Древняя Русь в IX–XIII в.
В IX в. расселение тринадцати восточнославянских племен. нас возвращает русский летописец к. XI – начало XII вв. Нестор – автор летописи «Повесть временных лет». Нестор описывает Он выделяет полян с центром в Киеве; к северу и западу от полян обитали древляне; севернее полян и древлян, на левобережье Припяти, жили дреговичи; в верховьях Южного Буга – бужане или волыняне; в Поднестровье – уличи и тиверцы; в Закарпатье – белые хорваты; на левобережье Днепра, в бассейне рек Сулы, Сейма, Десны, – северяне; к северу от них, между Днепром и Сожем, – радимичи; к северу от радимичей, в верховьях Волги, Днепра и Двины – кривичи; в бассейне Западной Двины – полочане; в районе озера Ильмень – словене; наконец, самым восточным племенем были вятичи, селившиеся в районе верхнего и среднего течения Оки и Москвы-реки.
Причины образования государства. Основу экономики восточнославянских племен составляли земледелие (подсечное, затем пашенное) и животноводство. Важную роль продолжали играть охота и рыболовство. Шел процесс второго крупного общественного разделения труда – отделения ремесла от земледелия. Росла специализация в рамках отдельных ремесел, с развитием торговли это приводило к формированию рыночных отношений и возникновению городов как центров ремесла и торговли. Рост производительных сил обусловливал увеличение прибавочного продукта, развитие частной собственности. Усиливались эксплуатация одних членов общества другими, имущественное и социальное неравенство, происходило формирование классов. Верхушка общины – «мужи» – захватывает органы племенного самоуправления. Группируясь вокруг племенного князя, «мужи» создают его дружину, и он фактически узурпирует власть в племени. Ведение войны превращается в прерогативу князя и его дружины.
Формирование государственности в VIII в. возникли племенные союзы Куяба, Славия и Артания. Позднее русские летописи называют два – северный (в Среднем Поднепровье в районе р. Рось и назван в источниках «Русью») и южный. Слияние северной и южной групп завершило образование единого Древнерусского государства. В Новгород, раздираемый усобицами, местными старейшинами приглашен Рюрик – вождь варяжской дружины, который и стал новгородским князем. Преемник Рюрика князь Олег перенес центр своего княжества в Киев. По летописи, он сделал это в 882 г., и этот год считается датой образования Древнерусского государства. Киевские князья стремились захватить окружающие славянские и неславянские земли. Олег (882–912) подчиняет древлян, радимичей и северян. Игорь (912–945) – уличей и тиверцев и – вторично – древлян, Святослав (965–972) совершает поход на вятичей, а Владимир (978–1015) – на хорватов. Расширению государства способствовали войны против хазар, Волжской и Дунайской Болгарии. Поднимали авторитет Древней Руси и походы на Византию.
Древнерусское государство было раннефеодальным, в нем господствовала государственная собственность, а собственность феодалов лишь формировалась. Поэтому эксплуатация населения осуществлялась главным образом государством в виде дани (полюдья или повоза). Тенденция к укреплению государства наблюдалась до середины XI в., но уже при Ярославе Мудром усиливается противоположная тенденция. Объективно нарастал процесс феодальной раздробленности, через который прошли все государства.
I. Причины принятия христианства. Принятие киевским князем Владимиром (около 988 г.) христианства как государственной религии Руси стало выдающимся актом, политически и идеологически закрепившим образование единого Древнерусского государства. К тому же оно было важнейшим итогом русско-византийских отношений в X в. Как и другие раннефеодальные государства, Русь нуждалась в общегосударственной религии, которая бы закрепляла только что созданное государственное единство. Дохристианская религия – язычество – такой роли играть не могла, будучи идеологией родового строя. Она вошла в противоречие с новыми условиями классового общества и государства и не была способна освящать и укреплять существующий общественный порядок. В 980 г. Владимир попытался, реформировав старую религию, приспособить ее к новой ситуации: он собрал шесть главных богов славянских племен (Перуна, Хорса, Даждьбога, Стрибога, Семаргла и Мокоши) в единый пантеон и установил общий ритуал. Однако механическое объединение старых племенных божеств не могло привести к единству культа и по-прежнему идеологически разъединяло страну. К тому же новый культ сохранял в себе идеи родового равенства, неприемлемые для феодального общества. Владимир понял, что надо не реформировать старое, а принять принципиально новую религию, соответствующую уже сформировавшемуся государству.
II. Принятие христианства в 988 г. Владимиру предстояло сделать решительный шаг. Согласно летописи, он выслушал проповедников иудаизма, ислама и христианства, но его выбор оказался исторически предрешен в пользу христианской Византии. Социально-политическое устройство Византии было наиболее близким растущему Древнерусскому государству. Одна из причин решения князя – проникновение христианства на Русь еще до Владимира. Бабушка Владимира княгиня Ольга крестилась в Константинополе и побуждала к этому сына Святослава. Христианство уже проникло на Русь: в Киеве действовала церковь Святого Ильи, из Болгарии и Византии поступала христианская литература. Христианство принималось в сложной политической ситуации борьбы Руси с Византией. Восстания в Болгарии и Малой Азии вынудили византийского императора Василия II обратиться к Владимиру за военной помощью. В ответ Владимир потребовал выдать за него замуж сестру императора Анну. Поскольку такой брак означал бы признание Византией зависимости от русского государства, Василий II попытался уклониться. Тогда Владимир осадил греческий город Херсонес в Крыму. Взятие Херсонеса заставило Василия II подчиниться. Таким образом, принятие христианства от византийцев ни в коей мере не вело к зависимости Руси от Византии.
III. Значение принятия христианства. Принятие Русью христианства явилось прогрессивным шагом и имело важные последствия. Правящие классы Руси получили мощную идеологию для укрепления господства, а христианская церковь, будучи разветвленной политической организацией, духовно освящала и всячески поддерживала новый строй. Принятие христианства идеологически закрепляло единство Древнерусского государства. Наряду с этим Русь получила письменность и возможность осваивать достижения византийской культуры – наследницы античной цивилизации – и других европейских стран. Крепли и ширились международные связи Древнерусского государства, вплоть до династических браков русских князей с представительницами могущественных держав. Неизмеримо вырос международный авторитет Руси.
Образование самостоятельных государственных центров на территории Древней Руси
I. Феодальная раздробленность. Из-за господства натурального хозяйства, слабых внутренних связей (в экономической области), роста политического могущества и сепаратизма местных князей (в политической области) развитие феодальных отношений в Древней Руси привело к образованию местных политических центров. Снижалось значение Киева как общегосударственного центра. В XI–XII вв. итогом борьбы местных центров с Киевом стал распад единой Руси на ряд самостоятельных, независимых феодальных государств.
Первые признаки распада относятся еще к концу правления Владимира. Они выразились в борьбе Киева с Новгородом. Тягу Новгорода к отделению использовал Ярослав Мудрый в борьбе за киевский престол со Святополком, а позже – с другим своим братом, Мстиславом Тмутараканским. Преодолеть распад государства Ярославу не удалось. Он был вынужден его признать, разделив перед смертью (1054) территорию Руси между пятью сыновьями. Совместная власть (триумвират) Ярославичей (1054–1073) какое-то время позволяла контролировать всю территорию государства. Однако к концу их правления местные князья, используя внешнюю угрозу (набеги печенегов, затем половцев), внутреннюю нестабильность (народные восстания в Суздале 1024, Киеве 1068, 1071, в том же году в Ростове, в Новгороде, на Белоозере) и противоречия в великокняжеских семьях, развернули феодальные войны. Съезд князей в Любече 1097 г. официально закрепил падение единовластия киевских князей, признание самостоятельности феодальных центров. Серьезной попыткой противостоять феодальной раздробленности через усиление великокняжеской власти, опирающейся на союз с городами, стало правление Владимира Мономаха (1113–1125) и его сына Мстислава (1125–1132). Но после них княжеские усобицы окончательно развалили политическое единство Древней Руси, возник ряд феодальных государств. Наиболее крупными из них были Новгородская, Владимиро-Суздальская и Галицко-Волынская земли.
II. Новгород. Для экономики Новгорода имели определяющее значение три фактора: 1) выдающаяся роль торговли, особенно внешней – Новгород с севера контролировал путь «из варяг в греки»; 2) крупный удельный вес в экономике ремесленного производства; 3) обилие земель-колоний, которые были важным источником продуктов промыслового хозяйства. Отличительной чертой здесь было то, что в управлении городом, кроме княжеской власти, огромную роль играло вече – народное собрание свободных жителей города. Исполнительную власть осуществляли посадник и тысяцкий. Посадник, реальный глава новгородского правительства, до 30-х гг. XII в. назначался Киевом. Борьба Новгорода за независимость, достигшая остроты в 30-х гг., завершилась в 1136–1137 гг. победой. Возникла независимая Новгородская республика. Верховная власть перешла в руки вече, которое теперь избирало посадника и тысяцкого, призывало на престол князей, заключало с ними договоры. В обязанности князей входило только выполнение военных функций. Несмотря на демократическую форму правления, подлинными хозяевами в Новгороде были боярство и верхушка купечества. Благодаря организованности и экономической мощи они руководили деятельностью веча, зачастую монополизируя должности посадников и тысяцких.
