Содержание
Введение
1. Сущность и направления государственного регулирования цен
2. Проблемы и перспективы государственного регулирования заработной платы и доходов населения
Заключение
Список литературы
Введение
Многолетняя хозяйственная практика показала, что в условиях развитой экономики всегда сохраняются зоны, не способные функционировать без государственного вмешательства. В первую очередь это отрасли повышенного народно-хозяйственного и социального значения, естественные монополии. Рыночный механизм имеет немало достоинств, его возможности велики, но не безграничны. Существуют области, где механизм свободной конкуренции не срабатывает, рынок терпит фиаско и требуется вмешательство государства. В частности объектом государственного регулирования выступают цены и оплата труда. Одним из основных принципов государственного регулирования трудовых отношений в Российской Федерации является обеспечение права каждого работника на справедливую заработную плату, выплаченную своевременно и в полном размере.
Цель данной работы – рассмотреть проблемы и перспективы государственного регулирования цен и заработной платы. Исходя из поставленной цели были поставлены и решены следующие задачи:
1. рассмотреть сущность и направления государственного регулирования цен;
2. рассмотреть проблемы и перспективы государственного регулирования заработной платы и доходов населения.
Источниками написания данной работы послужили труды отечественных и зарубежных экономистов, законодательные акты РФ.
1. Сущность и направления государственного регулирования цен
Рыночное ценообразование по законам спроса и предложения, формирование на этой основе равновесных рыночных цен лежат в основе саморегулирования рыночной экономики, ее способности эффективнее других систем решать экономические проблемы. Однако реальности современной рыночной экономики таковы, что практически нет стран, где бы не осуществлялась та или иная форма вмешательства государства в процесс ценообразования. Наиболее распространенными вариантами такого вмешательства в действие рыночных конкурентных сил можно считать государственный контроль над ценами, а также введение налогов и предоставление субсидий. В первом случае нарушения механизма конкурентного ценообразования достаточно очевидны. Во втором случае косвенное воздействие через налогообложение и субсидии внешне не нарушает действие рыночного ценообразования, но обычно существенно его деформирует1.
Установившиеся равновесные цены, в силу разных обстоятельств, не всегда устраивают общество. Государственное вмешательство в этом случае может принимать форму принудительного (законодательного) установления фиксированных цен.
Такие фиксированные цены могут быть двух типов:
1) когда равновесные цены представляются обществу слишком высокими, государство устанавливает цены ниже равновесных (максимальные цены, или потолок цены);
2) когда равновесная цена представляется слишком низкой, тогда законодательно устанавливаются цены выше равновесной (минимальные цены, или нижний уровень цены).
Решая с той или иной степенью успешности поставленные перед ними задачи, фиксированные цены одновременно приводят к уже известным нарушениям рыночного равновесия:
-если фиксированная цена ниже равновесной, возникает дефицит товара;
- если принудительно установленная цена выше равновесной, следствием будет излишек товара.
И в первом и во втором случаях при свободном ценообразовании рынок мог бы выработать механизм выхода из неравновесного состояния. Когда же цена законодательно зафиксирована, это блокирует действия конкурентных рыночных сил и для решения возникающих проблем вновь необходимо вмешательство государства2.
Типичная ситуация, вызванная установлением фиксированных цен (ниже равновесных) на продовольственные товары первой необходимости, представлена на рис. 1, где Р — равновесная цена, соответствующая рыночному спросу и предложению; Q—объем спроса и предложения.
Рис. 1. Влияние фиксированных цен на объём производства и потребления
На рис. 1 дана подробная графическая интерпретация случая установления потолка цен. На основе фиксированных цен в условиях рыночной экономики государство, как правило, пытается решить те или иные социальные вопросы. Так, к установлению максимальной цены (потолка цены — РА) государство вынуждено прибегать, когда равновесная цена (Р0) столь высока, что исключает данный товар из потребления большей части населения, а товар относится к предметам первой необходимости (хлеб, сахар, молоко). Чаще всего подобная ситуация вероятна в периоды войн, кризисов, неурожая и т.п.
Вследствие введения фиксированных цен возникает устойчивый дефицит (QА-QВ). Это означает, что устанавливая ради блага населения низкую цену, государство вместе с тем не гарантирует всем своим гражданам возможности получения данного товара. Если речь идет о социально значимом товаре, то последствия могут быть не менее негативными, чем при высоких ценах. В конце концов, людям все равно, по какой причине они не будут потреблять хлеб: из-за высокой цены или вследствие отсутствия его в магазине. Вину в обоих случаях возложат на правительство, не умеющее управлять экономикой3.
