РЕФЕРАТ
На тему:
СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ И УПРАВЛЕНИЯ ОСОБО ОХРАНЯЕМЫМИ ПРИРОДНЫМИ ТЕРРИТОРИЯМИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ПЕРИОД ДО 2015 Г.
Содержание
Введение
1. Основные приоритеты
2. Цели и задачи
3. Основные принципы реализации Стратегии
4. Механизм реализации Стратегии
Ожидаемые результаты (Заключение)
Введение
Особо охраняемые природные территории (ООПТ) – это участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, полностью или частично изъятые из хозяйственного использования, для которых установлен режим особой охраны.
ООПТ обеспечивают существенный вклад в сохранение, восстановление и изучение экосистем, биологического и ландшафтного разнообразия, возобновляемых природных ресурсов, здоровой среды для жизни настоящего и будущего поколений людей, стабилизации экологической обстановки, экологическое просвещение населения, исследование природных процессов, выполнение международных обязательств Российской Федерации в сфере охраны природы.
В Российской Федерации имеется более 15 000 ООПТ различных категорий, статуса и режимов охраны, общая площадь которых около 12 % территории страны. Особо охраняемые природные территорий федерального значения занимают 3,3% площади России. Федеральные ООПТ представлены, прежде всего, 101 государственным природным заповедником (далее – заповедники), 35 национальными парками и 73 государственными природными заказниками федерального значения (далее - федеральные заказники) и некоторыми иными категориями. Эти ООПТ являются объектами собственности Российской Федерации и находятся в ведении и управлении Правительства Российской Федерации.
Сети ООПТ регионального и местного значения представлены природными парками, региональными и местными заказниками, а также ведомственными геологическими, ихтиологическими, гидрологическими, лесными, охотничьими заказниками, памятниками природы и иными.
Федеральная и региональные сети российских ООПТ обеспечивают сохранение ресурсов, в том числе, уникальных и невосполнимых, ценность которых в современном мире постоянно возрастает:
биосферный ресурс: сохранившиеся естественные экосистемы на территориях большого масштаба как важнейший механизм поддержания устойчивости биосферы всей планеты, стабилизации климата, обеспечения экологического баланса в регионах,
научный ресурс: разнообразие экосистем и их компонентов как объектов фундаментальных исследований и мониторинга, многолетние ряды наблюдений; теория российского заповедного дела, разработанная отечественными экологами и получившая мировое признание;
Эколого-просветительский ресурс: информация о природе, природопользовании, природных и культурных ландшафтах, оказавших влияние на формирование нации, опыт успешной работы по экологическому просвещению, патриотическому воспитанию, а также в реализации моделей устойчивого жизнеобеспечения местного сельского населения;
рекреационный и туристический ресурс: наличие привлекательных природных и историко-культурных объектов, определенный опыт в развитии познавательного туризма и организованной, регулируемой рекреации без ущерба для охраняемых экосистем и ландшафтов;
Эстетический и духовный ресурс: красота первозданной природы, культурных ландшафтов и возможность приобщения к ним граждан страны, что особенно важно в условиях роста урбанизации и возрастающего дефицита общения человека с природой;
Современная сеть ООПТ России сохраняет более 85% видов животных и растений, составляющих основу биологического разнообразия страны. Сохраняемые на ООПТ экосистемы обеспечивают окружающие пространства чистым, обогащенным кислородом воздухом, чистой водой, воспроизводят запасы охотничье-промысловых видов животных, полезных птиц и насекомых, ценных видов растений, которые распространяются на окружающие территории, и тем предоставляют обществу «экосистемные услуги». ООПТ вносят, в ряде случаев существенный, вклад в социально-экономическое развитие регионов страны, повышение уровня жизни сельского населения, в частности, через развитие познавательного туризма, содействие новым устойчивым формам природопользования и, создание новых рабочих мест в сельской местности.
ООПТ имеют особое значение для повышения уровня духовности и культуры нации, удовлетворения эстетических потребностей общества, воспитания патриотизма.
Теория и практика формирования сетей ООПТ оформились в России в специфическую природоохранную отрасль - заповедное дело, имеющую научные основы, федеральное и региональное законодательство и институциональную структуру.
С учетом возрастания угроз природных катаклизмов, интенсивного освоения природных ресурсов и иных современных тенденций в экономике ООПТ и оказываемые ими экосистемные услуги, будут все более востребованы обществом. Эффективное функционирование сети ООПТ различных категорий - необходимое условие обеспечения устойчивого развития России в 3 тысячелетии.
Создание федеральной сети государственных природных заповедников и национальных парков является одним из наиболее значимых и признанных в мире природоохранных достижений России.
