Содержание
Глава 1. Генезис становления законодательной (представительной) власти в Чеченской Республике
1.2 Место и роль Парламента Чеченской Республики в системе ее органов государственной власти
Глава 2. Проблемы формирования и структуры Парламента Чеченской Республики
2.1 Бикамерализм, используемый при парламентских выборах в Чеченской Республике
2.2 Контрольные полномочия парламента Чеченской Республики после выборов
Список использованной литературы
Введение
Трансформация общественно-политического строя Российской Федерации в начале 90-х годов прошлого века объективно обусловила изменения государственного обустройства в ее субъектах. За прошедшие после принятия Конституции Российской Федерации годы законодательная власть в субъектах стала заметной и весьма активной составляющей регионального политического ландшафта. В отличие от других субъектов Федерации, становление законодательного органа Чеченской республики, в силу известных обстоятельств, началось лишь в начале 2000-х годов, что позволило учесть накопленный в 90-х годах как негативный, так и позитивный опыт создания нормативно - правовой базы организации, деятельности и взаимодействия властей на региональном уровне. Такое «отставание» сделало процесс становления законодательного (представительного) органа менее трудным и способствовало формированию собственной модели народного представительства.
Ввиду непродолжительного времени действия нового парламентского института в ЧР, пока преждевременно говорить о завершении формирования подлинно демократического органа народного представительства. На сегодняшний день ясно одно: процесс обновления политической жизни меняет поведение людей, способствует избавлению от старых, доставшихся от прежней эпохи архаичных привычек, обычаев и рудиментов.
С принятием в 2003 году новой Конституции Чеченской Республики и проведением на ее основе 27 ноября 2005 г. первых выборов в ее Парламент, наступил новый этап нормализации политической, социально - экономической обстановки в Республике, становления современной организации ее государственной власти.
Актуальность темы курсовой работы обусловлена тем, что сама по себе институционализация Парламента не гарантирует деятельностную сторону законодательной власти. Впереди большой и долгий труд по приведению законодательного (представительного) органа государственной власти Республики в оптимальную систему, повышению его эффективности в соответствии с ожиданиями чеченского народа.
Актуальность исследования парламентских выборов Чеченской Республики обусловлена также ее географическими, территориальными, природными, демографическими, историческими и иными условиями и факторами.
Объектом курсовой работы являются общественные отношения, складывающихся в сфере организации и деятельности законодательного органа Чеченской Республики на базе конституционного принципа народовластия.
Предмет курсовой работы – теоретические основы, нормативное содержание конституционно-правового статуса Парламента Чеченской Республики, а также практика реализации его полномочий, в том числе контрольных, содержание и формы взаимодействия с органами исполнительной власти Республики.
Целью курсовой работы является анализ конституционно-правового регулирования парламентских выборов в Чеченской республике.
В курсовой работе следует решить следующие задачи:
Раскрыть правовое содержание принципов формирования и становления основ парламентаризма, обеспечивающих реализацию в субъектах Федерации принципов народовластия и разделения властей;
Определить особенности реализации конституционно-правового статуса законодательного (представительного) органа власти Чеченской Республики с учетом различной типологии форм организации органов государственной власти;
Провести правовой анализ парламентских выборов в Чеченской республике.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
Глава 1. Генезис становления законодательной (представительной) власти в Чеченской Республике
1.1 Возникновение, становление и развитие законодательных учреждений в Чечне на основе народного представительства
Исторически парламентские выборы в Чечне начали проводится с 13-14 вв. На территории Чечни существовал прообраз такого представительства, именовавшегося Мехк-Кхел (Совет страны). В его состав выбирали людей не моложе 40 лет, обладавших высоким нравственным авторитетом, жизнь и поведение которых служили образцом для всех жителей. Имущественный ценз при этом не допускался.
