Содержание
Введение 3
1.Инвестиционное сотрудничество России и Германии 5
1.1 История развития российско-германского сотрудничества 5
1.2 Инвестиционное сотрудничество России и Германии: основные вопросы и проблемы 7
2. Стратегия инвестиционной политики России и иностранных государств 10
2.1 Инвестиционная политика России 10
2.2 Стратегия усовершенствования инвестиционной политики 15
2.3 Стратегия инвестиционной политики Германии 17
2.4 Россия и Германия: обмен опытом инвестиционной политики 29
Заключение 34
Список литературы 35
Введение
На современном этапе развития российской экономики многие экономисты ставят вопросы о продуманной экономической политике государства.
Правильная экономическая политика государства является залогом успешного развития страны в целом, немаловажной её составляющей является и инвестиционная политика. Государство здесь выступает во многих ролях: кредитора, гаранта, законодателя, регулятора и многих других.
Анализ проблематики современного состояния российской экономики приводит к выводу о совершенствовании инвестиционной политики государства. Важность инвестиционной политики заключена в создании «будущего» экономики: определению приоритетных отраслей, восстановлению и совершенствованию основных производственных фондов.
Одной из немаловажных проблем является наличие у многих крупных компаний и олигархии, в основном занятых экспортом природных ресурсов, крупных денежных средств, не направленных на развитие российской экономики, а уходящих за рубеж, или «бегство капитала».
Также является проблема привлечения немалых средств населения, а следовательно и восстановления доверия к государству.
Все сказанное выше подтверждает актуальность темы проведения правильной государственной инвестиционной политики.
Цель работы: рассмотреть стратегию инвестиционной политики России и иностранных государств.
Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:
рассмотреть историю, современное состояние и выделить основные проблемы инвестиционного сотрудничества России и Германии;
сравнить стратегии инвестиционной политики России и иностранного государства (на примере Германии);
рассмотреть инвестиционный климат и инвестиционную политику Германии;
рассмотреть инвестиционный климат и инвестиционную политику Российской Федерации;
выделить особенности стратегий инвестиционной политики России и Германии и определить различия и общие черты;
подвести итоги по вопросу «Стратегия инвестиционной политики России и иностранных государств»;
1.Инвестиционное сотрудничество России и Германии
1.1 История развития российско-германского сотрудничества
История инвестиционного сотрудничества России и Германии насчитывает более полутора веков. Взаимное переплетение капиталов всегда играло важную роль в экономическом развитии государств. В этой сфере был вынужденный почти шестидесятилетний перерыв, и лишь с конца 80-х годов прошлого века двусторонние отношения стали возрождаться. За последнее десятилетие получены неплохие результаты, но имеющийся потенциал сотрудничества пока используется далеко не полностью.
Россия всегда привлекала немецких инвесторов. История российско-германского экономического инвестиционного сотрудничества уходит своими корнями в XIX век. Для немецких фирм весьма перспективные и емкие российские рынки постоянно были «лакомым куском». Стратегия долгосрочного освоения российских рынков германским бизнесом состояла, да и сейчас состоит, не столько в экспорте товаров, сколько в создании собственных филиалов, организации производства в российских регионах, эффективном использовании потенциала местной высококвалифицированной и относительно недорогой рабочей силы и богатейших природных ресурсов, а также получении дополнительных преимуществ в доступе к рынкам соседних регионов и стран. 1
Немецкие компании во многом способствовали индустриализации российской экономики во второй половине XIX и начале XX века. С помощью германского капитала развивалась транспортная и коммуникационная инфраструктура, создавались современные предприятия в текстильной, электротехнической, машиностроительной, металлургической промышленности. После национализации они стали важной частью многих отраслей советской промышленности. В 20-е годы прошлого века немцы стали первыми инвесторами в молодую советскую экономику. Уже в то время были созданы модели инвестиционного сотрудничества между предприятиями, существующими в разных экономических системах и доказавшими свою эффективность и прибыльность. К сожалению, с начала 30-х годов инвестиционное сотрудничество практически прекратилось. Экономическая кооперация в течение нескольких десятилетий в основном была ограничена простыми внешнеторговыми сделками.
Сотрудничество в инвестиционной сфере возродилось во второй половине 80-х годов и получило свое развитие в последующие годы, особенно в условиях экономических реформ, которые начались в России. Начало этого процесса было непростым, но в целом успешным и поступательным, что обусловило стабильное присутствие немецких компаний в группе ведущих западных инвесторов в российской экономике.
По прямым капиталовложениям в России, которые составляют почти одну десятую от их общего объема, немецкая сторона еще уступает ряду стран, в первую очередь США. Динамика германских инвестиций в российскую экономику свидетельствует о сохранении относительно сдержанного отношения компаний ФРГ, которые пока отдают предпочтения другим рынкам – Северной Америке, ЕС и странам Центральной и Восточной Европы. Но в любом случае, вне зависимости от статистических показателей, по стабильности присутствия на рынке и последовательности осуществления своей стратегии они значительно опережают своих конкурентов. Немецкие компании, в основном, осуществляют в России прямые инвестиции. К портфельным капиталовложениям, особенно к спекулятивным, у немецких инвесторов отношение особенное. Они традиционно считают их весьма рискованными операциями, и пальма первенства на этом сегменте рынка капитала в девяностые годы прошлого века безоговорочно была отдана американским и британским компаниям.2
Таким образом, немецкие инвесторы используют самые различные средства инвестирования, которые помогли бы расширить сферу деятельности собственных предприятий, это достигается путем открытия филиалов в других государствах, в особенности, в России.
1.2 Инвестиционное сотрудничество России и Германии: основные вопросы и проблемы
Опросы, проведенные Союзом немецкой экономики в 2008 и 2009 годах, показали, что многие немецкие фирмы хотели бы расширить свое присутствие в российской провинции. Большинство компаний, которые уже ведут бизнес на российских региональных рынках, выразили удовлетворение существующими там условиями и состоянием своего сотрудничества с местными администрациями. Согласно последнему опросу, проведенному в 2010 году, каждая третья немецкая компания или расширила свой бизнес, или осуществила инвестиции. Половина опрошенных германских инвесторов готова расширять свои операции в России и в будущем. К основным позитивным факторам немецкие предприниматели отнесли хороший потенциал российских работников и инфраструктуру. Отрицательную оценку в основном получила деятельность региональных администраций. Лучшие результаты оказались у Воронежской, Новгородской и Саратовской областей. В правовой сфере наивысший балл получил Санкт-Петербург. А вот Москва подверглась существенной критике – более половины всех оценок были отрицательными. Эксперты объясняют это тем, что инвесторы предъявляют к столице повышенные требования, фактически на уровне западных стандартов. К условиям в российских регионах отношение более сдержанное – в них немецкие компании готовы учитывать фактор «провинциальности» и связанных с этим «неудобств». При относительно высокой доле негативных оценок условий для бизнеса в Москве инвесторы из Германии тем не менее отмечают высокий уровень инфраструктурного обеспечения в столице и отличную квалификацию специалистов. А вот Курганская и Новосибирская область, Красноярский край, наоборот, с этой точки зрения вызывают нарекания с немецкой стороны. Примечательно, что в целом в рамках опроса немецкие компании оказались удовлетворены условиями в региональных экономических центрах России. 3
Свою положительную роль в содействии немецким капиталовложениям в экономику России призвано сыграть созданное в апреле 2001 года Российско-германское агентство по инвестициям, одной из задач которого должно стать содействие взаимной инвестиционной деятельности. Агентство должно дополнить активность филиала Российского центра содействия иностранным инвестициям при Министерстве торговли и экономического развития РФ, который действует во Франкфурте-на-Майне. Немецкая сторона положительно оценила появление этой структуры, которая может не только содействовать привлечению новых инвесторов, но и оказывать им конкретную помощь в решении неизбежных проблем при реализации конкретных проектов.
