АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО
План
1. Стадии административного процесса
2. Принципы государственной службы
3. Полномочия Президента Республики Беларусь в сфере исполнительной власти
1. Стадии административного процесса
Административный процесс представляет собой совокупность процессуальных действий и возникающих в их результате правоотношений, связанных с осуществлением правовой защиты конкретных лиц. [2 стр. 294]
Процессуальные действия составляют единую, целостную систему, состоящую из последовательно следующих одна за другой стадий. Под стадией понимается такая относительно самостоятельная часть последовательно совершаемых процессуальных действий, которая наряду с общими задачами имеет свойственные только ей цели и особенности, касающиеся участников процесса, их прав и обязанностей, сроков совершения процессуальных действий и характера оформляемых документов. которые как бы подводят итог деятельности. [5 стр. 149]
К стадиям процесса относятся:
возбуждение административного (управленческого) дела;
рассмотрение дела;
принятие по делу решения;
обжалование и опротестование решения (факультативная сторона);
исполнение решения.
Возбуждение административного дела. Совершение данных действий относится к компетенции уполномоченных на то органов государства (должностных лиц), общественных организаций и их представителей, а также граждан. Возбудивший дело направляет его в компетентный орган. Последний выясняет поводы и основания для возбуждения дела, осуществляет подготовку дела к разбирательству и так далее. Существенное значение в стадии возбуждения административного дела имеют установленные законом процессуальные сроки. Подготовка дела об административном правонарушении к рассмотрению должна быть осуществлена не позднее десяти суток со дня начала административного процесса, а по делам об административных таможенных правонарушениях, об административных правонарушениях против экологической безопасности, окружающей среды и порядка природопользования и налогообложения – не позднее двух месяцев со дня начала административного процесса. Затем дело об административном правонарушении направляется в суд, орган, ведущий административный процесс, уполномоченный его рассматривать.
Рассмотрение дела осуществляется уполномоченным на то органом (должностным лицом). На стадии рассмотрения исследуются обстоятельства дела, в случае необходимости собираются дополнительные материалы. При рассмотрении дела об административном правонарушении коллегиальным органом ведется протокол заседания коллегиального органа. Протокол подписывается председательствующим и секретарем заседания коллегиального органа. Орган, рассматривающий дело, обязан обеспечить установление истины по нему.
Принятие по делу решения. Исследовав все материалы дела, орган (должностное лицо) принимает (выносит) по делу решение, которое является индивидуальным правовым актом управления и должно удовлетворять всем требованиям, предъявляемым к документам подобного рода. Оно должно содержать время и место вынесения постановления; наименование суда, органа, ведущего административный процесс; фамилию, имя и отчество судьи, должностного лица; состав коллегиального органа, вынесшего постановление; сведения о лице, в отношении которого ведется административный процесс; обстоятельства, установленные при рассмотрении дела об административном правонарушении; обоснование принятия того или иного решения с указанием на соответствующую статью; принятое по делу решение; срок и порядок обжалования постановления. Законодательством определены порядок и сроки вынесения решения по делу, способы доведения его до заинтересованных лиц. Органов и организаций.
Обжалование и опротестование решения. Участники процесса, а также иные заинтересованные в деле лица могут в установленном порядке обжаловать вынесенное по делу решение. В предусмотренных законодательством случаях решение може5т быть опротестовано прокурором. Орган (должностное лицо) при рассмотрении жалобы или протеста на решение по делу обязан проверить законность и обоснованность вынесенного решения.
В результате рассмотрения жалобы или протеста принимается одно из следующих решений:
решение остается без изменения, а жалоба или протест – без удовлетворения;
решение отменяется и дело направляется на новое рассмотрение;
решение по делу подвергается изменению;
решение отеняется и дело прекращается.
Исполнение постановлений о наложении административных взысканий. К завершающей стадии производства об административных правонарушениях относится исполнение постановлений о наложении административных взысканий.
Постановление о наложении административного взыскания является обязательным для исполнения всем, к кому оно адресовано, в частности, государственным и общественным органами, предприятиями, учреждениями, организациями, должностными лицами и гражданами.
Постановление о наложении административного взыскания подлежит исполнению с момента его вынесения, если иное не установлено законодательством Республики Беларусь.
При обжаловании или опротестовании постановления о наложении административного взыскания постановление подлежит исполнению после оставления жалобы или протеста без удовлетворения, за исключением постановлений о применении меры взыскания в виде предупреждения, а также в случаях наложения штрафа, взимаемого на месте совершения административного правонарушения.
Законодательством установлены способы и органы, осуществляющие исполнение решений, которые в установленном порядке могут принимать меры по принудительному исполнению.