Мехк-Кхел и его члены – чеченские старейшины обладали достаточно широкими правами: устанавливали порядок землевладения и землепользования, определяли нормы поведения и меры наказания за их нарушение, решали вопросы как внутренней, так и внешней торговли, принимали меры по обеспечению обороны крепостей, по строительству сторожевых постов и пограничных поселений, решали вопросы войны и мира. Для общественных нужд ими устанавливались и проводились сборы материальных средств, вводились различные виды обложений и повинностей. В случае если отдельные сельские или территориальные общины не подчинялись решению Мехк-Кхела, к ним применялись суровые меры, вплоть до полного их уничтожения. Из письменных источников известны случаи, когда власти сжигали неповиновавшиеся села1.
В некоторых районах Чечни такого рода органы просуществовали вплоть до 1944 года в форме своеобразной традиции общественного самоуправления.
Сложившаяся после 1917 года советская система организации власти, просуществовавшая до начала 1990-х годов, основывалась на марксистско-ленинской концепции о том, что советы - это «работающие корпорации», представитсльные учреждения, которым чужды свойства парламентаризма. Особенностью организации и деятельности представительных органов рассматриваемого периода являлось то, что советы образовывали единую систему (вертикаль), во главе которой стоял Верховный Совет СССР.
Тем самым каждый вышестоящий совет руководил нижестоящим вплоть до самого низового звена (сельского, станичного, аульного и т.п.). Высший представительный орган Чечено-Ингушской АССР, следовательно, входил в систему высших представительных учреждений РСФСР, а через нее и Советского Союза. Автономные республики избирали в Совет Национальностей Верховного Совета СССР по 11 депутатов и обладали правом законодательной инициативы.
Отказ от принципа разделения властей обусловливал и ряд других характерных черт советского государственного строительства, среди которых следует отметить статус депутатов. Они реализовывали свои полномочия не порывая с производственными или служебными обязанностями. Депутатский мандат носил императивный характер, вследствие чета депутатам вменялось в обязанность выполнять наказы избирателей и систематически перед ними отчитываться. Депутат в случае, если он не оправдал доверия избирателей, совершил действия, недостойные звания депутата и по другим основаниям, мог быть отозван избирателями2.
Анализ истории народного представительства в Чечне представляет большой интерес, поскольку позволяет извлечь уроки из прошлого, сравнить с настоящим временем и строить современную парламентскую систему, которая вобрала бы в себя лучшее и служила интересам чеченского народа.
К факторам, предопределяющим статус, организацию и деятельность парламентов субъектов Российской Федерации следует отнести республиканскую форму правления страны и ее федеративное устройство, разделение властей и единство государственной власти, закрепляемых в Конституции в качестве основ конституционного строя.
Конституционный Суд Российской Федерации в одном из своих решений сформулировал правовую позицию, согласно которой принцип единства государственной власти (ч.3 ст.5 Конституции РФ) требует, чтобы субъекты Федерации при организации своей системы органов государственной власти исходили из федеральной схемы взаимоотношений законодательной и исполнительной власти.
Второй уровень наполнения конституционно-правового статуса парламента поэлементным содержанием определяется субъектом Федерации самостоятельно с учетом основ конституционного строя и федеральных законов. Он представляет собой совокупность правовых норм, содержащихся в конституциях или уставах, законах, регламентах и иных правовых актах каждого субъекта Российской Федерации.
Конституционно-правовой статус парламента включает, как правило, следующие элементы:
комплекс конституционных, законодательных и регламентных норм, устанавливающих цели, задачи и принципы деятельности парламента;
нормы, определяющие его законодательную и представительскую функции;
систему средств и способов, направленных на создание и обеспечение сдержек и противовесов во взаимоотношениях с исполнительной властью;
компетенцию, как совокупность прав, обязанностей, полномочий парламента и его ответственности;
нормы о структуре парламента в целом и внутренней его организации;
порядок и формы взаимодействия с исполнительной властью субъекта Федерации и федеральными органами государственной власти;
правила законодательного процесса; порядок проведения заседаний и принятия решений;
порядок избрания депутатов и их правовой статус - права, обязанности, ответственность и основные гарантии деятельности3.