III. Владимиро-Суздальская земля. Развитие феодальных отношений привело здесь к выделению мощного слоя бояр-землевладельцев. Политическими центрами «старого» боярства слыли Ростов и Суздаль. Однако к XII в. в ходе колонизации местных земель появилось новое население, не связанное со «старым» боярством и не зависимое от него, возникли новые города, важнейшим из которых был Владимир-на-Клязьме. Политическое значение Ростово-Суздальской земли резко возрастает при Юрии Долгоруком (1125–1157). Дальнейшее укрепление княжеской власти произошло во время княжения его сына Андрея Боголюбского (1157–1174). Андрей переносит резиденцию во Владимир, стремясь опереться на новые города, новые слои феодалов – дворян-дружинников – и на городское торгово-ремесленное население. После успешного похода в 1169 г. на Киев роль политического центра Руси перешла к Владимиру. Недовольство боярской оппозиции привело к убийству Андрея, затем последовали двухлетняя борьба и дальнейшее укрепление княжеской власти. Расцвет наступил при правлении брата Андрея – Всеволода Большое Гнездо (1176–1212). В укреплении княжеской власти Всеволод опирался на те же социальные силы. Однако после его смерти новый период усобиц в княжестве свел на нет все усилия, что особенно ослабляло Русь перед монгольским нашествием.
IV. Галицко-Волынская земля. Галицкое и Волынское княжества выделились (первое в 90-х гг. XI в., второе в середине XII) и существовали раздельно, но в 1199 г. были объединены Романом Мстиславичем Волынским. Выгодное географическое положение способствовало росту политического значения княжества и его экономическому расцвету. Подъем экономики здесь объяснялся падением международной роли пути «из варяг в греки», оказавшегося под контролем половцев, – торговые пути переместились на запад, в Галицкие земли. Княжеские усобицы и половецкие набеги на Русь вызвали колонизационный поток сюда, что способствовало росту городов. Класс бояр-землевладельцев обладал здесь большой экономической и политической мощью, поэтому боярское сопротивление великокняжеской власти было особенно острым. После смерти Романа, активно боровшегося с боярством, наступил период феодальных смут (1205–1236). Во внутриполитическую борьбу княжества активно вмешивались Венгрия и Польша. Опираясь на торгово-ремесленное население, сыну Романа Даниилу в 1236 г. удалось сломить основные силы оппозиции. Великокняжеская власть победила, наметилась тенденция преодоления раздробленности. Но этот процесс был прерван нашествием татаро-монголов.
Монголо-татарское иго на Руси и его влияние на социально-экономическое,политическое и культурное развитие страны
I. Образование монгольской империи. Начало XII в. явилось важным хронологическим рубежом в средневековой истории. В этот период почти вся Азия и ряд стран Европы, в том числе и Русь, подверглись опустошительному монгольскому завоеванию, имевшему последствия всемирно-исторического значения. Что касается Руси, это событие коренным образом повлияло на ход русской истории.
В начале XIII в. у монголов, издавна кочевавших в степях Центральной Азии, происходит разложение родового строя, на смену которому приходят раннефеодальные отношения. Знать постепенно накапливает богатства. Важным источником обогащения становится военная добыча. Складывается сильное государство, которое возглавляет Чингисхан. Сначала опустошительному нападению подвергается Северный Китай, затем в 1219 г. добычей завоевателей становится цветущая, но раздробленная Средняя Азия. В 1222–1223 гг. монголы покорили Закавказье, прошли в степи Северного Кавказа, разбили здесь половцев и двинулись по направлению к русским пределам. Предупрежденные половцами, навстречу кочевникам выступили южнорусские дружины во главе с киевским князем Мстиславом Романовичем. В битве на реке Калка 31 мая 1223 г. произошло первое столкновение монголов с русскими. Из-за несогласованности в действиях князей русские дружины потерпели поражение. Однако монголы не воспользовались этой победой для дальнейшего продвижения на территорию Руси – они повернули на восток и ушли в заволжские степи. Таким образом, русский народ получил исторический шанс сплотиться, объединить усилия перед грядущей опасностью, нависшей над страной. Однако царившая на Руси феодальная раздробленность, нежелание князей поступиться своими интересами ради общих помешали объединению.
II. Поход Батыя на Русь. В 1235 г. на курултае (съезде) монгольских феодалов в Каракоруме было принято решение о походе монголов на Запад, в Европу. Поход возглавил хан Батый, сын Джучи и внук Чингисхана.
Первым подверглось нападению Рязанское княжество. Это произошло в 1237 году. Владимирский князь Юрий Всеволодович не оказал помощи рязанцам. Несмотря на героическое сопротивление (сохранилось предание о Евпатии Коловрате), Рязанская земля была полностью опустошена. Затем Батый двинулся на Владимир, разорил Коломну и Москву, взял Владимир. Основное же сражение произошло на р. Сити 4 марта 1238 г. В этой битве русское войско было уничтожено, владимирский князь Юрий Всеволодович убит, а Батый двинулся на Новгород. Не дойдя 100 верст до него, в районе Торжка монголы повернули на юг, опасаясь весенней распутицы. На обратном пути им пришлось преодолеть упорное сопротивление «злого города» Козельска. В 1239 г. Батый предпринял новый поход, на этот раз на юг. Осенью 1240 г. после упорного сопротивления пал Киев, обороной которого руководил воевода Дмитр. Вследствие этого монголам был открыт путь на запад: они прошли через Галицко-Волынскую Русь, Польшу, Венгрию, но в Чехии в битве при Оломоуце (1242) потерпели поражение. Так Западная Европа была спасена от нашествия опаснейшего агрессора. После этого монголы осели в Нижнем Поволжье, где образовали государство – Золотую Орду.
III. Татарское иго и его последствия. Русь не вошла в состав Золотой Орды, но практически над всей ее территорией установилась система татарского владычества. Население было обложено тяжелой данью, которую первоначально собирали баскаки. Постоянной угрозой стали татарские набеги, сопровождавшиеся опустошениями и уводом населения, как правило, квалифицированных ремесленников. Татары жестоко подавляли восстания, вспыхивавшие в 1227 г. в Твери, в 1262 г. в Ростове, Ярославле, Суздале. Русские князья были обязаны ездить в Орду для получения ярлыка на право княжения. Ханы умело использовали выдачу ярлыков для усиления распрей между князьями. Итак, следствиями монгольского завоевания были: установление 240-летнего ига; ослабление, даже разрыв экономических и политических связей Руси с Западом, из-за чего наметилось отставание Руси от Западной Европы, особенно проявившееся в будущем; – углубление феодальных противоречий в стране. Главной причиной поражения явилась феодальная раздробленность Руси. В то же время международное значение героического сопротивления Руси монголам было колоссальным. Ослабленные этим сопротивлением, монголы не смогли поработить Центральную и Западную Европу. Русь оказалась барьером, ограждавшим европейскую цивилизацию от угрозы с Востока.
Борьба русского народа с немецкой и шведской экспансией в XIII в.
I. Причины агрессии. Одновременно с татарским нашествием русскому народу в XIII в. пришлось вести ожесточенную борьбу с немецкими и шведскими захватчиками. Земли Северной Руси и, в частности, Новгорода привлекали захватчиков. Они не были разорены Батыем, а Новгород славился богатством, поскольку через него проходил важнейший торговый путь, связывающий Северную Европу со странами Востока.
II. Агрессия в Прибалтике. В самом начале XIII в. в Прибалтике активизировались немецкие духовно-рыцарские ордена: Орден меченосцев, основанный в Восточной Прибалтике в 1202 г., и Тевтонский, действовавший в землях литовского племени пруссов. Следом за немцами в Прибалтику в 1219 г. стали вторгаться датчане и шведы. В 1222–1223 гг. в Эстонии вспыхнуло восстание против немцев и датчан. Основным очагом борьбы стал г. Тарту, где находился русский гарнизон во главе с князем Вячко. Однако после подавления восстания к концу 20-х гг. сопротивление разрозненных племен Прибалтики было окончательно сломлено. В 1237 г. Орден меченосцев объединился с Тевтонским, после чего часть последнего стала именоваться Ливонским орденом.
III. Невская битва. Продолжение «натиска на восток» стало неминуемым после начала монголо-татарского нашествия. Первыми агрессию развязали шведы – летом 1240 г. они на кораблях подошли по Неве к устью р. Ижоры и высадились на берег. 18-летний новгородский князь Александр Ярославич с дружиной совершил молниеносный переход из Новгорода и внезапно атаковал лагерь шведов. Успех был полным. Летописи сохранили сведения о героизме новгородцев: Гавриле Олексиче, Савве, который подрубил шатер предводителя шведов Биргера, и о князе Александре, от которого «лично досталось» тому же Биргеру. Победа была блестящей, Александр получил почетное прозвище Невского.
