или) учету и переходу прав на ценные бумаги. Договор между депозитарием и депонентом, регулирующий их отношения в процессе депозитарной деятельности, именуется депозитарным договором (договором о счете депо). Порядок осуществления депозитарной деятельности, права и обязанности депозитария, условия депозитарного договора определяются ст. 7 Закона о РЦБ, а также Положением о депозитарной деятельности (утв. Постановлением ФКЦБ от 16 октября 1997 г. N° 36.)
6. Держатель реестра (регистратор) - профессиональный участник рынка ценных бумаг, осуществляющий деятельность по ведению реестра владельцев ценных бумаг. Под такой деятельностью понимается сбор, фиксация, обработка, хранение и предоставление данных, составляющих систему ведения реестра владельцев ценных бумаг. Держателями реестра могут быть только юридические лица. Реестр представляет собой список зарегистрированных владельцев ценных бумаг с указанием количества, номинальной стоимости и категории принадлежащих им именных ценных бумаг, составленный по состоянию на любую установленную дату и позволяющий идентифицировать этих владельцев, количество и категорию принадлежащих им ценных бумаг. Договор на ведение реестра заключается только с одним юридическим лицом. Регистратор может вести реестры владельцев ценных бумаг неограниченного числа эмитентов. Порядок осуществления деятельности держателей реестра регулируется ст. 8 Закона о РЦБ, а также Положением о ведении реестра владельцев ценных бумаг (утв. Постановлением ФКЦБ от 2 октября 1997 г. N° 27, с последующими изменениями).
7. Организатор торговли на рынке ценных бумаг - профессиональный участник рынка ценных бумаг, предоставляющий услуги, непосредственно способствующие заключению гражданско-правовых сделок с ценными бумагами между участниками рынка ценных бумаг. Права и обязанности данного субъекта регулируются ст. 9 Закона о РЦБ, а также Положением о требованиях, предъявляемых к организаторам торговли на рынке ценных бумаг (утв. Постановлением ФКЦБ от 16 ноября 1998 г. N° 49).
Возможность совмещения профессиональных видов деятельности на рынке ценных бумаг определяется нормативно-правовыми актами. Например, осуществление деятельности по ведению реестра не допускает ее совмещения с другими видами профессиональной деятельности. Брокерская, дилерская деятельность, деятельность по управлению ценными бумагами и депозитарная деятельность могут осуществляться одной организацией.
3. Инвестиционные фонды и саморегулируемые организации
Инвестиционный фонд - находящийся в собственности акционерного общества либо в общей долевой собственности физических и юридических лиц имущественный комплекс, пользование и распоряжение которым осуществляются управляющей компанией исключительно в интересах акционеров этого акционерного общества или учредителей доверительного управления. Деятельность инвестиционных фондов регулируется Федеральным законом от 29.11.2001 № 156-ФЗ «Об инвестиционных фондах». До вступления в силу этого Закона деятельность инвестиционных фондов регулировалась Указом Президента Российской Федерации от 26.07.1995 № 765 «О дополнительных мерах по повышению эффективности инвестиционной политики Российской Федерации» (в ред. от 18.02.2002).
Акционерный инвестиционный фонд - открытое акционерное общество, исключительным предметом деятельности которого является инвестирование имущества в ценные бумаги и иные объекты, предусмотренные Федеральным законом № 156-ФЗ от 29.11.2001, и фирменное наименование которого содержит слова "акционерный инвестиционный фонд" или "инвестиционный фонд" (п.1 ст.2 Закона № 156-ФЗ).
Иные юридические лица не вправе использовать в своих наименованиях слова "акционерный инвестиционный фонд" или "инвестиционный фонд" в любых сочетаниях.
Акционерный инвестиционный фонд не вправе осуществлять иные виды предпринимательской деятельности. Постановлением Правительства РФ от 04.07.2002 N 495 утверждено Положение о лицензировании деятельности по управлению инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами.
Акционерный инвестиционный фонд вправе осуществлять свою деятельность только на основании специального разрешения (лицензии). Акционерный инвестиционный фонд не вправе размещать иные ценные бумаги, кроме обыкновенных именных акций.
Акционерный инвестиционный фонд не вправе осуществлять размещение акций путем закрытой подписки.
