Содержание
Политическое и cоциaльнo-экoнoмичecкoe положение словенских земель в первой половине ХIХ в.
Словенское национальное Возрождение и революция 1848-49 гг.
Словенские земли во второй половине XIX - начале XX в.
Список использованных источников
Словения в Средние века
Словенские земли в VI-ХV вв. На крайнем северо-западе Балканского полуострова и даже за его пределами поселились предки современных словенцев. Их историческими землями являлись Каринтия, Крайна, Штирия, Горица и внутренняя часть Истрии. Наиболее известным славянским восточно-альпийским племенем были карантане или хорунтане (под именем " хорунтане" словенцы известны в древнерусской летописи). Другая часть словенских племен расселилась в низменных районах среднего Подунавья - Нижней Паннонии. Таким образом, возникло два ядра расселения словенцев: Карантания и Паннония. Карантанские и паннонские славяне были подвластны аварам, платили им дань и участвовали в походах на Византию. Во время одного их таких походов в 622-623 гг. началось восстание славянских племен - чехов, мораван, карантанцев против аваров. Во главе этого восстания стал Само-человек, о котором известно, что он был франкским купцом, путешествовавшим по славянским землям. В результате восстания они освободились от власти авар, стали самостоятельны и образовали раннефеодальное государство Карантания во главе с князем Валуком. В 629 г. Карантанское княжество заключило союз с государством Само, воюя вместе с ним против аваров и новых врагов - франков. В середине VII в. держава Само была разгромлена, а Карантания вплоть до начала ХI в. включала в себя большинство земель, населенных словенцами.
В конце VII - первой половине VIII в. словенцы продолжали вести упорную борьбу с аварами, баварцами, лангобардами. В 40-х гг. VIII в. на них напали авары, и князь Борут обратился за помощью к баварскому князю Одило.
Баваро-карантанские войска разгромили аваров, но Борут был вынужден признать вассальную зависимость от баварцев. Горазд и Хотимир (сын и племянник Борута) оставались заложниками у баварцев и приняли христианство. В 750 г., после смерти Борута, князем стал Горазд (750-753). Его сменил Хотимир (753-769), который предпринял первую попытку крестить карантанцев. Для этого он пригласил из Баварии епископа Модеста и ввел особую подать в пользу Зальцбургского архиепископства. После смерти князя Хотимира в стране вспыхнуло восстание против христианских проповедников и засилья баварцев. Однако в 772 г. последние при активной поддержке карантанского князя Вальтунка подавили восстание. С этого периода деятельность христианских миссионеров протекала беспрепятственно и активно. Их успеху содействовало и введение франками несколько меньшего налога в пользу церкви - "славянской десятины".
В 788 г. баварцы были подчинены франками, вместе с ними в состав империи Карла Великого вошли и словенцы. Карантания стала административной единицей Франкского государства. Под властью франков она продолжала сохранять автономию и на первых порах имела своих князей, которые участвовали в походах Карла Великого, в том числе и на другие славянские племена. Однако с начала IХ в. немецкие феодалы стали все чаще вмешиваться во внутренние дела карантанцев. Поэтому, когда против власти франков вспыхнуло восстание посавского (хорватского) князя Людевита, Карантания поддержала его. Это вынудило франков впоследствии принять меры по дальнейшему ограничению их автономии. В 828 г. на месте Карантанского княжества была создана немецкая административная единица - марка. Новая марка была создана и на других территориях, заселенных словенцами, - в Крайне (на границе с хорватскими землями). Большинство словенских феодалов после восстания Людевита лишились своих владений и политических прав и должны были присягать на верность франкам. Для усиления своих позиций в словенских землях франки стали раздавать словенские земли южно-немецким феодалам и церкви. Таким образом, началась немецкая колонизация Словении, которая продолжалась вплоть до начала XV в.
В 843 г., во время раздела Франкской империи по Верденскому договору, большая часть словенских земель отошла к Восточнофранкскому королевству (Карантания, Крайна), а небольшие словенские территории во Фриуле и Истрии - к Италии. С 876 г. Карантанией владел сын Людовика Каломан, который передал провинцию сыну - королю Арнульфу, носившему титул герцога Карантанского.