IV. «Ледовое побоище». В том же 1240 г. предприняли поход на Русь и немецкие рыцари. Сначала они захватили псковскую крепость Изборск, а затем овладели самим Псковом. Непосредственная угроза нависла над Новгородом. Отпор врагу возглавил Александр Невский. На этот раз его тактика изменилась. Он тщательно готовится, собирает новгородское ополчение, дожидается подкреплений из других русских земель. Методом небольших, но победоносных сражений он достигает перехода стратегической инициативы в свои руки и весной 1242 г. освобождает от немцев Псков. После этого Александр стал искать большого сражения, чтобы разбить главные силы Ордена.
Знаменитая битва «Ледовое побоище» состоялась 5 апреля 1242 г. на льду Чудского озера. Немецкое войско было построено в форме клина (носившего в русских летописях название «свиньи»), острием обращенного к противнику. Тактика рыцарей заключалась в том, чтобы расчленить русское войско и затем уничтожить его по частям. Предвидя это, Александр построил свое войско таким образом, чтобы самые мощные силы находились на флангах, а не в центре. Как и ожидалось, рыцарский клин пробил центр русских, но зато был охвачен, как клещами, флангами русских. Начался жестокий рукопашный бой. После того как рыцари не выдержали и отступили, под тяжестью их доспехов треснул лед, они стали тонуть. Остатки рыцарского войска бежали, и русские войска преследовали их еще около семи верст. По некоторым данным, потери немцев составили 500 человек (рыцарей и кнехтов-оруженосцев).
Историческое значение этой битвы было огромным – немецкое агрессивное продвижение на восток оказалось остановленным, Северная Русь сохранила свою независимость.
6. Культура Древней Руси.
Культура Древней Руси шла по пути самобытного развития, достигнув высокого уровня уже в XI в. Она выросла на плодотворной почве культур местных восточнославянских племен и постоянно развивала контакты с культурами других стран, в первую очередь Византии, Болгарии, стран Центральной Европы, Скандинавии, Хазарского каганата и арабского Востока. Идеологически она все более подчинялась феодальным порядкам, набирающим силу в обществе. И конечно, определяющую роль в ее формировании играло христианство, которое, собственно, и задало модель русской культуры, определило перспективу ее развития на многие века.
I. Необходимость письменности и ее появление. Ключевым моментом в развитии русской культуры, давшим возможность накопления колоссального культурного фонда, стало введение единой письменности. Отдельные письменные системы существовали на территории Руси издавна, однако только с созданием единого государства возникла необходимость в едином алфавите. В письменности равно нуждались и государство, и население. Потребность в письме особенно усиливалась с развитием частной собственности и торговли – необходимость в грамоте ощущалась при составлении торговых документов, документов, связанных с наследованием. Единое и развитое письмо требовалось обществу и государственному аппарату, русской официальной истории, так как устные формы передачи исторической информации уже не удовлетворяли ни общество, ни тем более усиливающееся государство.
Единая система письма была перенесена на Русь из Болгарии в X в. вместе с принятием христианства. Первоначально распространялись два алфавита: глаголица и кириллица. Впоследствии возобладал и закрепился второй. Вместе с алфавитом и системой пунктуации на Русь были перенесены технические элементы и приемы книжного дела.
II. Литература и распространение грамотности. В литературе древней Руси с некоторой условностью можно выделить несколько направлений: общественно-политическая; художественная и светская; мировая (переводная) литература. Но границы жанров часто были неуловимы и размыты. В общественно-политической литературе самую значительную роль играло летописание. Не позднее начала XI в. в Киеве и Новгороде стали составляться первые летописи. Постепенно разрастаясь, они к концу XI – началу XII вв. составили систематический свод, окончательно отредактированный и литературно обработанный монахом Киевско-Печерского монастыря Нестором. Свод известен под названием «Повесть временных лет» (ПВЛ). ПВЛ называют энциклопедией древнерусской жизни IX–XI вв., дающей представление не только об истории Руси, но и о ее языке, религии, мировоззрении, научных знаниях, искусстве и т.п. Позже летописи стали составляться и в других крупных городах. Кроме летописей, особой известностью пользуются такие произведения общественно-политического направления, как «Слово о Законе и Благодати» митрополита Иллариона (XI в.); жития первых русских «святых» Бориса и Глеба (XI в.); знаменитое «Поучение к детям» Владимира Мономаха (XII в.). Самыми знаменитыми произведениями древнерусской художественной литературы являются сочинения Кирилла Туровского и Климента Смолятича, «Моление» Даниила Заточника и «Слово о полку Игореве». Популярна на Руси была и мировая литература – переводились богословские сочинения, естественнонаучные трактаты, греческие романы и византийские хроники. Высокого уровня на Руси достигло образование, получали которое в основном при монастырях. Картину массовой грамотности даже в среде простых горожан рисуют частые находки берестяных грамот на археологических раскопках в Новгороде, Пскове, Смоленске и других городах.
III. Зодчество и живопись. Выдающегося размаха достигло развитие каменного зодчества, памятники которого сохранились в Киеве, Новгороде, Владимире-Суздальском, Чернигове, Полоцке и многих других городах. С введением христианства русское зодчество испытало влияние Византии, но постепенно вырабатывались собственные архитектурные традиции. С конца X в. до нас дошли остатки Десятинной церкви в Киеве. К лучшим произведениям русской архитектуры принадлежат собор Спаса в Чернигове, храмы Софии в Новгороде, Золотые Ворота во Владимире, многие другие замечательные памятники древнерусской архитектуры. О высоком развитии культуры домонгольской Руси свидетельствует живопись XI – начала XIII вв. Под византийским влиянием развивались здесь ее основные формы: мозаика, миниатюра, иконопись, фрески.
IV. Прикладное народное искусство. Блестящего расцвета достигло прикладное искусство, особенно в применении таких самобытных приемов, как чернь, перегородчатая эмаль, зернь, филигрань, иногда применявшиеся одновременно. Неуклонно развивалось устное народное творчество – былинный эпос воспевал героизм в бою и предприимчивость в делах. Накануне татаро-монгольского нашествия древнерусская культура достигла высокого уровня, сравнимого с лучшими образцами европейской и мировой культуры того времени.
Образование и развитие единого русского государства. Начало объединения русских земель вокруг Москвы
I. Причины образования единого русского государства. Образование русского централизованного государства было сложным и длительным процессом. Важными его составляющими стали возвышение Москвы и собирание ею русских земель, борьба за независимость и формирование государственного бюрократического аппарата. В нач. XIV в. и особенно во второй его половине сложился ряд объективных предпосылок для централизации. После страшного татарского погрома восстанавливается экономика страны. Ощущается подъем в сельском хозяйстве, где утверждается трехполье как основная система земледелия. Идет активное освоение новых земель. Заметен подъем ремесленного производства, особенно в отраслях, связанных с военным производством (в конце XIV в. появляется огнестрельное оружие). Развитие ремесел и хозяйственной деятельности стимулировало рост торговли и городов. Возрождаются и растут старые, появляются новые. Горожане – ремесленники и торговцы – нуждались в защите централизованного государства от произвола местных феодалов. Не могла нормально развиваться в условиях раздробленности торговля. В централизованном государстве существенно нуждались и феодалы: только сильная власть могла обеспечить дальнейшее закрепощение крестьян, крепче привязать их к земле феодала. Важным фактором была постоянная военная угроза, особенно со стороны татар. Их набеги, и поборы наносили разрушительные удары по экономике. Разрозненные княжества с этой угрозой справиться не могли.
II. Возвышение Москвы. Во главе объединяющегося государства стало Московское княжество. Экономическому росту и политическому возвышению Москвы способствовало исключительно выгодное географическое положение. Она находилась в центре русских княжеств, которые прикрывали ее от ударов извне. В Москву со всех сторон стекались люди, ища убежище, и это увеличивало ее население. Москва стояла на перекрестке важнейших торговых путей: водных (Москва-река связывала Верхнюю Волгу со средней Окой) и сухопутных (связывающих юго-западную Русь с северо-восточной и Новгород с Окско-Волжским краем). Торговые пошлины стали важным источником пополнения княжеской казны. Усиление Московского княжества происходило в условиях острой конкуренции с Тверью, которая также стремилась объединить под своей властью русские земли. В 1304 г. владимирским великим князем становится тверской князь. В 1327 г. в Твери вспыхнуло крупное народное восстание против татар. Московский князь Иван Калита (1325–1340) предложил золотоордынскому хану свои услуги в подавлении восстания, а в награду получил в 1328 г. ярлык на великое княжение владимирское и право сбора татарской дани. Используя отношения с татарами и право сбора дани, Иван Калита проводил искусную политику усиления и расширения своего княжества. За скопидомство он получил прозвище Калиты («кошель»), однако вошел в историю как «собиратель земли русской». Дальнейшее усиление Московского княжества происходит при сыновьях Калиты – Семене Гордом и Иване Красном, Выдающимся политическим успехом Москвы было отмечено княжение внука Калиты – Дмитрия Ивановича Донского (1359–1389). В начале своего княжения ему пришлось бороться за ярлык на великое княжение с суздальско-нижегородским князем, а затем и с тверским. Затем к сложной внутриполитической обстановке добавляется обострение внешнеполитической. К тому времени усиливается Литва. Литовский князь Ольгерд в 60–70-е гг. трижды нападал на Русь, в том числе на Москву. Содействие литовцам оказывала Тверь. В 1375 г. Дмитрий Иванович совершил успешный поход на Тверь. Это усилило Москву. В Золотой Орде, ослабленной противоречиями, опасались потерять власть над Русью. Темник Мамай, ликвидировав усобицы в Золотой Орде и сосредоточив власть в своих руках, в 1378 г. совершает поход на Русь, чтобы восстановить статус-кво. Но на реке Воже (притоке Оки) его войско было разбито московской ратью. Мамай готовит решающий поход на Русь: собирает огромное войско, заключает союз с литовским князем Ягайлом, вступает в тайные сношения с рязанским князем Олегом, недовольным усилением Москвы. Князь Дмитрий Иванович также формирует большое войско, собирая силы всех русских княжеств. Ему удалось создать небывалую для Руси армию численностью 100–150 тыс. человек. По сути это было всенародное ополчение.