30 октября 1916 года (12 ноября по новому стилю) в Российской империи был принят закон, предусматривающий «государственное право организации заповедников в научных и культурных целях в наиболее примечательных местах русской природы». На основании этого Закона, 29 декабря 1916 года на Байкале был учрежден первый государственный заповедник – «Баргузинский».
Коренные перемены в российском обществе, изменения в законодательной базе, реформа административной системы, все это диктует необходимость совершенствования системы российских ООПТ для обеспечения их эффективного функционирования и развития в современных условиях. В число ключевых проблем, требующих незамедлительного решения, в сфере создания, развития и функционирования современной сети ООПТ России входят:
отсутствие согласованных перспектив и четких критериев развития систем ООПТ федерального и регионального уровней, в т.ч. создания новых охраняемых территорий и увеличения числа их категорий;
низкая эффективность государственного управления системой ООПТ как на федеральном, так и на региональном уровнях, отсутствие эффективной координации между этими уровнями;
низкая эффективность функционирования многих ООПТ, отсутствие систематического долгосрочного и среднесрочного планирования в системе ООПТ;
неадекватность имеющихся материально-технических и финансовых ресурсов, реальным потребностям ООПТ.
несовершенная правовая и нормативная базы управления системой ООПТ и отдельными территориями, наличие противоречий в действующем законодательстве;
нечеткое разграничение сфер ответственности за управление ООПТ между ведомствами и структурами разных уровней, отсутствие межведомственного и межсекторного взаимодействия в этой области;
Стратегия развития системы ООПТ разработана в соответствии с решением заседания Правительства Российской Федерации (протокол № 9 от 3 марта 2005 г.) и направлена на повышение эффективности функционирования системы ООПТ Российской Федерации. В документе учтены рекомендации V Всемирного конгресса по особо охраняемым природным территориям (Дурбан, 2003) и резолюции III Всероссийского съезда по охране природы (Москва, 2003).
Правовую основу Стратегии составляют Конституция Российской Федерации, федеральные и региональные законы, в частности, Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях», а также международные обязательства Российской Федерации по реализации Конвенции о биологическом разнообразии, Конвенции об охране всемирного культурного и природного наследия, других международных соглашений.
1. Основные приоритеты
Стратегия развивает Экологическую доктрину Российской Федерации, которой создание и развитие особо охраняемых природных территорий разного уровня и режима включено в число основных направлений государственной политики в области экологии. Вопросы, затронутые в Стратегии, отмечены в разделе 2.2.4 Программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2005-2008 гг).
Стратегия устанавливает общие принципы и подходы по проведению государственной политики в области развития и функционирования федеральной и региональных сетей ООПТ Российской Федерации, основными приоритетами которой являются повышение вклада ООПТ в :
1)устойчивое развитие России, в т.ч. поддержание экологической стабильности в регионах и здоровой среды жизни людей;
2)сохранение биоразнообразия, а также национального природного и культурного достояния для настоящего и будущего поколений;
3) обеспечение мониторинга состояния естественных, в том числе эталонных, экосистем на фоне глобальных изменений климата
4) сохранение позиции Российской Федерации как одного из мировых лидеров в области развития заповедного дела и обеспечение значимого вклада в формирование позитивного имиджа России за рубежом;
К числу основных приоритетов в развитии сетей ООПТ на данном отрезке времени предлагается отнести следующие:
Повышение эффективности сохранения биоразнообразия, природного и культурного наследия России за счет системного1 подхода к формированию сетей ООПТ
Обеспечение действенного государственного управления и контроля в сфере ООПТ на федеральном и региональных уровнях; Совершенствование правового и финансовых механизмов регулирования отношений в области заповедного дела. Научное обеспечение долговременного сохранения биоразнообразия, а также объектов природного и культурного наследия на ООПТ. Интеграция деятельности ООПТ в региональное развитие и в соответствующие государственные программы.
Укрепление и эффективное использование природоохранного, научного и эколого-просветительского потенциала системы ООПТ, в том числе для развития познавательного туризма и рекреации.
Создание новых национальных и природных парков, способных эффективно сохранять природное и культурное наследие и обеспечивать развитие познавательного туризма и рекреации.
2. Цели и задачи
Основной целью Стратегии является повышение эффективности государственной системы особо охраняемых природных территорий в интересах устойчивого развития Российской Федерации, поддержания экологической стабильности в регионах и здоровой среды жизни людей, сохранения национального природного и культурного достояния для настоящего и будущего поколений.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
Выявить пробелы в географической сети ООПТ, определить на этой основе перспективы ее расширения, создать систему критериев выбора статуса новых ООПТ с учетом современных экологических и социальных условий регионов. Определить место и роль в системе ООПТ эколого-этнических территорий (территорий традиционного природопользования) и способствовать их развитию как одной из важных для коренных народностей категорий ООПТ.
