23. В современных рыночных условиях для учреждений культ. характ. поиск дополн. источников финансирования и внебюджетных средств. важным источником становится система договоров с конкретным заказчиком - предприятием, школой, воинской частью и т.п. При такой системе средст., поступающие учрежд. культ. от предприятий-заказчиков, формируются в результ. обмена ресурсов предприятия на деятельность учреждения культуры.
Культурно-досуговое учреждение создает и передает предприятию-заказчику определенный дух. "товар", представл. ценность для потенциального покупателя. другими внебюджетными источниками могут являться: арендная плата организаций за использование помещений культ. учрежд. (залов, холлов, витрин) для проведения собраний, мероприят., размещение рекламы, за использование транспорт. средств; различные виды плат. услуг; коммерч. деят.; спонсорство сегодня немаловажную роль играют различные виды добровольных пожертвований, взносов, отчислений, поступающие от частных лиц, предприятий и фирм целевым назначением на нужды культуры
24. Платные услуги составляют важную часть деятельности современного культурно–досугового учреждения, действующего, в условиях рынка. Услуги имеют цену, основанную на сумме затрат по их оказанию которые включают издержки реализации, себестоимость или прибыль. Размер оплаты за услугу определяется с учетом принципа самоокупаемости затрат раздельно по каждому виду услуг. Весь объем прибыли за платные услуги полностью остается в распоряжении учреждений для развития и укрепления их материальной базы, содержания специалистов, занятых в сфере бесплатного обслуживания, поощрения работников. платные формы культурной деятельности культурно- просветительских учреждений, театров, филармоний, народных коллективов и исполнителей не рассматриваются как предпринимательские, если доход от них полностью идет на их развитие и совершенствование. Еще одним источником доходов в социально-культурной сфере могут являться льготы по налогообложению.
25. Укрепление материально-технической базы отрасли культуры остается важнейшим направлением деятельности. Основными материальными ресурсами учреждений являются оснащение техническим оборудованием и обеспеченность помещениями. А также финансирование. материально-техническая база обязательно должна быть отражена на отдельном балансе, само учреждение культуры не имеет "личного" имущества, также специфичны и различные средства: канцелярские принадлежности, мебель, реквизит, которые характерны только для данной сферы. Финансирование осуществляется из бюджета и на основе привлечения средств, вовлечения интересов самых различных сил и инстанций: спонсоров, благотворительных организаций и прочих доноров.
26. Материально-технические ресурсы включают в себя специальное оборудование, имущество, инвентарь для эксплуатации и производства культурного продукта и создания соответствующей среды для обеспечения культурной, просветительской и досуговой деятельности. Составная часть материально-технических ресурсов – недвижимость, необходимая для оптимального функционирования объектов социально- культурного назначения. К видам недвижимости относятся: здания, помещения, специально обустроенные сооружения и территория под ними. Основные фонды:
1. архитектурно- и инженерно-строительные объекты (здания и сооружения), предназначенные для проведения социально-культурных мероприятий, эксплуатации и хранения оборудования и материальных ценностей;
2. инженерно-коммуникационные системы и устройства: электрические сети, телекоммуникации, системы отопления, водоснабжения и др.;
3. механизмы и оборудование: аттракционы, хозяйственный, музыкальный, игровой, спортивный инвентарь, музейные ценности, сценическо-постановочные средства и реквизит, библиотечные фонды, многолетние зеленые насаждения;
4. транспортные средства.
27. Термином «дизайн», как правило, обозначается вид проектной деятельности по гармонизации и эстетизации материальной культуры, проявляющейся в этой деятельности в создании утилитарно-эстетических качеств вещей, предметов, техники и других элементов предметной среды. Сущностное понимание дизайна коррелируется с его функционированием как деятельности совмещающей красоту и пользу. Дизайн - специфическая сфера деятельности по разработке (проектированию) предметно-пространственной среды, а также жизненных ситуаций, с целью придания результатам проектирования и производства высоких потребительских и утилитарных свойств, эстетических качеств, оптимизации и гармонизации жизни человека и общества. Уровне теории дизайн – это или внешний облик вещи (форма вещи), или процесс ее мысленного создания — проектирование художественного моделирования предметного мира, опирающегося на образное, художественное мышление. Понятие “Дизайн” сегодня ассоциируется с самыми прогрессивными явлениями и самыми современными техническими достижениями.
28. Техника безопасности — свод правил и положений, направленный на обеспечение условий безопасного труда и проведения каких-либо других работ.
1. Обеспечение безопасности
2. Сведение получения производственных и прочих травм к минимуму
3. Охрана здоровья
4. Система организационных и технических мероприятий, направленных на уменьшение или исключение влияния опасных и вредных факторов на человека во время трудовой деятельности Обеспечение безопасных условий труда определяется следующими фактами:
1. Самыми важными являются жизнь и здоровье человека по сравнению с ценой производимого продукта и стоимостью оказываемых услуг.
