Рефетека.ру / Экономика

Контрольная работа: Основы экономики предприятия

Вариант 1


Внутренняя среда предприятия


Внутренняя среда предприятия - это совокупность агентов, действующих внутри предприятия, и их отношений, возникших в процессе финансово-хозяйственной деятельности. Определяется внутренняя среда фирмы множеством факторов, которые тоже называются внутренними, поскольку формируются самим предприятием в процессе его деятельности, оказывая влияние и на ее результаты, и на перспективы развития.


Показатели объема продукции, работ и услуг


Объем производства промышленной продукции может выражаться в натуральных, условно-натуральных и статистических измерителях. Обобщающие показатели объема производства продукции получают с помощью стоимостной оценки – в оптовых ценах.

Основными показателями объема производства являются товарная и валовая продукция.

Валовая продукция – стоимость всей продукции и выполненных работ, включая незавершенное производство, выраженная в сопоставимых ценах.

Товарная продукция – валовая продукция за минусом внутризаводского оборота и незавершенного производства.

Реализованная продукция - стоимость реализованной продукции, отгруженной и оплаченной покупателями.


Задача


Определите оборачиваемость оборотных средств, т.е. количество оборотов и длительность одного оборота, если стоимость реализованной продукции -46 млн. руб., валовая прибыль – 10 млн. руб., средний остаток, или норматив, оборотных средств 9 млн. руб.

Решение.

К – количество оборотов.

РПс- стоимость реализованной продукции – 46 млн. руб.

РПвал – валовая прибыль -10млн.руб.

РП-РПс+РПвал- сумма реализованной продукции = 56 млн.руб (объем реализованной продукции)

ОСн- средний остаток оборотных средств (норматив) -9 млн.руб.


К= РП/ ОСн= 56 млн.руб. /9млн.руб.=6,2 раз


Т-длительность одного оборота.

Д-количество дней в периоде= 365 дней.


Т= Д/К = 365/6,2≈ 59 дней (58,87)


Вариант 2


Износ основных средств


Основные средства служат в течение нескольких лет и подлежат замене (возмещению) лишь по мере их физического или морального износа.

Износ основных средств — частичная или полная утрата основными средствами потребительских свойств и стоимости как в процессе эксплуатации, так и при их бездействии. Различают физический и моральный износ основных средств.

Физический износ средств труда выражается в потере ими технических свойств и характеристик в результате эксплуатации, атмосферных воздействий, условий хранения.

Моральный износ основных средств — снижение стоимости действующих основных средств в результате появления новых их видов, более дешевых и более производительных. Различают две формы морального износа. Первая проявляется в потере стоимости оборудова- нием в результате повышения производительности труда в отраслях изготавливающих их. Новые машины становятся более дешевыми, а действующие морально обесцениваются, экономически устаревают. Моральный износ второй формы выражается в потере стоимости средством труда в результате появления новых, более производительных машин, лучших по технико-экономическим параметрам. Моральный износ — категория экономическая. Из исследований закономерностей физического и морального износа определяется период экономического изнашивания данного вида средств труда, по которому составляются централизованно утверждаемые нормативные сроки службы основных средств и устанавливаемые предприятиями сроки их полезного использования.


Понятия и показатели качества продукции


Понятие качества продукции регламентировано в Российской Федерации государственным стандартом, ГОСТ 15467—79 «Управление качеством продукции. Основные понятия. Термины и определения»: «Качество — совокупность свойств продукции, обусловливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением».

Покупатель считает качественной ту продукцию, которая отвечает условиям потребления независимо от того, какие специфические потребности ей предназначалось удовлетворять. По мере развития научно-технического прогресса и потребностей общества происходит формирование новых требований, и качественная продукция становится недостаточно качественной.

Действительно, совокупность свойств продукции может быть той же (т.е. качество не изменилось), но для потребителя эта продукция может быть неприемлемой.

Совокупность свойств не может быть плохой или хорошей вообще. Качество может быть только относительным. Если необходимо дать оценку качества продукции, то надо сравнить данный набор свойств (совокупность свойств) с каким-то эталоном. Эталоном могут быть лучшие отечественные или международные образцы, требования, закрепленные в стандартах или технических условиях. При этом применяется термин «уровень качества» (в зарубежной литературе «относительное качество», «мера качества»).

Но любой документ или эталон узаконивает определенный набор свойств и характеристик лишь на какой-то период времени, а по потребности непрерывно меняются, поэтому предприятие, изготовляя продукцию даже в точном соответствии с нормативно-технической документацией, рискует выпускать ее некачественной, не устраивающей потребителя.

Таким образом, основное место в оценке качества продукции или услуг отводится потребителю, а стандарты, законы и правила (в том числе и международные) лишь закрепляют и регламентируют прогрессивный опыт, накопленный в области качества.