Открытое акционерное общество, фирменное наименование которого содержит слова "акционерный инвестиционный фонд" или "инвестиционный фонд", не имеющее лицензии, не вправе осуществлять размещение дополнительных акций и иных эмиссионных ценных бумаг.
Акции акционерного инвестиционного фонда могут оплачиваться только денежными средствами или имуществом, предусмотренным его инвестиционной декларацией.
Устав акционерного инвестиционного фонда в дополнение к положениям, предусмотренным Федеральным законом "Об акционерных обществах", должен содержать положение о том, что исключительным предметом деятельности этого акционерного инвестиционного фонда является инвестирование в имущество, определенное в соответствии с настоящим Федеральным законом и указанное в его инвестиционной декларации.
Паевой инвестиционный фонд - обособленный имущественный комплекс, компании учредителем (учредителями) доверительного управления с условием состоящий из имущества, переданного в доверительное управление управляющей объединения этого имущества с имуществом иных учредителей доверительного управления, и из имущества, полученного в процессе такого управления, доля в праве собственности на которое удостоверяется ценной бумагой, выдаваемой управляющей компанией (п.1 ст. 10 Закона № 156-ФЗ).
Паевой инвестиционный фонд не является юридическим лицом. Паевой инвестиционный фонд должен иметь название (индивидуальное обозначение), идентифицирующее его по отношению к иным паевым инвестиционным фондам.
Саморегулируемой организацией называется некоммерческая организация, основанная на членстве, которая создана с целью саморегулирования и объединения субъектов предпринимательской деятельности определенного вида, или на основе единства рынка произведенных услуг (товаров, работ) или отрасли производства услуг (товаров, работ).
В России основные задачи и цели, порядок деятельности и образования саморегулируемой организации регулируются Федеральным Законом под номером 315, который имеет название «О саморегулируемых организациях». Также федеральные законы могут регулировать определенный вид деятельности.
«Отцом» СРО в России принято считать Виктора Плескачевского. Главная идея, которую преследует СРО – это переложить надзорные и контрольные функции за деятельностью субъектов в конкретной отросли с государства на непосредственных участников рынка. В такой ситуации государство перестало бы выполнять лишние функции. Бюджетные расходы были бы значительно меньше, а внимание государственного надзора сместилось бы в сторону надзора за результатом деятельности вместо надзора за самой деятельностью. Лицензирование отдельных видов деятельности постепенно будет отменяться в связи с внедрением института СРО.
Рассмотрим основные функции, которые осуществляет саморегулируемая организация:
Устанавливает и разрабатывает требования к вступлению в саморегулируемую организацию, а также требования к членству субъектов профессиональной или предпринимательской деятельности;
Принимает меры дисциплины в отношении своих членов в соответствии с внутренними документами саморегулируемой организации и Федеральным Законом;
Организовывает третейские суды с целью разрешения споров, возникающими между членами саморегулируемой организации, или между иными лицами, в соответствии с законодательством о третейских судах;
Производит анализ действий своих членов. Эту информацию они предоставляют в саморегулируемую организацию в виде отчетов по форме, установленной данной организацией, или же другими, утвержденными членами саморегулируемой организации, документами;
В отношениях с органами местного самоуправления и органами государственной власти представляет интересы членов саморегулируемой организации;
Осуществляет аттестацию работников, профессиональное обучение членов саморегулируемой организации и сертификацию произведенных услуг (товаров, работ), в случае если иное не установлено Федеральным Законом;
Делает доступной информацию о деятельности своих членов, публикует информацию в установленном настоящим Федеральными законами и внутренними документами саморегулируемой организации порядке.
В соответствии с законопроектом, участие субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности в саморегулируемых организациях является добровольным. В качестве отрицательной стороны такого решения можно отметить прежде всего то, что СРО не будет иметь возможности контролировать качество деятельности субъектов, в нее не входящих. Второй момент состоит в том, что она может попытаться нарушить интересы как потребителей, так и государства посредством сговора или же мешать конкурентам, только входящим на рынок. Наконец, прорисованы взаимоотношения СРО и регулирующих органов, причем помимо прочего введены специальные положения, защищающие СРО от их произвола.
4. Расчетно-клиринговые организации, регистраторы и депозитарии
Расчетно-клиринговые организации - это специализированная организация банковского типа, которая осуществляет расчётное обслуживание участников рынка ценных бумаг. Ее главными целями являются:
- минимальные издержки по расчётному обслуживанию участников рынка;
- сокращение времени расчётов;
- снижение до минимального уровня всех видов рисков, которые имеют место при расчётах.