Основные препятствия на пути немецких инвестиций хорошо известны. Это пока еще относительно нестабильное федеральное и региональное экономическое законодательство, которое особенно негативно сказывается на настроениях немецких инвесторов; недостаточно эффективная банковская система; излишняя бюрократичность и связанная с ней коррумпированность некоторых федеральных и региональных исполнительных структур; неотлаженный механизм межбюджетных отношений; достаточно высокий уровень криминальности некоторых сфер российской экономики. Конечно же, все это мешает и отечественным инвесторам. Но не следует забывать, что российские менеджеры выросли в жестких условиях трансформационной экономики и научились весьма неплохо работать в этой сложной (хотя, с точки зрения нормального бизнеса, иногда просто неприемлемой) обстановке. 4
В России заканчивается процесс формирования основных финансово-промышленных групп. Региональные администрации и ресурсодержащие элиты также активно подключаются к процессу формирования демократических правил игры на рынке. Большинство вопросов на всех уровнях власти во все большей степени решаются цивилизованными методами. Унифицируется федеральное и региональное законодательство. Все ветви власти становятся более предсказуемыми и одновременно более включенными в рыночную систему хозяйствования. Другими словами, логика реформ становится все более ясной и понятной стратегическим немецким инвесторам.
Таким образом, если говорить о перспективах, то при сохранении положительных тенденций в российской экономике поведение немецких инвесторов станет более прагматичным и динамичным, и они смогут в более полной мере раскрыть свой потенциал, соединив свои преимущества с бесспорными преимуществами российских рынков, что будет способствовать дальнейшему формированию единого европейского экономического пространства.
2. Стратегия инвестиционной политики России и иностранных государств
2.1 Инвестиционная политика России
В российской экономике тенденция опережающего роста инвестиций в основной капитал по сравнению с динамикой ВВП фиксировалось с 2008 г. В 2009 г. это соотношение сохранилось, хотя по сравнению с 2007 г. наблюдается значительное замедление темпов роста как ВВП, так и инвестиций в основной капитал. Прирост ВВП в 2009 г. составил 5,6% против 8,1% в 2008 г. при росте инвестиций в основной капитал на уровне 9,8% против 21,1%
Замедление темпов экономического роста изменило ситуацию в инвестиционном секторе. На протяжении 2009 г. наблюдается постепенное замедление темпов роста инвестиций с 123,6% в 1 квартале до 117,4% во 2 квартале и 111,78% - в 3 квартале. За январь-сентябрь инвестиции в основной капитал увеличились на 13,1% против роста на 21,3% в аналогичный период 2008 г. На фоне финансового кризиса в ноябре 2009 г. зафиксировано снижение инвестиций в основной капитал на 0,9% и в декабре - на 7,5% относительно соответствующих месяцев 2008 г. В результате в 4 квартале впервые с 2001 г. темпы роста инвестиций перешли в область отрицательных значений и составили 97,7% к аналогичному периоду предыдущего года.
Характерным для 2009 г. явился опережающий рост строительства производственных и инфраструктурных объектов на фоне резкого замедления темпов ввода общей площади жилых домов. За январь-сентябрь 2009 г. при общем росте строительных работ на 14,5% прирост вводов жилой площади составил 4,0% против соответственно 18,1% и 30,9% в аналогичный период предыдущего года. Замедление в 4 квартале 2009 г. темпов работ в строительстве до 103,8% против 118,2% в 4 квартале 2008 г. было обусловлено стабилизацией объёмов ввода жилой площади в ноябре 2009 г. и объёмов производственного строительства в декабре 2009 г. на уровне аналогичных периодов 2008 г.5
В структуре инвестиций в основной капитал доля вложений в строительство жилищ за 2009 г. сохранилась на уровне предыдущего года и составила 7,5% при увеличении доли расходов на строительство зданий и сооружений на 2,3 п.п. до 52,4%. Усилилась тенденция к снижению доли расходов на машины, оборудование: по итогам 2009 г. эта доля составила 33,0% и на 2,8 п.п. была ниже показателя предыдущего года.
Следует отметить, что наиболее значительные изменения в структуре инвестиций по видам основных фондов пришлись на 4 квартал 2008 г. (табл.2.1.).
Таблица 2.1
Структура инвестиций в основной капитал по видам основных фондов в 2008-2009 гг., % к итогу
Показатели | 2008 | 2009 | В том числе | |
Январь-сентябрь | Октябрь-ноябрь | |||
Инвестиции в основной капитал - всего | 100 | 100 | 100 | 100 |
В том числе по видам основных фондов жилища | 7,5 | 7,5 | 7,6 | 7,3 |
Здания и сооружения | 50,1 | 52,4 | 51,3 | 54,2 |
Машины и оборудования, транспортные средства | 34,8 | 33,0 | 33,6 | 32,0 |
Прочие | 7,6 | 7,1 | 7,5 | 6,5 |
Увеличились импортные поставки машин и оборудования при сдержанных темпах развития отечественного машиностроения относительно динамики инвестиционных расходов и характеристик воспроизводства основного капитала. Инвестиции на приобретение импортных машин, оборудования, транспортных средств (без субъектов малого предпринимательства и параметров неформальной деятельности) в 2009 г. составили 414,1 млрд.руб., или 20,0% общего объёма инвестиций в машины, оборудование, транспортные средства против 17,8% в 2008 г.
С замедлением темпов роста экономики наблюдается изменение роли бюджетных средств в источниках финансирования инвестиций в основной капитал (табл.2.2).6
В январе-сентябре 2009 г. за счёт бюджетных средств было профинансировано 658,2 млрд.руб. инвестиций в основной капитал, что составило 16,8% общего объёма инвестиций в основной капитал в целом по экономике, в том числе средств федерального бюджета - 10,0%. В октябре-декабре 2009 г. при абсолютном сокращении объёма инвестиций по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года увеличение объёмов и доли средств федерального бюджета в источниках финансирования инвестиций в основной капитал явилось одним из условий смягчения негативных последствий резкого ограничения собственных средств предприятий. В 4 квартале 2009 г. за счёт средств федерального бюджета профинансировано 295,5 млрд.руб. инвестиций в основной капитал против 214,9 млрд.руб за первые 9 месяцев того же года.