Другое негативное последствие установления потолка цены — черный рынок, который является спутником дефицита. Причины его существования понятны — часть граждан готова переплачивать сверх установленной государством цены за отсутствующий в официальной торговле товар. К этому могут толкнуть разные обстоятельства — от высоких доходов, когда реальностью становится жизнь по принципу “время — деньги”, до экстренных событий, случающихся в жизни каждого (болезни, праздники и др.), когда люди с относительно небольшими доходами готовы платить за дефицитный товар большие деньги.
Кривая предложения S1 на рис. 1 отражает поведение продавцов, обеспечивающих «добывание» дефицитного товара, а ее пересечение с кривой спроса — цену и количество, характеризующие равновесие на черном рынке. Хорошо видно, что кривая S1 идет выше исходной кривой S — сказываются трудности “доставания” и оплата услуг посредника. Поэтому итоговая точка равновесия на черном рынке достигается при еще больших ценах, чем не устраивавшая государство именно своей завышенностью равновесная цена свободного рынка (Р2 > Р0).
Только тот, кто не жил в России в дореформенные времена, не сталкивался с черным рынком. Покупка мяса, обуви, одежды, стройматериалов «с рук» была обычным явлением в советской экономике. Подавляющая часть дефицитных товаров никогда не попадала в открытую продажу, а немедленно распределялась по “своим людям”, которые в дальнейшем и перепродавали их по завышенным ценам.
Разумеется, со “спекуляцией” боролись целые армии контролеров. Но их усилия давали почти нулевой результат. Работники торговли принимали просто больше мер предосторожности. К тому же контролеры — тоже люди, их постоянно пытались (и часто с успехом) подкупить.
Наказуемость спекуляции заставляла осторожничать и людей, пытавшихся купить дефицитный товар. Было очевидно, что в прямой форме от неизвестного лица продавец взятку не возьмет. Поэтому, чтобы иметь мясо, приходилось «дружить» с мясником (т.е. не просто давать деньги, а дарить подарки, всячески выражать свое уважение и т.д.), чтобы ездить на исправной машине — «дружить» с автомастером.
Количественные оценки распространенности черного рынка в СССР весьма ненадежны, однако, по мнению экспертов, в 70-е годы через него проходило 20—30% всех потребительских товаров4.
Государство может ликвидировать дефицит и в условиях фиксированных цен двумя путями:
1) увеличить предложение за счет, например, дополнительных закупок данного товара за рубежом;
2) уменьшить спрос на товар путем установления каких-то дополнительных, помимо денежных, ограничений на объемы покупок. Иными словами, с помощью карточек, талонов, купонов нормировать (рационировать) его потребление, доведя его до QВ.
Оба этих способа широко использовались в нашей стране в период существования директивных, устанавливаемых государством цен.
Для ликвидации дефицита государство использовало товарные интервенции. Так, на закупку импортной продукции тратились значительные финансовые средства, оплачивавшиеся за счет экспорта нефти и газа. Шутка той поры (не утратившая злободневность и ныне): “Хороший урожай пшеницы собрали в этом году в Канаде нефтяники Тюмени”.
Что касается рационирования, то оно в нашей стране в виде жесткой карточной системы использовалось в годы индустриализации, в период Великой Отечественной войны и послевоенного восстановления. В более спокойные периоды жизни страны дефицитные товары распределялись по спискам и предварительной записи, а главное — с помощью бесконечных очередей и установления норм отпуска товара. Фактически покупателя заставляли заплатить за товар две цены: деньгами и затратами времени и сил. Длиннющая очередь за колбасой была своеобразным механизмом ограничения спроса. Купить ее за один раз сверх установленной нормы отпуска было нельзя, а отстоять очередь дважды — не было сил.
Устанавливались приоритеты и льготы, когда товар доставался вне очереди определенным категориям населения, например, участникам Великой Отечественной войны или многодетным матерям. В конце 80 — начале 90-х годов получило широкое распространение использование талонов на отдельные виды товаров, например, сахар, масло, водку, мясо, моющие средства и пр.
Из сказанного может сложиться неверное впечатление, что любое вмешательство государства в рыночный механизм ценообразования абсолютно недопустимо. В действительности существует несколько типичных ситуаций, когда это вмешательство используется как экстренная мера.