Историческая судьба словенцев Нижней Паннонии сложилась несколько иначе. В конце VIII в. она также попала в зависимость от франков. Большую часть ее населения в середине IХ составляли словенцы. Зарождавшаяся феодальная знать так же была славянской по происхождению. К этому времени Франкское государство значительно ослабло. Это позволило чешским, моравским и словацким землям объединиться и создать славянскую державу - Великую Моравию. В противовес этому, восточнофранкский король Людовик Немецкий создал в Нижней Паннонии Блатенское княжество во главе с верным союзником франков князем Прибиной, который стал активно распространять христианство по западному обряду. Началась колонизация Паннонии немцами. После смерти Прибины князем стал его сын Коцел (861-874), который в своей политике ориентировался на Великую Моравию. При нем были созданы благоприятные условия деятельности византийских миссионеров, братьев Кирилла и Мефодия, которые в 867 г. отправились из Моравии для утверждения своих полномочий к римскому папе. По дороге в Рим они побывали в Паннонии и встретились с Коцелом. Согласно Житию Кирилла, Коцел полюбил славянские книги и просил Кирилла и Мефодия обучить 50 учеников.
В 869 г. в результате восстания против немцев Великая Моравия и Нижняя Паннония, объединившись, стали независимыми. Было создано новое архиепископство, которое возглавил Мефодий, проводивший богослужение на славянском языке. Однако из-за внутренних осложнений, возникших в Великоморавском государстве, Мефодий вынужден был явиться на синод немецких священников, после чего был брошен в тюрьму. Коцел, лишившись поддержки Великоморавской державы, не смог долго сопротивляться немцам, и в 874 г. Блатенское княжество окончательно потеряло свою независимость. Мефодий и его ученики, возвратившиеся в Паннонию в 873 г., вскоре были изгнаны из страны, а богослужение на славянском языке запрещено. Немецкие священники возглавили распространение христианства в паннонских землях.
В конце IX в. паннонские словенцы подверглись наступлению венгров, которые осели в среднем Подунавье на территории бывшей Паннонии. Таким образом, уже в Х в. южные славяне оказались отделены от западных славян землями, населенными венграми, а словенцы, жившие в Нижней Паннонии, были почти полностью мадьяризированы.
После распада Восточнофранкского королевства Карантания и Крайна вошли (976) в Германскую империю, где было создано герцогство Великая Карантания. В него вошли все словенские земли, в том числе Фриула и Истрия. Герцогство просуществовало до XII в., когда на основе бывших частей Великой Карантании стали складываться территориально-политические единицы - Штирия, Каринтия, Крайна, Истрия.
В середине XIII в., после смерти представителей германской имперской династии Бабенгергов, словенские земли попали в сферу политических интересов усилившихся соседей - Чехии и Венгрии. На словенские земли претендовали как чешский король Пржемысл II, так и венгерский - Бела IV. Победа в войне за Словению досталась Пржемыслу II. К Чехии отошли Австрия, Штирия, Каринтия и Крайна. В 1273 г. германским императором стал Рудольф Габсбург, который объявил незаконным захват восточноальпийских земель Пржемыслом II. В 1278 г. в результате чешско-германской войны словенские земли отошли к Габсбургам. Император Рудольф оставил за собой Штирию, а Каринтию и Крайну отдал своему сподвижнику Майнхарду, графу Тирольскому. В 1335 г., когда вымер род тирольских графов, Крайна и Каринтия оказались под властью Габсбургов. Словенцы, проживавшие в Истрии, в XII-XIII вв. попали под власть Венецианской республики.
К середине ХV в. Габсбурги стали владельцами всей Штирии, Каринтии и Крайны. Опираясь на средних и мелких феодалов, раздавая различные привилегии, они подавляли сепаратизм родовитых магнатов.
Следствием этой политики явился значительный рост роли сословных собраний в словенских землях. Первые общинные собрания представителей дворянства Штирии, Каринтии и Крайны относятся уже к ХI в. В 90-е гг. ХV в. эти земли образовали так называемую Внутреннюю Австрию и были тесно связаны с друг другом экономически и политически средним и мелким феодалам.
С начала ХV в. на словенские земли начинают совершать набеги турки, разоряя города, убивая жителей. Но это не помешало императору Фридрих III вступить в упорную борьбу с венгерским королем Матвеем Корвиным за земли на юго-востоке Германской империи. В конце XV в. восточноальпийские территории, в том числе и словенские земли, на несколько лет вошли в состав Венгерского королевства Матвея Корвина. После его смерти в 1490 г. они вновь вошли в состав Габсбургских владений - так называемую провинцию Восточная Австрия. В 1500 г. Габсбурги наследовали словенский горнорудный район Горицу, а в 1526 г., после битвы под Мохачем и разгрома венгров турками, они присоединили к империи Габсбургов область р. Муры, населенную этническими словенцами. Таким образом, практически все словенские земли оказались в составе Австрийской империи и находились под ее господством более 600 лет. Только небольшая часть словенских земель, словенская Истрия, осталась в составе Венеции вплоть до начала XIX в.