Показатели качества продукции

Потребности обычно выражаются в свойствах, в их сравнении с аналогичными свойствами базового, или эталонного, образца. Такими свойствами могут быть вес, габариты, производительность, цвет, надежность, долговечность и др. Все свойства продукции выделены в группы: показатели назначения (производительность, модность, диапазон измерения); показатели надежности и технологичности; показатели унификации и стандартизации; эстетические показатели; экономические показатели и др.

Показатели назначения характеризуют основную функ- ниональную величину полезного эффекта от эксплуатации изделия. Показатели надежности характеризуют изделие с точки зрения надежности эксплуатации — безотказность, ремонтопригодность, долговечность и т.д.

Показатели технологичности — показатели, обеспечивающие рациональное использование материалов, средств труда и времени в процессе технологического цикла. Показатели стандартизации и унификации характеризуют насыщенность продукции стандартными, унифицированными и оригинальными составными частями, а также уровень унификации по сравнению с другими изделиями. Все изделия могут быть подразделены на стандартные, унифицированные и оригинальные. Чем выше коэффициент стандартизации и унификации изделия, тем лучше с точки зрения производства и эксплуатации.

Экономические показатели отражают удобство эксплуатации изделия человеком. Взаимодействие человека с изделием выражается через комплекс антропометрических, физиологических и психологических свойств человека. Эстетические показатели характеризуют композиционное совершенство изделия (сочетание цветов, выразительность формы).

Показатели транспортабельности отражают степень возможности транспортировки изделия различным транспортом без нарушения его свойств. Патентно-правовые показатели характеризуют патентную защиту и патентную чистоту продукции. Экологические показатели отражают степень влияния вредных воздействий на окружающую среду, которые возникают при хранении, эксплуатации или потреблении продукции. Показатели безопасности определяют степень безопасности эксплуатации и хранения изделия, т.е. обеспечивают безопасность при соблюдении условий эксплуатации, ремонта, простоя.

Указанные показатели в совокупности создают базу для сравнения с другой аналогичной продукцией, позволяют оценить их технический уровень.


Задача


Определите коэффициент использования рабочего времени одного рабочего в течение смены, если время сверхплановых простоев tcn= 30мин, номинальное время работы tн =540 мин, время плановых простоев tnл=60 мин.

Решение.

Tcn- 30 мин (время сверхплановых простоев)

Tн -540 мин (номинальное время работы)

tnл=60 мин (время плановых простоев)

Киpв - коэффициент использования рабочего времени одного рабочего в течение смены-?

Экстенсивные резервы отражают потенциальные возможности использования рабочего времени в течение запланированного периода. Резерв возникает когда фактическое рабочее время в течение смены меньше номинального. Он представляет собой разницу между номинальным временем ( tн) , уменьшенным на время плановых ( tnл ) перерывов ( простоев) и фактическим временем работы (tф)

Кирв = 1-30/ (540-60) = 0,94

Коэффициент использование рабочего времени одного рабочего в течение смены.


Вариант 3


Персонал предприятия


Персонал (трудовой персонал) предприятия — основной состав квалифицированных работников предприятия, фирмы, организации.

Обычно трудовой персонал предприятия подразделяют на производственный персонал и персонал, занятый в непроизводственных подразделениях. Производственный персонал — работники, занятые в производстве и его обслуживании, — составляет основную часть трудовых ресурсов предприятия.

Самая многочисленная и основная категория производственного персонала — рабочие предприятия (фирмы) - лица (работники), непосредственно занятые созданием материальных ценностей или работами по оказанию производственных услуг и перемещению грузов. Рабочие подразделяются на основных и вспомогательных.

К основным относятся работники, непосредственно создающие товарную (валовую) продукцию предприятий и занятые в технологических процессах, т.е. изменяющие формы, размеры, положение, состояние, структуру, физические, химические и другие свойства предметов труда.

К вспомогательным относятся рабочие, обслуживающие оборудование и рабочие места в производственных цехах, а также все рабочие вспомогательных цехов и хозяйств.

В свою очередь, вспомогательные рабочие могут подразделяться на функциональные группы: транспортную и погрузочную, контрольную, ремонтную, инструментальную, хозяйственную, складскую и т.п.

В группе служащих выделяют такие категории работающих, как руководители, специалисты и собственно служащие.

К руководителям относятся работники, занимающие должности руководителей предприятий, их структурных подразделений и их заместители по должностям ОКПДТР, имеющие код категории 1: директора, начальники, управляющие, менеджеры, главные специалисты (главный бухгалтер, главный механик и т.д.).