1.2 Место и роль Парламента Чеченской Республики в системе ее органов государственной власти
При характеристике понятия «парламент» употребляются термины: высший законодательный и представительный орган, причем термин «представительный» подчеркивает структурные характеристики этого органа, как состоящего из представителей различных слоев населения – депутатов, а «законодательный» - функциональные, так как основная его функция – принятие законов.
Выборность законодательных (представительных) органов власти также оказывает существенное влияние на место и роль парламента в системе разделения властей. Воспроизведение на региональном уровне принципа разделения властей само по себе имеет незаменимое значение, которое возрастает при наполнении его реальным народным представительством, основанным на современных демократических ценностях и институтах4.
Фактической реализации принципа разделения властей в субъектах Российской Федерации присущ ряд формальных и реальных особенностей, обусловленных организацией власти на федеральном уровне и неудовлетворенностью существующей моделью разделения властей, в которой нет устойчивого баланса законодательной и исполнительной власти. В этой связи обращают на себе внимание современные интерпретации разделения властей, в частности, придание ему характера ориентирующего принципа. Его реализация на региональном уровне закономерно приняла разнообразные формы, поскольку Конституция РФ наделила субъекты правом самостоятельно устанавливать систему своих органов государственной власти5.
С принятием Конституции Чеченской Республики 2003 года начинается новый этап в истории чеченского парламентаризма. Был воссоздан республиканский парламент, состоящий из двух палат и наделенный достаточно широкими властными полномочиями. Новой чеченской Конституцией была заложена первоначальная законодательная база для формирования полностью независимой ветви представительной власти. Однако мы должны отдавать себе отчет в том, что это было только начало длительной и кропотливой работы по тонкой «настройке» всего политического механизма Чеченской Республики. В частности, необходимо было с одной стороны оптимизировать структуру высшего органа законодательной власти, с другой – отработать механизм взаимодействия с исполнительной и судебной ветвями власти.
Что касается оптимизации структуры органа законодательной власти, то конкретные шаги в этом направлении уже предприняты. В Конституцию Чеченской Республики были внесены поправки, благодаря которым стало возможным проведение 12 октября 2008 года выборов в новый однопалатный парламент, состоящий из 41 депутата.
Важным аспектом организации любого законодательного органа являются принципы, на которых основывается их деятельность. Как и вопрос о структуре, совокупность принципов влияет на статус парламента.
Следуя федеральному законодательству, Конституция ЧР и регламенты Парламента к принципам их деятельности относят: народовластие, политическое многообразие, коллективное, свободное обсуждение и коллективное решение – опросов, гласность, ответственность и подотчетность создаваемых ими органов, избираемых или назначаемых должностных лиц, законность, учет общественного мнения, раздельная деятельность палат.
Принципы деятельности Чеченского парламента нуждаются в нормативно-правовой детализации и организационно-правовом обеспечении, поскольку имеют решающее значение для определения того, является ли парламент подлинным институтом народного представительства, адекватно ли он осуществляет свои функции либо его деятельность является номинальной.
Глава 2. Проблемы формирования и структуры Парламента Чеченской Республики
2.1 Структура парламента и его полномочия
Парламент Чеченской Республики является постоянно действующим высшим и единственным законодательным (представительным) органом государственной власти Чеченской Республики.
Парламент Чеченской Республики является однопалатным и состоит из 41 депутата, избираемых сроком на 5 лет гражданами Российской Федерации, проживающими в Чеченской Республике, на основе прямого избирательного права при тайном голосовании, в порядке, установленном федеральным законодательством, настоящей Конституцией и законами Чеченской Республики.
Депутатом Парламента Чеченской Республики может быть избран гражданин Российской Федерации, не имеющий гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства достигший на день голосования 21 года.