Социально-экономическое развитие средневековых словенских земель. По немногочисленным источникам известно, что феодальные отношения у словенцев утвердились в течение IХ-Х вв., гораздо раньше, чем у хорватов и сербов. В этот период сформировались основные формы землевладения, определились категории зависимых крестьян и их повинности в пользу светских и духовных феодалов.
В ХII-ХV вв. в словенских землях происходил дальнейший рост и укрепление феодальной собственности. Светские феодалы в основном были немецкие герцоги, маркграфы, графы. Постепенно формировался слой средних и мелких феодалов, владевших землей условно. Среди духовных феодалов своим богатством выделялись Зальцбургское архиепископство и Аквилейский патриархат, которым в церковном отношении подчинялись все словенские земли. В ХIII-ХIV вв. условная форма владения землей перешла в вотчинную. Равное юридическое положение способствовало консолидации феодалов в единое сословие. В конце ХIV в. феодалы завоевали себе право созывать сословные собрания, на которых присутствовали представители знати, высшего духовенства, рыцарства, представители городов.
В связи с развитием производительных сил и товарно-денежных отношений феодальное хозяйство в словенских землях изменило свой облик. Барская запашка была ликвидирована, натуральная рента (правда) постепенно заменялась денежной. Социальные и юридические различия между категориями крестьян (хлапцы, праздники, косезы и пр.) стираются, превращая их в одну феодально-зависимую, которая в источниках обозначается термином - "подданные".
Большую роль в жизни словенских крестьян играли сельские общины, имевшие в своем пользовании пастбища, луга, леса и возглавляемые жупанами. Крестьяне, как правило, владели землей пожизненно. Их положение в словенских землях не везде было одинаковым. Так, в Словенском Приморье свободных крестьян сохранилось больше, чем в других словенских областях.
Быстрый рост словенских городов относится к ХII-ХV вв., когда начинается массовое возникновение словенских ремесленно-торговых центров - сначала в Каринтии, а потом в Штирии и Крайне. Развивались самые разнообразные ремесла: портняжное, кожевенное, столярное, кузнечное и другие изделия, которые были рассчитаны на внутренний рынок. Большое значение для развития ремесла и торговли имело горное дело. Словенские земли были богаты залежами свинца, ртути, железа и другими полезными ископаемыми. На базе горной промышленности возникали и развивались некоторые словенские города - Любляна, Идрия, Железники, Беляк и др.
По мере роста и экономического укрепления городов формировалось их внутреннее устройство, которое почти полностью копировало городское право немецких городов. Большинство словенских городов в ХIV-ХV вв. имели самоуправление. Приморские города были более развитыми в социальном отношении, чем города во внутренней части Словении. Они пользовались более широкой автономией и политической самостоятельностью. Особенно выделялся в этом отношении Триест, в котором установилась олигархическая система правления по образцу итальянских городов-коммун.
Словения в Новое время
Словенские земли в конце ХVI-ХVIII в. В этот период в словенских землях наступил длительный экономический упадок. Он был обусловлен, прежде всего, перемещением главных торговых путей из Средиземноморья в Атлантический океан. В результате этого было потеряно прежнее значение торговых путей между южно-германскими княжествами и Италией, которые шли через словенские земли.
Несмотря на то, что словенские земли были основным поставщиком оружия для Военной Границы, его производство в ХVII в. заметно сократилось. Во внешней торговле наибольшую роль играл товарооборот с итальянскими землями. В Италию из Внутренней Австрии вывозили железо, дерево, полотно и другие товары. В целом итальянский рынок значил для словенских земель больше, чем немецкий, венгерский, хорватский.
Упадок сельского хозяйства, промышленности и торговли усугубился тяготами многочисленных войн, которые на протяжении ХVII - первой половины ХVIII в. вели Габсбурги. Особенно много сил отнимали войны с Турцией. Еще в ХVI веке жители словенских земель (краинские, штирийские и каринские) должны были финансировать сооружения крепостей и содержание Военной Границы.