Для выполнения последнего пункта, в соответствии со ст.6 Закона «О рынке ценных бумаг», Клиринговая организация, осуществляющая расчеты по сделкам с ценными бумагами, обязана формировать специальные фонды для снижения рисков неисполнения сделок с ценными бумагами, минимальный размер которых устанавливается ФКЦБ по согласованию с ЦБ РФ.
Расчётно-клиринговая организация может обслуживать какую-либо одну фондовую биржу или сразу несколько фондовых бирж или рынков ценных бумаг. Последний вариант предпочтительнее, так как обычно профессиональные фондовые посредники работают сразу на многих фондовых биржах и для них удобнее и выгоднее, если расчётное обслуживание всех таких рынков ведётся в одном месте.
Расчётно-клиринговая деятельность, в частности, включает:
- проведение расчётных операций между членами расчётно-клиринговой организации (а в ряде случаев – и другими участниками фондового рынка);
- осуществление зачёта взаимных требований между участниками расчётов, или осуществление клиринга;
- сбор, сверку и корректировку информации по сделкам, совершённым на рынках, которые обслуживаются данной организацией;
- разработку расписания расчётов, т.е. установление строгих сроков, в течение которых денежные средства и соответствующая им информация и документация должны поступать в расчётно-клиринговую организацию;
- контроль за перемещением ценных бумаг (или других активов, лежащих в основе биржевых сделок) в результате исполнения контрактов;
- гарантирование исполнения заключённых на бирже контрактов (сделок);
- бухгалтерское и документарное оформление произведённых расчётов.
Основные источники доходов Расчётно-клиринговой организации складываются из:
1) платы за регистрацию сделок;
2) доходов от продажи информации;
3) доходов от обращения денежных средств, находящихся в распоряжении организации;
4) поступлений от продажи своих технологий расчётов, программного обеспечения и т.п.;
5) других доходов.
Расчётно-клиринговые организации занимают центральное место в торговле производными ценными бумагами: фьючерсными контрактами и биржевыми опционами. Без них современный рынок ценных бумаг был бы просто невозможен.
Членами расчётно-клиринговой организации обычно являются крупные банки и крупные финансовые компании, а также фондовые и фьючерсные биржи. Взаимоотношения между ними и расчётно-клиринговой организацией строятся на основе соответствующих договоров.
Регистраторами на рынке ценных бумаг обычно называют организации, которые по договору с эмитентом ведут реестр. Реестр владельцев ценных бумаг – это «…список зарегистрированных владельцев с указанием количества, номинальной стоимости и категории принадлежащих им именных ценных бумаг, составленный по состоянию на любую установленную дату и позволяющий идентифицировать этих владельцев, количество и категорию принадлежащих им ценных бумаг». Реестр нужен эмитенту в первую очередь для того, чтобы тот мог исполнить свои обязанности перед владельцами выпущенных им ценных бумаг. Кроме того, реестр может понадобиться руководству эмитента для того, чтобы контролировать состав владельцев, отслеживать попытка массовой скупки акций и иные недружественные действия.
Функции регистратора может выполнять само акционерное общество но, если число владельцев превышает 500, то оно должно передать ведение реестра сторонней организации, профессионально оказывающей услуги по ведению реестров.
В реальности регистрационная деятельность может быть затруднена в России. Например, крайне неудобно, когда для регистрации каждой сделки приходится ездить к регистратору, особенно если тот расположен далеко. Это очень замедляет исполнение сделок и сильно повышает стоимость регистрации. По всем этим причинам широкое распространение должен получить институт «номинального держателя». Номинальный держатель – это лицо, на которое в реестре записано некоторое количество ценных бумаг, тогда как на самом деле он их собственником не является. Номинальный держатель сам ведёт учёт реальных собственников. Если старый и новый собственники ценной бумаги открыли счета у номинального держателя, то при купле-продаже меняется состояние счетов у номинального держателя, но общее количество ценных бумаг, записанных на него, остаётся неизменным и состояние его счёта у регистратора остаётся неизменным. Смена собственника оформляется у номинального держателя. В те моменты, когда эмитенту нежен полный реестр владельцев его бумаг, регистратор посылает запрос номинальному держателю и тот предоставляет ему полный список истинных собственников, чьи счета он ведёт.