По сравнению с 2008 г. фиксировалось сокращение инвестиций в строительство на 8,3%, торговлю - на 4,4% и связь - на 4,9%. Инвестиции в транспорт за счёт железнодорожного транспорта сохраняли достаточно высокую динамику - 112,4% к 2008 г. 7
Низкие показатели инвестиционной деятельности последнего квартала 2008 г., рост объёмов незавершённого строительства, высокие процентные ставки и ограниченность кредитов определяют неблагоприятный фон развития экономики в 2009 г.
В 2009 г. в РФ поступило 103,8 млрд.долл. иностранных инвестиций, что на 14,2% ниже аналогичного показателя 2008 г.
Таблица 2.2
Структура инвестиций в основной капитал по видам экономической деятельности (без субъектов малого предпринимательства и параметров неформальной деятельности)
Показатели | 2008 | 2009 | В том числе | |
Январь-сентябрь | Октябрь-декабрь | |||
Всего | 100 | 100 | 100 | 100 |
В том числе по видам экономической деятельности | ||||
Сельское хозяйство, охота и лесной хозяйство | 4,5 | 3,9 | 4,2 | 3,4 |
Промышленность | 40,7 | 42,0 | 44,1 | 38,4 |
Добыча полезных ископаемых | 16,8 | 16,6 | 18,3 | 13,7 |
В том числе добыча топливно-энергетических полезных ископаемых | 15,3 | 15,1 | 16,7 | 12,6 |
Обрабатывающие производства | 15,6 | 16,5 | 17,5 | 14,8 |
Производство и распределение электроэнергии, газа и воды | 8,3 | 8,9 | 8,3 | 9,9 |
Строительство | 2,7 | 2,4 | 2,7 | 2,0 |
Оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования | 3,6 | 2,7 | 2,7 | 2,7 |
Транспорт | 18,9 | 21,9 | 20,4 | 24,2 |
Связь | 4,7 | 4,1 | 4,1 | 4,1 |
Финансовая деятельность | 1,4 | 1,2 | 1,2 | 1,2 |
Операции с недвижимым имуществом | 12,8 | 11,7 | 11,9 | 11,3 |
Образование | 2,4 | 2,2 | 1,8 | 2,8 |
Государственное управление и обеспечение военной безопасности; обязательное социальное обеспечение | 2,1 | 2,0 | 1,6 | 2,7 |
Здравоохранение и предоставление социальных услуг | 2,8 | 2,6 | 2,0 | 3,5 |
Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг | 2,8 | 2,9 | 2,8 | 3,4 |
Согласно отчёту по инвестициям конференции ООН по торговле и развитию, опубликованному в октябре 2009 г., по объёму привлечённых прямых иностранных инвестиций в 2008 г. РФ вышла на 9-е место в мире.
В декабре 2010 международное рейтинговое агентство S&P понизило суверенный рейтинг России с «ВВВ+» до «ВВВ», прогноз по рейтингу «негативный». По мнению агентства, «снижение рейтинга отражает риски, связанные с резким уменьшением валютных резервов и других инвестиционных потоков, что привело к росту издержек и трудностям с удовлетворением потребностей страны во внешнем финансировании».
В структуре иностранных инвестиций, накопленных на конец 2008 г., преобладают прочие инвестиции, на долю которых пришлось 51,6%. Аналогичный показатель для прямых иностранных инвестиций составил 46,3%.
На фоне снижения иностранных вложений в российскую экономику объём изъятого капитала в виде переведённых за рубеж доходов иностранных инвесторов, а также выплат процентов за пользование кредитами и погашения кредитов по итогам 2009 г. увеличился по сравнению с 2008 г. на 16,3% и составил 67,95 млрд.долл. В 2008 г. изъято 48,3% объёма поступивших иностранных инвестиций.8
Таблица 2.3
Накопленные иностранные инвестиции по основным странам-инвесторам
Накоплено на 01.01.2009 г., млн.долл. | Изменение к 01.01.2008 г., % | |||||||
Всего | Прямые | Портф. | Прочие | Всего | Прямые | Портф. | Прочие | |
США | 8769 | 3193 | 662 | 4914 | 102,2 | 87,8 | 54,8 | 131,5 |
Германия | 17425 | 7275 | 26 | 10124 | 147,8 | 161,9 | 26,5 | 140,7 |
Франция | 9542 | 1927 | 1 | 7614 | 161,2 | 124,0 | 3,2 | 175,7 |
Великобритания | 30811 | 4647 | 2339 | 23825 | 105,4 | 135,2 | 101,1 | 101,5 |
Кипр | 56902 | 40732 | 1728 | 1442 | 114,7 | 115,0 | 101,6 | 11,6 |
Нидерланды | 46346 | 35931 | 41 | 10374 | 118,6 | 101,9 | 78,8 | 275,8 |
Люксембург | 34402 | 1217 | 273 | 32912 | 118,0 | 165,6 | 124,7 | 116,7 |
Прочие страны | 60402 | 27470 | 557 | 45375 | 127,8 | 148,3 | 50,3 | 164,3 |
Итого | 264599 | 122392 | 5627 | 136580 | 119,9 | 118,8 | 83,6 | 123,3 |
Регионы с наиболее благоприятным инвестиционным климатом в основном сосредоточены в европейской части страны. Особо благоприятным климатом отличаются регионы Северо-Западного, Центрального и Приволжского федеральных округов. В них сконцентрировано почти две трети инвестиционного потенциала страны, а инвестиционный риск в расчёте на один регион здесь ниже среднероссийского.
Активизация инвестиционной политики регионов в условиях рыночных отношений в России вызвана реализацией курса на децентрализацию инвестиционного процесса, попытками регионов преодолеть несовершенство федеральной инвестиционной политики и инвестиционного законодательства, создать более благоприятный климат, обеспечивающий приток инвестиций в регионы. Помимо положительных последствий активизации инвестиционной политики регионов возник ряд проблем, связанных с углублением межрегиональных противоречий: дифференцированность инвестиционной среды, разнообразие форм и методов стимулирования инвестиций, отсутствие унифицированных схем продвижения проектов. Решение этих проблем предполагает учёт при формировании инвестиционной политики макроэкономического и региональных аспектов, согласование интересов федерального центра и регионов, их ориентацию на достижение общих экономических результатов.
2.2 Стратегия усовершенствования инвестиционной политики
Реализация инвестиционных проектов в большинстве случаев происходит на региональном и муниципальном уровнях, а потому потенциальному инвестору важно знать о намерениях властей. В условиях рыночной экономики минимальное требование к властям со стороны инвестора - это эффективно функционирующая институциональная среда и стабильная налоговая политика. При выполнении этих требований инвестор, теоретически, способен взять на себя все остальные вопросы реализации инвестиционных проектов. Проблемой переходной экономики является то, что нормальные рыночные институты ещё не начали функционировать.
В этой связи очень важна нацеленность властей субъекта на преодоление имеющихся институциональных препятствий, что выражается в существовании политики привлечения инвестиций в регион. Эта политика должна отражать позиции властей по основным аспектам инвестиционной деятельности:
- принципиально наличие органов и должностных лиц, ответственных за привлечение инвестиций, а также возможность курирования инвестиционных проектов представителями власти как потенциальная защита от противозаконных действий отдельных представителей власти;
- приоритетные направления инвестирования, что определяет заинтересованность властей в связанных с этим проектах;
- существование рынка производственных площадок;
- наличие рабочей силой требуемой квалификации и возможность её подготовки на месте;
- налоговые льготы и условия их получения;
- порядок предоставления земли, величина арендной платы за землю.