III. Куликовская битва. Чтобы помешать Мамаю, соединиться с Ягайлом, Дмитрий Иванович спешил дать татарам генеральное сражение. Исход борьбы решила битва 8 сентября 1380 г. на Куликовом поле – на правом берегу Дона при впадении в него р. Непрядвы. Переправившись сюда, русское войско сознательно отрезало себе путь к отступлению. Стратегически положение его было выгодным – оба фланга прикрывались рекой и оврагом, татарской коннице негде было развернуться. К тому же Дмитрий Иванович применил удар засадного полка, который был замаскирован, и в критический момент боя его появление, неожиданное для татар, сыграло решающую роль. Сначала татарской коннице удалось потеснить центр и левый фланг русских. Но в тыл ей ударил засадный полк. Разгром был полным. Дмитрий Иванович получил почетное прозвище «Донской». Историческое значение Куликовской битвы в том, что ее результат привел к краху татарско-литовских планов раздела Руси. Битва показала возможность победы над татарами, дала новый импульс силам, стремящимся к государственному единству Руси, объективно способствовала усилению Московского княжества – центра, стремившегося объединить Русь.
IV. Русь и Золотая Орда в конце XIV в. В 1382 г. татары под руководством хана Тохтамыша совершили новый поход на Русь. Он оказался неожиданным для Дмитрия Донского, уехавшего из Москвы собирать войска. Несмотря на героическое сопротивление москвичей, Тохтамыш взял Москву и сжег ее. Нового сражения с Дмитрием Донским он избегал. Поход 1382 г. вернул Золотой Орде власть над Русью, вновь была взята дань, притом – в особо тяжелой форме. Но после 1395 г., после разгрома Тохтамыша Тимуром и нового обострения внутренней борьбы в Орде, тяжелые формы даннической зависимости Руси были ликвидированы. Таким образом, именно в период Дмитрия Донского, благодаря его успехам в борьбе с местными феодалами и внешними врагами, был сделан важный шаг в процессе объединения русских земель. Борьба с татарским игом являлась важнейшей предпосылкой для объединения русских земель вокруг Москвы, преодоления феодальной раздробленности и усиления великокняжеской власти, создания единого Русского государства. Однако до полного освобождения Руси от ига оставалось еще целое столетие.
Завершение объединения русских земель под властью Москвы. Иван III. Василий III
I. Василий I. После смерти Донского, согласно его завещанию, собирание русских земель продолжало оставаться важнейшей задачей московских князей. Завершился этот процесс при Иване III и Василии III. Уже начало княжения Василия I Дмитриевича (1389–1425) ознаменовалось крупным успехом в собирании Руси – падением самостоятельности сильного Нижегородского княжества и присоединением его со всеми уделами к Москве. Но еще больше осложняются отношения с Тверью, стремящейся превратиться в независимое от Москвы «параллельное» великое княжество. Усиливается сепаратизм Рязани и Новгорода.
II. Василий II. Феодальная война в Московском княжестве. Со смертью Василия I начался политический кризис, который продолжался почти все княжение его сына – Василия II (1425–1462). Он вылился в феодальную войну 20–50-х гг., охватившую само Московское княжество. Поводом послужили споры о престолонаследии. На Руси существовал обычай, по которому после смерти главы княжества престол переходил к его брату, удельному князю. В Московском же княжестве с сер. XIV в. утвердилась практика передачи престола от отца к сыну. Когда умер Василий I и престол перешел к Василию II, о правах на престол заявил брат умершего – удельный князь Галицкий Юрий. За этим конфликтом скрывалось столкновение двух тенденций: к наследственной монархии, централизации государства – и к феодальной раздробленности. Переход престола от великого князя к удельному укрепил бы позиции сепаратистов. О столкновении двух тенденций свидетельствует и расстановка сил противников: Юрия Дмитриевича Галицкого, а после его смерти сыновей Василия Косого и Дмитрия Шемяку поддержала коалиция удельных князей и местных бояр; Василия II – дворяне, московское боярство, церковь и горожане. Борьба была ожесточенной, велась с переменным успехом и осложнялась вмешательством внешних обстоятельств. В 1445 г. в Московское княжество вторгается татарская орда хана Улу-Махмета. Московское войско разбито, Василий II взят в плен. За выкуп он освобожден. Пользуясь недовольством при сборе выкупа, Дмитрий Шемяка захватывает Василия II, ослепляет его (поэтому тот получил прозвище Темного) и занимает Москву. Но возмущение московского боярства, церкви и горожан вынуждает Шемяку в декабре 1446 г. освободить Василия II.
Василий II уничтожает почти все удельные княжества Великого княжества Московского и устанавливает свое полное единовластие. Отомстив за поддержку, оказанную Шемяке новгородцами, Василий II совершил в 1456 г. поход на Новгород, закончившийся заключением Яжелбицкого договора. В соответствии с ним существенно расширены права великого князя в Новгороде. Русь отказалась признать флорентийскую унию католической и православной церквей 1439 г., и русская церковь стала автокефальной (независимой). Княжение Василия II ознаменовалось укреплением Московского княжества, возникли предпосылки для создания единого русского государства. Важнейшим этапом в этом стало княжение Ивана III.
III. Иван III. Василий III. Необходимо было, во что бы то ни стало присоединить Новгород. Воспользовавшись тем, что вече Новгорода признало Новгород вассалом Литвы, Иван III в 1471 г. идет войной на него. В битве на р. Шелони новгородцы терпят поражение и вынуждены отказаться от самостоятельной внешней политики. Однако полностью независимость Новгорода не ликвидирована – потребовался новый поход на Новгород в сентябре 1477 г. Следующей была Тверь. В результате победы Ивана III в 1485 г. она вошла в состав Московского княжества. К этому времени создались условия для окончательного освобождения Руси от татарского ига. Татары, не в силах вернуть былое господство, совершали набеги на Русь. В конце 70-х хан Ахмат попытался восстановить власть над Русью. Он собирает большое войско, заключает союз с польским королем Казимиром IV. Летом 1480 г. Ахмат подошел к Оке, но московские войска уже заняли переправы. Иван III с большим войском ждал врага. Ахмат подошел к реке Угре (левый приток Оки), но переправиться не решился. Иван III также не начинал сражения. В татарском лагере начались болезни и голод. Ахмат ждал помощи от Казимира IV, но на него напал союзный Ивану III крымский хан. В ноябре 1480 г. Ахмат увел войско. С владычеством татар на Руси окончательно покончено. А после успешного похода в 1487 г. на Казанское ханство оно стало вассалом Москвы. При Иване III начинается широкое продвижение русских на северо-восток – в Северное Прикамье и Приуралье, благодаря чему растет Московское княжество. Западнорусские князья, борясь с Литвой и Польшей, один за другим переходят под власть Москвы. Это привело к двум русско-литовским войнам – в 1487–1494 и в 1500–1503 гг., и к Русскому государству отошла территория верховьев Оки и Днепра с городами Чернигов, Новгород-Северский, Гомель, Брянск и др. Важное направление внешней политики Ивана III – борьба за Прибалтику. Ливонский орден, захвативший южное побережье Финского залива, нападал на новгородские и псковские земли. В ходе русско-литовской войны 1500–1505 гг. русские войска наносят ливонским рыцарям разгромное поражение близ Юрьева. По условиям мира Юрьев обязан платить Москве «вечную» дань. Таким образом, при Иване III фактически завершилось объединение Русского государства и произошло окончательное освобождение Руси от татарского ига. За ее пределами оставались лишь Псков и Рязанское княжество. Эти земли присоединены при сыне Ивана III Василии III (1505–1533).
Он продолжил традиционную политику московских князей – в 1510 г. присоединил Псков, в 1521 г. – Рязанское княжество. После русско-литовской войны 1512–1522 гг. в состав Русского государства вошел Смоленск, находившийся под властью Литвы с начала XV в. В итоге при Василии III было завершено возвращение основного ядра великорусских земель.
Социальная борьба и укрепление государственной власти при Иване IV Грозном. Реформы 50-х гг. Опричнина
I. В преддверии реформ. Правление Ивана Грозного имело огромное значение для русской истории, для дальнейшего укрепления Русского государства и самодержавной власти. Политика Ивана IV прошла как бы два этапа: реформы 50-х гг. усилили самодержавную власть, ограниченную сословно-представительными учреждениями в центре и на местах; затем опричнина стала попыткой установить абсолютную монархию.