1. При существовании прямой угрозы жизни человека. Принципы гуманности не позволяют, скажем, отказывать в неотложной медицинской помощи человеку лишь потому, что он неплатежеспособен. В большинстве развитых стран даже частнопрактикующие врачи (не говоря уже о государственных клиниках) в случае неоказания экстренной помощи подлежат уголовной ответственности.
По этой же причине тяжелобольным бесплатно или с огромными скидками отпускаются жизненно важные лекарства. В современной России, в частности, существует система льготных рецептов, позволяющая приобретать их со 100% или 50% скидкой. Льготными цены на такие лекарства являются только для пациентов, производителям же полная стоимость выплачивается за счет бюджета, для которого это может быть серьезной финансовой нагрузкой5.
2. В случае природных или социальных катаклизмов, принявших размах общенационального бедствия. Мы уже говорили, в частности, о введении карточек во время войн или катастрофических неурожаев. В подобных ситуациях только эта мера способна принудительно ограничить спрос всех социальных слоев на уровне необходимого минимума и, таким образом, сохранить жизнь максимальному числу людей. Решая ту же задачу распределения ограниченного объема продовольствия, рыночная система неизбежно создала бы льготы для богатых и, следовательно, могла бы вызвать массовую гибель менее обеспеченных слоев, населения. Кстати, действовавшая в нашей стране во время войны карточная система бесспорно принадлежала к числу весьма эффективных. Она оставалась работоспособной и хоть как-то обеспечивала потребности каждого даже в нечеловеческих условиях блокадного Ленинграда.
Государственная фиксация цен в менее критической обстановке обычно бывает ориентирована на устранения перекосов в рыночном ценообразовании, возникших в результате несовершенства рынка, скажем, отсутствия на данном конкретном рынке конкуренции. Подробнее принципы государственного ценообразования в таких условиях рассмотрены в связи с проблемами монополизма, здесь же важно уяснить общий принцип.
Борясь с несовершенствами рыночного механизма, государство устанавливает обязательную цену, максимально близкую к равновесной. Другими словами, государство имитирует действие рыночных сил в тех условиях, где их естественное функционирование блокировано какой-либо силой. При этом государственное вмешательство не только не создает дополнительных диспропорций в экономике (вроде дефицита), но сглаживает уже существующие. И это понятно: государственные меры не отклоняют рынок, от точки равновесия, а приближают к ней6.
2. Проблемы и перспективы государственного регулирования заработной платы и доходов населения
В мировой экономической теории разработаны различные подходы к формированию механизмов государственного регулирования в условиях рыночной экономики. Эти подходы экономисты обычно объединяют в два основных направления. Первое является классическим и основано на признании способности рыночной системы к автоматическому саморегулированию. Второе опирается на теорию Кейнса, в соответствии с которой государство должно воздействовать на уровень заработной платы в стране. Кейнс исходил из того, что заработная плата, установленная в договоре на определенный период, равно как и цены на товары, движется к равновесному положению под воздействием изменяющегося спроса и предложения на рынке труда в замедленном темпе7.
Отсутствие гибкости заработной платы Кейнс объяснил наличием фиксированных в коллективном договоре на определенный срок ставок заработной платы, покупательная способность которых снижается в связи с ростом потребительских цен. В результате движение заработной платы становится неадекватным изменениям рыночной конъюнктуры, что может привести к кризисным явлениям в экономике.
В своей теории Кейнс обосновал возможность избежать кризиса путем регулирования рынка труда государством через механизм воздействия на совокупный спрос. Он писал: «Я рассчитываю на то, что государство, которое в состоянии взвесить предельную эффективность капитальных благ с точки зрения длительных перспектив и на основе общих социальных выгод, будет брать на себя все большую ответственность за прямую организацию инвестиций»*. В свою очередь, инвестиции обеспечат увеличение валового национального продукта и будут способствовать повышению занятости и уровня реальной заработной платы. Таким образом, Кейнс отстаивал тезис о том, что государство должно воздействовать на уровень занятости и заработной платы в рыночной экономике.
Исторический опыт развитых стран подтверждает целесообразность, а на определенных этапах и необходимость, государственной корректировки механизмов регулирования экономики, в том числе влияющих на формирование заработной платы. При этом необходимо учитывать, что страны с рыночной экономикой проводят различную государственную политику в области оплаты труда в зависимости от уровня экономического развития, политической ситуации, особенностей исторического этапа.