Российская практика показывает, что практически в каждом регионе есть структуры и должностные лица, ответственные за привлечение инвестиций на территорию субъекта федерации. В ходе проведённого анализа выяснено, что около 60% просмотренных официальных сайтов регионов содержат информацию о структурных подразделениях, так или иначе занимающимися проблемами инвестировании.
В идеале, приоритетные направления инвестирования должны соответствовать имеющемуся потенциалу региона (чтобы быть привлекательными для инвестора) и учитывать тенденции и желаемые направления развития региона (чтобы быть привлекательными для администрации, реализующей определённую стратегию развития региона). Определение властями приоритетных направлений развития говорит, как минимум, о понимании существующих возможностей региона, а также о формировании видения направления развития региона.
Одним из перспективных направлений в инвестиционной деятельности - создание региональных инвестиционных фондов, что применяется не в каждом иностранном государстве.
Фонд позволяет аккумулировать значительные финансовые средства российских и зарубежных инвесторов для прямых инвестиций в наиболее перспективные существующие предприятия региона и в проекты по созданию новых производств. Срок работы Фонда составляет, как правило, от 4 до 8 лет. Деятельность Фонда состоит в инвестировании финансовых средств в развитие производства товаров (услуг) с целью роста рыночной стоимости предприятия и обеспечения соответствующего дохода инвесторам после реализации инвестиционного проекта.
В качестве учредителей Фонда могут выступать региональная администрация, российские и зарубежные инвесторы. Участие региональных администраций в капитале Фонда способствует привлечению в капитал частных инвесторов, поскольку это свидетельствует о серьёзных намерениях административных органов предпринять реальные шаги по стимулированию прямых инвестиций, а также ведёт к разделению инвестиционных рисков.
Успешная работа Фонда позволяет решить ряд важных социально-экономических задач региона: поднять капитализацию местных предприятий, провести их технологическую модернизацию, увеличить объём реализации товаров (услуг), расширить налогооблагаемую базу, создать новые рабочие места, улучшить инвестиционный климат и привлечь инвесторов для дальнейших инвестиций в развитие предприятий региона.
2.3 Стратегия инвестиционной политики Германии
Оживить внутренний рынок Германия намерена с помощью государственной программы поддержки экономики, которая рассчитана на четыре года, имеет общий объем в 25 млрд. евро и предполагает прямые государственные финансовые вливания в некоторые сферы хозяйства, например, транспортную инфраструктуру, науку и современные технологии.
В ФРГ придается большое значение созданию условий для привлечения иностранных капиталов в экономику страны. Об этом свидетельствует тот факт, что по инициативе Федерального министерства экономики и труда ФРГ в 2008 году основано федеральное общество «Invest in Germany GmbH». Бюро федерального уполномоченного по привлечению в страну инвестиций. В сферу деятельности этой организации, наряду с обеспечением позитивного международного имиджа ФРГ, привлечением иностранного капитала в экономику и консультациями иностранных инвесторов, входила также и подготовка предложений по улучшению инвестиционного климата в Германии. Ежегодный бюджет общества составлял в течение последних двух лет 2 млн. евро и формировался целиком за счет средств государства (за счёт средств федерального бюджета). Общество имеет основное бюро в Берлине, а также бюро в Нью-Йорке и Чикаго.
Деятельность этого федерального общества должна решить существующую в Германии проблему координации деятельности федеральных и земельных властей. В каждой федеральной земле существует организация по содействию экономическому развитию, в сферу деятельности которой входит, в том числе, и привлечение иностранных инвесторов. В Федеральном министерстве экономики и труда ФРГ проводится работа по созданию системы взаимодействия федеральных и земельных структур в этой области, составной частью которой и является «Invest in Germany GmbH».9
Наряду с обществом «Invest in Germany GmbH», в Германии функционирует ещё одна структура с задачей привлечения инвестиций в экономику страны, которая финансируется из федерального бюджета, а также из бюджетов 6 новых федеральных земель, включая Берлин. Это промышленный инвестиционный совет (Industrial Investment Council - IIC), основной задачей которого является привлечение иностранных инвесторов в новые федеральные земли и Берлин. Годовой бюджет IIC составлял 4,8 млн. евро. На 70% он формировался за счет средств новых федеральных земель и на 30% - за счет средств федерального бюджета.
Совет имеет головной офис в Берлине, а также бюро в Париже, Вашингтоне, Сан-Франциско, Детройте и Токио.
За годы своей деятельности эта организация оказала содействие более чем 100 международным инвесторам, реализация проектов которых позволила создать около 18,5 тыс. рабочих мест. Общий объём привлечённых инвестиций составляет более 4,4 млрд. евро.
По плану развития инвестиционной деятельности в Германии в январе 2009г. произошло слияние указанных инвестиционных агентств в одно – «Invest in Germany GmbH».
Целью создания нового объединенного агентства является усиление работы по привлечению зарубежных инвестиций в Германию, особенно в восточные земли.
Как место приложения капитала Германия имеет ряд преимуществ перед другими странами. Она является крупнейшим рынком среди европейских стран. С учётом расширения ЕС, импульсов, которые это расширение даст для подъема экономики и роста занятости в Европе, географической близости Германии к новым важнейшим её торговым партнёрам можно с большой долей уверенности предполагать, что все эти процессы будут способствовать дальнейшему усилению Германии как места приложения иностранного капитала.
Сегодня в Германии действует уже более 20 тыс. иностранных предприятий, на которых занято около 2 млн. человек.
При этом Германия продолжает оставаться глобальным экспортёром капитала. В 2009 году нетто-объём немецких инвестиций за рубежом составил около 433,0 млрд. евро, что означает рост на 15,7% по сравнению с 2008 годом (374,1 млрд. евро). Нетто-объём иностранных инвестиций в Германии составил около 272,8 млрд. евро (+1,8% к 2007г.). Так же, как и в 2007 году, нетто-объёмы вывоза немецкого капитала за рубеж превышали в 2008 году нетто-объёмы иностранных инвестиций в Германии. Однако, если в 2007 году это превышение составляло 39,5% (374,1 млрд. евро против 268,1 млрд. евро), то по итогам 2008 года нетто-объёмы вывоза немецкого капитала за рубеж превышали нетто-объёмы иностранных инвестиций в Германии на 58,7% (433,0 млрд. евро против 272,8 млрд. евро). При этом абсолютные значения нетто-объёмов немецких инвестиций за рубежом и абсолютные значения нетто-объёмов иностранных инвестиций в Германии в 2008 году увеличились по сравнению с 2007 годом.
В 2009 году отмечен нетто-приток прямых немецких инвестиций за рубежом в размере около 52,0 млрд. евро (нетто-приток около 36,7 млрд. евро в 2008 году). В прямых иностранных инвестициях в Германии отмечается также нетто-приток в размере около 27,3 млрд. евро (нетто-приток около 26,3 млрд. евро в 2008 году).