Детство Ивана IV прошло в период «боярского правления» – заговоров в верхах, городских восстаний, что расшатывало государственную власть. К середине 40-х гг. среди окружения великого князя созревает план крупных реформ для укрепления централизованного государства. Начало положено венчанием на царство Ивана IV (16 января 1547 г.). Принятие им царского титула подчеркивало самодержавный характер власти. Однако именно летом 1547 г. обострилась социальная борьба. «Великая засуха» и связанный с ней «великий пожар» Москвы стали толчком к московскому восстанию 1547 г. С трудом подавленное, оно привело к изменениям в правительстве. При молодом царе создан совет – «Избранная рада» из представителей знати и дворянства. Особое влияние на царя имели Алексей Адашев и протопоп Сильвестр. Совет состоял из сторонников решительных преобразований. В феврале 1549 г. на первом Земском соборе, собравшем представителей бояр и дворян, Иван IV выступил с программой реформ. Правительство начинает разработку нового судебника, который в следующем, 1550 году был принят Боярской думой.
II. Судебник 1550 г. усиливал централизацию управления государства за счет повышения роли центральных органов – приказов – и резкого ограничения власти наместников. Ограничивались и податные привилегии крупных светских и духовных феодалов. Судебник регламентировал положение крестьян. Увеличивая плату за уход от господина в Юрьев день («пожилое»), Судебник значительно усиливал крепостничество.
III. Реформы 50-х г. Принятие Судебника положило начало ряду реформ. «Уложение о службе», принятое в 1556 г., по которому вотчины в военном отношении приравнивались к поместьям, завершает формирование русской армии. В середине XVI в. возникает высший государственный орган – земские соборы, созываемые для решения самых важных вопросов. Участие в них бояр, дворян, духовенства и купечества свидетельствовало о превращении государства в сословно-представительную монархию. Это отразилось и в развитии на местах земского самоуправления. В 1555–1556 гг. ликвидируется система кормлений. Вместо наместников появляются земские старосты, выбираемые из зажиточных посадских людей и крестьян. Общий надзор за местным управлением осуществляют губные старосты. В те же годы проведена церковная реформа. На церковных соборах проведена общерусская канонизация святых, которая должна символизировать объединение русского народа в единое государство. В 1551 г. на Стоглавом соборе унифицированы служба, церковные обряды, приняты меры для усиления авторитета церкви.
IV. Причины введения опричнины. Решая важнейшую задачу – борьбу за выход России к Балтийскому морю, Иван IV в 1558 г. объявляет войну Ливонскому ордену. Первоначально Ливонская война складывалась удачно, но в 1564 г. русские войска потерпели крупные поражения. Грозный усматривал причину военных неудач в боярской измене: на сторону врага перешел командующий русской армией Андрей Курбский. Создалась оппозиция бояр даже в правительстве. Бояре выступают против «большой войны» за Ливонию. Правительство и «Избранная рада» распадаются. Раскрыты заговоры, следуют расправы, казни. Все это и необходимость мобилизовать силы для войны побуждают Грозного ввести в стране новый порядок управления государством. Он направлен на полное уничтожение любой оппозиции самодержавию.
V. Опричнина. Грозный ввел опричнину, совершив 3 декабря 1564 г. своего рода государственный переворот. По новому порядку центральное управление разделено на опричный и земский дворы. Земли страны также делились на опричнину и земщину. В состав опричнины вошли преимущественно центральные, отчасти южные уезды, где преобладало княжеско-боярское землевладение. Бояре и дворяне, не записанные в опричнину, переселялись в земщину, получая там новые поместья. На отобранных у них землях помещались «опричные служилые люди». Опальные бояре лишались родовых вотчин. Подобные меры нанесли сильный удар по экономической и политической мощи «великих» боярских родов. Главной мерой стало создание опричного войска (1 тыс. человек) – личной охраны царя. Опричникам, которыми становились среднепоместные дворяне, приданы чрезвычайные карательные функции: «грызть» изменников и «выметать» из государства измену (знак опричника – голова собаки и метла у седла лошади) – то есть проводить слежку и расправы по всей стране. Тайный сыск, пытки, массовые казни, уничтожение усадеб, разграбление имущества опальных бояр, карательные экспедиции против городов и уездов стали обычным делом. Новгородская расправа – одно из самых кровавых дел опричнины. В 1570 г. Грозный выступил на Новгород. По пути разграблены Тверь, Торжок, разорены деревни. В Новгороде подвергнуты пыткам и казнены многие тысячи людей. На обратном пути царь заглянул в Псков, но ограничился конфискациями и единичными казнями. В 1572 г. опричнина отменена. Боярская оппозиция была уже сломлена и большей частью физически истреблена. В обществе же назрело всеобщее недовольство. Опричнина истощила экономику и вызвала хозяйственный кризис 70–80 гг., нарушение экономических связей, запустение деревень и городов, голод и нищету. Введение опричнины не содействовало военным успехам. Все это вынудило царя официально отменить свои решения. Однако некоторые элементы опричнины продолжали существовать вплоть до смерти Ивана Грозного в 1584 г. За период его правления, сопровождавшегося обострением борьбы в обществе, предприняты серьезные шаги к укреплению русского государства и самодержавия.
Внешняя политикаРусского государства при Иване IV
I. Внешняя политика России на востоке. Укрепляя государственную власть, Иван IV одновременно решал крупные внешнеполитические задачи, стоящие перед Русским государством. Упрочение государства в результате реформ середины 50-х гг. позволило правительству Ивана IV решить так называемый «казанский» вопрос. Казанские ханы – ставленники крымского хана – совершали набеги на Россию, вредили восточной торговле русских купцов. Два похода русских войск на Казань оказались безуспешными. В 1551 г. на подступах к Казани была построена мощная крепость Свияжск, куда стали стягиваться основные силы русских войск. Летом 1552 г. огромное войско (около 150 тыс.) во главе с Иваном IV осадило Казань. Нападение крымского хана – союзника Казани – на юг страны было отбито, русские войска после месячной осады взяли штурмом город. Исход «Казанской войны» определил судьбу Астраханского ханства. В 1556 г. Астрахань взята русскими войсками. В результате Среднее и Нижнее Поволжье присоединены к России. Признали себя вассалами Ногайская орда и соседняя с ней Башкирия. Волжский торговый путь, связывавший Русское государство с Востоком, оказался свободен.
II. Присоединение Западной Сибири. Соседом России на востоке стало Сибирское ханство. Началось проникновение русских купцов-предпринимателей в Сибирь. В 1581 г. на средства богатых купцов Строгановых снаряжена военная экспедиция казаков под руководством Ермака. В 1582 г. после упорного штурма казаки взяли главное укрепление сибирского хана Кучума – Кашлык (на р. Тобол). Позже Кучум ночью напал на казаков. Ермак погиб. Но участь ханства уже была предрешена: через несколько лет Кучум потерпел окончательное поражение. Народы Западной Сибири были присоединены к России. Началось освоение огромной территории.
III. Ливонская война (1558–1583). Успех в «восточном вопросе» позволил Ивану IV приступить к решению другого: Россия нуждалась в выходе к Балтийскому морю. Видя слабость Ливонского ордена, занимавшего балтийское побережье, Иван IV счел ситуацию благоприятной. Поводом к началу Ливонской войны стало то, что Ливонский орден не уплатил России дань за Юрьевскую область, как предусматривалось перемирием, заключенным с орденом Иваном III. Ливонская война, длившаяся 25 лет, оказалась крайне изнурительной для России. В ее истории выделяют 4 этапа. 1 этап – 1558–1561 гг. Начало ознаменовалось блестящими победами русского оружия. Взяты Нарва, Юрьев, другие города. Немецкие феодалы торопятся перейти под покровительство западных соседей. В 1561 г. Ливония как государство немецких рыцарей перестает существовать. Однако Литва, Польша, Германия, Швеция, Дания не хотели мириться с выходом России к Балтийскому морю. Начинается 2 этап войны (1561–1570). Польско-Литовское государство, затем Швеция и Дания вступают в борьбу за «ливонское наследство». Но и в новых условиях успех поначалу сопутствовал России. В 1563 г. русские войска вступают в Литву и штурмом берут Полоцк. После неудачной попытки заключить перемирие в 1564 г. военные действия возобновляются. Русские войска терпят крупные поражения на р. Уле и под Оршей. В это время на сторону врага перешел Андрей Курбский. Растет внутренняя оппозиция в стране и в правительстве. Стремясь укрепить государство и мобилизовать силы для ведения войны, царь в к. 1564 г. вводит опричнину. Однако военного успеха это не принесло. Военные действия развиваются с переменным успехом, а международная обстановка становится для России все более неблагоприятной. В 1569 г. по Люблинской унии становятся единым государством Польша и Литва. С 1569 г. крымские татары, подстрекаемые Турцией, начинают грабительские набеги на русские земли. Крупнейшим из них было нападение в 1571 г. на Москву, когда столица была сожжена. Открыто выступает против России и Швеция. В этих условиях Иван IV решает отказаться от прямого присоединения ливонских земель. Война вступает в 3 этап (1570–1577). На этот раз главный противник – Швеция, так как Польше занята внутренними распрями. Русские войска одержали ряд побед над шведами, но не сумели взять Ригу и Ревель. В 1577 г. вновь вступает в войну Польша. Начинается 4 этап (1577–1583). Польский король Стефан Баторий в 1579–1581 гг. совершает серию крупных походов на русские земли, осаждает Псков. Швеция в это время захватывает Нарву и все русское побережье Финского залива. Сил для продолжения войны у России не было. В 1582 г. заключен мир между Россией и Речью Посполитой с отказом обеих сторон от завоеванных территорий. В 1583 г. заключено перемирие со Швецией. Нарва и все побережье Финского залива, кроме устья р. Невы, перешло к Швеции. В результате Ливонской войны Россия не только не смогла выйти к морю, но и потеряла много исконных земель в Прибалтике. Причины поражения объяснялись неподготовленностью страны к длительной войне, слабой оснащенностью русской армии. Противниками русской армии одновременно выступили оснащенные по европейскому образцу армии западных государств. Россия оказалась в международной изоляции. Опричнина и внутренний кризис в стране еще больше ослабили ее силы. Значение этой войны для истории России заключалось в том, что перестал существовать Ливонский орден. Выход к Балтийскому морю стал главным вопросом внешней политики России в последующий период.