Порядок проведения выборов депутатов Парламента Чеченской Республики устанавливается федеральными законами, настоящей Конституцией и законом Чеченской Республики6.
Парламент Чеченской Республики является правомочным, если в его состав избрано не менее двух третей от установленного числа депутатов.
Заседания Парламента Чеченской Республики являются открытыми, за исключением случаев, установленных федеральными законами, Конституцией Чеченской Республики, законами Чеченской Республики, а также Регламентом Парламента Чеченской Республики.
Парламент Чеченской Республики созывается на первое заседание избирательной комиссией Чеченской Республики не позднее 15 дней после избрания.
Первое заседание каждой из палат Парламента Чеченской Республики открывает старейший депутат по возрасту и ведет его до избрания Председателя Парламента Чеченской Республики.
Со дня начала работы вновь избранного Парламента Чеченской Республики полномочия Парламента Чеченской Республики прежнего созыва прекращаются.
Парламент Чеченской Республики обладает правами юридического лица, имеют гербовую печать, самостоятельно решают вопросы организационного, правового, информационного, материально-технического и финансового обеспечения своей деятельности.
Расходы на обеспечение деятельности Парламента Чеченской Республики предусматриваются в бюджете Чеченской Республики отдельной строкой в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации.7
Порядок деятельности и организация работы Парламента Чеченской Республики определяются Конституцией Чеченской Республики, законами о Парламенте Чеченской Республики, о статусе депутата Парламента Чеченской Республики, а также Регламентом Парламента Чеченской Республики.
Парламент Чеченской Республики на своём первом заседании тайным голосованием из своего состава избирает Председателя Парламента Чеченской Республики и его заместителей.
Председателем Парламента Чеченской Республики и его заместителями считаются избранными депутаты, набравшие при тайном голосовании более половины голосов от числа избранных депутатов Парламента Чеченской Республики.
Председатель Парламента Чеченской Республики и его заместители в своей деятельности подотчетны Парламенту Чеченской Республики и могут быть освобождены от должности путем тайного голосования большинством голосов от числа избранных депутатов Парламента Чеченской Республики.
Рассмотрим полномочия парламента Чеченской Республики, который:
принимает Конституцию Чеченской Республики, вносит изменения и поправки в неё;
наделяет гражданина Российской Федерации полномочиями Главы Чеченской Республики в порядке, предусмотренном федеральным законом;
рассматривает вопрос о даче согласия Главе Чеченской Республики на назначение Председателя Правительства Чеченской Республики, если Глава Чеченской Республики не совмещает эту должность, первого заместителя и заместителей Председателя Правительства Чеченской Республики, а также министров, осуществляющих полномочия в сфере финансов, экономики, промышленности и сельского хозяйства;
рассматривает вопрос о даче согласия Главе Чеченской Республики на назначение первого заместителя и заместителей председателя Правительства Чеченской Республики, а так же министров, осуществляющих полномочия в сфере финансов, экономики, промышленности и сельского хозяйства;
осуществляет законодательное регулирование по предметам ведения Чеченской Республики и предметам совместного ведения Российской Федерации и Чеченской Республики в пределах полномочий Чеченской Республики;
утверждает соглашения об изменении границ Чеченской Республики с другими субъектами Российской Федерации;
формирует Счетную палату Чеченской Республики в порядке, установленном законом Чеченской Республики;
осуществляет право законодательной инициативы по внесению законопроектов в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации;
избирает в соответствии с федеральным законом на срок своих полномочий представителя в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от Парламента Чеченской Республики;
по представлению Главы Чеченской Республики назначает судей Конституционного Суда Чеченской Республики и мировых судей Чеченской Республики;
назначает и освобождает от должности половину состава Избирательной комиссии Чеченской Республики;
назначает референдум Чеченской Республики в случаях, предусмотренных законом Чеченской Республики;
назначает дату проведения выборов в Парламент Чеченской Республики в соответствии со сроками, установленными федеральным законом;
принимает участие в формировании состава Правительства Чеченской Республики в порядке, установленном законом Чеченской Республики;
назначает и освобождает от должности по представлению Главы Чеченской Республики Уполномоченного по правам человека в Чеченской Республике;
согласовывает представленную Генеральным прокурором Российской Федерации кандидатуру для назначения на должность прокурора Чеченской Республики;
назначает в соответствии с законом Чеченской Республики представителей общественности в состав квалификационной коллегии судей Чеченской Республики;
заслушивает ежегодный отчет Председателя Правительства Чеченской Республики о результатах деятельности Правительства Чеченской Республики, в том числе по вопросам, поставленным Парламентом Чеченской Республики;
осуществляет иные полномочия, установленные Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, Конституцией Чеченской Республики и законами Чеченской Республики8.