В 2009 году наблюдался нетто-приток немецких портфельных инвестиций за рубежом в размере около 174,9 млрд. евро (215,6 млрд. евро в 2008 году), а в иностранных портфельных инвестициях в Германии нетто-приток составил около 163,1 млрд. евро (197,0 млрд. евро).
Нетто-приток немецких кредитов за рубежом составил в 2009 году около 206,1 млрд. евро (121,8 млрд. евро в 2008 году), а нетто-приток зарубежных кредитов в Германии – около 82,4 млрд. евро (45,0 млрд. евро).
В 2009 году в немецких инвестициях за рубежом основная доля приходилась на портфельные инвестиции (40,4%) и кредиты (47,6%), при относительно меньших объёмах нетто-притоков прямых инвестиций (12,0%). В зарубежных инвестициях в Германии наибольшие объёмы нетто-притоков приходились на портфельные инвестиции (59,7%) и кредиты (30,2%), далее шли с большим отрывом прямые инвестиции (10,0%).10
В 2009 году подавляющая часть нетто-притоков немецких инвестиций за рубежом приходится на страны ЕС (25) - около 367,4 млрд. евро, далее - страны Америки - около 60,2 млрд. евро (в том числе США – около 51,9 млрд. евро), Австралию – около 2,5 млрд. евро и страны Азии – около 0,7 млрд. евро.В Африке наблюдался нетто-отток немецких инвестиций - около 0,7 млрд. евро.
Большая часть прямых немецких инвестиций также приходится на страны ЕС (25) – около 32,0 млрд. евро и страны Америки – около 14,6 млрд. евро (в том числе США – около 12,8 млрд. евро). В странах Азии отмечен нетто-приток прямых немецких инвестиций в размере около 5,9 млрд. евро и Австралии – нетто-отток - около 0,6 млрд. евро. В африканских странах нетто-приток прямых немецких инвестиций незначительный и составляет 20,0 млн. евро.
Иностранные инвестиции в 2009 году поступали в Германию в основном из стран-членов ЕС (25) – около 169,1 млрд. евро. Далее с большим отрывом следуют страны Америки – 22,6 млрд. евро и азиатского региона - около 18,1 млрд. евро, страны африканского континента – около 7,9 млрд. евро и Австралия – около 2,1 млрд. евро.
Нетто-приток прямых иностранных инвестиций в Германии в 2009 году из стран ЕС (25) составил около 14,1 млрд. евро, небольшие нетто-притоки прямых иностранных инвестиций наблюдались из стран азиатского региона – 1,5 млрд. евро и Африки – 129,0 млн. евро. Отмечен нетто-приток прямых иностранных инвестиций государств Америки – около 12,1 млрд. евро, в то время как в 2008 году наблюдался нетто-отток в размере 444,0 млн. евро. Из Австралии в 2009 году наблюдался нетто-отток прямых инвестиций в объёме 31,0 млн. евро.
Что касается России, то, согласно данным Федеральной службы государственной статистики РФ, по состоянию на 01.01.2009г. общий накопленный объём германских инвестиций в экономику Российской Федерации составил 12,3 млрд. долларов США (на 01.01.2008 – 9,7 млрд. долларов США) или 8,6% (7,9% в 2007 году) от общего объёма всех накопленных в Российской Федерации иностранных инвестиций – 142,9 млрд. долларов США (111,8 млрд. долларов США в 2007 году).
Отраслевая и структурная политика имеет существенное значение при осуществлении стратегии развития немецкой экономики. Средствами этой политики в значительной степени могут быть решены задачи обеспечения устойчивого экономического роста и создания новых рабочих мест. В связи с этим, в последние годы отмечается значительное увеличение инвестиций в систему образования и подготовки кадров, научные исследования и разработки, в инновации. Одновременно проводятся структурные реформы, которые повышают эффективность работы на этих направлениях.
Предложения Федерального министерства экономики и технологий Германии, направленные на ускорение технологического развития страны за счёт бюджетных инвестиций, были представлены 22.02.2009г. В соответствии с этими предложениями в 2009 году расходы Министерства образования ФРГ были увеличены до 5,62 млрд. евро (4,52 млрд. евро в 2007г.).
В области развития системы образования упор делается на следующие направления развития.
В рамках программы «Будущее образование» Федеральное правительство оказывает поддержку федеральным землям, которая в период с 2005 по 2009гг. составит общий объём около 4 млрд. евро. За короткое время федеральные земли при финансовой поддержке федерального правительства смогли существенно расширить сеть школ полного дня. Только в течение последнего учебного года более 3000 школ во всех федеральных землях получили дотации от федерального правительства.
Правительство продолжает ранее начатую реформу профессионального образования, в рамках которой осуществляется поддержка различных программ и проектов, направленных на создание учебных мест с учётом квалификационных потребностей различных регионов и отраслей народного хозяйства.
В ближайшие годы в Германии ожидается рост потребности в высококвалифицированной рабочей силе. Правительство стремится к 2012 году увеличить квоту начинающих получать высшее образование до 40%. За последние 10 лет эта квота выросла в Германии на 8 % почти до 36%. Количество иностранных студентов выросло за этот же период времени с 166000 до 246000, причём 180000 из них начинали своё образование не в Германии.
В Германии имеется много хороших высших учебных заведений и научных центров. Однако очень немногие из них имеют международное значение и могут быть отнесены к «высшей лиге» лучших мировых высших учебных заведений. Федеральное правительство намерено организовать совместно с федеральными землями соревнование за звание лучших университетов, кластеров, академических высших учебных заведений, которые будут соответствующим образом поощряться. Для реализации этой инициативы на период до 2012 года предусматриваются средства в объёме 1,9 млрд. евро, 75 % из которых берёт на себя Федеральное правительство.
Расходы Министерства экономики и технологий ФРГ из специальных фондов покрытия на развитие научных исследований и разработок увеличатся с 5,62 млрд. евро в 2009 году до 5,82 млрд. евро в 2011 году.
В области нанотехнологий будет стимулироваться рост практического применения фундаментальных научно-технических разработок немецких фирм, являющихся мировыми лидерами в этой области, с тем, чтобы они не потеряли свои позиции.
За последние годы Германия стала международно-признанным научным и экономическим центром в области биотехнологий. Реализованные Федеральным правительством программы стимулирования BioRegio и BioProfile способствовали тому, что сегодня в стране действует 25 био-регионов, в которых работает около 350 новых предприятий сферы биотехнологий. Германия является европейским лидером в этой области, и Федеральное правительство будет продолжать стимулирование этой научной области в рамках новой программы BioChancePLUS.
Целями программы научного развития гражданской авиации, рассчитанной на период 2005-2015гг., является не только поддержка чисто авиационного технологического развития, но и решение проблем защиты окружающей среды в связи с повышением расходов топлива, вызванного ростом объёмов воздушных перевозок.
По предварительным данным, расходы на инновационные проекты по всему народному хозяйству Германии составили в 2009 году более 98,0 млрд. евро.