Регулирование доходов и оплаты труда на уровне макроэкономики имеет место во многих странах с развитой рыночной экономикой и является составной частью социально-экономической политики. Поэтому пока в более широких масштабах необходимо и целесообразно государственное регулирование доходов и оплаты труда в противоречивых условиях переходной экономики. Государство не может отказаться от регулирования доходов и оплаты труда, если не налажены рыночные механизмы саморегулирования, если на большинстве предприятий отсутствует реальный собственник, заинтересованный в реструктуризации и развитии производства. Кроме того, переход от централизованной системы решения проблем социальной сферы к рыночной не может произойти автоматически и стихийно, так как преобразования затрагивают глубинные, сущностные элементы системы8.
Можно выделить следующие наиболее существенные цели государственной концепции доходов.
Приоритетным направлением в политике доходов должно стать повышение реальной заработной платы, для чего необходимо проводить ее индексацию, сократить задолженность и сделать платежи по ней первоочередными, принять законы о возмещении ущерба при невыплате заработной платы.
Необходимо ускорить процесс сближения минимальной заработной платы со средним прожиточным минимумом. Для этого следует освободить минимальную заработную плату от функций регулирования социальных трансфертов, так как это сдерживает ее повышение, ибо связано со значительными бюджетными расходами.
Для обеспечения реального увеличения доходов необходимо увеличить разграничения между налогообложением заработной платы и предпринимательских доходов, установив более льготный порядок для наемных работников и к ним приравненных (льготность заключается в более низком стартовом обложении и менее прогрессивных ставках).
Следует укрепить финансовую базу пенсий путем увеличения номинального размера заработной платы, отчисления от которого формируют пенсионный фонд.
Законодательно, организационно и экономически сформировать механизм регулирования доходов населения с учетом территориальных особенностей жизнедеятельности.
Учитывая возросшие масштабы бедности, можно определить следующие меры по ее сдерживанию:
- приблизить ставки единой тарифной системы бюджетников к прожиточному минимуму, установив нормальное соотношение в оплате бюджетного и коммерческого секторов;
- разработать в регионах мероприятия, обеспечивающие постепенное сближение минимальной оплаты с региональным прожиточным минимумом;
- разработать и сделать обязательным для всех работодателей Генеральное соглашение, обеспечивающее индексацию минимальной заработной платы в связи с ростом цен, для чего освободить от налогов доходы предприятий, направляемые на эти цели;
- ввести индексацию пособий по безработице, размер которых ниже прожиточного минимума, и установить дополнительные льготы для безработных родителей в наиболее социально незащищенных семьях;
- использовать дифференцированный подход на основе реальных доходов семьи при выплате пособий на детей.
В целях недопущения перерастания существующей дифференциации доходов в социальную пропасть, необходимо ориентировать политику государства на экономическую поддержку среднего слоя населения, который составляет основу рыночной экономики.
Вопрос о границах государственного воздействия на доходы в переходной экономике — один из самых сложных как с точки зрения объективной количественной оценки доходов, так и поисков эффективных источников их регулирования.
Политика государственного регулирования доходов сегодня противоречит финансовой стабилизации, так как осуществляется за счет сокращения государственных выплат по всем статьям социальных расходов государственного бюджета9.
Изменения претерпели также основные функции, связанные с воздействием государства на доходы населения. Эти перемены проявляются прежде всего в переориентации административно-командных функций на социально-защитные, которые направлены на смягчение негативных последствий переходной экономики. Среди приоритетных направлений можно выделить следующие изменения функционального характера:
- обеспечение условий для зарабатывания средств и создание равных возможностей при реализации прав на долю в общественном благосостоянии путем справедливого распределения доходов;
- реализация социальных программ структурной переориентации экономики, направленных на жилищное строительство, образование, здравоохранение и т. д., а также на поддержку отраслей, обеспечивающих социальное развитие общества;
- уменьшение нежелательных, обусловленных переходным периодом различий в получении и распределении доходов;
- обеспечение разумной политики сочетания налогообложения с социальной поддержкой (льготы производителям средств жизнеобеспечения, мелкому бизнесу, поощрение благотворительности, транспортные платежи, субсидии и т. д.).
Государственное регулирующее воздействие на доходы населения состоит в осуществлении мер, направленных на предотвращение негативных социальных последствий, связанных со становлением рыночного механизма. Формы государственного регулирования складываются из материальных, институциональных и концептуальных составляющих.
Материальное основание государственного регулирования доходов зависит от объемов национального производства и размеров той доли, которая перераспределяется централизованно через государственный бюджет. Институциональная основа связана с организацией процесса перераспределения и деятельностью соответствующих учреждений. Концептуальная опирается на использование той или иной теории в правительственной социальной политике.