После победы контрреформации, и особенно во второй половине ХVII в., после окончания Тридцатилетней войны, усилилась абсолютистская, централизованная политика Габсбургов. В связи с этим неуклонно падала роль сословных организаций. Хотя сословия сохраняли известные права в административно-финансовом управлении, суде, армии, их функции постепенно суживались. Феодальное и крестьянское ополчение в ХVII в. почти не созывалось, его заменило наемное, а затем постоянное войско.
Заметно увеличилась роль католической церкви. В словенских землях появились ордена иезуитов, росло количество монастырей. Под контролем церкви находилась вся общественная жизнь.
В первые десятилетия ХVIII в. хозяйственная жизнь словенских земель стала активизироваться. Оживлению экономики словенских городов способствовали реформы, проводимые Габсбургами. Так, были ликвидированы все таможенные поборы, ограничения свободы торговли на ярмарках и многое другое. Все это создавало условия для успешного развития торговли. Правительство провело ряд реформ в области промышленности, которые способствовали развитию капиталистических отношений. В сельском хозяйстве начали применяться новые машины, передовые методы обработки земли. Эти изменения повлекли за собой расслоение крестьянства. В интересах зажиточных крестьян стали создаваться "Сельскохозяйственные общества". В период "просвещенного абсолютизма" здесь, как и в других землях Габсбургской монархии, был проведен ряд аграрных реформ. Во время правления Марии Терезии стали издаваться патенты, которые ограничивали количество дней барщины, и патенты о выкупе крестьянами наследственного права на землю. При императоре Иосифе II были изданы постановления, отменявшие личную зависимость крестьян и определявшие фиксированные крестьянские налоги и повинности. Таким образом, в ХVIII в. в экономическом развитии словенских земель появились признаки капиталистических отношений, и правительство Габсбургов всячески способствовало их развитию.
Во второй половине ХVIII в. были проведены существенные изменения в административном и территориальном устройстве словенских земель. Все чиновники провинциальных управлений стали назначаться правительством, отменялись прежние сословные суды, их заменили суды, состоявшие из государственных чиновников.
Габсбургская политика была полностью направлена на подчинение государству католической церкви и снижение ее экономического и политического влияния. В связи с реформами "просвещенного абсолютизма" в словенских землях были ликвидированы многие монастыри. Официальным языком в словенских землях являлся немецкий, который должен был знать каждый чиновник. Это ускоряло процесс германизации, прежде всего среди интеллигенции. Только в деревнях крестьяне по-прежнему хранили родной язык и обычаи, и некоторые образованные словенцы интересовались национальной культурой. Население словенских земель еще не осознавало себя единым народом. Например, жители Штирии и Каринтии называли себя словенцами, этот же термин употреблялся для обозначения славян в целом.
Однако во второй половине ХVIII в. в связи с развитием капиталистических отношений в словенских землях зарождается и вскоре начинает быстро развиваться национально-просветительское движение. Оно становится первым этапом в национальном Возрождении словенцев и полностью оформляется уже в XIX в. Значительную часть интеллигенции среди словенцев составляло духовенство, поэтому наряду с зарождавшейся молодой словенской буржуазией оно играло значительную роль в национально-просветительском движении. Идеи Просвещения быстро распространились на словенских землях, здесь появились кружки богатых немецких феодалов-меценатов, которые поставили своей целью изучение языка и обычаев своих крестьян-словенцев. Наиболее известным из них был кружок барона Зигмунда Цойса.
Политическое и cоциaльнo-экoнoмичecкoe положение словенских земель в первой половине ХIХ в.
В конце ХVIII - начале XIX в. Словения стала ареной жестоких сражений между войсками Наполеона и Австрией. В 1809 г. большая часть Словении в результате Шенбрунского мирного договора отошла к Франции и была включена в состав Иллирийских провинций, где французские власти провели ряд реформ. Некоторые из них сыграли положительную роль, в частности декрет о школах, согласно которому языком обучения в начальных школах стал словенский. Создание Иллирийских провинций способствовало усилению национального самосознания, дало толчок развитию словенской политической мысли. Столицей провинций стал город Лайбах (Любляна). Такие преобразования, как введение гражданского кодекса, секуляризация образования, освобождение кметов оказали большое влияние на рост словенского национального самосознания. Особенно важным стимулом для развития национального языка было признание так называемого "иллирийского языка" официальным языком провинций и издание на нем газет, книг и учебников.
Некоторые словенские патриоты начали активно сотрудничать с французскими властями. Виднейшим из них был В. Водник, первый словенский поэт и редактор первой словенской газеты.