2. Необходимость в сведении внештатных ситуаций к минимуму
3. Необходимость в сведении травм рабочих к минимуму для повышения эффективности работы
4. Необходимость в сведении времени отсутствия квалифицированных специалистов ввиду профессиональных травм и заболеваний на рабочем месте к минимуму. Инструктаж техники безопасности производится, как правило, во время приобретения профессионально и специального образования. Так же правила техники безопасности публикуются в соответствующих той или иной специальности учебных пособиях.
30. Специалист обеспечивает полноценную реализацию функций социально-культурной деятельности, важнейшими из которых являются: изучение, сохранение и использование культурного наследия в процессе возвышения духовных потребностей и интересов разных групп населения; создание и обогащение культурных ценностей, творческого развития детей, подростков и взрослых создание благоприятной культурной среды, стимулирование инновационных движений в социокультурной сфере; организация деятельности центров, способствующих культурному развитию населения проведение массовой информационно-просветительной и воспитательной работы по месту жительства; популяризация здорового образа жизни; вовлечение людей в процесс непрерывного образования, рекреативно-развлекательного досуга;
Специалист: способен к прогностической, к проектной и экспертной деятельности в профессиональной сфере умеет осуществлять социокультурную деятельность на основе изучения запросов, интересов и с учетом возраста, образования, национальных, социогендерных и других различий групп населения умеет квалифицированно проектировать различные виды социально-культурной деятельности, определять динамику и перспективы ее развития, исходя из потребностей общества, задач социальных институтов общества, наличия собственных и привлекаемых творческих и хозяйственных ресурсов, реальных интересов и запросов населения
31. Информационно-методический ресурс – совокупность внешней и внутренней информации, на основании которой принимаются управленческие решения, средства и способы организационно-методического руководства, научно-методического обеспечения, переподготовки, повышение квалификации кадров в области социально-культурной деятельности. СМИ - средство распространения информации, характеризующиеся:
1. Обращенностью к массовой аудитории
2. общедоступностью
3. корпоративным характером производства и распространения информ. Информация - сведения о лицах, предметах, фактах, событиях. явлениях, процессах независимо от формы их представления. Творчество — процесс человеческой деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности или итог создания субъективно нового. Пиар-технологии — технологии создания и внедрения при общественно-экономических и политических системах конкуренции образа объекта (идеи, товара, услуги, персоналии, организации — фирмы, бренда) в ценностный ряд социальной группы, с целью закрепления этого образа как идеального и необходимого в жизни. 39 компоненты ресурсной базы. в ресурсах отображается вся специфика, например, материально-техническая база обязательно должна быть отражена на отдельном балансе, само учреждение культуры не имеет "личного" имущества, также специфичны и различные средства: канцелярские принадлежности, мебель, реквизит, которые характерны только для данной сферы. Финансирование осуществляется из бюджета и на основе привлечения средств, вовлечения интересов самых различных сил и инстанций: спонсоров, благотворительных организаций и прочих доноров. Более того, некоммерческая деятельность имеет более общий характер, она может включать в себя коммерческую как свою часть. Например, музей может заниматься предпринимательской деятельностью, открывать производство сувениров, типографию, ремонтные мастерские. Так как социально-культурная сфера постоянно развивается, то и кадры должны постоянно проходить переподготовку, поэтому в этой сфере велико число профессиональных работников, имеющих высшее образование или средне специальное. Социально-культурная сфера часто использует природные ресурсы.
Природные ресурсы - естественные ресурсы, часть всей совокупности природных условий существования человечества и важнейшие компоненты окружающей его естественной среды, используемые в процессе общественного производства для целей удовлетворения материальных и культурных потребностей общества.
33. Социально-демографический ресурс – совокупность физических лиц, проживающих на территории данного региона, города, микрорайона. Различаются по возрастному, профессиональному, этническому и другим принципам, а так же учитывается их активность.
34. СКД - это культ. деят. соц. субъектов ( профессиональных и непроф. групп вплоть до общества в целом) по:
1. обобществеленнию культ. инноваций
2. развитию способн. индивидов и обслуживанию из твор. деят. 3. соц. коммуникации, т.е. распространению, сохранению, общественному использованию всех видов культ. ценностей.