Государственный механизм регулирования достаточно сложен и включает в себя первичное распределение (оплату труда, другие первичные доходы населения и предприятий); перераспределение через государственный бюджет, налоговую и трансфертную системы; конечное распределение, осуществляемое через операции и услуги населению.
В ходе первичного государственного распределения доходов устанавливается верхний предел увеличения номинальной заработной платы в государственном секторе. Экономическое значение регулирования заработной платы определяется тем, что ее изменение оказывает влияние на совокупный спрос и издержки производства. Первичное регулирование доходов используется государством как для повышения конкурентной способности национальной продукции, поощрения инвестирования, так и для сдерживания роста заработной платы и инфляции. Методы регулирования заработной платы могут быть различными, среди них: добровольное согласие работодателей и работников при участии государственных органов, государственный контроль за увязкой повышения заработной платы с финансовыми возможностями и др.
Перераспределение доходов осуществляется через государственный бюджет, состоит из дифференцированного налогообложения различных групп получателей доходов и социальных выплат населению.
Организуя бюджетное перераспределение доходов, государство решает несколько проблем: повышение доходов малоимущих слоев населения, создание условий нормального воспроизводства рабочей силы, ослабление социальной напряженности10.
Можно выделить следующие методы: экономические, законодательные, согласительные, административные.
К экономическим методам относятся: определение минимальных размеров оплаты труда, налоговая политика, регулирование оплаты труда работников организаций бюджетной сферы и государственных служащих, занятости и др.
Рост минимальной заработной платы зависит от экономических возможностей, сложившихся в обществе на определенном этапе. Если не учитывать этот фактор, то могут возникнуть задержки выплат заработной платы работникам, дефицит бюджета и т. д. Вместе с тем минимум оплаты труда должен определяться с учетом денежных средств, которые необходимы для нормального физического воспроизводства рабочей силы, т. е. прожиточного минимума, что, в свою очередь, зависит от денежной политики государства. Минимум заработной платы задействован в системе социальных пособий, штрафов пошлин и т. д. и является исходным моментом при организации оплаты труда. По этой причине обоснование минимума заработной платы имеет огромное социально-экономическое значение.
Налоговые поступления в бюджет обеспечивает налоговая политика, без этого невозможно организовать перераспределение доходов, наладить эффективное стимулирование экономического роста. Например, предоставление налоговых льгот малому бизнесу способствует повышению занятости населения, дает шанс выжить и занять свое место на рынке.
Применяя таможенное налогообложение, государство либо получает от торговых партнеров встречные уступки, либо ужесточает условия национального экспорта. Таможенные пошлины являются видом косвенных налогов, повышение которых ведет к удорожанию импортных, а вслед за ними и отечественных товаров. Понижение или отмена пошлин влечет за собой обострение конкуренции на внутреннем рынке, замедление роста цен, активизацию внешней торговли. Наиболее эффективная гибкая таможенная политика позволяет обеспечить защиту внутреннего рынка и одновременно избежать тяжелых последствий протекционизма.
Регулируя оплату труда в бюджетной сфере, государство исходит из своих экономических возможностей. Усилиями этой сферы формируется человеческий потенциал любого общества. Велика роль бюджетной сферы и в укреплении здоровья, проведении досуга. Повышая расходы на содержание этой сферы, государство осуществляет социальную ориентацию экономики на развитие личности. Существует и обратная связь: более сложный, творческий труд создает в единицу времена большую массу продукции, что ведет к экономическому росту.
Важное место в регулировании доходов занимают вопросы разработки его законодательной и нормативной базы, которая является исходным моментом всего процесса регулирования. Нормативы используются для расчетов нормативных потребительских бюджетов, нормы рабочего времени для определения режимов рабочего времени, длительности отпусков на предприятиях, создания безопасных условий труда; ставки налогов — для удержания подоходного налога, налогов с юридических лиц (включая социальные налоги и др.)
Для регулирования доходов и качества жизни населения наиболее значимыми являются Конституция РФ (Основной закон), Гражданский кодекс РФ, Трудовой кодекс РФ, законы о реформировании экономики, о занятости, указы Президента РФ, постановления Правительства (о повышении минимальной заработной платы, правовом обеспечении коллективно-договорной системы, социальном обеспечении и страховании, социальных гарантиях и др.).