В первой половине XIX в. в словенских землях произошли существенные изменения, способствовавшие превращению этих земель в развитый индустриальный район. В ходе промышленной революции быстрыми темпами стали строиться железные дороги, развивались ткацкая, стекольная, пищевая промышленность, применялись передовые средства производства, как например паровая мельница. Все это способствовало экономическому развитию словенских земель.
Социальная структура словенского общества в этот период разделялась по национальному признаку. Помещики, чиновники, бюргеры в основном были немцы. Словенцы, не имевшие своего национального дворянства, в основном проживали в деревнях и принадлежали к крестьянскому сословию.
После реформ Иосифа II начался процесс ликвидации феодальной системы землепользования, который на словенских землях шел интенсивнее, чем у других южнославянских народов империи. Продажа земли помещиками способствовала ее концентрации в руках государства и обогащению буржуазии. Крестьяне арендовали землю у помещика и помимо оплаты ренты (денежной и натуральной) должны были еще отрабатывать определенное число дней в году барщины и выплачивать десятину церкви. В 1846 г. вышел патент, который значительно облегчал положение крестьян - все существующие повинности заменялись денежной выплатой. В связи с этими процессами и формирование национальной буржуазии у словенцев проходило гораздо быстрее, чем у других южнославянских народов. Свой первоначальный капитал она создавала благодаря откупам и скупке земли у разорившихся помещиков. Однако в промышленности и торговле царила немецкая буржуазия. Широко распространенные мануфактуры, а также горные и металлургические предприятия стали базой капиталистической промышленности.
Словенские города, находившиеся на пересечении транзитных торговых путей, довольно быстро развивались. Абсолютное большинство населения было католиками. В жизни словенцев католическая церковь играла исключительно важную роль. Она являлась одним из крупнейших землевладельцев, ей принадлежала треть земельных наделов. Священники, как правило, были этническими словенцами или хорошо знали словенский язык. Из числа духовенства вышла основная часть деятелей словенского просвещения и культуры, его представители стали ядром национальной общественности.
Словенское национальное Возрождение и революция 1848-49 гг.
В коронных землях Габсбургов, в состав которых входили словенские территории, революционные события протекали в значительно более сглаженном виде. Причиной этого были: во-первых, более лояльное отношение властей; во-вторых, слабость словенского национального движения по сравнению с сербским и хорватским. К началу революции словенцы еще не имели своей политической программы, их лидеры, являясь выходцами из крестьян, небогатых горожан, были очень ограничены в своих политических познаниях. Нe случайно поэтому в первые же дни революции наиболее активно выступили представители молодой словенской интеллигенции - студенты, учившиеся в Вене и Граце. Политическая и общественная жизнь этих городов была гораздо более развита, чем в тихих провинциальных словенских городах. Именно в Вене и Граце появились первые словенские национально-культурные общества. Сам термин "Словения" начинает использоваться словенскими интеллектуалами лишь накануне революции 1848 г. До этого словенцы называли себя: "каринтийцы", "штирийцы", "крайнцы", и их местная обособленность замедляла процесс объединения словенской нации.
Первым сформулировал национальные требования словенцев сторонник иллиризма Матия Маяр Зильский. В своих статьях он заявлял о необходимости введения в "школах и канцеляриях словенского языка", а также требовал установления особой административной области Словения со своим провинциальным собранием. Выступления Маяра подтолкнули словенскую молодежь в Вене к созданию программы под названием "Объединенная Словения", которая предусматривала объединения всех словенских земель. В 1848 г. эта программа являлась не только программой либералов, но и умеренно консервативных словенских национальных деятелей. Суть ее состояла в том, что все словенские земли должны были быть объединены в одну административно-политическую единицу - Словению со своим представительным органом (дежельный збор). Словенский язык имел бы те же права, что и немецкий в немецких землях. Словения должна входить в Австрийскую империю, а не Германию. Программа "Объединенной Словении" базировалась исключительно на этническом принципе: в Словению входили только те территории, которые были населены словенцами, она не предусматривала создания независимого государства. Все общественно-политические деятели считали, что Словения, безусловно, должна входить в состав Габсбургской монархии, переустроенной на федеративных началах. Они были убеждены, что новая Австрия станет лучшим гарантом свободного развития славянских народов, угрозу существования которым видели не только со стороны объединенной Германии, но и со стороны России.