Полномочия Парламента Чеченской Республики могут быть прекращены досрочно в случае:
принятия Парламентом Чеченской Республики не менее чем двумя третями голосов от установленного числа депутатов Парламента Чеченской Республики решения о самороспуске;
роспуска Главой Чеченской Республики по основаниям, указанным в части 2 настоящей статьи;
вступления в силу решения Верховного суда Чеченской Республики о неправомочности данного состава депутатов Парламента Чеченской Республики, в том числе в связи со сложением ими своих полномочий;
роспуска Президентом Российской Федерации в порядке и по основаниям, предусмотренным федеральным законом.
Глава Чеченской Республики вправе принять решение о досрочном прекращении полномочий Парламента Чеченской Республики в случае принятия им закона Чеченской Республики или постановления, противоречащих Конституции Российской Федерации, федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и Чеченской Республики, Конституции Чеченской Республики, если такие противоречия установлены соответствующим судом, а Парламент Чеченской Республики не устранил их в течение шести месяцев со дня вступления в силу судебного решения.
Решение Главы Чеченской Республики о досрочном прекращении полномочий Парламента Чеченской Республики принимается в форме указа.
В случае досрочного прекращения полномочий Парламента Чеченской Республики по основаниям, предусмотренным настоящей статьей, внеочередные выборы в Парламент Чеченской Республики назначаются в соответствии с настоящей Конституцией и законом Чеченской Республики в порядке и сроки, установленные федеральным законом.
Депутатские объединения образуются на добровольной основе на весь срок полномочий парламента.
В Чечне Депутаты Парламента избираются только по партийным спискам, то есть по пропорциональной системе.
2.2 Принципы парламентских выборов в Чеченской Республике
15 ноября 2010 года Чеченские парламентарии в ходе своего очередного заседания приняли в 3-м чтении республиканский закон о внесении изменений в Закон ЧР «О выборах депутатов Парламента ЧР».
Данный законопроект был подготовлен Избирательной комиссией ЧР в связи с необходимостью приведения некоторых его положений в соответствие с федеральным законодательством.
Речь идет о Федеральном законе от 22 апреля 2010 года «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с повышением представительства избирателей в законодательных (представительных) органах государственной власти субъектов РФ и освобождением от сбора подписей избирателей политических партий, списки кандидатов которых получили депутатские мандаты в законодательных (представительных) органах государственной власти субъектов РФ»
Вносимые изменения, в частности, касаются получения депутатского мандата политическими партиями, набравшими менее 7, но более 5 процентов на выборах депутатов Парламента ЧР.
По результатам голосования Закон ЧР «О внесении изменений в Закон ЧР «О выборах депутатов Парламента ЧР» был принят в окончательном чтении.9.
В нашей работе мы коснемся хода проведения последних выборов в парламент Чеченской Республики, которые состоялись в 2005 году.
На время перед выборами в СМИ бытовало мнение, что в чеченский парламент будет не выбран, а сформирован по образцу государственной Думы РФ. Федеральный центр в очередной раз упускал возможность инициировать общественную дискуссию, которую в рамках представительного органа власти могло бы начать все чеченское общество.