Русская культура XIV–XV вв.
I. Общее состояние. Татаро-монгольское нашествие нанесло страшный удар развитию русской культуры. Установившееся на долгие годы иноземное иго все больше тормозило культурный прогресс страны и народа. Это сказалось в том, что на время прекратилось развитие каменного зодчества, исчезли некоторые ремесла. Только во второй пол. XIV в. начинается возрождение культуры. Ее подъем в XIV–XV вв. происходит при руководящей идее национального и государственного объединения. В поисках идеала для грядущего возрождения наиболее частым было обращение к эпохе независимости, к домонгольской Руси.
II. Эпос, литература, летописание. Это обращение было характерно и для былинного эпоса. В основе русских былин лежат главным образом два цикла – киевский и новгородский, оба отражают сюжеты, относящиеся к периоду независимости Руси. Сложение былин в основной цикл с его богатырями Ильей Муромцем, Добрыней Никитичем, Алешей Поповичем и др., начинавшееся еще в XI в., наиболее активно велось в XIV–XV вв.
К концу XIV-началу XV вв. относится, и подъем русской литературы. Особое влияние на нее оказала Куликовская битва, вызвавшая появление различных произведений, посвященных ей. Наиболее совершенные из них – поэма «Задонщина» и «Сказание о Мамаевом побоище» – были очень популярны на Руси.
С конца XIV в. широкое развитие получает московское летописание. В начале XV в. в Москве была создана Троицкая летопись. Стремясь к политическому объединению русских земель, московские князья придавали большое значение составлению летописей, чтобы идеологически обосновать значение Москвы как русского центра. Крупные летописные своды возникают и в других городах: Нижнем Новгороде, Твери, Смоленске, Ростове и др. В середине XV в. была составлена всемирная история с краткими сведениями по истории Руси – Русский Хронограф. Плодотворным было влияние на русскую культуру XIV–XV вв. культуры южнославянских стран и Византии. На Руси появляются многие произведения искусства, сюда переезжают жить и творить талантливые мастера. Благодаря контакту культур на Руси приживаются новые художественные идеи, новые формы творчества, что приводит к исключительно своеобразному синтезу, характерному только для Руси. Развитие русской культуры в XIV – первой пол. XV в. подготовило ее взлет во всех областях, характерный для к. XV–XVI вв.
III. Живопись. Особенно большое развитие получает в XIV–XV вв. живопись. В это время на Руси работает целая плеяда прекрасных мастеров. Одним из них был Феофан Грек, приехавший в Новгород из Византии. Манера его письма оказала сильное влияние на русских художников. Феофан Грек работал в Новгороде, Москве, Нижнем Новгороде. Всемирно известны его росписи церкви Спаса-на-Ильине в Новгороде, церкви Рождества Богородицы в Москве, Архангельского собора Московского Кремля. Вместе с Андреем Рублевым он расписывал Благовещенский собор в Кремле. Особое место в русской живописи этого периода занял знаменитый Андрей Рублев, живший в последнюю треть XIV – первую треть XV вв. Его творчество больше всего было связано с Москвой. Он участвовал в росписи Благовещенского собора, расписывал Успенский собор во Владимире, фрески и иконы Троицкого собора в Троице-Сергиевском монастыре (сейчас г. Загорск). Для Троицкого собора Рублевым написана знаменитая икона «Троица». Она произвела огромное влияние, как на современников Рублева, так и на все последующие поколения русских живописцев.
IV. Зодчество. После нашествия монголов каменное зодчество на Руси возрождалось очень медленно. Оно требовало больших затрат, непосильных для разоренной страны. Однако в сер. XIV в. начинается подъем и в этой области. В 1366 г. началось строительство каменного московского Кремля вместо укреплений, построенных при Иване Калите. В начале XV в. строятся Успенский собор и собор Саввино-Сторожевского монастыря в Звенигороде, церковь Троице-Сергиева монастыря и собор Андроникова монастыря в Москве.
Русская культура в конце XV–XVI вв.
I. Общее состояние. В этот период русская культура развивается под знаком государственного объединения страны и упрочения ее независимости. Все больше преодолеваются областные различия и выдвигаются на первый план общерусские тенденции. Общество молодого растущего государства проникнуто реформаторскими идеями. Наиболее ярко тяга к преобразованиям проступила в появлении политических концепций происхождения русской государственности и в публистическом характере литературы.
Политическая теория происхождения Русского государства нашла выражение в «Сказаниях о князьях владимирских». В соответствии с ней, московские государи были прямыми потомками римского императора Августа.
Псковский старец Филофей стал автором теории «Москва – третий Рим». Согласно этой теории, вечно существующее царство Рим переходит из одной страны в другую. Рим погиб. На смену ему явился второй Рим – Византия, которая тоже погибла. Но Византию сменила Москва – третий Рим, а четвертому Риму не бывать. Однако это учение не было официальной доктриной Московского государства XVI в. Церковь в XVI в. идеологически обосновывает необходимость укрепления централизованного государства. Происходит общерусская канонизация святых, унификация всех служб и обрядов. Церковь яростно преследует ереси, которые особенно распространяются в конце XV – начале XVI вв. в Новгороде и Москве. Ереси отличались радикальным характером, в них отчетливо проявлялись социальные идеи. Так, Феодосии Косой проповедовал равенство всех людей перед богом, требовал уничтожения церковной организации. Идеология простого народа находила выражение в устном народном творчестве. Популярны были исторические песни. В них одобрялась борьба Ивана Грозного с боярством. Воспевалось взятие Казани и поход Ермака в Сибирь.
II. Литература, книгопечатание. Как уже отмечалось, литература XVI в. отличалась публицистичностью. Это объяснялось борьбой в обществе между реакционным боярством и прогрессивным дворянством. Один из самых ярких публицистов XVI в. – Иван Пересветов. Он выступил с проектами реформ, имеющих целью создание сильной самодержавной власти. Другой автор, Ермолай-Еразм, высказывался против чрезмерного усиления крепостничества. Ярким публицистом выступил и сам Иван Грозный. В письмах к Андрею Курбскому он отстаивает идею укрепления государственной власти против боярского и церковного произвола. С середины XVI в. начинает свою историю российское книгопечатание. Издание книг началось в Москве еще в 1553 г. Выходили так называемые анонимные издания. В 1654 г. в московской государственной типографии Иваном Федоровым и его помощником Петром Мстиславцем выпущена печатным способом роскошно оформленная книга «Апостол». Иван Федоров и Петр Мстиславец впоследствии покинули Москву, но печатание книг в России продолжалось. Открывались типографии и в других городах. Всего во второй пол. XVI в. в России было издано около 20 больших печатных книг.
III. Зодчество, живопись. Высокого уровня достигает в этот период архитектура. Грандиозным стало строительство нового московского Кремля на месте старого. В перестройке, помимо русских мастеров, принимали участие выдающиеся итальянские зодчие Фиораванти, Руффо, Солари. Фиораванти построил новый Успенский собор московского Кремля. Предварительно он побывал во многих русских городах, чтобы воспроизвести исконно русский стиль. Руффо и Солари возвели в Кремле Грановитую палату. В конце XV в. мастера-псковичи построили в московском Кремле Благовещенский собор. В это же время начато строительство стен и башен московского Кремля на месте пришедших в негодность укреплений Дмитрия Донского. Работы выполняли итальянские и русские специалисты. В это время строятся кремли и в других городах – Нижнем Новгороде, Туле, Коломне. Характерным становится перенесение в каменное зодчество элементов и форм деревянного. В таком стиле построена церковь в селе Коломенском. В 1560 г. два русских мастера Посник и Барма закончили строительство храма Василия Блаженного, возведенного в память о взятии Казани.
Живопись конца XV–XVI вв. представлена, как и в предыдущий период, росписью храмов и иконописью. Самым выдающимся мастером эпохи был Дионисий. Наиболее известные его работы – иконы Успенского собора московского Кремля и роспись церкви Рождества Богородицы в Ферапонтовом монастыре.