В первые дни революции 1848 г. словенские национальные политики были полны радужных надежд на то, что они смогут добиться равноправия для своего народа при содействии и с помощью немецких либералов. Однако националистическая позиция немецких либералов, стремившихся включить словенские и чешские земли в объединенную Германию и не желавших считаться с чаяниями славян, охладила симпатии словенцев. После подавления восстания в Праге Маяр стал выступать с антинемецких и интивенгерских позиций. В августе 1848 г. Словенское общество в Любляне активно собирало средства в поддержку сербов и хорватов.
После поражения октябрьского восстания в Вене вопрос об объединенной Германии отпал: немецкие земли оставались в пределах Габсбургской монархии. Изменилась и словенская австро-славистская программа. Маяр обосновал ее следующим образом: пять народов, живущих в Австрии (славяне, немцы, венгры, румыны и итальянцы), должны образовать каждый свою административную политическую единицу с границами, строго соответствующими этническому признаку. Предполагалось, что центральное австрийское правительство занималось бы финансами, торговлей, армией, международными отношениями. Славянская автономия - Славия - имела бы свое правительство и свое представительное собрание, куда выбирались бы депутаты всех славянских земель. Прерогативой центральных органов явилась бы выработка политики по отношению к общеевропейскому правительству и к остальным народам Австрии. Сама Славия также строилась по федеративному признаку: каждое славянское племя должно было иметь представительное собрание, своего губернатора и своего военачальника.
Союз югославянских народов в границах Габсбургской монархии проповедовали словенские либералы, многие из которых накануне революции участвовали в иллирийском движении. Например известный поэт Стано Враз был хорошо знаком с Людевитом Гаем. Словенцы не имели "исторического права" на государственность, поэтому некоторые из них предлагали войти в состав хорватской автономии.
В период революции в словенских землях, в отличие от хорватских и сербских земель, национальный вопрос интересовал только небольшую прослойку национально сознательной интеллигенции. Крестьянство, составлявшее основную массу словенского народа, относилось к нему с полным безразличием.
И тем не менее революция 1848-1849 гг. имела огромное значение для социально-экономического и национально-политического развития славян вообще и словенцев в частности. В это время впервые были четко сформулированы национально-политические программы словенцев.
Идеи иллиризма, носившие чисто культурный характер, теперь воплотились в югославистские политические проекты. Вопрос о политическом объединении южных славян был поставлен на повестку дня, правда, еще в австрославистской форме.
После введения октроированной конституции часть словенских либералов отошла от югославистской и австрославистской программ, однако Маяр не отказался от политической борьбы и призвал своих единомышленников издавать газету на словенском языке, в целях пропаганды и защиты своих прав.
Словенские земли во второй половине XIX - начале XX в.
После революции 1848-1849 гг. капиталистические отношения в словенских землях получили дальнейшее развитие. Несмотря на то, что помещики продолжали владеть большей частью земли, крестьяне были освобождены от феодальной зависимости и стали собственниками обрабатываемых земель. Постепенно в деревне возникли предпосылки для формирования сельская буржуазия. Уже к концу XIX в. капиталистические формы ведения хозяйства стали преобладать в имениях словенских помещиков. Промышленный переворот и быстрое развитие капитализма в соседних австрийских и чешских землях оказали непосредственное влияние на Словению, через которую осуществлялись торговые связи Австрии с балканскими странами, Италией и другими государствами.
Во второй половине ХІХ в. внедрение австрийского и иностранного капитала в экономику Словении резко усилилось. К концу XIX в. заметное развитие получила горнодобывающая и металлообрабатывающая промышленность, а также пищевая, кожевенная, строительная, текстильная, создававшиеся главным образом с помощью австрийского капитала. По уровню промышленного развития Словения значительно превосходила другие югославянские земли: на ее небольшой территории было сосредоточено более половины всех промышленных и мануфактурных предприятий, расположенных в областях, которые позже составили Югославию, и более половины всех промышленных и мануфактурных рабочих. И в дальнейшем, в начале XX в., словенские земли по своему экономическому развитию опережали остальные югославянские земли.
Ускорившийся процесс формирования словенской буржуазии привел к активизации национальной буржуазной интеллигенции в политической и культурной областях.
Октябрьский диплом австрийского императора 1860 г., фактически имевший силу конституции, и Февральский патент 1861 г., изменивший взятый курс на федерализацию, вновь утверждали в империи жесткий централизм. Был введен общеимперский двухпалатный парламент - рейхстаг, который стал законодательным органом и куда все территории должны были направить своих представителей. В словенских землях также были проведены выборы в местные представительные органы - лантаги. Однако из-за особенностей избирательной системы в них преобладали немецкие представители.