Потре́бность - надобность, нужда в чём-л., требующая удовлетворения. Материальные, духовные потребности человека. Потребности страны в современных технологиях. П. растения в воде и в солнечном свете. Желание, стремление. Переход к рыночным отнош. поставил учрежд. культ. перед необход. задуматься о культурных запросах и предпочтен. населения, соц.-эконом. Характеристиках аудитории этих учреждений, мотивах их посещения или непосещ., степени дух. удовлетворенности их деятельностью. Организац. культуры должны знать: конкретные сведения о соц., демограф., эконом., характеризующих посетителей данных учреждений, замеч. и требованиях насел. к сфере культуры, оценкам деят. театров, муз., библ., клубных и др. досуговых организаций. конечной целью функционирования объектов и субъектов культуры и искусства является удовлетвор. и формирование многообразных дух. потр. людей, учрежд. культуры должны обладать обширным информац. полем о реальном участии различных соц. групп в культ. процессе. высшая потребность человека в творчестве и является, и воспринимается нами как высшее проявление культуры и как результат действующих на человека социальных и культурных институтов. Потребности в материальных благах, необходимые для поддержания жизни. Потребности познания. Биологические потребности. Социальные потребности. Духовные потребности. Ценностно-ориентированные потребности.
35. Планирование — это вид деятельности, связанный с постановкой целей (задач) и действий в будущем. Планирование в самом общем виде подразумевает выполнение следующих этапов:
1. Постановка целей и задач
2. Составление программы действий
3. Выявление необходимых ресурсов и их источников
4. Определение непосредственных исполнителей и доведение планов до них Планирование — оптимальное распределение ресурсов для достижения поставленной цели. Ресурсы — всё, что необходимо человеку и организации для достижения цели, для удовлетворения собственных потребностей и потребностей субъектов или объектов внешней среды Технология как алгоритм, ведущий к цели, как четкая совокупность и последовательность методов, форм, приемов, средств воздействия. При разработке конкретных технологий учитываются, прежде всего, цель и задачи, содержание деятельности и общения, все связи и контакты, распределение ролей, ресурсное и нормативное обеспечение, анализ результатов. СКД - это культ. деят. соц. субъектов (профессиональных и непроф. групп вплоть до общества в целом) по:
1. обобществеленнию культ. Инноваций
2. развитию способн. индивидов и обслуживанию из твор. деят. 3. соц. коммуникации, т.е. распространению, сохранению, общественному использованию всех видов культ. ценностей. Технология — комплекс организационных мер, операций и приемов, направленных на изготовление, обслуживание, ремонт и эксплуатацию изделия с номинальным качеством и оптимальными затратами, и обусловленных текущим уровнем развития науки, техники и общества в целом.
37. Ресурс — (источник, доход) количественная мера возможности выполнения какой-либо деятельности; условия, позволяющие с помощью определённых преобразований получить желаемый результат. Ресурсы — всё, что необходимо человеку (физическому лицу) и организации (в том числе юридическому лицу) для достижения цели, для удовлетворения собственных потребностей и потребностей субъектов или объектов внешней среды.
Ресурсы могут быть трудовые, информационные, материальные, финансовые.
1. Входящие (то чем мы обладаем)
2. Исходящие (результат)
3. Природные ресурсы
Возобновляемые ресурсы
Невозобновляемые ресурсы,
4. Экономические ресурсы
Организационные ресурсы
Трудовые ресурсы
Финансовые ресурсы
Материальные ресурсы
5. Информационные ресурсы
Сетевые ресурсы
Интернет-ресурсы
Печатные издания
Издания на компакт-дисках
В информационных технологиях
6. Вычислительные ресурсы
Ресурсы (Windows),
Ресурсы (MacOS),
Ресурсы (Java),
Ресурсы (Jabber),
7. В туризме
Рекреационные ресурсы
Природно-лечебные ресурсы
38. Ресурсная база – совокупность основных компонентов необходимых для производства конкретного культурного продукта, культурных благ или услуг. А также совокупность финансовых, трудовых, энергетических, природных, материальных, информационно-творческих ресурсов. Ресурсы — всё, что необходимо человеку (физическому лицу) и организации (в том числе юридическому лицу) для достижения цели, для удовлетворения собственных потребностей и потребностей субъектов или объектов внешней среды.
40. Социальные ресурсы можно определить как запасы творческой энергии личности (социальные, познавательные, деятельностные), социальной организации и общества в целом — содружества людей, организаций, институтов, социальных групп. Эти запасы человеческой энергии огромны.
Одной из самых актуальных сегодня является проблема раскрытия этого огромного потенциала, творческих возможностей человека, социальных организаций и направления этих источников прогресса в созидательное русло. Перед социальным менеджером стоит задача найти механизмы управления социальными ресурсами и средства их качественного и количественного измерения.
С этой целью социальные ресурсы необходимо разделить на
1) мотивационные,
2) интеллектуальные,
3) информационные,
4) коммуникативные,
5) социально-психологические,
6) соревновательные,
7) демографические,
8) социально-экологические,
9) деятельностные,
10) инновационные,
11) стратегические,
12) кадровые,
13) организационные,
14) управленческие,
15) научные.
Социальные ресурсы составляют ядро всей системы ресурсов. Без их рационального использования невозможно получить эффективных результатов от реализации любых видов ресурсов — материальных, хозяйственных, природных и т.д.