Министерство образования и науки Украины
Харьковский национальный аэрокосмический университет
им. Н. Е. Жуковского
«ХАИ»
Кафедра энергосиловых установок о двигателей ЛА
Разработка и расчет двигательной установки на базе
стационарного плазменного двигателя
пояснительная записка
к курсовой работе по курсу
«Основы теории и функционирования плазменных ускорителей»
Студент гр. xxxxxxxxxxxxxx.
______________ ________________
Консультант
Доцент xxxxxxx
Канд. тех. наук
xxxxxxxxx.
Нормконтроль
Ст. прxxxxx, к. т. н.
xxxxxxxxxx.
Харьков 2008г
Введение
Космические летательные аппараты, используемые для работы на различных орбитах вокруг Земли и для межпланетных полетов внутри солнечной системы, в большинстве случаев оснащены двигательными установками на основе электрореактивных двигателей, которые создают тягу необходимую для изменения положения летательного аппарата в космическом пространстве. Использование такого типа движителей целесообразно, так как они обеспечивают заданную тягу при меньших затратах рабочего тела по сравнению с двигателями другого типа.
С помощью электрореактивных двигательных установок можно решать следующие задачи: коррекцию орбит искусственных спутников Земли; обеспечение ориентации искусственных спутников Земли; выведение этих спутников на заданную орбиту; перевод космических аппаратов с опорной (околоземной) орбиты на более высокую, включая и задачи вывода космического летательного аппарата на геостационарную орбиту; обеспечение полета космического ЛА к другим планетам солнечной системы, кометам, астероидам и т.д.
Список условных обозначений, индексов и сокращений
bk – ширина ускорительного канала, м;
Cт - цена тяги, Н/Вт;
D - средний диаметр движителя, м;
Dвп, Rвп - диаметр и радиус внутреннего полюсного наконечника, м;
Dнп, Rнп - диаметр и радиус наружного полюсного наконечника, м;
Dу - габаритный размер движителя, м;
e – единичный заряд, Кл;
- токовый
эквивалент
массового
расхода рабочего
тела, А;
Ip - разрядный ток, А;
Iуд - удельный импульс, м/с;
lk – длина ускорительного канала, м;
M- масса атома ксенона, кГ;
,
- массовый расход
рабочего тела
через анодный
блок и катод,
кГ/с;
Nи - кинетическая мощность потока ионов, Вт;
Np - разрядная мощность, Вт;
Nт - тяговая мощность, Вт;
P - тяга движителя, Н;
Up - разрядное напряжение, В;
δк - толщина выходных кромок разрядной камеры, м;
ηт - тяговый КПД движителя;
φi - потенциал ионизации рабочего тела, эВ;
τдв - ресурс движителя, с;
КПД - коэффициент полезного действия;
РК – разрядная камера;
РТ - рабочее тело;
СПД - стационарный плазменный двигатель;
ЭРД - электроракетный двигатель
1. РАСЧЕТ ОСНОВНЫХ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ
ХАРАКТЕРИСТИК И ОСНОВНЫХ РАЗМЕРОВ СПД
Расчёт основных характеристик и основных размеров СПД произведён в соответствии с экспериментально-теоретическими методическими разработками, изложенными в [1, 2, 3, 4], в которых приведены некоторые промежуточные расчёты и дано более подробное объяснение используемых далее соотношений.
К числу основных параметров, с помощью которых можно описать СПД типовой схемы, представленной на рис. 1, относятся:
а) диаметр наружной поверхности ускорительного канала Dн, определяющий типоразмер модели (М-70, М-100, М-140, М-200, М-290);
б) средний диаметр разрядной камеры D;
в) ширина канала bк;
г) длина канала lk;
д) толщина выходных кромок разрядной камеры δk;
Для общей
характеристики
конструкции
движителя
используются
также габаритные
размеры Dу
и lу, внутренний
диаметр наружного
полюсного
наконечника
Dнп=D+bk+2·δk
и диаметр внутреннего
полюсного
наконечника
Dвп=D-bk-2·δk.
В качестве
основной задачи
расчёта рассматривается
задача по определению
совокупности
значений
перечисленных
размеров, а
также параметров
магнитной
системы (количество
ампер-витков
и размеры элементов
магнитопровода),
которые обеспечивают
выполнение
заданных требований.
Перечисленные
размеры определяются
с использованием
величины среднего
диаметра движителя,
что должно
обеспечить
идентичность
относительного
распределения
потенциала
и других локальных
параметров
в РК, и, т.о., обеспечить
выполнение
условий подобия
процессов
ионизации и
ускорения
рабочего тела
(РТ) в РК. Как
следствие, это
позволяет
ожидать идентичности
интегральных
характеристик
моделей различного
масштаба в
сопоставимых
условиях работы.
В качестве
критерия подобия
используется
условие
[4], где λи
– средняя длина
пробега атома
РТ до ионизации,
-
массовый расход
РТ через канал
с площадью
проходного
сечения Sk.