IV. Накопление знаний. Конец XV–XVI в. – время накопления теоретических и особенно практических знаний. Масштабное строительство требовало углубления знаний в области математики и механики. Ценные географические сведения принесло на Русь путешествие тверского купца Афанасия Никитина 1466–1472 гг. в Индию – «Хождение за три моря». Географические статьи помещаются даже в летописях. Появляются чертежи (карты) Русского государства.
Большое развитие в России получило литейное дело. В 80-е гг. XV в. в Москве стал действовать государственный Пушечный двор. В конце XVI в. пушки изготовлял мастер Андрей Чохов. Отлитая им в 1586 г. знаменитая Царь-Пушка весит 40 тонн, и представляет собой подлинное произведение искусства.
Несмотря на то, что на Руси в конце XIV – начале XV вв. ощущались предвозрожденческие настроения, в конце XV и в XVI в. они к Возрождению не привели. Отрицательную роль сыграли и падение Византии, и ослабление культурных связей со странами Центральной и Юго-Восточной Европы. Но главная причина – создание централизованного Русского государства, требовавшее мобилизации всех духовных сил и материальных ресурсов, вызвавшее усиление социальной напряженности в обществе, яростную борьбу с ересями и свободомыслием, жесткий контроль государства над всеми формами искусства.
Россия в эпоху «смутного времени» (от начала «смуты» до вторжения польско-шведских феодалов)
I. Предпосылки «смуты». В конце XVI в. в России резко обострились социальные противоречия. Хозяйственный кризис 70–80 гг., ставший следствием Ливонской войны и опричнины, резко отрицательно сказался на экономике страны. Это вызвало новые закрепостительные меры (отмена в 1581 г. права перехода крестьян от хозяина к хозяину в Юрьев день). Среди крестьян резко усилились антифеодальные настроения. Положение усугубили последствия эпидемии чумы и голод, охвативший в 1601–1603 гг. огромные пространства. В конце XVI–XVII вв. осложнилась политическая обстановка и в правящем классе. В 1598 г. умер царь Федор Иванович. В этом же году Земский собор избрал царем брата овдовевшей царицы – Бориса Годунова, еще при Федоре фактически управлявшего страной. Знатные боярские роды были недовольны его избранием, так как он, продолжая политику Ивана Грозного, опирался на дворянство. Боярская оппозиция выжидала момент для свержения Годунова.
II. «Смута». В 1601–1602 гг. беглый монах московского Чудова монастыря Григорий Отрепьев появился в польских владениях на Украине, выдавая себя за царевича Дмитрия, сына Ивана Грозного, якобы спасшегося от убийц в Угличе. Самозванец обратился к польским магнатам и королю Польши Сигизмунду за помощью, «Расплатиться» за помощь он должен был некоторыми русскими землями, а также обещанием подчинить русскую церковь папскому престолу. Лжедмитрий тайно принял католичество. Однако польский король не решился, открыто поддержать самозванца, и вторжение в Россию было организовано как частное предприятие польских магнатов. Осенью 1604 г. Лжедмитрий с небольшим войском шляхтичей и казаков перешел русскую границу и двинулся на Москву. В это время многие области страны были охвачены брожением, в некоторых начиналось крестьянское движение. Весть о появлении «законного царя Дмитрия» вызвала у крестьянства и посадских людей надежду на улучшение жизни. Правительственные войска нанесли поражение отряду самозванца под Добрыничами, однако исход борьбы был предрешен в пользу Лжедмитрия. В апреле 1605 г. скоропостижно умер Борис Годунов. Под воздействием «прелестных грамот» Лжедмитрия I в июне 1605 г. в Москве вспыхнуло восстание. Бояре воспользовались этим, арестовали, а затем убили сына Бориса Годунова Федора и его мать. Лжедмитрий вступил в Москву. Однако, овладев троном, он не смог удержать его. Лжедмитрий не передал Польше окраинные земли, поскольку это выглядело бы явным предательством. Невозможно было, и обратить русский народ в католичество, поскольку это вызвало бы сопротивление не только церкви, но и всего народа. Популярность в массах Лжедмитрий потерял, поскольку не вел антифеодальную политику. Бояре, использовавшие Лжедмитрия для свержения Годуновых, теперь стремились от него избавиться, чтобы захватить власть. Связями с польской шляхтой Лжедмитрий возбудил всеобщее серьезное недовольство. Особое возмущение у москвичей вызвало поведение 2 тыс., поляков, прибывших в Москву на свадьбу Лжедмитрия с дочерью польского магната Мариной Мнишек. Воспользовавшись этим, бояре во главе с Василием Шуйским 17 мая 1606 г. подняли в Москве восстание. Лжедмитрий убит. К власти приходит Василий Шуйский (1606–1610). Став царем, он проводит политику в интересах узкого круга боярской знати. Новая власть отнюдь не облегчила положение социальных низов. Наоборот, правительство Шуйского принимало меры к дальнейшему упрочению крепостнических отношений. Крестьянские волнения, возникавшие в некоторых районах, переросли в крестьянскую войну, охватившую многие области страны.
III. Восстание Ивана Болотникова началось летом 1606 г. в районе Путивля. Болотников, бывший холоп, побывал в турецком плену и в нескольких странах Европы. В ходе восстания можно выделить два этапа. 1 этап – подъем движения, время побед и усиления и 2 этап – развитие по нисходящей, приведшее к поражению. Социальный состав участников был чрезвычайно разнородным. Кроме крестьян, холопов, казаков, горожан, мелкого служилого люда на первом этапе к восстанию присоединилась и часть дворянства, недовольная политикой Василия Шуйского. Собрав значительное войско, Болотников двинулся на Москву. Он нанес поражения царским силам под Кромами, под Ельцом, под Калугой и, наконец, на подступах к Москве. Остатки правительственных войск укрылись в Москве. В октябре 1606 г. Болотников стал лагерем в селе Коломенском и приступил к осаде столицы. Это поставило под угрозу само существование государства. Пламя крестьянской войны бушевало на огромной территории – от западных границ России до Поволжья. Но после подъема стали проявляться слабые стороны движения. У восставших не было четкой социальной и политической программы. Разнородные силы, участвовавшие в крестьянской войне, объединились в борьбе за нового и «хорошего» царя. Успех восстания настолько усилил антифеодальные настроения основной массы повстанцев, что пребывание дворян среди них стало невозможным. Целью же дворян была лишь смена Василия Шуйского на более угодного царя, а отнюдь не смягчение крепостного режима. В решающий момент, в сражении у села Коломенского 2 декабря 1606 г., дворянские отряды перешли на сторону Шуйского. Войска восставших были разбиты. Начался 2 этап восстания. Силы движения еще не были сломлены. Болотников отступил к Калуге, где в течение 5 месяцев отражал натиск царских войск. За счет непрерывных подкреплений правительственные отряды усиливали натиск. Болотников отступил в Тулу. Собрав огромную армию, Шуйский в 1607 г. осадил город, но штурмом взять его не мог. Тогда, соорудив плотину на реке Упе, осаждавшие затопили Тулу. К октябрю восставшие прекратили сопротивление. Началась расправа. Болотников, которому Шуйский обещал сохранить жизнь, был сослан на север, в Каргополь, где его ослепили и утопили в проруби. Отдельные выступления крестьян продолжались еще долго, но, в конце концов, правительству удалось подавить последние очаги сопротивления. Причины поражения восстания – отсутствие четкой программы, единой организации, разнородный состав участников, цели которых оказались совершенно различными. Движение было стихийным, мало управляемым, проходило в форме разрозненных вспышек. Историческое значение крестьянской войны в том, что в истории России она стала первым массовым антифеодальным движением. Последствия же ее для страны были негативными. В эпоху «Смутного времени» бедствия народа на этом не закончились. Его ожидала борьба с открытой военной интервенцией польских и шведских захватчиков.
Борьба русского народа против польско-шведской интервенциив эпоху «Смутного времени»
В эпоху «Смутного времени» России пришлось пережить сильнейший развал экономики, острейший политический кризис, связанный с борьбой за власть в высших слоях общества и появлением самозванца Лжедмитрия I, мощные крестьянские выступления по всей стране, крупнейшим из которых стало восстание под руководством Ивана Болотникова. «Смутное время» памятно для России еще и тем, что русскому народу пришлось вести борьбу с открытой интервенцией иноземных захватчиков.