Одним из основных элементов структурной политики германского правительства, в т.ч. и его инвестиционной политики, остаётся приоритетное развитие новых федеральных земель. Основным пунктом здесь является улучшение условий для предпринимательской деятельности в этих регионах Германии. Концепция Правительства концентрируется на стимулировании развития направлений, которые могут играть определяющую роль для будущего развития этих регионов. К таким направлениям сегодня относятся инвестиции, инновации и развитие инфраструктуры.
Основными инструментами стимулирования инвестиций в настоящее время продолжают оставаться: программа «Улучшение региональной структуры экономики» и налоговые льготы за инвестирование капитала, которые дополняются хорошо зарекомендовавшими себя низкопроцентными ссудами и программой поддержки долевого участия нового банка для среднего предпринимательства. Из средств программы осуществляется поддержка целевых инвестиций в промышленное хозяйство и в близкую к экономике инфраструктуру. Для реализации программы в 2009 году были предусмотрены федеральные средства в объёме 694 млн. евро, которые сопровождались финансированием в таком же объёме со стороны федеральных земель.
Кроме средств федерального бюджета, для стимулирования развития новых федеральных земель используются средства ЕС, предназначенные для реализации европейской структурной политики. Всего за период 2004-2009 гг. Германия получит на эти цели из ЕС около 31 млрд. евро. Важным направлением инвестиционной политики германского государства является дальнейшее развитие инфраструктуры на всей территории Германии. Здесь наибольшие объёмы инвестиций со стороны государства предусмотрены в развитие транспортной инфраструктуры. Правительством уделяется одинаковое внимание развитию дорожной и железнодорожной инфраструктуры. Программой «Zukunftsprogramm Mobilitдt» до конца нынешнего десятилетия предусмотрены инвестиции в эти области в размере около 90 млрд. евро. Эта программа является составной частью нового федерального плана развития транспортных путей на 2001-2015гг. и предусматривает инвестиции как по уже реализуемым в транспортной сфере программам, так и по программам, которые ещё могут быть реализованы в соответствии с этим федеральным планом. Одной из таких программ является программа по уменьшению возможности заторов на железнодорожном, автомобильном и водном транспорте (Anti-Stau-Programm), которая предусматривает инвестиции в общем объёме около 3,8 млрд. евро в период 2009-2012 г.г.
Основу инфраструктурных инвестиций в новых федеральных землях составляют 17 проектов по развитию транспортной инфраструктуры с общим объёмом около 36 млрд. евро. Реализовано полностью 6 крупных проектов в области железнодорожного строительства и 2 крупных проекта в области дорожного строительства, а также частично ещё ряд проектов.
По рамочному инвестиционному плану Правительства, который может быть выполнен только при достижении широкого консенсуса со всеми различными общественными группами Германии, до 2015 года расходы на транспортные пути сообщения страны достигнут объёма в 148,9 млрд. евро. Доля инвестиций на рельсовые пути железных дорог составит 42,9% (42,3%), доля инвестиций на дальние федеральные автомагистрали – 52,1% (51,6%), доля на федеральные водные пути – 5,0% (6,1%). В развитие и строительство новых транспортных путей сообщения Германии запланировано инвестировать долю в 44,5% (53,5%) от всего объёма инвестиций.
В развитие инфраструктуры германских железных дорог запланированы ассигнования в размере около 69% инвестиций, а на подвижной состав – 26%.
Инвестиционный план предусматривает увеличение числа электровозов до 525 единиц к 2012 году, и их доля в парке локомотивов достигнет 40%. Инвестиции в развитие парка локомотивов и вагонов в 2006 году ожидаются на уровне 2,2 млрд. евро.
За последние десять лет общий объём инвестиций для производителей автомобилей в Германии достиг суммы в 100,0 млрд. евро, что составляет 23,0% всех инвестиций в промышленность Германии. В 2009 году уровень инвестиций остался на высоком уровне в 10,0 млрд. евро.
За последние пять лет германская автомобильная промышленность инвестировала в исследования и развитие около 77,0 млрд. евро. В 2009 году расходы на исследование и развитие отрасли составили 15,2 млрд. евро. Одна треть народнохозяйственных затрат на исследования и развитие досталась этой экономической отрасли, в которой занято 84 тыс. человек.
Как следствие этой исследовательской активности автомобильный сектор с более чем 3.000 патентами стоит во главе мировой патентной статистики.
В 2009 году прежнее Федеральное правительство представило новую программу научно-технического развития энергетической отрасли в рамках уже принятого финансирования, при этом особое внимание уделено поддержке научных исследований в сферах современных технологий в области строительства электростанций, а области использования возобновляемых видов энергии, водорода, воды, а также технологий энергосберегающего строительства.
Таким образом, особые надежды в стратегии устойчивого развития и проведении инвестиционной политики Правительство связывает с освоением энергетики на возобновляемых источниках. Ставится цель повысить долю регенеративной энергетики в общем производстве электроэнергии до 22% в 2012 году, а долю регенеративной энергетики в общем потреблении первичных энергоносителей удвоить за период с 2008 по 2012 год. К 2050 году энергетика на возобновляемых источниках должна покрыть до 50% немецкого энергопотребления.
В 2010 году продолжали осуществляться мероприятия для привлечения инвестиций с международных рынков капитала. Так, например, в 2009 году была разработана, а в 2010 уже в полном объёме функционировала программа мероприятий, направленных на стимулирование вновь создаваемых технологических предприятий с помощью привлечения венчурного капитала, в том числе и иностранного.
Эти меры связаны с тем обстоятельством, что международные паевые инвестиционные фонды всё чаще обходят Германию стороной. Инвесторы стали более осмотрительными, до сих пор помня потери, которые принёс им крах «новой экономики» несколько лет назад. Из-за высокого риска и больших сопроводительных затрат они потеряли интерес к приобретению малых инвестиционных паев. В связи с этим специалисты призывают к созданию государственных программ для реализации схем привлечения венчурного капитала. 11
Одним из элементов таких схем является начавший работать в феврале 2008г. специальный фонд, предназначенный для государственной поддержки немецкого рынка рискованного паевого участия в предприятиях. Речь идёт о специальном инвестиционном фонде для размещения в других инвестиционных фондах паевого капитала с объёмом финансирования 500 млн. евро. Средства фонда мобилизованы на 50% за счёт особых федеральных средств из европейской программы развития (ERP) и на 50% из Европейского инвестиционного фонда (EIF), который является дочерней организацией Европейского инвестиционного банка. Этот вновь созданный фонд может участвовать в объёмах до 30% в фондах, работающих с капиталами, вложенными в рискованные предприятия. Предполагается в течение 5 лет привлечь около 1,7 млрд. евро для вновь создаваемых, инновационных фирм и предприятий.
Вторым элементом новой схемы является вступивший в действие с 01.11.2008г. и руководимый KfW Стартовый фонд с объёмом финансирования 250 млн. евро в течение 5 лет. Этот фонд может участвовать непосредственно во вновь создаваемых технологических предприятиях в качестве соинвестора. Этот фонд готов предоставлять паевой капитал при условии, если в финансировании предприятия участвуют также и частные инвесторы, по крайней мере, в таком же объёме и на таких же коммерческих условиях.