Постоянство
этого соотношения
при прочих
равных условиях
ограничивает,
в частности,
минимальную
величину концентрации
(≈1019 m-3) РТ
в РК и, т.о., позволяет
определить
минимальное
значение массового
расхода, необходимого
для эффективной
ионизации и
ускорения РТ
в движителе.
В случае использования
ксенона в качестве
РТ для достижения
приемлемого
тягового КПД
условие минимального
массового
расхода приобретает
следующий вид
.
Суммарный массовый расход двигателя определяется как
.
Подставляя
данные, рассматриваемого,
в качестве
примера, технического
задания (ТЗ),
получаем
кг/с. При условии,
что суммарный
массовый расход
определяется
расходами через
анодный блок
-
и через катод
-
,
полагая в первом
приближении,
что
расход через
анодный блок
для рассматриваемого
ТЗ определяем
как
. Исходя из
ограничения
на минимальную
величину массового
расхода, определяем
значение среднего
диаметра D=0,06
м.
На основе
анализа накопленного
опыта по разработке
и эксплуатации
СПД определены
соотношения
основных
геометрических
размеров движителя
с тем, чтобы
при различных
значениях
массового
расхода и мощности
достигался
режим работы
СПД близкий
к оптимальному:
ширина ускорительного
канала bk=0.25·D=0.015м;
толщина выходной
кромки разрядной
камеры
=0.006
м; протяжённость
ускорительного
канала lk=bk+2·δk.=
0.027 м . Для рассматриваемого
ТЗ bk=0.02
м,
,
lk=0.036
м.
Наружный
диаметр ускорительного
канала определяется
как DH=D+bk=0.075
м. Внутренний
диаметр ускорительного
канала определяется
как DB=D-bk=0.06
м. Габаритные
размеры движителя
определяются
как
и
.
1.1 Определение тяговой и кинетической мощностей струи ионов
Тяговую мощность струи ионов определяем по формуле
Подставляя значения, получаем
.
Кинетическую мощность ионного потока на выходе из РК определяем по формуле
где в зависимости
от сорта РТ и
разрядного
напряжения
коэффициенты:
характеризует
разброс угла
вылета ионов
относительно
оси СПД;
- разброс ионов
по энергии.
Больший разброс
соответствует
меньшему напряжению
Up.
=
0,95…0,97 и
=
0,93…0,98 для Хе в
диапазоне
Up=200…300
B [1, 3]. Принимаем
=
0,95 и
=
0,95.
Тогда величина кинетической мощности струи ионов
Вт.
1.2 Определение протяжённости слоя ионизации РТ
В качестве характерной толщины lс слоя, в котором преимущественно происходит ионизация РТ, выбираем такую величину, которая обеспечивает вероятность ионизации РТ не менее 95%. Тогда согласно [1, 3]
,1.1
где λи
– средняя длина
пробега атома
до ионизации
ударом электрона;
- средняя, на
протяжении
слоя ионизации,
скорость движения
атомов РТ вдоль
РК, определяемая
температурой
анода;
=
-
коэффициент
скорости ионизации
атома Хе при
сечении ионизации
σi
и скорости
электронов
ve;
- среднее, на
протяжении
слоя ионизации,
произведение
концентрации
электронов
на коэффициент
скорости ионизации;
k=
- постоянная
Стефана-Больцмана;
Та=800…1000 К – диапазон
температуры
анода при разрядном
напряжении
от 150 до 350 В;
=12,1
эВ - потенциал
ионизации атома
ксенона; e=
Кл – единичный
заряд; Sk
- площадь поперечного
сечения ускорительного
канала.
Площадь поперечного сечения ускорительного определяем по формуле
.
Подставляя полученные ранее значения, определяем
.
По формуле 1.1 определяем протяжённость слоя ионизации
.
Полагая, что
95% РТ ионизируется,
а затем и ускоряется
уже в виде ионов
разностью
потенциалов
,
сосредоточенной
на протяжении
слоя ионизации
до средней
скорости Vион,
определяем
концентрацию
электронов
исходя из условия
неразрывности
потока массы
в РК:
,
где
кг - масса иона
ксенона;
В
- перепад потенциала
в слое ионизации
при потенциале
ионизации
ксенона – φи=12.1
В.
Подставляя
полученные
ранее значения,
получаем
.
Рассчитанная концентрация электронов соответствует режиму работы движителя близкому к оптимальному.
Расчет разрядного тока и напряжения разряда
Разрядное
напряжение
определяем
с учётом т.н.
“эквивалентной
разности потенциалов”
участка, на
котором преимущественно
происходит
ускорение
ионного потока,
прикатодного
падения потенциала
В,
а также суммы
перепадов
потенциала
вблизи анода
(≈φи)
и перепада
потенциала
в слое ионизации
.