Административные методы не связаны с созданием дополнительного материального стимула или риска экономического (финансового) ущерба. Они базируются на силе власти и включают в себя меры запрета, разрешения или принуждения11.
С переходом к рыночной экономике некоторые прежние административные меры сохранились, но появились и новые: прямой государственный контроль над монопольными рынками; разработка стандартов, контроль за их соблюдением; образование и поддержание минимально допустимого уровня жизни населения, ниже которого — нищета; защита интересов нации — лицензирование экспорта или государственный контроль над импортом.
Экономическое пространство, на которое распространяются административные методы, весьма обширно. В странах с развитыми рыночными отношениями такие методы давно превратились в неотъемлемую часть хозяйственного механизма и не только не мешают, но, напротив, способствуют повышению эффективности экономики и благосостояния населения.
Во многих странах находят широкое распространение и считаются самыми экономическими и «бескровными» согласительные методы. Социальное партнерство - согласование действий правительства, предпринимателей и наемных работников по вопросам динамики оплаты труда и социальных трансфертов.
В соглашениях разного уровня (в генеральном — на федеральном уровне, в отраслевых и региональных тарифных соглашениях — на отраслевом и территориальном уровнях, в коллективных договорах — на предприятиях) отражаются вопросы размера минимальной оплаты труда, тарифных ставок, социальных выплат, порядок индексации доходов, продолжительность рабочего времени, возмещение вреда, гарантии трудовых прав, условия охраны труда, обеспечения жильем и др.
Коллективно-договорная система является эффективной формой регулирования заработной платы лиц наемного труда. Ее становление в России тормозят 2 фактора.
1. Обесценивание рабочей силы, в результате чего заработная плата не может выполнить свою воспроизводственную функцию.
2. Неоправданная дифференциация заработной платы по категориям работников на предприятиях одной и той же отрасли, территории, а также по отдельным отраслям и регионам12.
Каждый метод имеет в своем распоряжении прямые и косвенные меры воздействия. К числу мер прямого вмешательства государства относятся: государственная гарантия минимума заработной платы на своей территории, регулирование оплаты труда в бюджетной сфере, установление системы районных коэффициентов, государственное инвестирование, субсидирование программ по повышению эффективности производства, освобождение от налогов, прямое администрирование по обязательности выделения квоты рабочих мест для некоторых групп населения, организация переобучения работников, выделение определенного числа работников для выполнения общественно необходимых работ и т. д.
К числу косвенных способов воздействия относятся: льготное налогообложение малоимущих слоев населения, избирательность процедуры распределения бесплатных благ.
Для антиинфляционного регулирования используются два типа экономической политики:
- политика, направленная на сокращение бюджетного дефицита, ограничение кредитной экспансии, сдерживание денежной эмиссии;
- политика регулирования цен и доходов, имеющая целью увязать рост заработков с ростом цен и индексацией доходов, определяемая уровнем прожиточного минимума и согласуемая с динамикой индекса цен.
Особое значение имеет проблема защиты денежных доходов от инфляции. С этой целью применяется индексация доходов в зависимости от роста цен.
Индексация доходов. Особое значение имеет проблема защиты денежных доходов (заработной платы, пенсий, пособий) от инфляции. С этой целью применяется индексация, т. е. увеличение номинальных доходов в зависимости от роста цен.
Цель компенсации (индексации) в широком смысле можно сформулировать как политику государства в области регулирования доходов населения. В более узком смысле — это компенсация потерь населения, связанных с ростом потребительских цен..
Индексироваться могут все программы социального развития и социального обеспечения: фиксированные доходы населения (пенсии, стипендии, пособия, дотации и т. д.); оплата труда; сбережения населения.
Индексация может быть ретроспективной и ожидаемой. В первом случае компенсация осуществляется в соответствии с ростом цен, имевшим место за определенный период, во втором — покрывает ожидаемый рост цен. С точки зрения социальной защиты населения от падения реальных доходов в связи с ростом цен второй подход более предпочтителен, он требует периодического исчисления ожидаемого изменения индекса потребительских цен.
Механизм осуществления индексации тоже может быть разным: индексация всех видов доходов; индексация доходов населения, живущего ниже прожиточного минимума; индексация, ограниченная профессиональным, территориальным или официальным общегосударственным минимумом заработной платы. Размер компенсации может зависеть от коэффициента семейной нагрузки (числа детей и других иждивенцев, приходящихся на одного работающего).
Очевидно, что при любом методе наиболее защищенными должны быть граждане, имеющие низкие доходы (оплату труда, пенсии), лица с относительно высокими доходами от роста потребительских цен могут быть защищены лишь частично13.