Сепаратизм и радикальный ислам нанесли Чечне и ее жителям очень значительный ущерб за последние десять лет и, вполне возможно, если бы людям дано было право публично обговорить все, что связано с этими очень непростыми, но остающимися жизненно важными для десятков тысяч чеченцев проблемами, исход мог бы оказаться крайне благоприятен для Кремля.
Итак, по состоянию на 20 сентября (выборы 27 ноября) в чеченский избирком подали заявления на регистрацию 24 человека.
Среди тех, кто изъявил желание бороться за места в Парламенте, были, бывший депутат Парламента Ичкерии Саламбек Кунчалов, экс-депутат насильственно разогнанного в 1991 году Верховного Совета Чечено-Ингушской республики известный политик Амин Осмаев, начальник отдела Совбеза ЧР Алавди Мацуев, сотрудник Ачхой-Мартановского РОВД Магомед Асламбеков и другие.
Для участия в выборах допущены 21 политические партии. Партийный список сильнейшей российской партии - «Единой России» возглавляет тройка известных в республике людей – министр сельского хозяйства в промосковском правительстве ЧР Дукваха Абдурахманов, председатель Госсовета Чечни Таус Джабраилов и председатель Комитета по контролю над расходованием бюджетных средств при Правительстве ЧР Адлан Барзукаев.
Всего в Парламент ЧР будет избран 61 депутат. Он будет состоять из 2-х палат: Совета Республики и Народного Собрания (период до реформирования).
В итоге на 58 мест в Парламенте Чеченской Республики претендовали 357 кандидатов. Из них 251 по одномандатным избирательным округам и 106 кандидатов – по единому избирательному округу от региональных отделений 8 политических партий.
Среди партий наибольшее число кандидатов – 49 – выдвинула партия «Единая Россия».
Среди претендентов на депутатские мандаты было немало представителей правящей элиты, таких как вице-премьер промосковского правительства Чечни Д. Абдурахманов, председатель Госсовета Т. Джабраилов, руководители республиканских комитетов по контролю над расходованием поступающих в Чечню бюджетных средств и по делам внутриперемещенных граждан А. Барзукаев, М. Мачуев и другие.
Также баллотировались и люди, которые занимали должности в Чеченской Республике Ичкерия. Это бывший министр обороны М. Хамбиев, директор Службы национальной безопасности И. Хултыгов и бывшие депутаты парламента Ичкерии М. Гушакаев и С. Кунчалов.
Среди кандидатов было немало деятелей культуры и спорта. Это, прежде всего, певица Т. Дадашева, всемирно известный борец вольного стиля Х. Орцуев, поэты Ш. Цуруев, У. Саиев и другие.
Предвыборная агитация в печатных и электронных СМИ начиналпсь 29 октября и длилась она один месяц. Выборы назначены на 27 ноября.
В республике на тот момент насчитывалось почти 600 тысяч избирателей. На территории Чечни было образовано 429 избирательных участков. Члены окружных избирательных комиссий были взяты под охрану местных силовых структур10.
Подготовка к выборам была завершена 18 ноября 2005 года. Окончательно были уточнены списки избирателей: их оказалось 596 тысяч человек, в том числе около 34 тысяч российских военнослужащих и членов их семей. Также изготовлены избирательные бюллетени.
Отметим, что на парламентских выборах присутствовали наблюдатели из Лиги Арабских стран, Организации «Исламская конференция» и исполкома СНГ. Напомним, что Парламентская ассамблея Совета Европы (ПАСЕ) раннее решила направить на выборы лишь группу в составе пяти-шести человек для «оценки ситуации и сбора информации»11.
Таким образом, по завершению выборов, ни у кого не вызвали удивления их результаты. Практически все прогнозы наблюдателей оправдались. Чеченский парламент стал «кадыровским»12.
