В 1947 г. была образована Международная организация по стандартизации (International Organization for Standardization или ISO), в которой Россия (а прежде СССР) является равноправным членом и активно участвует в работе технических комитетов. Специалисты разных стран мира отрабатывают в них единые правила и требования – так рождаются международные стандарты, которые объединяются в серии по направлениям: принципы экологического менеджмента, инструменты экологического контроля и оценки, стандарты, ориентированные на продукцию.
Решение о разработке ISO 1400 явилось результатом Уругвайского раунда переговоров по Всемирному торговому соглашению и встречи на высшем уровне по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро в 1992 году1. Стандарты ISO 1400 разрабатываются Техническим комитетом 207 (TC 207) Международной Организации Стандартизации (ISO). Моделью для стандартов послужили британские стандарты BS 7750, опубликованные в 1992 году, в осуществлении которых добровольно приняли участие около 500 компаний. Система стандартов ISO 1400 также использовала зарекомендовавшую себя модель международных стандартов по системам контроля качества продукции (ISO 9000), в соответствии с которыми в настоящий момент сертифицировано более 70000 предприятий и компаний по всему миру (первые стандарты из серии ISO 1400 были официально приняты и опубликованы в конце 1996 года).
Вообще, в мировой практике действуют и другие стандарты экологического менеджмента и экологического аудита. Например британский стандарт BS 7750 Института стандартов Великобритании, стандарт CSAZ 750-94 Канадской ассоциации стандартов. Однако стандарты Международной организации стандартов (ISO) не только появились на свет первыми, но и приняты самым большим числом компаний.
Стандарты, разрабатываемые ISO, служат средством обеспечения для правительств и бизнес-сообществ научно достоверной информации об экологических эффектах, получаемых в результате экономической деятельности.
В экологической сфере в первую очередь подлежат стандартизации следующие процессы: 1) Предупреждение загрязнения, в том числе предотвращение: выбросов (эмиссий в воздух), сбросов в воду, образования отходов, выпуска токсичных и опасных химикатов, всех идентифицируемых форм загрязнения; 2) устойчивое использование ресурсов (ресурсосбережение), включая: энергоэффективность, экономию воды, эффективное использование материалов; 3) сохранение климата, сокращение уязвимости человека и природы от его изменений; 4) защита и восстановление естественной окружающей среды, включая: оценку, защиту и восстановление ресурсов, оценку и сохранение биоразнообразия; устойчивое использование земли и природных ресурсов2.
Ключевым понятием серии ISO 1400 является понятие системы экологического менеджмента в организации (предприятии или компании). Поэтому центральным документом стандарта считается ISO 1401 – «Спецификации и руководство по использованию систем экологического менеджмента». В отличие от остальных документов, все его требования являются «аудируемыми» – предполагается, что соответствие или несоответствие им конкретной организации может быть установлено с высокой степенью определенности. Все остальные документы рассматриваются как вспомогательные – например, ISO 14004 содержит более развернутое руководство по созданию системы экологического менеджмента, серия документов 1410 определяет принципы аудита EMS.
Предметом формальной сертификации является соответствие стандарту ISO 1401, а именно:
1. Организация должна выработать экологическую политику – специальный документ о намерениях и принципах организации, который должен служить основой для действий организации и определения экологических целей и задач. Экологическая политика должна соответствовать масштабу, природе и экологическим воздействиям, создаваемым деятельностью, продуктами и услугами компании. Экологическая политика, среди прочих, должна содержать заявления о стремлении к соответствию нормативам, а также к «постоянному улучшению» (continual improvement) системы экологического менеджмента и к «предотвращению загрязнений» (pollution prevention). Документ должен быть доведен до сведения всех сотрудников организации и быть доступным общественности.
2. Организация должна выработать и соблюдать процедуры для определения значимых воздействий на окружающую среду (отметим, что здесь и в других местах стандарт говорит о воздействиях, связанных не только непосредственно с деятельностью организации, но и с ее продуктами и услугами). Организация должна также систематически учитывать все законодательные требования, связанные с экологическими аспектами ее деятельности, продуктов и услуг, а также требования другой природы (например, отраслевые кодексы).
3. С учетом значимых экологических воздействий, законодательных и других требований, организация должна выработать экологические цели и задачи. Известно, что международные стандарты разрабатывались под развитые рынки Запада. Поэтому возникает вопрос, применимы ли они к отечественным предприятиям? Ответ не может быть однозначным
4. Для достижения поставленных целей организация должна выработать программу экологического менеджмента. Программа должна определять ответственных, средства и сроки для достижения целей и задач.
5. В организации должна быть определена соответствующая структура ответственности. Для обеспечения работы этой системы должны быть выделены достаточные человеческие, технологические и финансовые ресурсы. Должен быть назначен ответственный за работу системы экологического менеджмента на уровне организации, в обязанности которого должны входить периодические доклады руководству о работе EMS.
6. Должен выполняться ряд требований по обучению персонала, а также по подготовке к нештатным ситуациям.
7. Организация должна осуществлять мониторинг или измерение основных параметров той деятельности, которая может оказывать существенное воздействие на окружающую среду. Должны быть установлены процедуры для периодической проверки соответствия действующим законодательным и другим требованиям.
8. Должен проводиться периодический аудит системы экологического менеджмента с целью выяснения, соответствует ли она критериям, установленным организацией, а также требованиям стандарта ISO 1401, внедрена ли и работает ли она надлежащим образом. Аудит может проводиться как самой компанией, так и внешней стороной. Результаты аудита докладываются руководству компании.