Таким образом, деятельность участников административного процесса осуществляется во времени как последовательный ряд связанных между собой процессуальных действий по реализации прав и взаимных обязанностей. Процесс проходит несколько сменяющих одна другую стадий. Стадии органично связаны между собой. Последующая, как правило, начинается только после того, как закончена предыдущая. На новой стадии проверяется то, что сделано раньше. Начинается административный процесс возбуждением дела, а заканчивается исполнением постановления о наложении административного взыскания.
2. Принципы государственной службы
Одним из важнейших видов целенаправленной деятельности человека, а также общества и государства, является служба. В зависимости от форм собственности, на которой базируются органы или организации, где люди осуществляют служебную деятельность, а также характера выполняемых работниками функций служба может быть государственной; в органах местного самоуправления, в негосударственных объединениях (хозяйственных товариществах и обществах, акционерных обществах и тому подобное).
Государственная служба представляет собой вид трудовой деятельности, осуществляемой на профессиональной основе работниками государственных органов в целях выполнения задач и функций государства.[5 стр. 65]
Принципы государственной службы – это основные, концептуальные начала, догмы и положения, на которых держится вся система государственной службы. Принципы лежат в основе формирования и фу4нкционирования государственных органов. Государственная служба основана на следующих принципах.
Принцип верховенства Конституции над иными нормативными правовыми актами, должностными инструкциями при исполнении государственными служащими должностных обязанностей и обеспечении их прав.
Принцип приоритета прав и свобод человека и гражданина перед интересами государства.
Принцип разделения властей – законодательной, исполнительной и судебной, закрепленный в ст.6 Конституции, выражает прежде всего самостоятельность каждой из этих ветвей, независимость в установленных пределах при осуществлении своих функций.
Принцип равного доступа граждан к государственной службе. Так в ст.39 Конституции определено: «Граждане Республики Беларусь в соответствии со своими способностями, профессиональной подготовкой имеют право равного доступа к любым должностям в государственных органах».[4 стр. 12] Требования, предъявляемые к кандидату на должность государственного служащего, обуславливаются исключительно характером должностных обязанностей. Из данного правила есть ряд исключений, которые не искажают, а наоборот, подтверждают его ценность.
Принцип обязательности для государственных служащих решений, принятых вышестоящими государственными органами и руководителями в пределах их полномочий и в соответствии с законодательством, благодаря чему создаются реальные условия для исполнительной дисциплины во всех звеньях государственного механизма.
Принцип профессионализма и компетентности государственных служащих является ведущим началом при организации и функционировании государственной службы. Это не только одно из основных требований. Определяющих формирование и практическу4ю деятельность персонала, но и необходимое правовое условие, без выполнения которого невозможно получение права на осуществления должностных полномочий.
Принцип гласности в осуществлении государственной службы предполагает открытость законодательства о государственной службе. Средствам массовой информации, всей общественности должны быть открыты важнейшие стороны деятельности государственных служащих. Суть этого принципа заключается в участии граждан в деятельности органов государственной власти и местного самоуправления.
Принцип ответственности государственных служащих за подготовляемые и принимаемые решения, неисполнение либо ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей призван стимулировать добросовестное и правильное выполнение служащими своих служебных обязанностей, невыполнение или ненадлежащее выполнение которых обязательно сопровождается применением мер ответственности. Решения, которые разрабатываются и принимаются государственными служащими, должны отвечать требованиям целесообразности, законности, соответствия положениям правовых актов управления.
Принцип единства основных требований, предъявляемых к государственной службе, означает: едиными, то есть одинаковыми, должны быть все установленные в законодательных актах требования как к государственной службе, так и к государственному служащему, к организации государственной службы, к поступлению на государственную службу, квалификационные требования к служащим, требования к выполнению ими своих должностных обязанностей, проведению аттестации государственных служащих, применению к ним дисциплинарной ответственности, повышению квалификации и так далее. Положение государственного служащего не должно зависит от политической конъюнктуры, конкретной личности политического руководителя, необоснованных организационных импровизаций.
Внепартийность государственной службы. В системе государственной службы не допускается создание организаций политических партий и движений. Государственные служащие при исполнении должностных обязанностей не связаны решениями общественных объединений и политических партий и обязаны руководствоваться законодательством.
Принцип социально-правовой защиты служащих означает прежде всего создание необходимых условий для нормальной деятельности, принятие мер к устранению препятствий осуществления служебных обязанностей. Служащим планируется денежное содержание, оплачиваемые отпуска, пенсионное обеспечение и так далее. Государственным служащим на отдельных видах государственной службы могут предоставляться льготы по налогообложению, оплате транспорта, жилья и так далее.