Победу на выборах, как и ожидалось, одержала «Единая Россия», получившая абсолютное большинство мест в парламенте. Кроме этой партии власти в чеченский парламент вошли только Коммунистическая партия Российской Федерации и Союз правых сил, набравшие, если верить предварительным данным Центральной избирательной комиссии Чечни (ЦИК), по 11 процентов голосов избирателей, в то время как «Единую Россию» поддержали более 61 процентов граждан.
Несмотря на тот факт, что большинство граждан Чечни проигнорировали проводившиеся 27 ноября выборы депутатов парламента республики, официальные власти объявили их «состоявшимися». Более того, чеченский избирком заявил о «высокой активности граждан в день голосования». Явка людей на избирательные участки, по данным ЦИК, составила более 60-ти процентов.
При этом особо подчеркивается, что жалоб со стороны наблюдателей в избирком не поступало, а голосование проходило в спокойной обстановке. Однако, представители неправительственных организаций и журналисты, побывавшие на избирательных участках, говорят об обратном.
Практически на всех участках явка людей в первой половине дня, когда обычно большинство граждан и идет на избирательные участки, была от силы 5-10%. В селах эти цифры могли быть выше, скажем 20-25%, потому что баллотирующихся там кандидатов поддерживали соседи, родственники и знакомые
Между тем, руководство Чечни и представители ЦИКа объявили о том, что уже к 12-ти часам дня 27 ноября в выборах приняли участие 25% избирателей. Выборы, по утверждениям высокопоставленных чиновников были «открытыми, демократичными и прозрачными».
Выборы на этот раз обошлись без беженцев
Чеченские беженцы, проживающие в пунктах временного размещения на территории Ингушетии, которых по разным оценкам насчитывается от 23-х до 40 тысяч человек, в этот раз не были привлечены к участию в голосовании.
Если при проведении референдума по Конституции республики в лагерях беженцев устанавливались урны для голосования, а во время выборов президентов Кадырова и Алханова (соответственно в 2003-м и 2004-м годах), для доставки беженцев на избирательные участки в Чечне выделялись специальные автобусы, то в этот раз власти вынужденных переселенцев просто проигнорировали.
Таким образом следует подвести итог: выборы в Чечне проходили мирно, без особых недоразумений и конфликтов, однако существует мнение, что результаты был известны заранее, поскольку здесь сказывалось давление и авторитет Кадырова.
Заключение
Анализ истории народного представительства в Чечне представляет большой интерес, поскольку позволяет извлечь уроки из прошлого, сравнить с настоящим временем и строить современную парламентскую систему, которая вобрала бы в себя лучшее и служила интересам чеченского народа.
К факторам, предопределяющим статус, организацию и деятельность парламентов субъектов Российской Федерации следует отнести республиканскую форму правления страны и ее федеративное устройство, разделение властей и единство государственной власти, закрепляемых в Конституции в качестве основ конституционного строя. Конституционный Суд Российской Федерации в одном из своих решений сформулировал правовую позицию, согласно которой принцип единства государственной власти (ч.3 ст.5 Конституции РФ) требует, чтобы субъекты Федерации при организации своей системы органов государственной власти исходили из федеральной схемы взаимоотношений законодательной и исполнительной власти.
Что касается оптимизации структуры органа законодательной власти, то конкретные шаги в этом направлении уже предприняты. В Конституцию Чеченской Республики были внесены поправки, благодаря которым стало возможным проведение 12 октября 2008 года выборов в новый однопалатный парламент.
Парламент Чеченской Республики является постоянно действующим высшим и единственным законодательным (представительным) органом государственной власти Чеченской Республики.
Парламент Чеченской Республики состоит из 41 депутата, избираемых сроком на 5 лет гражданами Российской Федерации, проживающими в Чеченской Республике, на основе прямого избирательного права при тайном голосовании, в порядке, установленном федеральным законодательством, настоящей Конституцией и законами Чеченской Республики.