В марте 1861 г. Маяр выступил с идеей объединения всех словенских земель в единое административное политическое целое. Предусматривалось введение словенского языка в школах и учреждениях, т.е. эта была программа, которая родилась еще в 1848 г. Однако вскоре словенские общественные деятели от нее отказались, так как в этот период большинство славянских политиков (хорваты, чехи, поляки) выдвигали принцип "исторического права" при создании административно-политических единиц в Австрийской империи. Словенцы также попытались приспособить программу "исторического права" к словенским условиям. Ее автор, Андрей Эйншпиллер, каринтийский священник и апологет католической церкви, предложил план создания Внутренней Австрии, административной единицы, существовавшей в 1564-1747 гг. и включавшей в свой состав Штирию, Каринтию, Крайну.
В сентябре 1865 г. в Мариборе собрание ведущих словенских политиков приняло программу Внутренней Австрии, которая вошла в историю под именем Мариборской. Однако во Внутренней Австрии словенцы составляли всего 43 % населения, и поэтому ее создание никак не решало словенский национальный вопрос. Желая усилить словенский элемент в будущей автономной единице, такие деятели как Маяр и Эйншпиллер стали пропагандировать проект создания Иллирийского королевства. Эта политическая программа на основе "исторического права" не могла словенцам заменить собою программу Объединенной Словении и не получила в дальнейшем распространения.
В 60-е гг. ХІХ в. в словенских городах стали бурно развиваться различные культурно-просветительские общества: читальни, издательства. Так, в 1864 г. была основана Словенская матица, общество по изданию книг на славянском языке. Матица выпускала труды по истории, этнографии, филологии. Эти общества в условиях борьбы за национальные и политические права очень быстро политизировались. Из них вышло новое поколение словенских национальных деятелей, которые не довольствовались осторожными методами политиков, ориентирующихся на Мариборскую программу. В отличие от представителей старшего поколения, которых стали называть старословенцами, они получили имя младословенцев. Младословенцы стремились к более активным действиям, особенно после австро-венгерского соглашения 1866 г., которое нанесло удар по национальным интересам и надеждам словенцев. Этот акт означал упрочение господства австрийской буржуазии в западной части империи, в том числе и Словении, и окончательный отказ австрийских правящих кругов от объединения словенских земель и предоставления словенцам автономии.
После введения австро-венгерского дуализма в Австрии была принята новая Конституция (1867), которая явилась шагом вперед в буржуазном преобразовании Австрии. Были провозглашены свобода вероисповедания, равенство граждан перед законом и право народов пользоваться своим языком в школах и учреждениях, школа была отделена от церкви. Закон 1873 г. установил прямые выборы в рейхсрат, что еще раз подтверждало централистский принцип государственного устройства Австрии. Для словенцев степень осуществления провозглашенных Конституцией 1867 г. национальных прав зависела от силы их отпора германизации в каждой земле. Географический фактор мешал национальной интеграции. Горные затерянные селения и низинные села были оторваны друг от друга. В городах Каринтии и Штирии преобладало немецкое население. Центром национального единения стала Крайна во главе с городом Любляна, где словенцы составляли большинство.
В этот период в словенской общественной мысли преобладали два направления: программа Объединенной Словении и югославянская идея, предусматривавшая триалистическое переустройство империи с выделением югославянской единицы. О возможном административном объединении словенских земель с Триединым королевством договорились хорватские и словенские политические деятели в 1870 г. в Любляне. Тогда же была принята резолюция, которая провозглашала общность интересов южных славян Австро-Венгрии.
В начале 90-х гг. XIX в. у словенцев оформились политические партии. В 1892 г. возникла консервативно-клерикальная - Католическая народная партия, которая впоследствии, в 1905 г., переименовалась в Словенскую народную партию, а в 1912 г. - в хорвато-словенскую партию права. В 1894 г. получила организационное оформление либеральная Народная прогрессивная партия. Все последующие десятилетия главенствующее место на политической арене занимали консерваторы-клерикалы.