И в заключении можно сказать, что принципы государственной службы указывают на основополагающие черты, важнейшее содержание и значение самой государственной службы. Они подразумевают под собой требования, которые: во-первых, являются обязательными для всех лиц и организаций, в той или иной степени имеющих отношение к государственной службе; во-вторых, распространяются на все виды государственной службы; в-третьих, охватывают все организационные, правовые и другие стороны, из которых складывается содержание государственной службы, установление должности, подбор работников и так далее.
3. Полномочия Президента Республики Беларусь в сфере исполнительной власти
Пост Президента учрежден в Республики Беларусь Конституцией 1994 г., и соответственно в ней, а также в Законе РБ «О Президенте Республики Беларусь» закреплен правовой статус Президента. Статус Президента РБ многогранен, сложен и достаточно динамичен. Президент осуществляет государственную власть в качестве главы государства, возвышаясь над законодательной, исполнительной и судебной ветвями власти. Согласно ст.79 Конституции: «Президент Республики Беларусь олицетворяет единство народа, является гарантом Конституции Республики Беларусь, прав и свобод человека и гражданина, обеспечивает функционирование и взаимодействие органов государственной власти. Он принимает меры по охране суверенитета, национальной и территориальной целостности Республики Беларусь, обеспечению политической и экономической стабильности».[4 стр. 20]
Президент Республики Беларусь как Глава государства обладает большой властью в разных сферах и областях государственной жизни. Однако только в сфере исполнительной власти Президент РБ имеет большие и ответственные полномочия, без всестороннего учета которых невозможно представить реальное и эффективное функционирование исполнительной власти в целом. Условно указанные полномочия Президента Республики Беларусь можно разделить на следующие группы:
определяя основные направления внутренней и внешней политики, Президент Республики Беларусь формирует цели, задачи и конкретные направления деятельности Правительства, ведущих министерств и других центральных органов государственного управления;
Президент РБ назначает с согласия Палаты представителей Премьер-министра РБ, назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства РБ, министров, председателей государственных комитетов, комитетов при Совете Министров и других членов Правительства;
Президент РБ вносит в Палату представителей законопроекты, в том числе касающиеся правового статуса органов исполнительной власти;
Президент РБ определяет систему органов исполнительной власти, назначает руководителей республиканских органов государственного управления, определяет их статус;
Президент РБ имеет право председательствовать на заседаниях Правительства РБ, принимает решение об отставке Правительства;
Президент РБ формирует и возглавляет Совет Безопасности РБ;
Президент РБ формирует Администрацию Президента РБ;
Президент РБ назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил Республики Беларусь;
Президент Республики Беларусь имеет право отменять акты правительства, местных органов исполнительной власти;
Президент Республики Беларусь на основе и в соответствии с Конституцией создает указы и распоряжения, имеющие обязательную силу на всей территории Республики Беларусь. В случаях, предусмотренных Конституцией, Президент издаёт декреты, имеющие силу законов. Президент непосредственно или через создаваемые им органы обеспечивает исполнение декретов, указов и распоряжений.
Организационно Президент никому не подчинен, он обладает высокой степенью независимости от других государственных органов. Но в правовых актах, регулирующих его правовой статус, закрепляется вторичный, подзаконный характер президентской власти. Конституцией РБ предусмотрена политическая ответственность Президента РБ за нарушение Конституции, законов и данной им присяги. За такие действия он может быть отрешен от должности.
Для непосредственного обеспечения деятельности Президента, реализации его полномочий Президентом создаются Администрация Президента Республики Беларусь и другие органы государственного управления, которые подотчетны ему.
И подводя итог выше изложенному, еще раз хотелось бы подчеркнуть всю важность роли Президента в сфере исполнительной власти. Да, естественно, каждая ветвь власти имеет огромное значение в жизни каждой страны, но то, как Президент РБ будет исполнять свои полномочия, зависит настоящее и будущее народа, который доверил ему эту власть.
Литература
Гавриленко Д.А. Административное право: Учеб. Пособие /Д.А. Гавриленко, С.Д.Гавриленко; Под ред. Д-ра юрид. Наук, проф. Д.А.Гавриленко. – Мн.: Амалфея, 2002. – 416 с.
Гавриленко Д.А. Административное право Республики Беларусь: Курс лекций/ Д.А.Гавриленко, И.И.Мах. – Мн.: Дикта, 52004. – 416 с.
Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях. Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях. – Минск: Нац. Центр правовой информации Респ. Беларусь, 2007. – 172 с.
Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. И 17 октября 2004 г.). – Минск: Амалфея, 2008. – 48 с.
Сухаркова А.И., Постникова А.А. Административное право Республики Беларусь. – Могилёв.: «Могилёвская областная типография», 1999. – 172 с.