I. Борьба с польско-шведской интервенцией. Потерпев неудачу с авантюрой Лжедмитрия I, польские феодалы не оставили надежду на раздел России, ее ослабление, превращение в зависимое от Речи Посполитой государство. Был найден второй самозванец претендент на российский престол. Происхождение его окутано еще большей тайной – он якобы уже дважды спасался от убийц – в Угличе и в Москве. Надежда на «хорошего царя» вновь привлекла под знамена самозванца часть крестьянства и посадского населения. Но основной частью армии Лжедмитрия II были хорошо вооруженные польские отряды. Овладев юго-западными районами России и разбив под Волховом царские войска, Лжедмитрий II в июне 1608 г. подошел к Москве. Но так как взять ее не удавалось, он стал лагерем близ столицы в селе Тушино (Впоследствии Лжедмитрий II получил прозвище «тушинский вор»). Осада Москвы затянулась на полтора года. Польские отряды рассылались из Тушина по всей стране в попытках добиться господства над всей Россией. Но грабежи и бесчинства тушинских отрядов вызвали мощное народное сопротивление. Постепенно тушинцы теряли контроль даже над захваченными территориями. Василий Шуйский, опасаясь стихийного движения низов, решил бороться с врагом другим способом. В феврале 1609 г. он заключил договор со шведами о помощи войсками. За это Швеции были отданы небольшой участок балтийского побережья, которым владела Россия, и город Корела. Командующий русской армией Скопин-Шуйский летом и осенью 1609 г. освободил от войск самозванца часть территории и стал приближаться к Москве. Король Сигизмунд III решил, что наступил решающий момент для захвата русских земель. В сентябре 1609 г. он перешел границу и осадил Смоленск, По приказу Сигизмунда польские отряды покинули тушинский лагерь и присоединились к его войскам. Лагерь тотчас же распался, а самозванец бежал в Калугу, где вскоре был убит своими приверженцами. Войска Скопина-Шуйского вступили в Москву, но впереди были военные столкновения с поляками. Часть польских войск из-под Смоленска двинулась на Москву. Выступившая навстречу русская армия под Клушиным потерпела полное поражение. Путь полякам на Москву был открыт. Московские бояре, понимая безнадежность положения Василия Шуйского, организовали переворот. Власть перешла в руки правительства из семи бояр («семибоярщина»). Новое правительство встало на путь национальной измены. Оно заключило договор с интервентами о приглашении на русской трон польского королевича Владислава. Спустя месяц в Москву тайно вступили польские войска.
II. Борьба за освобождение.Минин и Пожарский. Трагические дни наступили для Русского государства. Правительство семи бояр, ставших польскими марионетками, не помышляло об отпоре врагу. На борьбу за освобождение родины поднялся народ. В Рязани под руководством Прокопия Ляпунова из дворян, посадских людей и казаков сформировалось Первое ополчение. Весной 1611 г. оно подошло к Москве и начало осаду. Однако летом между дворянами ополчения и казачье-крестьянской частью разгорелась острая борьба, которая закончилась убийством Ляпунова и распадом ополчения.
Положение в стране летом ухудшилось и в связи с тем, что после длительной, почти двухлетней героической обороны пал Смоленск, оттягивавший главные силы поляков и мешавший им развернуть широкое завоевание русских земель. Воспользовавшись слабостью России, шведы, оккупировали Новгород и всю Новгородскую землю. Эта весть вызвала новую волну освободительного движения. Центром формирования нового, Второго ополчения стал Нижний Новгород. Организатором и вдохновителем его стал земский староста Кузьма Минин, а возглавил князь Дмитрий Пожарский. Польские войска, опасаясь приближения Пожарского, двинулись на помощь своему гарнизону. С разницей в несколько дней к Москве подошли сначала Второе ополчение, а затем польские войска. В решающем сражении русские отбросили поляков от столицы и тем самым решили судьбу польского гарнизона. После того как отряды ополчения взяли центральную часть московского посада, положение поляков стало безнадежным. В октябре 1612 г. гарнизон интервентов капитулировал. После освобождения Москвы было необходимо восстановить правительство. В феврале 1613 г. на Земском соборе был избран глава государства – новый царь.
III. Итоги борьбы России с интервентами. Перед царем Михаилом Романовым встала задача покончить с интервентами. Смоленская земля была оккупирована поляками, Новгородская – шведами. Шведскому правительству было ясно, что ему не удержать Новгород из-за сопротивления населения. По Столбовскому мирному договору 1617 г. Швеция вернула России Новгородскую землю, но оставила за собой Ижору с берегами Невы и Финского залива. Россия была лишена выхода к Балтийскому морю. Польша не оставляла попыток захватить Россию. В 1617 г. Владислав совершил новый поход, дошел до Москвы, но захватить ее не смог. В 1618 г. в Деулине заключено перемирие, к Польше перешла Смоленская земля. В результате борьбы с захватчиками Россия лишилась некоторых земель, в том числе полностью – выхода к Балтийскому морю. Надолго продлилась хозяйственная разруха – «великое московское разорение». Но историческое значение борьбы с интервентами в том, что русский народ отстоял независимость Родины.
Социально-экономическое развитие России в XVII в.
I. Закрепощение крестьян. Эпоха «Смутного времени» оставила тяжелое для хозяйства России наследие. В первые десятилетия XVII в. шло восстановление всех отраслей экономики страны. К середине XVII в. было восстановлено сельское хозяйство. Площадь обрабатываемых земель достигла прежних размеров. Подъем сопровождался укреплением положения феодальных землевладельцев и дальнейшим закрепощением крестьян. По данным переписи 1678 г. более 80% крестьянского населения России находилось в крепостной частновладельческой зависимости от светских и духовных феодалов. Оформление крепостного права в России окончательно завершилось принятием Соборного уложения 1649 г. Уложение навечно закрепило крестьян с их «родом» за феодалами. Сыск беглых крестьян становился бессрочным. Базой, на которой отныне развивалось сельское хозяйство России, стала барщина. Ее определяющая черта – работа крестьян собственным инвентарем и со своей лошадью на господском поле. Основными чертами барщинного хозяйства являются: 1) господство натурального хозяйства, слабо связанного с рынком, поскольку производство рассчитано на удовлетворение внутренних потребностей поместья; 2) наличие у крестьянина, предоставляемого феодалом надела земли, которым обеспечиваются средства для жизни крепостного и его семьи; 3) со стороны феодала по отношению к крепостному – внеэкономическое принуждение, поскольку, не имея прямой власти над крестьянином, феодал иначе не мог бы заставить его, имеющего собственный надел, работать на себя. Эту власть над личностью крестьянина феодалу обеспечивает государство – законодательно и властными структурами, аппаратом принуждения; 4) барщинное хозяйство основывается на низкой, примитивной технологии земледелия. Крестьянин, работая на феодала, не заинтересован в росте производительности своего труда. Барщина преобладала в южных районах страны, на плодородных землях, где феодалу было выгодно увеличивать барскую запашку и, соответственно, размеры барщины. На нечерноземных землях наряду с барщиной заметную роль играл оброк, в который входили как натуральные продукты, так и денежные платежи.
II. Развитие промышленного производства. После упадка в начале XVII в. городское ремесло, как и сельское хозяйство, за три десятилетия полностью восстановилось. Возродилась жизнь в городах. Характерная черта городского и сельского ремесла в XVII веке – переход в значительной мере от работы на заказ к работе на рынок. Рост рыночных связей в городах приводит к усилению мелкого товарного производства. Оно становится повсеместным. Дальнейшее развитие общественного разделения труда и рыночных отношений создало предпосылки для появления в России первых мануфактур. Их создание ускорялось потребностью государства в вооружении, которое не могло удовлетворить мелкое ремесло. На мануфактурах преобладал ручной труд, лишь некоторые процессы были механизированы на основе водяных двигателей. Но здесь были более развитое разделение труда, чем в ремесленных мастерских, и объемы производства несопоставимо большие. Основную и подсобную рабочую силу мануфактур составляли крепостные крестьяне, приписанные казной к предприятиям или собственные крепостные крестьяне промышленников. Наемный труд использовался лишь частично. Первые мануфактуры возникали не только в металлургическом производстве, но и в других отраслях, так или иначе связанных с потребностями государства или царского двора. И все же общее количество мануфактур в конце XVII в. едва достигало двух десятков. Появление мануфактур свидетельствовало о зарождении пока еще очень слабых капиталистических отношений. Решающая роль в обеспечении населения промышленными изделиями по-прежнему принадлежала городскому и сельскому ремеслу.
III. Развитие торговли. Неуклонное развитие промышленного производства на протяжении XVII в. обусловило рост торговли и городов. Общественное и территориальное разделение труда вело к хозяйственной специализации районов страны. На этой основе уже к концу XVI в. стали складываться областные рынки. В XVII в. происходит усиление связей между ними. Огромную роль в торговле между регионами стали играть ежегодные ярмарки, устраивавшиеся в крупнейших городах. С развитием рынка все большее значение приобретает торговый капитал. Статус верхушки купечества при царском дворе и в обществе существенно повышается. Учитывая потребности отечественной торговли, государство начинает проводить протекционистскую политику по отношению к ней, создавая благоприятные условия для развития. Это было очень важно в связи с активным проникновением в Россию иностранных торговых компаний.
IV. Зарождение капиталистических отношений. Возрастающая роль торгового капитала, расширение хозяйственных связей между регионами страны свидетельствовали о начавшемся складывании единого национального (всероссийского) рынка.
Возникавшие буржуазные отношения затронули в основном сферу торговли, они почти не касались еще промышленного производства и в особенности сельского хозяйства – основы экономики страны, где по-прежнему господствовал феодальный уклад. Это обстоятельство обусловило будущее отставание России от передовых стран Западной Европы, уже вступивших на путь капиталистического развития.