Третьим элементом схемы должен стал инициированный в рамках инициативы «Партнёрство для инноваций» Фонд для поддержки основателей технологических предприятий. Этот фонд предназначен для поддержки финансирования вновь создаваемых научно-исследовательских организаций путём предоставления венчурного капитала в первые 2 года существования этих организаций. Фонду на 5 лет предоставляются государственные средства в объёме 240 млн. евро, которые могут дополняться частным капиталом из промышленности.
Реализацией этих инициатив Федеральное правительство надеется создать лучшие рамочные условия для организации новых технологических предприятий, особенно для организации их финансирования на предварительной и на начальной стадиях существования.
По мнению экспертов, создание этих фондов сможет оживить ситуацию в отрасли и устранит существующую в настоящее время нехватку капитала, а также будет способствовать дальнейшему разрешению существующего в течение трёх последних лет временного кризиса в сфере венчурного капитала. 12
Данный рынок в Германии всё ещё менее развит по сравнению с аналогичными рынками других стран, например Великобритании, и поэтому нуждается в государственной поддержке.
Летом 2008 года был принят Закон о стимулировании рискового капитала, который предусматривает налоговые льготы для инициаторов создания фондов рискового капитала. В частности, предусматривается освобождение от налогов на 50%, т.н. «успешного участия» менеджеров фондов. Этот закон создаёт более привлекательные налоговые рамочные условия для привлечения иностранного капитала.
В последние годы в Германии были приняты изменения к инвестиционному закону страны. С 2008 года частные инвесторы, в т.ч. иностранные, получили возможность инвестировать в так называемые хедж-фонды. Закон значительно упрощает формы доступа к продуктам хедж-фондов для частных инвесторов. Как известно, продукты, предлагаемые хедж-фондами, относятся к тем немногочисленным формам финансовых вложений, которые в последние годы смогли не только избежать убытков, но и частично достигать двузначных размеров доходов. Бесспорным является вклад, который могут сделать хедж-фонды в уменьшение общих рисков классически структурированных портфелей акций, т.к. они, как правило, слабо коррелируются с другими формами капвложений.
В 2009 году был облегчён доступ иностранных участников на немецкий рынок продуктов хедж-фондов, т.к. теперь они уже не обязаны определять промежуточную прибыль.13
Существуют различные оценки потенциала продуктов хедж-фондов в Германии. Одна из них, которая базируется на размерах существующей собственности немецких предприятий и частных инвесторов и исходит из рекомендаций простейшей модели структурирования портфеля акций, согласно которой часть хедж-фондов может составлять около 5% в общем портфеле акций, оценивает потенциал продуктов хедж-фондов в Германии в 50 млрд. евро.
По оценке Федерального союза альтернативных инвестиций – BAI, общий объём собственности, находящейся в управлении хедж-фондов составляет уже более 10 млрд. евро. К наиболее крупным действующим хедж-фондам относятся: Xavex (Deutsche Bank) – около 610 млн. евро, Union Investment – около 417 млн. евро, Dit – около 380 млн. евро.
2.4 Россия и Германия: обмен опытом инвестиционной политики
Наиболее четко инвестиционная деятельность реализуется в бюджетной системе Германии. Он основан на двух основных принципах: жестком разграничении в бюджетах всех уровней текущих и инвестиционных расходов и регулировании бюджетного дефицита в увязке с объемом инвестиций. Второй принцип направлен в первую очередь на повышение инвестиционной ориентации федерального бюджета. Однако он оказывает воздействие и на региональную инвестиционную привлекательность, определяя возможность субсидирования бюджетов Земель и Общин на инвестиционные цели.
К настоящему времени различные экономические методы активизации инвестиционной деятельности применяются и региональными властями большинства субъектов РФ. Хотя результаты стимулирования инвестиций на уровне региональных администраций выражаются в основном лишь в локальных «всплесках» инвестиционной активности, тем не менее, субъекты, проводящие активную политику в этом направлении, в различных инвестиционных рейтингах оцениваются как имеющие благоприятный инвестиционный климат.
Нельзя не сослаться на богатый опыт Германии в практике стимулирования инвестиций на местном уровне. Региональные программы стимулирования инвестиций обычно предусматривает комплекс мер бюджетного и финансового стимулирования (налоговые льготы, субсидии, займы по ставкам ниже рыночных, гарантии по займам и т.д.), а так же мер, направленных на улучшение экономических условий принимающей стороны (содействие профессиональному обучению, совершенствование транспортной инфраструктуры, предоставление земли в бесплатное пользование или долгосрочная аренда, обеспечение информацией).
Таким образом, важнейшим инструментом системы управления инвестиционной деятельностью в регионе должна стать осмысленная региональная инвестиционная политика.14
Инвестиционные проблемы на современном этапе продолжают оставаться актуальными. Правда, в последнее время, а именно с 2005 по 2010 год наметились некоторые улучшения инвестиционного климата, как в Германии, так и в России. Решению проблем улучшающих инвестиционную политику в рассматриваемых государствах посвящен целый комплекс программ, разработанных правительствами стран.
Инвестиционная политика государства как составная составляющая финансовой политики представляет собой совокупность мер организационного и экономического воздействия на федеральном, региональном и муниципальном уровне, направленных на создание оптимальных условий для вложения инвестиций и получение реального эффекта по улучшению параметров социально-экономического развития государства. Инвестиции играют существенную роль в функционировании экономики. Изменения в количественных соотношениях инвестиций оказывают воздействие на объем общественного производства и занятости, структурные сдвиги в экономике, развитие отраслей и сфер хозяйства.
В последние годы наметилась некоторая структурная переориентация инвестирования в России. В качестве объектов вложения все в большей мере выступает активная часть основных фондов - машины, оборудование. Однако, здесь возникает следующая проблема: наметившийся разрыв между финансовой и вещественной составляющими инвестиций не позволяет решать задачу увеличения инвестиций в реальный сектор экономики. В частности, наиболее быстрыми темпами растут финансовые вложения предприятий и организаций. Фактически финансовый поток устремлен не вы производство, а за его пределы, происходит не приток капиталовложений, а отток. В условиях дефицита накоплений в экономике такое положение сопряжено с резким ослаблением финансового обеспечения сферы материального производства, что не позволяет обеспечить масштабную технологическую модернизацию производственных мощностей и препятствует достижению устойчивого экономического роста.
В движении иностранных инвестиций в Российской Федерации только в последние годы наметилась тенденция их роста. При этом иностранные инвесторы предпочтение отдают нефтегазовой отрасли, а также другим сырьевым отраслям национальной экономики, поэтому и инвестиционная политика государства сосредотачивается именно на вопросе вложения иностранных инвестиций в сырьевые отрасли национальной экономики. В Германии же инвестиции сосредоточены не только в сырьевой отрасли национальной экономики, но и в наукоемком производстве, который также приносит стране колоссальные доходы, хотя не совсем такие высокие как крупнейшие отрасли промышленности, однако Германия уже делает попытку и при этом успешную по отходу от сырьевой зависимости, в отличие от России, где данные шаги пока даже не предпринимаются.