На парламентских выборах в Чеченской республике победу, как и ожидалось, одержала «Единая Россия», получившая абсолютное большинство мест в парламенте. Кроме этой партии власти в чеченский парламент вошли только Коммунистическая партия Российской Федерации и Союз правых сил, набравшие, если верить предварительным данным Центральной избирательной комиссии Чечни (ЦИК), по 11 процентов голосов избирателей, в то время как «Единую Россию» поддержали более 61 процентов граждан.
Выборы в Чечне проходили мирно, без особых недоразумений и конфликтов, однако существует мнение, что результаты был известны заранее, поскольку здесь сказывалось давление и авторитет Кадырова.
Список использованной литературы
Конституция РФ. Официальный текст. – М., Норма, 2009.- 52 с.
Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. – М.: Норма, 2010 – 386 с.
Келиматов А.В. Чечня: В когтях дьявола или на пути к самоуничтожению (История, аргументы и факты). - М.: ЭКОПРИНТ, 2008. – 193 с.
Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право Российской Федерации. – М.: Юрист, 2009 – 429 с.
Конституционный строй России. / Отв. ред. А.Е. Козлов. – М., Юрист, 2009 – 361 с.
Лугин В.О. Конституционные нормы и правоотношения. – М.: Юнити, 2007 – 273 с.
Румянцев О.Г. Основы конституционного строя. – М.: Право, 2008 – 254 с.
Хамидов A.M. Социальное содержание и правовые основы статуса законодательного (представительного) органа власти Чеченской Республики//Аспирантский сборник РГСУ. №4 (21). М. 2009 – 400 с.
Хамидов A.M. Теоретические основы применения парламентаризма //Вопросы гуманитарных наук. №6 (21). М. 2008 –С 47-49.
Хамидов A.M. Понятие и структура статуса парламента субъекта Российской Федерации. Ученые записки РГСУ № 4 (52) (приложение). М. 2009 – 180 с.
Хамидов A.M. Парламент Чеченской Республики в системе разделения властей/ Закон и право. № 2. 2007 – С.24.
Хрестоматия по Конституционному праву Российской Федерации. – М.: Юрист, 2010 – 537 с.
Червонюк В.И. Конституционная законность и конституционная безопасность // Юристъ. 2008. - № 9. - С. 4
Червонюк В.И. Теория государства и права: учебник для вузов. - М.: ИНФРА-М., 2009. – 329 с.
Чиркин В.Е. Сравнительное конституционное право. – М.: Манускрипт, 2009. – 305 с.
Конституция Чеченской Республики принята 23 марта 2003 года, http://chechnya.gov.ru
http://www.rian.ru/politics/20081012/152988370.html
http://www.businesspress.ru/newspaper/article_mId_33_aId_334381.html
1 Хамидов A.M. Социальное содержание и правовые основы статуса законодательного (представительного) органа власти Чеченской Республики//Аспирантский сборник РГСУ. №4 (21). М. 2009 – С. 69
2 Хрестоматия по Конституционному праву Российской Федерации. – М.: Юрист, 2010 – с. 167 – 168
3 Червонюк В.И. Конституционная законность и конституционная безопасность // Юристъ. 2008. - № 9.- С. 4
4 Конституционный строй России. / Отв. ред. А.Е. Козлов. – М., Юрист, 2009 – с. 89 – 90
5 Хамидов A.M. Парламент Чеченской Республики в системе разделения властей/ Закон и право. № 2. 2007 – С.24.
6 Конституция Чеченской Республики принята 23 марта 2003 года, http://chechnya.gov.ru
7 http://www.rian.ru/politics/20081012/152988370.html
8 Конституция Чеченской Республики принята 23 марта 2003 года, http://chechnya.gov.ru
9 http://www.rian.ru/politics/20081012/152988370.html
10 http://www.businesspress.ru/newspaper/article_mId_33_aId_334381.html
11 http://www.regnum.ru/dossier/514.html
12 Там же