Завершить, в основном, к 2015 году формирование репрезентативной сети государственных природных заповедников;
Создавать новые ООПТ различных категорий в соответствии с перспективными Схемами и критериями, уделяя особое внимание созданию национальных и природных парков, а также морским ООПТ;
Устранить пробелы и противоречия в нормативно-правовом обеспечении системы ООПТ федерального и регионального уровня.,
Создать единую структуру государственного управления федеральными ООПТ, обладающую необходимой полнотой полномочий и способную обеспечить оперативное управление системой ООПТ и ее поступательное развитие.
Привести базовые показатели бюджетного финансирования в соответствие с реальными потребностями охраняемых территорий.
Создать механизм привлечения и распределения средств для реализации программ, направленных на устойчивое развитие сельских поселений, местных сообществ на ООПТ и сопредельных с ними территориях.
Обеспечивать проведение регулярной оценки эффективности функционирования системы ООПТ, в т.ч. с учетом международных норм и критериев.
Ввести в систему перспективное и среднесрочное планирование для системы ООПТ в целом и обеспечить разработку планов управления для каждой ООПТ, в первую очередь, федерального уровня.
Создать механизм интеграция деятельности ООПТ в социально-экономическое развитие регионов, в том числе путем развития познавательного экологического туризма, содействия реализации программ социальной направленности, создания у местного, коренного населения заинтересованности в развитии неразрушающих природу форм природопользования.
Обеспечить соблюдение режима охраны, утвержденного для различных категорий ООПТ, усовершенствовать деятельность службы охраны ООПТ;
Обеспечить современную научную поддержку развития и функционирования системы ООПТ, включая организацию и координацию научных исследований на ООПТ разных категорий.
Повысить эффективность работы ООПТ по экологическому просвещению населения, путем использования современных форм и методов работы с населением, в т.ч. развития познавательного туризма на охраняемых территориях и в сопредельных с ними районах.
Создать нормативно-правовую, организационную основу и финансовый механизм, которые обеспечат развитие познавательного туризма на ООПТ разных категорий и статуса и окружающих их территориях при минимизации ущерба сохраняемым природным комплексам .
Создать благоприятствующую правовую базу и систему мотиваций для инвестиций в сферу интересов ООПТ со стороны бизнеса, разработать механизм привлечения внебюджетных средств к реализации программ ООПТ;
Обеспечить проведение кадровой политики, способствующей закреплению и привлечению на ООПТ квалифицированных специалистов,
Создать механизмы межведомственного и межсекторного взаимодействия при реализации настоящей Стратегии и выполнении основных задач ООПТ.
Развивать международное сотрудничество в сфере заповедного дела, в т.ч. в области развития международной сети биосферных резерватов, создания трансграничных охраняемых природных территорий, участия в деятельности по реализации международных конвенций и соглашений, включая двусторонние и пр.
3. Основные принципы реализации Стратегии
Приоритет природоохранной цели. Приоритет сохранения природных комплексов, биоразнообразия и объектов природного и, связанного с ним, культурного наследия над иными задачами ООПТ. Это концептуальная основа существования системы ООПТ России.
Бюджетное финансирование. Средства государственного бюджета должны обеспечивать реализацию целей и задач ООПТ, что является базовым принципом их существования в развитых странах мира. В процессе реализации Стратегии планируется создать механизм привлечения дополнительных инвестиций в программы ООПТ, в том числе ориентированных на устойчивое развитие местных сообществ и регионов.
Преемственность и закрепление достижений. В том числе, последовательная ориентация на принцип невмешательства в природные процессы, провозглашенный основоположниками российского заповедного дела реализуемый при организации и функционировании заповедников и заповедных зон национальных парков. Системность и репрезентативность. Формирование географически репрезентативных сетей из взаимодополняющих друг друга ООПТ федерального, регионального и местного значения разных категорий, используя их возможности и преимущества. Согласованное развитие федеральной и региональных систем ООПТ. Научная обоснованность. Принятие управленческих решений в области ООПТ на основе научных исследований, мониторинга и оценок эффективности деятельности отдельных ООПТ и системы в целом.
Интеграция с интересами общества. Усиление вклада в устойчивое развитие на местном и региональном уровне, учет социально-экономических факторов и интересов всех причастных сторон.
Взаимодействие всех заинтересованных ведомств и иных секторов общества.
4. Механизм реализации Стратегии
Инструментом реализации настоящей Стратегии является План действий по реализации основных положений Стратегии развития системы особо охраняемых природных территорий Российской Федерации на период до 2015 года (далее – План действий). План действий определяет конкретные мероприятия, необходимые для реализации задач Стратегии, в соответствии с установленными приоритетами и принципами, по ключевым направлениям развития и совершенствования системы ООПТ, ведомства и организации, ответственные за выполнение этих мероприятий, а также сроки их выполнения.