В Словении, как и в других католических странах, духовенство играло большую роль в общественной жизни. Толчком для активизации социальной и политической деятельности духовенства послужила энциклика Льва III. В этом послании глава католической церкви, защищая частную собственность, призывал католических священников к активной деятельности по защите угнетенных слоев населения и осуждал эксплуататоров. В конце XIX - начале XX в. в словенских землях состоялось четыре католических съезда (с 1892 по 1913 гг.), на которых обсуждались самые животрепещущие вопросы культурной и политической жизни словенцев. Особенностью политической жизни словенцев являлось то, что в национальном движении ведущую роль играла церковь и священники, как авангард национальных сил. Яркими представителями клерикальных кругов Словении в этот период были епископы Антон Махнич и Якоб Мисса, которые всесторонне и очень активно способствовали проникновению церкви во все сферы жизни словенцев. Под влиянием пропаганды Католической народной партии стало развиваться весьма популярное в словенских массах движение христианского социализма. Его возглавил священник и профессор богословия Янез Крек. Он считал, что противостоять эксплуатации можно, создавая крестьянские и рабочие кооперативы, открывая кредитные кассы для помощи рабочим и крестьянам. Весьма популярны были христианские социалисты и в рабочей среде. Уже в 1894 г. они создали "Словенское католическое рабочее общество" в Любляне, которое ставило своей целью улучшение материального и духовного положения рабочих. Христианские социалисты не стремились создать собственную партию, а действовали в рамках Католической народной партии и всячески содействовали ее популярности. В основе национально-политической программы партии лежала программа "Объединенная Словения".
Народная прогрессивная партия, возглавляемая либералами Иваном Хрибаром и Иваном Тавчаросом, в противовес клерикалам вела широкую пропагандистскую работу через культурно-просветительские организации Общества св. Кирилла и Мефодия.
В 1896 г. в Словении была создана Югославянская социал-демократическая партия (ЮСДП), которая являлась частью австрийской социал-демократической партии и также приняла Гайнфельдскую программу. Ее лидер Этбин Кристан считал, что словенцы должны бороться за культурно-национальную автономию и отрицал всякую политическую форму автономии.
В конце XIX - начале XX века обострились отношения между словенцами и немцами. Открытое противостояние в общественно-политической и экономической жизни объяснялось, прежде всего, конкуренцией национально - буржуазного чиновничества, а также ростом расистских и шовинистических теорий, распространением пангерманизма. Наиболее откровенно этот процесс проходил в зонах контактного проживания словенцев и немцев, и в первую очередь в Каринтии. Так, повседневные действия властей (назначение какого-либо чиновника или сельского учителя) становились поводом для острых национальных конфликтов. Австрийские шовинисты нередко организовывали нападения на словенских деятелей и на национальные учреждения. В сентябре 1908 г. в Штирии были избиты члены Общества св. Кирилла и Meфoдия. В связи с этим в Любляне вспыхнули демонстрации, сопровождавшиеся вооруженными налетами на дома австрийцев. Полиция при разгоне демонстрантов применила оружие, несколько человек было убито.
В словенских землях в течение всего предвоенного периода продолжалась борьба за словенскую школу, употребление словенского языка в учреждениях, за расширение участия словенцев в местном управлении. В то же время австрийские власти всячески тормозили упрочение национального единства словенцев.
После аннексии Боснии и Герцеговины, поставившей югославянский вопрос в центр политической жизни Австро-Венгрии, социал-демократы югославянских земель империи для выработки единых взглядов по национальному вопросу созвали в 1909 г. в Любляне конференцию. Резолюция по национальному вопросу выдвигала задачу слияния югославян в единую нацию и принцип культурной автономии в составе "демократической конфедерации народов". Среди политических деятелей, входивших в социал-демократическую партию, выделялся известный писатель Иван Цанкар, который считал невозможным национальное освобождение словенского и других народов в рамках Австро-Венгрии, он был сторонником независимой федеративной югославянской республики. Так же как и у других славянских народов, у словенцев накануне войны появились тайные молодежные организации ("Возрождение"), которые ставили задачу создания независимого государства и выступали с антиавстрийскими лозунгами.
Список использованных источников
1. Симакова О.А. История южных славян с древнейших времен до 1914 г.: учебное пособие / Симакова О.А., Сальков А.П., Александрович С.С. - Мн., 2004. - 191 с.
2. Кириллина Л.А. Словенцы и революция 1848-1849 гг. М., 2000.
3. История Европы: В 8 т. Т.3: От средневековья к новому времени (конец ХV - первая половина ХVII в.). М., 1993.
4. Свод древнейших письменных известий о славянах. Т.1 (I-VI вв.). М., 1991; Т.2 (VII-IХ вв.).М., 1995.
5. Хрестоматия по истории средних веков. М., 1963.