К специалистам относятся работники, занятые инженерно-техническими, экономическими работами, в частности инженеры, нормировщики, экономисты, бухгалтеры, юрисконсульты и т.д. (код категории 2).

Служащие — работники, составляющие подготовку и оформление документации, учет и контроль, хозяйственное обслуживание: делопроизводители, кассиры, табельщики, учетчики и т.д. (код категории 3).

Соотношение различных категорий работников в их общей численности характеризует структуру кадров (персонала) предприятия, цеха, участка. Структура кадров также может определяться по таким признакам, как возраст, пол, уровень образования, стаж работы, квалификация, степень выполнения норм и т.п.

Специалисты делятся по квалификационным категориям: специалист 1, 2, 3-й категории и без категории.

Профессионально-квалификационная структура персонала

Профессионально-квалификационная структура персонала складывается по принципу профессионального и квалификационного разделения труда. Под профессией понимают вид трудовой деятельности, требующий определенных знаний и практических навыков. В пределах профессии выделяют специальности — вид деятельности, требующий дополнительных знаний и навыков для выполнения работы на конкретном участке производства (например, профессия токарь, а специальности — токарь-расточник, токарь-карусельщик).

Работники каждой профессии и специальности различии уровнем квалификации. Квалификация характеризует меру овладения работниками данной профессией или специальностью и отражается в квалификационных (тарифных) разрядах, категориях. Тарифные разряды и категории также являются и показателями, характеризующими уровень сложности работ.

По уровню квалификации рабочие делятся на неквалифицированных, малоквалифицированных, квалифицированных и высоко- квалифицированных.


Ценовая политика


Ценовая политика — это механизм или модель принятия решений о поведении предприятия на основных типах рынков для достижении поставленных целей хозяйственной деятельности.

Ценообразование на предприятии представляет собой сложный процесс, состоящий из нескольких взаимосвя -занных этапов: сбора и систематического анализа информации о рынке, обоснования основных целей ценовой политики предприятия на определенный период времени, выбора методов ценообразования, установления конкрет- ного уровня цены и формирования системы скидок и надбавок к цене, корректировки ценового поведения предприятия в зависимости от складывающейся рыночной конъюнктуры.

Предприятие самостоятельно определяет схему разработки ценовой политики исходя из целей и задач развития фирмы, организационной структуры и методов управления, установившихся традиций на предприятии, уровня издержек производства и других внутренних факторов, а также состояния и развития предпринимательской среды, т.е. внешних факторов.


Задача


Определите оптовую цену предприятия, если полная себестоимость единицы продукции -25 руб., годовой объем реализации – 5000 ед.; производственные фонды – 300 млн. руб.; рентабельность предприятия – 0,15.

Решение.

Полная себестоимость единицы продукции – Cn

Годовой объем реализации - Qr

Производственные фонды – ПФ

Рентабельность предприятия – R

Cn =25 руб.

Qr = 5000 ед.

ПФ = 300 млн. руб.

R = 0,15

Оптовая цена предприятия отражает нижнюю границу. Она формируется на основе полной себестоимости ед. продукции (Cn ) и прибыли, приход на 1 руб. полной себестоимости.


Цопт пред. = Cn (1+ Rc ) руб.


Ц = 25(1+360 ) = 9025 руб.- оптовая цена предприятия.

Где уровень рентабельности, рассчитанной по себестоимости, т.е. отношение плановой прибыли.


ПРпл = ПФ* К (руб.),


ПРпл =300 млн.руб.* 0,15 = 45 млн. руб.

ПФ – среднегодовая стоимость производства фондоотдачи;

R –рентабельность предприятия к полной себестоимости годового объема производства.


Cnr = Cn*Qr (руб.),

Сnr =25*5000 =125000 руб.

Rc ПРnл /Cnr

Rc = 45 млн. руб./ 1205000 руб.= 360 руб.

Похожие работы:

  1. • Основы экономики предприятия
  2. • Основы экономики предприятий
  3. • Экономика предприятия
  4. • Предприятие как основное звено экономики
  5. • Технико-экономическое обоснование создания ...
  6. • Анализ использования основных производственных фондов ...
  7. • Экономика и управление ...
  8. • Финансовая деятельность предприятия
  9. • Экономика и управление тепловыми электростанциями
  10. • Сбытовая политика фирмы
  11. • Управление производством
  12. • Источники финансирования инвестиционного проекта
  13. • Механизмы управления предприятием
  14. • Организационно-экономические основы предпринимательства
  15. • Способы организации и мотивации труда
  16. • Анализ хозяйственной деятельности предприятия
  17. • Анализ использования трудовых ресурсов
  18. • Производственная и социальная инфраструктура ...
  19. • Расчёт технико-экономических параметров механического ...
Рефетека ру refoteka@gmail.com