Индексация доходов с экономической точки зрения имеет и существенные недостатки. Так, способствуя уменьшению разрывов в доходах низко- и высокооплачиваемых, она может отрицательно сказаться на стремлении работников к более напряженному труду. Кроме того, индексация не способствует проведению антиинфляционных мер.
Воздействие налогообложения на политику доходов. От того, как государство использует финансово-кредитный и налоговый механизмы, во многом зависит распределение вновь созданной стоимости по факторам производства, основным из которых является труд. Снижение реальной заработной платы в условиях резкого падения валового внутреннего продукта и незначительного уменьшения численности занятых в экономике закономерно.
Существенная роль в регулировании доходов предпринимателей и работников наемного труда принадлежит государственной системе налогообложения. Как показывает анализ положения дел, социальный потенциал налоговой системы в современной России практически не используется. Имеется в виду ее способность перераспределять доходы от высокообеспеченных к средне- и малообеспеченным слоям населения. К тому же значительная часть населения и вовсе уходит от уплаты налогов.
В существующей системе налогообложения не учитываются факты сегодняшней реальности. А ситуация такова, что тяжесть налогообложения необходимо перенести с менее доходного населения на более доходное, т. е. ориентироваться на прогрессивную школу налогообложения доходов. Однако важно соблюдать при этом определенные ограничения, ибо, как показывает мировой опыт, если изымается 40-45% доходов, предприниматель теряет интерес к своему делу.
Снизив налогообложение фонда оплаты труда и переложив его часть на получателей доходов, можно получить дополнительную сумму поступлений в бюджет за счет того, что из тени выйдут те работодатели, которые в настоящее время передают своим работникам «в конвертах» гораздо большую заработную плату, чем указано в платежных ведомостях, предоставляемых налоговым органам. А пока налоговая политика стимулирует и закрепляет такие структуры занятости и схемы оплаты труда, при которых непрестижным и низкооплачиваемым оказывается труд в секторах, определяющих лицо и перспективы развития страны, — в промышленности, науке, культуре14.
В последние годы в России практически половина экономических субъектов не платит никаких налогов, не производит никаких социальных отчислений. Реально развивается преимущественно теневой нелегальный бизнес, от чего страдает официальный сектор экономики. По экспертным данным, в «тени» производится более 50% ВВП. Это означает, что разрыв между тем, что государство могло бы получать, и тем, что оно получает, — более чем двукратный. Расчеты показывают: если налоги собирать полностью, их размеры можно снизить не менее чем в 1,5 раза.
В целях «отлаживания» механизма налогов следует также перераспределить налоговую нагрузку между секторами экономики. Речь идет о снятии части налогового бремени с производственных предприятий и о перемещении ее в финансовую и торговую сферы, в которых сложился неоправданно низкий уровень налоговых изъятий.
Заключение
Государство осуществляет регулирование национального рынка посредством установления цен, предоставления льгот, субсидий, компенсаций. Это позволяет достичь определённого равновесия как на макро так и на микроуровне.
Через систему налогообложения, дотаций и пошлин государство воздействует на процесс рыночного ценообразования и значение равновесной цены. Введение акциза повышает цену равновесия и уменьшает равновесное количество выпуска, а установление дотации на единицу проданной продукции снижает равновесную цену и повышает равновесный объем продаж. Однако и в том, и другом случаях возникают чистые потери общества, так как при введении налога сокращение суммарного излишка потребителей и производителей превышает сумму налоговых поступлений, а при установлении дотаций сумма последних становится больше приращения суммарных излишков участников рыночных сделок.
К снижению экономической эффективности использования производственных ресурсов ведет и директивное установление цен. Если верхний предел цены ниже ее равновесного значения, то возникают потери, связанные с образованием «черного» рынка и снижением качества продукции, а с введением нижнего предела цены выше ее равновесного значения государство вынуждено покрывать расходы на производство продукции сверх равновесного объема.
В России в переходный период роль государства в регулировании цен снизилась. Она проявляется скорее в косвенном воздействии, чем в прямом вмешательстве в ценообразование.