В число ключевых мероприятий, реализация которых предусмотрена основными направлениями Плана действий, входят следующие:
Формирование эффективной системы государственного управления в сфере федеральных и региональных ООПТ. В качестве неотложных мер: создание специализированного органа государственного управления федеральными ООПТ, наделенного, в том числе, функциями государственного контроля в области организации и функционирования ООПТ федерального значения; разработка и утверждение базовых показателей бюджетного финансирования государственных природных заповедников, национальных парков и государственных природных заказников федерального значения на уровне реальных финансовых потребностей с учетом их природоохранного потенциала, географических и социальных особенностей;
Проведение оценки эффективности современной сети ООПТ, с учетом функционального назначения ООПТ, выполняемых ими задач и природоохранного потенциала. Осуществление комплекса мер для приведения статуса федеральных ООПТ в соответствие с их функциональным назначением;
Реализация системы мероприятий для повышения эффективности деятельности ООПТ по охране природных комплексов, ведению научных исследований и экологического просвещения населения, а также по сохранению на ООПТ объектов культурного наследия;
Проведение, с целью обеспечения репрезентативности системы российских ООПТ, анализа существующих пробелов в географической сети ООПТ на федеральном и региональном уровнях, разработка и реализация Схемы перспективного развития федеральной сети ООПТ до 2015 года, и основных параметров дополняющих ее региональных сетей охраняемых природных территорий;
Принятие мер для заполнения очевидных пробелов в законодательстве, являющихся тормозом развития ООПТ, в частности, чтобы определить:
нормативно-законодательную базу развития познавательного, экологического туризма на ООПТ различных категорий, в том числе порядок взимания платы за посещение ООПТ;
порядок уточнения границ и изменения категории ООПТ
порядок образования и функционирования биосферных полигонов;
порядок создания и функционирования трансграничных ООПТ;
порядок установления и изменения зонирования федеральных ООПТ;
регламентацию режима особой охраны земельных участков, включенных в границы национальных парков без изъятия из хозяйственной эксплуатации, в том числе установления перечня видов пользования, запрещенных или ограниченных на этих землях; - и другое;
Разработка совместно с субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями и реализация программ интеграции деятельности ООПТ в социально-экономическое развитие регионов, в том числе предусматривающих: использование научного и эколого-просветительского потенциала ООПТ; развития познавательного (экологического) туризма и экологически ориентированного природопользования; содействие устойчивому жизнеобеспечению местного населения через развитие неразрушительного для природы малого бизнеса и пр.
Разработка и реализация совместно с субъектами Российской Федерации Программы развития туризма и отдыха на ООПТ, включая комплекс мер по содействию развитию сопутствующего туризму малого бизнеса; Подготовка пакета нормативной документации на основе действующего законодательства (от постановлений Правительства Российской Федерации до методических указаний, инструкций, приказов органа управления федеральными ООПТ) для организации экскурсионной и туристической деятельности на ООПТ различного статуса.
Разработка общих принципов, критериев и нормативов управления охраняемыми экосистемами различного уровня и их компонентами, включая проведение регуляционных, реставрационных и биотехнических мероприятий применительно к ООПТ отдельных категорий.
6. Ожидаемые результаты. (Заключение)
Реализация настоящей Стратегии позволит достигнуть к 2015 году следующих результатов:
обеспечено эффективное функционирование ООПТ для сохранения в естественном состоянии ключевых экосистем, биологического и ландшафтного разнообразия как основы функционирования биосферы, а также сохранение природного и историко-культурного наследия народов России;
обеспечено эффективное управление федеральной и региональными системами ООПТ
обеспечено планирование и организация не менее 10 новых федеральных ООПТ на основе научно-обоснованных перспективных Схем
обеспечены адекватные финансовые, технические и прочие ресурсы для покрытия расходов, необходимых для эффективного функционирования федеральной и региональных систем ООПТ, создан механизм для их привлечения и распределения
федеральные ООПТ включены в региональный контекст, в том числе с учетом концепции экологических сетей
создана репрезентативная и эффективно управляемая сеть морских ООПТ
созданы условия для познавательного туризма и отдыха населения в природных условиях на и вокруг ООПТ, обеспечено поступательное развитие этого направлении
обеспечено выполнение Россией международных обязательств в части охраны биологического разнообразия и природного наследия, закреплены лидирующие позиции России в области развития ООПТ на международном уровне.
1Под системой ООПТ понимается комплекс функционально и территориально взаимосвязанных охраняемых природных территорий страны, организованный с учетом природных особенностей регионов и территориальных форм хозяйственной деятельности.