В деловом общении можно выделить два уровня: стратегический и технический (Жуков Ю.М. Эффективность делового общения. - М.: Знание, 1988).
Стратегический уровень проявляется в личностных коммуникативных установках на открытое или закрытое, на монологическое, ролевое или личностное общение.
Открытое общение характеризуется возможностью выразить точку зрения обоих партнеров, закрытое такой возможности не дает. В ролевом общении партнеры предстают носителями определенных социальных функций, являясь лично анонимными. Личностные коммуникативные установки определяют тип взаимодействия партнеров, стратегию ведения бесед, переговоров (сотрудничество, конкуренцию, давление и т.п.).
Технический уровень делового общения - это совокупность коммуникативных приемов и средств, используемых для вызывания желательных эффектов в общении. Набор приемов и средств коммуникации взаимосвязан со стратегическими коммуникативными установками, с типом взаимодействия партнеров.
В "технику" общения входят:
вербальные и невербальные средства общения;
приемы ("техника") речевого сообщения и выслушивания партнера.
К вербальным средствам общения относятся: способы организации, структурирования текста; лексика и риторические приемы.
Невербальные средства общения включают: мимику, жесты, позы, контакт глаз, тон, темп и интонацию речи, а также пространственную организацию общения (дистанцию и угол общения между партнерами).
Вербальные и невербальные средства общения тесно взаимосвязаны.
1. "Чтение" невербальных сигналов возможно только в контексте вербального содержания и ситуации общения в целом.
2. Невербальные компоненты опережают словесно оформленное сообщение.
3. По сравнению с содержанием словесных высказываний они в меньшей степени контролируются сознанием и поэтому являются более надежными индикаторами внутреннего состояния человека.4. Несогласованность словесного содержания с невербальным контекстом свидетельствует о лжи.
Приемы (техника) речевого сообщения и выслушивания собеседника. В процессе речевого сообщения говорящий получает обратную связь "чтением" невербальных сигналов слушающих. Используемая им жестикуляция руками создает образное представление о предмете, подчеркивает значимость высказывания, способствует привлечению внимания и регулирует темп речи. Для привлечения внимания к высказанному используется и прием изменения пространственного расположения участников беседы (см. тему II).
К технике словесного общения относятся также умение задавать вопросы и приемы убеждающего воздействия (см. тему II). Так, взаимопониманию способствуют информационные (открытые), зеркальные и эстафетные вопросы. Открытый вопрос несет в себе заинтересовывающую партнера информацию и способствует углублению диалога. Вопрос же, рассчитанный на ответ "да" или "нет", называется закрытым. Зеркальный вопрос - это повторение с вопросительной интонацией части сказанного собеседником. Это дает возможность выявить первооснову мысли и проникнуть в область "несказанного". Эстафетные вопросы опережают высказывания собеседника, обнаруживают умение слушать и провоцируют говорящего сказать больше того, чем сказано (см. Жуков Ю.М. Указ. соч.).
Техника выслушивания собеседника включает вербальные и невербальные средства коммуникации. Знаками слушания выступают мимические сигналы, жесты (кивки, покачивания головой и др.), короткие реплики. По завершении части сказанного используются анализирующие, критические высказывания, интерпретация.
И стратегический, и технический уровни делового общения будут конкретизированы в ходе изложения всех последующих тем.