Сейчас в России институт регистраторов развит достаточно сильно. Ведением реестров акционеров занимаются как банки, для которых эта деятельность является вспомогательной и служит для оказания дополнительных услуг своим клиентам, так и специализированные регистраторы, для которых этот вид деятельности является основным.
Депозитариями называются организации, которые оказывают услуги по хранению сертификатов ценных бумаг и/или учёту прав собственности на ценные бумаги, т.е. депозитарий ведёт счета, на которых учитываются ценные бумаги, переданные ему клиентами на хранение, а также непосредственно хранит сертификаты этих ценных бумаг. Счета, предназначенные для учёта ценных бумаг, называются «счетами депо».
Появление депозитариев и, как следствие этого, обезналичивание оборота ценных бумаг постепенно привело к тому, что ценная бумага в виде бумажного документа используется всё реже и реже. Роль документа (сертификата), удостоверяющего права собственника на ценную бумагу, начинает играть запись на счёте депо. В целом ряде стран такое положение закреплено законодательно. Следует помнить, что для одной ценной бумаги запись, устанавливающая её собственника, в каждый момент может находиться только в одном месте, т.е. не может быть так, чтобы право собственности на одну и ту же бумагу устанавливалось записями в двух депозитариях или в депозитарии и у регистратора. Клиент может иметь несколько счетов в разных депозитариях, но одна ценная бумага в каждый конкретный момент учитывается на каком-то одном из его счетов. Копии этого счёта могут в целях обеспечения надёжности храниться ещё где-то, но местонахождение оригинала фиксировано.
Итак, к основным функциям депозитария относятся следующие:
- ведение счетов депо по договору с клиентом (такой договор называют депозитарным договором, или договором счёта депо);
- хранение сертификатов ценных бумаг;
- выполнение роли посредника между эмитентом и инвестором (например, при выплате дивидендов эмитент переводит в депозитарий сумму денег, соответствующую числу ценных бумаг, находящихся на счёте депозитария; депозитарий же в свою очередь перечисляет дивиденды своим клиентам в соответствии с количеством ценных бумаг этого выпуска, находившихся на их счетах депо). Поскольку счета депо клиентов находятся в депозитарии, то на базе этих счетов при определённой технологии их ведения не составляет особого труда подготовить для эмитента реестр. Именно это привело во многих странах к отмиранию регистраторов как таковых. Их функции перенимаются депозитарной системой, которая делает то же самое дешевле и эффективнее.
Список использованной литературы
1. Федеральный закон «Об инвестиционных фондах» от 29.11.2001 № 156-ФЗ
2. Федеральный закон «О рынке ценных бумаг» от 22 апреля 1996г. №39-ФЗ
3. Временное положение о клиринговой деятельности. Утверждено постановлением ФКЦБ от 30 декабря 1997г. №44
4. Временное положение о требованиях, предъявляемых к организаторам торговли на рынке ценных бумаг. Утверждено постановлением ФКЦБ от 19 декабря 1996 г. № 23
5. Временное положение о лицензировании брокерской и дилерской деятельности на рынке ценных бумаг. Утверждено постановлением ФКЦБ от 19 декабря 1996 г. № 22
6. Положение о депозитарной деятельности в РФ. Утверждено постановлением ФКЦБ от 16 октября 1997 г. № 36
7. Положение о ведении реестра владельцев именных ценных бумаг. Утверждено постановлением ФКЦБ от 2 октября 1997 г. №27 (с изменениями от 31 декабря 1997 г., 12 января 1998 г.)
8. Семилютина Н.Т. Регулирование деятельности организаторов торговли: мировые тенденции и российское законодательство. / Право и экономика. – 2003. - № 1 – 75-77с.
9. Воробьев П.В. Ценные бумаги и фондовая биржа. Учеб. пособие / П.В. Воробьев, В.А. Лялин. – М.: Филинъ, 2005. – 232с.
10. Килячков А.Р. Профессиональная деятельность на рынке ценных бумаг. / Килячков А.Р., Чалдаева А.В. - СПб: Финансы и бизнес. – 2001. – 436с.
11. Рынок ценных бумаг: Учебник / Под. ред. А.И. Басова, В.А. Галанова.- М.: Финансы и статистика, 2004. – 107-128с.