Осуществляя регулирование заработной платы государство осуществляет меры, направленные на реализацию принципа соответствия меры труда и меры его оплаты, обеспечения равной оплаты за равный труд. Государственное регулирование заработной платы производится посредством рационального разделения функций между государственными органами и предприятиями (объединениями) и включает:
- планирование заработной платы путем распределения между отраслями народного хозяйства денежных средств, выделенных на оплату труда и материальное стимулирование работников, управление этими средствами;
- установление тарифных ставок и должностных окладов, порядка образования поощрительных фондов, основных принципов премирования, нормативов затрат труда, применение которых в совокупности обеспечивает единство в оплате всех видов труда;
- устранение уравнительности и необоснованных выплат;
- определение прав и обязанностей различных органов по установлению конкретизации и применению условий оплаты труда (выработка положений о порядке начисления и сроках выплаты заработной платы, гарантийных выплат и др.);
- государственный контроль за соблюдением законодательства по вопросам оплаты труда.
В условиях рыночной экономики государственное регулирование заработной платы должно базироваться на принципах социально ориентированной рыночной экономики, строиться с учетом особенностей переходного периода, а также необходимости принять эффективные меры по оздоровлению экономики и устранению накопившихся за последние годы проблем в области оплаты труда. Политика государства должна быть направлена на повышение покупательной способности и обеспечение своевременной выплаты заработной платы, увеличение ее доли в валовом внутреннем продукте и доходах населения, устранение перекосов в ее уровнях по предприятиям и категориям персонала.
Список литературы
Федеральный закон от 20.04.2007 № 54-ФЗ «О внесении изменений в федеральный закон ««О минимальном размере оплаты труда» и другие законодательные акты РФ»
Федеральный закон от 20.04.2007 № 54-ФЗ «О внесении изменений в федеральный закон ««О минимальном размере оплаты труда» и другие законодательные акты РФ»
Постановление Правительства РФ от 7 марта 1995 г. № 239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)».
Горелов, Н.А. Экономика труда/Н.А. Горелов. – СПб.: Питер, 2007. – 704 с.
Грязнова, А.Г. Микроэкономика. Теория и российская практика: Учебник/ А.Г. Грязнова, А.Ю. Юданов. 2-е изд. – М., 2007. – 544 с.
Иохин, В.Я. Экономическая теория: Учебник / В.Я, Иохин. – М.: Юристъ, 2005. – 861 с.
Камаев, В.Д. Экономическая теория / В.Д. Камаев. – М.: Владос, 2004. – 592 с.
Сидорович, А.В. Курс экономической теории: Учебное пособие / А.В. Сидорович. – М.: Дело и сервис, 2005. – 832 с.
Сажина, М.А. Экономическая теория / М.А. Сажина, Г.Г. Чибриков. – М.: НОРМА – ИНФРА-М, 2004. – 456 с.
Николаева, Т.Е. Проблемы использования регулируемых цен в практике российских предприятий / Т.Е. Николаева // Финансовые и бухгалтерские консультации. – 2006. - №4
Токсанбаева, М.С. Неоднородность трудовых ресурсов в «зеркале» распределения заработной платы / М.С. Токсанбаева // Экономическая наука современной России. – 2007. - №1.
1 Сидорович А.В. Курс экономической теории: Учебное пособие. – М.: Дело и сервис, 2005. – С. 215
2 Сидорович А.В. Курс экономической теории: Учебное пособие. – М.: Дело и сервис, 2005. – С. 217
3 Грязнова А.Г. Микроэкономика. Теория и российская практика: Учебник. – М., 2007. – С. 318
4 Грязнова А.Г. Микроэкономика. Теория и российская практика: Учебник. – М., 2007. – С. 320
5 Грязнова А.Г. Микроэкономика. Теория и российская практика: Учебник. – М., 2007. – С. 322
6 Сажина М.А. Экономическая теория. – М.: НОРМА – ИНФРА-М, 2004. – С. 322
7 Камаев В.Д. Экономическая теория. – М.: Владос, 2004. – С. 375
8 Токсанбаева М.С. Неоднородность трудовых ресурсов в «зеркале» распределения заработной платы // Экономическая наука современной России. – 2007. - №1 – с. 27
9 Горелов Н.А. Экономика труда. – СПб.: Питер, 2007. – с. 386
10 Горелов Н.А. Экономика труда. – СПб.: Питер, 2007. – с. 388
11 Горелов Н.А. Экономика труда. – СПб.: Питер, 2007. – с. 390
12 Иохин В.Я. Экономическая теория: Учебник. – М.: Юристъ, 2005. – с. 404
13 Иохин В.Я. Экономическая теория: Учебник. – М.: Юристъ, 2005. – с. 405
14 Иохин В.Я. Экономическая теория: Учебник. – М.: Юристъ, 2005. – с. 407