Эквивалентная разность потенциалов, которая определяет ускорение ионов, вычисляется по формуле:
1.2
где kа
– коэффициент
аккомодации
энергии ионов
поверхностью
стенки принимается
как kа=1;
- токовый эквивалент
массового
расхода;
- коэффициент,
учитывающий
долю ионного
тока, выпадающего
на стенки РК
на протяжении
(см. рис. 1.2) слоя
ионизации и
ускорения (СИУ)
- lСИУ; Nи
- кинетическая
мощность струи
ионов. Коэффициент
рассчитывается
по эмпирической
формуле
1.3
Величина
lСИУ может
быть определена
на основе анализа
экспериментальных
данных, полученных
с использованием
СПД различных
типоразмеров.
Результаты
анализа указывают
на то, что СИУ
занимает область
РК, в которой
радиальная
составляющая
индукции магнитного
поля на средней
линии канала
(см. рис. 2). Полагая,
что величина
магнитного
поля значительно
спадает на
протяжении
lk по
экспоненциальной
зависимости,
величина
может быть
определёна
с достаточной
точностью из
соотношения
,
где
- максимальная
(вблизи выхода
из РК) величина
индукции магнитного
поля на средней
линии ускорительного
канала (определяется
далее), а
-
протяжённость
ускорительного
канала, определённая
ранее.
Рис. 2. Локализация
слоя ионизации
и ускорения
в РК движителя
φ - Угол
поворота профиля
РК после приработки
().
---- Профиль РК по окончанию проектировочного периода (τдв) работы СПД. Пунктиром обозначены линии равного потенциала ускоряющего электрического поля.
Величину
определяем
условиями,
необходимыми
для обеспечения
азимутального
дрейфа электронов
в РК и прямо-пролётного
движения ионов
- для ларморовских
радиусов электрона
Rл.е и иона
Rл.и должны
выполняться
соотношения
Rл.е<<bk
и Rл.и >>bk.
При этом экспериментальными
данными об
интегральных
характеристиках
СПД различных
типоразмеров
подтверждено,
что для режимов
близких к оптимальным
выполняется
соотношение
.
Тогда подставляя
определённые
ранее значения
bk и
Up,
вычисляем
и протяжённость СИУ
.
Подставляя
значения в 1.3,
получаем
.
Токовый эквивалент массового расхода рассчитываем с учётом определённого ранее значения массового расхода по формуле
А.
Подставляя в 1.2 полученные ранее величины, рассчитываем
В.
Определяем разрядное напряжение
В.
Определяем оценочное значение разрядного тока по формуле
.
Проверяем
условия
и
оценивая
напряжённость
электрического
поля как
В/м.
При
=24.7
mTl рассчитываем
Rл.е≈ 1.5·10-3
м<<bk=0.02
м и Rл.и≈2,2
м>>bk,
что подтверждает
выполнение
условий “замагниченности”
электронов
и прямо-пролётного
движения ионов
в РК в скрещенных
электрическом
и магнитном
полях.
Расчет КПД и ресурса движителя
Разрядную мощность расчитываем как
.
Для данных
ТЗ
.
Цену тяги определяем по формуле
.
Подставляя
значения, получаем
.
Определяем тяговый КПД по формуле
.
С учётом
рассчитанных
значений
.
Далее рассчитываем параметры, определяющие ресурс двигателя. Рассчитываем период приработки РК двигателя, в течение которого происходит снижение и стабилизация скорости эрозии выходных кромок РК потоком ионов
,
где
- величина тока
ионов, бомбардирующих
стенку РК.
,
где
- объёмный
коэффициент
распыления
поверхности
стенок РК (материал
- АБН) ионами
Хе при разрядном
напряжении
460 В [1-3].
.
Толщина кромки разрядной камеры, которая распыляется ионами за произвольное время τ, определяется зависимостью
,
1.4
где
-
константа (м),
определяемая
далее;
-
время работы
двигателя.
Толщину кромки
разрядной
камеры
,
которая распыляется
ионами за время
(в течение которого
происходит
снижение скорости
эрозии из-за
поворота профиля
эродирующего
участка РК на
угол φ=150…200),
вычисляем по
формуле
,
где
- длина эродирующего
участка (см.
рис. 2) соответствует
протяжённости
СИУ в РК движителя;
принимается
φ=170.
Рассчитывается
величина
м.
По формуле
1.4 определяем
константу
м
– глубина эрозии
за период приработки
РК.
Рассчитываем толщину стенки РК, необходимую для обеспечения требуемого ресурса работы движителя по формуле 1.2
м.
Для того чтобы
движитель мог
функционировать
в течение заданного
ресурса времени,
величина
должна быть
меньше, чем
толщина выходных
кромок разрядной
камеры
.
Проверка этого
предположения
показывает,
что
Т.о., требование по обеспечению заданного ресурса работы РК СПД выполнено.
16