Важной особенностью инвестиционной политики Германии и России является её цель. Прежде всего, на цель инвестиционной политики государств влияет не только сырьевая база, но и географическое положение. Германия выгодно расположена в плане притока инвестиций, это различные государства Европы, которые вкладывают свои средства в развитие экономики Германии. Поэтому в Германии инвестиционная политика ориентирована на успешное привлечение инвестиций и их применение в новых отраслях экономики страны, которые в стране активно развиваются. В принципе Россия также привлекает иностранные инвестиции в новые отрасли своей экономики, в частности, в разработку нанотехнологий. Однако политика Российской Федерации в данном плавне менее успешна, чем германская, так как в Германии существуют специальные комитеты по каждому направлению инвестиций, что в России пока отсутствует, поэтому осуществление инвестиционной политики на региональном уровне в России является крайне проблематичным и требует срочного решения.
В России пока не активно используется и такой источник инвестиций, как банковский кредитный капитал, «свободные» финансовые средства предприятий, сбережения населения, только в настоящий момент начинаются попытки введения такого методы привлечения инвестиций. В Германии, государственное регулирование посредством нормативно-законодательных актов, экономических и организационных мер обеспечивает совершенствование своей инвестиционной политики по вопросу банковского кредитного капитала. В Германии достаточно много крупных транснациональных корпораций, деятельность которых основана на технологическом разделении труда, вышедшим за пределы фирм, отраслей и национальных экономик. Различные формы партнерства государства и частного бизнеса позволяют Германии централизовать капитал, повысить конкурентные преимущества масштабного производства.
В целом можно сказать следующее, Германия ориентируется не сколько на привлечение инвестиций иностранных государств, сколько сама инвестирует, примером тому служит активная внешняя торговля и инвестиционная деятельность Германии в России. Россия же ориентируется на привлечение иностранных инвестиций, открытие своих предприятий страна ведет в других государствах, но очень слабо.
Заключение
Таким образом, стратегия инвестиционной политики Германии и России различается, однако о существенном различии говорить не приходится, так как в настоящее время Россия стремится перенять опыт зарубежных стран в организации инвестиционной политики. Наиболее удачный вариант инвестиционной политики сложился в Германии, где все четко регулируется государством.
В России реализовать инвестиционную политику сложно в силу некоторых проблем на региональном уровне.
В Германии центральное место в области поддержки национального экспорта занимает работа по финансированию экспорта и страхованию экспортных кредитов. Решения по этим вопросам принимаются правительством страны (в качестве оперативного органа выступает Межминистерский комитет), а их исполнение делегируется (по мандату правительства) коммерческим компаниям, подконтрольным государству.
Развитие международного инвестиционного сотрудничества относится в Германии к числу важных национальных экономических задач. Стимулирование прямых капиталовложений за рубежом осуществляется при прямом участии федеральных и земельных органов власти путем использования механизмов поддержки национального экспорта и инвестиционной деятельности. Особое внимание при этом уделяется содействию мелкому и среднему бизнесу. Делается это за счет дебюрократизации процессов создания и становления компаний, льготного налогообложения, организационной и финансовой поддержки.
В России рост инвестиций неустойчив, когда как в Германии это процесс более стабильный. Это кроется в том, что не устранены фундаментальные причины слабости российской экономики - незавершенность структурных и институциональных реформ в реальном секторе, его низкая конкурентоспособность и физическая изношенность производственного аппарата.
Список литературы
Учебная и справочная литература
Авдокушин Е.Ф. Международные экономические отношения. - М.: Финансы и статистика, 2008. – 38с.
Внешнеэкономическая деятельность организаций. Аналитическая записка. - М, 2008. – 37с.
Киреев А.П. Международная экономика. - М.: Международные отношения, 2009. – 104с.
Ломакин В.К. Мировая экономика. - М.: ЮНИТИ, 2009. – 74с.
Миляков Н.В. Финансы: Учебник. - 2-е изд. - М.: ИНФРА-М, 2009. - 543с.
Мировая экономика / Под ред. А.С. Булатова. - М.: БЕК, 2009. – 45с.
Мировая экономика и международная торговля./ Под ред. Капустиной Л.М. М.: Экономика, 2009 г. -400с.
Наговицин А.Г. «Внешняя торговля». М.: Приор, 2007. - 527с.
Покровская В.В. Регулирование внешнеэкономической деятельности. - М.: ЮНИТИ, 2009 – 107с..
Прокушев В.И. Внешнеэкономическая деятельность. М.: ПРИОР, 2008. – 36с.
Российский статистический ежегодник М.: Госкомстат, 2009. – 31с.
Ростовский Ю.М. Внешнеэкономическая деятельность. - М.: Омега - Л, 2008. – 14с.
Устинов И.Н. «Внешнеторговые связи. Статистико-аналитический справочник». М.: Международные отношения, 2008 г.- 425с.
Финансы: учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям, специальности «Финансы и кредит» (080105) / Под. ред.Г.Б. Поляка. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. - 703 с.
Финансы: Учебник для вузов / под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской, Б.М. Сабанти. - М.: Юрайт-М, 2004;
Экономика внешних связей России: учебник./Под ред. А.С. Булатова. - М.: Дрофа, 2009. - 455с.
Периодические издания
Романова Т.Ф. Финансовая политика Германии, ее роль в формировании и регулировании финансового механизма. // Финансовые исследования. 2010 - №4. – 14-25с.
Шаталов С.Д. Приоритеты налоговой политики. Финансы. - 2009. - №7. – 35с.
1 Ломакин В.К. Мировая экономика. - М.: ЮНИТИ, 2009. – 74с.
2 Покровская В.В. Регулирование внешнеэкономической деятельности. - М.: ЮНИТИ, 2009 – 107с..
3 Шаталов С.Д. Приоритеты налоговой политики. Финансы. - 2009. - №7. – 35с.
4 Устинов И.Н. «Внешнеторговые связи. Статистико-аналитический справочник». М.: Международные отношения, 2008 г.- 425с.
5 Российский статистический ежегодник М.: Госкомстат, 2009. – 26с.
6 Экономика внешних связей России: учебник./Под ред. А.С. Булатова. - М.: Дрофа, 2009. - 455с.
7 Российский статистический ежегодник М.: Госкомстат, 2009. – 35с.
8 Российский статистический ежегодник М.: Госкомстат, 2009. – 31с.
9 Романова Т.Ф. Финансовая политика Германии, ее роль в формировании и регулировании финансового механизма. // Финансовые исследования. 2010 - №4. – 25с.
10 Романова Т.Ф. Финансовая политика Германии, ее роль в формировании и регулировании финансового механизма. // Финансовые исследования. 2010 - №4. – 23с.
11 Романова Т.Ф. Финансовая политика Германии, ее роль в формировании и регулировании финансового механизма. // Финансовые исследования. 2010 - №4. – 21с.
12 Романова Т.Ф. Финансовая политика Германии, ее роль в формировании и регулировании финансового механизма. // Финансовые исследования. 2010 - №4. – 14с.
13 Ростовский Ю.М. Внешнеэкономическая деятельность. - М.: Омега - Л, 2008. – 14с.
14 Финансы: учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям, специальности «Финансы и кредит» (080105) / Под. ред.Г.Б. Поляка. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. - 703 с.