9. Руководство организации должно периодически рассматривать работу системы экологического менеджмента с точки зрения ее адекватности и эффективности. Обязательно должен рассматриваться вопрос о необходимых изменениях в экологической политике, целях и других элементах EMS. При этом должны приниматься во внимание результаты аудита, изменившиеся обстоятельства и стремление к « постоянному улучшению». Вообще, в основе требований стандарта лежит открытый цикл «план – осуществление – проверка – пересмотр плана».
Известно, что международные стандарты разрабатывались под развитые рынки Запада. Поэтому возникает вопрос, применимы ли они к отечественным предприятиям? Ответ не может быть однозначным.
С одной стороны, целый ряд отечественных рынков уже достигли насыщенности западных рынков, например, рынок продуктов питания. С другой стороны, вводимые международные стандарты очень непросты для восприятия не так динамично развивающихся отраслей экономики. Они рассчитаны на западный менталитет и не адаптированы к российским условиям в должной мере.
Российские стандарты ГОСТ Р ИСО 14001-98, ГОСТ Р ИСО 14004-98 были разработаны как согласованная пара стандартов систем менеджмента качества для дополнения друг друга, но их можно применять также независимо. Несмотря на это, возникает возможность для их комбинированного использования, следовательно, в силу непроработанности соотношения национальных и международных стандартов возникают различные коллизии. Многие организации в разных странах мира рассматривают стандарты как ограничения, создающие потенциальные торговые барьеры. Однако задачей международных стандартов является не введение дополнительных торговых барьеров, а, наоборот, разрушение барьеров, создаваемых в настоящее время из-за разнообразия национальных стандартов.
В силу ряда объективных и субъективных факторов для отечественных производителей достижение показателей международных стандартов, особенно в области охраны окружающей среды, довольно сложная задача. Хотя в этих стандартах и не устанавливаются какие-либо нормативы, однако вся система организована таким образом, что негативное воздействие на окружающую среду должно постоянно снижаться. Кроме того, в России даже действующие нормативы, например, в области экологического аудита и экологического менеджмента крайне медленно внедряются в практику. С одной стороны – это объясняется рекомендательным характером указанных документов, с другой – отсутствием ясных целей их внедрения и экономической заинтересованности.
Недостаточен уровень соответствия отечественных стандартов международным. Предприятия вынуждены выпускать продукцию по двум стандартам: для внутреннего потребления и на внешний рынок.
В последние годы в национальные стандарты не вводятся опережающие требования, которые призваны стимулировать технический прогресс, обеспечивать применение инноваций. В стране отсутствует единая система сертификации: действуют многочисленные системы, курируемые разными федеральными органами.
Для Российской Федерации и, в первую очередь, для отдельных российских производств, в наибольшей степени заинтересованных во взаимодействии с мировыми экономическими рынками, принципиально возможны две основные позиции по отношению к экологическому менеджменту. Первая из них – пассивная и выжидательная позиция, оправдываемся кризисом, сокращением производства и отсутствием элементарных средств. Неизбежным следствием подобного отношения является имитация и фальсификация деятельности, принудительное обучение и внедрение систем экологического менеджмента с привлечением западных специалистов, бессмысленные материальные затраты и хроническое отставание в данной области от промышленно развитых стран, приводящее к значительным экономическим потерям и упущенным возможностям. Вторая позиция – активная и инициативная с использованием собственных возможностей и средств, позволяющая развивать экологический менеджмент в стране с учетом национальных особенностей и интересов.
Техническое регулирование сертификации, отраженное в одноименном Законе, призвано реформировать систему стандартизации, что облегчит вступление России во Всемирную торговую организацию (ВТО). В условиях вступления России в ВТО также отражен процент российских предприятии, сертифицированных по системе менеджмента качества.
Природопользование и охрана окружающей среды стали одной из новых сфер взаимодействия между Европейским Союзом и Россией. В случае не принятия международных стандартов, российские предприятия при вхождении страны в европейскую экономику станут банкротами или будут поглощаться зарубежными фирмами. С учетом указанного «требуется регламентировать внутренний экологический аудит на предприятиях и в компаниях с созданием систем управления окружающей средой на предприятиях, установить принципы и формы взаимодействия производственного экологического контроля с другими видами экоконтроля, создавать системы добровольной экологической сертификации, реанимировать экологический аудит, интерес к которому у предприятий пропал ввиду некомпетентности и авантюрности действий ряда аудиторских фирм, а главное – создать регулируемый рынок работ и услуг природоохранного назначения»5.
Список использованной литературы
1. Agenda 21 (1992). Earth Summit 92. United Nations’ Conference onDevelopment and the Environment, Rio de Janeiro.
2. Петросян Е.Р., заместитель руководителя Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии. Из выступления на Невском международном экологическом конгрессе. 2008.
3. Черп О., Винниченко В. Методический центр «Эколайн». http://www. ecoline. ru / mc / articles / iso14000 / index. html
4. Макаров С.В. Сертификация по требованиям стандарта ISO 1401: ожидания и проблемы. http://www. ecoline. ru / mc / management / articles / certif_VPZ. html
5. Проблемы отечественной стандартизации и сертификации при вступлении в ВТО (из выступления Председателя Госстандарта России Б. С. Алёшина на Всероссийской конференции «Россия и ВТО». 2007